Научная статья на тему 'Туристические путешествия с детьми в якутской Арктике'

Туристические путешествия с детьми в якутской Арктике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Туристические путешествия с детьми в якутской Арктике»

"УРИСТИЧЕСКИЕ ПУТЕ

АРКТИК

Наталья Васильевна Гукова,

педагог, руководитель кружка «Туризм и краеведение» Тиксинского центра внешкольной работы

О методах воспитания и обучения подрастающего поколения написано немало. Но как руководитель кружка «Туризм и краеведение» Тиксинского центра внешкольной работы подписываюсь под словами Гете: «Без странствований не создается ни одна индивидуальность». Я полностью разделяю и мнение великого русского педагога К.Д. Ушинского: «Прекрасный ландшафт имеет такое воспитательное влияние на развитие молодой души, с которой трудно соперничать влиянию педагога, что день, проведенный ребенком среди рощ и полей... стоит многих недель, проведенных на учебной скамье».

Туризм - это: смена привычной повседневной обстановки; продолжительное пребывание на свежем воздухе; интенсивная физическая нагрузка; это воспитание в себе таких качеств, как честность, дисциплинированность, смелость, отзывчивость, трудолюбие, ответственность и других. Кроме того, занимаясь туризмом, невозможно оставаться равнодушным к истории и людям своего края.

В нашем арктическом поселке Тикси, где подобие лета длится всего два месяца, зарплаты родителей низкие даже по «материковым» меркам, а единственный спорткомплекс разморожен уже много лет, занятие туризмом может стать для многих

Н. В. Гукова

ребят (особенно имеющих не лучшую репутацию в учебных заведениях) хорошей школой, формирующей нравственные основы человека.

В зоне тундры природные условия значительно суровее для туристических пешеходных групп, чем в тайге: низкие температуры зимой; постоянные ветры; непривычная жара летом и сопутствующие ей тучи комаров; безлюдное пространство; горные тропы и арктические болота, требующие повышенного внимания. Возникает вопрос, а стоит ли подвергать детей такому испытанию? По-моему, стоит! Резерв самостоятельности и умение приспособиться в незнакомой обстановке у подростков куда больше, чем принято думать.

Все наши туристические походы носят научно-исследовательский характер. Маршруты экспедиций проходят через горные хребты Хараулах-ский, Кунга, Туора-Сис и Приморский кряж, по особо охраняемым территориям Усть-Ленского заповедника. В походах ребята многому учатся. Они участвуют в отборе гидробиологических проб, в сборе палеонтологического материала (окаменевшие остатки древних моллюсков, камни с отпечатки древних растений, окаменевшие деревья, возраст которых около 200 млн. лет), а также минералов и горных пород; ведут наблюдения за

Привалы в туристическихмаршрутах.

Сбор окаменелост ей.

и международных конференциях школьников. Многие доклады наших юных краеведов отмечены дипломами, почетными грамотами, памятными подарками, а тезисы их докладов печатаются в научных сборниках. С темой для своих работ ребята определяются уже во время похода.

В нашем крае произошло много исторических событий, которые известны не только в России, но и в мире, что подтверждает и топонимика Булунского улуса. Здесь переплетаются имена и судьбы разных людей. Изучение историко-краеведческого материала расширяет кругозор и вдохновляет на поиск. Ребята ведут переписку с бывшими участниками тех или иных событий, происходивших здесь, работают в архивах музея и других организаций.

В 2004 г с помощью зам. директора Государственного музея Арктики и Антарктики Е.П. Савченко мы узнали адрес «тезки» нашего поселка - Тикси Евгеньевны Фрейберг. Она является дочерью начальника первой полярной станции в пос. Тикси Е.Н. Фрейберг, зимовавшего в 1932-1933 гг. вместе со своей женой и детьми Женей и Аяной, которых О.Ю. Шмидт назвал «первыми детьми Арктики». Их третья дочь, которой дали имя Тикси, родилась уже в 1933 г. во время поездки семьи Фрайберг в г. Якутск. Переписка, телефонные переговоры с Тикси Евгеньевной продолжаются до сих пор.

Почти год наши ребята занимались поиском прямых потомков участников спасения экспедиции Де-Лонга и его спутников с затонувшей в 1878 г. в дельте р. Лены яхты «Жаннетта». Мы встречались с потомками участников научных экспедиций Анжу, Бруснева, Матисена и Неелова, многие из которых живут в нашем районе.

Неожиданно на связь с нами вышли прямые потомки Петра Анжу - знаменитого исследователя Арктики. Мы получили письмо от его праправнучки, которая хочет посетить места, исследованные ее знаменитым пред-

мерзлотными процессами и современным состоянием экосистем; занимаются картированием участков местности и изучением горных и долинных ландшафтов; знакомятся с лекарственными, съедобными и ядовитыми растениями тундры; наблюдают таяние ледяных берегов, сползание грунтов и обрушение торфяных бугров; делают видео- и фотосъемки мест обитания и гнездования водоплавающих птиц. В пути часто встречаются дикие животные: северные олени, снежные бараны (чубуку), зайцы, черношапочные сурки, пески и др.

Собранный богатый материал обрабатываются участниками экспедиции совместно со специалистами Гидрометеослужбы и Усть-Ленского заповедника. Конечный результат проделанной работы - участие в районных, республиканских, межрегиональных

Строит ельство иглу.

Сплав по р. Кенгдей.

учатся ориентироваться и определять время по звездам и Луне, вычислять расстояние до видимого объекта, изучают топонимику, фауну и флору родного края, знакомятся с культурой и историей коренных народов севера Якутии, просматривают научно-популярные и художественные видеофильмы. Весь пройденный материал закрепляется в играх, викторинах, соревнованиях. В весенние каникулы начинаются практические занятия на местности. Это 6-8-километровые туристические походы, строительство снежного дома-пещеры, или эскимосского иглу, из снежных блоков и другие мероприятия по программе техники выживания.

К занятию туризмом хотелось бы привлечь как можно больше детей, но для этого нужны средства. Палатки,

ком в 1821-1823 гг. во время Усть-Янской экспедиции.

Ребятами была проделана большая работа по изучению памятников Булун-ского района. Здесь находятся: могила Г.Э. Вальтера (врача экспедиции Эдуарда Толя); мемориальная доска в честь Э. Толя; могила Якова Санникова (внука знаменитого путешественника Якова Санникова); памятный крест на месте гибели Де-Лонга и его спутников; могила Прончище-вых; памятный обелиск М. Брусневу; мемориальные памятники погибшим красногвардейцам и жертвам сталинских репрессий и др. Нами был составлен список памятников, определено их современное состояние, разработан план мероприятий по охранным и реставрационным работам.

Зимой члены кружка получают теоретические знания по выживанию в экстремальных условиях дикой природы. Они

Французский пут ешественник Э. Жиль с детьми пос. Тикси.

рюкзаки, спальные мешки и другое туристическое снаряжение мы приобретаем, в основном, сами. Лишь некоторые организации помогают нам в этом отношении. Так, спонсорскую помощь нашему кружку оказала Международная археологическая экспедиция «Высокоширотная Арктика: Природа и Человек». Руководителям этой экспедиции Е.П. Савченко и В.И. Пи-тулько хотелось бы выразить признательность и благодарность за поддержку детского туризма в нашем суровом северном крае.

Наши достижения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.