Научная статья на тему 'Турецкая демократизация в 90-е – ключ к сегодняшей исламизации Турции'

Турецкая демократизация в 90-е – ключ к сегодняшей исламизации Турции Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
770
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Турецкая демократизация в 90-е – ключ к сегодняшей исламизации Турции»

ИСЛАМ В СТРАНАХ ДАЛЬНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ

В. Аватков,

востоковед

ТУРЕЦКАЯ ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ В 90-е -КЛЮЧ К СЕГОДНЯШЕЙ ИСЛАМИЗАЦИИ ТУРЦИИ

Демократия в Турции - вечное поле для надежд и иллюзий, для махинаций и всевозможных подтасовок. Прикрываясь щитом популярного тренда, политики укрепляют собственную власть, завоевывают авторитет во всем мире. При этом реально у них в руках оказывается важный рычаг, который они могут применить по своему произволу. Используя этот рычаг, Турция пытается интегрироваться в ЕС, однако при этом вовсе не собирается отказываться от умеренно исламской политики правящей партии. Режим, основанный на принципах «ислама по-турецки», поддерживается, как ни парадоксально, Россией, имеющей широкие экономические связи со своим южным соседом, европейцами, считающими своим приоритетом борьбу с охранявшей лаицизм армией, и американцами, борющимися за сохранение своего влияния на Ближнем Востоке во многом за счет деятельности Турции.

Как бы там ни было, абстрагируясь от целого ряда возникших проблем, необходимо признать: в 90-е годы Турция совершила резкий скачок на поле демократизации. Расширялись права и свободы гражданина, укреплялись демократические институты, росло взаимодействие с Европой, налицо была кульминация закрепления принципа разделения властей (суд имел максимальную за республиканский период независимость), либерализация и бурный выборный процесс. Однако после бескровного военного переворота конца 90-х демократизация в Турции стала приобретать совершенно иной характер; некоторые характеристики, свойственные мусульманскому миру, стали паразитировать на западных принципах глобализации.

106

Вопросы, связанные с процессом демократизации, стоят очень остро в современной Турции. Для их осмысления необходимо окунуться в историю и проследить, каким образом развивался процесс демократизации в стране в 90-е годы. Роль демократизации неоднозначна, о ее позитивных и негативных сторонах рассуждают многие современные ученые, политики, политологи и простые турецкие граждане. В этом вопросе налицо отсутствие единства в Турции. В стране, где подавляющее большинство составляют мусульмане, для одних демократизация - это путь в Европейский союз и «пропуск» в Западную цивилизацию, для других же - подчинение чуждой религии, чуждым подходам и мыслям. По словам нынешнего президента Турецкой Республики А. Гюля, «если Турцию примут, выиграют и ЕС, и мирные устремления во всем мире. Это будет подарком мусульманскому миру... Если мы не хотим столкновения цивилизаций и хотим добиться примирения, то Турция должна занять свое место в ЕС».

В конце XX в. после завершения периода биполярной конфронтации роль демократизации резко возросла, под «чутким» руководством США она стала восприниматься как необходимое средство практически для всех стран мира. К тому же развал СССР позволил европейским союзникам Советов органично встроиться в европейскую систему, что привело к созданию Евросоюза. Турция не могла стоять в стороне от вышеперечисленных процессов и произвела революцию, допустив на ведущий политический пост в стране женщину (премьер-министром стала Тансу Чиллер), расширив права и свободы граждан, сократив степень вмешательства военных в политику.

Демократический процесс в Турции в 1990-е годы шел бурно, основывался на многих факторах. Среди главных необходимо выделить изменение баланса сил между военными и гражданскими, резкий рост активности политических партий, увеличение их численного состава, создание правительственных коалиций, активизацию переговоров с ЕС, расширение прав и свобод этнических меньшинств.

