Научная статья на тему 'НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПАНДЕМИИ COVID-19 ДЛЯ БЕЛОРУССКОГО ТУРИСТИЧЕСКОГО РЫНКА'

НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПАНДЕМИИ COVID-19 ДЛЯ БЕЛОРУССКОГО ТУРИСТИЧЕСКОГО РЫНКА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
811
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРОНАВИРУС / ПАНДЕМИЯ / ТУРОПЕРАТОР / ТУРАГЕНТ / ТУРИСТИЧЕСКИЙ РЫНОК / БЕЛАРУСЬ / CORONAVIRUS / PANDEMIC / TOUR OPERATOR / TRAVEL AGENT / TOURIST MARKET / BELARUS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Демьянов С.А.

В связи с катастрофическим падением туристического потока на белорусском туристическом рынке, в статье рассматриваются основные негативные последствия и сложности, возникшие или обострившиеся в период пандемии. Дается статистический анализ динамики объемов международных туристических прибытий в разрезе туристических макрорегионов, анализируются оперативные данные состояния белорусской туристической отрасли. В статье также рассматриваются негативные последствия, которые существенным образом повлияли на состояние белорусского туристического рынка, выявлены проблемы в алгоритме возврата денежных средств при аннуляции тура, рассмотрена структура туристических потоков в январе-октябре 2020 года. Проведен анализ структуры туристических потоков выездного туризма в Республике Беларусь, выявлены факторы, негативно влияющие на хозяйственную деятельность турагентов в условиях пандемии. Проанализированы проблемы, связанные с невозвратностью стоимости билетов на чартерные перевозки пассажиров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEGATIVE IMPACT OF THE COVID-19 PANDEMIC ON THE BELARUSIAN TOURISM MARKET

In connection with the catastrophic drop in the tourist flow in the Belarusian tourist market, the article examines the main negative consequences and difficulties that have arisen or worsened during the pandemic. The statistical analysis of the dynamics of the volumes of international tourist arrivals in the context of tourist macro-regions is given, the operational data of the state of the Belarusian tourist industry are analyzed. The article also examines the negative consequences that significantly influenced the state of the Belarusian tourist market, identifies problems in the algorithm for refunding funds when canceling a tour, and examines the structure of tourist flows in January-October 2020. The analysis of the structure of tourist flows of outbound tourism in the Republic of Belarus is carried out, the factors that negatively affect the economic activity of travel agents in a pandemic are revealed. Analyzed the problems associated with the refund of the cancellation of tours and the irrevocability of the cost of tickets for charter passenger transportation.

Текст научной работы на тему «НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПАНДЕМИИ COVID-19 ДЛЯ БЕЛОРУССКОГО ТУРИСТИЧЕСКОГО РЫНКА»

УДК 338.48

С.А. ДЕМЬЯНОВ

старший преподаватель кафедры маркетинга и международного менеджмента Полесский государственный университет, г. Пинск, Республика Беларусь Е-mail: damienne@mail.ru

Статья поступила 9 октября 2020 г.

НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПАНДЕМИИ COVID-19 ДЛЯ БЕЛОРУССКОГО ТУРИСТИЧЕСКОГО РЫНКА

В связи с катастрофическим падением туристического потока на белорусском туристическом рынке, в статье рассматриваются основные негативные последствия и сложности, возникшие или обострившиеся в период пандемии. Дается статистический анализ динамики объемов международных туристических прибытий в разрезе туристических макрорегионов, анализируются оперативные данные состояния белорусской туристической отрасли. В статье также рассматриваются негативные последствия, которые существенным образом повлияли на состояние белорусского туристического рынка, выявлены проблемы в алгоритме возврата денежных средств при аннуляции тура, рассмотрена структура туристических потоков в январе-октябре 2020 года. Проведен анализ структуры туристических потоков выездного туризма в Республике Беларусь, выявлены факторы, негативно влияющие на хозяйственную деятельность турагентов в условиях пандемии. Проанализированы проблемы, связанные с невозвратностью стоимости билетов на чартерные перевозки пассажиров.

Ключевые слова: коронавирус, пандемия, туроператор, турагент, туристический рынок, Беларусь.

DEMYANOV S. A.

