ГУЦАЛОВ Александр Анатольевич
кандидат философских наук, старший научный сотрудник отдела экспертно-консультативной деятельности и проблем культурного и природного наследия Южного филиала Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева
Краснодар, Россия Alexandr A. GUTSALOV Cand. Sci. (History of Philosophy), Senior Researcher, Department of Expert and Advisory Activities and Problems of Cultural and Natural Heritage, Southern Branch, Russian Research Institute for Cultural and Natural Heritage
Krasnodar, Russia [email protected]
Цыгане: традиционная культура и современный мир
Roma: the Traditional Culture and the Contemporary World
В статье выявлен ряд проблем, характерных для цыганского населения, и ставится задача поиска их решений. Обозначены различные подходы к реализации национально-культурных интересов цыганского народа на уровне государственной политики. Подвергается анализу идея создания собственного цыганского моноэтничного государства. Делается вывод о том, что причины возникновения проблем цыганского населения коренятся в характерных особенностях культуры и мировоззрения этого народа. В первом приближении рассмотрены базисные архетипы цыганской культуры.
Ключевые слова: цыгане, ром, домари, ломавтик, культурная компетентность, цыганское моноэтническое государство, «Романипэн», ловоро, архетип.
The article identified a number of issues specific to the Roma population, and sets the task of finding their solutions. The different approaches to the implementation of national and cultural interests of the Roma people in public policy are represented. It is analyzed the idea of creating an independent Roma monoethnic state. It is concluded that the causes of the problems of the Roma population are rooted in thw cultural patterns and outlook of this people. As a first approximation the basic archetypes of Roma culture are considered.
Keywords: Gypsies, Rom, Domari, Lomavtik, cultural competence, Roma mono-ethnic state, Rromanipen, Lovoro, archetype.
Необходимость поддержания социальной гармонии требует от представителей государственной власти, гражданского общества и этнических групп широкого кругозора и понимания того, что от их стремления к осознанию запросов и проблем различных этносов с целью совместными усилиями помочь их удовлетворению и решению зависит стабильное развитие всей нации. Для этого
все акторы социальной системы должны быть культурно компетентны, владеть знаниями об этнических культурах, их сходствах и различиях. Характеризуя культурную компетентность, современные исследователи подчеркивают, что она «предполагает широкую культурную включенность и основана на равноправии культурных статусов всех народов и личностей. Она предполагает отказ от культурной
изоляции, культурной исключительности и способствует включенности всех граждан в политику для культуры, означающую развитие культурных потребностей всех граждан через творческое участие... И все это культурное многообразие и свобода не должны нарушать стабильности общества, а способствовать его сплоченности» [3, с. 22].
В рамках данного подхода необходимо обозначить главные проблемы цыганского населения, выявить их истоки, внутренние причины и указать возможные пути для их решения.
В культуре цыганского народа на протяжении всего периода его существования, во время любых угроз его этнической самобытности, несмотря на совершенно иное, подчас враждебное, культурное окружение, сохранялись самобытность, целостность и не возникало ответной агрессии к другим народам. Цыгане - один из самых удивительных народов этого мира, отношение к которому у большинства людей в нашей стране, несмотря на имеющую место настороженность, благожелательное, доброе, лишенное ненависти. Что же позволяет цыганам несмотря ни на что сохранить свою этническую самобытность, целостность, изящное богатство культуры, потрясающую неповторимость, ни с чем несравнимый аромат традиции?
Во время нашей первой встречи с заслуженным артистом России, актером, автором и исполнителем песен в кинофильме «Табор уходит в небо», художественным руководителем действующих танцевальных и певческих коллективов «Трио Ловари» и «Гилори» Та-хиром Бобровым первыми его словами было сожаление о судьбе цыган в мире: «В России и не только, во всем мире отношение к цыганам очень плохое, предвзятое. Они гонимы во всем мире». Я ответил тогда: «Необходимо движение навстречу, чтобы найти необходимые решения, чтобы люди чувствовали себя людьми, а не изгоями, запуганными, отверженными, униженными, загнанными в круг бесперспективный, где есть только череда преступлений и наказаний». На это он заметил: «Правильно сказать, не униженные, а как отбросы. В каждом стаде есть паршивая овца. Нельзя из-за одного негодяя гнобить весь народ. Цыгане -народ миролюбивый, в политику они не лезут.
Самое главное, чтобы крыша была над головой и было чем накормить и напоить, одеть и обуть своих детей, чтобы также была возможность отдавать детей учиться, давать хорошее образование» [4].
С одной стороны, речь идет о самобытной, красивой, неповторимой и даже великой древней культурной традиции цыган, с другой же — налицо наличе широкого круга разнохарактерных проблем, связанных с данным этносом. Величие цыганской культуры состоит в том, что вопреки отсутствию надлежащих жизненных условий, гонениям и безграмотности, она была сохранена - древняя культура девственного отношения к своему роду, семье, природе. Данное наблюдение свидетельствует о силе и устойчивости культурной традиции и предопределяет постановку задачи выявления, анализа и изучения истоков этой устойчивости.
