УДК 331.108.45
Алпатова Е. А.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ПОСТРОЕНИИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Аннотация
Приведены результаты определения профессиональных компетенций при применении интерактивных методов обучения в процессе повышения квалификации государственных гражданских служащих. Набор компетенций для эталона госслужащего обоснован с помощью построения модели повышения квалификации госслужащих как бизнес-процесса в сфере государственного управления на примере подразделения бухгалтерско-экономического центра управления образования города Ростова-на-Дону, работников различных подразделений Южного таможенного управления.
Ключевые слова
Повышение квалификации, государственные служащие, профессиональные компетенции, интерактивные образовательные технологии.
JEL: I20, J44
Alpatova E. A.
PROFESSIONAL COMPETENCE OF BUILDING BUSINESS PROCESSES IN FIELD OF PUBLIC ADMINISTRATION
Annotation
Article presents the results of determination of professional competence in application of interactive teaching methods in process of training state. Allocation of necessary professional competences was carried out with the aid of constructing a model of civil servants training as a business process in field of public administration, for example, data on activities of departments of accounting and economic center of education Department of education of Rostov-on-Don and of employees from various units of Southern Customs Department. Obtained results allow to form the required competence set the standard of a professional public servant, perfecting the direction process qualification.
Keywords
Professional development, civil servants, professional competences, interactive educational technologies.
Целью повышения квалификации в сфере государственного управления на формальном уровне является развитие и совершенствование профессионального роста госслужащих, как залога повышения эффективности деятельности госслужбы в будущем. В реальности данная цель реализуется лишь на начальном, зачастую, даже зачаточном уровне.
На основе полученных данных Департамента по Управлению образованием г. Ростова-на-Дону выделяется ряд следующих моментов:
- отсутствие компонента выявления потребности к обучению у госслужащих, направляемых на обучение по программам повышения квалификации, (а именно: в выявлении несоответствия
между требованиями государственной организации к профессиональным навыкам и знаниям своих работников и теми знаниями и навыками, которыми они обладают, что и формирует неэффективность механизма);
- форма направления госслужащего на повышение квалификации даже с отрывом от службы формальна, в реальности форма обучения «с отрывом от службы» по факту заменяется на обучение в процессе рабочего времени госслужащего, а затем (после окончания занятий) госслужащий должен отправляться на рабочее место и включаться в рабочий процесс до тех пор, пока все текущие дела (оконченного трудового дня) не будут выполнены;
- содержательное наполнение программ по повышению квалификации для госслужащих не привязано к формированию тех необходимых профессиональных компетенций, которые должны обеспечивать эталонное состояние деятельности госслужащего, обучающегося по программам повышения квалификации;
- получение навыков, которые (по мнению госслужащего) не выявлены в процессе организации обучения в качестве актуальных на его рабочем месте, снижают ответственность и уровень мотивации к обучению в процессе повышения квалификации.
На основе анализа результатов обратной связи в тренинговых сессиях с работниками таможенных органов и прочих исследований [1] ряд подразделений Южного таможенного управления (ЮТУ): отдел государственной службы и кадров, отдел таможенной статистики, отдел таможенных платежей, отдел валютного контроля, отдел таможенных процедур и таможенного контроля, отдел координации и применения системы управления риска, отдел таможенного контроля после выпуска товара, отдел информационной безопасности и технической защиты информации (в качестве
объектов производственной практики студентов Ростовского филиала РТА) подверглись управленческому анализу, с помощью которого был выявлен ряд ключевых проблем, а именно - были выявлены и названы такие проблемные моменты, как:
- жесткий авторитарный стиль управления руководителя;
- нарушение психологического климата в коллективе;
- невнимание руководителя к нематериальным мотивационным рычагам воздействия на персонал;
- обвальное количество задач при ограниченном временном ресурсе, приводящее к снижению качества выполнения поставленных задач;
- низкий уровень делегирования задач у руководителя;
- однообразная и рутинная деятельность, снижающая эффективность труда и пр.
