УДК [392(=214.58):37.04]»19/20» ББК 63.521(=235.55):74.202.5 Н 62
М.А. Никитин,
кандидат исторических наук, научный сотрудник Института этнологии и антропологии Российской академии наук, г. Москва, тел.: +74957406643, e-mail: proisel@gmail.com
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ: НА ПРИМЕРЕ ЦЫГАНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ (1991 Г. - НАЧАЛО XXI В.)
(Рецензирована)
Аннотация. Статья посвящена проблеме исследования особенностей импле-ментации в Тюменской области принципа единообразия и обязательности получения общего образования в РФ на примере цыганского населения региона. Целью настоящей работы является выявление и описание действующих системных инструментов интеграции полиэтнического населения в школах субъекта РФ.
Ключевые слова: инклюзивное образование, инофоны, Тюменская область, цыганское население, идентичность.
M.A. Nikitin,
Candidate of Historical Sciences, Researcher of Institute of Ethnology and Anthropology of the Russian Academy of Sciences, Moscow, ph.: +74957406643, e-mail: proisel@gmail.com
INCLUSIVE EDUCATION IN THE TYUMEN REGION: THE GIPSY POPULATION CASE (1991 - THE BEGINNING OF THE 21ST CENTURY)
Abstract. This paper examines features of implementation in the Tyumen region of the principle of uniformity and obligation of receiving the general education in the Russian Federation based on the example of the Gipsy population of the region. The study aims at identification of the operating system instruments of integration of the multiethnic population at schools of the territorial subject of the Russian Federation.
Keywords: inclusive education, inofon-student, Tyumen region, Gipsy population.
Система школьного образования является одним из наиболее действенных инструментов социального конструирования идентичности [1; 33]. Данный тезис подтверждают недавние резонансные истории: дискурс вокруг законопроекта «о родных языках» в России, принятие в 2017 г. на Украине закона об образовании, политика в
сфере образования Прибалтийских стран и т.д.
Комплексная работа органов исполнительной власти РФ по включению индивидов и групп, по различным причинам не попадающих в рамки стандартных подходов к учебному процессу - вопрос важный как в теоретическом, так и практическом смысле. Политические
решения должны быть выверены и научно обоснованы для эффективной реализации программ, затрагивающих гражданские права населения. Особый подход требуется к цыганам, дисперсно проживающим в разных регионах РФ. Это до настоящего времени одно из наименее интегрированных в социум этническое сообщество.
В данной статье излагаются результаты исследования особенностей имплементации принципа ин-клюзивности общего образования в Тюменской области с 1991 до 2018 гг. на примере цыганского населения. Целью данной работы была оценка эффективности действующих системных инструментов интеграции полиэтнического населения в школах региона.
При рассмотрении вопроса об инклюзивном образовании за основу брался императив универсальности, единообразия и обязательности общего образования в РФ, а также право граждан на бесплатное образование.
В ч. 5 ст. 66 Федерального закона № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» начальное общее, основное общее и среднее общее образование в России являются обязательными. При этом для освоения программы среднего общего образования обязательно предварительное освоение программ начального общего и затем основного общего образования.
В соответствии с Конституцией РФ гражданам гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования.
Согласно упомянутому закону, инклюзивное образование в РФ -это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Данное определение включает в себя детей с особенностями развития, с этнокультурной дистанцией, а также
инофонов и детей из необеспеченных семей.
В методологическом отношении для изучения обозначенной темы в основном были применены культурно-антропологические и педагогические подходы. Полевая работа включала в себя присутствие на открытых уроках, интервью с учителями и представителями администрации школ, учениками и родителями, знакомство с бытом цыган. С учётом актуализации вопроса, в последнее время ведущие российские этнологи провели комплексные исследования «этнокультурного образования как части государственной национальной политики и как условия обеспечения межнационального мира и согласия» [2; 879]. Исследования в большинстве своём затронули вопросы, связанные с преподаванием языков и преподаванием на языках народов России. В данной работе мы рассмотрели особенности получения образования в России этносами без письменности, на примере цыган.
Сложносоставная Тюменская область является крупнейшим субъектом РФ, который включает в себя три равноправных субъекта РФ: два автономных округа - Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский и собственно Тюменскую область, расположенную на юге субъекта.
