Научная статья на тему 'К вопросу о противоречиях теории и практики в подготовке будущих специалистов по связям с общественностью'

К вопросу о противоречиях теории и практики в подготовке будущих специалистов по связям с общественностью Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
261
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PR-ОБРАЗОВАНИЕ / РЕКЛАМА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СПЕЦИАЛИСТА ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / КОММУНИКАЦИОННЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ / PR-EDUCATION / ADVERTISING AND PUBLIC RELATIONS / PROFESSIONAL STANDARDS SPECIALIST IN PUBLIC RELATIONS / PRACTICE-ORIENTED APPROACH / COMMUNICATION COMPETENCE / COMPETENCE APPROACH IN EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андриянова-Качеишвили Лиана Тамазиевна

На данный момент идет активная работа над профессиональным стандартом по связям с общественностью. Тем не менее образовательный процесс подготовки профессионалов в связях с общественностью имеет другие ориентиры. А, главное, преподаватели РСО чаще всего не только не рассматривают профстандарт как необходимую составляющую учебного процесса, но и не знакомы с реальной деятельностью pr-специалистов. Возникает настоящий конфликт интересов. И, как следствие, невостребованные и некомпетентные выпускники. В статье рассматриваются некоторые противоречия теории и практики в связях с общественностью как направления обучения и предлагаются варианты их разрешения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андриянова-Качеишвили Лиана Тамазиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Question of the Contradictions of Theory and Practice in the Training of Future Specialists in Public Relations

At the moment, there is an active work on professional standards in public relations. Nevertheless the educational process of training professionals in the public relations has other options. And, most importantly, teachers RIS, most of all, not only do not consider professional standards, as a necessary part of the educational process, but also not familiar with the real pr-specialist activities. On the other hand the practice of not fully delve into the specifics of the Russian educational system of higher education. There is a real conflict guidelines. And, as a consequence, unclaimed and incompetent graduates. This article discusses some of the contradictions in the theory and practice of public relations as a learning trends and offered options for resolving them. In particular, the combined actions of practitioners and theorists to work on the educational process, the change of some educational formats and the need for teachers, corresponding to the challenges of time.

Текст научной работы на тему «К вопросу о противоречиях теории и практики в подготовке будущих специалистов по связям с общественностью»

Вестник Челябинского государственногоуниверситета. 2016. № 9 (391). Филологическиенауки. Вып. 102. С. 13-19.

УДК 378.1

К ВОПРОСУ О ПРОТИВОРЕЧИЯХ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

Л. Т. Андриянова-Качеишвили

Санкт-Петербургский государственныйуниверситет телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича,

Санкт-Петербург, Россия

На данный момент идет активная работа над профессиональным стандартом по связям с общественностью. Тем не менее образовательный процесс подготовки профессионалов в связях с общественностью имеет другие ориентиры. А, главное, преподаватели PCO чаще всего не только не рассматривают профстандарт как необходимую составляющую учебного процесса, но и не знакомы с реальной деятельностью pr-специалистов. Возникает настоящий конфликт интересов. И, как следствие, невостребованные и некомпетентные выпускники. В статье рассматриваются некоторые противоречия теории и практики в связях с общественностью как направления обучения и предлагаются варианты их разрешения.

Ключевые слова: PR-образование, реклама и связи с общественностью, профессиональный стандарт специалиста по связям с общественностью, практико-ориентированный подход, коммуникационные компетенции, компетентностный подход в образовании.

Противоречия и поиск путей сближения теории и практики в связях с общественностью появились с начала возникновения соответствующих обучающих программ в высших учебных заведениях. Вопросам профессиональной подготовки специалиста по связям с общественностью посвящены исследования психологов, педагогов, философов, социологов, политологов, филологов, культурологов. За годы становления в России, а это более 25 лет, в индустрии связей с общественностью регулярно возникают вопросы: как готовить и чему учить современных коммуникаторов. Требования времени вносят свои коррективы во многие образовательные программы и ФГОС. Потребность в компетентных и востребованных специалистах легла в основу смены классической обучающей парадигмы конца XX в. на практико-ориентированный подход в XXI в. непосредственно в образовательной среде. Многие исследователи говорили о недостаточности привычных форм практического образования: учебной, производственной, преддипломной практик. Например, Л. Е. Солянкина называла такой подход очень узким и не соответствующим требованиям времени [2].

