Научная статья на тему 'К вопросу о демократических преобразованиях в современной политической системе Турции'

К вопросу о демократических преобразованиях в современной политической системе Турции Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
374
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"Партия справедливости и развития" Турции / правящая партия / секулярность / исламская традиция / демократическая норма / Turkish Justice and Development Party / ruling party / secularity / Islamic tradition / all-democratic norm

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лукманов Т. У.

В статье на материале туркоязычных, англоязычных и русскоязычных источников рассматриваются вопросы, касающиеся политической системы Турции. В частности, ставится вопрос о том, каким образом правительство реализует демократические принципы в стране, где важное место занимают исламские традиции, и является ли данная политика эффективной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with several problems connected with political system of Turkey. Using the material of Turkish, English and Russian texts the author analyzes the way the government realizes the democratic norms in the country where Islamic traditions are too significant.

Текст научной работы на тему «К вопросу о демократических преобразованиях в современной политической системе Турции»

УДК 327

К ВОПРОСУ О ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЯХ В СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ТУРЦИИ

© Т. У. Лукманов

Санкт-Петербургский государственный университет Россия, 191060 г. Санкт-Петербург, ул. Смольного, 1/3.

Тел./факс: +7 (812) 777 65 00.

E-mail: timloqman@gmail.com

В статье на материале туркоязычных, англоязычных и русскоязычных источников рассматриваются вопросы, касающиеся политической системы Турции. В частности, ставится вопрос о том, каким образом правительство реализует демократические принципы в стране, где важное место занимают исламские традиции, и является ли данная политика эффективной.

Ключевые слова: «Партия справедливости и развития» Турции, правящая партия, секуляр-ность, исламская традиция, демократическая норма.

В современном глобализирующемся мире, для которого характерно усиление сотрудничества между государствами и раздвижение границ, вопросы, касающиеся политических, правовых, экономических идеологических, дипломатических, и других аспектов существования субъектов, действующих на мировой арене, являются чрезвычайно важными. Актуальность настоящей работы связана с возросшим влиянием Турции на Ближнем Востоке. Так, среди международных политических экспертов небывалый экономический подъем и расширение влияния Турции получили весьма емкое название -«неосманизм». Данное понятие подразумевает то, что «Турция - больше не периферия, не «младший партнер» США и НАТО. Она - один из важнейших компонентов региональной безопасности и центр Евразии. Отсюда - идея «кавказской ОБСЕ» (Рабочее название организации по безопасности и сотрудничеству среди стран Кавказского региона, предложенное Премьер-министром Турции Р. Т. Эрдоганом Президенту РФ Д. А. Медведеву после военного конфликта в Южной Осетии) и посреднические инициативы на Ближнем Востоке» [1]. Несмотря на это Турция «не представляет собой какой-либо угрозы для Запада или России. Нынешний курс Турецкой республики направлен на диалог, в первую очередь, с ЕС, а также с США и Россией. Вопреки утверждениям некоторых тюркологов (А. Коэн, С. Макнамара, Дж. Филлипс, Е. Сатанов-ский, А. Шмулевич), нет никаких доказательств «ползучей исламизации» турецкой внешней политики» [1].

В связи с вышесказанным в качестве объекта исследования в настоящей статье выбрана политическая система Турции, а предметом стала политическая деятельность правящей партии государства

- «Партии справедливости и развития» (ПСР). Нас интересует то, каким образом правительство государства реализует демократические принципы в стране, где важное место занимают исламские традиции, и является ли данная политика эффективной.

Под основными общедемократическими нормами мы подразумеваем следующее:

1) обеспечение равного права всех граждан на участие в управлении делами общества и государства;

2) систематическую выборность всех органов власти;

3) наличие механизмов, обеспечивающих относительное преимущество большинства и уважение прав меньшинств;

4) абсолютный приоритет правовых механизмов отправления и смены власти (конституционализм);

5) профессиональный характер правления элит;

6) контроль общественности за принятием важнейших политических решений;

7) идейный плюрализм и конкуренцию мнений [2].

Что касается исламской традиции в Турции, то, вслед за А. Гюлем, скажем, что она, несомненно, обусловлена историческим наследием Османской империи, являющейся в ХУ-ХУШ вв. ведущим мусульманским государством всего цивилизованного мира, опирающимся в своем правлении на законы Шариата (свод законов, зафиксированных в Коране и хадисах (записанных изречениях пророка Мухаммеда)) и заключается в признании роли исламских ценностей в общественной и политической жизни страны [3].