На основе получения обратной связи в рамках проведения программы повышения квалификации у должностных лиц различных подразделений ЮТУ также были получены интересные результаты, подтверждающие ранее полученные, - диагностированы такие проблемные точки самими работниками ЮТУ, участвующими в процессе обучения, как:
- дублирование служебной информации и, как следствие, неэффективное распределение рабочего времени;
- снижение эффективности коммуникационного процесса;
- директивность стиля управления;
- недостаточное количество релевантной информации в процессе принятия решений;
- неэффективное распределение рабочего времени;
- нарушение организационной культуры;
- большой объем информации и задачи на одного работника при ограниченном временном ресурсе и пр.
При обследовании практикантами [1] не было выявлено отклонение в технологическом процессе, а основная масса диагностируемых метафорически нарушений была определена в сфере совершенствования внутренней среды ЮТУ, а именно среди таких компонентов внутренней среды, как:
- люди и организационная культура;
- сопоставление цели и формирование набора необходимых задач;
- связующий процесс принятия решений;
- коммуникационный процесс.
Полученные данные позволяют
сформировать базис для набора необходимых профессиональных компетенций при наполнении программ повышения квалификации для формирования эталона.
Процесс повышения квалификации госслужащих следует рассматривать как процесс передачи новых профессиональных знаний, навыков или умений госслужащим с целью формирования актуальных компетенций, отвечающих вызовам агрессивной внешней среды, а также закрепленных в виде законодательной базы.
Предметом обучения в процессе повышения квалификации госслужащих являются:
- знания - теории и методики, необходимые госслужащему для эффективного выполнения своих должностных обязанностей;
- умения - функциональная способность качественно выполнять обязанности, закрепленные за госслужащим для выполнения должностных обязанностей;
- навыки - сформированная степень умения применения полученных знаний на практике, предполагающих такую меру освоения работы, вырабатываемую в осознанный самоконтроль;
- способы общения и поведения -совокупность действий и поступков государственного служащего в комму-
никационном процессе, выработка типа поведения, соответствующего требованиям, предписываемым должности госслужащего, а также уровень социальных отношений и коммуникабельности личности госслужащего в целом.
Профессиональная компетентность является интегральным показателем уровня квалификации и профессионального развития каждого госслужащего. Она складывается из определенных, заявленных на государственном уровне профессиональных, общепрофессиональных и общекультурных компетенций. Формирование профессиональной компетентности обусловлено целым набором специальных профессиональных и общекультурных знаний, навыков и опыта государственных служащих, полученных в процессе образования и самообразования, а также при непрерывном дополнительном образовании путем повышения квалификации на дополнительных профессиональных программах повышения квалификации государственных служащих.
При внедрении принципа бизнес-процессов (БП) в государственное управление каждая государственная организация столкнется с необходимыми изменениями в осознании и вариантах решения как существующих, так и возможных проблем при достижении собственных целевых ориентиров. На данном этапе, безусловно, возрастет и сама роль человеческих ресурсов государственной машины, и рассматриваться государственные служащие будут на уровне человеческого капитала при достижении конкретного, измеримого, достижимого и определенного во времени результата (по методике SMART), связанного определением и пониманием конкретной роли каждого как части бизнес-процесса государственного механизма управления.
При построении БП ключевым фактором всегда будет являться оптимизация всех видов ресурсов при одно-
временном повышении результативности работы, как коммерческой организации, так и организации в сфере госслужбы. В качестве ключевых целей при построении БП в госслужбе следует выделить следующие: четкое и всестороннее описание всех элементов процесса; комплексное рассмотрение процесса от начальной и до завершающей точки, что дает возможность проведения имитационного эксперимента, а именно оценки процесса, выявив его слабые и сильные точки (операции); подчинение всех операций процесса принципу нормирования. Для того чтобы добиться цели, она должна быть, прежде всего, конкретизирована, вследствие этого необходимы: разработка регламентов и правил действия для каждого госслужащего (что осуществлено в полной мере во всех подразделениях госслужбы); выстраивание взаимосвязей между точками БП, а также между всеми БП, т. е. логической связи между операциями БП, т. к. существует прямая
взаимосвязь между рациональным взаимодействием БП и эффективностью конечного результата деятельности организации, а затем и применение концептуальной модели повышения квалификации государственных служащих.