Профессиональные сообщества преподавателей и РЯ-практиков и после появления новых форм взаимодействия столь же регулярно проводят дискуссии на тему перспек-

тив, актуальности и тенденций в подготовке кадров. Состояние и способы взаимодействия образовательных учреждений и представителей рынка коммуникационных услуг активно обсуждаются на специальных мероприятиях, онлайн-площадках, круглых столах и так далее. Возникают совместные проекты, нацеленные на синтез теории и практики. Например, в Санкт-Петербурге существует ряд образовательных проектов, концепции которых призваны отражать реальную деятельность специалистов и отраслевые процессы в различных, в том числе интегрированных, областях: фестиваль «РЯ - профессия третьего тысячелетия», «Социокультурные коммуникации СПб: вуз -экономический сектор - СМИ», студенческие недели «Серебряного Лучника» и ряд других. Влиять на решение вопросов призваны и различные заинтересованные структуры: РАСО, АПСО, АКОС, РАССО и др.

Основной темой выступлений практиков на таких площадках является то, что стремительное развитие новых технологий, появление новых форм работы в профессии требует и специалистов, и, соответственно, выпускников новых форматов. Но если представители «реального сектора» индустрии в силу глубины вовлеченности в процесс более оперативно воспринимают, анализируют и, как следствие, реагируют на все, что происходит в отрасли

(в том числе на все технические и технологические вызовы времени), то образовательная среда во многом не успевает своевременно отозваться на изменения. Вузовская система в силу государственности и необходимости соблюдения большого количества требований при формировании программ и учебных планов более неповоротлива и менее оперативна. Излишняя академичность, растянутость в принятии решений, незнание актуальных процессов внутренней жизнедеятельности компаний разных форм деятельности, отсутствие опыта прикладной работы в непосредственной отраслевой среде, а также часто отсутствие привычной для практиков ориентации «на конечный результат» и загруженность «бумажной» отчетностью - среднестатистическая проблематика в среде профессорско-преподавательского состава.

Многие исследователи состояния РЯ-образования указывают и на то, что профессорско-преподавательский состав вузов часто не соответствует заявленным дисциплинам. Профилирующие предметы читаются не всегда специалистами в данной области. У преподавателя может отсутствовать понимание реальных практических проблем [1].

Отсюда излишняя теоретизированность и частая подмена форм обучения практическим способам решения тех или иных задач на исторические или идеологические дискурсы. Слабым звеном по-прежнему остаются дисциплины по интернет-технологиям.

Отдельный важный вопрос - зависимость от требуемого в вузах определенного количества научных публикаций (часто с неподтвержденным или абсолютным отсутствием практической значимости). Преподаватели для выполнения необходимых объемов (а также сохранения и повышения квалификации) вынуждены отказываться от участия в практических проектах. Отсутствует и финансовая мотивация. К тому же вузы (как часть системы высшего образования) не предъявляют требований такой деятельности к своим преподавателям. И, главное, для изучения любого интересующего вопроса внутри профессии требуется время. Кроме того, к сожалению, многим сотрудникам свойственно абсолютное отсутствие интереса к профессиональной области связей с общественностью с прикладной точки зрения: изучение событий проходит лишь дистанционно по последующим материалам без личного присутствия на основе анализа работ других авторов без представления цепочки действий,

производственной составляющей, важных нюансов, процесса решения внутренних проблем и знания конкретных действующих лиц того или иного проекта.

Все это не позволяет преподавателю быть максимально «знающим» предмет. Как следствие, методика и программные обучающие продукты (программы дисциплин, семинаров и др.) имеют аналогичные требования к деятельности студентов - курсовые и дипломные работы при классификации «практической» или «научно-практической» де факто носят только аналитический характер, где практическая часть основана на исследованиях «чужой деятельности». Формирующая же навык генерирования и реализации собственных идей составляющая отсутствует. У научного руководителя нет опыта личной практической работы, а, соответственно, нет критериев ее оценки. В результате подавляется потребность к генерированию идей у студентов, развитию инициативности, креативного подхода, вовлеченности. И это на фоне общей тенденции к инфантилизации студентов. Вместе с тем именно эти качества согласно вакансиям на любом сайте поиска работы наряду с другими практическими компетенциями стоят в числе основных требований, предъявляемых к претендентам на должность пиарщиков.