Вместе с тем в этой культуре присутствует некая составляющая, которая постоянно точит ее, разрушая изнутри, толкает к на-дрывности, к краю бездны небытия. Думается, что именно эта характеристика в известной мере обусловливает удручающие проблемы, связанные с цыганским населением. Круг подобных проблем, выявленных исследователями, достаточно обширен: «очень высокая криминализация, безработица, низкий уровень образования вплоть до безграмотности, частое отсутствие санитарии, асоциальный образ жизни, и, пожалуй, самое главное - это устойчивый негативный образ, сформированный у местного цыганского населения, порождающий резкое неприятие и тотальное недоверие» [5, с. 206]. Следует признать, что запредельный уровень криминализации цыганского населения в России, угрожает самому существованию и сохранению данного этноса. Между тем подобным образом обстоит дело далеко не только в нашей стране — в ряде государств Европы положение цыган еще более тяжелое [5, с. 206-211]. Для преодоления десо-циализации, негативизма, криминализации, хронической взаимной отторгаемости цыганского и нецыганского обществ нужно определить истоки причин, порождающих данные проблемы.
В 30-е гг. в СССР причины асоциально-сти определенной доли цыган усматривались
в неграмотности, в отсутствии условий для развития собственной этнокультуры, поэтому власть пыталась решать данные проблемы на основе развития народного образования на национальных языках, создания этнически ориентированных колхозов, культивирования этнокультуры цыган. Были выпущены учебники на цыганском языке (рис. 1), созданы специальные цыганские школы, организованы народные творческие коллективы. На киноэкраны страны также вышли два идеологически ориентированных художественных фильма - «Последний табор» (1935 г., реж.
Е. М. Шнейдер и М. И. Гольдблат) и «Друзья из табора» (1938 г., реж. Д. В. Варламов и Г. З. Ло-мидзе).
Однако волна этнического оживления в СССР продолжалась недолго. Уже с середины 30-х гг. практика культивирования этнического самосознания уступила место идеологии, провозглашавшей создание надэтничной советской идентичности, и практически все этнокультурные программы были свернуты.
В 1950-е гг. основной причиной проблем цыганского населения объявлялась их склонность к постоянной миграции. В 1956 г.
В. А. ТЕТЮРЕВО
ЕСТЕСТВОЗНАНИЙ
ВАШ ШТАРТО БЭРШ СЫКЛЯИБЗ
ОБШШЕСТВОВЕДЕНИЁ
УЧПЕ^п»^
Мтж
Ш
' А.,4
ап
Я. Г, ТЕРЕХОВА та В. Г. ЭРДЕЛй
УЧЕБНИКО КАЧНЛЬНО ШКОЛА
часть пэрво
ГОСУДАРСТВЕННО УЧЕ&НО»ПЕДАГ0ГИЧЕСКО ИЗДАТЕЛЬСТВО Мооква * 1834
Рисунок 1. Титульные листы учебников на цыганском языке, выпущенных в начале 30-х гг. ХХ в. Фото автора
НАСЛЕДИЕ ВЕКОВ 46
2015 № 4 www.heritage-magazine.com
советское руководство волевым усилием приняло нормативный акт об оседлости цыган, предполагавший запрет их постоянных перемещений. Законотворческая волна сходной направленности в те годы прокатилась по многим странам советского лагеря (Венгрия, Румыния, Болгария и др.). Это, конечно, привело к снижению остроты проблемы, но как только закон перестал строго исполняться, положение вещей постепенно вернулось к прежнему состоянию, в том числе и в отношении постоянной миграции цыган. Сами же цыгане под надуманными предлогами (к примеру, поездка к болеющим родственникам) реализовывали свою склонность к кочевому образу жизни.
К этому периоду также относится оживление внимания к цыганам, имевшее романтическую направленность и запомнившееся фильмом «Цыган» (1967, реж. Евгений Матвеев), одноименной картиной 1979 г. (реж. Александр Бланк), ее продолжением «Возвращение Будулая» (1985 г., реж. Александр Бланк) и кинодрамой «Табор уходит в небо» (1975 г., реж. Эмиль Лотяну).
В настоящее время часто говорят о неудаче эксперимента по формированию советской идентичности у цыган и переформатированию их образа жизни. Между тем последние два с половиной десятилетия было временем другого эксперимента, характеризовавшегося отсутствием малейших попыток какой-либо трансформации и повышенным драматизмом. 90-е гг. ХХ в. фактически оставили цыган на произвол судьбы - им была дана свобода действий при минимуме государственного контроля. Результаты, как известно, были весьма печальны.
Все три обозначенных типа решений при определенном понимании причин возникновения проблем цыганского населения не привели ко сколько-нибудь устойчивым положительным результатам. Последние 95 лет показывают, что ни ослабление, ни усиление госконтроля над цыганским населением не привели к усилению социальной интеграции цыган и кардинальному улучшению их положения.
Понимание этого кажущегося безвыходным положения цыган при бессилии и, отчасти, равнодушии государств (европейских и
постсоветских) привело ромов к осознанию необходимости поиска своего радикального решения проблемы бедственного положения, приводящее к устойчивой деградации, маргинализации и десоциализации цыган.
