СОБЫТИЯ, ПРОЕКТЫ, ГРАНТЫ
УДК 910.4
С.Е. Федоров1
К 220-ЛЕТИЮ АДМИРАЛА П.Ф. АНЖУ (1797-1869)
THE 220th ANNIVERSARY OF ADMIRAL P.F.ANJOU (1797-1869)
28 февраля (15 февраля по старому стилю) 2017 года исполняется 220 лет со дня рождения Петра Федоровича Анжу - действительного члена Императорского Русского Географического Общества с момента его основания в 1845 г. Именем адмирала П.Ф. Анжу названа одна из наиболее крупных групп Новосибирских островов (Котельный, Новая Сибирь, Бельковский) - острова Анжу, а также мыс в море Лаптевых. Русский полярный исследователь, адмирал, почетный член Морского ученого комитета П.Ф. Анжу родился в Вышнем Волочке в 1797 году в семье уездного врача. Его дед «часовых дел мастер», выходец из Франции, переехал в Россию во второй половине XVIII века и поселился в Москве. За время пребывания в России семья Анжу обрусела, и Петр Федорович являлся представителем уже третьего поколения [1].
Поводом для написания статьи послужило мое знакомство на Федеральном Арктическом форуме «Дни Арктики в Москве» в ноябре 2015 года с Георгием - Кириллом Игоревичем Шалахиным.
К.И. Шалахин - прямой потомок в седьмом поколении адмирала русского Императорского флота П.Ф.Анжу, член Международного Союза Дворян (г. Москва, Россия), организатор общественной инициативной группы «Наследие адмирала Анжу П.Ф.». В XVIII веке на картах Арктика обозначалась огромным белым пятном, а о землях, расположенных за Полярным кругом, ходили фантастические легенды. Многие юные моряки кадетского Морского корпуса грезили дальними походами и путешествиями. Не были исключением и два друга: Петр Анжу и Фердинанд Врангель, жизненные пути которых волею судеб были тесно переплетены. Ровесники, они вместе блестяще закончили кадетский Морской корпус, с детства став друзьями на всю жизнь, будущие адмиралы, полярники П.Ф.Анжу и Ф.П.Врангель, чьи имена золотыми буквами нанесены на географические карты России, поставили перед собой цель - исследование Арктики. Оба они внесли равный вклад в «отчизноведение» (был раньше такой хороший термин) и были равно награждены орденами, чинами и прочим. Но в памяти потомков Врангель занял более почетное место, может быть, потому, что его имя носит остров на Чукотском море, о котором часто говорилось и писалось.
1 Федоров Сергей Егорович - НИИ прикладной экологии Севера СВФУ им. М.К.Аммосова, г. Якутск. E-mail: sergej.fedorov@mail.ru
Fedorov S.E. - Institute of Applied Ecology of the North of NEFU, Yakutsk.
И возможно, от того что Врангель после себя оставил увлекательное двухтомное описание своего путешествия [2], а дневники Анжу сгорели во время пожара [3].
В конце декабря 1818 года руководитель Адмиралтейства Г.А. Сарычев, представляя морскому министру программу исследований Русского флота, обратил внимание на то, что к востоку от Новой Сибири, против мыса Шелагского, «по уверению чукчей, находится земля, обитаемая дикими людьми, и что эту землю можно описать в весеннее время на собаках по льду таким же образом, как описана была Новая Сибирь» [4]. Правительство снарядило Колымскую и Усть-Янскую экспедиции для поисков и описания земель, лежащих к северу от Яны и Колымы. Прежде всего, безусловно, одной из основных задач Усть-Янской экспедиции была «земля», которую промышленник Яков Санников видел в 1810 году в северной оконечности о-ва Котельный: «...на северо-запад, в примерном расстоянии 70 верст, видны высокие каменные горы...», которую впоследствии, в 1882 году, ученый секретарь Императорского Русского географического общества А.Ф. Григорьев впервые назвал в печати «Землей Санникова». Земля Санникова продолжала будоражить умы исследователей многих поколений.
