Научная статья на тему 'Цивилизационное изменение сферы педагогики'

Цивилизационное изменение сферы педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
системно-деятельностный подход / приоритеты развития образования / аграрная / индустриальная и постиндустриальная цивилизация / педагогическая деятельность / воспитание / образование / обучение / культура личности

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пищик Александр Михайлович

В статье рассматриваются изменения содержания некоторых ключевых факторов эволюции сферы педагогической деятельности при переходе от аграрной к индустриальной и далее к постиндустриальной цивилизации. Построена методологическая матрица для выявления длинных волн парадигмальных изменений в сфере педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Цивилизационное изменение сферы педагогики»

ЦИВИЛИЗАЦИОННОЕ ИЗМЕНЕНИЕ СФЕРЫ ПЕДАГОГИКИ

Пищик Александр Михайлович,

доктор философских наук, профессор Дзержинского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС), г. Дзержинск, e-mail: Pishchik19480yandex.ru

В статье рассматриваются изменения содержания некоторых ключевых факторов эволюции сферы педагогической деятельности при переходе от аграрной к индустриальной и далее к постиндустриальной цивилизации. Построена методологическая матрица для выявления длинных волн пара-дигмальных изменений в сфере педагогики.

Ключевые слова: системно-деятельностный подход; приоритеты развития образования; аграрная, индустриальная и постиндустриальная цивилизация; педагогическая деятельность; воспитание, образование, обучение; культура личности.

Современный кризис системы образования на всех уровнях его бытия детерминирован переходом от индустриальной к постиндустриальной цивилизации. Сущность кризиса — противоречие между старой, индустриальной парадигмой образования и новой, постиндустриальной парадигмой. Проблема преодоления кризиса связана, прежде всего, с пониманием структуры длинных волн циклогенеза педагогических парадигм, господствующих на этапах расцвета аграрной и индустриальной цивилизации и выявления трендов реализации постиндустриальной педагогической парадигмы. Методология системно-деятельностного подхода позволяет выявить инвариантную структуру сферы педагогической деятельности и её цивилизационные системо-генетические модификации в аграрной, индустриальной и постиндустриальной цивилизациях.

Цель статьи — построение методологической матрицы для выявления парадигмальных изменений в сфере педагогической деятельности при переходе от аграрно-ремесленной к индустриальной и далее к постиндустриальной цивилизации. В отличие от устоявшегося в литературе понятия «аграрная цивилизация» введено понятие «аграрно-ремесленная цивилизация», отражающее значимость ремесленного труда в развитии аграрной цивилизации. Состав и структура искомой методологической матрицы представлены в табл. 1.

▼ Таблица 1

Методологическая матрица для выявления парадигмальных цивилизационных изменений в сфере педагогической деятельности

Сфера деятельности Цивилизация

аграрно-ремесленная (до XX в.) индустриальная (XX в.) постиндустриальная (XXI в.)

ПЕДАГОГИКА Этнонациональная Интернациональная Личностная

Педагогические функции Обучение Образование Воспитание

Идеальный уровень государственного образования Всеобщее начальное Всеобщее среднее Всеобщее высшее

Роль педагога Мастер Источник новой информации Антрополог

Ключевой результат образования Опыт и навыки Научные знания Методология деятельности

Слагаемые культуры человека Операциональная культура Информационная культура Мотивационная культура

Тип культуры человека Профессиональная Общая Мировоззренческая

Мировоззрение Религиозное Научное Универсальное

Комментарии к таблице 1.

1. Человек имеет три набора социальных качеств: этнонацио-нальные, общечеловеческие (интернациональные) и личностные (уникальные). Аграрно-ремесленная педагогика преимущественно направлена на воспроизводство этно-национальных социальных качеств человека, помогающих выжить в среде обитания. Общечеловеческие и личностные качества при этом служат средством для достижения этно-национальной педагогической цели. Индустриальная педагогика направлена на воспроизводство общечеловеческих (интернациональных) качеств индивида, полезных для развития промышленности. Этнонацио-

нальные и личностные качества индивида используются как средство для воспроизводства индустриальных интернациональных качеств человека. Постиндустриальная педагогика озабочена развитием уникальных личностных креативных качеств индивида. Этнонациональ-ные и общечеловеческие качества индивида являются средством для достижения заветной педагогической цели: помочь ученику найти и реализовать свою уникальную миссию в социуме.

