Научная статья на тему 'Туристический маркетинг территорий: от эффективных зарубежных примеров к актуальной модели российского региона'

Туристический маркетинг территорий: от эффективных зарубежных примеров к актуальной модели российского региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2734
272
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ / TERRITORIAL MARKETING / МАРКЕТИНГ РЕГИОНА / MARKETING OF THE REGION / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО МАРКЕТИНГА / РОССИЙСКИЙ ОПЫТ РЕГИОНАЛЬНОГО МАРКЕТИНГА / RUSSIAN EXPERIENCE OF REGIONAL MARKETING / INTERNATIONAL EXPERIENCE OF TERRITORIAL MARKETING / МАРКЕТИНГОВАЯ СТРАТЕГИЯ РЕГИОНА / MARKETING STRATEGY OF THE REGION / ТУРИСТИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ ТЕРРИТОРИЙ / ТУРИСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО МАРКЕТИНГА / MODEL OF TOURIST MARKETING OF TERRITORY / МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА РЕГИОНА / THE MECHANISM OF IMPLEMENTATION AND DEVELOPMENT OF TOURIST MARKETING OF THE REGION / TOURIST MARKETING OF TERRITORY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Луговая Ольга Александровна

Статья посвящена туристическому маркетингу территорий, как механизму активизации регионального развития, максимальной реализации возможностей и конкурентных преимуществ региона. С целью адаптации зарубежного опыта и выявления перспективных направлений рассмотрены маркетинговые стратегии дестинации Любляна (Словения) и штата Айдахо (США). Изучение стратегических документов 55 областей России позволило определить специфику маркетингового подхода и уникальный опыт нашей страны, степень проработанности стратегий, целевые ориентиры и инструменты их реализации. Предложена модель туристического маркетинга территорий, а также механизм реализации и развития туристического маркетинга, обеспечивающие устойчивое развитие, реализацию приоритетных проектов и достижение долгосрочных целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tourist Marketing of Territory: from Effective Foreign Examples to Actual Model of Russian Region

The article focuses on tourism marketing of territory as the mechanism of activation of regional development, maximizing opportunities and competitive advantages of the region. For the purpose of adaptation of foreign experience and identifying promising directions, were considered marketing strategies of Ljubljana (Slovenia) and Idaho (USA). The study of strategic documents of 55 regions of Russia has allowed to define the specifics of the marketing approach and the unique experience of our country, the degree of elaboration of strategies, targets and instruments of their implementation. The proposed model of tourism marketing of territory, as well as the mechanism for the implementation and development of tourism marketing provides sustainable development, the implementation of priority projects and long term goals.

Текст научной работы на тему «Туристический маркетинг территорий: от эффективных зарубежных примеров к актуальной модели российского региона»

ТУРИСТИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ ТЕРРИТОРИЙ: ОТ ЭФФЕКТИВНЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ ПРИМЕРОВ К АКТУАЛЬНОЙ МОДЕЛИ РОССИЙСКОГО РЕГИОНА

Луговая Ольга Александровна,

Институт управления и региональной экономики, Волгоградский государственный университет, аспирант кафедры «Маркетинг», маркетолог ООО НПП «Термалком» (400119, г. Волгоград, ул. 25 лет Октября, 1) lugovayao@mail.ru

Статья посвящена туристическому маркетингу территорий, как механизму активизации регионального развития, максимальной реализации возможностей и конкурентных преимуществ региона. С целью адаптации зарубежного опыта и выявления перспективных направлений рассмотрены маркетинговые стратегии дестинации Любляна (Словения) и штата Айдахо (США). Изучение стратегических документов 55 областей России позволило определить специфику маркетингового подхода и уникальный опыт нашей страны, степень проработанности стратегий, целевые ориентиры и инструменты их реализации. Предложена модель туристического маркетинга территорий, а также механизм реализации и развития туристического маркетинга, обеспечивающие устойчивое развитие, реализацию приоритетных проектов и достижение долгосрочных целей.

Ключевые слова: территориальный маркетинг; маркетинг региона; зарубежный опыт территориального маркетинга; российский опыт регионального маркетинга; маркетинговая стратегия региона; туристический маркетинг территорий; туристическая модель территориального маркетинга; механизм реализации и развития туристического маркетинга региона.

Родоначальниками территориального маркетинга являются европейские и американские города, которые используют отдельные инструменты маркетинга, начиная с 1960—70-х годов. Существующий мировой опыт предлагает значительное количество удачных примеров и широкий выбор эффективных маркетинговых инструментов и технологий, актуальных для российских регионов. В этой связи опыт американских и европейских дестинаций, представляет особый интерес с практической и теоретической точки зрения.

В основе проведенного исследования опыта разработки и внедрения стратегического маркетинга территорий лежит изучение отдельных территорий и практики реализации:

♦ культурного маркетинга территорий (Барри, Саскатун (Канада), Манчестера (Англия));

♦ туристического маркетинга территорий (Айдахо (США), Любляна (Словения)),

♦ спортивного маркетинга территорий (Коллиер, Миссисипи (США), Афины (Греция));

♦ корпоративного маркетинга партнерских отношений (Финикс (США));

♦ инвестиционного маркетинга территорий (Касл-Рок (США)). На основе метода case-study

классифицируются институциональные модели территориального маркетинга: туристическая, культурная, спортивная, смешанная модели, а также инвестиционная модель развития и привлечения бизнеса и модель корпоративного маркетинга партнерских отношений.

Каждое из данных направлений в условиях становления рыночной экономики и поиска уникальных рыночных ниш является перспективным для субъектов РФ, представляет отдельный пласт и включает значительное количество механизмов, стратегий и векторов развития. При этом для регионов нашей страны характерен акцент

на стимулирование туристической и культурной отраслей, инвестиционной деятельности как основы эффективного развития и формирования уникальной региональной идентичности.

Рассмотрению культурного маркетинга территорий, опыта Барри, Саскатун, Манчестера и предложенной модели культурного маркетинга территорий, а также механизму его реализации в российских регионах была посвящена отдельная публикация [1].

Данная статья посвящена туристическому маркетингу территорий, как механизму активизации регионального развития, адаптации зарубежного опыта и формирования модели для российского региона. Сегодня туризм принято считать одной из самых перспективных, стремительно развивающихся и прибыльных сфер деятельности. Во многих странах он играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, активиза-

ции социально-экономического развития, обеспечении занятости населения, влияет на развитие ключевых отраслей экономики (транспорт, строительство, производство товаров и услуг и т. д.). При этом развитию туризма уделяют внимание отдельные города и целые регионы, области, обладающие предпосылками и ресурсами для развития туристской индустрии и территории, реализующие идеи, расположенные на поверхности, при наличии малых бюджетов, но активной позиции аппарата управления. Территориальный маркетинг способствует повышению притягательности территории, формированию туристического образа, созданию предложений ориентированных на приоритетные ниши и комплексных турпродуктов, влияя на намерения субъектов и увеличение тур-потока. Изучение существующего опыта, в том числе мирового, позволит разработать комплексный подход, выделить эффективные инструменты и перспективные направления, избежать ловушек и создать уникальную нишу.

КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЛЮБЛЯНЫ -ГОРОДА ВСТРЕЧ, ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ, ИДЕАЛЬНОГО МЕСТА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ СЛОВЕНИИ

Вступление Словении в ЕС, изменения в географии европейских направлений туризма, появление новых туристических предложений, отличающихся качеством развития и маркетинговых концепций, определили для города Любляна и его прилегающих районов (далее совместно именуемых как

«туристическое направление Любляна») необходимость формирования активной маркетинговой политики и улучшения конкурентных позиций на международном туристическом рынке.