Янский отряд возглавил 24 -летний лейтенант морского флота П.Анжу, а Колымский - 24-летний лейтенант Ф. Врангель. Общая смета обеих экспедиций была рассчитана на сумму 66 079 рублей ассигнациями. Усть-Янская экспедиция должна была описать Новосибирские острова и выяснить, не продолжается ли Новая Сибирь «далее и нет ли еще близь нее других земель» таких, например, как загадочная Земля Санникова. В феврале 1820 года П.Ф. Анжу был произведен в лейтенанты, а 20 марта того же года оба отряда покинули Петербург и в начале лета достигли Иркутска, где их встретил известный полярный исследователь М.М. Геденштром. 25 июня отряды направились в Качуг, где их ожидало большое плоскодонное судно. Обе экспедиции отправились вниз по Лене и 25 июля достигли Якутска. В распоряжении Анжу было два штурманских помощника - И.А. Бережных и П.И. Ильин, медик-хирург А.Е. Фи-гурин, матрос Игнашев, слесарь Воронков. В начале августа пути экспедиций Анжу и Врангеля разошлись. Отряд Анжу продолжил путь вниз по Лене и благополучно добрался до Усть-Янска, поселка, расположенного почти у берегов Северного Ледовитого океана, у начала дельты реки Яна. Участники обеих экспедиций во многом обязаны помощи местного населения, местные власти обеспечивали путешественников транспортом, продовольствием, проводниками-каюрами и рабочими (ЯЦГА, ф. 37-й, оп.1, д.406). Так, в Жиганском и Зашиверском улусах к октябрю 1820 года (ко времени прибытия П.Анжу) было собрано от приморских жителей и приготовлено в Усть-Янске 90 пудов сушеного оленьего мяса, 19 пудов копченых оленьих языков, 36 нарт, 468 собак, 41300 сельдей (ряпушки) для корма собак, около 100 оленей, построен домик с башней для жилья и астрономических наблюдений, подобраны 36 каюров - «здоровых, расторопных и хорошего поведения» (ЯЦГА, ф. 37-й, оп.1, д.362, лл. 1-12; ф.51-й, оп.1., д.85., лл. 9-10). Проводниками Анжу и его спутников служили эвенки Иван Шумахов, Иван Соловьев, якуты Кирилл Корякин, Никита Портнягин и многие другие (ЯЦГА, ф. 37-й, оп.1,д.362, лл. 143-146) [5]. В марте 1821 года экспеди-
ция двинулась на оленях и собачьих упряжках в путь к устью Лены, откуда Анжу и его спутники взяли курс по морскому льду на северо-восток к острову Столбовому. На берегах острова они нашли множество деревянных крестов, поставленных около двухсот лет назад казаками-первопроходцами. Достигнув южного берега острова Котельный, экспедиция разделилась на две партии. Одна должна была заняться описанием острова Фаддеевского, а Анжу взял на себя опись острова Котельного.
5 апреля 1821 года Анжу, прервав исследования, отправился на поиски Земли Санникова. Путь экспедиции лежал на северо-запад, по льду океана. К морозам, ветрам и метелям прибавились новые препятствия - торосы, трещины, полыньи. Наконец с вершины высокого тороса путешественники разглядели контуры неведомого острова. Никто не сомневался, что на долю экспедиции выпало выдающееся открытие, и все поздравляли друг друга с успехом. Но вскоре туман рассеялся и стало ясно, что не было ни гор, ни неведомой земли - ничего, кроме причудливого нагромождения ледяных глыб. П.Ф. Анжу прошел около 44 верст на северо-запад от острова Котельный, пока не наткнулся на край припайного льда у границы с Великой Сибирской полыньей. В отличие от Санникова, отряд Анжу обладал хорошими зрительными трубами, но попытки разглядеть «землю» не увенчались успехом: « Предполагаемой земли не было видно» и Анжу пришел к выводу, что Санников видел « туман, похожий на землю». Отряд повернул назад. 12 апреля Анжу встретился с отрядом Ильи Бережных, который успешно провел опись части берегов о-вов Фаддеевского и Котельного. Но и он не обнаружил Земли Санникова. После непродолжительного отдыха экспедиция отправилась на север для поисков неизвестных островов. Анжу намеревался достичь острова Новая Сибирь и оттуда предпринять новые поиски Земли Санникова. Пройдя по льду через пролив Благовещенский, Анжу и его спутники вышли к мысу Высокому. Но и здесь их подстерегала неудача: на небольшом расстоянии от берега виднелось открытое море с плавающими ледяными полями. Достигнув мыса Рябого на северо-восточной стороне острова и убедившись в том, что море в этом районе покрыто сплошным льдом, экспедиция предприняла еще одну попытку разыскать Землю Санникова. Но, пройдя к северо-востоку от Новой Сибири около 25 верст, Анжу отдал приказ возвращаться. 8 мая 1821 года экспедиция вернулась в Усть-Янск. Осень и зиму Анжу провел в подготовке к новому походу. С наступлением светлого времени Анжу поручил штурманскому помощнику Ильину произвести опись побережья Северного Ледовитого океана между реками Яна и Оленек. Основная часть экспедиции отправлялась на Новосибирские острова и дальше, к северу от них. 28 февраля 1822 года Анжу и Бережных вышли в поход. В распоряжении экспедиции было 156 собак, запряженных в 12 нарт. Запасы продовольствия взяты на два месяца. Несколько дней двигались по припайному льду. Достигнув его северного края, они повернули на запад. Лед под ногами заметно колебался. Как тщательно ни осматривал Анжу горизонт на севере и северо-западе, признаков земли не открывалось. Тогда Анжу повернул к острову Котельному. В конце марта экспедиция перебралась на остров Фаддеевский и занялась обследованием западного и южного берегов. Закончив работы на Новой Сибири, Анжу вновь отправился на поиски зем-
ли, которую Яков Санников видел к северо-востоку от этого острова. Но поиски были безуспешны. Анжу вернулся в Нижнеколымск в то же время, что и отряд Врангеля. Осенью Анжу и его спутники продолжили опись Лены до селения Жиганск и нанесли на карту устье Индигирки.
