Научная статья на тему 'О ВЛИЯНИИ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА НА ТУРИЗМ'

О ВЛИЯНИИ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА НА ТУРИЗМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1941
342
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРОНАВИРУС / СФЕРА ТУРИЗМА / ТУРИСТСКИЕ ПОТОКИ / ТУРИСТСКИЙ РЫНОК / ТУРИСТСКИЙ СПРОС / ТУРИСТСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / CORONAVIRUS / TOURISM / TOURIST FLOWS / TOURIST MARKET / TOURIST DEMAND / TOURIST ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Симонян Гарник Айкарамович, Сарян Акоп Айгазович

В статье рассмотрены актуальные проблемы туризма, которые возникли в связи распространением в России и в других государствах пандемии коронавируса, вызвавшей глобальный кризис. Определено влияние отмеченного кризиса на состояние туризма в России, отмечено, что он привел к временному абсолютному исчезновению туристских потоков в апреле 2020 г. Указаны предполагаемые экономические потери российских туристических предприятий в результате установления запретов в период карантина и самоизоляции граждан. Определены изменения туристского рынка, вызванные кризисом. Спрогнозировано существенное изменение структуры российского туристского рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE IMPACT OF THE CORONAVIRUS PANDEMIC ON TOURISM

In the article considers the current problems of tourism, which arose in connection with the spread in Russia and other countries, which caused a global crisis in this area. It determined the impact of this crisis on the state of tourism in Russia, which led to the temporary absolute disappearance of tourist flows in April 2020. It indicated the estimated economic losses of Russian tourism enterprises as a result of the establishment of bans during the period of quarantine and self-isolation of citizens. It identified the changes in the tourist market caused by the crisis. It predicted the significant change in the structure of the Russian tourist market.

Текст научной работы на тему «О ВЛИЯНИИ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА НА ТУРИЗМ»

Позитивное взаимодействие подняло китайско-российское сотрудничество на новый уровень. Премьер-министр России Михаил Мишустин предложил в политическом плане усилить реализацию национальных проектов. Объективно это дает провинции Хэйлунцзян возможность в будущем участвовать в осуществлении крупных проектов в России.

В частности, полагаем, что провинция Хэйлунцзян должна запланировать ряд крупномасштабных проектов, связанных с сельскохозяйственной отраслью, сосредоточив внимание на высокотехнологичных комплексах глубокой переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, а также переключить свою энергию с аренды и обработки земли на проекты технического развития сельскохозяйственного и промышленного комплексов в качестве лидера, который будет способствовать развитию аграрного сектора экономики России на Дальнем Востоке. Достигнутые на сегодняшний день успехи китайского бизнеса в данной сфере уже сформировали взаимовыгодную и хорошую ситуацию для дальнейшего развития.

Литература и источники

1. Объем импорта китайских овощей на российский Дальний Восток упал почти вдвое // https: //www. amur. info/news/2020/02/07/167593

2. Экспорт сои из Приамурья в КНР остановился // https://www.amur.info/news/2020/02/06/167484

3. Коронавирус принес серьезные убытки благовещенским туроператорам // https://www.amur.info/news/2020/02/10/167723

4. В условиях эпидемии: краткосрочное влияние китайско-российского делового сотрудничества, Russia Satellite News Agency, 2020-03-07 02:01

5. Коронавирус может принести новые возможности для развития китайско-российского экономического сотрудничества // http://russian.cri.cn/economy/internews/390/20200213/420285.html

6. Президент Российского Федерального Сбербанка прогнозирует влияние эпидемии на российскую экономику Институт международного общественного мнения и международных коммуникаций // http://icgpo.xisu.edu.cn/info/1165/5897.htm

References and Sources

1. Ob"em importa kitajskih ovoshchej na rossijskij Dal'nij Vostok upal pochti vdvoe // https://www.amur.info/news/2020/02/07/167593

2. Eksport soi iz Priamur'ya v KNR ostanovilsya // https://www.amur.info/news/2020/02/06/167484

3. Koronavirus prines ser'eznye ubytki blagoveshchenskim turoperatoram // https://www.amur.info/news/2020/02/10/167723

4. V usloviyah epidemii: kratkosrochnoe vliyanie kitajsko-rossijskogo delovogo sotrudnichestva, Russia Satellite News Agency, 2020-03-07 02:01