2. Педагогическая деятельность — родовая деятельность человека и общества по передаче социального опыта человечества в виде ценностных ориентаций, знаний

и умений новым поколениям людей в их воспитании, образовании и обучении1.

Педагогическая деятельность реализуется в функциях воспитания, образования и обучения2. Воспитание — это процесс передачи аксиологического опыта человечества (ценностные ориентации) со стороны общества новым поколениям. Образование — это процесс передачи информационного опыта человечества (знаний) со стороны общества новым поколениям. Обучение — это процесс передачи праксеологического опыта человечества (умений) со стороны общества новым поколениям.

Эти три функции реализуются в педагогической деятельности на всех этапах цивилизационного развития. Однако каждый цивилиза-ционный этап имеет свою доминирующую функцию.

Аграрно-ремесленная педагогика преимущественно озабочена воспроизводством социальных умений. Знания и ценностные установки обслуживают формирование социальных умений. Обучение — педагогическая функция, направленная на формирование социаль-

1 Пищик A.M. Нижегородская методологическая школа: основные концепции: монография. — М.: Изд-во Академии тринитаризма, 2017. — С. 7—11. — URL: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0001/005b/1811-psh.pdf

2 Зеленое Л.А. Концепции Нижегородского философского клуба: монография. — М.: Изд-во Академии тринитаризма, 2018. — С. 52—53. — URL: http://www. trinitas.ru/rus/doc/0001/005c/2164-zl.pdf

ных умений. Эффективность воспитания (формирование ценностных установок) и образования (усвоение знаний) проверяется по результатам обучения (формирование умений). В аграрно-ремес-ленный период ученик проходил испытания прежде всего на профессиональные умения.

Индустриальная педагогика занята формированием преимущественно знаниевой культуры ученика. Система образования — социальная «мегамашина» передачи знаний. На экзаменах проверяется преимущественно способность усваивать стандартные знания. Умения решать учебные задачи не выходят за границы знаниевой культуры (знание алгоритма решения задачи с заранее известным правильным ответом). Умения здесь рассматриваются как вспомогательное средство для усвоения знаниевой культуры. «Ядром» передаваемого в педагогическом процессе социально-культурного «гена» является знание. Умения и установка (ценностная ориентация) — вспомогательная «оболочка» знаниевого «ядра».

Постиндустриальная педагогика ориентирована преимущественно на формирование социальных установок (ценностных ориентаций). Воспитание направлено на формирование мотивационной культуры ученика. В современном мире «жизненный цикл» знаний и умений очень короток. Для выпускника вуза XXI в. устаревание знаний и умений

происходит через 2-3 года3. Пока ученик учится, приобретённые знания и умения существенно обесцениваются. В глобальном мире перемен важную роль играет формирование в воспитательном процессе относительно стабильных ценностных ориентации ученика на непрерывное обновление знаний и умений как норму, на постоянное совершенствование методологии и технологии освоения информационной и операциональной культуры, на умелое сочетание традиции и новации, культуро-сообразных и творческих программ деятельности, командной и индивидуальной работы. В постиндустриальной педагогике эти и другие ценности нормативно закреплены в общекультурных, личностных и профессиональных компетенциях.

3. В Декларации тысячелетия ООН поставлена следующая задача: обеспечить к 2015 г. возможность получать в полном объёме начальное школьное образование для детей (как мальчиков, так и девочек) во всём мире4.

