Научная статья на тему 'ЦИВИЛИЗАЦИОННОЕ ИЗМЕРЕНИЕ СФЕРЫ ПЕДАГОГИКИ'

ЦИВИЛИЗАЦИОННОЕ ИЗМЕРЕНИЕ СФЕРЫ ПЕДАГОГИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / АГРАРНАЯ / ИНДУСТРИАЛЬНАЯ И ПОСТИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / SYSTEM-ACTIVITY APPROACH / PRIORITIES OF EDUCATION DEVELOPMENT / PEDAGOGICAL ACTIVITY / PERSONAL CULTURE / AGRARIAN / INDUSTRIAL AND POST-INDUSTRIAL CIVILIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пищик Александр Михайлович

Изменения содержания некоторых ключевых факторов эволюции сферы педагогической деятельности при переходе от аграрной к индустриальной и далее к постиндустриальной цивилизации. Методологическая матрица для выявления длинных волн парадигмальных изменений в сфере педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIVILIZATIONAL DIMENSION OF THE SPHERE OF PEDAGOGY

The article presents changes in the content of some key factors in the evolution of the sphere of pedagogical activity during the transition from agricultural to industrial and then to post-industrial civilization. A methodological matrix is constructed to identify long waves of paradigm changes in the sphere of pedagogy.

Текст научной работы на тему «ЦИВИЛИЗАЦИОННОЕ ИЗМЕРЕНИЕ СФЕРЫ ПЕДАГОГИКИ»

Методология ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37.011

ЦИВИЛИЗАЦИОННОЕ ИЗМЕРЕНИЕ сферы педагогики

Александр Михайлович Пищик,

профессор Дзержинского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС), доктор философских наук, г. Дзержинск, e-mail: pishchik1948@yandex.ru

• системно-деятельностный подход • приоритеты развития образования

• аграрная, индустриальная и постиндустриальная цивилизация

• педагогическая деятельность • воспитание, образование, обучение

• культура личности

С

овременный кризис системы образования на всех уровнях его бытия детерминирован переходом от индустриальной к постиндустриальной цивилизации. Сущность кризиса — противоречие между старой индустриальной парадигмой образования и новой постиндустриальной парадигмой. Проблема преодоления кризиса связана прежде всего с пониманием структуры длинных волн циклогенеза педагогических парадигм, господствующих на этапах расцвета аграрной и индустриальной цивилизации и выявления трендов реализации постиндустриальной педагогической парадигмы. Методология

системно-деятельностного подхода позволяет выявить инвариантную структуру сферы педагогической деятельности и её цивилизационные системогенетические модификации в аграрной, индустриальной и постиндустриальной цивилизациях. Цель статьи — построение методологической матрицы для выявления па-радигмальных изменений в сфере педагогической деятельности при переходе от аграрно-ремесленной к индустриальной и далее к постиндустриальной цивилизации. В отличие от устоявшегося в литературе понятия «аграрная цивилизация» введено понятие «аграрно-ремесленная

Таблица 1

Методологическая матрица для выявления парадигмальных цивилизационных изменений в сфере педагогической деятельности

Сферы деятельности Цивилизация

Аграрно-ремесленная Индустриальная Постиндустриальная

до XX века XX век XXI век

Педагогика Этнонациональная Интернациональная Личностная

Педагогические функции Обучение Образование Воспитание

Идеальный уровень государственного образования Всеобщее начальное Всеобщее среднее Всеобщее высшее

Роль педагога Мастер Источник новой информации Антрополог

Ключевой результат образования Опыт и навыки Научные знания Методология деятельности

Слагаемые культуры человека Операциональная культура Информационная культура Мотивационная культура

Тип культуры человека Профессиональная Общая Мировоззренческая

Мировоззрение Религиозное Научное Универсальное

цивилизация», отражающее значимость ремесленного труда в развитии аграрной цивилизации.

Состав и структура искомой методологической матрицы представлены в табл. 1.

Педагогическая деятельность — родовая деятельность человека и общества по передаче социального опыта человечества в виде ценностных ориентаций, знаний и умений новым поколениям людей в их воспитании, образовании и обучении1.