Процесс демократизации в 90-е годы явился прямым следствием серьезных событий, произошедших в 80-е, когда турки учились «жить с демократией». Военный переворот 1980 г. положил конец, как казалось на тот момент высшему офицерскому составу, росту исламизации страны, противоречившему «лаицизму» -одному из принципов, заложенных еще первым лидером республиканской Турции Мустафой Кемалем Ататюрком. Однако

107

впоследствии оказалось, что все получается вовсе не так, как планировали военные. Они передали власть гражданским после принятия конституции 1982 г. И это положило начало правлению Партии Отечества, которая оказалась единственной из политических организаций, допущенных на выборы, кадровый состав которой никак не был связан с военными, действовавшим кабинетом. В 1980-е годы были воссозданы практически все политические партии, существовавшие до переворота. Н. Эрбакан возглавил Партию благоденствия, А. Тюркеш - партию, которую позже переименовал в Партию националистического действия. Они заново начали набирать популярность, и уже выборы 20 октября 1991 г. показали, что более 4 млн. избирателей если и не «за», то, по крайней мере, не «против» власти исламистов.

После распада СССР Турция потеряла свою роль антикоммунистического форпоста, ее значение для Запада также снизилось. Поэтому вопрос о дальнейшем курсе развития страны снова стал жизненно важным. Стали, вопреки словам Ататюрка, быстро активизироваться контакты Турецкой Республики с тюркскими республиками бывшего СССР, причем не только на государственном уровне. В это время в сторону братских тюркских народов начала разрастаться община лидера исламской секты «Нур» («Свет») Фетхуллаха Гюлена, преследуемого в Турции за пропаганду политического ислама. В это же время за границей, а больше всего в Германии среди турецких иммигрантов ведется активная деятельность основанной тем же Н. Эрбаканом организации Милли Гёрюш (Национальный взгляд). Однако, несмотря на определенные изменения, связанные с трансформацией всей системы международных отношений, окончанием периода биполярного противостояния, Турция в целом сохраняла свой западный вектор развития и стремилась укреплять связи с Европой.

Процесс демократизации Турции в 90-е годы необходимо рассматривать в контексте, с одной стороны, расширения прав и свобод национальных меньшинств, укрепления многопартийности, а с другой - укрепления исламистов, снижения влияния военных, утверждения Турции как независимого игрока в своем регионе. О чем и пойдет речь далее.

У любого конфликта существует проблемное поле - набор факторов, определяющих причины, структуру и во многом ход конфликта. Представляется, что демократизация в Турции в 90-е годы - это процесс, подразумевавший столкновения, своего рода конфликт между опиравшимся как на еще сохранявшиеся

108

пережитки османского мышления, так и на устои новой республики традиционным укладом, с одной стороны, и инновационным развитием, связанным преимущественно не с поиском своего нового пути, а с адаптацией западного вектора развития к турецким реалиям - с другой. Именно в этой связи является правомерным использование термина «проблемное поле» в отношении демократизации в Турции в 90-е годы XX в.

Необходимо отметить тот факт, что демократизация в Турции в 90-е годы явилась частью общемирового тренда, который позволил Ф. Фукуяме сделать спорный вывод о «конце истории». Как справедливо указывается в книге «Современная мировая политика» под редакцией А. Д. Богатурова, «после 1991 г. возродилось утраченное в конце XIX в. представление о единстве мира и его поступательном движении в одном направлении. Эти тенденции привели к появлению концепции "расширения демократии" как мирового варианта распространения либерально-демократических норм».

В Турции проблемное поле демократизации охватывает вопросы соотношения демократии, с одной стороны, и ислама, судебной системы, вооруженных сил, этнических меньшинств, вес-тернизации - с другой. Данное идеопроблемное поле является ареной борьбы и адаптационного взаимодействия с различными внутри- и внешнеполитическими идеологемами современной Турции.

В соответствии со всеми версиями Конституций Турецкой Республики, на основе зафиксированного еще Мустафой Кемалем Ататюрком принципа - Турция является унитарным государством. Однако в стране проживают различные этнические меньшинства, среди которых есть курды, армяне, другие кавказские народы, русские и др., и вопрос их правового положения - проблема, находящаяся в проблемном поле демократизации. В этой связи важно отметить, что 66 ст. Конституции Турецкой Республики гласит: «Türk Devletine vatanda§lik bagi ile bagli olan herkes Türktür». На русский язык можно условно перевести данное утверждение следующим образом: «Все, кто обладает турецким гражданством, -турки». Но перевод будет неточным. В соответствии с большим турецко-русским словарем и по данным Турецкого Лингвистического общества, слово «turk» можно трактовать как: а) турок, б) тюрок, в) гражданин Турции. То есть, иными словами, лексема «turk» постепенно приобретала надэтнический характер. Особенно актуальным, несмотря на борьбу курдов и армян, данный процесс

109

был в контексте попыток претворения в жизнь идей тюркской интеграции в 90-е годы.