«Стратегический план маркетингового развития туристического направления Любляна на период 2007-2013»* (The Tourist Destination ofLjubljana) [2], определяет общую стратегию, направления и частные модели, приоритетные цели и способы их достижения, предлагает варианты адаптации преимуществ последних тенденций. Основной целью стратегического развития и маркетингового плана для туристического направления Любляна является разработка маркетинговой модели, которая будет обеспечивать устойчивое развитие, соблюдать баланс между потребностями приезжих и местных жителей, максимально использовать возможности и конкурентные преимущества, учитывать современные тенденции международного туризма, развивать частно-государственное и общественное партнерство.

Стратегические цели развития определяют направления развития туризма [3]:

1. Диверсификация: для увеличения разнообразия предложения и спроса, необходимо разработать новые туристические продукты и рынки.

2. Дифференциация: для обеспечения мирового признания туристической отрасли туристические предложения должны быть дифференцированы в соответствии с их качеством, дизайном, техническим сопровождением.

3. Эффективное управление направлением должно осуществляться действенным способом для обеспечения развития туризма.

С целью определения приоритетных туристических предложений как средства повышения уровня конкурентоспособности и привлекательности дестинации, была разработана стратегия развития туристского продукта, основанная на модели-матрице.

Туристская модель-матрица Любляны включает [4]:

1. Любляна — город для встреч (business tourism))

2. Любляна — город искусств и культуры (cultural tourism);

3. Любляна — город наслаждений (experience tourism), ориентированный на вовлечение туристов в жизнь города, формирование эмоциональных связей и опыта, позволяющих прочувствовать его дух;

4. Любляна — город Словении (day-trip tourism), туры выходного дня — идеальный способ исследовать Словению.

По каждому из направлений стратегия определяет цели, предлагает ряд элементов для их достижения и развития направления в целом, дает представление о целевых сегментах. При этом, маркетинговая стратегия занимает центральное место стратегического плана, определяя концепцию позиционирования, формирования притягательного туристического образа, инструменты продвижения, расширения лояльной аудитории и развития рынка.

Маркетинговая стратегия включает следующие цели [5]: дифференциация образа Любляны от образа конкурентов посред-

* Стратегический документ и предлагаемые в нем мероприятия направлены на развитие города Любляна и прилегающие к нему территории, включая стратегические объекты (здравницы, природные парки и т.д.) именуемые туристической дестинацией Любляна, что позволяет адаптировать предлагаемый инструментарий российским регионам и рассматривать данный опыт в разрезе регионального маркетинга территорий. - Прим. Авт.

ством развития сильного бренда (преобразование идентичности бренда в эффективное творческое решение), повышение эмоциональной вовлеченности посетителей, эффективное продвижение, привлечение новых медиа, создание запоминающегося контента и обращений, уточнение маркетинговых целей.

Реализация стратегического плана позволит достичь намеченных результатов:

♦ количественных результатов: увеличение числа предложений, что обеспечит увеличение количества приезжих на 5%, однодневных пребываний на 6,5%, средней длительности проживания до 2,2 суток, номерного фонда на 63% (1 500 кроватей), а также увеличение расходов посетителей: среднесуточный расход на 6% (до 125 евро), общие ежегодные расходы в 2 раза.

♦ качественных целей: признание Любляны в качестве привлекательной туристической дести-нации и создание сильного бренда, повышение конкурентоспособности туристических предложений посредством дифференциации и диверсификации.

С целью развития и трансляции сильного бренда, выстраивания четкого и узнаваемого образа, маркетинговая стратегия определяет необходимость разработки стратегии бренда. При этом предложен ряд комплексных мероприятий, которые необходимо реализовать для обеспечения отождествления туристического бренда Любляны с другими секторами экономики города, в частности, расширение его восприятия в качестве столицы Словении и бизнес-центра, привлекательного для иностранных инвестиций.

Кроме того, документ содержит фундаментальную основу для построения новой модели и организационной структуры управления. Особое значение имеет план действий по реализации, включающий мероприятия, перечень проектов. Каждая из задач изложена в виде краткого описания деятельности, включая сроки и ответственных исполнителей за решение конкретной задачи.

Стратегия определяет видение Любляны, как в качестве столицы, так и важного туристического центра, являющегося прекрасным местом для изучения достопримечательностей Словении и близлежащих европейских стран. Концепция устойчивого развития позволит дестинации Любляна избежать ловушек и последствий массового туризма,сохранить непринужденную и дружественную атмосферу небольшого города и, следовательно, обеспечить высокое качество и разнообразие жизни для жителей и гостей города, увеличить спрос в секторе туризма и достичь своих экономических целей.

ИНФОРМИРОВАНИЕ И СТИМУЛИРОВАНИЕ КАК ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ЭФФЕКТИВНОГО ТУРИСТСКОГО МАРКЕТИНГА АЙДАХО Актуальным примером является план маркетинга развития отрасли туризма штата Айдахо (США) [6]. Основной задачей (миссией) развития отрасли штата, как для большинства российских регионов, является увеличение числа приезжих и продолжительности путешествий, с целью получения большего дохода и роста занятости. Туризм выступает третьей по величине отраслью штата, а налоги обеспечивают значительный вклад в экономику, что определя-

ет необходимость планирования и развития данного направления. Достижению поставленной цели должно способствовать повышение осведомленности, изучение возможностей в области туризма и поощрение организаций, расширяющих спектр предлагаемых услуг.

Разработанный план определяет программу развития туризма штата и уточняет маркетинговые компоненты, способствующие продвижению основных туристических направлений. Основная концепция опирается на созданный в 2007 году бренд «Приключения в жизни». Данный бренд объединяет все маркетинговые кампании и медиаформаты, способствует продвижению уникальной идентичности Айдахо, обеспечению большей осведомленности и привлечению туристов со всей страны. Графическое решение использует яркие пейзажи, вдохновляющие сцены реальных приключений, предлагает получить незабываемый личный опыт.

Концепция развития туризма в Айдахо основывается на понимании: характеристик туристической отрасли, целевых рынков (ключевые переменные: доступность, преимущество дифференциации (наличие разнообразия), целевых аудиторий (демографический анализ: профайл типичного для Айдахо туриста), основных рыночных ниш (лыжи, сноуборд, сани, гольф, мотоциклы, кулинария, отдых для детей, путешествия по реке). Отдельное значение имеют и маркетинговые исследования, ввиду их неоценимого значения из-за изменяющейся динамики рынка и поведения потребителей.

Уточнение конъюнктуры, возможностей и существующего опыта штата обусловливает маркетинговые цели Айдахо: увеличе-

ние налоговых поступлений за счет генерирования большего числа однодневных путешествий, развитие спроса путем стимулирования запросов, повышение осведомленности и заинтересованности в путешествиях целевой аудитории. Определение четких показателей, отражающих достижение маркетинговых целей, позволяет контролировать и повышать эффективность реализуемых мер и усилий, пролонгируя их актуальность.

Элементы маркетинговой программы (информирование и стимулирование) по достижению поставленных целей, развитию и продвижению отрасли включают:

♦ Информационные программы содержат широкий спектр атрибутов и мероприятий по следующим направлениям: веб-сайт, публикации, информационные центры, связи с общественностью и социальные сети, индустрия кино.