Такое решение (напоминающее, скорее, жест отчаяния) было найдено. Впервые в истории всего цыганского народа и всех его трех основных этнических составляющих — ромов, домов и ломов — было заявлено о создании собственного цыганского моноэтничного государства. Пример ом при создании его концепции послужил Израиль, однако в основу формирования цыганского государства предполагалось положить принцип добровольного признания своей идентичности. Решение о создании такого государства было принято в августе 2012 г. на всемирном съезде цыган.
Первый Всемирный цыганский конгресс состоялся в 8 апреля 1971 г. в Лондоне. На нем была образована Всемирная организация цыган Rromanipen. Согласно ее уставу, съезды собирают своих делегатов каждые четыре года. К примеру, VI съезд проходил в 2004 г. в Италии (г. Ланчиано), VII - в 2008 г. в Хорватии (г. Загреб), VIII - в 2012 г. в Сербии (г. Белград).
Информация о решении сформировать собственное цыганское государство была получена нами от вице-президента международной организации «Романипен», руководителя международного комитета при ассоциации Ромэн стран СНГ и Балтии Павла Лиманско-го. Главная идея заключалась в том, чтобы на пути, который не связан с конфронтацией, завоеваниями, вынужденными миграциями, сформировать собственное государственное устройство моноэтничного типа, чтобы цыгане всего мира могли, наконец, обрести свою родину.
Еще в 2008 г. на съезде цыган было принято решение о введении цыганского (ром-ского) паспорта. В 2012 г. для обсуждения был предложен его образец в виде международного паспорта путешественника, который планируется юридически представить к утверждению в ООН. Название паспорта - «Романо Лил» («Romano Lil. International Romani Union Passport»).
На последнем съезде были приняты фундаментальные объединяющие принципы формирования единого государства цы-
ган - Romani Kultura (цыганская культура), Romano Chib (цыганский язык), Romano Pabiv (цыганская конституция), Roman Flago (цыганский государственный флаг), Romano Sindo (цыганский суд), Romane Love (цыганские деньги), Romano pasporto (цыганский паспорт). Все это вместе составляет суть и определяет Rromanipe (Romani Nation, цыганская нация). Романипэ (или романипэн) можно перевести как обозначение общей совокупности сущностных качеств, определяющих представителя цыганского сообщества как такового. Его переводят часто как «цыганский дух», «цыганская культура».
Название предполагаемой и принятой цыганским съездом в 2012 г. цыганской валюты - ловоро (Lovoro). Был утвержден и внешний вид новой денежной единицы (рис. 2).
Поставлена задача разработать единые учебники для всех цыган на цыганском языке. Павел Лиманский продемонстрировал ав-
тору первый единый букварь для цыган всего мира (рис. 3).
Следует отметить, что в истории уже имел место локальный пример существования некоторого подобия цыганского государства. Ж.-П. Лиежоа в своей книге «Роми, ци-гани, чергари» (София, 1999) упоминает о так называемом «цыганском владении» (Feodum Acinganorum) на острове Корфу (с 1375 г.) с внутренним самоуправлением, которое просуществовало вплоть до XIX в. Его ромские жители были преимущественно кузнецами и медниками (цит. по [8, с. 33]). Однако это было локальное, не всецыганское объединение. Идея создания собственного государства исходит из понимания, что ромы, домы, ломы представляют собой потомков тех, у кого в древности на территории Индии существовала собственная развитая устойчивая государственность, что вполне убедительно подтверждается современными исследованиями.
Рисунок 2. Образцы утвержденных золотых монет ловоро
Об этом достаточно осторожно говорят нынешние лидеры цыганского движения и пишут некоторые ученые.
В 1930-е гг. пытались решить проблему цыган через создание внешних условий для развития их культуры в широком смысле этого слова. Однако понимание сущности цыганской культуры фактически отсутствовало,
поэтому советская власть в своей национально-культурной политике в отношении этого народа ограничивалась развитием языка, традиционных ремесел и созданием коллективов артистов.
Также принуждение к оседлости в 1950-х гг. предполагало некий внешний принудительный шаг без погружения в смысл, в
ГШ 6 Да | Аа вь Сс А Се 2 Сь ¿ь оа Ъгбз, ты
Ее Её Ёё Г* № Ж VI * Л Хх нь
»1 И п т «Ч Кк • КЬкЬ и и 4* Мш
¿Г Яп У? Оо Об 6б Л РР РЬ рЬ / Иг а» 8«
Т» \] гьТь ии Д ий в г 7л л* Г»
Рисунок 3. Первый в мире единый цыганский букварь. Фото автора
основу цыганской натуры. Отказ государства от значительных усилий в данном направлении привел к массовой криминализации и деградации цыганского сообщества. Создание особого цыганского государства на отдельной территории (а для этого предполагается приобрести отдельный остров) - это, говоря объективно, также путь создания пока только внешних условий для существования цыганского населения.
