Научная статья на тему 'Образ цыган в СМИ Краснодарского края'

Образ цыган в СМИ Краснодарского края Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
888
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЫГАНЕ / ГАДАНИЕ / ЭТНОГРАФИЯ / ГОСТЕПРИИМСТВО / ЗАВИСИМОСТЬ / ИЗГНАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ / КОНФЛИКТ / ХИРОМАНТИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кирей Николай Иванович

Статья посвящена теме цыган в печатных изданиях Кубани. В статье показано отношение к цыганскому этносу в газетах, а также к представителям других диаспор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF GYPSIES IN THE MEDIA OF KRASNODAR REGION

The article is devoted to the subject of Gypsies in printed editions of Krasnodar region, and describes the mass media attitude to Gypsies as well as representatives of other expatriate communities.

Текст научной работы на тему «Образ цыган в СМИ Краснодарского края»

УДК 397.4 : 070 (470.620)

Кирей Николай Иванович

доктор исторических наук, профессор кафедры археологии, этнологии, древней и средневековой истории Кубанского государственного университета, заслуженный деятель науки России тел.: (861) 219-96-28

ОБРАЗ ЦЫГАН

В СМИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Kirey Nikolai Ivanovich

D.Phil. in History, Professor of the Archeology, Ethnology, Ancient and Medieval History Department, Kuban State University, Honored Scientist of Russia tel.: (861) 219-96-28

THE IMAGE OF GYPSIES IN THE MEDIA OF KRASNODAR REGION

Аннотация:

Статья посвящена теме цыган в печатных изданиях Кубани. В статье показано отношение к цыганскому этносу в газетах, а также к представителям других диаспор.

Ключевые слова:

цыгане, гадание, этнография, гостеприимство, зависимость, изгнание, социальный контроль, конфликт, хиромантия.

The summary:

The article is devoted to the subject of Gypsies in printed editions of Krasnodar region, and describes the mass media attitude to Gypsies as well as representatives of other expatriate communities.

Keywords:

gypsies, divination, ethnography, hospitality, dependence, expulsion, social control, conflict, palmistry.

В России ныне проживает 182 этноса [1, с. 2]. Есть среди них и такие, которые отличаются тремя особенностями: 1) не имеют своих форм государственных образований; 2) живут не компактно, а дисперсно, на разных континентах, а в России в основном - среди русских; 3) слабо ассимилированы в русской культуре. К ним относятся, в частности, айсоры и цыгане. Последние никогда не имели своей территории, государственности, не захватывали чужие земли, не требовали «автономий», но сквозь тысячелетия скитаний по миру, трагической истории гонений и геноцида пронесли свою культуру, традиции, национальный характер. Этим выходцам из Индии в 2009 г. исполнилось 170 лет со времени появления на территории Черноморского казачьего войска. Ныне, к началу 2010 г., в Краснодарском крае насчитывается примерно 23-25 тыс. цыган. Это лишь часть многомиллионного цыганского мирового «рассеяния», диаспоры [2, с. 13-20].

Пониманий термина «диаспора» много. Но все же это особый тип человеческих взаимоотношений, специфическая система формальных и неформальных связей. Эти связи основаны на общности исхода с исторической родины или представлениях, исторической памяти, мифах о таком исходе, усилиях по поддержанию образа жизни в качестве национального меньшинства в иноэтничном принимающем обществе. Цыганская, ассирийская, еврейская диаспоры - трансконтинентальные, они разбросаны по всему миру. Для цыган все страны и континенты являются принимающими. Земля цыган - в них самих, и границы ее психологические. Гаже (нецыгане) почти не знают не только цыганской истории и жизни, но даже и приблизительного числа цыган, проживающих в разных регионах мира и рядом с ними. Цыгане и сегодня столкнулись с новыми социокультурными проблемами. Поэтому необычайно актуально выявление подлинного характера цыганской самобытности, изучение их прошлого и настоящего для достижения большего взаимопонимания и развития сотрудничества между цыганами и другими народами. А в ряде случаев еще и разрешение повседневных житейских ситуаций. Многие цыгане не могут оформить дома, участки, пенсии, паспорта. Часть детей не учатся. Взрослые цыгане не пользуются социальными льготами из-за отсутствия регистрации. Имели место случаи фабрикации дел против цыган в разных регионах страны, есть факты «языка вражды», унижений и оскорблений цыган в средствах массовой информации (СМИ).