5. Koronavirus mozhet prinesti novye vozmozhnosti dlya razvitiya kitajsko-rossijskogo ekonomicheskogo sotrudnichestva // http://russian.cri.cn/economy/internews/390/20200213/420285.html

6. Prezident Rossijskogo Federal'nogo Sberbanka prognoziruet vliyanie epidemii na rossijskuyu ekonomiku. Institut mezhdunarodnogo obshchestvennogo mneniya i mezhdunarodnyh kommunikacij // http://icgpo.xisu.edu.cn/info/! 165/5897.htm

МА ЮЙЦЗЮНЬ - доктор наук, профессор, директор Академии Общественных наук провинции Хэйлунцзян (info@helri .com).

MA, YUTSZYUN - Doctor of Science, Professor, Director of the Academy of Social Sciences of Heilongjiang Province.

УДК 338.48

СИМОНЯН Г.А., САРЯН А.А. О ВЛИЯНИИ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА НА ТУРИЗМ

Ключевые слова: коронавирус, сфера туризма, туристские потоки, туристский рынок, туристский спрос, туристское предприятие.

В статье рассмотрены актуальные проблемы туризма, которые возникли в связи распространением в России и в других государствах пандемии коронавируса, вызвавшей глобальный кризис. Определено влияние отмеченного кризиса на состояние туризма в России, отмечено, что он привел к временному абсолютному исчезновению туристских потоков в апреле 2020 г. Указаны предполагаемые экономические потери российских туристических предприятий в результате установления запретов в период карантина и самоизоляции граждан. Определены изменения туристского рынка, вызванные кризисом. Спрогнозировано существенное изменение структуры российского туристского рынка.

SIMONYAN, G.A., SARYAN, A.A. ON THE IMPACT OF THE CORONAVIRUS PANDEMIC ON TOURISM

Keywords: coronavirus, tourism, tourist flows, tourist market, tourist demand, tourist enterprise

In the article considers the current problems of tourism, which arose in connection with the spread in Russia and other countries, which caused a global crisis in this area. It determined the impact of this crisis on the state of tourism in Russia, which led to the temporary absolute disappearance of tourist flows in April 2020. It indicated the estimated economic losses of Russian tourism enterprises as a result of the establishment of bans during the period of quarantine and self-isolation of citizens. It identified the changes in the tourist market caused by the crisis. It predicted the significant change in the structure of the Russian tourist market.

Как показала практика последних лет, с ростом благосостояния граждан туристический сектор мировой экономики зарекомендовал себя как один из самых быстрорастущих е секторов.

Так, согласно данным исследований Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC), доля туризма в мировой ВВП существенно выросла и составила в 2018 г. рекордные 10,4% (8,3 трлн. руб.). Темпы роста отрасли в денежном выражении в том же году поднялись до 8,8 трлн. долларов США, что почти на 4,0% выше показателя 2017 г. Для сравнения - рост мировой экономики в 2018 г. составил 3,2%. По этому показателю туристская отрасль существенно опережает темпы роста сектора информационных технологий (+ 1,7%), финансовые услуги (+ 1,7%) и многих других. [1] Согласно статистическим данным российский рынок туризма, несмотря на отставание от зарубежного рынка, также рос, о чем свидетельствуют данные таблиц 1 и 2. Вклад туристской отрасли России в ВВП страны составлял 3,47%, что в финансовом отношении, по данным на 2017 г., составляло 3194,0 млрд. рублей. [2]

Таблица 1. Количество прибытий туристов в страну (млн. чел.)*

№ п/п Страны ^^^^^^^^ 2018 2017 2016 2015 2014

1 Франция 89,3 86,8 82,7 84,5 85,7

2 Испания 82,8 81,9 75,3 68,2 64,9

3 США 79,7 77,2 76,4 77,8 75,4

4 Китай 62,9 60,7 59,2 56,9 55,6

5 Италия 61,6 58,2 52,3 50,7 48,6

6 Турция 45,8 37,6 30,3 39,5 39,8

7 Германия 38,8 37,5 35,6 34,9 32,9

8 Греция 30,1 27,2 24,8 23,6 22,1

9 РФ 24,5 24,4 24,5 33,7 32,4

10 ОАЭ 21,3 20,4 18,9 17,5 16,2

* Таблица составлена по данным источника: Туризм - Мировая и региональная статистика. [Электронный ресурс]. URL: https://knoema.ru/atlas/topics/%D0%A2%D1%83%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BC