Комментарии к таблице 1.

1. Человек имеет три набора социальных качеств: этнонациональные, общечеловечес-

1 Пищик А.М. Нижегородская методологическая школа: основ-

ные концепции. Монография. — Москва: Изд-во Академии тринитаризма, 2017. — С. 7—11 // Сайт Академии тринита-ризма. URL: http://www.trinitas.ru/ rus/doc/0001/005b/ 1811-psh.pdf

кие (интернациональные) и личностные (уникальные). Аграрно-ремесленная педагогика преимущественно направлена на воспроизводство этнонациональных социальных качеств человека, помогающих выжить в среде обитания. Общечеловеческие и личностные качества при этом служат средством для достижения этно-национальной педагогической цели. Индустриальная педагогика направлена на воспроизводство общечеловеческих (интернациональных) качеств индивида, полезных для развития промышленности. Этнона-циональные и личностные качества индивида используются как средство для воспроизводства индустриальных интернациональных качеств человека. Постиндустриальная педагогика озабочена развитием уникальных личностных креативных качеств индивида. Этнонациональные и общечеловеческие качества индивида являются средством для достижения заветной педагогической цели — помочь ученику найти и реализовать свою уникальную миссию в социуме.

2. Педагогическая деятельность реализуется в функциях воспитания, образования и обу-чения2. Воспитание — это процесс передачи аксиологического опыта человечества (ценностные ориентации) со стороны общества новым поколениям. Образование — это процесс передачи информационного опыта человечества (знаний) со стороны общества новым поколениям. Обучение — это процесс передачи праксеологического опыта человечества (умений) со стороны общества новым поколениям.

Все три функции реализуются в педагогической деятельности на всех этапах цивилизаци-онного развития. Однако каждый цивилиза-ционный этап имеет свою доминирующую функцию.

Аграрно-ремесленная педагогика преимущественно озабочена воспроизводством социальных умений. Знания и ценностные установки обслуживают формирование социальных умений. Обучение — педагогическая функция, направленная на формирование социальных умений. Эффективность воспитания (формирование ценностных установок) и образования (усвоение знаний) проверяется по результатам обучения (формирование умений). В аграрно-ре-месленный период ученик проходил испытание на профессиональные умения, прежде всего.

Индустриальная педагогика занята формированием преимущественно знаниевой культуры ученика. Система образования — социальная «мегамашина» передачи знаний. На экзаменах проверяется преимущественно способность усваивать стандартные знания. Умения решать учебные задачи не выходят за границы знани-евой культуры (знание алгоритма решения задачи с заранее известным правильным ответом). Умения здесь рассматриваются как вспомогательное средство для усвоения знаниевой культуры. «Ядром» передаваемого в педагогическом процессе социально-культурного «гена» является знание. Умение и установка (ценностная ориентация) — вспомогательная «оболочка» знаниевого «ядра».

2 Зеленов Л.А. Концепции Нижегородского философского клуба. Монография. — Москва: Изд-во Академии тринитаризма, 2018. — С. 52—53 // Сайт Академии тринитаризма. URL: http://www.trinitas.ru/ rus/doc/0001/005c/2164-zl.pdf

Постиндустриальная педагогика ориентирована преимущественно на формирование социальных установок (ценностных ориентаций). Воспитание направлено на формирование мотивационной культуры ученика. В современном мире «жизненный цикл» знаний и умений очень короток. Для выпускника вуза XXI в. устаревание знаний и умений происходит через 2—3 года3. Пока ученик учится, приобретённые знания и умения существенно обесцениваются. В глобальном мире перемен важную роль имеет формирование в воспитательном процессе относительно стабильных ценностных ориента-ций ученика на непрерывное обновление знаний и умений как норму, на постоянное совершенствование методологии и технологии освоения информационной и операциональной культуры, на умелое сочетание традиции и новации, культуро-сообразных и творческих программ деятельности, командной и индивидуальной работы. В постиндустриальной педагогике эти и другие ценности нормативно закреплены в общекультурных, личностных и профессиональных компетенциях.

