Научная статья на тему 'Идеологические основы интеллектуализации образования'

Идеологические основы интеллектуализации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
438
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / РАЗУМ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Володина Ольга Васильевна

В статье рассматривается процесс гуманизации современного образования, обусловленный спросом на интеллект в XXI в., анализируются различные концепции интеллекта в истории философской мысли, а также возникновение и развитие современного представления об интеллекте, указываются актуальность и текущий запрос на интеллект в сфере образования. В работе подчёркивается императив интеллектуализации образования, нацеленной на формирование интеллектуальной культуры человека в процессе осознанного, рефлексируемого обучения. Автор приходит к выводу, что в настоящее время спрос на интеллект связан с глобальными научно-технологическими преобразованиями и информатизацией общества. Интеллект выдвигается в качестве смыслообразующего центра цивилизационного прогресса, выполняет эволюционную функцию управления будущим.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the process of humanization of modern education initiated by the demand for intellect in the 21st century; various concepts of intellect in the history of philosophical thought as well as the emergence and development of the modern concept of intellect are analyzed; the relevance and the current request for intellect in the sphere of education are indicated. The paper emphasizes the imperative of the intellectualization of education aimed at the formation of intellectual culture of a person in the process of conscious and reflexive learning. The author comes to the conclusion that the demand for intelligence is currently associated with the global scientific and technological changes and informatization of the society. Intelligence is promoted as the semantic center of civilizational progress and it fulfills the evolutionary function of future management.

Текст научной работы на тему «Идеологические основы интеллектуализации образования»

УДК 101.1

DOI: 10.18384/2310-7227-2017-4-44-51

ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Володина ОВ.

Петрозаводский государственный университет

185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, просп. Ленина, д. 33,

Российская Федерация

Аннотация. В статье рассматривается процесс гуманизации современного образования, обусловленный спросом на интеллект в XXI в., анализируются различные концепции интеллекта в истории философской мысли, а также возникновение и развитие современного представления об интеллекте, указываются актуальность и текущий запрос на интеллект в сфере образования. В работе подчёркивается императив интеллектуализации образования, нацеленной на формирование интеллектуальной культуры человека в процессе осознанного, рефлексируемого обучения. Автор приходит к выводу, что в настоящее время спрос на интеллект связан с глобальными научно-технологическими преобразованиями и информатизацией общества. Интеллект выдвигается в качестве смыслообразующего центра цивилизационного прогресса, выполняет эволюционную функцию управления будущим.

Ключевые слова: интеллектуализация образования, интеллектуальная культура, разум, нравственность, история философии.

IDEOLOGICAL PRINCIPLES OF INTELLECTUALIZATION OF EDUCATION

O. Volodina

Petrozavodsk State University

33, Lenin ave, Petrozavodsk, the Republic of Karelia, 185035, Russian Federation

Abstract. The article considers the process of humanization of modern education initiated by the demand for intellect in the 21st century; various concepts of intellect in the history of philosophical thought as well as the emergence and development of the modern concept of intellect are analyzed; the relevance and the current request for intellect in the sphere of education are indicated. The paper emphasizes the imperative of the intellectualization of education aimed at the formation of intellectual culture of a person in the process of conscious and reflexive learning. The author comes to the conclusion that the demand for intelligence is currently associated with the global scientific and technological changes and informatization of the society. Intelligence is promoted as the semantic center of civilizational progress and it fulfills the evolutionary function of future management.

Key words: intellectualization of education, intellectual culture, intellect, ethic, history of philosophy.

© Володина О.В., 2017.

Тема разума и антиразума является центральной в рефлексии глобального кризиса человечества и ноосферного преобразования. Разуму приписывается эволюционное, космопланетарное предназначение в связи с необходимостью осознания, глубокого понимания ноосферно-нравственной миссии человека и образования, самопознания ради самоспасения (А.И. Субетто) [16]. Разум отождествляется с миром, а мир воплощает разум, это реальность в ранге истины, «разум есть дух» (Гегель) [3]. Разум определяет смысл жизни человека - цель существования, предназначение, содержание и значение бытия; благодаря разуму каждый атом обретает вечное благосостояние (К.Э. Циолковский) [19].