Таблица 2. Количество туристов, выехавших из страны за рубеж в туристическую поездку (млн. чел.) ______

№ п/п Годы Страны 2018 2017 2016 2015 2014

1 Китай 149,7 143 135,1 127,8 116,6

2 Германия 108,5 92,4 90,9 83,7 83

3 США 92,6 87,7 80,2 74,1 68,1

4 РФ 41,9 32,6 31,7 34,6 45,9

5 Италия 33,3 31,8 29,1 27,5 26,8

6 Украина 27,8 26,4 24,7 23,1 22,4

7 Франция 26,9 29 26,5 26,4 27,9

8 Индия 26,2 23,9 21,8 20,4 18,3

*Таблица составлена по данным источника: Туризм - Мировая и региональная статистика. [Электронный ресурс]. URL: https://knoema.ru/atlas/topics/%D0%A2%D1%83%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BC

По прогнозам Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC) к 2028 году вклад туризма в мировой ВВП должен составить $12,5 трлн. или 11,7% от общего объема. По данным того же источника туристическая отрасль до настоящего времени обеспечивала каждое десятое рабочее место в мире. В 2017 году таких мест было 313 млн., а к 2028 г. количество мест должно вырасти до 414 млн. - в первую очередь, за счет Китая, Индии, Индонезии и США [3]. Однако сегодня в положительную динамику вешался форс-мажорный фактор пандемии, который кардинально поменял ситуацию.

Пандемия коронавируса настолько деформирует размеры, интенсивность и плотность сложившихся туристских потоков, что ставит вопрос о том, на каких ресурсах они будут восстанавливаться и сможет ли сфера туризма в дальнейшем играть роль драйвера российской

экономики. Впору будет заново восстанавливать ее, так как административная мера по абсолютному прекращению перемещения людей низвела туристские потоки практически до нуля. В настоящее время сфера туризма и обеспечивающие ее виды деятельности оказались наиболее экономически пострадавшими из-за коронавируса. Об этом говорится в Постановлении Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» [4].

Распространение смертельного вируса носит глобальный характер, поэтому его негативное воздействие в равной степени испытывает на себе и мировой туризм. Сокращение числа туристов в мире также будет тотальным, так как ограничительные меры введены правительствами всех стран. Даже там, где до недавних пор наблюдались чрезмерные туристские потоки в направлении отдельных туристских дестинаций и объектов показа. И там, где наблюдалась ситуация овертуризма и туризмофобии, сейчас отмечается полное исчезновение туристских потоков. Это уже привело к существенным экономическим потерям.

Свертывание туристской деятельности во всем мире приведет к значительному увеличению безработных, сокращению доходов населения, бюджетов государства и муниципалитетов. Так, по данным Всемирного совета по путешествиям и туризму (WTTC) до 50,0 млн. человек, которые работали непосредственно в туризме, могут остаться без работы из-за всемирного распространения COVID-2019. [5]

Значительный вклад в формирование туристских потоков в направлении Российской Федерации и в мире вносит Китай. Учитывая, что эпидемия коронавируса масштабно охватила сначала Китай, затем распространилась в Европу и США, особенно, в страны с высоким туристическим потоком, удар по туризму окажется катастрофическим и потребуется долгосрочная перспектива, чтобы восстановить прежнее лидирующее положение туризма в рейтинге других экономических отраслей и видов деятельности.