3. В Декларации тысячелетия ООН поставлена следующая задача: обеспечить к 2015 г. возможность получать в полном объёме начальное школьное образование для детей (как мальчиков,

\ •• 4

так и девочек) во всём мире .

Всеобщее начальное образование было пределом мечтания педагогики аграрно-ремесленной цивилизации. О всеобщем

3 Сафонов А .Л. Демографические вызовы экономике и рынку труда в Российской Федерации в условиях глобализации // Диалог культур в условиях глобализации: 11-е международные Лихачевские научные чтения 12, 13 июля 2011 года. Т. 1: доклады. СПБ. — 2011. — С. 141-144. URL:

http://www.lihachev.ru/pic / site / files/lihcht/2011_Sborni

k/Tom_1/000_Plenarnoe/051_SafonovAL.pdf

4 Декларация тысячелетия Организации Объединённых Наций. Принята резолюцией 55/2 Генеральной Ассамблеи от 8 сентября 2000 года // Сайт ООН. URL: http://www.un.org/ru/documents/

decl_conv/declarations/summitdecl.shtml

среднем образовании в тот период никто не думал. Индустриальная цивилизация решила задачу всеобщего начального и всеобщего среднего образования. Постиндустриальная цивилизация ставит задачу всеобщего высшего образования. Высокие технологии всё в большей мере нуждаются в субъектах, уровень образованности которых превышает общее и профессиональное среднее образова-

/~Ч «а «а

ние. Современный цивилизационныи тренд — массовое высшее образование.

4. Педагогом аграрно-ремесленной цивилизации в производственной сфере был преимущественно мастер. Материальная цивилизация воспроизводится благодаря профессиональному труду. Сельскохозяйственный и ремесленный труд как материальный базис цивилизации воспроизводится при наличии педагогической системы, передающей социальный опыт труда от поколения к поколению. Мастерство взрослых усваивалось подрастающим поколением непосредственно в трудовой деятельности. Таким образом, здесь речь идёт не о книжной, а о производственной педагогике. Мы знаем историю книжной (письменной) педагогики от древних цивилизаций до наших дней. История производственной педагогики ещё ждёт своих авторов. Для анализа материальной цивилизации нам важны логика и история развития производственной педагогики. Аграрная педагогика осуществлялась непосредственно в «поле». Сельскохозяйственный трудовой цикл, включающий множество простых и сложных действий, для своего ежегодного воспроизводства, нуждался в полной передаче сельскохозяйственного мастерства от старшего поколения младшему. Ремесленная педагогика осуществлялась непосредственно в мастерских. В развитых цеховых системах ученик, согласно заключённому договору между мастером и представителями ученика, проходил обучение ремеслу. Срок обучения зависел от профессии и продолжался от двух до 12 лет5.

5 Грацианский Н. Парижские ремесленные цехи в XIII—XIV столетиях. — Казань: Типолитография Императорского Университета, 1911. — С. 101—129. URL: http://en.bookfi.net/book/1215689

Воспроизводство материальной индустриальной цивилизации осуществлялось благодаря педагогической системе, в которой педагог был преимущественно источником новой для ученика информации. Машинная система нуждалась в инженерных и квалифицированных рабочих кадрах для своего функционирования и воспроизводства. Общество в целом стало превращаться в социальную «мегамашину», в которой существуют массовые типовые рабочие места. Подготовка к этим типовым местам включала передачу в основном знаниевой культуры. Элементарные «конвейерные» умения «оператор» (от слова операция на конвейере) индустриального производства осваивал быстро, непосредственно включаясь в производственный процесс. Сложные «инженерные» умения могли быть освоены только на базе сложной знаниевой культуры, которая транслировалась от учителя к ученику в системе общего и профессионального образования.