Полевая работа велась на юге «большой» Тюменской области. По официальным данным, численность населения региона на 1 января 2018 года составила 1498,8 тыс. человек без учета северных автономных округов [3].
В соответствии с федеральными нормативными правовыми актами местные органы исполнительной и законодательной власти проводят мероприятия по имплементации основных положений Стратегии государственной национальной политики и Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. Для этого в Тюменской области были приняты региональная стратегия государственной
национальной политики и государственная программа Тюменской области «Развитие образования и науки» до 2020 года.
Согласно упомянутым нормативным документам, «воспитание детей в нашей стране рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях».
«Задачи государственной национальной политики Российской Федерации в сфере образования, патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения заключаются в формировании у детей и молодежи общероссийского гражданского самосознания, чувства патриотизма, гражданской ответственности, гордости за историю нашей страны, в воспитании культуры межнационального общения, основанной на толерантности, уважении чести и национального достоинства граждан, духовных и нравственных ценностей народов России, на всех этапах образовательного процесса...».
Цыгане Тюменской области живут исключительно в Тюмени и представляют собой неоднородную группу. По некоторым данным, на территории города проживают 4 табора. Социально-экономическое положение, степень изолированности, социализации и культуры у них отличаются. Каждый табор проживает компактно в разных районах города и не контактирует с другими. Таборы эндогамны и не занимаются совместной хозяйственной деятельностью. Условно их разделяют на русских, молдавских и крымских цыган.
Дифференцировать их можно в соответствии со степенью интегри-рованности в социум. Русские цыгане относительно хорошо вовлечены в тюменское общество. Они практикуют межэтнические браки, некоторые представители их сообщества
имеют высшее образование, занимают высокое социальное положение, говорят и пишут на русском языке.
Крымские цыгане обособлены в силу конфессиональной специфики.
Молдавские цыгане Тюменской области в последние 10 лет пытаются реализовать своё конституционное право на получение образования. Их лидер и компетентные представители администрации области пытаются создать условия для повышения уровня образования цыганского населения. Проекты по социализации тюменских цыган-кэлдэров посредством обучения в школе и стали фокусом данного исследования.
Молдавские цыгане живут компактно в заречном районе Тюмени в индивидуальных домовладениях большими семьями. Достоверных данных об их численности нет, но, по словам представителей местных органов власти, полиции и самих членов табора, их численность в 2017 г. составляла примерно 1000 человек. В связи с высокой рождаемостью возрастную структуру населения табора можно отнести к прогрессивному типу, в которой высокую долю составляют молодые люди. Согласно исследованию М.В. Смир-новой-Сеславинской и Г.Н. Цветковой [4; 39], население в группе 0-14 лет у цыган в 2-2,5 раза превышает ту же возрастную группу у русских. С учетом того, что в РФ, по данным Росстата, на начало 2017 г. доля людей до 15 лет в структуре населения государства составляла примерно 18% по стране, то в таборе предположительно проживает от 300-500 человек школьного возраста. В двух прилегающих к табору школах обучается 50 цыган. Следовательно, в школу не ходят примерно 90% детей табора.
В переписи населения 2010 г. цыгане в Тюменской области были отнесены к категории «лица другой национальности». Тщательность работы переписчиков оценить сейчас не представляется возможным, но по косвенным данным она проведена
неудовлетворительно. Цыганское население неохотно сотрудничало с ними. По их мнению, «считать родню - плохая примета».
Общение в таборе проходит в основном на родном языке. Знание русского языка у большинства цыган соответствует элементарному уровню.
Цыгане-котляры традиционно занимались металлами - лужением, производством и ремонтом метизов. В последние годы основной источник доходов у молдавских цыган Тюмени - сбор и продажа металлолома [5; 492] в промышленных масштабах, а также социальные выплаты государства.
Для поиска и реализации металлолома мужчины выезжают в северные округа области. Большое количество машиностроительной техники, применяемой в северных регионах при добыче углеводородов, со временем приходит в негодность и утилизируется цыганскими бригадами сборщиков.