Цыганское население в условиях разных стран хронически доводит себя до критического состояния, и даже видные политики и руководители государств предпринимают весьма агрессивные недружелюбные действия и нелицеприятно высказываются о целом народе (к примеру, высылка цыган из Франции тогдашним президентом Николя Саркози, большой скандал с экстремистским высказыванием французского депутата Шоле Жиля Бордуле [10], публичное оскорбление всех цыган без разбору Президента Румынии Друкувати Траян Басеску, за что он даже был оштрафован Национальным Советом по борьбе с дискриминацией [7]). При этом нет никакой гарантии, что цыгане не окажутся в таком же положении и в своем собственном государстве, поскольку жизнь в окружении гадже (чужих), отличается от проживания в условиях моноэтничного окружения, состоящего только из соплеменников. Не станет ли экстрапо-
лироваться привычная, выработанная столетиями (может и тысячелетиями) бинарная дихотомия рома-гадже на своих членов в одном моноэтничном государстве, что неизбежно может повлечь болезненное расслоение и размежевание в обществе?
Во внешнем ли окружении заключена проблема? На территории России живут множество некоренных народов - евреи, корейцы, китайцы, сирийцы, афганцы, немцы и т.д., - которые не сталкиваются с подобными трудностями. Если проблемы цыган по всему миру схожи, если реакция на представителей этого этноса во всем мире одинакова, то следует сделать предварительное допущение о том, что корень проблемы лежит в плоскости этнокультурных и мировоззренческих установок самого народа.
Обозначенные пути решения проблем, на наш взгляд, не затрагивают существа дела, касаясь лишь внешней стороны при игнорировании игнорируя внутренних причин социально негармоничного бытия цыган. Следует предпринять попытки разобраться в глубинных философских причинах того, почему именно цыгане неизбежно оказываются в общественно сложной ситуации.
Какова характерная реакция на сложное положение у современных цыган? Либо постоянные претензии к обществу с большим количеством жалоб и обращений с просьбой о
помощи или недопустимости каких-либо действий со стороны государства; либо попытки оправдания действий и привычного образа жизни, зачастую асоциального; либо обида на общество, которая и приводит к желанию уйти от всех, скрыться в некоем новом справедливом и чисто цыганском государстве, в котором многовековая мечта цыган о светлой и прекрасной жизни будет осуществлена полностью. Все это дополняется незначительными усилиями по созданию условий для изучения языка, участия в культурных программах. Российские исследователи с тревогой отмечают: «„.Тенденциозное освещение многими журналистами проблем цыганского населения, рост расовой неприязни в современной России, приводящий к открытой агрессии, заставляют многих цыган, достигших успехов на профессиональном поприще, не афишировать свое происхождение. Между тем социальные проблемы, с которыми сегодня сталкивается большая часть цыганского населения: рост цен и проблемы занятости, рост безграмотности, смертности и криминализация населения, проблемы с жильем и отсутствие или недостаточность социальной помощи, уменьшение доступа к медицинскому обслуживанию - возникли не сегодня и как в зеркале отражают проблемы современного российского общества» [8, с. 22].
Очевидно, осознание этого есть и у руководства страны. Так, в феврале 2013 г. была принята программа Правительства России по оказанию особой помощи этому народу в развитии культуры, образования, в том числе и на цыганском языке. Утвержденный при этом комплексный план предусматривает включение этноса в целый ряд современных культурных, образовательных и коммерческих проектов. Данный документ - единственная в стране комплексная программа этнической направленности. Надеемся, она заработает в полную меру и принесет свои плоды. Однако положительные результаты могут быть достигнуты только в том случае, если действия государства, осуществляемые извне, будут сочетаться с внутренними усилиями самого народа по собственной трансформации, с коррекцией тех стереотипов мировоззренческих установок и поведения, которые приводят к проблемам.
Каждое государство, несомненно, сталкивается с рядом сложностей в своей этнокультурной политике, но следует при этом понимать, что подобные внутренние проблемы могут быть и у самих цыганских общин. В ряде случаев государство не предпринимает попыток к изучению сути культуры этого народа, глубоких философских основ его миропонимания, среди которых, возможно, имеются установки, затрудняющие интеграцию представителей данного этноса в современную модернизированную реальность.
Проблема цыган заключается еще и в том, что они нечасто принимают в расчет причины негативных явлений своей жизни, коренящиеся в некоей остающейся неизменной матрице их поведения. Нежелание корректировать свое миропонимание, если оно расходится с социальной реальностью, и меняться, если жизнь дает постоянные сбои и не приводит к росту благополучия, а ее качество не улучшается, может служить причиной повторения проблем.
Данная статья может послужить началом разговора о фундаментальных основах цыганской культуры, о ее сущности, базовых понятиях и принципах с целью найти причины недостаточной интеграции цыганского народа в современный социум и закрытости цыганских общин, порождающей раз за разом многочисленные проблемы. Мы приглашаем к этому обсуждению любых заинтересованных авторов из научного сообщества.