3 Сафонов А.Л. Демографические вызовы экономике и рынку труда в Российской Федерации в условиях глобализации // Диалог культур в условиях глобализации: 11-е международные Лихачевские научные чтения. 12, 13 июля 2011 г. Т.1: Доклады. — СПб., 2011. — С.141-144. — URL: http://www.lihachev.ru/pic/ site/files/lihcht/2011_Sbornik/Tom_1/0 00_ Plenarnoe/051_SafonovAL.pdf

4 Декларация тысячелетия Организации

Объединённых Наций. Принята резолюцией 55/2 Генеральной Ассамблеи от 8 сентября 2000 г. // Сайт ООН. — URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_ conv/declarations/summitdecl. shtml

Всеобщее начальное образование было пределом мечтания педагогики аграрно-ремесленной цивилизации. О всеобщем среднем образовании в тот период никто не думал. Индустриальная цивилизация решила задачу всеобщего начального и всеобщего среднего образования. Постиндустриальная цивилизация ставит задачу всеобщего высшего образования. Высокие технологии всё в большей мере нуждаются в субъектах, уровень образованности которых превышает общее и профессиональное среднее образование. Современный цивилизаци-онный тренд — массовое высшее образование.

4. Педагогом аграрно-ремесленной цивилизации в производственной сфере был преимущественно мастер. Материальная цивилизация опирается на профессиональный труд. Сельскохозяйственный и ремесленный труд как материальный базис цивилизации воспроизводится при наличии педагогической системы, передающей социальный опыт труда от поколения к поколению. Мастерство взрослых усваивалось подрастающим поколением непосредственно в трудовой деятельности. Таким образом, здесь речь идёт не о книжной, а о производственной педагогике. Мы знаем историю книжной (письменной) педагогики от древних цивилизаций до наших дней. История производственной педагогики ещё ждёт своих авторов. Для анализа материаль-

ной цивилизации нам важны логика и история развития производственной педагогики. Аграрная педагогика осуществлялась непосредственно в «поле». Сельскохозяйственный трудовой цикл, включающий множество простых и сложных действий, для своего ежегодного воспроизводства нуждался в полной передаче сельскохозяйственного мастерства от старшего поколения младшему. Ремесленная педагогика осуществлялась непосредственно в мастерских. В развитых цеховых системах ученик, согласно заключённому договору между мастером и представителями ученика, проходил обучение ремеслу. Срок обучения зависел от профессии и продолжался от 2 до 12 лет5.

Воспроизводство материальной индустриальной цивилизации осуществлялось благодаря педагогической системе, в которой педагог был преимущественно источником новой для ученика информации. Машинная система нуждалась в инженерных и квалифицированных рабочих кадрах для своего функционирования и воспроизводства. Общество в целом стало превращаться в социальную «мега-машину», в которой существуют массовые типовые рабочие места. Подготовка к этим типовым местам включала передачу в основном знаниевой культуры. Элементарные

5 Грацианский Н. Парижские ремесленные цехи в XIII-XIV столетиях. — Казань: Типолитография Императорского Университета, 1911. — С. 101-129. — URL: http://en.bookfi.net/book/1215689

«конвейерные» умения «оператор» (от слова «операция» на конвейере) индустриального производства осваивал быстро, непосредственно включаясь в производственный процесс. Сложные «инженерные» умения могли быть освоены только на базе сложной знаниевой культуры, которая транслировалась от учителя к ученику в системе общего и профессионального образования.

Становление и воспроизводство постиндустриальной материальной цивилизации нуждается в новой генерации педагогов. Приоритетными источниками новой информации для учеников всё в большей мере становится мир электронной информации. Традиционные учителя индустриальной эпохи, как правило, не поспевают за своими учениками в овладении компьютерными технологиями. Профессиональный опыт учителя индустриальной эпохи является во многом малопригодным для ученика постиндустриальной эпохи. Главная задача педагога информационной цивилизации — помочь учащемуся адаптироваться к динамичным постоянным изменениям среды обитания. Для этого он должен стать антропологом. Учитель-антрополог начала XXI в. работает в парадигме холистической педагогики6 и других формах целостного подхода к ученику, как, например, это делает A.M. Лобок в созданной

6 Миллер Дж. Холистическое образование // Первое сентября. — 2002. — № 50. — С. 14-15. — URL: http://ps. 1september.ru/article.php?ID=200205007

им вероятностной модели образования7. Задача педагога-антрополога — помочь ученику найти и реализовать уникальную миссию в социуме8. Социум информационно-инновационной постиндустриальной цивилизации будет прирастать за счёт уникальных личностей, способных предложить обществу нестандартные креативные решения.