Становление и воспроизводство постиндустриальной материальной цивилизации нуждается в новой генерации педагогов. Приоритетными источниками новой информации для учеников всё в большей мере становится «Мир электронной информации». Традиционные учителя индустриальной эпохи, как правило, не поспевают за своими учениками в овладении компьютерными технологиями. Профессиональный опыт учителя индустриальной эпохи является во многом малопригодным для ученика постиндустриальной эпохи. Главная задача педагога информационной цивилизации — помочь ученику адаптироваться к динамичным постоянным изменениям среды обитания. Для этого он должен стать антропологом. Учитель-антрополог начала XXI в. работает в парадигме холистической педагогики6 и других формах целостного подхода к ученику, как, например,

6 Миллер Дж. Холистическое образование // Первое сентября. — 2002. — № 50. — С. 14-15 // Сайт Издательского дома «Первое сентября». URL: http://ps.1september.ru/article.php?ID=200205007

это делает А.М. Лобок в созданной им вероятностной модели образования7. Его задача — помочь ученику найти и реализовать уникальную миссию в социуме8. Социум информационно-инновационной постиндустриальной цивилизации будет прирастать за счёт уникальных личностей, способных предложить обществу нестандартные креативные решения.

5. Ключевым результатом образования в аг-рарно-ремесленной цивилизации был усвоенный социальный опыт и профессиональные навыки, приобретённые учеником. Индустриальная педагогика считала ключевым результатом образования научные знания, усвоенные учеником. Постиндустриальная цивилизация ориентирует систему образования на овладение учениками методологии деятельности. Поскольку период качественного обновления методологии на порядок больше периода качественного обновления научного знания,

то такой переход неизбежен в условиях существенного сокращения актуального срока жизни знания.

6. Слагаемыми культуры человека являются мотивационная, информационная и операциональная составляющие. Операциональная культура включает в себя принципы, методы, способы, методики, которые организуют действия, операции и приёмы деятельности. Ин-тегративным показателем операциональной культуры являются умения (включая навыки).

Аграрно-ремесленная педагогика главным своим результатом считает умения ученика, т.е. его операциональную культуру. Мотивационная и информационная культура оцениваются как средство для становления и воспроизводства операциональной культуры ученика.

7 Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. — М.: Народное образование, 2005. — С. 414—420. URL: http://stavcvr.ru/ metod-kopilka/Г.%20Селевко_Энцикло-педия%20образовательных%20технологий%20%281%20том

%29.pdf

8 Хуторской А.В. Педагогические основания Доктрины образования человека в Российской Федерации: Доклад к заседанию Бюро Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО 27 января 2015 года, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российская академия образования» // А.В. Хуторской. Персональный сайт — Хроника бытия; 19.01.2015 г. URL: https://www.khutorskoy.ru/be/2015/0127/

index.htm

Индустриальная педагогика направлена на передачу информационной (знание-вой) культуры, по преимуществу. Знания информационной культуры представлены в образовательном процессе в виде набора упорядоченных и неупорядоченных сведений, догматически и проблематично представленных, достоверных и гипотетических, концептуально-теоретически обоснованных и необоснованных, ориентированных на критическое и некритическое усвоение. Мотивационная и операциональная культура ценятся как средство для усвоения учениками информационной культуры.

Постиндустриальная педагогика ориентирована преимущественно на формирование мотивационной культуры ученика в процессе его воспитания и самовоспитания. Мотивационная культура состоит из желаний, хотений, влечений, стремлений ученика к той или иной деятельности. Мотивация поведения является как осознанной, так и неосознанной (предмет глубинной психологии). Осознанная мотивация может быть как одноцелевая, так и многоцелевая. Цели проявляются в задачах и интегрируются в мотиваци-онной программе человеческой деятельности. Сегодня мотивация работника — важнейший показатель качества труда. Любовь к своей профессиональной деятельности — приоритетный фактор качества труда и высококонкурентного качества продукции в современной Японии. Информационная и операциональная культура всё в большей мере рассматриваются как средство для формирования мотивационной культуры ученика в процессе его подготовки к профессиональной деятельности.

7. Аграрно-ремесленная педагогика преимущественно ориентирована на воспроизводство профессиональной культуры человека. Мировоззренческая и общая культура оцениваются как средство прироста профессиональной культуры. Уровень жизни людей определяется их профессиональным мастерством.

Индустриальная педагогика преимущественно занята воспроизводством общей культуры ученика. Уровень мировоззренческой и профессиональной культуры непосредственно зависит от уровня общей культуры человека.

