Научная статья на тему 'Компетентностный подход в обучении студентов направления подготовки "Реклама и связи с общественностью" в ходе изучения курса "Инновации в связях с общественностью"'

Компетентностный подход в обучении студентов направления подготовки "Реклама и связи с общественностью" в ходе изучения курса "Инновации в связях с общественностью" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МАГИСТРАТУРА / РЕКЛАМА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ / МЕДИАСФЕРА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / GENERAL CULTURAL COMPETENCE / COMMUNICATIVE COMPETENCE / GENERAL PROFESSIONAL COMPETENCE / PROFESSIONAL COMPETENCE / PROJECT ACTIVITY / MAGISTRACY / ADVERTISING AND PUBLIC RELATIONS / MEDIA SPHERE / EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ягодкина М.В.

В представленной статье рассмотрены вопросы обучения студентов направления «Реклама и связи с общественностью» в рамках применения компетентностного подхода в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 42.04.01 Реклама и связи с общественностью (уровень магистратуры). Данная проблематика представляется актуальной в связи с использованием современных методов обучения в высшей школе и необходимостью практико-ориентированного подхода к подготовке выпускников. Анализ производится на примере дисциплины «Инновации в связях с общественностью».I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ягодкина М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the presented article, the issues of teaching students of the “Advertising and Public Relations” direction are considered within the framework of applying the competence-based approach in accordance with the requirements of the Federal State Educational Standard for Higher Professional Education in the direction of training 42.04.01 Advertising and Public Relations (Magistracy). This issue is relevant in connection with the use of modern teaching methods in higher education and the need for a practice-oriented approach to the training of graduates. The analysis is made on the example of the discipline "Innovations in public relations"

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход в обучении студентов направления подготовки "Реклама и связи с общественностью" в ходе изучения курса "Инновации в связях с общественностью"»

УДК 378 : 659

М. В. Ягодкина

Компетентностный подход в обучении студентов направления

подготовки «Реклама и связи с общественностью» в ходе

изучения курса «Инновации в связях с общественностью»

В представленной статье рассмотрены вопросы обучения студентов направления «Реклама и связи с общественностью» в рамках применения компетентностного подхода в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 42.04.01 Реклама и связи с общественностью (уровень магистратуры). Данная проблематика представляется актуальной в связи с использованием современных методов обучения в высшей школе и необходимостью практико-ориентированного подхода к подготовке выпускников. Анализ производится на примере дисциплины «Инновации в связях с общественностью».

In the presented article, the issues of teaching students of the "Advertising and Public Relations" direction are considered within the framework of applying the competence-based approach in accordance with the requirements of the Federal State Educational Standard for Higher Professional Education in the direction of training 42.04.01 Advertising and Public Relations (Magistracy). This issue is relevant in connection with the use of modern teaching methods in higher education and the need for a practice-oriented approach to the training of graduates. The analysis is made on the example of the discipline "Innovations in public relations".

Ключевые слова: общекультурные компетенции, коммуникативные компетенции, общепрофессиональные компетенции, профессиональные компетенции, проектная деятельность, магистратура, реклама и связи с общественностью, медиасфера, образовательная среда.

Key words: general cultural competence, communicative competence, general professional competence, professional competence, project activity, magistracy, advertising and public relations, the media sphere, educational environment.

В современном образовательном пространстве России к выпускникам вузов предъявляются повышенные требования. Специалист в сфере рекламы и связей с общественностью должен уметь не только быстро ориентироваться в профессиональной среде, но и владеть навыками самообразования, умением сочетать организаторские способности и креатив, выступать интегратором самых разнообразных процессов. Компетентность предполагает применение личных возможностей в профессиональной деятельности, готовность исполнять свою профессиональную роль в реальных постоянно изменяющихся условиях. Специальные дисциплины закладывают

© Ягодкина М. В., 2018

именно ту основу, без которой выпускник магистратуры не сможет стать конкурентоспособным на рынке труда.