5. Ключевым результатом образования в аграрно-ремесленной цивилизации были усвоенный социальный опыт и профессиональные навыки, приобретённые учеником. Индустриальная педагогика считала ключевым результатом образования научные знания, усвоенные учащимся. Постиндустриальная цивилизация ориентирует систему образования на овладение учениками методологией деятельности. Поскольку период качественного обновления методологии на порядок больше периода качественного обновления научного знания, то такой переход неизбежен в условиях суще-

7 Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2-х т. Т. 1. — М.: Народное образование, 2005. — С. 414-420. — URL: http://stavcvr.ru/metod-корйка/Г.%20Селевко_Энциклопедия%20образова-тельных%20технологий%20%281%20том%29^

8 Хуторской A.B. Педагогические основания Доктрины образования человека в Российской Федерации: Доклад к заседанию Бюро Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО 27 января 2015 г., Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российская академия образования» // A.B. Хуторской. Персональный сайт — Хроника бытия; 19.01.2015 г. — URL: https://www. khutorskoy.ru/be/2015/0127/index.htm

ственного сокращения актуального срока жизни знания.

6. Слагаемыми культуры человека являются мотивационная, информационная и операциональная составляющие. Операциональная культура включает в себя принципы, методы, способы, методики, которые организуют действия, операции и приёмы деятельности. Инте-гративным показателем операциональной культуры являются умения (включая навыки).

Аграрно-ремесленная педагогика главным своим результатом считает умения ученика, т.е. его операциональную культуру. Мотивационная и информационная культуры оцениваются как средство для становления и воспроизводства операциональной культуры ученика.

Индустриальная педагогика направлена по преимуществу на передачу информационной (знание-вой) культуры. Знания информационной культуры представлены в образовательном процессе в виде набора: упорядоченных и неупорядоченных сведений, догматически и проблематично представленных, достоверных и гипотетических, кон -цептуально теоретически обоснованных и необоснованных, ориентированных на критическое и некритическое усвоение. Мотивационная и операциональная культуры ценятся как средство для усвоения учениками информационной культуры.

Постиндустриальная педагогика ориентирована преимущественно

на формирование мотивационной культуры ученика в процессе его воспитания и самовоспитания. Мотивационная культура состоит из желаний, хотений, влечений, стремлений ученика к той или иной деятельности. Мотивация поведения является как осознанной, так и неосознанной (предмет глубинной психологии). Осознанная мотивация может быть как одноцелевой, так и многоцелевой. Цели проявляются в задачах и интегрируются в мотивационной программе человеческой деятельности. Сегодня мотивация работника — важнейший показатель качества труда. Любовь к своей профессиональной деятельности — приоритетный фактор качества труда и высококонкурентного качества продукции, например, в современной Японии. Информационная и операциональная культура всё в большей мере рассматриваются как средство для формирования мотивационной культуры ученика в процессе его подготовки к профессиональной деятельности.

7. Аграрно-ремесленная педагогика преимущественно ориентирована на воспроизводство профессиональной культуры человека. Мировоззренческая и общая культуры оцениваются как средство прироста профессиональной культуры. Уровень жизни людей определяется их профессиональным мастерством.

Индустриальная педагогика преимущественно занята воспроизводством общей культуры ученика.

Уровень мировоззренческой и профессиональной культур непосредственно зависит от уровня общей культуры человека.

Постиндустриальная педагогика всё в большей мере уделяет внимание развитию мировоззрения учеников, понимая преходящий характер профессиональной и общей культур в динамичном веке. Мотивационная культура профессиональной деятельности формируется в недрах мировоззренческой культуры.

Мировоззренческая культура — культура отношения человека как целостного существа к универсуму как единой целостности, другими словами, — моделирование человеком отношения двух мер: меры человека и меры универсума. Мировоззренческая культура представлена шестью основными типами целостного взгляда на мир и место человека в этом мире: обыденное сознание, миф, религия, искусство, наука, философия9.