Проблема разума, интеллекта, творчества, волнующая мыслителей на протяжении тысячелетней истории человеческой рефлексии, актуализирована в современный период развития человеческой цивилизации в связи с научно-технической революцией и информатизацией общества, усиливающих энергетические и информационные возможности человека, выдвигает в качестве смыслообразующего центра прогресса развитие способностей, ума, энциклопедизма, интеллекта, творчества, универсальности человека, для динамики цивилизационного прогресса через восхождение интеллекта человеческого индивидуума и интеллекта общества в целом на качественно новую ступень [17].

Интеллектуализация образования в начале XXI в. как долгосрочная перспектива является компонентом смены цивилизационных парадигм и образовательно-педагогических парадигм; данный принцип образователь-

ной системы предполагает переход от формирования «частичного человека», получающего образовательные услуги, к развитию творческой, всесторонне-гармонично-универсальной личности, становлению «целостного человека». Интеллектуализация образования связана не столько с внешним воздействием - передачей информации и обеспечением учебного процесса компьютерно-техническими средствами, сколько с качественной реорганизацией образовательной деятельности с целью раскрытия интеллектуальных способностей учащихся в процессе обучения. Образовательный процесс опирается на заложенную в человеке естественную природную сущность интеллекта и организуется как рефлек-сируемое, сознательное и осознанное обучение. Ключевыми признаками ин-теллекуализации образования выдвинуты: а) фундаментализация и универсализация образования, охватывающая систему непрерывного образования, которая направлена на космизацию знаний, формирование единой научной картины мира, глубокое освоение естествознания и математики, проблемную организацию знаний, освоение новых парадигм организаций знаний; б) ноосферизация образования (на основе учения о ноосфере В.И. Вернадского), которая предполагает переход человека из состояния «разума - для -себя» в состояние «разума - для - Биосферы, Земли, Космоса»; в) гуманизация образования, которая нацелена на становление духовно-нравственного человека, стоящего на этических позициях Истины, Добра и Красоты; г) креатизация образования, которая включает использование игровых технологий, создание креативной среды;

д) интеллектуализация образования через культуру, что способствует становлению синтетичного и психически устойчивого интеллекта, укорененного в пространстве культуры, охватывающего язык, национально-этнические корни, национальную историю;

е) информатизация интеллектуализации образования, что предполагает компьютеризацию и развитие программирования, но не исключительно только на потребительском уровне, провоцирующем деинтеллектуализа-цию интеллекта; ж) соединение образовательного и исследовательского процессов, предполагающее погружение учащихся в научно-исследовательский процесс познания мира, создание исследовательских университетов с целью институционизирования научных исследований [16].

Две полярные максимы - «без-интеллектная нравственность безнравственна» и «безнравственный интеллект без-интеллектен» [18] -предписывают интеллекту ключевую роль в системе нравственных регуляторов. Необразованность, дилетантство, невежество, погрешности и неудачи из-за непрофессионализма и некомпетентности выступают первичными категориями нравственного порицания, так же как и интеллект, не соотносящийся с этическими категориями - без добра как основополагающей ценности в глубоком и широкомасштабном понимании, без ориентации на социальную справедливость, без гуманизма, стремления раскрыть человеческое в человеке, устремлённости к социоприродной гармонии с целью сохранения и дальнейшего развития цивилизации. Безнравственный интеллект, неопираю-

щийся на внутренние начала добра, не способен обеспечить адаптацию человека в изменяющихся условиях, не выполняет предписанную ему родовую функцию регулирования и управления будущим [15, с. 46].