«Партия справедливости и развития» была образована в августе 2001 года представителями реформаторской части запрещенной в Турции «Партии благодеяния» Р. Эрдоганом и А. Гюлем [4]. Что касается организации партии, то ее можно считать классической: она функционирует, опираясь на иерархию, созданную активистами, посредством независимых ячеек. ПСР позиционирует себя как умеренно консервативную партию, ориентированную на определенные западные ценности, такие как рыночная экономика и вступление в Европейский союз.

К большому удивлению многих, в том числе союзников Турции по НАТО, ПСР одержала победу на парламентских выборах 2002 года. Подобную реакцию едва ли можно считать непредсказуемой, напомним, что партия была образована примерно за год до выборов, в которых приняло участие 18 политических партий, и только 2 вошли в Большой национальный собор Турции (Меджлис): ПСР и «Народно-республиканская партия». Впервые за последние 40 лет в Турции был избран не много-

партийный, а двухпартийный парламент, в котором 3бб из возможных 550 депутатских мест получила ПСР, что дало возможность сформировать однопартийное правительство.

Как нам кажется, объективное рассмотрение деятельности ПСР не возможно без анализа предпосылок ее успеха на всеобщих парламентских выборах. По мнению сербского социолога З. Милошевича, данные предпосылки сводятся к следующему:

1. В 80-е гг. XX века в экономике Турции быстрыми темпами начал развиваться частный сектор, важно, что ориентация была не на экспорт, а на внутренний рынок, то есть на товары, которые выдерживают конкуренцию внутри страны. Так, интенсивное развитие получила мебельная промышленность, индустрия текстиля, пищевая промышленность, машиностроение. Для того чтобы сохранить и развить данные нововведения, правительство должно было проводить эффективную политику и снижать уровень коррупции. Данные положения были изложены в программе ПСР.

2. ПСР имела в своем составе профессионалов. Например, А. Гюль многие годы работал в международных финансовых структурах, а экономическую программу партии создал М. Симсек -бывший директор отделения Merrill Lynch по Ближнему Востоку и Африке.

3. Принимая во внимание тот факт, что Турция

- государство, для которого характерна секулярность [5], но на ее внутриполитическом поле религия - важный фактор, ПСР органично связала исламские традиции с общедемократическими нормами. Таким образом, можно говорить о так называемой эволюции турецкой политической системы [4]. Описанная модель может быть адаптирована и в других странах исламского мира.

Уже к 2005 году правящая партия Турции достигла серьезных успехов в разных сферах своей деятельности. Так, по данным авторитетного англоязычного издания “The Economist” [б], правительство Р. Эрдогана осуществляет эффективную политику: «Политику господина Эрдогана следует считать самой успешной за последние полвека. После многих лет экономической нестабильности, можно говорить о серьезном и стабильном росте, о том, что инфляция взята под контроль, а в экономику страны хлынули иностранные инвестиции. Особо важные реформы, проведенные правительством в области судопроизводства и Конституционного права. Но главной заслугой премьер-министра все же следует считать начало переговоров о вступлении страны в Европейский союз, и это спустя 40 лет после того, как Турция впервые изъявила желание о вступлении».

В программе ПСР [7] среди прочих представлены следующие положения, направленные на экономическое развитие страны и носящие явно демократический характер:

• в качестве основного источника объектив -ного экономического развития выступает человек;

• государство в экономике выступает как регулирующая и контролирующая сила, таким образом, необходимо создать здоровую систему потока информации и документооборота;

• чрезвычайно важно усилить экономическую конкурентоспособность государства на мировой арене;

• отношения с ЕС, МВФ, Всемирным банком и др. институтами необходимы и, несомненно, находятся в рамках экономических и национальных интересов Турции.

Для сравнения программных заявлений ПСР с тем, что реализовано на сегодняшний день, обратимся к некоторым экономическим показателям. Начиная с 2005 года, Турция имеет наилучшие показатели развития экономики по всей Европе. Так, в 2005 году по темпу роста экспорта - 33% в год -Турция заняла 5 место в мире. Инфляция в 2004 году составляла около 9.5% (в 2003 году - 18.4%) [4]. Также зафиксированы рекордные цифры турецкого экспорта. В 2002 году он составлял 36 млрд. долларов США, а в 2006 году превысил 80 млрд. Иностранные инвестиции до 2003 года не превышали 1 млрд. долларов, в 2006 году их стало 9.7 млрд. [8]. Несомненно, рост иностранных вливаний в турецкую экономику свидетельствует о возросшем доверии к турецкому рынку и об усилении государства на мировом рынке.