Анализ требований работодателей, предъявляемых к специалистам по рекламе и связям с общественностью, указывает на необходимость владения следующими знаниями, умениями и навыками: медиапланирование; бюджетирование; исследование рынка; проведение промо- и ивент-мероприятий; знание бренд-технологий; организация и проведение конференций, брифингов, круглых столов и т. д.; знание принципов формирования имиджа компании; оценка эффективности пиар-деятельности; практический опыт реализации задач в области управления коммуникациями; сотрудничество с дизайнерскими и полиграфическими компаниями; наработанные контакты со СМИ, в том числе с зарубежными; формирование содержательных документов с учетом специфики организации: коммуникационные стратегии, аналитические записки, информационные письма, пресс-релизы, владение различной техникой письма (жанры) и т. д.; внутренний пиар; взаимодействие с правительством; знание рекламной деятельности; знание маркетинга [2].

Практикующие специалисты акцентируют внимание и на особенностях личности работника данной области: коммуникабельность; креативность, активность, инициативность, обаятельность, ответственность, дисциплинированность, творческие качества, организаторские способности, высокий интеллект и желание много работать, а также стрессоустойчивость.

Учебный план магистров профиля «Креативные технологии в сфере рекламы и связей с общественностью» представляет собой набор дисциплин, позволяющий за два года обучения получить информационную базу по выбранной специальности, овладеть знаниями, умениями и навыками в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 42.04.01 Реклама и связи с общественностью (уровень магистратуры) [7].

Дисциплина «Инновации в связях с общественностью» является одной из составляющих профессионального образования при подготовке магистрантов в сфере рекламы и связей с общественностью, входит в состав цикла М1.В и является одной из обязательных дисциплин вариативной части учебного плана направления 42.04.01 «Реклама и связи с общественностью», профиль подготовки «Креативные технологии в рекламе и связях с общественностью». Предшествующими для изучения учебной дисциплины являются дисциплины: «Технологии рекламы и СО в различных сферах», «Планирование и реализация кампании по рекламе и СО», «Коммуникационный менеджмент». После изучения

дисциплины обучающиеся смогут использовать сформированные компетенции в процессе прохождения учебной практики.

План преподавания дисциплины учитывает подготовку, полученную студентами в рамках базовых и специальных профессиональных дисциплин, и раскрывает возможности её прикладного применения в профессиональной деятельности. Цель курса предполагает освоение основных концепций инновационного управления и приобретение умений и практических навыков планирования, организации и оценки эффективности инноваций, а также мотивации работников к развитию инновационной деятельности. В задачи входит раскрытие сущности инноваций, анализ видов инноваций и особенностей инновационного процесса; изучение основных инновационных методов, приемов и технологий, существующих в настоящее время в системе пиар-коммуникаций.

Следует отметить, что образовательный процесс в рамках данной дисциплины (согласно рабочему учебному плану, действующему в рамках ЛГУ им. А.С. Пушкина) направлен на формирование как общепрофессиональных: ОПК-1 (способность руководить осуществлением профессиональных функций в области рекламы и связей с общественностью в государственных, общественных, коммерческих структурах, средствах массовой информации, в социальной сфере, сфере политики, экономики, производства, торговли, науки, культуры, спорта), так и профессиональных компетенций: ПК-12 (способность определять стратегические цели и руководить проектированием, планированием, подготовкой и реализацией коммуникационных кампаний и мероприятий), ПК-21 (способность применять в исследованиях основные концепции и принципы самоорганизации, эволюции, воспроизводства и развития систем, учитывать их динамику и тенденции), ПК-26 (Способность применять накопленные знания и опираться на них в подготовке и написании научно-исследовательских работ, включая кандидатские и докторские диссертации) [7].

Когнитивная составляющая компетенции ОПК-1 предполагает знание принципов и основ стратегического развития сферы рекламы и РК типологии, принципов и технологий создания рекламного продукта и продукта в сфере пиар-технологий; принципов взаимодействия организации и общества, общества и СМИ; основ социальной психологии, психологии межличностных отношений, психологии больших и малых групп; законов планирования, управления и оценки в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

В рамках ОПК-1 студенты учатся использовать законы планирования и управления на уровне применения значительного объёма теоретических знаний в профессиональной сфере, работать в различных сложных условиях, в различных коллективах; создавать

оптимальные условия для профессиональной деятельности; грамотно строить коммуникацию в повседневных и конфликтных ситуациях; осуществлять мониторинг СМИ, социологические и маркетинговые исследования для грамотного прогнозирования деятельности коллектива и организации; оценивать качество материалов для создания рекламного и пиар-продукта; оценивать принимаемые управленческие решения с правовых, морально-этических и нравственных позиций.