Категория интеллекта связана с законом интеллектуализации, или «оразумления» космоса, сопровождающим в универсуме прогрессивную космическую эволюцию и обусловившим появление сначала жизни, а затем человеческого разума на Земле [16]. Эволюционное понятие интеллекта определяется как управление будущим при выполнении функций прогноза, планирования, проектирования, творчества, т. е. степень способности управлять будущим соответствует уровню интеллекта, а усложнение прогрессивной эволюции обуславливает рост качества и усложнение интеллектуальной системы как качества буду-щетворения, адаптации и управления будущим. Закон интеллектуализации сопровождает социальное развитие цивилизации и обуславливает закон роста идеальной детерминации через общественный интеллект как совокупный интеллект общества - уровень управления будущим обществом, реализовывающим функции нормотворчества, законотворчества, формирования общественно-необходимых (для выживания) ценностей и идеалов социума. Общественный интеллект функционирует как «кругооборот интеллекта и знания», где знания выступают субстанцией общественного интеллекта и индивидуального интеллекта человека, а образование - главный механизм восходящего воспроизводства общественного интеллекта и интеллекта каждого человека [16; 17].

Благодаря разуму, охватывающему все значимое и ценное из содержания здравого смысла, рассудка и интуиции, раскрываются и реализуются творческие способности человека на наивысшем уровне, что ведёт к зарождению особых качеств личности, инициирующих новые проявления духовной и практической деятельности. Согласно Платону, интеллектуальная деятельность на основе разума как высшего проявления мышления приближает человека к божественному миру идей [14].

С точки зрения Аристотеля, благодаря разуму сущность вещей в их подлинной форме становится очевидной, разум даёт адекватное видение предмета, присутствует в том, что осмысливается и отождествляется с ним. Ум вечный деятелен, а ум преходящий, присущий индивидуальной душе, пассивен, при этом единый «чистый интеллект» обладает вечной трансцендентальной сущностью. Только владеющий познанием, знанием в общей форме, является умным человеком; действие не выступает показателем ума. Сознание охватывает хранимое в памяти конкретное содержание в виде воспоминаний, идей и образов, а также свод общих правил и категорий, составляющих собственно интеллект [1].

Стоики в своих положениях о мировом разуме относили человеческий разум к части космического разума. Разум у неоплатонистов в теории о сверхразумном Едином определялся как первичный этап эманации. Разум как «естественный свет» постижения сущности вещей, данный человеку от рождения (философия Нового времени), судит о человеческих действиях чувственного и рассудочного характера (Джордано Бруно) [2]. Разум - это

уподобляющая человека Богу наивысшая духовная сила, способная к предвидению будущего (Т. Гоббс) [4], «непостижимому постижению», решению вопросов, скрытых от непосредственного понимания, проникающая в сверхчувственные глубины истины (Николай Кузанский) [11]. Разум характеризует осознание важности общественных связей, организованность общественных существ, понимание в результате полученного опыта того, что во благо, а что во вред интересам человека. Разум сопоставляется с предусмотрительностью, пониманием истины на основе опыта, здравомыслием и благоразумием, выдержанным темпераментом, упорядоченным контролируемым воображением (Гольбах) [5].

Проводя аналогию между Божественной Троицей и интеллектом, памятью и волей, схоласты (Ансельм Кентерберийский, Блаженный Августин, Иоанн Скот Эриугена) определяли Бога как всеобщий деятельный разум, а интеллект как разум ограниченный - это средство познания Бога, образ Бога в душе, не противоречащий вере (Альберт Великий и Фома Ак-винский). Познание Бога происходит не только благодаря разуму, но и откровению (Дунс Скотт). Гносеологическое толкование интеллекта связано с постижением вечных непреходящих истин (Лейбниц), особенностью личности к определению правил метода (Декарт) [6], стремлением выявить опосредствующие идеи и вывести соответствующие выводы (Локк) и т. п.

Разум связан с сопоставлением и выявлением связи между идеями с целью определения их соответствия или несоответствия истине. Это происходит в процессе критических суждений,

постоянных сомнений рассудка, а также критической оценки плодов познания; в таком случае разум рассматривается как причина, по которой истина выдвигается естественным действием (Д. Юм) [20]. По мнению И. Канта, интеллект выполняет направляющую и контролирующую функции, систематизирует и очищает знание, выдвигается высшей познавательной способностью. Реальное применение разума связано не с заимствованием, а с порождением идей и принципов; разум может использоваться формально и логически. Разум нацелен на осуществление систематического познания; это система исследования, связывающая знания на основе единого восходящего принципа [9].

