Научная статья на тему 'КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО XXI ВЕКА'

КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО XXI ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / ПОДГОТОВКА ГОССЛУЖАЩЕГО / ИНТЕГРАЛЬНЫЙ МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ УКЛАД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пищик Александр Михайлович

В статье очерчены контуры алгоритма подготовки государственного служащего в системе образования как социально зрелого гражданина, широко эрудированного интеллигента и высококвалифицированного специалиста в условиях становления нового мирохозяйственного уклада.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО XXI ВЕКА»

Образование и общество

культура личности государственного

служащего xxi века

Александр Михайлович Пищик,

профессор Дзержинского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС), доктор философских наук, г. Дзержинск, e-mail: pishchik1948@yandex.ru

В статье очерчены контуры алгоритма подготовки государственного служащего в системе образования как социально зрелого гражданина, широко эрудированного интеллигента и высококвалифицированного специалиста в условиях становления нового мирохозяйственного уклада.

Ключевые слова: системно-деятельностный подход, культура личности, подготовка госслужащего, интегральный мирохозяйственный уклад.

В условиях перехода от имперского мирохозяйственного уклада к интегральному [1] возникает задача выработки нового образа государственного служащего, наиболее соответствующего реалиям XXI в. Этот образ должен быть наделён некими идеальными чертами, задающими вектор развития для реальных госслужащих. Такая модель представлена в табл. 1. Искомый госслужащий не складывается стихийно. На его подготовку должна быть «заточена» система образования.

▼ Таблица 1

Целостная модель культуры личности государственного служащего XXI в.

Типы культуры Слагаемые культуры Личность

Мотива-ционная Информационная Операциональная

Мировоззренческая культура 1 2 3 Социально зрелый гражданин

Общая культура 4 5 6 Широко эрудированный интеллигент

Профессиональная культура 7 8 9 Высококвалифицированный специалист

Комментарии к таблице 1:

Личность государственного служащего — единство таких качеств, как гражданин, интеллигент и специалист.

Гражданин — человек с развитой мировоззренческой культурой.

Интеллигент — человек с развитой общей культурой.

Специалист — человек с развитой профессиональной культурой.

Слагаемыми каждого типа культуры (мировоззренческая, общая, профессиональная) являются моти-вационная, информационная и операциональная культура.

Хочу (мотивационная культура), знаю (информационная культура) и умею (операциональная культура) — необходимые компоненты для успешного выполнения любой деятельности, в том числе деятельности государственного служащего.

Мировоззренческая культура — культура целостного восприятия

мира, а также места и роли человека в этом мире.

Общая культура — это культура взаимодействия с естественной и искусственной средой обитания, обществом и отдельными людьми.

Профессиональная культура — это культура выполнения профессиональной деятельности.

Алгоритм построения модели подготовки государственного служащего представлен на рис. 1. Первый шаг алгоритма — исследование и описание деятельности госслужащего новой формации, соответствующего требованиям интегрального мирохозяйственного уклада.

Интегральный мирохозяйственный уклад нацелен на сохранение жизни на Земле во всём её разнообразии, предотвращении глобальных катастроф: экологических и техногенных, социальных и антропологических, на устойчивое развитие человечества. Существенную роль

Сфера образования

(5]

Подготовка дисциплины циклы

Модель подготовки госслужащего (4]

Личность госслужащего

Муст

Оуст

Пуст

Структура (6]

Мз

Оз

Пз

Му

Оу

Пу

Модель культуры госслужащего (3]

(7]

Практика госслужбы (1]

деятельность функции

роли процессы задачи

Модель профессиональной деятельности госслужащего (2]

▲ Рис. 1. Алгоритм модели подготовки государственного служащего: М — мировоззренческая культура; О — общая культура; П — профессиональная культура; уст — установки (ценностные ориентации): з — знания; у — умения

в достижении этих целей играет политика суверенных государств. Готовность таких государств к партнёрскому сотрудничеству в общем деле основана на признании и следовании следующим общим принципам:

1) частные интересы подчинены общим;

2) интересы экономического развития подчинены интересам социо-природного развития с наложением на рост капитала соответствующих государственных ограничителей;

3) процессы глобализации организуются по принципу единства в разнообразии с сохранением этнонациональных, культурных, цивилизационных, религиозных отличий народов планеты;

4) партнёрское сотрудничество всех стейкхолдеров в разработке и реализации стратегических про-ек тов развития;

5)каждая страна вносить посильный вклад в общее дело сохранение жизни на Земле, в коэволюцию человечества и планетарной природы.