Для достижения данной масштабной задачи на первом этапе нужно выделить хотя бы часть базисных установок цыганского народа, рассмотрев их как некие устойчивые этнокультурные архетипы данной общности. Известные российские цыганологи М. Сеславинская и Г. Цветков выделяют следующие типы древнейших архетипических образов в поведении современных цыган: мифологические, ценностные, религиозные образы, архетипы в традиционной одежде, в социальной культуре, языке, в роде занятий. Опираясь на данную классификацию, мы будем дополнять ее содержательно.
В качестве примера мифологических и ценностных образов они приводят образ коня и персонифицированное Солнце. Не только
конь был ритуально значимым и чистым, -упряжка и телега обладали такими же смыслами как полностью свободные от осквернения. Примечательно, что «боковая часть телеги являлась опорой для постановки шатра», «место рядом с телегой в шатре находилось сразу напротив входа, и оно считалось самым почетным». Одним из самых страшных наказаний за нарушение клятвы перед цыганским судом было проклятие с пожеланием смерти коням клятводержателя [8, с. 369].
Солнце выступало у цыган-ловарей в качестве первопредка. Символически сопряженное с Солнцем колесо является символом не только Солнца, но и времени. В цыганской символике мужских золотых украшений часто Солнце и конь сочетаются и выступают вместе как базисные символы. Характерно огромное количество пословиц и поговорок о конях в цыганском фольклоре: «Бог сперва коня сделал, потом цыгана хозяином над конем (Дэвэл ангил грэс кэрдя, потом ромэс хуласа пэ грэндэ)» [1, №2577], «С нами кони, значит, с нами бог (Ямэнца грая, значит, ямэн-ца дэвэл)» [1, №2582] и т. д.
Характерно, что и в современной цыганской поэзии свой народ красноречиво именуется «детьми Солнца»:
...Но «дети солнца» всё ж восстали.
Друг другу руки подавали.
Ни что их не смогло сломить.
Не удалось их дух сгубить.
„Но знаю я наверняка,
Что «детям солнца» помогла
Привстать с колен с земли сырой
Вера в бесценный дух родной.
Аккорды песни возрожденья
Играют в душах с восхищеньем [6].
В религиозном отношении для цыган очень показательна непоказная, неритуальная вера в Бога. При этом форма вероисповедания не имеет большого значения и не затрагивает чистой веры в единое Божество, говорящее с верующим через движение ветвей деревьев, «нежные улыбки» солнечных лучей, «плач неба» в виде дождя, «битву бога с чертом» в виде грома и молнии и т.д. Чаще всего конкретное вероисповедание принимается в зависимости от окружающих социокультурных условий и местной вероисповедной тра-
диции. Так, в России подавляющее число цыган - христиане, в Узбекистане практически все - мусульмане.
Главное при выборе формы вероисповедания - уход от конфликта, от опасности возможного преследования по религиозному признаку. Думается, это обстоятельство наряду с четко и жестко работающей системой отношений «свой-чужой» (рома-гаджо) служило причиной создания сложной и запутанной сети скрытых смыслов, характерных для подлинно цыганской культуры, поэтому и религиозные праздники ислама или христианства цыгане отмечают часто по-своему.
К примеру, кроме излюбленных праздников Пасхи и Рождества Христова, у лова-рей-чокещи и ловарей-цинцар есть также особый праздник Сым-Петри. Он отмечается в день святых апостолов Петра и Павла, однако обрядовая сторона его достаточно далека от христианского вероучения и предполагает жертвоприношение барашка. Тахир Бобров подробно, насколько это было допустимо, описал в беседе с автором этот обычай. У М. Сеславинской и Г. Цветкова имеется также очень интересный анализ истоков данного ритуального действия [8, с. 370-372]. Вполне возможно, что в подобных не совсем традиционных событиях исследователь может обрести некие ключи к пониманию более древних пластов культуры цыган (возможно, индийского времени пребывания, возможно, времени после исхода из Индии).
Характерно (так же, как и в языческой культуре, ведической Индии) для цыган почитание природы как живого организма, обращение к духам (богам) леса, рек, гор, стихий. С этим также связано множество пословиц, как путеводные нити, удерживающие в единстве целокупный образ древней культуры: «Бог с Солнцем ругается - гром загремел» (Дэвэл кхамэса раскотэпэ - громо загреминдя) [1]; «Подружка солнца в небе играет, через светлые ворота вперёд-назад гуляет (радуга)» (Подружкица кхамэскиро пэ болыбэн кхэлла, падыл свэтло удара ангил-палал гулинэла) [1].
При этом особо следует выделить веру в привидений, в духов дома, в злых духов, в духов предков. Род у цыган почитался даже сильнее, чем святые. Во время посещения одного
цыганского дома автор наблюдал обряды общения с духом дома (домовым).
Можно сказать, что цыганам в общем-то безразлично, к какому святому обращаться, в какой конкретной религиозной форме возносить молитвы к Богу. Любой цыган скажет - Бог живет в сердце, в окружающей природе, в предках, поэтому и молитвы чаще всего не формальные и стандартные, а идущие от сердца.