При рассмотрении представленной в текстовом оформлении модели бизнес-процесса на примере подразделения (отдел планирования и финансирования) административного департамента бухгалтерско-экономического центра управления образования г. Ростова-на-Дону на основе полученных данных за 2016 г. появляется возможность перейти к анализу полученной модели бизнес-процесса для данного подразделения (рис. 1), параллельно выявляя необходимые личные качества, базовые знания и навыки, формирующие профессиональные компетенции ответственных исполнителей для спецификации программы повышения квалификации госслужащих, участвующих в конкретном бизнес-процессе в дальнейшем [2].
_/__\_\
__I_л_
Рисунок 1 - Схематическая модель бизнес-процесса исследуемого объекта в сфере государственного управления
Рассмотрим некоторые (20 %) из основных элементов массива операций, исследуемого бизнес-процесса и соответствующие личные качества, знания, умения, навыки для их эффективного выполнения:
- подготовка материалов для установления тарифов на платные образовательные услуги (личные качества, знания, умения, навыки: аналитические способности, знания законодательства, бухгалтерские знания, навыки работы с массивами данных, навык работы со статистической информацией, навык работы с электронными таблицами, аккуратность, внимательность, логическое мышление, ответственность, коммуникабельность);
- согласование тарифных дел по платным образовательным услугам с департаментом экономики (личные качества, знания, умения, навыки: внимательность, организаторские способности, умение вести переговоры, знания законодательства, бухгалтерские знания, навыки работы с массивами данных, навык работы со статистической информацией, навык работы с электронными таблицами, деловой этикет, дипломатичность, коммуникабельность);
- формирование и согласование постановлений Администрации города об установлении тарифов на платные образовательные услуги (личные качества, знания, умения, навыки: аналитические способности, знания законодательства, бухгалтерские знания, навыки работы с массивами данных, навык работы со статистической информацией, навык работы с электронными таблицами, организаторские способности, умение вести переговоры, аккуратность, внимательность, логическое мышление, ответственность, деловой этикет, дипломатичность, коммуникабельность);
- мониторинг ежеквартальных отчетов по предоставлению платных образовательных услуг в части расходования полученных доходов (личные качества,
знания, умения, навыки: аналитические способности, знания законодательства, бухгалтерские знания, навыки работы с массивами данных, навык работы со статистической информацией, навык работы с электронными таблицами, честность, аккуратность, внимательность, логическое мышление, ответственность, коммуникабельность, бесконфликтность);
- формирование бюджета по виду деятельности «Образование» в разрезе образовательных учреждений (личные качества, знания, умения, навыки: аналитические способности, знания законодательства, бухгалтерские знания, навыки работы с массивами данных, навык работы со статистической информацией, навык работы с электронными таблицами, честность, аккуратность, внимательность, логическое мышление, ответственность);
- формирование сводной кассовой заявки на финансирование субвенции на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях (личные качества, знания, навыки: честность, аналитические способности, аккуратность, внимательность, логическое мышление, ответственность, коммуникабельность);
- формирование ежемесячного отчета об использовании средств субвенции на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях (личные качества, знания, навыки: честность, аналитические способности, аккуратность, внимательность, логическое мышление, ответственность, коммуникабельность, бесконфликтность);
- учет плановых ассигнований, финансирования и исполнения средств субвенций в части средств на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях в разрезе кодов бюджетной классификации и распорядителей бюджетных средств по виду деятельности «Образование» (личные качества, знания, навыки: честность, аналитические способности, аккуратность, внимательность, логическое мышление, ответственность, коммуникабельность, бесконфликтность);
- формирование, анализ, обработка статистической информации по сводным формам федерального статистического наблюдения за деятельностью общеобразовательных учреждений (ОШ-2) в соответствии с федеральным планом статистических наблюдений (личные качества, знания, навыки: честность, аналитические способности, аккуратность, внимательность, логическое мышление, ответственность, коммуникабельность, бесконфликтность);
- мониторинг ежеквартальных отчетов по предоставлению муниципальных услуг образовательными организациями в части финансовых затрат (личные качества, знания, навыки: честность, аналитические способности, аккуратность, внимательность, логическое мышление, ответственность, коммуникабельность, бесконфликтность).