В результате выпускник должен, но не владеет многими обозначенными в ФГОС профессиональными компетенциями именно практической направленности. Результат - неудовлетворяющая современную РЯ-индустрию практика профессионального образования. Получается, что программы дисциплин и формы преподавания направления «Реклама и связи с общественностью» бакалавриата часто ориентированы скорее на дальнейшее поступление в магистратуру и далее в аспирантуру, а не на выход в профессию. Практическая же деятельность дается в рамках факультативов, дополнительного образования, воспитательной работы и участия в различных мероприятиях. Что недостаточно для претендента на должность в отрасли.

Лишь немногие преподаватели позволяют себе и имеют возможность выйти за рамки привычного процесса, проводить нестандартные занятия (с моделированием рабочих ситуаций и решением кейсов, поиском новых форматов, соответствующих требованиям времени и интересных студентам). Как правило, это молодые инициативные аспиранты или бывшие практики (которых в системе высшего образования на данный момент единицы). Исключение могут

составить ведущие вузы, имеющие возможность внутренних дополнительных площадок для формирования практических навыков (лабораторий, студенческих рг-агентств, творческих центров, регулярных практико-ориентиро-ванных мероприятий и пр.) и с наличием ярких, продвинутых в профессиональном сообществе преподавателей. Особо проблема качественного практико-ориентированного образования встает в непрофильных вузах, где обучение по направлению «Реклама и связи с общественностью» осуществляется только на коммерческой основе.

Образовательные стандарты третьего поколения ООП ФГОС во многом призваны реализовать нехватку знатоков практических процессов за счет обязательного присутствия на выпускающих кафедрах штатных практиков. До 10 % преподавателей должны быть привлечены к учебному процессу из числа действующих специалистов, в том числе руководителей компаний. Но, с одной стороны, это часы, которые кафедры вынуждены отдавать «внешним» сотрудникам, что в условиях слияния вузов и кафедр достаточно удручающе. А с другой, практиков для участия в процессе останавливает график учебного процесса и низкие финансовые компенсации потраченного времени.

В результате ФГОС может соблюдаться достаточно формально, а каждый вуз и факультет решает кадровые проблемы в силу своих взглядов и возможностей. Большое значение играет человеческий фактор, а не сформированные образовательные модели.

Таким образом, возникает серьезный разрыв между требуемым уровнем компетенций специалиста на данный момент развития отрасли и уровнем компетенций, с которыми выходит в профессию большинство выпускников высшего учебного заведения.

Из личного опыта автора статьи как практика и работодателя - умения, навыки и знания, прописанные в ООП и полученные (с разной степенью качества) в период обучения, однозначно востребованы профессией, но не с начала карьеры. Умение анализировать, прогнозировать, проводить исследования, искать необходимую литературу, аргументировать, сопоставлять, ставить информационные задачи и делать выводы - то, что в основном студенты выносят из учебного процесса и его привычных форматов: реализации курсовых, контрольных, дипломных работ, написания рефератов и докладов - в реальной практике будут использованы только как продолжение деятельности, но

не ее становление. То есть эти навыки (либо их элементы) могут быть востребованы (либо поручены специалисту-исполнителю) при выполнении профессиональной деятельности после накопления определенного базисного опыта решения конкретных прикладных задач на конкретном предприятии или в компании. А вот умение решать конкретные прикладные задачи в отраслевом пространстве и ставится под сомнение при приеме на работу. Отсюда же неуверенность работодателя в работоспособности такого кандидата.

Именно с прикладной деятельности начинается карьера новичка. И именно прикладной деятельности не хватает в учебном процессе.

Таким образом, краеугольным камнем профессиональной ценности выпускника становятся навыки и умения, полученные в первые год-два рабочей деятельности. Требование «опыт работы минимум от одного года» не случайно выдвигается в превалирующем объеме публикующихся вакансий специалистов по связям с общественностью [http://spb.hh.ru/ уасапс1е8/рг_тепеб2Ьег].