Senior Lecturer at the Department of Marketing and International Management Polessky State University, Pinsk, Republic of Belarus

E-mail: damienne@mail.ru

NEGATIVE IMPACT OF THE COVID-19 PANDEMIC ON THE BELARUSIAN TOURISM MARKET

In connection with the catastrophic drop in the tourist flow in the Belarusian tourist market, the article examines the main negative consequences and difficulties that have arisen or worsened during the pandemic. The statistical analysis of the dynamics of the volumes of international tourist arrivals in the context of tourist macro-regions is given, the operational data of the state of the Belarusian tourist industry are analyzed. The article also examines the negative consequences that significantly influenced the state of the Belarusian tourist market, identifies problems in the algorithm for refunding funds when canceling a tour, and examines the structure of tourist flows in January-October 2020. The analysis of the structure of tourist flows of outbound tourism in the Republic of Belarus is carried out, the factors that negatively

affect the economic activity of travel agents in a pandemic are revealed. Analyzed the problems associated with the refund of the cancellation of tours and the irrevocability of the cost of tickets for charter passenger transportation.

Keywords: coronavirus, pandemic, tour operator, travel agent, tourist market, Belarus.

Введение. В 2020 году международный туристический рынок переживает сильнейший кризис. Пандемия коронавируса парализовала международный туристический бизнес, сведя до минимума все туристические перевозки. Закрытие государственных границ, отмена большинства регулярных и чартерных пассажирских авиаперевозок, приостановка работы туристических предприятий и других объектов туристической инфраструктуры привели к полномасштабному кризису международного туризма. Вследствие этого актуальным представляется анализ негативных последствий пандемии коро-навируса для белорусского туристического рынка.

Основная часть. Согласно данным ЮНВТО, число международных туристических прибытий в январе-октябре 2020 года сократилось на 75% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года [1]. Таким образом, данное падение является крупнейшим в истории международного туризма. Потери доходов от международного туризма только за январь-октябрь 2020 года, согласно экспертной оценке ЮНВТО, составили от 910 миллиардов долларов до 1,2 триллиона долларов, а число туристических прибытий снизилось более чем на 850 миллионов [1]. Колоссальный спад международного туризма спровоцировал закрытие тысяч туристических предприятий, гостиниц, предприятий общественного питания и иных субъектов туристической инфраструктуры. По оценкам ООН, туристическая индустрия может потерять порядка 120 миллионов рабочих мест [1].

Кризисные явления, связанные с пандемией СОУГО-19, катастрофически сказались на всех туристических макрорегионах. Наиболее пострадавшим от пандемии стал Азиатско-Тихоокеанский регион, где сокращение числа туристических прибытий достигло 79% (Северо-Восточная Азия - 86%, Юго-Западная Азия - 74%) [1]. Данное обстоятельство вполне объяснимо, т.к. в этом регионе был зафиксирован очаг пандемии коро-

навируса, что негативно повлияло на динамично развивающийся туристический рынок. Ожидаемо сильно пострадали от пандемии Африка (Северная Африка - 74%, Субсахар-ская Африка - 66%) и Ближневосточный макрорегион (69%). Макрорегионы, демонстрирующие и в докоронавирусный период незначительный рост, отметились в первой половине 2020 года падением числа международных туристических прибытий на 69%. Число туристических прибытий в Европе и Америка также серьезно сократилось - на 68% и 65% соответственно [1]. Европейский макрорегион демонстрировал в высокий туристический сезон менее значительное падение числа прибытий по сравнению с другими макрорегионами, однако вторая волна паде-мии снивелировала различия в падении числа туристических прибытий. Наиболее сильный спад числа туристических прибытий в Европейском макрорегионе отмечался в Северной (72%), Средиземноморской и Центрально-Восточной Европе (по 69%) [1].

Беспецедентный спад международного туризма в 2020 году по своему масштабу значительно превышает кризисный 2009 год, когда падение фиксировалось на уровне 4%. Эксперты ЮНВТО даже в оптимтических прогнозах отмечают восстановление международного туристического рынка не ранее 2024 года [2]. Притом, согласно утверждениям Всемирной медицинской ассоциации, туристический рынок будет находиться на критически низком уровне и в 2021 году, т.к. проблема пандемии решена не будет [3].