Для развития методологии и создания инновационных образовательных технологий интеллектуализации образования следует обратиться к интерпретации сведений о познании как биологическом феномене, возникшем в процессе эволюции в виде адаптивной деятельности организма, об устройстве мозговых структур, о природе мышления, накопленных в естественных науках, начиная с 1970-1980 гг. прошлого века (работы У Матура-ны, Р. Сперри, Т. Лири, Р. Бендлера, Д. Гриндера и др.), к знаниям о функциональной специализации полушарий головного мозга, сенсорных модальностях, особенностях учения обучающихся разных полов (Т.П. Хризман, В.Д. Еремеева) [10], к результатам когнитивных исследований интеллекта животных в зоопсихологии, в частности к изучению способности искать и принимать решения, переносить найденные решения в иных ситуациях, умения выполнять «двухфазные зада-

чи» и т. п.; к изучению в когнитивной психологии физиологических коррелятов психических процессов обработки сигналов, лежащих в основе процесса мышления, способов и форм, с помощью которых сознание человека организует имеющийся опыт [10], к объяснению интеллекта в положениях психологической концепции интеллекта Ж. Пиаже как высшей формы адаптации и духовной сопричастности к окружающей среде, благодаря выстраиванию в короткий срок устойчивых логически обоснованных систем пространственно-временных моделей, к использованию количественных диагностических методик для изучения и определения уровня интеллекта, в частности тестов IQ (Intelligence Quotient), к работам в рамках исследовательских программ «искусственного интеллекта» по: а) созданию компьютеров, способных выполнять функции, традиционно относящиеся к интеллектуальным возможностям человека; б) нейрокомпьютерному моделированию мозгового субстрата интеллекта человека; в) разработке самообучающихся и эволюционирующих искусственных устройств, а также к достижениям в области лингвистики, антропологии и ряда наук о закономерностях нервной деятельности.

Одним из результатов процесса интеллектуализации образования является высокий уровень сформирован-ности интеллектуальной культуры как особой категории универсальности, с которой человек воздействует на окружающий мир (И.С. Ладенко) [12; 13]. Интеллектуальная культура представлена в таких категориях, как свобода творческой мысли, процесс движения мысли, получение нового

знания, культура мышления. Интеллектуальная культура как основа общей культуры личности включает в себя требование образованности, духовного богатства, самостоятельности диалектического мышления, понимания приоритета общечеловеческих ценностей, видения явлений в противоречиях и умения оценивать их, активного стремления и умения пополнять знания, учиться учению и труду, творческому подходу к любому делу. Как сложное интегральное понятие интеллектуальная культура включает следующие составные части: культуру умственного труда, культуру рефлексивного мышления, методологическую культуру, технологическую культуру, когнитивную культуру, коммуникативную культуру, культуру творчества (Г.И. Егорова) [7]. Содержательная, целевая, процессуальная подсистемы интеллектуализации обучения строятся на компонентах: а) вертикальной интеллектуализации - нахождения оптимального сочетания педагогических подходов на каждом возрастном этапе обучения; б) горизонтальной интеллектуализации - построения всего учебного процесса с максимальным учётом интеллектуальных особенностей, способностей, склонностей обучающихся, включения в содержание обучения методологического, философского, историко-научного аспектов, направленных на формирование интеллектуальной культуры в каждой дисциплине, учебном плане; в) концентрической интеллектуализации,

т. е. концентричности мыслительных операций в виде целеобразования, планирования, прогнозирования, проектирования, принятия решений, обобщения и систематизации полученных результатов, обеспечивающих выработку интеллектуального стиля -особого способа постановки и решения задач [7; 8].