Самым активным этническим меньшинством в сфере борьбы за свои права и свободы является курдский народ, различные племена которого проживают не только в Турецкой Республике, но и в соседних с ней государствах. Курды говорят на двух языках -заза и керманджи, которые ближе к персидскому языку, чем к турецкому. В середине 80-х годов Рабочая Партия Курдистана объявила о начале вооруженной борьбы за создание независимого государства. Постепенно отдельные вооруженные стычки между бойцами РПК и правительственными войсками переросли в полномасштабную гражданскую войну в юго-восточных районах страны. Необходимо отметить, что пути решения проблем, связанных с этническими меньшинствами в Турции, в 90-е годы постепенно меняются - от использования силовых методов к «soft power». Однако и в 2000-е годы турецкое правительство лишь продолжит движение на пути применения «мягкой силы». До «smart power», применение которой подразумевает наличие демократичного режима, еще далеко.

В 90-е годы XX в. характеризовались в Турции возвращением и постепенным закреплением на политической арене партий, скрыто или напрямую утверждавших, что в основе их идеологии лежит ислам. В рамках демократического процесса партии открывались, закрывались в судебном порядке и вновь открывались с немного обновленными лозунгами, под новыми названиями. В 90-е годы в мусульманской Турции вопросы, связанные с исламом, стояли очень остро. Различные группировки, как поддерживающие развитие политического ислама, так и выступающие против него, постоянно сталкивались. При рассмотрении проблемы исламизации Турции необходимо учитывать историю, понимать, что Ататюрк, резко отделивший ислам от политики, не сумел, да и не смог бы полностью устранить влияние сторонников ислама.

Роль ислама далеко не однозначна, о ней рассуждают многие современные ученые, политики, политологи и простые турецкие граждане. Важно, что в 90-е годы произошел своего рода перелом и сегодня практически все политики стали посвящать проблемам религии особое внимание, понимая: в XXI в. вопросы религиозного и идеологического характера, ушедшие в тень в предыдущем столетии, возвращаются на мировую повестку дня. Так, президент Б. Обама заявил: «США никогда не будут вести войну с исламом или любой другой религией». Вновь остро встает проблема взаи-

110

модействия в треугольнике государство-религия-человек. В этом вопросе налицо отсутствие единства в Турции. В стране, где подавляющее большинство составляют мусульмане, для одних религия служит скорее формальным, далеко не главным регулятором их быта, а для других, напротив, играет определяющую роль во всех сферах жизни.

Турецкие исламисты по-своему понимают принцип лаи-цизма. Они считают, что он гарантирует свободу вероисповедания, должен защищать религиозную культуру и гарантировать независимость религиозной сферы от диктата государства. В 90-е годы роль ислама возрастает стремительно. Связано это прежде всего с активизацией политического ислама, распространением идей различных течений ислама, финансированием арабскими организациями турецких радикалов, сложностями вступления Турции в ЕС, неудачами предыдущих политиков-лаицистов, ослаблением роли армии.

Вооруженные силы играли и играют чрезвычайно важную роль в политической жизни Турецкой Республики за все время ее существования. Исключительная роль армии была закреплена в Конституции страны и подкрепляется политической практикой неоднократного прямого вовлечения армии в политические процессы внутри страны, а также решающим словом военного руководства при определении внешнеполитических приоритетов и их претворении в реальную политику.

Важно отметить, что Турецкие вооруженные силы являются также важнейшим военно-политическим фактором регионального значения. Большая численность личного состава (турецкая армия -вторая в НАТО после армии США по численности), высокая дисциплинированность и идеологическая подготовка военнослужащих, количественная оснащенность относительно современным вооружением и военной техникой, развивающийся военно-промышленный комплекс - все это заставляет рассматривать вооруженные силы Турции как одни из самых боеспособных в масштабах Ближнего и Среднего Востока, Восточного Средиземноморья, а также Южного Кавказа и всего Каспийско-Черноморского регионов.