Белорусский туристический рынок прогнозируемо демонстрировал падение туристических потоков как на аутгониговом направлении, так и на инкаминге. Несмотря на позитивные изменения, коснувшиеся либерализации визового режима для граждан 80 государств, создания безвизовых зон и популяризации туристического потенциала страны, Республика Беларусь относится к периферии мирового туристического пространства. Соответственно, слаборазвитая туристическая сфера страны оказалась

крайне уязвима для негативных последствий пандемии коронавируса.

Согласно данным Республиканского союза туристических организаций, падение в первые 9 месяцев 2020 года составило 98% на инкаминге и 80% на аутгоинге [4], что выглядит катастрофически.

В летний период, когда наблюдалось снижение числа заболевших, начался процесс открытия границ. Чартерные рейсы из Беларуси осуществлялись только в Турцию, Египет, Болгарию, Тунис, Албанию и Черногорию. Наблюдался даже рост числа туристов, отправившихся в Албанию, по сравнению с

2019 годом, однако данное направление составляет лишь около 1% от белорусского выездного туризма [4]. Осенне-зимний сезон в

2020 году имеет свою специфику: туристам предлагают открытые для посещения экзотические страны - Мальдивы, Доминикану, Танзанию (о. Занзибар) и ОАЭ. Консолида-торами чартерных программ по осенне-зимним направлениям выступают не только зарубежные (Join UP, Coral Travel, TEZ TOUR), но и белорусские туроператоры (Аэротрэвел, Аэробелсервис и Интерсити) [5]. Однако рассматривать серьезный спрос на Мальдивы, Доминикану и Танзанию в условиях политического и экономического кризиса в стране не представляется возможным, доля таких полетных программ даже в новых реалиях туризма будет мизерной.

Снижение потока белорусских туристов в Египет было связано с введением ПЦР-тестирования. Турецкое направление, в связи с поздним открытием полетных программ, также демонстрировало существенное снижение. Остальные направления характеризовались тотальным снижением потока, недоза-грузкой чартеров и отменой полетных программ.

Кризисные явления наиболее сильно отразились на турагентствах, особенно в условиях обострившейся конкуренции с туроператорами (промо-цены, SPO и т.д.), значительно снизившейся агентской комиссии (ужесточение норм комиссионного вознаграждения) и снизившейся лояльности потребителей (скидочный торг).

Существенной финансовой проблемой в белорусском туристическом бизнесе стал отказ от раннего бронирования. В европейских странах туроператорам разрешили не возвращать предоплату по раннему бронирова-

нию, однако в Беларуси данного решения принято не было. Проблема была решена частично: порядка половины туристов, внесших предоплату, получили деньги обратно, около трети белорусских туристов перенесли туры на следующий год [6]. Однако пандемия обнажила достаточно серьезную проблему, которая была латентна в условиях стабильного спроса с низким процентом отказа по туру, в особенности на чартерные перевозки.

Специфика чартерных перевозок в Беларуси состоит в невозвратности стоимости билетов, что значительно усложняет процедуру возврата стоимости тура. Стоимость билетов в обе стороны в большинстве случаев доходит до 40-50% от общей стоимости тура, и если на регулярных авиарейсах возможен частичный возврат (преимущественно 20-40% от начальной стоимости билетов), то на чартерных рейсах возврат невозможен [7]. Сложность состоит в том, что в белорусском законодательстве, в т.ч. и проекте нового Закона Республики Беларусь «О туризме», не закреплено понятие «чартерная перевозка пассажиров», что часто выступает камнем преткновения при возврате денежных средств за перелет. Раньше данная проблема не была такой острой в силу низкого процента отказов от чартерных перевозок, однако в условиях пандемии массовый отказ от туров оказывает сильное финансовое давление на туроператоров и турагентов.

Важным моментом по стабилизации ситуации с возвратом денежных средств туристам является правильная трактовка положений ст. 421 Гражданского кодекса Республики Беларусь [8], т.к. данная статья в условиях пандемии (при заключении договора после ее официального объявления) не может служить правовым основанием для расторжения или изменения договора оказания туристических услуг.