♦ Стимулирующие программы: публикации в журналах и онлайн реклама, программы по развитию туризма зимой, внутренний маркетинг, специальные события и спортивный маркетинг, интернациональный маркетинг.

Каждое из направлений имеет свои тактические элементы, ориентированные на целенаправленное продвижение определенного вида развлечений, включая рекламные кампании, наполнение сайтов, печатную рекламу и др.

Интегральным компонентом общей стратегии маркетинга является партнерство с заинтересованными сторонами внутри (туроператоры, организаторы конференций, писатели блогов) и за пределами штата, которые имеют

* Предложен автором.

аналогичные потребности и цели. Партнерство обеспечивает значительные преимущества, выходящие за рамки очевидной бюджетной эффективности, расширяя географию трансляции посланий штата, предоставляя возможности, которые бы в противном случае были упущены.

Маркетинговый план штата Айдахо ориентирован на развитие отрасли туризма как основополагающей для развития экономики в целом, поэтому имеет конкретную специализацию. Определяя вузком смысле маркетинговый подход, акцентируя внимание на продвижении и развитии бренда. Однако Айдахо предоставляет пример выстраивания коммуникаций со внутренними и внешними агентами, комплексного плана маркетинговых коммуникаций, эффективного использования интернет-ресурсов (функционируют более 10 различных сайтов, посвященных туризму и привлекательности штата, при этом некоторые из них массово ориентированы, другие «мини сайты» являются средством привлечения и коммуникации с определенными сегментами о наиболее интересных для них событиях, мероприятиях и развлечениях). Кроме того, важно отметить, что план не ограничивается только информированием, он предлагает программу по закреплению бренда и комплексному круглогодичному стимулированию целевых аудиторий, чего так не хватает нашим регионам.

Рассматриваемые примеры маркетинговых стратегий предлагают широкий набор актуальных практик и инструментов, позволяя сформулировать соответствующую модель туристического маркетинга территории (рис.)*.

ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА ТЕРРИТОРИЙ В РОССИИ: ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ИНСТРУМЕНТЫ МАРКЕТИНГОВОГО ПОДХОДА В УПРАВЛЕНИИ

Многими российскими регионами развитие туризма также определяется в качестве приоритетной задачи территориального маркетинга. Данные положения отражены в федеральных и региональных целевых программах, более того, в некоторых областях разработаны соответствующие стратегии. Изучение конкретных примеров позволяет получить представление о существующем опыте, целях и задачах регионального развития, выделить эффективные механизмы и инструменты, с целью их дальнейшей конкретизации и внедрения. В данной статье рассмотрены примеры, характеризующие общую картину реализации территориального маркетингового подхода.

Опыт передовых в области туристического маркетинга территорий регионов

Регионы, исторически имеющие предпосылки развития туризма, богатые природными или культурными ресурсами, первыми пошли по пути становления территориального маркетинга, определяя уникальный российский опыт. Стратегические документы данных областей в качестве основных целей определяют повышение конкурентоспособности туристического продукта, развитие различных видов туризма, актуализацию предложений, создание современной инфраструктуры, формирование положительного имиджа и бренда. Маркетинговый подход стимулирует социально-экономическое развитие, повыше-

1. Стратегическое видение (миссия) и цели

Рис. Модель туристического маркетинга территории

ние благосостояния населения и конкурентоспособности территории в целом.

Ставропольский край благодаря своему географическому положению, богатой истории, климату и природным ресурсам (уникальным рекреационным ресурсам,лечебным, гидроминеральными, грязевым), а также разнообразию ту-ристско-экскурсионных объектов, обладает высоким потенциалом для развития туризма. Однако регион не в полной мере использует свой потенциал и конкурентные преимущества. С целью создания узнаваемого образа края, как комфортного и безопасного региона для пребывания российских и иностранных туристов, а также формирования условий для активного продвижения туристских продуктов региона была разработана «Маркетинговая стратегия продвижения Ставропольского края как региона, благоприятного для туризма» [7]. В основе концепции лежит продвижение бренда «Туристическое Ставрополье», с акцентом на развитие делового туризма, паломнического, событийного, сельского, а также туризма выходного дня. Для достижения поставленных целей в краткосрочном периоде определены следующие направления работы: развитие туристическо-информационного центра (обновление всей информации о крае), позиционирование туристических возможностей в Интернете (создание виртуальных маршрутов и путеводителей), изготовление рекламно-сувенирной продукции, организация и проведение ознакомительных пресс-туров, форумов, фестивалей, транслирование программ в СМИ, разработка туристско-рекреационных кластеров края [8].

Вологодская область одной из первых стала реализовывать тер-

2. Методология

риториальный маркетинговый подход, направленный на туристическое маркетинговое развитие. Туризм, наряду с металлургией, лесопромышленным комплексом и машиностроением, является приоритетным направлением экономики региона, т. к. обеспечивает значительный социально-экономический эффект. Практически каждый район области обладает туристическими ресурсами («Великий Устюг — родина Деда Моро-

за», «Вологда — кружевная столица России», «Белозерск — былинный город Руси», «Липин Бор — царство Золотой рыбки»). Ввиду этого, одним из основных направлений реализации в Стратегии развития туризма Вологодской области до 2020 года [9] отмечено содействие развитию отрасли, создание информационных условий (наравне с правовыми, инвестиционными, кадровыми), разработка и продвижение приоритет-

ных туристических проектов. Стратегия нацелена на продвижение образа области как благоприятного места для туризма (определена имиджевая стратегия), разработку и продвижение перспективных видов туризма и межрегиональных туристских проектов (создание совместных турпродуктовссоседни-ми регионами), осуществление рекламно-информационной деятельности, проведение маркетинговых исследований, разработка целевых показателей мониторинга развития туризма.

Целевая программа развития Калининградской области как туристического центра традиционно для подобных документов ориентирована на создание конкурентоспособного туристско-рекреа-ционного комплекса, улучшение имиджа области как туристической территории и продвижение ее на российский и международный туристические рынки [10]. Стратегической целью области определяется достижение статуса популярного международного туристического центра Балтийского региона, ежегодно принимающего более 2 млн туристов (преимущественно из России и Европы) [11]. Программа касается элементов продвижения и инструментов реализации (сбыта) предложений, а также развития туристического продукта области. Кроме того, определен перечень экономических, социальных и экологических последствий, механизм реализации (программные мероприятия) с указанием объемов ресурсного обеспечения и сроков.

Богатая история и наличие памятников архитектуры «Золотого кольца» обусловили туристическую направленность маркетингового развития Ярославской области, направленную на создание полноценной экономики впечатле-

ний, развитие специализированных видов туризма, реализацию проектов по развитию инфраструктуры. Основным критерием развития отрасли определено формирование и продвижение туристического бренда.

Разработанная Стратегия туризма Ярославской области определяет перечень целевых ориентиров, направленных на создание механизмов и ликвидация критических отставаний (активный маркетинг) и экспортное развитие

[12]. В документе подробно изложено обеспечение маркетинговой стратегии продвижения туристического продукта области на внутреннем и международном уровнях: увеличение числа объектов ЮНЕСКО, разработка проекта «Карта гостя Ярославской области», организация праздников (развитие событийного туризма), формирование стратегии позиционирования (комплексного плана по продвижению образа, создание туристского бренда и бренд-бука, новой полиграфической продукции) и т. д.

