Научная статья на тему 'Циклогенез парадигм русского мировоззрения: постсоветский период (1991-2020)'

Циклогенез парадигм русского мировоззрения: постсоветский период (1991-2020) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
220
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРАДИГМА / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ЦИКЛОГЕНЕЗ / PARADIGM / WELTANSCHAUUNG / CYCLOGENESIS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Пищик Александр Михайлович, Ефимов Александр Евгеньевич

Цель статьи выявить общие закономерности в циклогенезе парадигм русского мировоззрения и конкретизировать ключевые события, определяющие фазы цикла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article aims to identify General patterns of the cyclogenesis paradigms Russian Weltanschauung and to specify the key events that determine the phases of the cycle.

Текст научной работы на тему «Циклогенез парадигм русского мировоззрения: постсоветский период (1991-2020)»

ЦИКЛОГЕНЕЗ ПАРАДИГМ РУССКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ: ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

(1991-2020)

Пищик Александр Михайлович

Доктор философских наук, профессор Дзержинского филиала РАНХиГС,

г. Дзержинск Нижегородской области Ефимов Александр Евгеньевич Доцент Дзержинского филиала РАНХиГС г. Дзержинск Нижегородской области DOI: 10.31618/ESU.2413-9335.2019.6.61.54

АННОТАЦИЯ

Цель статьи - выявить общие закономерности в циклогенезе парадигм русского мировоззрения и конкретизировать ключевые события, определяющие фазы цикла.

ABSTRACT

The article aims to identify General patterns of the cyclogenesis paradigms Russian Weltanschauung and to specify the key events that determine the phases of the cycle.

Ключевые слова: парадигма; мировоззрение; циклогенез.

Keywords: paradigm; weltanschauung; cyclogenesis.

В предыдущих статьях, опубликованных в и православия, на пороге Нового времени и в Им-журналах ЕСУ №№ 9-12 за 2018 год и №1-3 за 2019 перский период, а также в Советский период [9]. В год, была дана общая картина циклогенеза русского этой статье тема будет продолжена. мировоззрения от Киевской Руси до наших дней, а Схема циклогенеза представлена на рисунке 1.

также выявлены общие закономерности этого цик- Индикаторами циклогенеза исследуемого в статье логенеза и ключевые события на стадии язычества периода являются ключевые события, представленные в таблице 1, каждое из которых нуждается в пояснениях.

1 г н^э Кргщгки« Руси 2020 г. н.э.

Рисунок 1. Циклогенез парадигм русского мировоззрения

Таблица 1.

_Ключевые события циклогенеза русского мировоззрения (фрагмент)_

Годы Мировоззренческая парадигма Ключевые исторические события

14 1986 Новое время Начало осени: Кризис советской идеологии.

Новейшее время Начало весны: Начало перестройки.

19871991 Празднование 1000-летия Крещения Руси в 1988 г. В 1990 году был принят закон СССР «О свободе совести и религиозных организациях», который радикально изменил характер отношений государства и религиозных организаций. Статья 5 этого закона прекращала государственную поддержку атеизма, устанавливая, что «государство не финансирует деятельность религиозных организаций и деятельность по пропаганде атеизма».

В 1990 году вышел закон РСФСР «О свободе вероисповеданий», который разрешал факультативное изучение религии в общеобразовательных учебных заведениях, а также запретил создавать органы государственного контроля за реализацией права граждан на свободу вероисповедания. Постановление Верховного Совета РСФСР от 27.12.1990 «Об объявлении 7 января (Рождества Христова) нерабочим днём». 25 декабря 1991 г. М. С. Горбачёв объявил о прекращении своей деятельности на посту Президента СССР. 26 декабря 1991 г. - прекращение существования СССР.

19912019 Постсоветский период. Российская Федерация.

15 2020 Новое время Столкновение двух мировоззренческих парадигм (прогноз): парадигмы тотального покорения человеком природы (имперский мирохозяйственный уклад) и парадигмы стратегии гармонии меры человека и меры природы (интегральный мирохозяйственный уклад).