Постиндустриальная педагогика всё в большей мере уделяет внимание развитию мировоззрения учеников, понимая преходящий характер профессиональной и общей культуры в динамичном веке. Мотивационная культура профессиональной деятельности формируется в недрах мировоззренческой культуры.

Мировоззренческая культура — культура отношения человека как целостного существа к универсуму как единой целостности, другими словами, — моделирование человеком отношения двух мер: меры человека и меры универсума. Мировоззренческая культура представлена шестью основными типами целостного взгляда на мир и место человека в этом мире: обыденное сознание, миф, религия, искусство, наука, философия9.

Общая культура — культура освоения доступного человеку мира. Природоведение, технове-дение, обществоведение и человековедение — крупные блоки общей культуры человека10.

Профессиональная культура — культура взаимодействия человека с профессиональной средой. Основными сферами профессиональной культуры являются хозяйственно-экономическая и экологическая, педагогическая и управленческая, научная и художественная, медицинская и физическая культура11.

9 Пищик А.М. Нижегородская методологическая школа: основные концепции. Монография. — Москва: Изд-во Академии тринитаризма, 2017. — С. 44-50 // Сайт Академии тринитаризма. URL: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0001/ 005b/1811-psh.pdf

10 Зеленов Л.А. Банк артов (методология теорий): монография / Л.А. Зеленов, Р.И. Никифоров. — Н. Новгород: Общероссийская академия человековедения, 2015. — С. 11.

11 Пищик А.М. Нижегородская методологическая школа: основ-

ные концепции. Монография. — М.: Изд-во Академии тринитаризма, 2017. — С. 7-11 // Сайт Академии тринитаризма. URL: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0001/005b/ 1811-psh.pdf

8. Религиозное мировоззрение было моти-вационным «движителем» педагогики аг-рарно-ремесленной цивилизации. Производственная педагогика, воспроизводящая материальную культуру в смене поколений, неразрывно связана с религиозной жизнью сельской и городской общины. Ремесленные цехи были одновременно и религиозно-благотворительными братствами в период расцвета цехового строя12. Религиозно-нравственное воспитание ученика — непременное условие цехового обучения.

Индустриальная педагогика поклоняется другому «богу» — науке. Научное мировоззрение, научные знания культивируются как наиболее верные. Религиозное воспитание уходит из государственной системы образования в воскресные школы и подполье. Система индустриального образования полностью отделена от церковных влияний. Авторитет науки непререкаем. В науку верят так же, как раньше верили в Бога.

Постиндустриальная педагогика признаёт авторитет науки, но уже не во всём. Возрастает значимость всех других типов мировоззрения: народного опыта (возрождение значимости традиционной народной педагогики), религии (традиционной и нетрадиционной), мифологии (старой и новой), философии, искусства. В холистической (целостной) педагогике интегрируются все названные типы мировоззрения как равноценные и комплементарные. Обозначается тенденция универсализации мировоззрения. Партнёрский диалог основных типов мировоззрения в педагогической деятельности — принцип холистической педагогики. В таблице 2 показано смещение культурной доминанты человека при переходе от одного типа цивилизации к другому.

В таблице 3 представлен базовый состав мировоззренческой, общей и профессиональной культуры личности.

12 Грацианский Н. Парижские ремесленные цехи в XIII-XIV столетиях. — Казань: Типолитография Императорского Университета, 1911. — С. 293-320. URL: http://en.bookfi.net/book/1215689

Таблица 2

Система культуры личности и её цивилизационные приоритеты

Типы культуры Слагаемые культуры

Операциональная Информационная Мотивационная

Мировоззренческая Постиндустриальная

Общая Индустриальная

Профессиональная Аграрно-ремесленная

Таблица 3

Типы культуры личности и их состав

Тип культуры

Мировоззренческая Общая Профессиональная

Состав культуры (базовые блоки)

обыденное сознание; миф; религия; искусство; наука; философия природоведение; техноведение; обществоведение; человековедение хозяйственно-экономическая; экологическая; педагогическая; управленческая; научная; художественная; медицинская; физкультурная

Выводы

1. На основе системно-деятельного подхода построена методологическая матрица для выявления длинных волн эволюционных парадиг-мальных изменений в сфере педагогики.

