Научная статья на тему 'Циклогенез парадигм западного мировоззрения'

Циклогенез парадигм западного мировоззрения Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
92
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРАДИГМА / PARADIGM / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / WELTANSCHAUUNG / ЦИКЛОГЕНЕЗ / CYCLOGENESIS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Пищик Александр Михайлович

Цель статьи изложить основные этапы циклогенеза парадигм западного ми-ровоззрения от Античности до наших дней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article aims to present the main stages of the cyclogenesis of the Western paradigms of Weltanschauung from Antiquity to the present day.

Текст научной работы на тему «Циклогенез парадигм западного мировоззрения»

ЦИКЛОГЕНЕЗ ПАРАДИГМ ЗАПАДНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Пищик Александр Михайлович

Доктор философских наук, профессор Дзержинского филиала РАНХиГС,

г. Дзержинск Нижегородской области

АННОТАЦИЯ

Цель статьи - изложить основные этапы циклогенеза парадигм западного ми-ровоззрения от Античности до наших ABSTRACT

The article aims to present the main stages of the cyclogenesis of the Western paradigms of Weltanschauung from Antiquity to the present day.

Ключевые слова: парадигма; мировоззрение; циклогенез. Keywords: paradigm; Weltanschauung; cyclogenesis.

Е!и ¡ртшее tpcv*

pi> нсп>ри^афго nfftrvtliHSL

ci) GCiXi) (b ©0® ё ®cM) (fl) ФХц)

Y'HOMWC H)'lHi иетАркРгесийЧ ipet»iiH

Г--п

20001-. ,tth it j P.* 3000 г. 111.

Рисунок 1. Четырёхтысячелетний цикл парадигм западного мировоззрения

«Узловые точки» циклогенеза мировоззренческих пара- тия представлены в табл. 1. дигм и соответ-ствующие им ключевые исторические собы-

Таблица 1.

Ключевые события циклогенеза западного мировоззрения

Годы Мировоззренческая парадигма Ключевые исторические события

до Рождества Христова

1 2000 Античность Рождение: Переселение грекоговорящих индоевропей-ских народов в район Эгейского моря.

2 600 Начало весны: Фалес Милетский (акмэ), зарождение философии.

3 499-478 Столкновение двух парадигм: Греко-персидские войны. Заключение Делосского союза греческих городов, воз-главляемого Афинами. Начинается период подъёма Афин (с 478 г.).

4 323 Начало лета: Смерть Александра Македонского. Нача-ло эллинистической эпохи (вплоть до 312 н.э.). Смерть Аристотеля.

5 8-4 Античность Пик лета: Расцвет эллинистической культуры.

Христианство Рождение Иисуса из Назарета.

после Рождества Христова

6 312 Античность Начало осени: Завершаются начатые при императоре Диоклетиане последние и жесточайшие гонения на христиан.

Христианство Начало весны: Обращение императора Константина в христианство.

7 529 Античность Столкновение двух парадигм: Закрытие Юстинианом платоновской академии в Афинах. Бенедикт Нурсийский основывает на горе Монте-Кассино первый монастырь.

Христианство

8 1000 Античность Начало зимы

Христианство Начало лета: Большая часть Европы охвачена христи-анским влиянием.

9 1300 Античность Точка замерзания (пик зимы)

Христианство Пик лета: Смерть Фомы Аквинского (1274). Майстер Экхарт. Распространение мистицизма в рейнских зем-лях, акмэ Майсте-ра Экхарта (1300-1330). Дунс Скот преподаёт в Париже (1305). Данте «Божественная коме-дия» (1310-1314). Канонизация Фомы Аквинского (1323).

Новое время Рождение Петрарки (1304).

10 1350 Христианство Начало осени: По Европе проносится чума (1347-1351). «Великий раскол» - борьба за власть между папами-соперниками (с 1378 до 1417).

Новое время Начало весны: Петрарка увенчивается лавровым венком на Капитолийском холме в Риме как победитель поэтического состязания (1341). «Декамерон» Боккаччо (1353). Начало эпохи Возрождения.

11 1600 Христианство Столкновение двух парадигм: Инквизиция казнит Джордано Бруно за ересь (1600). Осуждение инквизи-цией Галилея (1633). «Гамлет» Шекспира (1600). «О магните» Гильберта (1600). «Об определённых основоположениях астроно-мии» Кеплера (1602). «Новый Органон» Бэкона (1620).

Новое время

12 1700 Христианство Начало зимы: Христианское мировоззрение вытесняется новоевропейским.

Новое время Начало лета: «Оптика» Ньютона (1704). Ньютоном заложены основы научного мировоззрения Нового вре-мени.