Среди задач программы «Развитие туризма и туристской деятельности на территории Новгородской области на 2012—2014 годы»

[13]заявлена «разработка и реализация новой маркетинговой стратегии области». Основные мероприятия направлены на повышение узнаваемости туристического продукта на внутреннем и международном рынках, расширение информационного продвижения, развитие событийного и активного видов туризма, формирование конкурентоспособного туристского продукта за счет повышение качества туристических услуг.

Развитие сферы туризма выделяется в качестве приоритетного направления и в Оренбургской

области. Для реализации потенциала данного направления необходимо решить ряд стратегических задач, направленных на обеспечение позиционирования региона в России и в мире, формирование рынка труда в сфере услуг, продвижение турпродукта области [14]. Программа развития туризма определяет целесообразность участия в различных мероприятиях международного и всероссийского характера с целью продвижения регионального туристического продукта.

Увеличению доли туризма в общей структуре доходов Рязанской области препятствует нерациональное использование ресурсов и возможностей, неразвитая инфраструктура, невостребованные объекты и неэффективное управление. В этой связи утвержденная целевая программа формирует ряд мер направленных на создание условий для развития региональных зон туристско-рекреаци-онной деятельности, совершенствования системы повышения квалификации кадров [15]. В рамках разработки маркетинговой стратегии продвижения туристических продуктов уточняется необходимость повышения конкурентоспособности регионального продукта и создания благоприятного имиджа области.

Долгосрочная целевая программа «Развитие сферы туризма и рекреации Ленинградской области на 2010-2015 годы» [16], определяя целью привлечение потенциальных туристов и инвесторов, также предполагает внедрение маркетинговых инструментов (баннеры, щиты, интернет-портал, участие в выставках и конференциях). Однако комплексного маркетингового подхода к развитию туристического кластера и притягательности области для отдыха

и рекреации Ленинградской области не разработано.

Уникальным для нашей страны примером является «Программа маркетинга по продвижению устойчивого экологического туризма с использованием возможностей проектных территорий в Камчатской области и Корякском Автономном округе» [17], ориентированная на развитие экологического и этнографического туризма. В ходе работы дана оценка рекреационных, биологических и иных ресурсов на проектных территориях (Усть-Больше-рецком, Соболевском и Тигиль-ском РМО), охарактеризована привлекательность территорий сточки зрения развития устойчивого экологического туризма и с учетом местных условий. Проведен маркетинговый анализ возможностей развития данного вида туризма: потенциал рынка и конкурентоспособность, целевые группы населения, оценка развития экологического туризма как фактора повышения занятости населения. Разработаны турпро-дукты (два пробных тура) для отдельных проектных территорий, подготовлены бизнес-предложения. Предложена программа маркетинга по продвижению устойчивого экологического туризма с использованием возможностей проектных территорий (разработан обучающий практический курс по экологическому туризму для представителей общин коренного населения и других заинтересованных лиц). В документе представлены субъекты, методика работы и методы исследования, ожидаемые результаты, он является сбалансированным инструментом продвижения экотуризма, отражающим теоретические разработки и практическую апробацию уникальной туристической

модели территориального маркетинга.

Туристическиймаркетинг

регионов, не являющихся

лидерами туристической отрасли

Примечательно, что особое значение данному направлению придают даже регионы, которые не ассоциируются напрямую с привлекательной туристической дес-тинацией.

Создание имиджа, завоевание регионом конкурентных позиций на туристическом рынке, определено в стратегии развития внутреннего и въездного туризма Свердловской области [18], на первый взгляд не входящей в число наиболее привлекательных туристических регионов. Долгие годы область представляла собой ярко выраженный старопромышленный регион, кроме того, большая часть городов являются монопрофильными. В сложившейся ситуации переориентация, поиск новых инструментов развития, привлечения средств, путей самоопределения является актуальной задачей. На достижение поставленных задач направлен комплекс мер стратегии: продвижение бренда региона и созданных туристических продуктов, организация событийных мероприятий, пробных туров, включение региона в национальные и международные маршруты, создание единого туристического портала и интерактивного путеводителя, аутентичной сувенирной продукции, формирование системы продаж туристического продукта.

Согласно Стратегии социально-экономического развития, формирование в Самарской области конкурентоспособного туристско-рекреационного кластера является одним из приоритетных направлений региональной экономики

[19]. Однако в настоящее время у целевой аудитории отсутствует восприятие региона в качестве туристической дестинации, а это непосредственно влияет на востребованность отрасли. На повышение заинтересованности в изучении культуры, истории, рекреационных возможностей, мотивации к созданию, реализации и потреблению туристского продукта и направлена маркетинговая стратегия. При этом для достижения поставленных целей необходимо развивать предпринимательство, инфраструктуру рекреационные зоны, событийный туризм, осуществлять активную рекламно-информационную деятельность, направленную на формирование имиджа Самарской области как крупного центра туризма.

В перечень задач целевой программы «Развитие туристско-ре-креационной деятельности в Челябинской области на 201 1-2016 годы» [20] входят обеспечение позитивного имиджа и узнаваемости области на туристском рынке, а также разработка маркетинговой стратегии продвижения региональных туристских ресурсов на внутреннем и международном рынках.

Позиционирование области, как региона, благоприятного для туризма, определяется стратегически важной задачей Воронежской области [21]. В связи с этим в концепции развития туризма выделяются следующие направления деятельности: формирование и реализация стратегии продвижения туристского продукта, брендинг и продвижение региональных тур-продуктов и региона в целом, обеспечение доступности всех видов информации о туристических ресурсах региона, внедрение новых информационных технологий (интернет-маркетинг).

На развития туризма направлена соответствующая государственная программа Липецкой области, определяющая развитие турист-ско-рекреационного комплекса и продвижение туристического продукта на мировом и внутреннем рынках [22]. Приоритетами, государственной политики относительно территориального маркетинга, являются: определение основных направлений развития туризма, совершенствование и диверсификация существующего турпродук-та, развитие новых перспективных видов туризма, создание турист-ско-рекреационных и автотурист-ких кластеров в регионе.

В качестве основных задач туристической отрасли Пермского края определяется создание условий для развития туристического комплекса, продвижение продукта на международном и внутреннем рынках, повышение качества услуг, создание благоприятных условий для устойчивого развития сферы туризма [23]. При этом ожидается рост популярности Пермского края в России и за рубежом как туристского региона и продвижение вверх по рейтингу известности среди туристских регионов России, а также увеличение разнообразия туристского предложения на внутреннем туристском рынке.

В качестве целевого направления туристической отрасли Амурской области является формирование имиджа центра всесезонно-го туризма и продвижение туристического продукта региона [24]. Цели и механизмы программы содержат традиционные элементы, касающиеся формирования имиджа (выставки, пресс-туры и др.), кроме того, создан единый турис-

тический бренд. Логотип отражает четыре основные достопримечательности, присущих только Приамурью: города-близнецы (красное), культурное наследие (желтое), динозавры (зеленое) и космос (синее) [25]. На основе этой концепции разработан бренд-бук для деловой и сувенирной продукции.

Повышение конкурентоспособности регионального туристского рынка, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах, выступает основной целью программы развития туризма Сахалинской области [26]. А, вместе с тем, характерными для большинства регионов задачами, определяющими основные мероприятия, являются модернизация и создание инфраструктуры, повышение качества и доступности туристских услуг, увеличение объемов въездного туризма, формирование и продвижение позитивного имиджа и узнаваемости области. В целях создания яркого элемента узнаваемости региона в многообразии туристских дестинаций планируется проведение конкурса по разработке туристического бренда Сахалинской области. Данный бренд должен включает наименование (слоган) и символику, отражающие специфику региона в сфере туризма.