Проблема ксенофобии в разной степени представлена и на Кубани. Вопросы межэтнического взаимодействия, толерантности, преодоление ксенофобии и на местном, региональном уровне нужно осмысливать, имея в распоряжении научную выверенную информацию, а не домыслы, слухи, предрассудки, предубеждение. Толерантность - терпимость к «чужому» образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Это «выносливость» по отношению к неблагоприятным эмоциональным факторам.

До последнего времени взаимоотношения цыган и других народов Кубани были братскими и дружескими. Однако 10-15 лет ситуация стала меняться, отношение других народов к цыганам стало ухудшаться по нескольким причинам: это - низкий уровень образования среди цыган, малое число трудоустроенных, трудность интеграции цыган, частичная криминализация цыганских сообществ, не всегда корректные публикации в местных СМИ на цыганскую тему.

В современном российском обществе кино и средства массовой информации становятся своего рода генераторами формирования цыганских этнических стереотипов. При этом круг их

влияния на людей благодаря развитию технических средств практически безграничен. Меньше всего, однако, к цыганским реалиям на Кубани готов журналист. Создается впечатление, что о последствиях своих материалов на этнокультурные темы авторы газетных статей не задумываются. Сегодня заметно и решающее воздействие Интернета как источника межгрупповой ненависти и вражды. В материалах Интернета возбуждается и расовая ненависть. И этот неорасизм в России стал по сути этническим. Люди называют «черными» выходцев с Кавказа, хотя они в расовом смысле европеоиды, как и цыгане. Да и этнографическая наука мало влияет на воспитание толерантности. Так, на VII Конгрессе этнографов и антропологов России (Саранск, 9-14 июля 2007) работало 34 секции, 3 симпозиума, 6 круглых столов, было заслушано 1 339 докладов, и из них только один (!) был посвящен цыганам. Его сделала Н.Г. Деметер на тему СМИ [3, с. 385].

Цыгане очень закрыты в быту и общении. Откуда же простой россиянин может узнать правду о них? Прежде всего из прессы. Проанализировав статьи о цыганах в центральных газетах за последние голы (а их читают, конечно же, и кубанцы) можно сказать: если исследователи будущих поколений попытаются писать об этом народе, опираясь на современную литературу и прессу как исторический источник, то картина окажется в духе «страшилок». Например, в одной газетной статье утверждается, что в Москве у каждой цыганской народности (?) своя криминальная специализация (среднеазиатские люли попрошайничают, ловари - воруют, кэлдэрари - мошенничают под предлогом гадания, снятия порчи и сглаза). По жалкой горстке людей на вокзале и у станций метро судят о целом народе. Еще пример. Мошенники выкачали у 83-летней мамы известной актрисы 217 тыс. руб. Первый ее позыв: «Вы, наверное, цыгане?» А оказалось, что... молдаване. Сами признались. Антицыганский стереотип, антицыганские настроения настолько укоренились в обществе, что и без «языка вражды» последствия будут сохраняться [4].

Образ цыган на страницах кубанских газет тоже имеет свой вектор. В трех газетах краевого значения («Вольная Кубань», «Кубанские новости», «Кубань сегодня») и в одной городской («Краснодарские известия») только за полтора года - с января 2005 г. по июль 2006 г. - нами было выявлено 28 статей, где имелись упоминания о цыганах. Из них 19 статей носят негативную эмоциональную окрашенность, 5 - нейтральную, 4 - положительную. Слово цыгане журналист ассоциирует с гаданием, наркобизнесом, мошенничеством, попрошайничеством, которое все же больше наше занятие [5, с. 21-25]. В массовом сознании читателя распространяются утверждения о низком уровне образования и гигиены цыган, о магической силе цыганок, их виртуозном владении картами, многими гадательными практиками. Особенно поражают примеры, когда в статьях дается несбалансированная информация - без всякой попытки классифицировать факт как явление. Так «Кубанские новости» (15.07.2005) отмечают, что «...основной контингент нищих в городе - это цыгане, люди из других регионов и инвалиды». Странная, однако, классификация, где этнос, регион и здоровье в одном ряду. В этой же газете (28.06.2006) говорится о том, что «участников наркобригады составляла одна из цыганских семей», но «впрочем... привлекались разные люди, независимо от национальности, пола и возраста». Заголовки статей также содержат негативную антицыганскую эмоциональную окраску: «На острие цыганской иглы», «Табор уходит в кайф». Многие статьи о цыганах опубликованы в криминальных рубриках. Если этнос не указан, то это можно все же идентифицировать по фотографиям и подписям к ним («такие особняки и жгут...»).