Исторически цыгане не занимаются сельским хозяйством. Работа с землей считается «дурным знаком, так как поганым становишься», по словам информантов. Еще один обычай, влияющий на трудовые отношения, накладывает табу на всевозможный найм «своим своего». Считается, что работать на цыгана - терять достоинство, волю, свободу.
Женщины и дети занимаются попрошайничеством и оказывают услуги гадания.
Полиция Тюмени на своём интернет-сайте опубликовала «Рекомендации гражданам» от 12 сентября 2016 г. следующего содержания:
«Сотрудники полиции призывают граждан к бдительности: в областном центре участились факты мошенничества под предлогами снятия порчи или лечения от болезней.
Чтобы защитить себя от мошенников и не поддаться их влиянию, следует помнить и соблюдать несколько правил:
1) никогда не вступайте в разговор с ними. Ваш ответ на любой вопрос означает, что вы уже попали под их влияние;
2) ни в коем случае не демонстрируйте свой интерес и никогда не пытайтесь вникнуть в суть их речей. Главная их цель - найти человека, которого можно заговорить;
3) никогда не верьте содержанию разговора, поскольку все фразы построены на формулировке проблем среднестатистического человека: проблемы в семье и на работе, недостаток денежных средств и др.;
4) не бойтесь быть грубыми, резкими и невоспитанными. Это не тот случай, когда нужно проявлять такт, ведь вас могут обобрать;
5) никогда не смотрите в глаза мошенникам и не допускайте их прикосновений к себе. Сразу заявите, что вам это неприятно, постарайтесь быстрее уйти;
6) если вы почувствовали, что уже попали под влияние злоумышленников, крикните: «Полиция!». Обычно после этого недоброжелатели стараются покинуть место преступления» [6].
Эта памятка вызвала резонанс в медийной среде и социальных сетях области. В первоначальной редакции в тексте неоднократно употреблялся этноним «цыгане», который был удалён после общественного давления.
О том, что участники описываемого табора в большинстве своем не торгуют наркотиками, удалось узнать из нескольких источников в администрации, полиции, социальных сетях и СМИ.
Социальная структура у табора - традиционная. Возглавляет его баро(н) Г. Виноградов [7; 74]. Он считает, что баро - это должность выборная. «Избирать для себя предводителя - это право народа. У цыган уже давно демократия, со времен коммунизма» [8] - по его словам. Но в следующей фразе он дополнил, что его род баронский. «Предки были баронами в Ленинграде, отец
тоже был бароном». Сам он родился во Львове в Украинской ССР. Согласно его утверждениям, в Тюменской области цыгане проживают с 1974 года. Тогда в надежде на лучшую долю в регион приехала семья, состоявшая из 15 человек, на машине. Первоначально цыгане пытались поселиться на территории Ханты-Мансийского округа, но через некоторое время мигрировали на юг. Суровые зимы и дефицит капитального жилья не способствовали их укоренению на Севере. Сочетание цепной миграции и высокой рождаемости привели к геометрическому росту численности табора. Несколько десятилетий оседлого образа жизни внесли изменения в мировоззрение цыган. Барон говорит, что Тюмень -это «наша родина». В последнее время осталась актуальной лишь индивидуальная миграция внутри сети таборов [9; 490].
Семья - это непреходящая ценность и основа общины. По словам барона, цыгане браки официально не регистрируют и не венчаются. Женатые подростки не живут вместе в первые годы, так как мальчики обычно на несколько лет моложе невест и не готовы содержать семью. Разводов практически нет. Они не приветствуются общиной, и разработанных механизмов регулирования справедливого учёта интересов расстающихся нет. Для разрешения семейных конфликтов на собраниях рассматриваются взаимоотношения между супругами, не сошедшимися характерами, находятся пути гармонизации совместной жизни.
Барон подтвердил, что с «крымскими и русскими цыганами его табор не поддерживает отношения». Браки заключают исключительно с молдавскими цыганами из других таборов. Большая их часть находится в Ленинградской и Тульской областях, а также в Чувашской Республике.
В армию молодые люди не ходят. Военный комиссар в табор не наведывается. Сколько членов общины
находится в пенитенциарных учреждениях, неизвестно.
События 2016 г., связанные со сносом домов и несанкционированным отбором газа в Тульской области, тюменские цыгане воспринимали как собственную беду и направляли гуманитарную миссию в поселок Плеханово. У многих из них там проживают родственники.