Таким образом, спрос на интеллект в настоящее время, связанный с глобальными научно-технологическими преобразованиями, спровоцировавшими в том числе глобальные кризисные явления, обусловил интеллектуализацию образования, предполагающую не столько внесение интеллекта извне в обучающую интеллектуальную структуру, сколько целенаправленную, систематическую установку образовательного процесса на раскрытие интеллектуальных способностей учащихся и формирование интеллектуальной культуры как способа интеллектуального взаимодействия в социокультурном пространстве, выступающем необходимым условием выживания человечества в современной ситуации. «Интеллект как управление будущим» опирается на этический принцип единства Истины, Добра и Красоты ноосферной парадигмы духовности и выполняет ключевую роль в реализации метаза-кона «оразумления», или интеллектуализации как механизма прогрессивно-развивающейся космологической эволюции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аристотель. Сочинения: в 4 т. Т. 1. М.: Мысль, 1975. 550 с.

2. Бруно Дон. Диалоги. М.: Госполитиздат, 1949. 552 с.

3. Гегель Г.В.Ф. Фенономенология духа. СПб.: Наука, 1992. 444 с.

4. Гоббс Т. Избранные произведения: в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1965. 748 с.

5. Гольбах П. Избранные произведения: в 2 т. Т. 1. М.: Соцэкгиз, 1963. 715 с.

6. Декарт Р. Избранные произведения. M.: Мысль, 1950. 712 с.

7. Егорова Г.И. Интеллектуализация профессиональной подготовки специалиста технического вуза: автореф. дис. ... док. пед. наук. СПб., 2005. 50 с.

8. Егорова Г.И. Технология развития интеллектуальной культуры будущего специалиста. Тюмень: ТюмГНГУ, 2010. 170 с.

9. Кант И. Сочинения: в 6 т. Т. 3. М.: Мысль, 1964. 799 с.

10. Колесникова И.А. Непрерывное образование как феномен XXI века: новые ракурсы исследования // Непрерывное образование: XXI век: электронный журнал. 2013. №1. URL: http://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=1941 (дата обращения: 25.11.2017).

11. Кузанский Н. Сочинения: в 2 т. Т. 1. М: Мысль, 1979. 488 с.

12. Ладенко И.С. Интеллект и логика. Красноярск: Издательство Красноярского университета. 1985. 144 с.

13. Ладенко И.С. Развитие интеллектуальных инноваций в современном обществе. Комплексная программа исследований. Новосибирск: Наука, 1990. 61 с.

14. Платон. Диалоги. М.: Мысль, 1986. 608 с.

15. Субетто А.И. Доктрина духовно-нравственной системы ноосферного человека и образования. СПб.; Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2008. 100 с.

16. Субетто А.И. Интеллектуализация образования как проблема XXI века [Электронный ресурс] // Академия тринитаризма: [сайт]. URL: http://www.trinitas.ru/rus/ doc/0012/001a/00120061.htm (дата обращения: 15.05.2017).

17. Субетто А.И. Мыслители человечества об уме, интеллекте и творчестве [Электронный ресурс] // Академия тринитаризма: [сайт]. http://www.trinitas.ru/rus/ doc/0016/001d/00162362.htm (дата обращения: 15.05.2017).

18. Субетто А.И. Ноосферный прорыв России в будущее в XXI веке: монография / под науч. ред. В.Г. Егоркина. СПб.: Астерион, 2010. 544 с.

19. Циолковский К.Э. Монизм Вселенной // Грёзы о земле и небе. Научно-фантастические произведения. Тула: Приокское книжное издательство, 1986. С. 276-279.

20. Юм Д. Сочинения: в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1965. 847 с.

REFERENCES

1. Aristotle. Sochineniya [Works. Vol. 1]. Moscow, Mysl' Publ., 1975. 550 p.

2. Bruno I. Dialogi [Dialogues]. Moscow, Gospolitizdat Publ., 1949. 552 p.

3. Hegel G.W.F. Fenonomenologiya dukha [The Phenomenology of Spirit]. St. Petersburg, Nauka

Publ., 1992. 444 p.

4. Hobbes T. Izbrannyyeproizvedeniya. T. 2 [Selected Works. Vol. 2]. Moscow, Mysl'Publ., 1965.

748 p.

5. Holbakh P. Izbrannyye proizvedeniya T. 2 [Selected Works. Vol. 1]. Moscow, Sotsekgiz Publ.,

1963. 715 p.