2. Современный кризис системы образования вызван противоречием между уходящей индустриальной и восходящей постиндустриальной парадигмами образования.

3. Педагогика передаёт социальный опыт (система знаний, умений и ценностных ориентаций) того или иного сообщества между поколениями по социальным каналам наследования (система образования, обучения и воспитания). Каждая цивилизация вырабатывает свою систему приоритетных педагогических целей и требований. НО

Civilizational Dimension Of The Sphere Of Pedagogy

Alexander M. Pishchik, Doctor of Philosophy, professor of the Dzerzhinsky branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), Dzerzhinsk

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Abstract. The article presents changes in the content of some key factors in the evolution of the sphere of pedagogical activity during the transition from agricultural to industrial and then to post-industrial civilization. A methodological matrix is constructed to identify long waves of paradigm changes in the sphere of pedagogy.

Keywords: system-activity approach; priorities of education development; agrarian, industrial and post-industrial civilization; pedagogical activity; upbringing, education, training; personal culture.

Список использованных источников:

1. Пищик А.М. Нижегородская методологическая школа: основные концепции. Монография. — М.: Изд-во Академии тринитаризма, 2017. — С. 7-11 // Сайт Академии тринитаризма. URL: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0001/005b/1811-psh.pdf

2. Зеленое Л.А. Концепции Нижегородского философского клуба. Монография. — Москва: Изд-во Академии тринитаризма, 2018. — С. 52-53 // Сайт Академии тринитаризма. URL: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0001/005c/2164-zl.pdf

3. Сафонов А.Л. Демографические вызовы экономике и рынку труда в Российской Федерации в условиях глобализации // Диалог культур в условиях глобализации: 11-е международные Лихачевские научные чтения 12, 13 июля 2011 года. Т.1: доклады. СПБ. — 2011. — С. 141-144. URL: http://www.lihachev.ru/pic/site/files/lihcht/2011_Sbornik/Tom_1/000_Plenarnoe/051_SafonovAL.pdf

4. Декларация тысячелетия Организации Объединённых Наций. Принята резолюцией 55/2 Генеральной Ассамблеи от 8 сентября 2000 года // Сайт ООН. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/summitdecl.shtml

5. Грацианский Н. Парижские ремесленные цехи в XIII-XIV столетиях. — Казань: Типолитография Императорского Университета, 1911. — С. 101-129. URL: http://en.bookfi.net/book/1215689

6. Миллер Дж. Холистическое образование // Первое сентября. — 2002. — № 50. — С. 14-15 // Сайт Издательского дома «Первое сентября». URL: http://ps.1september.ru/article.php?ID=200205007

7. Селееко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. — М.: Народное образование, 2005. — С. 414-420. URL: http://stavcvr.ru/metod-kopilka/Г.%20Селевко_Энциклопедия%20образовательн^IX%20технологиИ%20%281%20том%29.pdf

8. Хуторской А.В. Педагогические основания Доктрины образования человека в Российской Федерации: Доклад к заседанию Бюро Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО 27 января 2015 года, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российская академия образования» // А.В. Хуторской. Персональный сайт — Хроника бытия;

19.01.2015 г. URL: https://www.khutorskoy.ru/be/2015/0127/index.htm

9. Пищик А.М. Нижегородская методологическая школа: основные концепции. Монография. — Москва: Изд-во Академии тринитаризма, 2017. — С. 44-50 // Сайт Академии тринитаризма. URL: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0001/005b/1811-psh.pdf

10. Зеленов Л.А. Банк артов (методология теорий): монография / Л.А. Зеленов, Р.И. Никифоров. — Н. Новгород: Общероссийская академия человековедения, 2015. — С. 11.