Характеризуя культурную жизнь цыганского народа, необходимо заметить, что его представители отмечают христианские праздники, среди которых выделяются Пасха и Рождество.
Цыгане-кэлдэры интегрированы в курируемую местными органами власти систему неправительственных организаций региона. Тюменскую областную общественную организацию цыган «Штар» они создали в 2011 г. Имеется одноименный музыкальный коллектив, который принимает участие в общественно значимых мероприятиях, проводимых под эгидой областной и городской администраций. Барон участвует в работе Координационного совета по межнациональным отношениям при губернаторе области. Комитет по делам национальностей администрации субъекта федерации оказывает содействие в реализации инициатив по участию цыган в социально-экономической жизни региона [10]. Для этого представители администрации и руководство национально-культурной автономии, прежде всего, сосредоточились на школьном образовании.
В период с 1990-х гг. до 2007 г. дети и подростки табора не учились в школах [11]. Барон Г. Виноградов стал задумываться о школе при таборе на стадии строительства своего дома, который местные жители называют «замком» из-за высокой каменной лестницы и вычурного дизайна фасада. Первые два года негосударственное образовательное учреждение «Школа Виноградова» работала без лицензии на первом этаже его коттеджа. «Приглашал
профессиональных учителей, платил им зарплату из личных сбережений», - рассказывал барон.
Первым преподавателем и руководителем школы стала учительница с 40-летним стажем. Она была председателем садового товарищества (далее - СНТ), на территории которого располагается табор. У членов СНТ сложились конструктивные отношения с цыганами, несмотря на то, что они поселились на заброшенных дачных участках без согласования с их владельцами. Гражданскую инициативу по созданию школы поддержали сами цыгане и представители местных органов власти. После успешного года работы учебного заведения городские власти начали датировать школу Виноградова.
Открытие школы коммуна восприняла с большим энтузиазмом. В первый год в школе училось около 50 детей. Потом к ним присоединились и взрослые. В день было по 4 урока. Преподавался даже немецкий язык. Через 4 года из стен школы вышло 18 выпускников. В первом классе учились цыгане в возрасте от 8 до 16 лет. Дома в таборе плохо обогревались, и ученики приходили рано утром погреться и умыться в школьном душе. Летом босиком, зимой в сандалиях и тапочках. Вечером за парты садились родители.
Выпускники школы Виноградова с благодарностью вспоминают школьные годы, несмотря на то, что методы обучения были достаточно жесткими. Учителям приходилось использовать сильные выражения, затрещины и другие устаревшие педагогические методы. В критические моменты усмирять школьников приходил барон, который находил пару фраз на цыганском языке для того, чтобы призвать к порядку вышедших из-под контроля учеников.
Учителей любили и родители, и дети. С большим уважением к ним относятся до сих пор. Нескольких учеников первая учительница крестила, став их крестной матерью.
Учительница в местном сообществе стала вторым человеком после барона. Она помогает цыганам комму-ницировать с окружающим миром, заполнять документы, взаимодействовать с официальными органами власти, медицинскими и образовательными учреждениями.
На вопросы о значении образования в своей жизни цыгане отвечают, что не жалеют о времени, проведённом за партой. Начальное образование дало им впоследствии возможность не только работать с документами, но и осваивать ЭВМ, Интернет, смартфоны и другую современную технику. Грамотность даёт им чувство уверенности и сопричастности. Оценив на своём положительном опыте значение образования, они способствуют тому, чтобы учились их дети.
С 2015 г. школа Виноградова закрыта на ремонт. До этого в ней работали два профессиональных педагога. Обучение шло до четвертого класса. Потом лучшие ребята шли учиться в районные школы. Как показывает практика, немногие из цыган задерживаются и доучиваются до старших классов.
Цыганские дети ходят в две городские школы. Они отличаются в подходах к инклюзивному образованию. В 9-й школе дети учатся в смешанных классах, в 45-й - имеется отдельный моноэтнический цыганский класс. В 2017-2018 учебном году учительницей специализированного класса был опытный педагог, который раньше работал в школе Виноградова.