Одним из вынужденных способов минимизации негативных последствий пандемии коронавируса является слияние предприятий. Белорусский туристический бизнес в качестве временной панацеи рассматривал введение нормативного акта об отсрочке исполнения обязательств по договорам оказания туристических услуг. С учетом того, что большое число фирм получило 50-60 и более заявлений о расторжении договоров [9], реструктуризация исполнения обязательств до

конца 2020 года выглядит логичным, хоть и временным решением.

Поскольку возврат денежных средств по всем заявлениям о расторжении договоров не представляется возможным, туристический бизнес рассматривает варианты объединения усилий при работе с туристами. Ведь помимо возврата денежных средств по договорам оказания туристических услуг, турфирмам необходимо осуществлять постоянные платежи (уплата арендных платежей, налоговых платежей и т.д.). Вследствие этого турфирмы стремятся консолидировать свои активы при наличии серьезной дебиторской задолженности перед туристами. Консолидация и объединение усилий турфирм зависит от зрелости решений и от прозрачности целей объединения, т.к. в условиях пандемии такие объединения должны быть направлены на консолидацию человеческих и экономических ресурсов, а не на перераспределение долговых обязательств [10].

Поэтому вполне объясним резкий рост числа членов РАТА, объединяющая наименее защищенные предприятия туристического бизнеса - турагентов. В силу того, что ту-рагент в цепочке возврата денежных средств контактирует напрямую с туристом и вынужден запускать процедуру возврата через туроператора с поставщиками услуг или шей-компаниями. А вкупе с отсутствием четкого разграничения ответственности между туроператорами и турагентами, турагент занимает самое невыгодное положение на рынке. Такое положение дел вынуждает ту-рагентов быстро реагировать на угрозу банкротства и закрытия за счет налаживания контакта с партнерами и конкурентами.

Высока вероятность серьезного роста стоимости туристических путевок в связи с привязкой международного туризма к курсам валют, которые в Беларуси в 2020 году выросли более чем на 25% (например, 01.01.2020 доллар США стоил 2,10 руб., а 01.11.2020 - 2,64 руб.). Соответственно, снижение потребительского спроса только усилится за счет экономических факторов. В рамках международного туризма наиболее сильный урон будет нанесен лоукост-перевозчикам, т.к. низкая стоимость их услуг делала привлекательной конечную цену продукта, однако в условиях тотального снижения пассажирских перевозок низкая стои-

мость их услуг будет играть негативную роль.

Пандемия коронавируса существенным образом повлияла и на структуру туристического спроса. Так, согласно данным туристического портала НоШау.Ьу, в топ-10 стран по числу просмотров, помимо традиционных Египта, Украины и Турции, вошли Танзания, ОАЭ, Мальдивы, Таиланд и Доминикана. Данные страны ранее не входили в топ-10 стран по числу подборов туров, однако они оказались более открытыми для посещения. Летом 2020 года в структуре подборов туров доминировала Албания (в особенности курорт Ксамиль). Однако наблюдалось сильное падение числа подборов туров в течение всего года - по сравнению с 2019 годом, в 2020 году число подборов сократилось на 67% [11]. В динамичных условиях открытия/закрытия границ туристы отказались от раннего бронирования и переориентировались на поиск туров максимально приближенных к дате поиска.

С учетом катастрофического падения объема аутгоинга на белорусском туристическом рынке, переориентация на инсайд-туризм представляется логичной. Также следует отметить, что, даже при наличии полетных программ на аутгоинге, большинство предложений белорусским туристам просто финансово недоступно. Поэтому прогнозируемо обостряется конкуренция на внутреннем рынке, а инсайд-туризм становится для большинства турфирм основным источником дохода.

Данные веб-аналитики туристического портала НоШау.Ьу свидетельствуют о возросшем интересе к отдыху в агроусадьбах и коттеджах. По сравнению с 2019 годом, когда число подборов отдыха в агроусадьбах и коттеджах колебалось в пределах 30-50 тыс., летом 2020 года туристический спрос на аг-роусадьбы вырос почти вдвое [11]. Такой гиперспрос продиктован эпидемиологической ситуацией в мире и закрытием границ большинства государств-рецепиентов международного туризма. Туристы, потеряв реальные возможности отдыха за рубежом, сконцентрировались на ресурсных возможностях отдыха в Беларуси на водно-рекреационных объектах (особое значение придавая возможности социального дистанцирования). В этом направлении также

наблюдалась максимальная приближенность дат тура к датам поиска.