Новейшее время

1991 год - особый год в эволюции русского мировоззрения. Завершается советский и начинается постсоветский период в жизни России, оказавший существенное влияние на изменение мировоззрения русского народа. Постсоветский период (1991-2020) на схеме циклогенеза русского мировоззрения (рисунок 1) - период «осени» новоевропейской парадигмы и период «весны» парадигмы Новейшего времени. По нашему прогнозу в 2020 году произойдёт столкновение этих двух парадигм. На чём основан наш прогноз? Рассмотрим «впле-тённость» нашей схемы циклогенеза мировоззре-

_Длинные вол

ния в общий «пучок» схем циклогенезов: этногенеза (Л.Н. Гумилёв), социокультурных типов общественного строя (П.А. Сорокин), технологических и мирохозяйственных укладов (С.Ю. Глазьев), уровня экономической активности (Н.Д. Кондратьев, С. Кузнец, К. Жугляр, Дж. Китчин), цивилиза-ционных (В.Н. Кузык, Ю.В. Яковец), менталитета поколений (Н.Н. Александров). Анализ данных волн показывает, что точка бифуркации расположена на первой половине XXI века, и вероятнее всего это будет 2020 год.

Сведем все эти фазовые переходы в одну таблицу (рисунок 2).

Таблица 2.

циклогенеза

Циклы (волны) XX в. XXI в.

1.Этнические [5, с. 288-289] Фаза надлома Инерционная фаза

2. Социокультурные [10, с. 283-290] Чувственная Интегральная

3. Цивилизационные [8, с. 94-98]

3. 1 Глобальные Второй исторический суперцикл (диффузия) Третий исторический суперцикл (зрелость)

3.2 Мировые Индустриальная Постиндустриальная

3.3 Локальные Четвёртое поколение Пятое поколение

4. Технологические [3, с. 6 ] Четвёртый и пятый технологический уклад Шестой технологический уклад

5. Мирохозяйственные [4] Имперский мирохозяйственный уклад Интегральный мирохозяйственный уклад

На рисунках 2-3 академик РАН С.Ю. Глазьев выделяет 2020 год как бифуркационный год в цик-логенезах экономической активности, смене технологических и мирохозяйственных укладов. В столетнем (1920-2020 гг.) циклогенезе русского менталитета Н.Н. Александров рассматривает

соотношение ценностных доминант «Мы» и «Я» и его проявление в искусстве и политике (рисунок 4). Согласно его выводу 2020 г. - точка бифуркации в менталитете, когда ценности «Я» уступят доминанту ценностям «Мы».

19+8 1960 1972 1934 1996 200В 2020

I II II

Рисунок 2. Периодическая смена мирохозяйственных укладов (фрагмент) [3, с. 7]

Рисунок 3. Глобальный кризис как сочетание циклических процессов

[3, с. 8]

Рисунок 4. Циклы власти на фоне пакета прочих циклов [1, с. 111]

2020 год как год возможной бифуркации хорошо «упаковывается» в длинные волны циклогенеза (таблица 2). Мы рассматриваем этот год как «Окно возможностей» для эволюции русского мировоззрения. При положительном сценарии событий новейшее мировоззрение будет стремительно вытеснять новоевропейское мировоззрение на обочину русской истории. Согласно Н.Н. Александровну после 2020 г. последует 11 летний цикл ментальной перестройки, аналогичный 11 летним «перестройкам» XX в. нашей истории (ленинский НЭП, хрущёвская оттепель, горбачёвская перестройка) (рисунок 4). Что произойдёт с русским мировоззрением в этот 11-летний период? Новоевропейская идея покорения человеком окружающей среды (природной, технической, социальной и антропологической) и идея выстраивания гармонии человека с окружающей средой в человеческой деятельности будут в той или иной мере находиться в состоянии противоборства в сознании каждого русского человека.