Набор вышеперечисленных личностных качеств, навыков, знаний и умений для работников департамента образования г. Ростова-на-Дону формирует такие компетенции, соответствующие компетенциям, заявленные в учебном плане по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент», как: способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3); способность к
коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-4); способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-6); владение навыками поиска, анализа и использования нормативных и правовых документов в своей профессиональной деятельности (ОПК-1); способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений (ОПК-2); способность проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия (ОПК-3); способность осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации (ОПК-4); владение навыками составления финансовой отчетности с учетом последствий влияния различных методов и способов финансового учета на финансовые результаты деятельности организации на основе использования современных методов обработки деловой информации и корпоративных информационных систем (ОПК-5); владение различными способами разрешения конфликтных ситуаций при проектировании межличностных, групповых и организационных коммуникаций на основе современных технологий управления персоналом, в том числе в межкультурной среде (ПК-2); владение навыками анализа информации о функционировании системы внутреннего документооборота организации, ведения баз данных по различным показателям и формирования информационного обеспечения участников организационных проектов (ПК-11). Данное определение ряда компетенций характеризует вектор со-
держательного направления программ дополнительного образования госслужащих в процессе повышения квалификации как совпадающий, включающий элементы профессиональной подготовки потенциальных менеджеров с действующими госслужащими. При выполнении данного условия компетент-ностный ряд будет формироваться в разрезе с необходимыми требованиями (согласно построению модели бизнес-процесса исследуемого объекта), обеспечивающими повышение эффективности деятельности госслужащего по окончании обучения.
Следует отметить, что вышеперечисленные компетенции, такие как: (ОК-4), (ОК-6), (ОПК-2), (ОПК-3), (ОПК-4), (ПК-2), (ПК-11) на основе получения обратной связи в тренинговом процессе и диагностирования элементов внутренней среды подразделений ЮТУ также являются актуальными для наполнения программ повышения квалификации должностными лицами ЮТУ, что формирует вектор универсальности при определении компетент-ностного набора в процессе обучения по программам повышения квалификации работников сферы государственного управления.
Библиографический список
1. Алпатова, Е. А. Анализ результатов тренинговых сессий по применению метафорической диагностики состояния деятельности различных отделов таможенных органов // Актуальные проблемы психологического обеспечения практической деятельности силовых структур : сб. материалов Ш Всеросс. науч.-практ. конф. - СПб., 2014. - С. 79-82.
2. Alpatova, Е. A. Process of civil servants training in business process in field of public administration // Recent trend in Science and Technology management. - London, 2017. - P. 84-99.
Bibliographic list
1. Alpatova, E. A. Analysis of training sessions on use of metaphorical status diagnostics activities of various departments of customs authorities // Actual problems of psychological support of practical activities of power structures : Coll. of Ш scientific-practical. conf. - SPb., 2014. - P. 79-82.
2. Alpatova, E. A. Process of civil servants training in business process in field of public administration // Recent trend in Science and Technology management. - London, 2017. - P. 84-99.