Выводы. На основе вышесказанного, следует сделать ряд выводов:

1. Негативные последствия пандемии коронавируса для международного туризма являются глобальными, что может привести к трансформации мирового туристического пространства (изменение центр-периферийной модели организации мирового туристического пространства)

2. Пандемия коронавируса обусловила коренной пересмотр санитарно-гигиенических стандартов и стандартов безопасности туристов и экскурсантов, изменению технологий обслуживания в туризме и гостеприимстве с учетом новых реалий туристического обслуживания. Это приведет к использованию методов социального дистанцирования, ужесточению санитарно-гигиенических требований к субъектам туристической инфраструктуры и изменению формата туристических путешествий.

3. Белорусский туристический рынок находится в крайне неустойчивом положении: отсутствие государственной поддержки, катастрофическое падение объемов продаж, неопределенность времени восстановления отрасли, серьезная финансовая нагрузка (отсутствие налоговых «каникул» и невозможность реструктуризации долговых обязательств) и реальные угрозы банкротства значительной части туристических предприятий свидетельствуют о бедственном положении туристического рынка.

4. Кризисные явления в туристическом бизнесе обнажили несовершенство белорусского законодательства в области туризма и проблемы возврата денежных средств при аннулировании туров, организации чартерных пассажирских перевозок, что усугубило финансовое состояние туристического бизнеса.

5. Структура туристического спроса на белорусском туристическом рынке активно трансформируется в поисках оптимальных (хоть и временных) решений для поддержки туристического бизнеса и потребительского спроса, пока туризм не восстановится. Происходит переориентация турфирм, занимающихся аутгоингом или инкамингом, на внутренний туризм, что приводит к ужесточению конкуренции в условиях снижения потребительского спроса.

Список литературы

1. International Tourism and COVID-19 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.unwto.org/international-tourism-and-covid-19. - Дата доступа: 10.11.2020.

2. UNWTO Tourism Recovery Tracker [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.unwto.org/unwto-tourism-recovery-tracker. - Дата доступа: 10.11.2020.

3. Official Journal of The World Medical Association [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

https: //www .wma.net/publications/world-medical-journal/wmj_3_2020_web/. - Дата доступа: 10.11.2020.

4. Катастрофический сезон: как белорусская туротрасль переносит пандемию корона-вируса [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

https://rest.ej.by/competent/2020/10/28/katast roficheskiy-sezon-kak-belorusskaya-turotrasl-perenosit.html. - Дата доступа: 10.11.2020.

5. Куда сейчас можно выехать на отдых из Беларуси: все программы туроператоров [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://www.toursoyuz.by/2020/09/29/kuda-sejchas-mozhno-vyehat-na-otdyh-iz-belarusi-vse-programmy-turoperatorov/. - Дата доступа: 10.11.2020.

6. Чартерная перевозка как проблемная составляющая туризма в условиях эпидемии коронавируса [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.toursoyuz.by/2020/04/02/charter naya-perevozka-kak-problemnaya-sostavlyayushhaya-turizma-v-usloviyah-epidemii-koronavirusa/. - Дата доступа: 10.11.2020.

7. Воздушный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 16 мая 2006 г., № 117-3 : в ред. Закона Респ. Беларусь от

13.06.2018 г., № 112-3 // Консультант Плюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. -Минск, 2020.

8. Гражданский кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 07 дек. 1998 г., № 218-3 : в ред. Закона Респ. Беларусь от

04.05.2019 г., № 185-3 // Консультант Плюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. -Минск, 2020.

9. Коронавирус и туризм: Как договориться туристу, турагенту и туроператору [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.toursoyuz.by/2020/03/30/korona virus-i-turizm-kak-dogovoritsya-turistu-turagentu-i-turoperatoru/. - Дата доступа: 10.11.2020.

10. Грядут объединения и слияния? Каким будет белорусский турбизнес после окончания коронакризиса [Электронный ресурс] . - Режим доступа: https: //www .toursoyuz .by/2020/04/30/gryadu t-obedineniya-i-sliyaniya-kakim-budet-belorusskij-turbiznes-posle-okonchaniya-koronakrizisa/. - Дата доступа: 10.11.2020.