11. Пищик А.М. Нижегородская методологическая школа: основные концепции. Монография. — Москва: Изд-во Академии тринитаризма, 2017. — С. 7-11 // Сайт Академии тринитаризма. URL: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0001/005b/1811-psh.pdf

12. Грацианский Н. Парижские ремесленные цехи в XIII-XIV столетиях. — Казань: Типолитография Императорского Университета, 1911. — С. 293-320. URL: http://en.bookfi.net/book/1215689

Spisok ispol'zovannyh istochnikov:

1. Pishchik A.M. Nizhegorodskaia metodologicheskaia shkola: osnovnye kontseptsii. Monografiia. — Moskva: Izd-vo Akade mii trinita-rizma, 2017. — S. 7-11 // Sait Akademii trinitarizma. URL: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0001/005b/1811-psh.pdf

2. Zelenov L.A. Kontseptsii Nizhegorodskogo filosofskogo kluba. Monografiia. — Moskva: Izd-vo Akademii trinitarizma, 2018. — S. 52-53 // Sait Akademii trinitarizma. URL: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0001/005c/2164-zl.pdf

3. Safonov A.L. Demograficheskie vyzovy ekonomike i rynku truda v Rossiiskoi Federatsii v usloviiakhglobalizatsii // Dialog kul tur v usloviiakhglobalizatsii: 11-e mezhdunarodnye Likhachevskie nauchnye chteniia 12, 13 iiulia 2011 goda. T. 1: doklady. SPB. — 2011. — S. 141-144. URL: http://www.lihachev.ru/pic/site/files/lihcht/2011_Sbornik/Tom_1/000_Plenarnoe/051_SafonovAL.pdf

4. Deklaratsiia tysiacheletiia Organizatsii Ob'edinennykhnatsii. Priniata rezoliutsiei 55/2 General'noi Assamblei ot 8 sentiabria 2000 goda // Sait OON. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/summitdecl.shtml

5. Gratsianskii N. Parizhskie remeslennye tsekhi v XIII-XIV stoletiiakh. — Kazan': Tipolitografiia Imperatorskogo Universiteta,

1911. — S. 101-129. URL: http://en.bookfi.net/book/1215689

6. Miller Dzh. Kholisticheskoe obrazovanie // Pervoe sentiabria. — 2002. — № 50. — S. 14-15 // Sait Izdatel skogo doma «Pervoe sentiabria». URL: http://ps.1september.ru/article.php?ID=200205007

7. Selevko G.K. Entsiklopediia obrazovatel nykhtekhnologii. V 2-kht. T. 1. — M.: Narodnoe obrazovanie, 2005. — S. 414-420. URL: http: / / stavcvr.ru/metod-kopilka/Г.%20Селевко_Энциклопедия%20образовательных%20технологиИ%20%281%20том%29.pdf

8. Khutorskoi A.V. Pedagogicheskie osnovaniia Doktriny obrazovaniia cheloveka v Rossiiskoi Federatsii: Doklad k zasedaniiu Biuro Otdeleniia filosofii obrazovaniia i teoreticheskoi pedagogiki RAO 27 ianvaria 2015 goda, Federal'noe gosudarstvennoe biudzhetnoe uchrezhdenie «Rossiiskaia akademiia obrazovaniia» // A.V. Khutorskoi. Personal'nyi sait — Khronika bytiia; 19.01.2015 g. URL: https://www.khutorskoy.ru/be/2015/0127/index.htm

9. Pishchik A.M. Nizhegorodskaia metodologicheskaia shkola: osnovnye kontseptsii. Monografiia. — Moskva: Izd-vo Akade mii trini-tarizma, 2017. — S. 44-50 // Sait Akademii trinitarizma. URL: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0001/005b/1811-psh.pdf

10. Zelenov L.A. Bank artov (metodologiia teorii): monografiia / L.A. Zelenov, R.I. Nikiforov. — N.Novgorod: Obshcherossiiskaia akademiia chelovekovedeniia, 2015. — S. 11.

11. Pishchik A.M. Nizhegorodskaia metodologicheskaia shkola: osnovnye kontseptsii. Monografiia. — Moskva: Izd-vo Akade mii trinitarizma, 2017. — S. 7-11 // Sait Akademii trinitarizma. URL: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0001/005b/1811-psh.pdf

12. Gratsianskii N. Parizhskie remeslennye tsekhi v XIII-XIV stoletiiakh. — Kazan': Tipolitografiia Imperatorskogo Universiteta,

1911. — S. 293-320. URL: http://en.bookfi.net/book/1215689

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.