Усилиями Пётра Анжу и его спутников на карту России было нанесено северное побережье Азии от реки Оленек до Индигирки, обследована Лена на значительном протяжении, произведена опись Семеновского, Васильевского, Бельковского, Котельного, Фаддеевского, Большого и Малого Ляховских островов, а также островов Новой Сибири и Земли Бунге, которая на карте Анжу показана по своим очертаниям близкой к современным. Моряки прошли зимой на собаках около 10 тыс. км, а летом - на лодках и верхом на лошадях - около 4 тыс. км, обследовали десятки заливов, бухт, мысов, устья рек, произвели подробную опись и исправили многие неточности прежних карт северного побережья Сибири [1]. Анжу выяснил, что море к северу от Новосибирских островов не ограничено «исполинской землей», так как именно в отсутствии приливов и отливов вблизи Колымы в то время видели одно из доказательств существования на севере «матерой земли». Таким образом, результаты исследований убедительно доказывали, что никаких земель на север от Новосибирских островов не существует [6]. По прибытии в Петербург П.Анжу и Ф.Врангеля принял император Александр I, который был восхищен подвигом исследователей. За этот труд П.Ф. Анжу был произведен в чин капитан-лейтенанта и награжден орденом Святого Владимира 4-й ст. [1].
Потомок П.Ф.Анжу К.И. Шалахин, получивший в 90-х гг. ХХ в. российское гражданство, активно участвует в жизни морского кадетского движения России. В 2010 г. К.И. Шалахин стал инициатором ежегодного вручения памятных часов им. адмирала П.Ф., Анжу лучшим выпускникам (серебряным медалистам) морских кадетских корпусов Москвы, Калининграда и Кронштадта под девизом: «Время всегда с тобой: от кадета - до адмирала!». Список кадетских корпусов, принявших предложение участвовать в новой традиции - расширяется.
В 2015 году К.И. Шалахин впервые вручил свой приз лучшему выпускнику Санкт-Петербургского Нахимовского училища. За 5 лет обладателями приза им. адмирала П.Ф. Анжу стали 18 кадетов-выпускников, которые продолжают обучение в высших военно-морских заведениях России. Кирилл Игоревич занимается продвижением идеи по подготовке торжественных мероприятий в России, посвященных 190-летию Победы объединенных сил англо-франко-русской эскадры в битве при Новарино и активном участии представителей ВМФ РФ в международных празднованиях в честь этого события в Греции.
Отдавая дань памяти своему предку - адмиралу, герою Новаринского сражения, знаменитому ученому-исследователю, так много сделавшему для России, К.И. Шала-хин инициировал возрождение традиции посещения российскими боевыми кораблями греческого порта Пилос. Министр обороны РФ С. Шойгу поддержал это обращение и отдал распоряжение об участии в 2017 году корабля МВФ РФ в 190-летнем
юбилее победы при Новарино, а Морская коллегия при правительстве РФ внесла в график учебного плаванья одного из парусных судов заход судна в порт Пилос в октябре 2017 года. В 2015 г. К.И.Шалахин был приглашен на торжественный Прием по случаю юбилея РГО в качестве почетного гостя с приветственным словом от потомков первых членов и основателей общества.
К.И. Шалахин вручил С.К. Шойгу - председателю РГО - памятную тарелку Императорского фарфорового завода с изображением портрета адмирала П.Ф. Анжу и очертаниями островов Анжу в Новосибирском архипелаге. К.И. Шалахин надеется установить дружеские связи с Республикой Саха (Якутия), с тем самым регионом России, в исследованиях и географических описаниях которого непосредственно принимал участие и внес неоценимый вклад его предок - адмирал П.Ф. Анжу, один из тех, кто стоял у истоков Русского Географического общества.
Литература
1. Шалахин, К.И. Доклад к летней школе РГО / К.И. Шалахин. - Москва, 2015. - С. 1-2.
2. Врангель, Ф.П. Путешествие по северным берегам Сибири и по Ледовитому морю, совершенное в 1820-1824 гг. / Ф.П. Врангель. - Москва ; Ленинград : Изд-во Главсевморпути, 1948. - 456 с.
3. Иванов, В.Л. Архипелаг двух морей / В.Л. Иванов. - Москва : Мысль. 1978. - 168 с.
4. Мостахов, С.Е. История географического изучения Северо-Востока Сибири (XVII в. - нач. XX в.). Избранные труды / С.Е. Мостахов. - Якутск : ИД СВФУ, 2013. -С. 113-114.
5. Мостахов, С.Е. История географического изучения Северо-Востока Сибири (XVII в. - нач. XX в.). Избранные труды / С.Е. Мостахов. - Якутск : ИД СВФУ, 2013. - С. 110.
6. Карелин, Д.Б. Море Лаптевых / Д.Б. Карелин. - Москва ; Ленинград : Изд-во Главсевморпути, 1947. - 199 с.