Заглянув в возможное будущее, вернёмся к анализу мировоззрения периода 1991-2019 гг. Начало «осени» новоевропейского мировоззрения согласно нашей схеме (рисунок 1) приходится на 1986 г. На этот же год приходится начало горбачёвской «перестройки». В ментальном цикле (по Н.Н. Александрову) с 1986 г. по 1997 г. происходит смена доминанты гармонии ценностей «Мы» и «Я» («пик» - 1975 г.), характерное для 2-го поколения советских людей на доминанту «Я» («пик» - 2003 г.), характерное для 3-го поколения русских людей. Период с 1997 г. по 2020 г. - на уровне менталитета русского народа характеризуется преобладанием

ценностей и интересов «Я» над ценностями и интересами «Мы». На уровне мировоззрения на нашей схеме (рисунок 1) период с 1986 г. по 2020 г. (между узловыми точками 14 и 15) - охватывает первую половину «осени» новоевропейской мировоззренческой парадигмы и первую половину «весны» новейшей мировоззренческой парадигмы. Волна новейшей мировоззренческой парадигмы накладывается на инерционную фазу этногенеза (по Л.Н. Гумилёву), интегральную социокультурную фазу (по П.А. Сорокину), третий исторический суперцикл, постиндустриальную цивилизацию, пятое поколение локальных цивилизаций (по Б.Н. Кузыку и Ю.В. Яковцу), шестой технологический уклад и интегральный мирохозяйственный уклад (по С.Ю. Глазьеву), на преобладание общенародных, общечеловеческих ценностей и интересов над частными (по Н.Н. Александрову). Идея построения гармонии меры человека и меры универсума, включенных в человеческую деятельность на всех уровнях бытия (от индивидуальной до общечеловеческой деятельности», - суть новейшей мировоззренческой парадигмы, которая будет прорастать на почве всех вышеназванных изменений (трендов) человеческого бытия в XXI в.

Новейшая парадигма гармонии меры человека и меры универсума, включенных в человеческую деятельность, проявляется в шести базовых типах мировоззрения - в обыденном и мифологическом, религиозном и художественном, научном и философском. Идея гармонии мер, а также типология шести базовых сфер мировоззрения принадлежат Нижегородскому философскому клубу, который в этом году отмечает 50-летний юбилей своей деятельности [6, 7].

Поиск гармонии мер в деятельности по освоению мира «видимого» (обыденное мироосвоение) и «невидимого» (мифологическое мироосвоение) -первая ступень целесообразного взаимодействия человека с окружающей его средой. В филогенезе русского мировоззрения - этот уровень управления человеческой деятельностью впервые сформировался на его языческой стадии. Здравый смысл и символы как способы освоения универсума в деятельности людей исторически изменялись как по содержанию, так и по форме на последующих стадиях эволюции русского мировоззрения, т.е. на стадии доминирования православного и новоевропейского мировоззрения. Изменения происходят и далее на стадии новейшего русского мировоззрения. Что касается других типов мироосвоения, таких как религия и искусство, философия и наука, то трансформации, характерных для них способов миро-освоения происходят и здесь. Догматы религии и художественные образы искусства, философские концепции и научные методы меняются качественно в историческом времени.

Важным индикатором измерения изменений мировоззрения являются ценности населения. "Всемирный обзор ценностей" (англ. World Values Survey, WVS) - исследовательский проект, начатый в 1981 году и объединяющий социологов всего мира, изучающих ценности и их влияние на социальную и культурную жизнь. WVS провел социоло-

гические опросы в 97 странах, охватывающие в общей сложности 90% населения. Исследование было начато американским социологом Рональдом Ин-глхартом. Диаграмма ценностей стала известна как диаграмма Инглхарта (рисунок 5).

Исследователи сравнивают страны на основе классификации ценностей по двум крупным категориям:

Ценности выживания / самовыражения, где ценностями выживания являются экономическая и физическая безопасность, материальные ценности, нетерпимость к инакомыслию, ксенофобия, низкая оценка свободы и прав человека, готовность принять авторитаризм, покорность, склонность верить во всемогущество науки и техники; и ценностями самовыражения — высокие оценки личности, свободы, прав человека, материальных благ, успеха, озабоченность экономией, гендерное равенство.

Традиционные/Секулярно-рациональные ценности. В категории Традиционные/Секулярно-ра-циональные ценности традиционным ценностям принадлежат религия, семья, почтение к власти, абсолютные стандарты, социальный конформизм, согласие предпочитается открытым политическим конфликтам; секулярно-рациональным — рациональное поведение, достижение успеха, предпочтение светского государства, низкая роль религии.

Россия, с одной стороны, близка по ценностям к полюсу выживания, с другой — рационалистична, как Германия, Норвегия и Дания.

