Л.В. Минаева. Транспрофессиональность специалиста по связям с общественностью в современном обществе. С. 53-56.
III
РК КАК ПРОФЕССИЯ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
УДК 7.01
Л.В. Минаева
ТРАНСПРОФЕССИОНАЛЬНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М.В. ЛОМОНОСОВА
В статье раскрываются современные проблемы подготовки специалистов по связям с общественностью, затрагивающие широкий спектр научно-методологических и социокультурных проблем российского высшего образования. Растущая значимость информационного и творческого подходов в современных видах профессиональной деятельности радикально трансформирует профессиональные качества, востребованные на рынке труда. Профиль «Реклама и связи с общественностью» открывает возможности системной подготовки специалистов транспрофессионального уровня, ориентированных на продвижение науки и техники.
Ключевые слова: связи с общественностью, транспрофессиональность, высшее образование, информационный подход, творческий подход.
В настоящее время связи с общественностью широко и активно используются как органами государственного управления, так и промышленными предприятиями, политическими партиями и движениями, корпорациями, общественными организациями и др. На основе коммуникационных технологий принимаются важные решения в сфере политики, торговли, бизнеса, производства, науки и культуры. Это приводит к большой потребности в специалистах в сфере связей с общественностью, в результате чего в течение последнего десятилетия неуклонно растет спрос на профессиональных коммуникаторов.
Подавляющее большинство выпускников по данной специальности успешно работает на предприятиях страны, в системе государственного управления и в социальном секторе. Тем не менее, среди практиков существует стереотип, что вузы «учат не тому, что нужно в работе», что «выпускник к работе не готов» и т.д. Можно здесь возразить и сказать, что если агентству не повезло, и к нему пришел скороспелый «специалист», который был подготовлен какими-то ускоренными доморощенными курсами, или троечник, то это не значит, что всех выпускников следует переучивать. Троечники есть и врачи, и инженеры. Средненький специалист, может, даже не ту специальность выбрал. И, несмотря на усилия вуза, который стремился дать студенту максимально много, студент остался к этому равнодушным. Возможно, здесь преподавателям надо поступать, как английская компания «Веджвуд», у которой нет посуды второго сорта, они ее разбивают. Наверное, надо больше отчислять, чтобы были одни отличники. Но далеко не каждый троечник потом становится плохим специалистом. Профессионализм - это знание плюс опыт. Знания дает университет, а опыт приобретается в работе. Полезно в этом случае обратиться к результатам исследования Европейской Ассоциации исследований и образования в области связей с общественностью (ЕИРКЕЯЛ),
Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева. «Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии».
которое было проведено в 2014 году [1]. Европейские специалисты по связям с общественностью сообщают, что тремя наиболее важными факторами в профессиональном развитии респондентов стали: налаживание связей среди сверстников и коллег (78 %), дальнейшее образование, как в рамках работы, так и вне её (71 %), а также переход к новому работодателю (71 %). Для молодых сотрудников значительную роль играет наличие опыта работы и практики (74%), в то время как для сотрудников среднего возраста (30-39 и 40-49 лет) самым сильным стимулятором карьерного роста является смена работодателя (74,4% и 72.1 % соответственно).
Исследование показало, что и самые молодые, и самые опытные работники считают наставничество одним из трех лучших способов развития карьеры. Карьерное спонсорство является одной из основных функций, выполняемых наставниками, которые, как правило, занимают более высокое положение в организации. Обычно они решают с подопечными различные рабочие дилеммы, продвигают их карьеру в организациях путем предоставления спонсорской поддержки, коучинга, метода воздействия и наглядности, защиты и предоставления им заданий, требующих с их стороны определенного напряжения сил. В качестве спонсоров наставники активно выдвигают подопечных на участие в проектах и акциях, публично выступают в поддержку их способностей и поощряют их начинания. Как коучеры наставники обеспечивают своих подопечных информацией, которая доступна только членам высшего уровня в организации, делятся историями из своей карьеры, предлагают конкретные стратегии по достижению рабочих целей, оказывают помощь в развитии профессиональных навыков и в получении новых знаний.