Особенности представлений о Боге и человеке, системе их взаимоотношений являются также важным средством постижения духовного мира этого народа. Так, «цыгане кальдераш утверждают, что Бог не является творцом мира и что мир существовал всегда, как наша общая мать. Землю они называют «Дэ Девелески», что значит «Божественная
мать»» [2].
Любопытная молитва была получена лично автором от одной француженки, которая является известным духовным наставником в области ведической традиции, большей частью проводя время в Индии. Ее духовное имя, под которым она известна в мире, Шан-ти Майи. Во время одной из ее бесед (сат-сангов) в северном пригималайском ашраме (г. Ришикеш, Уттаракханд Прадеш) один из слушателей, являвшийся цыганом, предложил ее вниманию особую молитву, распространенную среди представителей его этноса во Франции. Приведем ее полностью на цыганском языке и в переводе на английский и русский языки, поскольку она дает глубокое представление о сути отношения Бога и человека у цыган.
BARO DEVEL, GREAT GOD,
KON HAM MEEE? WHO AM I?
BARO DEVEL, GREAT SPIRIT,
KO HAM LAUTA MEE. I AM ALL THAT
BARO DEVEL, GREAT GOD,
KO HE MEERO DJEEPEN. THIS IS MY LIFE.
BARO DEVEL, GREAT GOD,
TU HAL MEERO DJEE. YOU ARE MY
HEART
BARO DEVEL, GREAT SPIRIT,
ME HAM LAUTA UNTJEE. I AM EVERYTHING
AND NOTHING.
BARO DEVEL, GREAT GOD,
KO HE TEERO DJEEPEN. THIS IS YOUR
LIFE.
В русском переводе она звучит так: «Великий Бог, кто я есть? Великий Дух, я есть все то и это» (все, что окружает меня актуально и потенциально). «Великий Бог, все это есть моя жизнь. Великий Бог, Ты есть мое сердце» (Та-хир Бобров перевел эту фразу - «Ты поедаешь мое сердце»). «Великий Дух, я есть все и ничего, Великий Бог, это все есть Твоя жизнь».
Молитва эта - не обращение человека к Богу с просьбой или благодарностью за исполненное желание. Это - молитва-размышление, молитва-беседа с Богом о сути всего - самого человека, его жизни, окружающего
мира, и самого божественного бытия. Идея о величчи Бога заявляется обычным маленьким человеком, обремененным проблемами, желаниями, отношениями с другими, такими же обычными людьми, со всем набором своих ограниченных возможностей. Однако при этом человек перед лицом великого Бога со-обретает величие и безграничность, присущие божеству.
Кто есть я? - это один из извечных вопросов человеческого мира. Кто есть я? И как я наедине с собой могу ответить на этот вопрос? Только в обращении к великому и всемогуще-
му Богу я вдруг прозреваю, и могу прозреть, что я есть все то и это, что все, что меня окружает и может окружать, и есть я сам. И в таком отношении ко всему и заключено мое отношение к миру, а через это и к Богу. Отношение к Богу трансформирует мое понимание меня самого, окружающего меня мира. Через это отношение я обретаю знание о самом себе: Я есть все, и в этом суть моей жизни, в этом сама моя жизнь. Жизнь моего я, моя жизнь заключается в постоянном осознании своего всепро-никновения. Но такое извечное отношение к миру изменяет и мое отношение к Богу.
Что же суть Бог? Кто или что Он есть? И где Он пребывает? Он заключен в моем сердце как средоточие всего, как исток, сущность и содержание всего. И в таком понимании перед лицом всемогущего Бога я как обычный человек являюсь ничем, но я как носитель божественного начала в своем сердце становлюсь всем. Поэтому я - «и ничто, и все». И тогда Бог становится живущим через жизнь мою, через жизнь всех живых существ. Тогда Бог становится живущим жизнью живого. И само живое становится живым благодаря Богу. Бог, жизнь, ничто, все, я сам сливаются в единстве. Все, что я вижу в природе, в мире, есть проявление моей жизни. И это фундаментальный вывод, возможно, выявляющий основу цыганского миро- и самопонимания.
Изложив эту интерпретацию данной молитвы высокообразованному рому-ловарю Тахиру, автор получил его одобрение с одним замечанием, что только образованные, думающие цыгане могут разделять ее. На вопрос о соответствии такого понимания цыганскому мироощущению Тахир ответил положительно [4].
Английский автор Реймонд Бакленд (Raymond Buckland) указывает на сохранившееся в Югославии почитание лингама как культа фаллоса (югославские цыгане называют его словом «кар», что означает, очевидно, «делатель, производитель», исходя из корневой семантики санскритского термина «кар» -«делать, совершать», от него происходит и слово «карана» - «причина»): «Тригг пишет: «Кар настолько священен, что он упоминается в [цыганских] молитвах» (Gypsy Demons, 1973)» [2].