Демократические изменения обеспечили возможность изменения и Закона об общественных организациях, фондах, СМИ. Ключевым моментом в Законе о СМИ стало положение, согласно которому журналисты больше не обязаны сообщать об источнике имеющейся информации. Частным национальным каналам разрешена трансляция передач на языках национальных меньшинств (курды, армяне, лазы). Частные школы могут вводить в учебную программу языки национальных меньшинств [4].

Кардинальные преобразования коснулись судебной системы Турции, они связаны главным образом с желанием страны вступить в ЕС. Так, введен мораторий на смертную казнь и значительно расширен гражданский контроль над вооруженными силами. Ликвидированы суды госбезопасности, введена процедура обращения в Европейский суд по правам человека, а также приоритет актов ЕС над местными законодательными актами. Что касается внутренней политики, то чрезвычайно важным следует считать прошедший 12 сентября 2010 года в Турции референдум по внесению изменений в Конституцию. Пакет поправок в Основной закон, подготовленный ПСР, вносит 29 изменений в Конституцию Турции, принятую после военного переворота 1980 года. Поправки касаются реформирования системы турецкого правосудия, в частности Конституционного суда и Высшего совета судей и прокуроров, передают полномочия по возбуждению дел о роспуске политических партий от Апелляционного суда Парламенту. Конституционная реформа также вводит институт омбудсмена и при-

знает за госслужащими право на заключение коллективных договоров и проведение забастовок. Представители турецкого правительства неоднократно заявляли, что изменения в Конституцию готовились с учетом норм Европейского союза [9]. Все вышесказанное значительно сужает прерогативы судебной системы страны, прежде всего в вопросах закрытия политических партий, усиливает гражданский контроль над армией, а также расширяет ряд политических и социально-экономических прав и свобод граждан республики.

Как видим, основные программные заявления были реализованы ПСР уже за первые 5 лет ее существования. Следует обратить внимание на то, что партийные приоритеты вступают в противоречие с принципами этатизма, которые были подготовлены К. Ататюрком [10] и принципами, основанными на вмешательстве военных в политическую жизнь.

Во внутриполитической жизни современной Турции религиозные силы считаются важным фактором. В стране получили развитие институты «исламской экономики». Ее принципы реализуются, например, в Индии, Малайзии, Иране, странах Персидского залива и выражаются в следующем:

1) в своей хозяйственной деятельности все люди имеют право пользоваться природными богатствами. Это блага, дарованные Аллахом в интересах всего человечества;

2) все люди имеют право добывать средства к существованию в соответствии с Шариатом;

3) каждый человек обладает правом собственности, которой владеет индивидуально или совместно с другими лицами. Национализация некоторых экономических средств законна с точки зрения общественных интересов;

4) малоимущие имеют право на определенную часть состояния богатых, установленную «за-кятом» (1/40 часть от годового дохода) и выделяемую в соответствии с Шариатом;

5) все средства производства должны использоваться в интересах всей общины, запрещается не принимать их в расчет или плохо ими распоряжаться;

6) для обеспечения развития сбалансированной экономики и защиты общества от эксплуатации запрещаются монополии, чрезмерно ограничительную коммерческую деятельность, ростовщичество, использование принудительных мер при заключении сделок и публикацию лживой рекламы;

7) в обществе разрешены все виды экономической деятельности, если они не приносят вреда интересам общины и не нарушают исламские законы и ценности [11].

Важно, что исламская экономика в Турции характеризуется высокой эффективностью, способствует усилению общественной солидарности и стабильности. Предприниматели обладают авторитетом в турецком обществе, как носители общественной идеи, придерживаются исламской морали.

Большая часть мусульман в Турции принадлежит к ханифитскому мазхабу - наиболее либеральной школе ислама, способствующей внедрению в общество духа предпринимательства, ответственности, общественного порядка [12].