Готовность государственных служащих успешно реализовать весь спектр задач интегрального мирохозяйственного уклада строится на базе мировоззренческой, общей и профессиональной культуры, способной адекватно ответить на все вызовы и угрозы XXI в.

Первый шаг алгоритма — описание практики деятельности гос-

служащих с позиций системно-деятельностного подхода. Второй шаг алгоритма — разработка модели профессиональной деятельности госслужащего на основе позитивных трендов становления интегрального мирохозяйственного уклада. Третий шаг — разработка модели госслужащего соответствующей модели профессиональной деятельности. Четвёртый шаг — разработка модели подготовки госслужащего, обеспечивающей формирование требуемой культуры госслужащего. Пятый шаг — разработка госстандарта, программы, учебного плана подготовки госслужащего. Шестой шаг — организация учебной деятельности студентов с мониторингом выработки требуемых компетенций. Седьмой шаг — организация мониторинга реализации требуемых компетенций в деятельности выпускника на рабочем месте. Между всеми блоками существуют как прямые, так и обратные связи с целью взаимной коррекции содержания в ходе реализации модели.

В таблице 2 представлено содержание трёх блоков культуры госслужащего, на формирование которых направлена программа его подготовки.

Выпускник системы подготовки госслужащих должен обладать следующими мировоззренческими компетенциями (МК): 1) философской культуры (МК-1) для общего понимания смысла госслужбы и осмысленности конкретных служебных действий;

▼ Таблица 2

Три блока культуры личности [2]

Мировоззренческая культура Общая культура Профессиональная культура

Философская культура Обществоведение Управленческая культура

Научная культура Человековедение Экономическая культура

Художественная культура Природоведение Педагогическая культура

Религиозная культура Техноведение Научная культура

Обыденная культура Художественная культура

Экологическая культура

Мифологическая культура Медицинская культура

Физическая культура

2) научной культуры (МК-2) для обеспечения научной обоснованности нормативов служебной деятельности;

3) художественной культуры (МК-3) для эстетизации и гармонизации служебной деятельности;

4) религиозной культуры (МК-4) для ориентации в мире религиозной культуры;

5) обыденной культуры (МК-5) для соблюдения норм обыденной и служебной этики;

6) мифологической культуры (МК-6) для ориентации в мире государственных и бытовых символов. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

1) обществоведения (ОК-1) для понимания общественных процессов и адекватного управления ими;

2) человековедения (ОК-2) для понимания людей и гуманного взаимодействия с ними;

3) природоведения (ОК-3) для понимания природных явлений и при-

родосообразного взаимодействия с ними;

4) техноведения (ОК-4) для понимания технической среды и адекватного её использования. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

1) управленческими компетенциями (ПК-1) для участия в разработке и реализации профессиональных программ в сфере управленческой деятельности;

2) экономическими компетенциями (ПК-2) для участия в разработке и реализации профессиональных программ в сфере хозяйственно-экономической деятельности;

3) педагогическими компетенциями (ПК-3) для участия в разработке и реализации профессиональных программ в сфере образования;

4) научными компетенциями (ПК-4) для участия в разработке и реализации профессиональных программ в сфере научной деятельности;

5) художественными компетенциями (ПК-5) для участия в разработке и реализации профессиональных программ в сфере искусства;

6) экологическими компетенциями (ПК-6) для участия в разработке и реализации профессиональных программ в сфере экологической деятельности;

7) медицинскими компетенциями (ПК-7) для участия в разработке и реализации профессиональных программ в сфере здравоохранения;

8) физкультурными компетенциями (ПК-8) для участия в разработке и реализации профессиональных программ в сфере физкультуры и спорта. Рассмотрим соотношение проектных компетенций в системе подготовки госслужащих с требуемыми действующим общекультурными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление (уровень бакалавриата) [3] (табл. 3).