Именно год является полным производственным циклом любой компании, с которым новичок просто априори не может быть знаком (исключение - работающие студенты), а также объемом функциональной ответственности, которая возложена на каждого сотрудника и знанием конкретных прикладных форм работы в каждом отдельно взятом предприятии или организации и каждом отдельно взятом направлении деятельности внутри. При этом в рамках существующего периода кадровых сокращений сотрудник чаще всего становится в режим конвергентности и универсальности. Время, отведенное на решение определенных задач, сокращается. Соответственно, обучать и даже просто подсказывать начинающему специалисту на предприятиях и организациях просто нет времени, а поэтому работодатели стараются не брать на себя такие обязательства.

Эксперт в области системной инженерии Анатолий Левенчук в своих работах о базовых составляющих в разделении труда в рамках современной действительности говорит о необходимости правильного восприятия выпускника. Он разделяет задачи образования в какой-либо дисциплине учебного заведения и задачи тренинга определенной технологии.

«Соответственно, и работодатель должен хорошо понимать, что он может получить в распоряжение образованного человека, но при

этом каким-то вещам его надо дообучить на месте <...>. Но сама деятельность разделена на две части: на то, что происходит в голове, в мышлении - учебная дисциплина, и на то, что происходит в жизни - в технологии. И между собой понятия дисциплины и технологии лингвистически обычно никак не связаны. В вузах и техникумах должны учить предметам, дисциплинам, а на производстве - работе с конкретными технологиями. Практика = дисциплина + технология (всегда), причем дисциплина должна поддерживать технологию» [7].

Этот принцип абсолютно применим и к РЯ-специалистам, которые в своей деятельности используют различные инструменты и технологии. Воспринимать подобным образом обучение будущего хорошего специалиста - совместная задача и образовательного, и профессионального сообщества.

Но учить на местах в условиях рыночной экономики, конкуренции, постоянно меняющихся экономических условий готово единичное количество работодателей. Опять же пресловутый человеческий фактор. С развитием рыночной экономики у нас ушло понятие наставничество, а в новых коммуникационных направлениях жизнедеятельности общества оно и не формировалось.

В большинстве случаев лишь крупные коммуникационные или рекламные агентства приглашают и отбирают студентов еще в процессе обучения, предлагая им различные программы сотрудничества и стажировок. Количество же таких студентов очень мало. Корпоративный и государственный РЯ пока и вовсе остается в стороне.

В настоящее время РЯ-специалистов выпускают 127 высших учебных заведений страны. (Значительная часть которых ориентирована на академический бакалавриат). То есть ежегодно на рынок выходят не менее 7000 обладателей профессионального звания «специалист по рекламе и связям с общественностью». А если учесть программы магистратуры, форм второго высшего образования, различных дополнительных курсов, а также выпускников смежных специальностей: журналистов, маркетологов, специалистов по рекламе (колледжи) - то это значит, что рынок труда вряд ли готов принимать такое количество неопытных выпускников с «нулевой» профессиональной ценностью. И если они не попали в число избранных агентствами или не определились с началом профессиональной карьеры еще в сту-

денчестве, то им приходится доказывать свою состоятельность, выбирая другой путь.

Таким образом, сегодня отрасль, по мнению академиков АКОС, определенно имеет свои особенности и находится на этапе становления новых направлений. «Для коммуникационной отрасли, исторически культивировавшей культуру текста и построенной на партнерстве с классическими СМИ, стремительное развитие ^ка1-коммуникаций представляет серьезный вызов. Спрос на использование новых средств растет, при этом работа по интеграции нового инструментария только началась и для накопления базы успешной практики еще потребуется время» [6]. Очевидно, необходимо определенное регулирование и в «кадровом воспроизводстве». Это имеет отношение и к выпускникам, и к преподавателям. При этом регулирование консолидированное: участниками современного рынка коммуникационных услуг и государства, которое является заказчиком, как автора ФГОС и следуемых ему образовательных программ.

Профессиональное сообщество в лице Российской Академии общественных связей инициировало в 2014 г. появление первого профессионального стандарта по связям с общественностью. Ожидаемый и необходимый документ стал основополагающим для нового витка в выявлении противоречивых требований к рг-специалистам в профессиональной и образовательной среде. Об этом в своих работах говорят В. А. Ачкасова, Л. В. Азарова, И. А. Ильина, А. В. Кирьянова, А. Д. Кривоносов и так далее.