Общая культура — культура освоения доступного человеку мира. Природоведение, техноведение, обществоведение и человековедение — крупные блоки общей культуры человека10.

9 Пищик А.М. Нижегородская методологическая школа: основные концепции: монография. — М.: Изд-во Академии тринитаризма, 2017. — С. 44-50. — URL: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0001/005b/1811-psh.pdf

10 Зеленое Л.А. Банк артов (методология теорий): монография / Л.А. Зеленов, Р.И. Никифоров. — Н.Новгород: Общероссийская академия человековедения, 2015. — С. 11.

Профессиональная культура — культура взаимодействия человека с профессиональной средой. Основными сферами профессиональной культуры являются хозяйственно-экономическая и экологическая, педагогическая и управленческая, научная и художественная, медицинская и физическая культуры11.

8. Религиозное мировоззрение было мотивационным «движителем» педагогики аграрно-ремесленной цивилизации. Производственная педагогика, воспроизводящая материальную культуру в смене поколений, неразрывно связана с религиозной жизнью сельской и городской общины. Ремесленные цехи были одновременно и религиозно-благотворительными братствами в период расцвета цехового строя12. Религиозно-нравственное воспитание ученика — непременное условие цехового обучения.

Индустриальная педагогика поклоняется другому «богу» — науке. Научное мировоззрение, научные знания культивируются как наиболее верные. Религиозное воспитание уходит из государственной системы образования в воскресные

11 Пищик А.М. Нижегородская методологическая школа: основные концепции: монография. — М.: Изд-во Академии тринитаризма, 2017. — С. 7-11. — URL: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0001/005b/1811-psh.pdf

12 Грацианский Н. Парижские ремесленные цехи в XIII-XIV столетиях. — Казань: Типолитография Императорского Университета, 1911. — С. 293-320. — URL: http://en.bookfi.net/book/1215689

школы и подполье. Система индустриального образования полностью отделена от церковных влияний. Авторитет науки непререкаем. В науку верят так же, как раньше верили в Бога.

Постиндустриальная педагогика признаёт авторитет науки, но уже не во всём. Возрастает значимость всех других типов мировоззрения: народного опыта (возрождение значимости традиционной народной педагогики), религии (традиционной и нетрадиционной), мифологии (старой и новой), философии, искусства. В холистической (целостной) педагогике интегрируются все названные типы мировоззрения — как равноценные и комплементарные. Обозначается тенденция универсализации мировоззрения. Партнёрский диалог основных типов мировоззрения в педагогической деятельности — принцип холистической педагогики. В табл. 2 показано смещение культурной доминанты человека при переходе от одного типа цивилизации к другому.

В табл. 3 представлен базовый состав мировоззренческой, общей и профессиональной культуры личности.

Выводы

На основе системно-деятельно-стного подхода построена методологическая матрица для выявления длинных волн эволюционных пара-

▼ Таблица 2

Система культуры личности и её цивилизационные приоритеты

Тип культуры Слагаемые культуры, приоритеты

операциональная информационная мотивационная

Мировоззренческая Постиндустриальная

Общая Индустриальная

Профессиональная Аграрно-ремесленная

▼ Таблица 3

Типы культуры личности и их состав

Тип культуры Состав культуры (базовые блоки)

Мировоззренческая Обыденное сознание

Миф Религия Искусство Наука

Философия

Общая Природоведение

Техноведение Обществоведение Человековедение

Профессиональная Хозяйственно-экономическая

Экологическая Педагогическая Управленческая Научная

Художественная

Медицинская

Физкультурная

дигмальных изменений в сфере педагогики.

Современный кризис системы образования вызван противоречием между уходящей индустриальной и восходящей постиндустриальной парадигмами образования.

Педагогика передаёт социальный опыт (система знаний, уме-

ний и ценностных ориентаций) того или иного сообщества между поколениями по социальным каналам наследования (система образования, обучения и воспитания). Каждая цивилизация вырабатывает свою систему приоритетных педагогических целей и требований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.