11. Выручка упала на 95%, но паники больше нет»: что происходит на рынке туризма в Беларуси [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

https://probusiness.io/markets/7656-vyruchka-upala-na-95-no-paniki-bolshe-net-chto-proiskhodit-na-rynke-turizma-v-belarusi.html. - Дата доступа: 10.11.2020.

References

1. International Tourism and COVID-19. Available at: https://www.unwto.org/international-tourism-and-covid-19 (accessed 10.11.2020).

2. UNWTO Tourism Recovery Tracker. Available at: https://www.unwto.org/unwto-tourism-recovery-tracker (accessed: 10.11.2020).

3. Official Journal of The World Medical Association. Available at: https://www.wma.net/publications/world-medical-journal/wmj_3_2020_web/ (accessed: 10.11.2020).

4. Katastroficheskiy sezon: kak belorusskaya turotrasl' perenosit pan-demiyu koronavirusa [Catastrophic season: how the Belarus-ian tourism industry is handling the corona-virus pandemic] (In Russian). Available at: https://rest.ej.by/competent/2020/10/28/katast roficheskiy-sezon-kak-belorusskaya-turotrasl-perenosit.html (accessed: 10.11.2020).

5. Kuda seychas mozhno vyyekhat ' na otdykh iz Belarusi: vse programmy turoperatorov [Where can you go on vacation from Belarus now: all programs of tour operators] (In Russian). Available at: https://www.toursoyuz.by/2020/09/29/kuda-sejchas-mozhno-vyehat-na-otdyh-iz-belarusi-

vse-programmy-turoperatorov/ (accessed: 10.11.2020).

6. Charternaya perevozka kak problemnaya sostavlyayushchaya turizma v uslo-viyakh ep-idemii koronavirusa [Charter transportation as a problematic component of tourism in the context of the coronavirus epidemic] (In Russian). Available at: https://www.toursoyuz.by/2020/04/02/charter naya-perevozka-kak-problemnaya-sostavlyayushhaya-turizma-v-usloviyah-epidemii-koronavirusa/ (accessed: 10.11.2020).

7. Vozdushnyy kodeks Respubliki Belarus', 16 maya 2006 g., № 117-3 : v red. Zakona Resp. Belarus' ot 13.06.2018 g., № 112-3 [Air Code of the Republic of Belarus, May 16, 2006, No. 117-3: as amended. Law Resp. Belarus of 13.06.2018, No. 112-3] Minsk, Nats. tsentr pravovoy inform. Resp. Belarus', 2020. (In Russian)

8. Grazhdanskiy kodeks Respubliki Belarus', 07 dek. 1998 g., № 218-3 : v red. Zakona Resp. Belarus' ot 04.05.2019 g., № 185-3 [Civil Code of the Republic of Belarus, 07 dec. 1998, No. 218-3: as amended. Law Resp. Belarus from 04.05.2019, No. 185-3] Minsk, Nats. tsentr pravovoy inform. Resp. Belarus', 2020. (In Russian)

9. Koronavirus i turizm: Kak dogovorit'sya turistu, turagentu i turo-peratoru [Coronavirus and tourism: How to negotiate a tourist, travel agent and tour operator] (In Russian). Available at: https://www.toursoyuz.by/2020/03/30/koronaviru s-i-turizm-kak-dogovoritsya-turistu-turagntu-i-turoperatoru/ (accessed: 10.11.2020).

10. Gryadut ob'yedineniya i sliyaniya? Kakim budet belorusskiy turbiznes posle okonchani-ya koronakrizisa [Nions and mergers are coming? What will the Belarusian tourist business look like after the end of the coronavirus] (In Russian). Available at: https://www.toursoyuz.by/2020/04/30/gryadut-obedineniya-i-sliyaniya-kakim-budet-belorusskij-turbiznes-posle-okonchaniya-koronakrizisa/ (accessed: 10.11.2020).

11. Vyruchka upala na 95%, no paniki bol'she net»: chto proiskhodit na rynke turizma v Belarusi [Revenue fell by 95%, but there is no more panic: what is happening on the tourism market in Belarus] (In Russian). Available at: https://probusiness.io/markets/7656-vyruchka-upala-na-95-no-paniki-bolshe-net-chto-proiskhodit-na-rynke-turizma-v-belarusi.html (accessed: 10.11.2020).

Received 9 October 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.