Документ ориентирован на работающего специалиста в современных условиях. Его компетенции прописаны с учетом требований современного рынка и реалий отрасли. Несомненно, он должен стать ориентиром при подготовке профильных специалистов. При тщательном рассмотрении документа видно, что он подразумевает сближение деятельности по связям с общественностью с другими технологиями управленческого и стратегического характера. В то же время основой профстандарта стали трудовые функции и компетенции, которые в основном разработаны практиками, присутствующими на рынке труда более 10 лет или представителями профессорско-преподавательского состава крупных столичных вузов, также имеющими опыт практической работы. Обозначенными компетенциями в большинстве своем могут владеть далеко не «новоиспеченные» специалисты, а лишь имеющие немалый опыт. В частности, среди поддающихся сомнению:

1. Обобщенная трудовая функция: разработка коммуникационной стратегии - трудовая функция: сбор информации - компетенция «знание базовых технологий информационной бизнес-разведки».

2. Обобщенная трудовая функция: анализ информации - трудовая функция: обработка и структурирование результатов исследования -компетенция «навыки работы со специализированным программным обеспечением для обработки данных».

3. Обобщенная трудовая функция: управление проектами - трудовая функция: подготовка документов, организация документооборота по проекту - компетенция «знание систем документооборота, распространенных в стране, отрасли, компаниях-участницах проекта».

4. Обобщенная трудовая функция: реализация коммуникативной стратегии - трудовая функция: организация взаимодействия с потребителями В2Ви В2С - компетенция «знание организации CRM, клиентского сервиса, KPI сервисных подразделений».

5. Обобщенная трудовая функция: реализация коммуникативной стратегии - трудовая функция: определение порядка реализации коммуникационной стратегии - компетенция «знание технологий организации работы территориально распределенных команд» [http:// www.slideshare.net/raso_pr/ss-39639333].

Сюда же можно отнести еще целый ряд компетенций, которые невозможно приобрести в рамках учебного заведения: например, навыки переговоров, бенчмаркинг, знание конъюнктуры рынка и так далее. Возможно, отсутствие определенных компетенций у выпускника каким-то образом будет учтено при ориентации на новый профессиональный стандарт.

И, конечно, в очередной раз встает вопрос и о том, что в вузах готовят «специалиста по рекламе и связям с общественностью». Тогда как в профессиональной среде рассматривается новый стандарт специалиста по связям с общественностью - без «рекламы». Учебные планы же включают рекламные направления. Они имеют определенный набор дисциплин, нагрузку преподавателей и интерес студентов.

Таким образом, можно сделать вывод, что подготовить выпускника, на 100 % отвечающего требованиям рассматриваемого профессионального стандарта, не представляется возможным. Вероятно, понимание этих моментов отдается на откуп работодателям, которые могут предъявлять к молодому сотруднику зани-

женные требования. Тогда встает вопрос о заработной плате такого специалиста. Уже сегодня многие работодатели предлагают выпускникам не постоянную форму работы, а стажировку с тем же объемом выполнения профессиональных задач, но за низкую оплату труда или без нее. С одной стороны, это, конечно, можно рассматривать как помощь в адаптации в профессиональной сфере, а с другой - работодатель экономит ресурсы, получает результат, но не дает гарантии дальнейшего трудоустройства.

Нельзя не отметить и еще один важный момент. Сегодня деятельность системы образования как социального института, обеспечивающего воспроизводство интеллектуально-культурного потенциала общества, выступает как образовательная услуга, принимающая товарную форму и, следовательно, имеющая свою потребительную стоимость и цену [4]. Что, с одной стороны, оправдано рыночной экономикой. А с другой, в корне меняет многолетнюю сущность высшего образования, ее научную составляющую и перспективы для многих участников образовательного процесса. В том числе и при подготовке бакалавров и магистров по рекламе и связям с общественностью. Мы получаем разрыв внутри образовательной среды и профессорско-преподавательского состава, когда старое поколение преподавателей не готово к новым условиям. А начинающему еще не предложены эти условия. И поисками новых форм они занимаются сами. Здесь также важным участником процесса должно стать профессиональное сообщество. Так как первичными потребителями образовательных услуг в первую очередь являются студенты (отчасти их родители), а вторичными можно признать тех же работодателей, заинтересованных в эффективных сотрудниках.