Еще более пессимистические прогнозы дают некоторые ведущие российские туристические фирмы. Так, руководитель российского турагентства «Больше солнца» считает, что для России в сложившихся условиях, когда введены запреты на передвижения людей в его радикальной форме, как карантин, стоит вопрос о выживании индустрии туризма. Такая оценка вытекает из того, что многие предприятия туризма в России относятся к категории малых и средних, которые в период запрещения туристской деятельности без поддержки государства, хотя бы в размере экономического ущерба, не имеют никаких шансов выжить. По некоторым оценкам, негативное воздействие С0"УГО-2019 на внешний и внутренний туризм выше, чем падение курса национальной валюты. По сути, если существует запрет на туризм, изменение курса валюты уже не может влиять на туристский спрос вообще. Безусловно, такой спрос начнет восстанавливаться после отмены карантина и уничтожения вируса. Однако можно прогнозировать, что в условиях, когда 60,0% [6] населения до кризиса не имело сбережений, а во время ее протекания денежные средства населения были потрачены на приобретение потребительских товаров первой необходимости, то восстановление туристского спроса какое-то время будет осуществляться медленными темпами. На первоначальной стадии после снятия ограничений на перемещение населения как внутри страны, так за рубеж, этот спрос сразу восстановят те граждане, которые входят в группу с высокими доходами, а остальные - по мере восстановления реально располагаемых доходов. Для поддержания туристского спроса во время кризиса возможны сверхльготные предложения тем, кто рискнет сделать раннее бронирование на перспективу в надежде, что, когда наступят ближайшие туристские сезоны, каникулы и праздники, все уляжется и ограничения на передвижение будут повсеместно сняты.

Нельзя сказать, что в разгар кризиса отсутствуют безопасные туристические направления. К ним, наверное, пока еще можно было бы отнести Абхазию, Мексику, Кубу, Доминиканскую Республику и некоторые страны Азии. Однако «страх» перед вирусом сдерживает спрос, он становится осторожным и требуется определенное время, чтобы он восстановился.

Следует отдельно сказать и о том, что российские граждане являются одними из самых рискованных туристов в мире, поэтому, как показала практика, даже в дни кризиса существует определенный спрос на туристский продукт, который не может реализоваться из-за введенных

государством запретов на перемещение как внутри страны, так и на выезд за государственную границу.

Специалистами отрасли прогнозируется сокращение количества туристических компаний [7]. В условиях форс-мажора, когда выставляются требования о возврате средств за ранее оплаченные туры и авиабилеты, значительная часть малых и средних туристических предприятий не смогут выдержать финансового прессинга и уйдут с рынка (закроются, обанкротятся). Такая судьба грозит по некоторым оценкам примерно 30,0% туроператоров и туристических агентств. На рынке останутся только предприятия с финансовыми активами, позволяющими им пережить кризис, а также крупные туристические компании с дифференцированной деятельностью, работающими по разным направлениям и видам туризма.

Если до сентября 2020 г. ситуация не стабилизируется и рынок не будет открыт, экономические потери туристских компаний только по въездному и выездному туризму могут составить до 37,0 млрд. рублей: 12,0 млрд. и 25,0 млрд. рублей соответственно. Ограничение на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан из-за угрозы распространения коронавируса возможно будет снято в начале мая 2020 г. Это правительственное решение будет исполнено при самом оптимистическом варианте протекания кризиса [8].

Журнал «Горячая линия. Истории туризма» провел опрос, посвященный прогнозу состояния сферы туризма в период после кризиса, результаты которого были опубликованы 25 февраля 2020 г., они показаны в таблице 3.

Таблица 3. Прогноз состояния сферы туризма в России в период после кризиса, вызванный коронавирусом (результаты опроса) [9]__

№ п/п Прогноз состояния сферы туризма в посткризисный период Результаты опроса(в %)

1 Всё останется как прежде, произойдет некоторая коррекция в результате банкротств мелкого бизнеса 34,0

2 Произойдут глобальные изменения с трудно предсказуемыми в кризис результатами 30,0

3 На рынке останутся крупные компании, которых поддержит такое государство, как Турция 20,0