Можно вспомнить в этой связи, что в советский период выпускник три года считался молодым специалистом, и ему все это время помогали набрать опыт, а уволить не имели права. Приходится констатировать, что сегодня агентства не хотят иметь дело с молодыми специалистами. Это затратно, агентству выгоднее получить сформировавшегося профессионала. В современных видах профессиональной деятельности усиливается информационный и творческий подход. Возрастает роль гибких краткосрочных проектов и коллективов (временный состав вместо постоянного состава). Сокращаются рабочие места, на которых находятся в течение всей жизни. Разрушается профессиональная замкнутость, усиливается глобализация. Происходит изменение профессиональных качеств, востребованных на рынке труда, и ценится не квалификация, а компетентность. Все вышесказанное сделало востребованным компетентностный подход в формировании образовательной программы и концептуально важным способом управления категорией результата образования. Компетенции представлены в ФГОСе. И в этом отношении российское образование не уступает зарубежным требованиям, предъявляемым к профессиональным коммуникаторам [2]. В 2014 году по инициативе Ассоциации преподавателей по связям с общественностью было проведено специальное исследование, в результате чего был разработан «Паспорт компетенций профессионального коммуникатора для включения в Федеральные государственные образовательные стандарты по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью» [3] .
Вузовское базовое образование позволяет выпускнику-отличнику легко адаптироваться в разных условиях и, применяя полученные знания на практике, оттачивать их под конкретную производственную ситуацию. Понятно, что специфика деятельности специалиста по связям с общественностью в музее или в МЧС потребует от него специальных знаний основ музейного дела или условий работы спасателей и пожарных. Такие знания вуз дать не может, поскольку приспособиться ко всему разнообразию жизни общества не в состоянии ни одна образовательная программа. Но подготовить студента к типовым моделям поведения вуз обязан. Поэтому в рамках Федерального государственного образовательного стандарта предусмотрена профилизация образовательной программы по направлению «Реклама и связи с общественностью». Особое значение в настоящее время приобретает профиль «Реклама и связи с общественностью в отрасли». Следует подчеркнуть, что образовательная программа высшего профессионального образования «Реклама и связи с общественностью» реализуют-
Л.В. Минаева. Транспрофессиональность специалиста по связям с общественностью в современном обществе. С. 53-56.
ся не только в классических университетах, но и в технических университетах, и вузах других профилей.
Открытие так называемых «непрофильных специальностей» в технических вузах, развитие в них гуманитарных факультетов происходило с начала 1990-х годов, в условиях, когда государство, с одной стороны, практически приостановило финансирование вузов по ряду статей, с другой стороны, организовало внедрение рыночных форм подготовки специалистов, по принципу: «какие специальности востребованы потребителем, такие и предлагать». Подготовка специалистов по связям с общественностью в технических вузах не стала случайностью, она вполне отвечает задачам сегодняшнего дня. Активное развитие сферы наукоемких технологий в России, объявленной одним из приоритетных направлений в политике государства, обусловливает объективную необходимость подготовки по направлению «Реклама и связи с общественностью» для этой сферы. Специалистов подобного профиля целесообразно готовить именно в технических вузах с учетом их специфики, что позволяет продвигать не только товары и услуги, но также идеи, концепции, научные изобретения и инновации.
Во время подготовки бакалавров по направлению «Реклама и связи с общественностью», конечно же, учитывается специфика рекламы и связей с общественностью в производстве. В целом, учебные курсы по разработке коммуникационных программ предусматривают такие моменты, как изучение объекта продвижения; постановка целей, важных именно для той или иной отрасли; определение, и при необходимости изучение, целевых аудиторий, взаимодействующих, так или иначе, с отраслью; определение эффективных каналов воздействия на эти аудитории; определение эффективных форм подачи информации; определение бюджета на продвижение. Но у каждой отрасли есть свои особенности. Например, целевые группы общественности: клиенты, инвесторы, партнеры, конкуренты, государственные структуры, регуляторы, персонал. Причем степень внимания, уделяемая той или иной аудитории, варьирует в зависимости от типа бизнеса [4]. Если для нефтедобывающих компаний на первом плане будут госструктуры, то для сферы услуг главными являются клиенты и персонал. Если цель - достижение известности организации в деловой среде, то необходимо иметь четкое представление не только о специфике самой организации, но и об этой среде, о рынке, на котором она работает. К сожалению, низкий уровень информированности о предприятиях-производителях - типичная проблема для российского и мирового рынка. Очень важно во время формирования учебного плана предусмотреть дисциплины и модули, знание которых будут способствовать получению этих знаний.