Большинство регионов нацелены на развитие туризма, транслируя идентичные цели. При этом, учитывая существующее различие в ресурсах и предпосылках, необходима уникальная маркетинговая стратегия в каждом конкретном случае, опережающий подход, способный при прочих рав-

ных условиях помочь выделиться среди регионов с аналогичными задачами.

Регионы, намеревающиеся

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

внедрять территориальный

маркетинг

В ходе анализа были выявлены области, которые в стратегических документах только отразили намерение внедрять инструменты и механизмы территориального маркетинга для развития туризма. При этом программы и стратегии данных регионов включают, в той или иной вариации, три направления: повышение конкурентоспособности и развитие туристского продукта, создание туристической инфраструктуры и формирование имиджа привлекательной туристической дестинации. Позиционирование и продвижение предполагается осуществлять посредствам реализации комплекса маркетинговых мероприятий: размещения информации о туристском потенциале региона и перспективах развития отрасли в российских и зарубежных СМИ, презентации туристских возможностей региона на международных и российских выставках по туризму, продвижение краевого туристского портала. К данной подгруппе относятся*: Алтайский край (инициирован аукцион по разработке и созданию маркетинговой стратегии туристического бренда края), Хабаровский край (определена необходимость разработки маркетинговой стратегии), Астраханская область, Волгоградская область, Иркутская область (определена необходимость активного маркетинга и целенаправленной программы (плана) территориального маркетинга), Кемеровская об-

* Автор приводит ссылки на Постановления, Распоряжения и иные документы органов власти каждого из нижеперечисленных субъектов федерации. По мнению редакции в данном контексте достаточно простого перечисления регионов. Ссылки удалены. - Прим. Ред.

ласть, Московская область, Приморский край (определена разработка и реализация маркетинговой стратегии), Смоленская область, Тверская область (определена необходимость разработки маркетинговой стратегии продвижения туристских возможностей).

НАКОПЛЕННЫЙ ОПЫТ КАК ОПРЕДЕЛЯЮЩАЯ ОСНОВА МАРКЕТИНГОВОЙ ОТРАСЛЕВОЙ СТРАТЕГИИ РЕГИОНА И ПРОЕКТНОГО МЕХАНИЗМА РАЗВИТИЯ

Изучение стратегических маркетинговых документов 55 субъектов РФ показало, что значительное количество регионов пошло по пути маркетинговой специализации, выбирая туризм в качестве приоритетного направления развития, учитывая политические, экономические и социально-культурные ресурсы. При этом наблюдается схожесть приоритетных целей, недифференцируемый подход, отсутствие отлаженного механизма внедрения и реализации территориального маркетинга.

Сложившаяся ситуация определяет актуальность формирования маркетинговой отраслевой стратегии региона, механизма развития и целевых мероприятий, в качестве приоритетной задачи на современном этапе развития.

Предлагаемый автором «Механизм реализации и развития туристического маркетинга территории» включает:

♦ Анализ рынка и конкурентных позиций, определение востребованных и выгодных для региона приоритетных туристических проектов, и турпродуктов.

♦ Определение видения и целей, разработка стратегии для улучшения конкурентных позиций и соответствующей маркетинговой стратегии.

♦ Формирование оптимальной модели развития и управления.

♦ Повышение значения туризма и обеспечение его надлежащего стратегического рейтинга.

♦ Утверждение долгосрочной целевой программы и концепции развития сферы туризма региона на ближайшие пять лет.

♦ Разработку методических материалов по развитию туризма: пакет типовой документации по созданию информационно-туристских центров, методические материалы по сбору, обработке и анализу статистической информации сферы туризма, по разработке муниципальных программ развития туризма территории, по работе в единой информационной сети по бронированию услуг сферы туризма и другие материалы.

♦ Издание методических материалов о порядке создания и осуществления деятельности площадок (зон) интенсивного тури-стско-рекреационного развития (многофункциональных турист-ско-рекреационных комплексов).

♦ Разработку уникальныхтурпро-дуктов и бизнес-предложений отдельных проектных территорий для развития внутреннего туризма.

♦ Создание специальных туристических проектов для продвижения на национальные и мировые рынки.

♦ Формирование условий, разработка методических основ и механизмов развитию культурного, спортивного, сельского, экологического, социального туризма и т. д.

♦ Проектирование рекреационных парков, зеленой стоянки, зон отдыха и проведения развлекательных мероприятий, привлечение событий.

♦ Разработку совместных с другими регионами туров и мероприятий, встраивание в туристические маршруты.

♦ Установление стоимости основных активов и предложений в области туризма.

♦ Поиск эффективных каналов коммуникации, определение единого подхода к продвижению и создание адаптированных сообщений.

♦ Формирование современного бренда и маркетинговой стратегии бренда туристического направления.

♦ Обеспечение доступности предложений и сервиса (электронное бронирование и заказ, информационная справочная, полный сервис).

♦ Разработку системы атрибутов «крючков» для стимулирования увеличения длительности пребывания и расходов, мотивации повторных посещений (скидки, специальные предложения).

♦ Развитие туристической инфраструктуры и существующих ресурсов, благоустройство городов областного подчинения.

♦ Создание механизма рассеивания туристов по всей территории региона, включая отдаленные районы (продвижение специальных туров, инфраструктура для индивидуальных путешествий).

♦ Разработку мер организационной, экономической и финансовой поддержки для субъектов сферы туризма, создание условий для комфортной деятельности.

♦ Организация тендеров и конкурсов на лучший бизнес-план приоритетных объектов.

♦ Проведение конкурсов на звание «лучший туристический центр, пляж», «лучшее информационное издание о туризме» и т. д.

♦ Внутренний маркетинг населения, стимулирование лояльности.

♦ Определение целевых показателей мониторинга развития туристской индустрии в регионе, критериев для измерения результатов.

Сегодня, на фоне изменений конъюнктуры мирового туристического рынка, роста курса валют, введения санкций и ограничений,

российские регионы получают уникальную возможность принять участие в перераспределении туристических потоков. Территориальный маркетинг для многих из них является одной из наиболее актуальных концепций, обеспечивающей применение целостного подхода при планировании туристического развития территории и достижение наилучшего результата. Мировой опыт демонстрирует, что стратегические программы туристического

маркетинга являются эффективным инструментом развития не только отрасли туризма, но и региона в целом. При этом концепция территориального маркетинга должна носить целостный и всеобъемлющий характер. Предлагаемый подход не носит исчерпывающий характер, однако позволяет определить вектор работы, комплекс мероприятий, апробированных передовыми регионами.

ИСТОЧНИКИ

1. Луговая О.А Культурный маркетинг территорий: зарубежный опыт как основа эффективной модели развития регионов России // Практический маркетинг. 2015. № 2 (216). С. 13—24.

2. Stratégie Development and Marketing Plan for the Tourist Destination of Ljubljana 2007—2013 — SUMMARY / Ljubljana Tourist Board / Ljubljana, Slovenia, 2006. 54 р. (eng) — Режим доступа: http://www.visitljubljana.eom/file/331803/ tdl-strategija-ang.pdf?download. 2013. 03 апреля. — Загл. с экрана.

3. Там же. С. 23.

4. Там же. С. 30.

5. Там же. С. 37.