4 Я согласен с Татьяной, такой сценарий вполне возможен 8,0

5 Не останется ничего, всё старое отомрет 8,0

* В таблице вопросы опроса несколько скорректированы авторами статьи

Данные таблицы интересны тем, что они указывают на преобладание консервативной точки зрения респондентов, считающих, что в туризме после кризиса ничего не изменится за исключением некоторой ее коррекции за счет ухода с рынка малых туристских предприятий, не имеющих возможности продолжать свою деятельность из-за финансовых потерь во время кризиса. Другая преобладающая точка зрения состоит в том, что она выражает мнение о том, что в туризме произойдут изменения, которые существенно преобразуют всю систему мирового туризма, поэтому их трудно спрогнозировать в период кризиса. К этой точке зрения близко подходит мнение группы респондентов (8,0% респондентов) о том, что туристский рынок полностью преобразится. Около 20,0% респондентов считают, что сформируется рынок монополистической конкуренции, так как на нем останутся только крупные туристские компании. И, наконец, 8,0% респондентов склоняются поддержать автора публикации Татьяну Дмитрову в том, что в посткризисный период придется менять философию туристского бизнеса вообще, менять его основополагающие принципы. Ее точка зрения сводится к тому, что туристские компании, пройдя и освоив уроки кризиса, должны повысить гибкость в плане, как организационного, так и функционального построения. Иначе говоря, в зависимости от динамично изменяющегося рынка обладать «способностью к расширению и сжатию» [9]. Коллективы этих предприятий должны отличаться мобильностью, обладать универсальными компетенциями в области туризма, быть способными самостоятельно (автономно) решать разнохарактерные задачи.

В разгар кризиса даваемые прогнозы развития туризма на перспективу не могут отличаться требуемой достоверностью. При этом необходимо брать во внимание, что сам кризис включает

две составляющие: экономическую и медицинскую, которые являются факторами, влияющими на эти прогнозы. На первоначальном этапе экономическая и медицинская составляющие кризиса были тесно взаимосвязаны между собой как фактор и следствие. В дальнейшем характер их взаимодействия начинает становиться равноценным: развитие пандемии влияет на экономическое состояние государства или на отдельные его регионы и наоборот: экономические возможности и резервы государства позволяют ему эффективно бороться с пандемией и оказывать помощь в этой борьбе.

Срок окончания пандемии является отправной точкой для прогнозирования сроков восстановления туристского спроса, формирования и развития туристских потоков до кризисного уровня. Кризис, связанный с распространением вируса, носит неравномерный характер и Россия, как оказалось, находится в этом отношении не в самом худшем положении. С учетом этого, хотелось бы предположить, что процессы пандемии в России будут протекать все же менее болезненно. Это обстоятельство делает быстрое восстановление туристских потоков по указанным направлениям более вероятным. В качестве ограничителя оптимистического сценария развития российской туристической отрасли выступает сокращение потребительского спроса из-за финансовых потерь, вызванных кризисом, и отсутствием у большинства населения денежных накоплений. У тех же, кто пока еще обладает средствами, накоплений хватит примерно на полгода, чтобы обеспечить свои текущие потребности [10].

Ограничения на передвижение в период кризиса создали условия для виртуального туризма. Закрытие музеев, театров и других мест посещения туристов в познавательных целях, удовлетворения эстетических и иных духовных потребностей, побудило малые и средние предприятия отрасли диверсифицировать свою деятельность и предложить туристам виртуальные онлайн-услуги. Вторичным эффектом этой деятельности является формирование отложенного спроса на их реальное посещение после преодоления кризиса.

В краткосрочном периоде в течение года после кризиса туризм будет испытывать на себе результаты паралича активности. В 2020-2021 годах основная масса потенциальных туристов России, как нам представляется, выберет внутренние путешествия и отдых. Этому будет способствовать также экономический кризис, который в долгосрочном периоде окажет негативное влияние на развитие этой сферы во всех странах. Учитывая уникальный характер кризиса, который вызван сочетанием экономического и медицинского факторов, восстановление туристских потоков будет происходить относительно медленными темпами, чем когда наступали «чисто» экономические кризисы.

Нет сомнения, что темпы восстановления туристической отрасли после кризиса будут зависеть в основном от правильной государственной политики и соответствующей господдержки. В противном случае отрасль впадет в «депрессию» и дальнейший ее подъем будет осуществляться по пессимистическому сценарию.