Профиль «Реклама и связи с общественностью в отрасли», который прямо направлен на продвижение науки, промышленности и сельского хозяйства, позволяет вести системную подготовку специалистов подобного рода. В современных учебных планах сохранены введенные ранее дисциплины, позволяющие более полно представить особенности сферы промышленного производства, специфику труда, что впоследствии дает возможность использовать коммуникационные технологии решения проблем отрасли наиболее эффективно. Более того, привычным становится участие преподавателей технических специальностей в подготовке специалиста по рекламе и связей с общественностью, что обеспечивает его своеобразную транспрофессиональность. Конечно, выпускник гуманитарного факультета не является инженером, но он точно сможет помочь инженеру в решении его производственных проблем, потому что уже на студенческой скамье узнает, как инженер работает, какие вопросы он решает, общаясь со своими подчиненными.
Отличительной чертой подготовки специалистов по связям с общественностью в технических вузах является тесная связь теоретического обучения с практикой, с производством. Практикоориентированность как важнейшая черта подготовки специалиста сохраняется и при подготовке профессиональных коммуникаторов. С предприятиями и госучреждениями заключаются договора о прохождении практики, которые позволяют студентам, овла-
Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева. «Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии».
девающим связями с общественностью, окунуться в атмосферу производства и осознать значимость избранной профессии для развития экономики страны [5].
Содержание подготовки выпускников за двадцать лет существования данной специальности доказывает ее профильное соответствие специфике образования в технических вузах, поскольку они работают в разных отраслях народного хозяйства и прежде всего в промышленности, способствуя продвижению положительного имиджа предприятий и укреплению их репутации, как на отечественном рынке, так и за рубежом. Примерами могут служить такие предприятия России, как Копейский машиностроительный завод, Челябинский металлургический комбинат, ОАО «Красмашзавод» (передовое спутникостроительное предприятие России и мира), ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнева, ФГУП «Горно-химический завод» системы Росатома, «ОАО «Казанское авиационное производственное объединение им. С.П. Горбунова», ОАО «КАМАЗ», ОАО «Казанский вертолетный завод», ОАО «Лентелефонстрой», ОАО "Газпром нефть», «Воронежское авиастроительное объединение», ОАО «Воронежсинтезкаучук», «Воронежнефте-продукт», «Ульяновский автомобильный завод», ОАО «Авиастар-СП», ОАО «Нижновэнер-го», ОАО «НИАЭП» многие другие.
Во многих учебниках по связям с общественностью подчеркивается, что при выборе между агентством и собственным специалистом по связям с общественностью, чаша весов нередко склоняется в сторону своего специалиста, потому что он лучше знает специфику самой организации, ее типичные проблемы и возможности. Приходя на производство, выпускник профиля «Реклама и связи с общественностью в отрасли» практически с самого начала значительно лучше разбирается в тонкостях деятельности данного предприятия, чем человек, который работает в агентстве. Его транспрофессиональность, приобретенная еще в вузе, дает ему большую уверенность и компетентность при принятии решений, касающихся разработки и воплощения в жизнь коммуникационной стратегии предприятия.
Библиографический список
1. Ansgar Zerfass, Ralph Tench, Dejan Vercic, Piet Verhoeven & Angeles Moreno. European Communication Monitor 2014. EACD European Association of Communication Directors, Brussels, www.eacd-online.eu EUPRERA European Public Relations Education and Research Association, Brussels, www.euprera.org
2. Tench, R., Zerfass, A., Verhoeven, P., Verc'ic", D., Moreno, A., & Okay, A. (2013). Communication Management Competencies for European Practitioners. Leeds, UK: Leeds Metropolitan University. www.ecopsi.org.uk.
3. Паспорт компетенций профессионального коммуникатора для включения в ФГОСТ и учета при составлении образовательных курсов в вузах [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://pr-dub.com/actual/gosstandart (Дата обращения 01.03.2015).
4. Чернов, Д. Стратегические коммуникации российского бизнеса [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.perchik.asu.ru/files/Dmitry%20Chernov%20WAVE.pdf (Дата обращения 01.03.2015).
5. Сабирова, Д.К. Модернизация образования: взаимодействие работодателей и вузов [Текст] // Российская школа связей с общественностью. 2013. Выпуск 5. С. 4-12.