Продолжение таблицы 1

Христианство Точка замерзания (пик зимы): Религиозное мировоззре-ние становится маргинальным.

13 1900 Новое время Пик лета: Расцвет науки Нового времени. Над научны-ми проблемами работают Эйнштейн, Планк, Фрейд. Смерть Ницше (1900) - яростного критика христиан-ства, популярность ницшеанства в Европе.

Новейшее время Рождение Аурелио Печчеи (1908) - основателя Рим-ского клуба.

Новое время Начало осени: Кризис новоевропейского мышления.

14 1970 Новейшее время Начало весны: Создание Римского клуба (1968). Осо-знание глобальны проблем человечества. Появление экологического мышления. Лавлок выдвигает гипотезу о Гее (1969).Критика технократического мышления Нового времени. Стартовал пятый технологический уклад на основе микроэлектроники (1970).

Хроника ключевых мировоззренческих событий (1970 - 2000): «Шаги к экологии мышления» Бейтсона (1972). «Пределы роста» Медоуза (1972). «Царство человече-ского бессознательного» Грофа (1975). «Против мето-да» Фейерабенда (1975). «Человеческие качества» Аурелио Печчеи (1977). Появление персональных ком-пьютеров. Развитие биотехнологии. «От бытия к ста-новлению» Пригожина. «Смерть природы» Мёрчент (1980). «Новая наука жизни» Шелдрейка (1981). «Судьба Земли» Шелла (1982). Быстрый рост обще-ственного сознания в отношении экологического кризиса на планет (1985-1990). Конец «холодной войны», крушение коммунизма в Восточной Европе (1989-1990). Конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро. Создание веб-сети (1992). Создание Евросоюза (1993). Ежегодные доклады в ООН о развитии человека в различны страна (сравнительны анализ Индекса развития человеческого потенциала - ИРЧП) (1990-2000).

15 2000 Новое время Столкновение двух парадигм: Бомбардировка Югосла-вии силами НАТО (1999). Силовые методы решения межнациональных и межэтнических проблем. Теракты 11 сентября 2001 г. Израильско-палестинский конфликт (2002). Война в Ираке. Свержение режима Саддама Ху-сейна (2003).

Новейшее время Саммит ООН в Йоханнесбурге по устойчивому разви-тию (2002).

Хроника ключевых мировоззренческих событий (2001 -2016): Слободан Милошевич предан Гаагскому суду по обвинению в военных преступлениях. США начали военную операцию в Афганистане. (2001). Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Сло-вения, Чехия и Эстония вошли в состав Европейского союза. Это расширение — самое крупное в истории ЕС (2004). Получен графен - стартовал шестой технологический уклад на основе нанотехнологий (2004). Всту-пил в силу Киотский протокол (2005). Массовый рынок смартфонов (2008). В США поступил в продажу пер-вый в мире планшетный ноутбук iPad от Apple (2010). Войска США покинули территорию Ирака (2011). Вой-на в Ливии, убийство Каддафи (2011).Война в Сирии (2011-2016). Государственный переворот на Украине. Присоединение Крыма к России. Провозглашение До-нецкой и Луганской народных республик. США и Ве-ликобритания завершили вывод войск из Афганистана (2014).

Каждая парадигма проходит следующие стадии жизненного цикла: рождение, становление, зрелость, упадок, исчезновение и смерть. Эти стадии можно метафорически отождествить с временами года: весна (стадия становления), лето (стадия зрелости), осень (стадия упадка), зима (исчез-

новение и смерть). Парадигму, в контексте данной статьи, мы рассматриваем как глубинную идею, определяющую человеческое мировоззрение. Мировоззрение мы будем рассматривать в системе «мера человека - мера универсума» [5]. Мировоззрение человека формируется в его отноше-

нии как целостного существа (бытие человека в границах его индивидуальной меры) к универсуму как целостному образованию (бытие универсума в границах его меры). Мировоззренческая парадигма человека включена в его менталитет. Мировоззренческая идея реализуется в деятельности человека и проявляется на всех уровнях его поведенческого бытия (от неосознанных автоматизмов до верхних этажей сознания).

В филогенезе организмов можно выявить общую закономерность - увеличение в их жизнедеятельности числа степеней свободы. Эта закономерность связана с усложнением двигательных задач, решаемых организмами в их жизнедеятельности. Одновременно совершенствуется аппарат ограничения избытка степеней свободы двигательных органов, без которого не может осуществиться целесообразное движение. Эволюция движения - разрешение противоречий между растущим числом степеней свободы двигательных органов и способностью аппарата управления ограничить их до нужного количества для решения всего многообразия конкретных двигательных задач, необходимых для жизнедеятельности организма, стоящего на той или иной ступени филогенеза. Биомеханические закономерности разрешения указанного противоречия представлены в физиологии активности Н.А. Бернштейна [1, с. 10-27]. «В этом преодолении избыточных степеней свободы движущегося органа, т.е. в превращении последнего в управляемую систему как раз и заключается основная задача координации движений» [1, с. 26]. Н.А. Бернштейн в качестве ключевого индикатора эволюции животного мира называет двигательную активность организмов, измеряемую числом степеней свободы во взаимодействии с окружающей средой » [1, с. 13-17].