Уже сегодня можно предположить, что туристический сезон 2020 года окажется провальным. В особенности это касается и выездного, и въездного туризма. Что касается внутреннего туризма, он, по всей видимости, начнет оживать в лучшем случае к августу этого года. Если эпидемиологические факторы и окажутся благополучными, то финансовые и психологические факторы окажут свое отрицательное воздействие на реанимирование отрасли. Причем воздействие психологических факторов в вопросах международных поездок, возможно, может быть более длительным. В особенности это будет касаться так называемых «экзотических» стран. В этом случае отечественная экономика может получить шанс развернуть часть финансовых потоков, направляющихся из страны за рубеж, на внутренний рынок, а также активизировать потоки въездного туризма в Россию. Это может позволить существенно увеличить долю туризма в ВВП страны, подняв ее с 3,4%, до среднемирового уровня 10,4%. Это не легкий процесс, но к нему нужно готовиться уже сегодня.

Естественно, без государственной поддержки в данном случае не обойтись. Нужны будут долгосрочные кредиты под низкие проценты. Ведь именно так Франция поднимала свою туристическую отрасль на самые передовые рубежи. Льготные кредиты в конце 70-х годов прошлого столетия французское государство выдавало под рекордные на тот период 8,5% сроком до 20 лет. В дополнение к этому туристические предприятия в течение 2,5 лет освобождались от амортизационных отчислений. К работе по финансированию предприятий туристической отрасли

были привлечены солидные французские кредитные организации - банки Национальный кредит и Гостиничный, торговый и промышленный кредит. При этом немаловажным являлся тот факт, что размер помощи частным структурам туристического комплекса мог достигать 40% от суммы всех вложений.

Многие предприятия российской туристической отрасли выйдут из начавшегося кризиса, безусловно, обескровленными, оборотный капитал которых израсходуется уже в ближайшие месяцы. Если для восстановления и реконструкции основных фондов понадобятся доступные займы, то для работы с оборотным капиталом (его восстановление и расширение) понадобятся другие инструменты. В данном случае свою положительную роль могут сыграть краткосрочное льготное кредитование, а также использование рычагов налогового регулирования. К примеру, в той же Франции, на этапе становления туристического предприятия, оно освобождалось от выплаты налогов на два и более года, а ставка НДС была понижена с 17,6% до «подъемных» 7%. В Испании туристические корпорации, работавшие в регионах, представляющих рекреационный интерес, получали пятидесятипроцентную налоговую скидку. В Португалии размер уплаты налога с оборота был снижен в два раза на десятилетний период. В Турции для стимулирования развития туристических предприятий был принят закон, освобождающий их на начальном этапе от выплаты налога на собственность. В Сенегале и Мали предприятия в течение пяти лет освобождались от налога на прибыль. Туристическое «чудо» последних лет, позволившее многим ведущим туристическим державам перешагнуть 10-ти процентный рубеж в совокупной доле ВВП, не рождалось на ровном месте. Широкомасштабные и точечные инвестиции позволили этим страна достичь рекордных успехов, которые мы наблюдали последние десятилетия. Доля этих вложений на стартовом этапе во Франции составляла 500 млн. долларов, Канаде - 400 млн. дол., Португалии - 37 млн. дол. ежегодно.

Для подъема российской туристической отрасли потребуются, несомненно, достаточно солидные ресурсы, но это того стоит. Ведь впоследствии данные вложения могут позволить дополнительно получить в бюджет страны дополнительные существенные средства. Напомним, что российская туристическая отрасль не «дотянула» до среднемировых показателей своей доли в совокупном ВВП страны порядка 7%. В абсолютном выражении при 88 триллионном российском ВВП, отечественный бюджет мог бы получить дополнительно порядка 6 триллионов рублей.

Выводы:

1. Кризис, связанный с наложением экономического и эпидемиологического факторов, оказывает в высшей степени негативное влияние на состояние и развитие всего мирового туризма.

2. Туристский сектор экономики Российской Федерации при соответствующей государственной поддержке в посткризисный период возможно переформатировать в направлении развития въездного туризма и существенного увеличения внутреннего туристического потока на фоне сокращения выездного. В настоящее время факторы формирования потребительского спроса на внутренний туристский продукт усиливаются.