6. Marketing Plan 2011—2012. Adventures in Living / Idaho department of commerce, the Division of Tourism Development. 24 p. (eng) — Режим доступа: https://dccommerce.blob.core.windows.net/media/Default/downloads/ITC-Meeting-Minutes/2011%200ct%20Handouts/2012-MarketingPlan.pdf. 2014. 3 февраля. - Загл. с экрана.

7. Маркетинговая стратегия продвижения Ставропольского края как региона, благоприятного для туризма (проект). 107 с. — Режим доступа: http://www.tppsk.ru/userfiles/file/СТРАТЕГИЯ 10 ноября.doc. 2013. 15 марта. — Загл. с экрана.

8. Постановление от 20 июля 2011 г. №287-п «О краевой программе «Развитие курортов и туризма в Ставропольском крае на 2012-2016 годы» (в ред. постановлений Правительства Ставропольского края от 18.01.2012 г. N 12-п, от 15.10.2012 N 385-п, от 27.02.2013 N 59-п). С. 17. — Режим доступа: http://sv.mkt.stavregion.ru/_/cms_page_media/ 2106/0 краевой целевой программе^^ 2013. 12 октября. — Загл. с экрана.

9. Постановление Правительства Вологодской области от 11 августа 2011 г. № 1547 «Стратегия развития сферы туризма в Вологодской области до 2020 года». С. 75. — Режим доступа: http://library.vscc.ac.ru/Files/books/ 12997390851642V.PDF. 2013. 15 октября. — Загл. с экрана.

10. Постановление Правительства Калининградской области от 16.08.2010 N 658 «О целевой Программе Калининградской области «Развитие Калининградской области как туристического центра на 2007 — 2014 годы». С. 2. — Режим доступа: http://law7.ru/kaliningrad/act6u/n490.htm. 2013. 25 марта. — Загл. с экрана.

11. Стратегия продвижения Калининградской области и позиционирования ее как привлекательного туристского направления (проект) / Strategy Partners, 2009 г. С. 6. — Режим доступа: http://cdn1.rugrad.eu/iblock/fd0/strategy.pdf.

2013. 25 марта. — Загл. с экрана.

12. Стратегия развития туризма в Ярославской области до 2025 г. (проект) / ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», 2013 г. С. 17. — Режим доступа: http://www.yarregion.ru/depts/Tourism/ docsDocuments/СТРАТЕГИЯ.doc. 2013. 7 февраля. — Загл. с экрана.

13. Постановление Администрации Новгородской области от 14 ноября 2011 г. № 548 «О долгосрочной областной целевой программе «Развитие туризма и туристской деятельности на территории Новгородской области на 2012 — 2014 годы»». С. 5. — Режим доступа: http://tourismnov.natm.ru/tinybrowser/files/docs/programma-turizm-2012 —

2014.doc. 2013. 7 февраля. — Загл. с экрана.

14. Постановление Правительства Оренбургской области от 14 сентября 2010 г. N 640-пп «Об утверждении областной целевой программы «Развитие туризма в Оренбургской области на 2011?2016 годы». С. 40. — Режим доступа: http:/ /minsportturizm.orb.ru/turizm/turistsko-rekrea/. 2013. 7 февраля. — Загл. с экрана.

15. Постановление Правительства Рязанской области от 22 октября 2009 г. N 297 (в ред. Постановлений Правительства Рязанской области от 17.02.2010 г. N 38, от 27.10.2010 г. N 262, от 15.12.2010 г. N 331, от 01.03.2011 г. N 27, от

23.03.2011 г. N 56, от 09.08.2011 г. N 213, от 05.10.2011 г. N 316, от 21.12.2011 г. N 429, от 28.12.2011 г. N 463, от

15.02.2012 г. N 26) «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Рязанской области в 2010 — 2016годах»». С. 2. — Режим доступа: http://kkt62.ru/documents/programs/. 2013. 17 февраля. — Загл. с экрана.

16. Постановление Правительства Ленинградской области от 6 апреля 2009 г. № 153 (в ред. Постановления Правительства Ленинградской области от 11.11.2011 N 371) «О долгосрочной целевой программе «Развитие сферы туризма и рекреации «Ленинградской области на 2010 — 2015 годы». 47 с. — Режим доступа: http://www.lentravel.ru/law/ post153. 2013. 6 февраля. — Загл. с экрана.

17. Отчет в рамках Проекта Программы развития ООН Глобального экологического фонда в соответствии с техническим заданием, согласованным с менеджером Проекта ПРООН/ГЭФ/РиБ/000 14641 / Договор № 1 от 28 марта 2006 г. «Программа маркетинга по продвижению устойчивого экологического туризма с использованием возможностей проектных территорий Камчатской области и Корякском автономном округе» / Федеральное агентство по рыболовству. 71 с. — Режим доступа: http://www.fishkamchatka.ru/proon/pr00014641.pdf. 2013. 25 марта. — Загл. с экрана.

18. Стратегия развития внутреннего и въездного туризма Свердловской области на период до 2030 года / Министерство экономики Свердловской области, 2013. 39 с. — Режим доступа: http://econom.midural.ru/content/proekt-strategii-razvitiya-vnutrennego-i-vezdnogo-turizma-v-sverdlovskoy-oblasti-do-2030. 2013. 11 февраля. — Загл. с экрана.

19. Постановление Правительства Самарской области от 9 октября 2006 г. № 129 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года». С. 206. — Режим доступа: http:// www.economy.samregion.ru/programm/strategy_programm/social_no_ekonomicheskoe_razvi/. 2013. 5 ноября. — Загл. с экрана.

20. Постановление Правительства Челябинской области от 19 октября 2011 г. N 361-П «Об областной целевой программе «Развитие туристско-рекреационной деятельности в Челябинской области на 2011 — 2016 годы». 46 с. — Режим доступа: http://www.culturechel.ru/Upload/files/P0ST_PRAV_CH0_19102011_361.doc. 2013. 7 февраля. - Загл. с экрана.

21. Приложение к приказу департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области от 17 декабря 2010 г. № 172 «Концепция развития внутреннего и въездного туризма в Воронежской области до 2016 года». С. 29. — Режим доступа: http://www.tourist36.ru/department/item/download/27. 2013. 6 февраля. - Загл. с экрана.

22. Постановление администрации Липецкой области 29 ноября 2013 г. № 535 «Об утверждении государственной программы Липецкой области «Развитие культуры и туризма в Липецкой области». С. 26. — Режим доступа: http://www.kultura48.ru/ dejatelnost/programmy/gosudarstvennaja_programma_razvitie_kultury_i_turizma_v_lipetskoj_oblasti. 2013. 12 февраля. — Загл. с экрана.

23. Государственная программа «Развитие культуры в Пермском крае на 2014—2016 годы» (проект). С. 2. — Режим доступа: http://vetta.tv/ckeditor_assets/attachments/536/turizm.pdf. 2013. 17 февраля. — Загл. с экрана.

24. Постановление Правительства Амурской области от 23 сентября 2011 г. № 616 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие туризма и этнокультурного наследия Амурской области на 2012 — 2016 годы». С. 2. — Режим доступа: http://suguborussia.ru/sites/default/files/files/amurskaya_oblast.doc. 2013. 1 февраля. — Загл. с экрана.

25. Гордиенко О. Туристический бренд появился у Приамурья // Амурская правда. 2013. 28 сентября. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ampravda.ru/2013/09/28/039749.html. 2013. 15 октября. — Загл. с экрана.