С учетом вышеуказанных положений и изучения некоторых уже имеющихся инициатив можно сформулировать ряд актуальных предложений, которые тем или иным способом востребованы для современного образования по направлению «Реклама и связи с общественностью».

В отношении высших учебных заведений:

1. Актуализация «Рейтинга вузов» РАСО (может стать обязательным критерием при аккредитации по направлениям обучения).

2. Привлечение не только студентов, но и самих преподавателей к стажировкам в коммуникационных агентствах и подразделениях государственных и коммерческих структур.

3. Проведение вузовскими преподавателя-

ми специальных методических семинаров для состоявшихся РЯ-специалистов, желающих заниматься преподавательской деятельностью.

4. Интеграции в учебные планы проектных форм работы, которая могла бы объединить в единые команды практиков, профессуру и студентов.

5. Обязательное наличие при получении аккредитации по направлению «Реклама и связи с общественностью» постоянно действующих практико-ориентированных структур (лабораторий, центров, студенческих агентств, различных площадок).

6. Ориентированность программы ООП и дисциплин (практической части) на профессиональный стандарт.

7. Развитие и поощрение на уровне руководства вузов творческих авторских технологий преподавателей по практико-ориентиро-ванности студентов соизмеримо с наличием научных работ.

В отношении практиков:

1. Возведение производственной практики студентов в ранг корпоративной социальной ответственности [5].

2. Регулярное проведение Дней открытых дверей для студентов (по принципу ярмарки вакансий).

3. Способствование вовлечению в процесс членов профессиональных ассоциаций и союзов других отраслей деятельности (настоящих и потенциальных клиентов коммуникационных агентств и т. п.) - представителей корпоративного направления деятельности (согласно новому профессиональному стандарту) - ТПП, СПИБА, СПП и др.

4. Инициирование частичного распределения студентов через активное участие в образовательных программах выпускного курса и инициирование заявок на выполнение выпускных квалификационных работ.

5. Открытие совместных образовательных центров, студий на базе высших учебных заведений, а также авторских курсов в вариативной части программ и по принципу наставничества и мастерских театральных вузов.

6. Формирование профессиональной инфраструктуры и среды, в которую включать студентов: ассоциации, программы, практикумы, стажировки, тренинги [3].

Многие пункты, по мнению автора, необходимо ввести в ранг обязательных при получении аттестации кафедр и факультетов, обучающих будущих специалистов.

В завершение можно подвести итог, что в настоящее время и в настоящих условиях поиска эффективных методов подготовки будущих специалистов актуально становление преподавателей нового формата. Это профессионал с активной жизненной позицией, имеющий не только специальное образование, но и определенный опыт практической деятельности, обладающий компетенциями согласно профессиональному стандарту, а также регулярно ведущий научную деятельность, воплощающий в себе лучшие личностные качества педагога, владеющий всеми действующими методиками образования, социально-педагогическим подходом и инициирующий внедрение новых технологий. Вполне актуально в связи с этим появление новой группы коммуникативных наук с подготовкой соответствующих профессионалов.

Список литературы

1. Ильина, И. А. Актуальные проблемы подготовки бакалавров в сфере связей с общественностью / И. А. Ильина // Pablic Relations - наука, образование и профессия: Материалы научно-практического семинара, г. Санкт-Петербург, 8 апреля 2015 г. - 2015. - С. 49-52.

2. Солянкина, Л. Е. Практико-ориентированная образовательная среда как детерминант развития профессиональной компетентности будущего специалиста / Л. Е. Солянкина // Вестн. Томск. гос. ун-та. - 2010. -№ 11 (91). - С. 79-85.

3. Круглый стол: Перспективы PR-образования // Пресс-служба. - 2014. - № 4.

4. Маркетинг. Общий курс : учеб. пособие / под ред. Н. Я. Колюжновой, А. Я. Якобсона. - М., 2006.-340 с.