3. В вопросах реформирования и восстановления туристической отрасли существенную роль должно сыграть государство, используя рычаги льготного кредитования и налогообложения, а также развертывания соответствующей идеологической работы, направленной на формирование положительного имиджа отечественной туристической отрасли.

4. Особое внимание в посткризисный период государство должно уделить вопросам повышения располагаемых доходов граждан, так как этот фактор будет играть решающую роль в восстановлении прежних масштабов внутренних туристских потоков. Одновременно необходимо создать благоприятные условия для развития малого и среднего бизнеса в сфере туризма, чтобы этот сектор экономики смог относительно быстро восстановиться после кризиса, учитывая, что он оказался наиболее пострадавшим.

Литература и источники

1. http://www.atorus.ru/news/press-centre/new/46212.html

2. Симонян Г.А., Кравченко Н.П., Берлин С.И., Берлина С.Х. Методологические подходы и практические меры по реализации финансово-экономического обеспечения туристской деятельности на региональном уровне // Вестник Академии знаний. - 2019. -№34 (5). - С. 295-302

3. https://www.interfax.ru/business/605743

4. Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции».// https://www.garant.rU/hotlaw/federal/1343791/

5. Коронавирус убивает российский турбизнес. [Электронный ресурс]. // ЩЪ: https://riafan.ru/1258994-koronavirus-ubivaet-rossiiskii-turbiznes (дата посещения 10.03.2020)

6. Большинство россиян оказались без сбережений в кризис. А те, кто имеет накопления, смогут прожить на них максимум полгода. [Электронный ресурс] // URL: https://www.rbc.ru/economics/31/03/2020/5e7dd7c59a7947c7f63c 7f63c1e66 (дата посещения 17.03.2020)

7. Коронавирус стал «идеальным штормом» для туристического бизнеса: кто выживет, а кто уйдет. [Электронный ресурс] // URL: https://www.kuban.kp. ru^daily/27109/4185114/ (дата посещения 17.03.2020)

8. Граница на замке: правительство ограничивает въезд в Россию для иностранцев. Запрет будет действовать с 18 марта по 1 мая. [Электронный ресурс] // URL: https://www.tourdom.ru/hotline/obzory-i-analitika/tatyana-dmitrova-tourdom-ru-obstoyatelstva-v-kotorykh-my-ne-zhili/ (дата посещения 16.03.2020)

9. Дмитрова Татьяна (TourDom.ru): обстоятельства, в которых мы не жили ...или как коронавирус изменит генетику туриндустрии? [Электронный ресурс]. // URL: https://www.tourdom.ru/hotline/obzory-i-analitika/tatyana-dmitrova-tourdom-ru-obstoyatelstva-v-kotorykh-my-ne-zhili/ (дата посещения 20.03.2020)

10. Большинство россиян оказались без сбережений в кризис. А те, кто имеет накопления, смогут прожить на них максимум полгода. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/economics/31/03/2020/5e7dd7c59a7947c7fб3c 1e66 (дата посещения 02.04.2020).

References and Sources

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. http://www.atorus.ru/news/press-centre/new/46212.html

2. Simonyan G.A., Kravchenko N.P., Berlin S.I., Berlina S.H. Metodologicheskie podhody i prakticheskie mery po realizacii finansovo-ekonomicheskogo obespecheniya turistskoj deyatel'nosti na regional'nom urovne // Vestnik Akademii znanij. - 2019. - №34 (5). - S. 295-302

3. https://www.interfax.ru/business/605743

4. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 3 aprelya 2020 g. N° 434 «Ob utverzhdenii perechnya otraslej rossijskoj ekonomiki, v naibol'shej stepeni postradavshih v usloviyah uhudsheniya situacii v rezul'tate rasprostraneniya novoj koronavirusnoj infekcii».// https://www.garant.ru/hotlaw/federal/1343791/

5. Koronavirus ubivaet rossijskij turbiznes. [Elektronnyj resurs]. // UPL: https://riafan.ru/1258994-koronavirus-ubivaet-rossiiskii-turbiznes (data poseshcheniya 10.03.2020)