Р. Бакленд отмечает также, что «Чарлз
Годфри Леланд (1824-1903), первый председатель Цыганского фольклорного общества, в своей книге «Цыганское колдовство и гадание» (Leland Ch. Gypsy Sorcery and Fortune Telling. London: Fisher Unwin, 1891) упоминает цыганскую богиню по имени Гана» [2]. Следует в данной связи отметить, что в Индии гана - это обозначение сонма полубогов, ответственных за различные природные стихии. Индийское божество с хоботом слона Шри Га-нешу часто называют Ганапати («предводитель ганы (сонма) полубогов»).
В этой же книге содержится указание на святую, которую цыгане называют «Чёрная Сара» или «Сара Кали». Во многих отношениях она отличается от святой Сары у католиков. О ней есть две легенды. Согласно одной легенде, египтянка Сара была служанкой Марии Саломеи и Марии Якобы (матерей святых Якова и Иоанна, родственниц Марии Магдалины) и путешествовала вместе с ними. После жестокого шторма Сара спасла их, найдя по звёздам путь к берегу. Согласно второй, более интересной легенде, Сара была цыганкой из табора, остановившегося у реки; к нему и подплыла лодка со святыми [2].
Не вдаваясь в подробности данных историй (тем более что они вполне могли быть выдуманы в качестве прикрытия тайной символики данных образов и имен), отметим в них характерные индийские термины и имена: Гана, Кали, шиваистский лингамный символ «кар». Имя Сара может оказаться вовсе не именем собственным, а определяющим прилагательным. «Саро» на цыганском языке, как и «сарва» на санскрите и означать «всё», «весь». В этом случае смысловая нагрузка может быть с легкостью перенесена теперь уже на имя собственное «Кали» (известный шиваистский образ божественной матери в индийской ведической культуре).
Скрывая истинные значения символов и понятий за маской общепринятых образов и смыслов с целью безопасности, цыгане могли таким образом почитать любимый и еще не стершийся образ богини, выдавая его за христианский образ. В книге указано, что до 1912 г. в крипту со статуей Сара Кали могли войти только цыгане и что эта статуя находится рядом с древним языческим капищем, где якобы поклонялись Богу Митре, и хри-
стианским алтарем III в. Интересно отметить, что во время ежегодного праздника 25 мая статую Сара Кали несут к морю, где ее погружают в воду [2].
Стоит отметить, что омовение статуй характерно для ведической традиции. До сих пор на реке Ганга в некотором отдалении от берега прямо посреди потока часто устанавливают статуи почитаемых божеств (Шри Шивы (в г. Ришикеш, Уттаракханд Пра-деш), Шри Ганги (в г. Харидвар, Уттаракханд Прадеш; г. Аллахабад, Уттар-Прадеш) и др.). Во время религиозно-ритуального действия (пуджи или яджны), как правило, статуи об-
Использованная литература:
1. Афоризмы из книги «Язык цыганский весь в загадках» [Электронный ресурс] // Цыгане России. URL: http://www.gypsy-life.net/history43.htm (дата обращения 14.12.15).
2. Бакленд Р. Цыгане. Тайны жизни и традиции [Электронный ресурс] // Электронная библиотека RoyalLib.com. URL: http://royallib.com/read/baklend_ reymond /tsigane_tayni_gizni_i_traditsii.html#21248 (дата обращения 14.12.15).
3. Горлова И. И. Юг России: культурное многообразие и межкультурные взаимодействия // Межнациональные, межкультурные и межрелигиозные отношения народов Юга России: технологии укрепления единства: сб. науч. ст. Краснодар: Экоинвест, 2015. С. 16-24.
4. Гуцалов А. А. Полевые исследования за 20132014 гг. Встреча с Тахиром Бобровым (26.02.2013). Личный архив автора.
5. Гуцалов А. А. Цыганское население Юга России: численность, этнические группы, основные проблемы // Межнациональные, межкультурные и межрелигиозные отношения народов Юга России: технологии укрепления единства: сб. науч. ст. Краснодар: Экоинвест, 2015. С. 204-213.
6. Лепадату А. Цыгане: пугающее племя или устоявшийся стереотип? [Электронный ресурс] // Проект «Окно в Россию». URL: http://windowrussia. ruvr.ru/2013_10_10/Cigane-pugajushhee-plemja-ili-ustojavshijsja-stereotip-3006/ (дата обращения 14.12.15).
7. Президента Румынии оштрафовали за оскорбление ромов [Электронный ресурс] // Общероссийская общественная организация Федеральная национально-культурная автономия российских цыган. URL: http:// xn--80afhma1aipka1c6c.xn--p1ai/novosti/poslednie/10-02-2014-prezidanta-ruminii-oshtrafovali-za-oskorbleniya-romov/ (дата обращения 14.12.15).
8. Смирнова-Сеславинская М. В., Цветков Г. Н. Цыгане. Происхождение и культура. Социально-антропологическое исследование. М.; София: Парадигма, 2009.
9. Успенская Е. Н. Предисловие научного редактора // Смирнова-Сеславинская М. В., Цветков Г. Н. Цыгане. Происхождение и культура. Социально-антропологическое исследование. М.; София: Парадигма, 2009.
ливают водой, молоком, простоквашей, маслом, осыпают кумкумом, турмериком, цветами, пеплом. Многие важные ритуальные действия проводятся именно на берегу священных рек.