По словам директора школы № 9, образовательное учреждение уже больше 10 лет работает в инновационном режиме. «С 2005 г. педагогический коллектив занимается реализацией проекта «Воспитание межличностной толерантности учащихся в поликультурной среде многонациональной школы». В 2007 г. успешно прошла защита программы воспитательной работы «Школа № 9 - школа толерантности».
В школьном музее представлены экспозиции предметов быта, одежды представителей народов, обучающихся в школе. Созданы и успешно выступают школьные музыкальные коллективы цыганской песни и танца «Ромалэ», камерный ансамбль народных инструментов, хор русской песни «Сибирские зори». Школьники являются постоянными участниками регионального фестиваля «Реки дружбы», «Краеведческих чтений», «Игр народов мира». Для жителей района школа ежегодно проводит национальные праздники, осуществляет детские игровые программы на основе традиций народов мира.
Результатом многолетнего опыта по гармонизации межнациональных отношений в школе стал проект диссертации директора И.М. Лох-мановой на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по теме «Формирование толерантности субъектов образования в поликультурной среде многонациональной школы» в 2012 г. К сожалению, до защиты диссертации дело так и не дошло.
На ежегодном педагогическом совете отдельный слайд презентации директора образовательного учреждения был посвящён национальному составу учеников. Всего в школе в 2017 году обучалось 1719 человек 23 национальностей, из которых 35 учеников - цыгане.
В школе их просят говорить друг с другом на русском языке. В первое время они держались обособлено. Приходили и уходили вместе, даже если уроки заканчивались в разное время. Во время конфликтов с другими учениками заступались за своих. В последние годы они диверсифицировали круг общения. Этому способствовала политика руководства школы и педагогов, которые поощряли интеграционные процессы между школьниками внеклассной, культурной и спортивной деятельностью. Многие цыганские дети не смогли продолжить обучение и ушли
(по семейным обстоятельствам). В первый класс 9-й школы они, как правило, приходят в возрасте 10-11 лет. В начальной школе задерживаются более чем на три года из-за плохой успеваемости. В 2017 г. два их представителя в возрасте 14-15 лет учились в начальной школе. В 2016 г. цыганский школьник в 12 лет стал отцом. Это обстоятельство сказалось на успеваемости молодого отца, и он перестал посещать занятия3.
Несколько цыганских учеников были переведены на индивидуальный учебный план в 9-й школе. Они относятся к так называемому «восьмому виду учеников» с необратимым отклонением в развитии, которое диагностируют врачи. Учителя связывают это с большим процентом кровнородственных браков. Индивидуальные учебные планы для них составляют сами учителя. В процессе обучения они используют специальные учебники. При этом ученики 8 вида должны продолжать посещать уроки в школе.
В сентябре 2014 г. большая часть учеников школы Виноградова после ее закрытия вместе с учительницей перешли в первый класс средней образовательной школы № 45 г. Тюмень. Но, в отличие от 9-й школы, здесь дирекция решила пойти по пути создания отдельных цыганских классов. В 2017 г., по словам сотрудника администрации, в школе учились 60 цыган [11]. Из них 28 - посещали занятия в первом моноэтническом классе.
Одна из причин сегрегации - негативное отношение со стороны других родителей и детей. В 45-й школе в штатное расписание добавили должность заместителя директора, который занимается вопросами инклюзивного образования.
Здесь занятия в цыганском классе начинаются в 11 часов. По словам представителей администрации школы, попытка заставить их
3 Детей несовершеннолетних родителей обычно оформляют на старшее поколение.
приходить к 9 часам не увенчалась успехом. Из табора в школу и обратно детей возит отдельный рейс школьного автобуса в сопровождении классного руководителя. Учебники на дом не выдают, так как случаи вандализма «гарантированы». Подростки активно участвуют в экономической деятельности старшего поколения. Это особенно заметно с наступлением весны, когда начинается сезон сбора металлолома и мальчики неделями прогуливают занятия в школе. Для наполняемости классов учитель ходит в табор агитировать родителей отправлять детей-прогульщиков в школу. Учитель - это желанный гость в домах цыганских семей.