6. Bol'shinstvo rossiyan okazalis' bez sberezhenij v krizis. A te, kto imeet nakopleniya, smogut prozhit' na nih maksimum polgoda. [Elektronnyj resurs] // URL: https://www.rbc.ru/economics/31/03/2020/5e7dd7c59a7947c7f63c 7f63c1e66 (data poseshcheniya 17.03.2020)

7. Koronavirus stal «ideal'nym shtormom» dlya turisticheskogo biznesa: kto vyzhivet, a kto ujdet. [Elektronnyj resurs] // URL: https://www.kuban.kp. ru/daily/27109/4185114/ (data poseshcheniya 17.03.2020)

8. Granica na zamke: pravitel'stvo ogranichivaet v"ezd v Rossiyu dlya inostrancev. Zapret budet dejstvovat' s 18 marta po 1 maya. [Elektronnyj resurs] // URL: https://www.tourdom.ru/hotline/obzory-i-analitika/tatyana-dmitrova-tourdom-ru-obstoyatelstva-v-kotorykh-my-ne-zhili/ (data poseshcheniya 16.03.2020)

9. Dmitrova Tat'yana (TourDom.ru): obstoyatel'stva, v kotoryh my ne zhili___ili kak koronavirus izmenit genetiku turindustrii? [Elektronnyj resurs]. //

URL: https://www.tourdom.ru/hotline/obzory-i-analitika/tatyana-dmitrova-tourdom-ru-obstoyatelstva-v-kotorykh-my-ne-zhili/ (data poseshcheniya 20.03.2020)

10. Bol'shinstvo rossiyan okazalis' bez sberezhenij v krizis. A te, kto imeet nakopleniya, smogut prozhit' na nih maksimum polgoda. [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.rbc.ru/economics/31/03/2020/5e7dd7c59a7947c7f63c 1e66 (data poseshcheniya 02.04.2020).

СИМОНЯН ГАРНИК АЙКАРАМОВИЧ - доктор экономических наук, вице-президент НИИ истории, экономики и права (Москва) (sgar@yandex.ru).

САРЯН АКОП АЙГАЗОВИЧ - кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник ВНИИ цветоводства и субтропических культур (Сочи, Россия).

SIMONYAN, GARNIK A. - Doctor of Economics, Vice-President History, Economics and Law Research Institute (HELRI) (sgar@yandex.ru).

SARYAN, AKOP A. - Ph.D. in Economics, Leading Researcher, Russian Research Institute of Floriculture and Subtropical Crops (Sochi, Russia) (akopsar@ramler.ru).

УДК 330.8

ГУЗЬ Н.А., УДАЛОВ И.Д. ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОТРЯСЕНИЙ И ФИНАНСОВЫХ КРИЗИСОВ В РАБОТАХ ИОСИФА МИХАЙЛОВИЧА КУЛИШЕРА

Ключевые слова: И.М. Кулишер, финансовая наука, экономическая теория, финансовые потрясения, кризис.

В статье освещены происхождение и основные черты теоретической концепции экономической истории Иосифа Михайловича Кулишера (1878-1933). Его подход к теории экономической истории сформировался под влиянием идей немецкой исторической школы. Труды немецких ученых внесли существенный вклад в формирование характерных черт национальной экономической мысли, способствовали выделению экономической истории в отдельную научную дисциплину и формированию отечественной школы финансового права. И.М. Кулишер последовательно отвергал оперирование гипотезами, которые не проверяются фактическими данными. Для него лишь обобщение фактического материала дает основу для выработки гипотез, касающихся развития хозяйственной жизни. Поэтому, с его точки зрения, основной недостаток подхода исторической школы заключался не в чрезмерном увлечении сбором фактов, а как раз в недостаточности собранных фактов для анализа исторического развития таких понятий экономической теории, как, например, «рента», «заработная плата», «прибыль с капитала». На основе столкновений этих влиятельных направлений мысли И.М. Кулишер разработал собственную концепцию.

GUZ, N.A., UDALOV, I.D. THE HISTORY OF ECONOMIC SHOCKS AND FINANCIAL CRISES IN THE WORKS OF JOSEPH MIKHAILOVICH KULISHER

Keywords: J.M. Kulischer, financial science, economic theory, financial turmoil, crisis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.