Представляется уместным завершить данную статью словами известного индолога Е. Н. Успенской: «Мы должны знать, какая древняя история и культура живет в цыганском таборе, и как по-своему совершенна, как невероятно тонко продуманна ромская традиция жизни, как силен дух и велик оптимизм этих общинников, не умеющих жить поодиночке, и спасающихся этим» [9, с. 13].
References:
1. Aforizmy iz knigi «Yazyk tsyganskiy ves' v zagadkakh» (Aphorisms from the book "Language Romani is Covered by the Riddles"), in Tsygane Rossii. http://www. gypsy-life.net/history43.htm. Accessed November 14, 2015.
2. Baklend, R., Tsygane. Tayny zhizni i traditsii (Roma. The Secrets of Life and Traditions), in Elektronnaya biblioteka RoyalLib.com. http://royallib.com/ read/baklend_reymond /tsigane_tayni_gizni_i_traditsii. html#21248. Accessed November 14, 2015.
3. Gorlova, I. I., Yug Rossii: kul'turnoe mnogoobrazie i mezhkul'turnye vzaimodeystviya (The South of Russia: the Cultural Diversity and the Intercultural Communications), in Mezhnatsional'nye, mezhkul'turnye i mezhreligioznye otnosheniya narodov Yuga Rossii: tekhnologii ukrepleniya edinstva: sel. papers, Krasnodar: Ekoinvest, 2015, pp. 16-24.
4. Gutsalov, A. A., Polevye issledovaniya za 2013-2014 gody. Vstrecha s Takhirom Bobrovym (26.02.2013) (Field Research for 2013-2014. Meeting with Tahir Bobrov (26 February, 2013)), Personal Archive of the Author.
5. Gutsalov, A. A., Tsyganskoe naselenie Yuga Rossii: chislennost', etnicheskie gruppy, osnovnye problemy (The Roma Population of the Southern Russia: Number, Ethnic Groups, Basic Problems), in Mezhnatsional'nye, mezhkul'turnye i mezhreligioznye otnosheniya narodov Yuga Rossii: tekhnologii ukrepleniya edinstva: sel. papers, Krasnodar: Ekoinvest, 2015, pp. 204-213.
6. Lepadatu, A., Tsygane: pugayushchee plemya ili ustoyavshiysya stereotip? (Roma: Scary Tribe or Deep-Seated Stereotype?), in Proekt «Okno v Rossiyu». http:// windowrussia.ruvr.ru/2013 10 10/Cigane-pugajushhee-plemja-ili-ustojavshijsja-stereotip-3006/. Accessed November 14, 2015.
7. Prezidenta Rumynii oshtrafovali za oskorblenie romov (The President of Romania Was Fined for the Insulting the Roma), in Obshcherossiyskaya obshchestvennaya organizatsiya Federal'naya natsional'no-kul'turnaya avtonomiya rossiyskikh tsygan. http://xn--80afhma1aipka1c6c.xn--p1ai/novosti/poslednie/10-02-2014-prezidanta-ruminii-oshtrafovali-za-oskorbleniya-romov/. Accessed November 14, 2015.
10. Французский депутат под следствием за оскорбление цыган [Электронный ресурс] // Euronews. URL: http://ru.euronews.com/2013/07/24/french-mp-causes-outrage-over-hitler-remark/ (дата обращения 14.12.15).
8. Smirnova-Seslavinskaya, M. V. and Tsvetkov, G. N., Tsygane. Proiskhozhdenie i kul'tura. Sotsial'no-antropologicheskoe issledovanie (Roma. The Origin and Culture. Socio-Anthropological Study), Moscow; Sofiya: Paradigma, 2009.
9. Uspenskaya, E. N., Predislovie nauchnogo redaktora (Scientific Editor's Foreword), in Smirnova-Seslavinskaya, M. V. and Tsvetkov, G. N., Tsygane. Proiskhozhdenie i kul'tura. Sotsial'no-antropologicheskoe issledovanie, Moscow; Sofiya: Paradigma, 2009.
10. Frantsuzskiy deputat pod sledstviem za oskorblenie tsygan (The French MP on trial for insulting the Rom), in Euronews. http://ru.euronews.com/2013/07/24/ french-mp-causes-outrage-over-hitler-remark/. Accessed November 14, 2015.
Full bibliographic reference to the article:
Gutsalov A. A., Tsygane: traditsionnaya kul'tura i sovremennyy mir (Roma: the Traditional Culture and the Contemporary World), Nasledie Vekov, 2015, no. 4, pp. 44-55. http://heritage-magazine.com/wp-content/uploads/2015/12/2015_4_ Gutsalov.pdf. Accessed Month DD, YYYY.
Полная библиографическая ссылка на статью:
Гуцалов, А. А., Цыгане: традиционная культура и современный мир [Электронный ресурс] / А. А. Гуцалов // Наследие веков. - 2015. - № 4. - С. 44-55. URL: http://heritage-magazine.com/wp-content/uploads/2015/12/2015_4_Gutsalov.pdf (дата обращения дд.мм.гг).