26. Постановление Правительства Сахалинской области от 28 января 2013 г. N 31 «Об утверждении долгосрочной целевой программе программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Сахалинской области в 2013—2018 годах». С. 2. — Режим доступа: http://stimol.admsakhalin.ru/uploads/media/Razvitie_vnutrennego_i_vezdnogo_ turizma_v_Sakhalinskoi_oblasti_na_2013-2018_gody.docx. 2013. 7 февраля. — Загл. с экрана.

Tourist Marketing of Territory: from Effective Foreign Examples to Actual Model of Russian Region Lugovaya Olga Alexandrovna,

graduate student of chair «the Marketing», Volgograd State University; marketer NPP «Termalkom», LLC, 1, 25 years of October str., Volgograd, 400119, Russia (lugovayao@mail.ru)

The article focuses on tourism marketing of territory as the mechanism of activation of regional development, maximizing opportunities and competitive advantages of the region. For the purpose of adaptation of foreign experience and identifying promising directions, were considered marketing strategies of Ljubljana (Slovenia) and Idaho (USA). The study of strategic documents of 55 regions of Russia has allowed to define the specifics of the marketing approach and the unique experience of our country, the degree of elaboration of strategies, targets and instruments of their implementation. The proposed model of tourism marketing of territory, as well as the mechanism for the implementation and development of tourism marketing provides sustainable development, the implementation of priority projects and long term goals.

Keywords: territorial marketing; marketing of the region; international experience of territorial marketing; Russian experience of regional marketing; marketing strategy of the region; tourist marketing of territory; model of tourist marketing of territory; the mechanism of implementation and development of tourist marketing of the region.

REFERENCES

1. Lugovaya, O.A. (2015) Kulturniy marketing territoriy: zarubezhniy opyt kak osnova effektivnoy modeli razvitiya regionov Rossii [Cultural marketing areas: international experience as the basis for an effective model for the development of regions of Russia]. Prakticheskiy marketing [Practical marketing], 2015, no. 2 (216), pp. 13—24.

2. Strategic Development and Marketing Plan for the Tourist Destination of Ljubljana 2007—2013 — SUMMARY. Ljubljana Tourist Board. Ljubljana, Slovenia, 2006. 54 р. (eng) Available at: http://www.visitljubljana.com/file/331803/tdl-strategija-ang.pdf?download. 2013. 03 april.

3. Ibid. P. 23.

4. Ibid. P. 30.

5. Ibid. P. 37.

6. Marketing Plan 2011—2012. Adventures in Living / Idaho department of commerce, the Division of Tourism Development. 24 p. (eng) Available at: https://dccommerce.blob.core.windows.net/media/Default/downloads/ITC-Meeting-Minutes/ 2011%200ct%20Handouts/2012-MarketingPlan.pdf. 2014. 3 february.

7. Marketingovaya strategiya prodvizheniya Stavropolskogo kraya kak regiona, blagopriyatnogo dlya turizma [The marketing strategy to promote the Stavropol region as a region favorable for tourism (draft)]. 107 p. Available at: http:// www.tppsk.ru/userfiles/file/СТРАТЕГИЯ 10 ноября^о 2013. 15 march.

8. Postanovlenie ot 20iulya 2011 g. N 287-p «O kraevoy programme «Razvitie kurortov i turizma v Stavropolskom krae na 2012 - 2016 gody» (v red. postanovleniy Pravitelstva Stavropolskogo kraya ot 18.01.2012 N 12-p, ot 15.10.2012 N 385-p, ot 27.02.2013 N 59-p [Resolution of July 20, 2011 №287-p «On regional program» Development of resorts and tourism in the Stavropol Territory in 2012-2016 «(in red. Decisions of the Government of Stavropol Territory from 18.01.2012, N 12-n, from 15.10.2012 N 385-p from 27.02.2013 N 59-p)]. P. 17. Available at: http://sv.mkt.stavregion.ru/_/ cms_page_media/2106/0 краевой целевой nporpaMMe.pdf. 2013. 12 octobre.

9. Postanovlenie Pravitelstva Vologodskoy oblasti ot 11 avgusta 2011g. N 1547 «Strategiya razvitiya sfery turizma v Vologodskoy oblasti do 2020 goda» [Resolution of the Government of the Vologda region on August 11, 2011 № 1547 «Strategy of development of tourism in the Vologda region up to 2020»]. P 75. Available at: http://library.vscc.ac.ru/ Files/books/12997390851642V.PDF. 2013. 15 octobre.

10. Postanovlenie Pravitelstva Kaliningradskoy oblasti ot 16.08.2010 N 658 «O tselevoy Programme Kaliningradskoy oblasti kak turisticheskogo tsentra na 2007—2014 gody» [Resolution of the Government of the Kaliningrad region from 16.08.2010 N 658 «On Target Program of the Kaliningrad region» Development of the Kaliningrad region as a tourist center in 2007— 2014»]. P. 2. Available at: http://law7.ru/kaliningrad/act6u/n490.htm. 2013. 25 march.

11. Strategiya prodvizheniya Kaliningradskoy oblasti i pozitsionirovaniya ee kak privlekatelnogo turistskogo napravleniya (proekt) [The strategy of promoting the Kaliningrad region and its positioning as an attractive tourist destination (Project)]. Strategy Partners, 2009, p. 6. Available at: http://cdn1.rugrad.eu/iblock/fd0/strategy.pdf. 2013. 25 march.

12. Strategiya razvitiya turizma v Yaroslavskoy oblasti do 2025 goda (proekt) [The strategy of development of tourism in the Yaroslavl region until 2025 (draft)]. Rossiyskiy gosudarstvenniy universitet turizma i servisa [VPO «Russian State University of Tourism and Service»], 2013, p. 17. Available at: http://www.yarregion.ru/depts/Tourism/docsDocuments/ СТРАТЕГИЯ^а 2013. 7 february.

13. Postanovlenie Administratsii Novgorodskoy oblasti ot 14 noyabrya 2011 N 548 «O dolgosrochnoy oblastnoy tselevoy programme «Razvitie turizma i turistskoy deyatelnosti na territorii Novgorodskoy oblasti na 2012—2014 gody» [Resolution of the Novgorod Oblast Administration dated November 14, 2011 № 548 «On a long-term regional target program» Development of tourism and tourist activities in the Novgorod region for 2012—2014»]. P. 5. Available at: http:// tourismnov.natm.ru/tinybrowser/files/docs/programma-turizm-2012-2014.doc. 2013. 7 february.

14. Postanovlenie Pravitelstva Orenburgskoy oblasti ot 14 sentyabrya 2010 g. N 640-pp «Ob utverzhdenii oblastnoy tselevoy programmy «Razvitie turizma v Orenburgskoy oblasti na 2011-2016 gody» [Resolution of the Government of the Orenburg region of September 14, 2010 N 640-PP «On approval of the regional target program» Development of tourism in the Orenburg region in 2011-2016»]. P. 40. Available at: http://minsportturizm.orb.ru/turizm/turistsko-rekrea/. 2013. 7 february.