Рисунок 5. Диаграмма Инглхарта. Версия 2017 года [2]

Представленный во Всемирном обзоре ценностей набор «ценностей» исходит из субъективной шкалы оценки, сформировавшейся в современной западной цивилизации. Согласно нашей концепции, необходимо различать объективные ценности и антиценности. К объективным ценностям относятся только те, которые соответствуют гармонии меры человека и меры универсума, включенных в деятельность человека. С этой точки зрения мы не можем согласиться, например, с такими «ценностями» как однополые союзы, поскольку они объективно разрушают меру человеческого бытия. К сожалению, отечественные социологи, изучающие изменение ценностей русского народа, идут в общем тренде исследований WVS. Эти, так называемые, «ценности» искусственно конструируются и агрессивно навязываются населению через масс-медиа. Для выхода на русский путь ценностного развития нужны иные конструкты, обеспечивающие переход от чувственной с интегральной социокультурной мировоззренческой матрице (по П.А. Сорокину), соответствующие объективным цикло-генетическим трендам XXI века, представленным в таблице 2.

В следующей статье будут сделаны общие выводы по 2000-х тысячелетнему циклогенезу парадигм русского мировоззрения.

(Продолжение следует)

Список литературы:

1. Александров Н.Н. О грядущей революции. - М.: Изд-во Академии Тринитаризма, 2013. -137 с. - URL: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0001/005a/1298-alx.pdf

2. Всемирный обзор ценностей. - URL:

https://ru.m.wikipe-

dia.org/wiki/Всемирный_обзор_ценностей

3. Глазьев С.Ю. О неотложных мерах по укреплению экономической безопасности России и выводу российской экономики на траекторию опережающего развития. Доклад / С.Ю. Глазьев. М.: Институт экономических стратегий, Русский биографический институт, 2015. — 60 с. - URL: https://neuromir.tv/media/1981/doklad-glazyeva-s-yu-_o-merakh-ek-bezopasnosti.pdf

4. Глазьев С.Ю. Закономерность смены мирохозяйственных укладов в развитии мировой

экономической системы и связанных с ними политических изменений // Наука. Культура. Общество, 2016. № 3. - С. 5-45. - URL:

http://isprras.ru/pics/File/Journal/Nauka_Kul-tura_Obshchestvo_2016_3 .pdf

5. Гумилёв, Л.Н. От Руси до России: очерки этнической истории / Лев Гу-милёв; [по-слесл. С.Б. Лаврова]. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 320 с.

6. Зеленов Л.А. Закон гармонии мер // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.24306, 25.02.2018. - URL:

http://www.trinitas.ru/rus/doc/0001/005c/000120 97.htm

7. Зеленов Л.А. Концепции Нижегородского философского клуба // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.24725, 27.08.2018. - URL: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0001/005c/00012164.ht m

8. Кузык, Б.Н. Цивилизации: теория, история, диалог, будущее / Б.Н. Кузык, Ю.В. Яковец; авт. вступ. ст. А.Д. Некипелов. — М.: Институт экономических стратегий. Т. V: Цивилизации: прошлое и будущее: Учебник / Б.Н. Кузык, Ю.В. Яковец; авт. слова к читателю В.М. Филиппов. — М.: Институт экономических стратегий, 2008. — 576 с. - URL: http://libed.ru/knigi-nauka/600643-1 -bn-kuzik-yakovec-civilizacii-teoriya-istoriya-dialog-buduschee-tom-civilizacii-proshloe-buduschee-uchebnik-moskva.php

9. Пищик, А.М. Циклогенез парадигм русского мировоззрения: Советский период - Часть 3 (19611991) / А.М. Пищик, А.Е. Ефимов // Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). Ежемесячный научный журнал. - 2019. - № 3 (60), 8 часть. - С. 50-55. - URL:

https://euroasia-science.ru/wp-content/uploads/2019/04/Euroasia_j ournal_8_part_7 .p df

10. Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени / Пер. с англ., по-слесл. и прил. Т.С. Васильевой; РАН, Институт социологии. — М.: Наука, 1997. - 350 с. - URL: http://misk.inesnet.ru/wp-content/uploads/PC 122014/PC2014-12-281 -297-pa-sorokin.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.