Вооруженные силы Турецкой Республики со времен Ата-тюрка являются гарантом светского пути развития Республики. Они всячески противостоят вмешательству ислама в политику. На протяжении истории ВС совершили ряд военных переворотов, в результате которых свергали исламизированную партию и вновь

111

передавали власть светским институтам. В 90-е годы армия доказала свою способность мягко влиять на политическую ситуацию в стране, без осуществления силового захвата власти. В то же время именно в 90-е годы, с созданием ЕС, вторая по численности армия в НАТО все чаще сталкивается с критикой европейских стран и США по поводу возможностей влияния на политику. По мнению западных экспертов, демократическое общество не подразумевает органичной связи армии и политики. «Войска - в казармы, политиков - на сцену», - вот один из основных принципов, который укреплялся в 90-е годы и особенно ярко обсуждался и претворялся в жизнь в начале 2000-х годов.

Нельзя не отметить, что вектор армия-политика является одним из важнейших проблемных узлов конфликтного поля демократизации. С одной стороны, действительно, принцип вмешательства генералов в дела политического характера не отвечает требованиям демократии. С другой стороны, именно армейская верхушка и позволяла реализовывать демократический процесс как таковой в мусульманской стране, способной в любой момент склониться к незападному пути развития.

В Турции со времен XVIII в. существовала дилемма запад-незапад. Изначально процесс вестернизации для турок был равносилен преодолению кризиса отживших феодальных государственных структур. Впоследствии он стал основой государственной политики. М.К. Ататюрк заложил базис для укрепления отношений с Западом. Вступление в НАТО в 1952 г. явилось важной вехой на пути движения Турции в сторону Европы и Америки. Основным лейтмотивом современной турецкой модернизации являются процессы вестернизации, демократизации и вступления в ЕС. Данные направления органично связаны и чаще всего основываются именно на стремлении к демократизации всех сфер жизни. В то же время вступление в Евросоюз постепенно стало основой турецкой внешней политики. 14 апреля 1987 г. Турция подала в ЕС заявку о вступлении в эту организацию. Тем самым она сделала важный шаг на пути «подписи под стандартами демократии». Комиссия ЕС представила свое мнение по данному вопросу в форме отчета, одобренного Советом ЕС. В документе указывалось, что экономическая и политическая ситуация в стране не убедила Комиссию в способности Турции преодолеть сложности экономических процессов при ее присоединении к сообществу и что, несмотря на позитивные достижения, остаются проблемы в сфере демократизации и прав человека.

112

На Лиссабонской встрече на высшем уровне Европейского Совета 1992 г. также была подчеркнута важность наличия демократической системы для кандидатов в ЕС. Кроме того, учреждения Европейского союза, в частности Европейский парламент, провозглашают уважение прав человека в качестве основного условия для стран-кандидатов. Маастрихтское соглашение расширило роль Европарламента в отношениях с третьими странами: необходимо его согласие для вступления в ЕС (ст. 15 соглашения о Европейском союзе). В июне 1993 г. в Копенгагене Европейский Совет определил общие критерии, которым должны соответствовать страны-кандидаты, как предварительные условия вступления в ЕС: стабильность институтов, гарантирующих демократический процесс, силу закона, права человека, уважение и защиту меньшинств; наличие и функционирование рыночной экономики, а также способность противостоять конкуренции и рыночным силам внутри ЕС; способность выполнять обязательства, вытекающие из членства в ЕС, включая содействие достижению целей политического объединения, а также экономического и валютного союза.

Подписанный в конце ноября 1993 г. протокол Совета Ассоциации обусловил переход Турции к режиму Таможенного союза принятием и введением в действие ряда отвечающих нормам ЕС законов, связанных с защитой прав потребителя, охраной авторских прав и интеллектуальной собственности, защитой конкуренции, мерами государственной поддержки и антидемпинговыми мерами, государственными закупками, а также новым Таможенным кодексом. Одновременно Турция должна была принять в качестве национальных нормативных актов технические директивы ЕС по промышленной продукции. После вступления в силу соглашения о Таможенном союзе Турция, не участвуя в руководящих органах ЕС и не имея возможности влиять на принимаемые решения, обязана выполнять их и с этой целью изменять национальное законодательство. Речь идет о серьезном ограничении закрепленных в конституции принципов национального суверенитета притом, что Евросоюз не берет на себя адекватных обязательств в отношении Турции.