▼ Таблица 3

Сравнение проектных и действующих компетенций в системе подготовки госслужащих

Проектные компетенции Действующие компетенции

Мировоззренческие компетенции госслужащего Общекультурные компетенции (ФГОС ВО ГМУ бакалавр)

МК-1 — компетенции философской культуры (МК-1) для общего понимания смысла госслужбы и осмысленности конкретных служебных действий ОК-1 — способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции ОК-2 — способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции

МК-2 — компетенции научной культуры для обеспечения научной обоснованности нормативов служебной деятельности

МК-3 — компетенции художественной культуры для эстетизации и гармонизации служебной деятельности

МК-4 — компетенции религиозной культуры для ориентации в мире религиозной культуры

МК-5 — компетенции обыденной культуры для соблюдения норм обыденной и служебной этики

МК-6 — компетенции мифологической культуры для ориентации в мире государственных и бытовых символов

8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОБРАЗОВАНИЕ И ОБЩЕСТВО

Общекультурные компетенции госслужащего Общекультурные компетенции (ФГОС ВО ГМУ бакалавр)

ОК-1 — компетенции обществоведения для понимания общественных процессов и адекватного управления ими ОК-3 — способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности ОК-4 — способность использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности ОК-6 — способность работать в коллективе, то-лерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия

ОК-2 — компетенции человековедения для понимания людей и гуманного взаимодействия с ними ОК-5 — способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранных языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия ОК-7 — способность к самоорганизации и самообразованию ОК-8 — способность использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности ОК-9 — способность использовать приёмы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций

ОК-3 — компетенции природоведения для понимания природных явлений и природосообразного взаимодействия с ними

ОК-4 — компетенции техноведения для понимания технической среды и адекватного её использования

Профессиональные компетенции госслужащего Общепрофессиональные и профессиональные компетенции (ФГОС ВО ГМУ бакалавр)

ПК-1 — управленческие компетенции для участия в разработке и реализации профессиональных программ в сфере управленческой деятельности ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-6, ПК-1, ПК-2, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-13, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-18, ПК-19, ПК-20, ПК-21, ПК-22, ПК-23, ПК-24, ПК-25, ПК-26, ПК-27

ПК-2 — экономические компетенции для участия в разработке и реализации профессиональных программ в сфере хозяйственно-экономической деятельности ОПК-5, ПК-3, ПК-4

ПК-3 — педагогические компетенции для участия в разработке и реализации профессиональных программ в сфере образования

Профессиональные компетенции Общепрофессиональные и профессиональные

госслужащего компетенции

(ФГОС ВО ГМУ бакалавр)

ПК-4 — научные компетенции для участия в разработке и реализации профессиональных программ в сфере научной деятельности

ПК-5 — художественные компетенции для участия в разработке и реализации профессиональных программ в сфере искусства

ПК-6 — экологические компетенции для участия в разработке и реализации профессиональных программ в сфере экологической деятельности

Выводы

1. Разработана трёхипостасная модель личности госслужащего XXI в. как социально зрелого гражданина, широко эрудированного интеллигента и высокопрофессионального специалиста.

2. Изложен алгоритм модели подготовки госслужащего на основе требований интегрального мирохозяйственного уклада.

3. Дано описание содержания трёх блоков культуры личности: мировоззренческого, общекультурного и профессионального и соответствующих компетенций госслужащего.

4. Произведено сравнение проектируемых и действующих компетенций в подготовке госслужащих. Выявлены недостающие блоки компетенций в действующей модели для подготовки госслужащего нового мирохозяйственного уклада.

Литература

1. Глазьев С.Ю. Закономерность смены мирохозяйственных укладов в развитии мировой экономической системы и связанных с ними политических изменений // Наука. Культура. Общество. — 2016. — № 3. — С. 5-45. http://isprras.ru/pics/ File/Journal/Nauka_Kultura_Obshchestvo_ 2016_3.pd.

2. Пищик А.М. Нижегородская методологическая школа: основные концепции: монография. — М.: Изд-во Академии тринитаризма, 2017. — 80 с. http://www. trinitas.ru/rus/doc/0001/005b/1811-psh. pdf.

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 10 декабря 2014 г. № 1567 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление (уровень бакалавриата)» // Гарант. https:// base.garant.ru/70863450/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.