15. Postanovlenie Pravitelstva Ryazanskoy oblasti ot 22 oktyabrya 2009 g. N 297 (v red. Postanovleniy Pravitelstva Ryazanskoy oblasti ot 17.02.2010 g. N 38, ot 27.10.2010 g. N 262, ot 15.12.2010 g. N 331, ot 01.03.2011 g. N 27, ot 23.03.2011 g. N 56, ot 09.08.2011 g. N 213, ot 05.10.2011 g. N 316, ot 21.12.2011 g. N 429, ot 28.12.2011 g. N 463, ot 15.02.2012 g. N 26) «Ob utverzhdenii dolgosrochnoy tselevoy programmi «Razvitie vnutrennego i v"ezdnogo turizma v Ryazanskoy oblasti v 2010-2016 godakh [Resolution of the Government of the Ryazan region on October 22, 2009 N 297 (in red. Resolutions of the Government of Ryazan region of 17.02.2010, N 38, dated 27.10.2010, N 262, dated 15.12.2010 N 331, from 01.03.2011 N 27, dated 23.03.2011, N 56, from 09.08.2011, N 213 from 05.10.2011, N 316 from 21.12.2011, N 429 from 28.12.2011 N 463 from 15.02.2012, N 26) «Approval of a long-term target program « Development of domestic tourism in the Ryazan region in 2010-2016»]. P. 2. Available at: http://kkt62.ru/documents/programs/. 2013. 17 february.

16. Postanovlenie Pravitelstva Leningradskoy oblasti ot 6 aprelya 2009 N 153 (v red. Postanovleniya Pravitelstva Leningradskoy oblasti ot 11.11.2011 N 371) «O dolgosrochnoy tselevoy programme «Razvitie sfery turizma i rekreaktsii Leningradskoy oblasti na 2010 -2015 gody» [Resolution of the Government of Leningrad region on April 6, 2009 № 153 (as amended. Decree of the Government of Leningrad region from 11.11.2011 N 371) «On a long-term target program «Development of tourism and recreation «Leningrad Region for 2010-2015»]. 47 p. Available at: http://www.lentravel.ru/law/post153. 2013. 6 february.

17. Otchet v ramkakh Proekta Programmy razvitiya OON Globalnogo ekologicheskogo fonda v sootvetsvii s tekhnicheskim zadaniem, soglasovannym s menedzherom Proekta PROOON/GEF/RUS/000 14641/Dogovor N 1 ot 28 marta 2006 g.

«Programma sozdaniya marketinga po prodvizheniyu ustoychivogo ekologicheskogo turizma s ispolzovaniem vozmozhnostey proektnykh territoriy Kamchatskoy oblasti i Koryakskom avtonomnom okruge» [Report of the Project of the UNDP Global Environment Facility in accordance with the terms of reference agreed with the manager of the UNDP / GEF / RUS / 000 14641 / Contract number 1 on March 28, 2006. «Marketing program to promote sustainable eco-tourism using opportunities for project sites Kamchatka Oblast and Koryak Autonomous Okrug» ]. Federalnoe agentstvo po rybolovstvu [ Federal Agency for Fisheries], 71 p. Available at: http://www.fishkamchatka.ru/proon/pr00014641.pdf. 2013. 25 march.

18. Strategiya razvitiya vnutrennego i v"ezdnogo turizma Sverdlovskoy oblasti na period do 2030 goda [The development strategy of domestic tourism Sverdlovsk region for the period up to 2030]. Ministerstvo ekonomiki Sverdlovskoy oblasti [Ministry of Economy of the Sverdlovsk Region], 2013, 39 p. Available at: http://econom.midural.ru/content/proekt-strategii-razvitiya-vnutrennego-i-vezdnogo-turizma-v-sverdlovskoy-oblasti-do-2030. 2013. 11 february.

19. Postanovlenie Pravitelstva Samarskoy oblasti ot 9 oktyabrya 2006 g. N 129 «Ob utverzhdenii Strategii sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya Samarskoy oblasti na period do 2020 goda» [Resolution of the Government of Samara region on October 9, 2006 № 129 «On approval of the Strategy of socio-economic development of the Samara region for the period up to 2020»]. P. 206. Available at: http://www.economy.samregion.ru/programm/strategy_programm/ social_no_ekonomicheskoe_razvi/. 2013. 5 november.

20. Postanovlenie Pravitelstva Chelyabinskoy oblasti ot 19 oktyabrya 2011 g. N 361-P «Ob oblastnoy tselevoy programme «Razvitie turistsko-rekreatsionnoy deyatelnosti v Chelyabinskoy oblasti na 2011—2016 gody» [Resolution of the Government of the Chelyabinsk region on October 19, 2011 N 361-P «On the regional target program « Development of tourism and recreation activities in the Chelyabinsk region in 2011—2016»]. 46 p. Available at: http://www.culturechel.ru/ Upload/files/POST_PRAV_CHO_19102011_361.doc. 2013. 7 february.

21. Prilozhenie k prikazu departamenta po razvitiyu predprinimatelstva i potrebitelskogo rynka Voronezhskoy oblasti ot 17 dekabrya 2010 g. N 172 «Kontseptsiya razvitiya vnutrennego i v"ezdnogo turizma v Voronezhskoy oblasti do 2016 goda» [Appendix to the Order of the Department of entrepreneurship and consumer market Voronezh region from December 17, 2010 №172 «Concept of development of domestic tourism in the Voronezh region until 2016»]. P. 29. Available at: http:/ /www.tourist36.ru/department/item/download/27. 2013. 6 february.

22. Postanovlenie Administratsii Lipetskoy oblasti ot 29 noyabrya 2013 N 535 «Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Lipetskoy oblasti «Razvitie kultury i turizma v Lipetskoy oblasti» [Resolution of the Administration of Lipetsk Region November 29, 2013 №535 «On approval of the state program of the Lipetsk region» Development of culture and tourism in the Lipetsk region»]. P. 26. Available at: http://www.kultura48.ru/dejatelnost/programmy/ gosudarstvennaja_programma_razvitie_kultury_i_turizma_v_lipetskoj_oblasti. 2013. 12 february.

23. Gosudarstvennaya programma «Razvitie kultury v Permskom krae na 2014—2016 gody (proekt) [State program «Development of culture in the Perm region in 2014—2016» (project)]. P. 2. Available at: http://vetta.tv/ckeditor_assets/ attachments/536/turizm.pdf. 2013. 17 february.

24. Postanovlenie Pravitelstva Amurskoy oblasti ot 23 sentyabrya 2011 g. N 616 «Ob utverzhdenii dolgosrochnoy tselevoy programmy «Razvitie turizma i etnokulturnogo naslediya Amurskoy oblasti na 2012—2016 gody» [Resolution of the Government of the Amur region on September 23, 2011 №616 «On approval of the long-term target program» Development of tourism and ethno-cultural heritage of the Amur region in 2012—2016»]. P. 2. Available at: http://suguborussia.ru/ sites/default/files/files/amurskaya_oblast.doc. 2013. 1 february.

25. Goridenko, O. (2013) Turisticheskiy brend poyavilsya u Priamurya [Travel brands appeared in the Amur Region]. Amurskaya pravda [Amur truth], 2013, 28 September. Available at: http://www.ampravda.ru/2013/09/28/039749.html.

26. Postanovlenie Pravitelstva Sakhalinskoy oblasti ot 28 yanvarya 2013 g. N 31 «Ob utverzhdenii dolgosrochnoy tselevoy programmy «Razvitie vnutrennego i v"ezdnogo turizma v Sakhalinskoy oblasti v 2013—2018 godakh» [Resolution of the Government of the Sakhalin area on January 28, 2013 N31 «On approval of the long-term target program «Development of domestic tourism in the Sakhalin region in 2013-2018 years»]. P. 2. Available at: http://stimol.admsakhalin.ru/uploads/ media/Razvitie_vnutrennego_i_vezdnogo_ turizma_v_Sakhalinskoi_oblasti_na_2013-2018_gody.docx. 2013. 7 february.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.