В докладе Еврокомиссии от 13 декабря 1995 г. были сформулированы основные положения, требующие внимания Турции для ее вступления в ЕС: Конституция страны 1982 г., соблюдение прав человека и поиск политического решения курдского вопроса. В декабре 1999 г. на заседании Европейского Совета в Хельсинки Турции был предоставлен статус страны - кандидата на принятие

113

в ЕС. Но она осталась при своем особом мнении, заявив, что принимает предложение о соблюдении критериев вступления, но категорически не согласна с необходимостью уступок по спорным вопросам с Грецией. Участники Европейского Совета в Хельсинки одобрили позитивные изменения в политической жизни Турции, а также ее четко выраженное намерение продолжать реформы, направленные на достижение соответствия Копенгагенским критериям.

На саммите в Ницце в 2000 г. было принято решение, согласно которому переговоры о вступлении Турции в ЕС не начнутся до тех пор, пока страна не достигнет соответствия предварительным политическим требованиям, а именно: не улучшит коренным образом положение с правами человека, не ограничит роль армии во внутренней политике, не прекратит дискриминацию национальных меньшинств.

Вопрос демократизации в Турции и сегодня, как и в 90-е годы, упирается в проблемы глобального характера - вестернизацию и глобализацию. В 90-е годы Турция оказывается вовлеченной в процесс вступления в ЕС, который в основе своей предполагает большую либерализацию, уважение прав и свобод человека, меньшинств, снижение роли армии.

В начале 2000-х годов «в доме власти» прочно обосновывается умеренная исламская Партия Справедливости и Развития. Постепенно она занимает все комнаты «жилплощади», вытесняя соседей и подчиняя себе большинство политических институтов. ПСР проводит так называемые политические прорывы, среди которых особое место занимают «демократический» и «курдский», подразумевающие расширение прав и свобод граждан страны, в частности этнических меньшинств. Существуют опасения, что данные прорывы приведут не просто к ослаблению централизации, но - к дроблению страны, которое органично впишется в американский план по изменению границ в регионе Большого Ближнего Востока.

ПСР в рамках укрепления политического ислама проводит реформу судебной системы, дискредитирует военных перед лицом простых граждан - преследует их в рамках дел «Эргенекон» и «Бальёз» за подготовку очередного государственного переворота. Партия власти делает все, чтобы устранить тех, кто может помешать победоносному шествию ислама в политику - военных и судей. Причем ПСР прикрывается евроинтеграцией и демократическими лозунгами, «почки» которых «набухали» на протяжении

114

90-х годов и дали «цветы» сегодня. Запрет на ношение символов ислама в общественных местах отменен. Конституция пересмотрена на референдуме 12 сентября 2010 г. Военные ослаблены, судьи постепенно меняются на лояльных формирующемуся режиму. Судя по последним заявлениям ПСР, готовится проект нового основного закона страны. Более того, премьер-министр Эрдоган уже не стесняется в выражениях в общении с еврейскими и европейскими коллегами, всячески демонстрирует независимую позицию, говорит о гегемонии США, все равно действуя в русле политики «большого брата», проводит хитрую политику в отношении своих северо-восточных соседей.

Видимо, в ближайшие годы в контексте нынешней «маргинализации» международных отношений России предстоит вести дела с совершенно новой Турцией - демократическим исламским государством, пробуждающейся региональной державой с великодержавными амбициями, простирающимися от Лондона до Байкала.

«Ближний Восток и современность», М., 2012 г., № 45, с. 4-14.

Е. Дунаева,

востоковед

ГЕНДЕРНАЯ СИТУАЦИЯ В ИРАНЕ И ИСЛАМСКИЙ МОДЕРНИЗМ

За годы существования исламской республики в Иране произошли глубокие социально-экономические и политические преобразования, приведшие к укреплению социального статуса женщин и, как следствие, изменению гендерной ситуации. Вопреки существующим убеждениям, что роль женщины в исламском обществе якобы ограничена рамками семьи, а она сама полностью подчинена мужчине, реалии ИРИ свидетельствуют о том, что в условиях исламского режима могут быть обеспечены рост образовательного уровня женщин, подъем их общественной активности, повышение влияния во внутрисемейных отношениях, расширение участия в культурной, экономической и политической жизни.

В ходе революции иранки, принимая широкое участие в антишахских демонстрациях и акциях протеста, заявили о себе как о значимой социальной силе. Женщины попытались расширить и закрепить свои права на участие в общественно-политической жизни, выступая против угнетения, неравенства, беззакония,

115

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.