Возраст «первоклассников» специализированного класса был от 8 до 13 лет. Преподаватели школы ссылаются на результаты психологических тестирований на предмет выявления степени готовности человека к школе. По результатам тестов, «цыгане достигают уровня готовности к 9-10 годам». Учителя отмечают повышенную профессиональную нагрузку при работе с цыганами. Отдача от учеников небольшая, что, по их мнению, лишает их «моральной подпитки» и мотивации. Если удаётся научить их за 2-3 года читать и писать, то это уже считают большим успехом.
Примечательно, что тема воспитания толерантности у подрастающего поколения актуализирована и в этой школе. На сайте учреждения декларируется, что «Тема школы: формирование гражданской идентичности личности в условиях поликультурной коммуникации» [12]. Так же, как и в школе № 9, на ежегодном педагогическом совете, который проводится перед началом учебного года, вопрос об этническом составе учеников и, в связи с этим, особенностях преподавания рассматривается отдельным пунктом повестки.
Одна из сложнейших педагогических задач - эффективное
преподавание предметов цыганским школьникам. С целью восполнения пробелов в знании предметов, связанных с отсутствием дошкольного образования у цыган, в январе 2017 г. была организована так называемая «мамина школа». По субботам в здании 45-й школы г. Тюмень проводились занятия в подготовительном классе. Посещали их 20 детей с родителями. В июне занятия в ней стали проходить исключительно с детьми. По итогам дошкольного обучения в сентябре два цыганских мальчика сразу пошли учиться в смешанный класс. Все выпускники «маминой школы» показывают лучшую успеваемость с первых дней учебного года, по сравнению с цыганскими школьниками, не посещавшими дошкольные образовательные курсы. После удачного опыта администрация школы снова организовала «мамину школу» в октябре 2018 года. Были сформированы три учебные группы в зависимости от возраста.
По словам классного руководителя цыганского класса, многие семьи живут в крайней нужде и не могут позволить себе «собрать и отправить» ребенка в школу. В помощь таким родителям в школе организуются сборы одежды и канцтоваров. Чтобы не ставить цыган в щекотливую ситуацию, факты передач от детей по возможности скрывают. Доступное питание также является одним из серьёзных мотивов отправить детей в школу. Цыгане стараются регистрироваться в паспортном столе. Это позволяет им претендовать на многочисленные льготы, которые полагаются многодетным семьям в РФ. Школа, в свою очередь, требует от родителей наличия регистрации на государственном интернет-портале «Госуслуги», что также способствует интеграции цыган в социум, в котором значение цифровых технологий постоянно растёт.
В 2016 г. цыганский класс в 45-й школе не набирали. Родители, желавшие отправить детей учиться,
ожидали год, так как не считали целесообразным и возможным направлять их на обучение в смешанные классы. Многие из них воспользовались возможностями, предоставленными упомянутой «маминой школой», и посещали с детьми подготовительный класс.
Конфликты между цыганскими школьниками и другими учениками, к сожалению, случаются и принимают массовый характер, так как цыгане заступаются друг за друга и стычки перерастают в крупные потасовки. В целях предотвращения конфликтов детей стараются не оставлять наедине друг с другом во внеурочное время. По школе цыгане перемещались в первое время строем под наблюдением.
«Лучшие» ученики постепенно переводятся в смешанные классы. Для поэтапной межэтнической адаптации проводятся пробные уроки, на которых классы делятся на группы и обмениваются составами. Также проводятся совместные культурно-просветительские мероприятия - посещение библиотек и спектаклей. Дети участвуют в художественной самодеятельности и гала-концертах.
По результатам проведенной работы можно сделать ряд выводов. В России федеральными органами законодательной и исполнительной власти создана нормативно-правовая и институциональная база для внедрения инклюзивного образования в системе общего образования. Оно способствует интеграции
дифференцированного населения и оптимизации расходов на образование за счёт сокращения количества специализированных учебных заведений.
Этот тезис подтверждает представленный анализ опыта интеграции в Тюменской области представителей одной из самых мар-гинализированных категорий населения - цыган. После закрытия частной цыганской школы в Тюмени её ученики были успешно распределены в средние школы города.