По итогам изучения дисциплины студенты должны владеть: технологиями создания рекламного продукта, пиар-продвижения, а также формирования общественного мнения в государственных, общественных, коммерческих структурах, средствах массовой информации, в социальной сфере, сфере политики, экономики, производства, торговли, науки, культуры, спорта; навыками организации, планирования и управления работой отдела по СО, отдела рекламы, СМИ в любой социальной сфере в различных условиях и с различными производственными задачами на уровне, достаточном для решения сложных производственно-управленческих задач; методиками мониторинга, SWAT-анализа, контент-анализа, а также использования результатов для прогностического и стратегического планирования работы; вычленять главные факторы, влияющие на успешность социального взаимодействия в стандартных и нестандартных ситуациях, адекватно оценивать последствия выбранной стратегии.

С первого занятия данной компетенции уделяется самое пристальное внимание, так как именно она отражает основное содержание дисциплины «Инновации в связях с общественностью». Структура дисциплины предопределяет возможность раскрытия всех проблемных тем, по которым предстоит обучение и потенциале освоения студентами необходимых компетенций. Практика преподавания дисциплины позволяет говорить об успешности формы организации образовательного процесса, направленного на формирование профессиональных и общекультурных компетенций выпускника магистратуры.

Реализация компетентностного подхода выдвигает серьёзные требования к методике обучения. Учебный материал разбит на четыре темы, что позволяет формировать законченные информационные фрагменты, а также проводить оценку текущей успеваемости и освоения дисциплины, привносить коррективы, если это необходимо.

Первая тема данной дисциплины обозначена как «Основные понятия инноватики». Она предполагает изучение и освоение студентами понятия и сущности инноваций, инновационных процессов; анализ классификаций инновационных процессов, свойств и функций инноваций; выявление факторов, влияющих на развитие

инновационного процесса. Будущим специалистам в области рекламы и пиар-технологий важно иметь представление о жизненном цикле инновации, целях и основных направлениях инновационного менеджмента, уметь использовать приемы инновационного менеджмента: бенч-маркинг, маркетинговый подход, инжиниринг, бренд-стратегия, ценовой прием, фронтирование рынка.

Вторая тема «Инновационные процессы, проекты» включает анализ управления инновационной деятельностью, выявление инновационных стратегий и диффузионных процессов в инновационной среде. Необходимым для дальнейшей практической деятельности выпускников является знание этапов инновационного процесса: цель, инновационные стратегии, научно-техническая идея, технические решения, замысел, проект, программа; а также таких информационных блоков, как управление процессами создания новых знаний и освоением новшеств; инновационная среда предприятия; инновационный потенциал; инновационный климат; операционная инноватика; стратегическая инноватика; функциональное управление инновациями; программно-целевое управление; инновационный менеджмент как организация инновационного процесса.

Третья тема «Инновационные технологии в коммуникациях» логически подводит к рассмотрению причин появления и сущности инноваций в связях с общественностью. Студентам предлагается изучение следующих видов инноваций: Digital-PR, Phygital-PR, SMM (Social Media Marketing), Event-marketing Media-jacking - медийный перехват, краудфандинг, интегрированные коммуникации и кросс-коммуникации, онлайновые пиар-кампании, сторителлинг, мультимедийный лонгрид.

Завершается курс изучением темы «Интеллектуальная собственность в инновационном процессе». Для подготовки к постоянному самообразованию студентов ориентируют на возможности повышения квалификации в области профессиональной деятельности; кодексы профессионального поведения специалиста, проблемы интеллектуальной собственности в России. Большое внимание уделяется рассмотрению понятия «интеллектуальная собственность», объектам интеллектуальной собственности, защите интеллектуальной собственности. Знание особенностей разграничения понятий «автор» и «правообладатель», требований к товарным знакам, фирменным наименованиям и знакам обслуживания позволит подготовиться специалистам к практической деятельности.