6. Decartes R. Izbrannyye proizvedeniya [Selected works]. Moscow, Mysl' Publ., 1950. 712 p.

7. Yegorova G.I. Intellektualizatsiya professional'noy podgotovki spetsialista tekhnicheskogo vuza:

avtoref. dis. ... dok. ped. nauk [Intellectualization of Professional Training of Technical University: Abstract of D. Thesis in Pedagogical Sciences]. St. Petersburg, 2005. 50 p.

8. Yegorova G.I. Tekhnologiya razvitiya intellektual'noy kul'tury budushchego spetsialista [Technology of the Development of Intellectual Culture of the Future Expert]. Tyumen, Tyumen Industrial University Publ., 2010. 170 p.

9. Kant I. Sochineniya. T. 3 [Works. Vol. 3]. Moscow, Mysl' Publ., 1964. 799 p.

10. Kolesnikova I.A. [Lifelong Education as a Phenomenon of the 21st Century: New Research Perspectives]. In: Nepreryvnoe obrazovanie:XXIvek: elektronnyi zhurnal [Lifelong Education: the 21st Century: Electronic Journal], 2013, no. 1. Available at: http://lll21.petrsu.ru/journal/ article.php?id=1941 (accessed: 25.11.2017).

11. Cusanus N. Sochineniya. T. 1 [Works. Vol. 1]. Moscow, Mysl' Publ., 1979. 488 p.

12. Ladenko I.S. Intellekt i logika [Intellect and Logic]. Krasnoyarsk, Publishing House of Krasnoyarsk University Publ., 1985. 144 p.

13. Ladenko I.S. Razvitiye intellektual'nykh innovatsiy vsovremennom obshchestve. Kompleksnaya programma issledovaniy [The Development of Intellectual Innovation in Modern Society. A Comprehensive Research Program]. Novosibirsk, Nauka Publ, 1990. 61 p.

14. Plato. Dialogi [Dialogues]. Moscow, Mysl' Publ., 1986. 608 p.

15. Subetto A.I. Doktrina dukhovno-nravstvennoy sistemy noosfernogo cheloveka i obrazovaniya [Doctrine of Spiritual and Moral System of Man and Noosphere Education]. St. Petersburg, Kostroma, KSU of N.A. Nekrasov Publ., 2008. 100 p.

16. Subetto A.I. [Intellectualization of Education as a Problem of the 21st Century]. In: Akademiya trinitarizma [Academy of Trinitarism]. Available at: http://www.trinitas.ru/rus/ doc/0012/001a/00120061.htm (accessed: 15.05.2017).

17. Subetto A.I. [Thinkers of Mankind about the Mind, Intelligence and Creativity]. In: Akademiya trinitarizma [Academy of Trinitarism]. Available at: http://www.trinitas.ru/rus/ doc/0016/001d/00162362.htm (accessed: 15.05.2017).

18. Subetto A.I. Noosfernyy proryv Rossii v budushcheye v XXI veke [Noospheric Breakthrough of Russia into the Future in the 21st Century]. St. Petersburg, Asterion Publ., 2010. 544 p.

19. Tsiolkovskii K.E. [The Monism of the Universe]. In: Gryozy o zemle i nebe. Nauchno-fantasticheskiye proizvedeniya [Dreams of Earth and Sky. Sci-Fi Works]. Tula, Priokskoe Publishing House Publ., 1986, pp. 27-279.

20. Hume D. Sochineniya. T. 1 [Works. Vol. 1]. Moscow, Mysl'Publ., 1965. 847 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Володина Ольга Васильевна - кандидат педагогических наук, доцент, Петрозаводского государственного университета; e-mail: volodina@petrsu.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Olga К Volodina - PhD in Pedagogy, associate professor, Petrozavodsk State University; e-mail: volodina@petrsu.ru

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Володина О.В. Идеологические основы интеллектуализации образования // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2017. № 4. С. 44-51 DOI: 10.18384/2310-7227-2017-4-44-51

FOR CITATION

Volodina O.V. Ideological Principles of Intellectualization of Education. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Philosophy, 2017, no. 4, рр. 44-51 DOI: 10.18384/2310-7227-2017-4-44-51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.