В криминальных рубриках цыганский этнос упоминается прямо, а в иных случаях пишется о нарушителях - выходцах из Молдавии, Узбекистана, Таджикистана. Если даже статья не на чисто цыганскую тему («Мы такие голодные...», «Краснодарские известия», 11 декабря 2009 г.), а на тему детского попрошайничества, то ее иллюстрируют фотографией молодой цыганской мамы.

Конечно, в статьях с нейтральной эмоциональной окраской цыгане просто упоминаются наряду с представителями других этносов: это названия ансамблей, танцев, например, «Детский ансамбль «Жемчужина», «Цыганочка с выходом по-ветерански» («Краснодарские известия», 4.05.2006).

Стереотип цыган как людей веселых, зажигательных, музыкальных, артистичных воспроизводится в статьях с положительной эмоциональной окраской, где рассказывается об участии цыган в концертах, фестивалях («А свадьба пела и плясала», «Мир Кавказу» по-кубански). Важно, что статьи оформлены и ярким фотоматериалом о цыганах, например, в книге «Что надо знать о народах Кубани» (2007). В ней изображены цыгане поющие, танцующие в ярких костюмах. Этническая журналистика нуждается во взвешенном подходе, имея в виду созидательную и разрушительную свою функцию. Нормы журналистской этики - уважение чести и достоинства «объекта», исключение пренебрежительных намеков в отношении этнорасовых особенностей, осознание опасности дискриминации в результате воздействия СМИ, необходимость для журналиста консультаций с этнологами, этносоциологами, этнопсихологами, экспертами, вообще со специалистами в области этнической информации. Важно помнить, что факторами межэтнических отношений цыган с нецыганами является не только исторические (историческая память народа), социальные, культурные, психологические, но и ситуативные.

В соответствии с журналистскими штампами цыгане в современной прессе стали ассоциироваться как люди с тюками, узлами, где непременно есть «грязные дети», «барон», «малолетняя попрошайка)» с золотыми кольцами на пальцах, скупщики золота, серебра, ковров. Но надо иметь в виду и другое: экономически смелые и мобильные цыгане окрепли за счет торговли в условиях постоянного дефицита, они стали перебираться из нищеты в более или менее обеспеченный слой населения. Табор ушел в бизнес? Веление времени...

Известные кубанские социологи супруги В.Н. Ракачев и Я.В. Ракачева пришли к выводу, что краснодарские журналисты «достаточно часто пишут с позиции силы и давления» и не всегда склонны использовать толерантную лексику в материалах на этническую тематику. Они нередко оперируют агрессивной терминологией (нашествие, вторжение, выдавливание, выдворение). Причем подавляющее число публикаций с негативным содержанием относится именно к малочисленным диаспорам (цыгане, курды, турки-месхетинцы). Доля упоминаний в краевой прессе с отрицательными характеристиками цыган в 2007 г. составляла 81,6 %. (62 статьи), с нейтральными - 14,5 % (11 статей), 3,9 % (3 статьи) - позитивные. А это, конечно, откровенно конфликтное воздействие СМИ на сферу межэтнических отношений. Актуальна ситуация и с «новыми» диаспорами - афганской, вьетнамской, африканской. 50 % респондентов, по данным В.Н. Ракачева, готовы видеть данную категорию мигрантов только «как туристов в своей стране». В свете сказанного можно долго ожидать, появится ли в кубанских СМИ и в научном сообществе иная тема: «Приветствую тебя, цыган!» [6, с. 32-33].