Барон ратует за устойчивое социально-экономическое развитие своей общины и понимает, что основной модальностью этой стратегии является повышение уровня образования цыган. Но ценой этого развития будет потеря самобытности и языка. В то же время, рассуждая о будущем табора, г-н Виноградов альтернативы просвещению не видит. Десять лет назад они не учились в школе. В настоящее время несколько сотен цыган-кэлдэр провели за партой минимум 1 год. Аналогичные таборы компактно проживают в Ленинградской, Тульской области и Чувашской республике. Многолетний опыт Тюмени целесообразно распространить на указанные регионы. Цыганское население имеет высокие показатели рождаемости. Эффективная интеграция их в социум позволит государству лучше использовать социально-экономический и культурный потенциал уникального этноса.
Примечания:
1. Мартынова М.Ю. Образование как ресурс конструирования идентичности молодёжи. Российский опыт // Politbook. 2014. № 1.
2. Тишков В.А., Степанов В.В. Межэтнические отношения и этнокультурное образование в России // Вестник Российской академии наук. 2017. T. 87, № 10.
3. Управление Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу / Тюменьстат. URL: http://tumstat.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_ts/tumstat/ru/statistics/tumStat/population/ (дата обращения: 10.09.2018).
4. Смирнова-Сеславинская М.В., Цветков Г.Н. Антропология социокультурного развития цыганского населения России. М.: ФИРО, 2011.
5. Мартынова Е.П. Этническое и религиозное многообразие России. Цыгане в регионах России: Тульская область. М.: ИЭА РАН, 2017.
6. В областном центре участились факты мошенничества под предлогами снятия порчи или лечения от болезней / Управление МВД России по Тюменской области. URL: https://72.xn--b1aew.xn--p1ai/news/item/8461371 (дата обращения: 13.09.2018).
7. Деметр Н.Г., Бессонов Н.В., Куренков В.К. История цыган - новый взгляд. Воронеж, 2000.
8. Уточнять когда и где «коммунизм» наступил, у информанта не стал, но социальные отношения, уровень взаимной поддержки в таборе имеют некоторые черты коммуны.
9. Мартынова Е.П. Указ. соч.
10. Знакомство с бароном произошло во время интервью с начальником отдела администрации Тюменской области, куда он пришёл с просьбой о помощи в подготовке пакета документов для НКО.
11. В разных источниках информация отличается.
12. На сайте школы в разделе публичный доклад за 2016 г. опубликована информация о 113 цыганских школьниках. URL: http://school45-tmn.org.ru.
References:
1. Martynova M.Yu. Education as a resource for constructing the identity of young people. Russian experience // Politbook. 2014. No. 1.
2. Tishkov V.A., Stepanov V.V. Interethnic relations and ethno-cultural education in Russia // Bulletin of the Russian Academy of Sciences. 2017. Vol. 87, No. 10.
3. The Office of the Federal State Statistics Service for Tyumen Region, the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra and the Yamalo-Nenets Autonomous Okrug / Tyumenstat. URL: http://tumstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/ tumstat/ru/statistics/tumStat/population/ (date of access: 10.09.2018).
4. Smirnova-Seslavinskaya M.V., Tsvetkov G.N. Anthropology of the socio-cultural development of the Roma population of Russia. M.: FIRO, 2011.
5. Martynova E.P. Ethnic and religious diversity of Russia. Gypsies in the regions of Russia: Tula region. M.: IEA RAS, 2017.
6. In the regional center, the facts of fraud under the pretext of removal of witchcraft or treatment from diseases have increased / Office of the Ministry of Internal Affairs of Russia for Tyumen Region. URL: https: //72.xn--b1aew.xn--p1ai/ news/item/8461371 (date of access: 13.09.2018).
7. Demetr N.G., Bessonov N.V., Kurenkov V.K. The history of gypsies: a new look. Voronezh, 2000.
8. I didn't ask the informant when and where "communism" came, but social relations, the level of mutual support in the camp have some features of the commune.
9. Martynova E.P. The mentioned work.
10. Acquaintance with the baron happened during the interview with the head of the department of the administration of Tyumen region, where he came with a request for help in preparing a package of documents for NKO.
11. The information is different in different sources.
12. On the school website in the section of the public report for 2016 the information about 113 Gypsy schoolchildren has been published. URL: http://school45-tmn.org.ru