5. Ромашко, Т. В. Социокультурный капитал ПР-сообщества Санкт-Петербурга / Т. В. Ромаш-ко // Вестн. гуманитар. фак. Санкт-Петерб. гос. ун-та телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича. - 2015. -№ 7.- С. 153-157.

6. Состояние национальной индустрии общественных связей: доклад Российской Академии общественных связей 2014. -URL: http://pracademy.ru/files/upload/1e/16/RAOS-2014.pdf.

7. Фахрутдинов, А. Закат профессии / А. Фахрутдинов // Энергоразвитие. - URL: http://www. erazvitie.org/article/zakat_ professij.

Сведения об авторе

Андриянова-Качеишвили Лиана Тамазиевна - старший преподаватель кафедры социально-политических наук гуманитарного факультета, Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича. Санкт-Петербург, Россия. k.1iana78@gmai1.com

Bulletin of ChelyabinskState University. 2016. No. 9 (391). Philology Sciences. Issue 102. Pp. 13-19.

ON THE QUESTION OF THE CONTRADICTIONS OF THEORY AND PRACTICE IN THE TRAINING OF FUTURE SPECIALISTS

IN PUBLIC RELATIONS

L. T. Andriyanova-Kacheishvili

Bonch-Bruevich state university of telecommunication, SaintPetersburg, Russia. k.liana78@gmail.com

At the moment, there is an active work on professional standards in public relations. Nevertheless -the educational process of training professionals in the public relations has other options. And, most importantly, teachers RIS, most of all, not only do not consider professional standards, as a necessary part of the educational process, but also not familiar with the real pr-specialist activities. On the other hand the practice of not fully delve into the specifics of the Russian educational system of higher education. There is a real conflict guidelines. And, as a consequence, unclaimed and incompetent graduates. This article discusses some of the contradictions in the theory and practice of public relations as a learning trends and offered options for resolving them. In particular, the combined actions of practitioners and theorists to work on the educational process, the change of some educational formats and the need for teachers, corresponding to the challenges of time.

Keywords: PR-education, advertising and public relations, professional standards specialist in public relations, a practice-oriented approach, communication competence, competence approach in education.

References

1. Il'ina I.A. Aktualniye problemi podgotovki bakalavrov v sfere svyasey s obschestvennostyu [Actual problems of preparation of bachelors in the field of public relations]. Pablic Relations - nauka, obrazovanie i professia: materialy Nauchno-practicheskogo seminara [Public Relations - science, education and profession: Proceedings of the Scientific and Practical Workshop]. St. Petersburg, 2015. Pp. 49-52. (In Russ.).

2. Solyankina L.E. Practiko-orientirovannaya obrazovatelnaya sreda kak determinant razvitiya professionalnoy competentnosti buduschego specialista [Practice-oriented educational environment as a determinant of the development of professional competence of future specialist]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Journal ofTambov University], 2010, no. 11 (91), pp. 79-85. (In Russ.).

3. Crugly stol: Perspektivy PR-obrazovaniya [Round table: Perspective PR education]. Zhurnal «Press-sluzhba» [Journal Press service], 2014, no. 4. (In Russ.).

4. Colyuzhnova N.Ya., Yacobson A.Ya. Marketing. Obschiy kurs [Marketing. General Course]. Moscow, 2006. 476 p. (In Russ.).

5. Romashco T.V. Socioculturny capital PR-soobschestva Sankt-Peterburga [Socio-cultural capital of PR-community of St. Petersburg]. Vestnik gumanitarnogofakulteta Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta telekommunicacy im. prof. M.A. Bonch-Bruevicha. [Journal faculty of Humanitieschair the Bonch-Bruevich state university of telecommunication], 2015, no. 7, pp. 153-157. (In Russ.).

6. Sostoyanie nacionalnoy industrii obschestvennyh svyasey: doklad Rossiyskoy Akademii obschestvennyh svyasey 2014 [The state of national industry of public relations: report of the Russian Academy of Public Relations in 2014]. Available at: http://pracademy.ru/files/upload/1e/16/RAOS-2014-flOKnafl.pdf, accessed 26.01.2016. (InRuss.).

7. Fahrutdinov A. Zakat professiy [Sunset profession]. Energorazvitiye [Energy development]. Available at: http://www.erazvitie.org/article/zakat_professij, accessed 26.01.2016. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.