Основным форматом подачи материала можно указать традиционную лекцию, однако в рамках изучения курса «Инновации в связях с общественностью» необходимо уделять внимание дискуссиям на тему использования технологий и методов инновационного управления, социально-психологических аспектов инновационных

технологий, роли человеческого фактора в управлении интеллектуальным капиталом и инновациях. Текущий контроль освоения дисциплины осуществляется в виде мини-опросов по изучаемым темам. Студент должен выполнить все контрольные мероприятия, предусмотренные учебной дисциплиной к указанному сроку, после чего преподаватель проставляет балльные оценки, набранные студентом по результатам текущего контроля. Промежуточная аттестация осуществляется в форме зачёта.

Критерии оценивания планируемых результатов обучения для формирования компетенций можно представить следующим образом:

1) неудовлетворительно: отсутствие знаний или фрагментарные знания; отсутствие умений или частично освоенное умение; отсутствие навыков или фрагментарное применение навыков;

2) удовлетворительно: общие, но не структурированные знания; в целом успешное, но не систематически осуществляемые умения; в целом успешное, но не систематическое применение навыков;

3) хорошо: сформированные, но содержащие отдельные пробелы знания; в целом успешное, но содержащие отдельные пробелы умения; в целом успешное, но содержащее отдельные пробелы применение навыков;

4) отлично: сформированные систематические знания; сформированные умения; успешное и систематическое применение навыков.

Следует отметить, что при формировании всех компетенций активно используются методы ситуационного анализа и работа с кейсами. Особенно актуальны эти методики при изучении связей с общественностью в сети Интернет - данная сфера наиболее динамична и в ней ежечасно формируются инновационные средства и технологии работы с информацией. Рассмотрение конкретных примеров из практики коммуникационных кампаний позволяет осмыслить особенности применения теоретических знаний на практике и сформировать компетентного, критически мыслящего и, соответственно, востребованного специалиста.

Таким образом, комбинация различных форм деятельности студентов и использование интерактивных технологий позволяют обеспечить более высокую конкурентоспособность выпускников за счет высокой степени вовлеченности в процесс усвоения знаний. Грамотный подход к учебному процессу способствует формированию компетенций магистров и выполнению требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Список литературы

1. Афанасьева О.Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов: методология, теория, практика: автореф. дис ... д-ра пед. наук: 13.00.08. - Челябинск: ЮжУрГу, 2008. - 45 с.

2. Васечкина М.С. Анализ профессиональных требований, предъявляемых к современным специалистам по связям с общественностью и бакалаврам направления подготовки «Реклама и связи собщественностью» // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2016. - иКЬ: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-professionalnyh-trebovaniy-ргеЬуау|уаетуЬ-к-80Угетеппут-8ре181а1181ат-ро-8ууа2уат-8-оЬ8еЬе81уеппо81уи-1-bakalavram (дата обращения: 23.09.2018).

3. Галимуллина Н.М., Феоктистова И.Р. Особенности развития навыков проектной деятельности у бакалавров направления подготовки «Реклама и связи с общественностью» // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Т. 7, N03(2015). - иКЬ: http://naukovedenie.ru/PDF/188PVN315.pdf (дата обращения: 23.09.2018).

4. Игнатьева Е.Ю. Менеджмент знаний в образовательном процессе высшей школы: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. - Великий Новгород: НовГУ, 2008. 48 с.

5. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная моногр. / В.А. Козырев, Н.Ф. Родионова, А.П. Тряпицина - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.

6. Краснова Т. И. Инновации в системе оценивания учебной деятельности студентов // Образование для устойчивого развития. - Минск: БГУ, 2005.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.04.01 Реклама и связи с общественностью (уровень магистратуры). - иКЬ: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1 %8В/5649 (дата обращения: 23.09.2018).

8. Чупикова М.В. Инновационные технологии в подготовке компетентных специалистов // Труды СГУ. - 2010. - № 12. - С. 51.

9. Эффективность взаимодействия образовательных учреждений и бизнес-среды: теория, методология, практика: коллективная моногр. / Т.Н. Бондаренко [и др.]; под науч. ред. д-ра экон. наук, проф. А.П. Латкина. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2010.

10. Ялалов Ф.Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию // Материалы V международной научно-практической конференции. - Нижнекамск, 2007. - С. 16-20.

Статья поступила: 14.11.2018. Принята к печати: 10.12.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.