Ведущей антицыганской темой в СМИ стала криминальная. Вот типичное название статей: «Не всякий цыган - Буду-лай», «По Кубани гуляет наркотабор», «Милиция уходит в табор», «Табор уходит под статью», «Табор уходит в наркотики», «Не верьте цыганам». При этом мелькают здесь в основном цыганские женщины (традиционно главные добытчики средств для семьи). Яркий образ цыгана вовсе не таков. Презентация в прессе цыган преимущественно с негативной стороны - этнически конфликтноопасна. Необходимо соблюдать меру корректности и объективности, что требует, как говорят социологи, использования надежного представительного источника информации и этнографического знания.

Как показывают наблюдения ученых-социологов, число «этнических» публикаций на Кубани в 2008-2009 гг. постоянно сокращается, а содержание материалов выдерживается в духе толерантности, уважения к другим культурам. 12 октября 2001 г. из поселка Октябрьского Прику-банского округа г. Краснодара с помощью более 200 милиционеров было выселено 16 цыганских семей (всего 115 человек), самовольно застроившихся на участке земли. А вот другой пример. В июле 2007 г. цыганский табор незаконно разместился около г. Горячий Ключ. Назревал межэтнический конфликт с местными жителями. Городская краснодарская цыганская национальнокультурная автономия и телекомпания НТК помогли цыганскому табору с регистрацией и обзаведением предметами первой необходимости. Такие разные подходы... [7, с. 34].

Одна из последних по времени статей о цыганах Кубани и об исследователе цыганского языка В.Г. Торопове (живет в г. Иваново) появилась в газете «Кубанский курьеръ». Она производит приятное впечатление - объективностью, уважительностью к культуре цыган, пониманием их поведенческих стереотипов. И, конечно, благодарностью журналиста Ольги Петровой в адрес В.Г. Торопова, который на свою скудную пенсию издает труды по грамматике, традициям и нормам обычного права цыган [8, с. 10].

Образ цыган, транслируемый в начале XXI в. в центральных, краевых и городских СМИ, не всегда совпадает с реальностью. СМИ нужно понимать как социальные институты, обеспечивающие сбор, обработку и распространение достоверной массовой информации в массовом масштабе, тираже. Они могут содержать разную эмоциональную для читателя нагрузку публикаций - позитивную, негативную, нейтральную. Но все же преобладал в СМИ о цыганах «язык вражды» - вся совокупность текстов, заголовков, фотографий и иных элементов СМИ, прямо или косвенно способствующих национальной неприязни.

Ссылки:

1. Известия. 2009. 16 июля.

2. Кирей Н.И. Цыгане Краснодарского края. Краснодар, 2010.

3. Деметер Н.Г. Мониторинг цыганской темы в СМИ //

VII Конгресс этнографов и антропологов России.

Доклады и выступления. Саранск, 9-14 июля 2007. Саранск, 2007.

4. Жизнь. 2009. 25 ноября - 1 декабря. № 47.

5. Кирей Н.И. Цыгане Краснодарского края. Кра сно-дар, 2010.

6. Там же.

7. Там же.

8. Петрова О. А там гитары, а там цыгане! // Кубанский курьеръ. 2010. 2 февраля. № 5 (368).

References (transliterated):

1. Izvestiya. 2009. July 16.

2. Kirey N.I. Tsygane Krasnodarskogo kraya. Krasnodar, 2010.

3. Demeter N.G. Monitoring tsyganskoy temy v SMI // VII Kongress etnografov i antropologov Rossii. Doklady i vystupleniya. Saransk, 9-14 iyulya 2007. Saransk, 2007.

4. Zhizn'. 2009. November 25 - December 1. No. 47.

5. Kirey N.I. Tsygane Krasnodarskogo kraya. Krasnodar, 2010.

6. Ibid.

7. Ibid.

8. Petrova O. A tam gitary, a tam tsygane! // Kubanskiy kur'er". 2010. February 2. No. 5 (368).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.