В научной и публицистической литературе сложилось устойчивое мнение о том, что турецкой политической традиции чужды исламские ценности. Но ислам, несомненно, всегда занимал важное место в политических и общественных процессах в Турции. Однако для нее в отличие от других государств исламского мира характерна известная тенденция к либерализму и сближению с Западом, а главная цель правящей партии - установление так называемой мусульманской демократии.

Думается, для достижения большей объективности исследования кроме анализа явных, наглядных успехов ПСР не только на внутриполитической арене, но и за пределами страны, необходимо сказать и о не совсем благоприятных тенденциях, характеризующих деятельность партии. Так, опираясь на анализ отечественного ученого А. Сотничеко, посвященный муниципальным выборам 2009 года, скажем, что, несмотря на то, что большинство победителей предвыборной гонки представляли правящую партию, многие аналитики говорят скорее о поражении ПСР, чем о ее победе. Согласен с этим и премьер-министр страны Р. Эрдоган, который заявил об «уроке демократии, который преподал его партии народ». «Поражение» заключается в том, что кандидаты от ПСР набрали меньше голосов, чем на предыдущих муниципальных выборах 2004 года и всеобщих парламентских выборах 2007 года, однако, партия сохранила свое первостепенное влияние в стране: за нее отдали голоса столько же избирателей, сколько за обе главные оппозиционные партии вместе взятые. Так, ПСР набрала 15 511 730 голосов, НПР («Народно-республиканская партия») -9 233 339 голосов, а ПНД («Партия националистического движения») - 6 419 234 голосов [13].

Правительству Р. Эрдогана с самого начала удалось дать турецкому обществу долгожданную стабильность, и, как говорилось выше, оно справилось с небывалым ростом инфляции, улучшило уровень жизни населения, провело многочисленные реформы в политической и социальной сферах, однако, мировой экономический кризис не позволил в полной мере выполнить предвыборные обещания партии. Так, в 2008 году в Турции вырос уровень безработицы, но Правительству удалось не допустить инфляции и девальвации. Отметим, что страна переживала кризис намного лучше, чем большинство ее соседей.

Таким образом, проведенный анализ показал, что в Турции политика правящей партии характеризуется новаторством, осуществлением демократических преобразований, постепенным смещением военных с ключевых позиций. Чрезвычайно важно, что преобразования проведены с ориентаци-

ей на огромное значение ислама в турецком обществе. С приходом к власти ПСР была осуществлена легитимизация исламских общественных традиций, которая препятствовала расширению влияния радикальных течений в Турции, и позволила ей значительно расширить влияние среди стран исламского мира.

ЛИТЕРАТУРА

1. Пруссаков В. «Неосманизм» - новый внешнеполитический курс иЯЬ: http://www.ansar.ru/analytics/2009/12/03/277

2. Желтов В. В. Основы политологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. 542 с.

3. Религия, право и исламская мысль в Современной Турции. иЯЬ: http://turkey.legal.az/index.php?option=com_content& task=view&id= 173&Itemid=99999999

4. Милошевич З. иЯЬ: http://www.ruskline.rU/analitika/2010/8/ 23/o_politike_partii_spravedlivosti_i_razvitiya_tureckoj_respubliki/

5. Васильев В. И. Словарь исторических и общественнополитических терминов. М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2009. б08 с.

6. Bonino. E. The Battle For Turkey’s Soul // The Economist. May 4, 2007. URL: http://www.emmabonino.it/press/world/5039

7. Parti Programi. 3.1. EKONOMI ANLAYIJIMIZ http://www.akparti.org.tr/parti-programi_79.html

8. Гурьев. А. А. Правящей в Турции «Партии справедливости и развития 5 лет». URL: http://www.iimes.ru/rus/stat/200б/18-08-06b.htm

9. Вестник Кавказа. URL: http://www.vestikavkaza.ru/news /politika/vibory/19579.html

10. Жевахов. А. Жизнь замечательных людей. Ататюрк. М.: Молодая гвардия. 2008.-339 с.

11. Беккин Р. Исламская экономика: право каждого - благо всех. URL: http://www.islam.ru/lib/ekanomy/

12. Баран З. Хизб Ут-Тахрир. Политическая радикализация ислама.

URL: http://www.nixoncenter.org/Monographs/Hizb%20ut-

Tahrir-Russian.pdf

13. Сотниченко. А Турция сегодня - секуляризм, национализм, исламский фактор. URL: http://www.centrasiaru/newsAphp?st=1238833980

Поступила в редакцию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.