В культурном филогенезе человечества эта закономерность воспроизво-дится на новом уровне социального бытия. Культурное совершенствование человечества есть, с одной стороны, увеличение степеней свободы в деятельности, и с другой стороны, - совершенствование управленческой деятельности по ограничению избыточного числа степеней двигательной активности человека путём нормирования его поведения через различного рода социальные запреты (табу, нравственные нормы, юридические законы).

Эволюция западного мировоззрения стартовала в Древней Греции [7]. Культура Древней Греции имеет качественное различие по сравнению с культурами других народов того исторического времени. Отличие, с одной стороны, проявилось в увеличении степеней свободы деятельности людей (свободные граждане полисов), и с другой, в совершенствовании юридических законов, ограничивающих избыточную свободу, ведущую к разрушению полисов. Сократ сознательно подчиняется закону Афин, предпочитая смерть возможности избежать её путём побега из заключения и неподчинения решению несправедливого суда над ним [6]. Качественное отличие образа жизни граждан Древней Греции, а затем и Древнего Рима, по сравнению с другими народами того времени очевидно для историков. Сами древние греки фиксировали это качественное культурное отличие образа жизни в восприятии других народов как варваров.

Дальнейшая эволюция западного образа жизни и западного мировоззрения проявляется во всё большем увеличении социальных свобод в деятельности личности и общества и во всё большем совершенствовании аппарата нормативного ограничения этих свобод в интересах решения возникающих исторических задач, адекватного ответа

на новые вызовы и угрозы.

На каждом этапе эволюции западного мировоззрения можно выделить образ совершенного человека. В Античности - это герой. В христианском мировоззрении - святой. В Новое время - сверхчеловек, В Новейшее время - партнёр. Парадигма (от греч. параЗегуца, - «пример, модель, образец»). Содержание мировоззренческой парадигмы во многом раскрывается в содержании представления о совершенном человеке конкретной исторической эпохи.

Образ античного героя содержательно раскрывается в Древнегреческом и Древнеримском эпосе. Герой, в отличие от других смертных, наделяется божественными способностями. В силу своего происхождения (полубоги Ахилл, Геракл, Персей) или благородного воспитания (Гектор, Одиссей, Ясон).

Образ святого - идеал человека христианской эпохи, образец для подражания и поклонения. Раскол Церкви в 1054 г. на Западную Католическую и Восточную Православную - разрешение ментального противоречия между мировоззрением восточного и западного христианства. Второй раскол Церкви - в эпоху Реформации - разрешение ментального противоречия между южным (католичество) и северным (протестантизм) христианством. В этих расколах западное христианское мировоззрение приобретало новые степени свободы, с одной стороны, и новые ограничители, с другой стороны.

Образ сверхчеловека (человекобога в отличие от Богочеловека - Иисуса Христа, гения, супермена) - идеал западного человека в эпоху Нового времени. Стремительно развивается секулярное мировоззрение.

Эпоха Нового времени стартует в эпоху Гуманизма (XIV-XV вв.) и Ренессанса (ХУ-ХУ вв.), и проходит следующие стадии: Великие географические открытия (ХУ-ХУ1 вв.), Реформация (ХУТ-ХУП вв), Научная революция (ХУТ-ХУП вв.), Философская революция (ХУЛ в.), Просвещение (ХУП-ХУШ вв.) и Социальные революции (ХУП-ХХ вв.), Промышленная революция (ХУШ-Х1Х вв.) и Мировые войны (ХХ в.).

Мировоззренческая парадигма Новейшего времени стартовала во второй половине ХХ в. Во всех сферах общественной жизни западной цивилизации происходили качественные изменения. Изобретение и применение ядерного оружия поставило на повестку дня вопрос об угрозе существованию человечества как биологического вида. К 70-м годам стал осознаваться груз глобальных экологических проблем, создающих угрозу экологических катастроф, не менее опасных для выживания человечества, чем ядерные угрозы. Научно-техническая революция стала трансформировать индустриальную цивилизацию в постиндустриальную. На базе микроэлектроники появился новый технологический уклад, началась эпоха компьютеров и телекоммуникаций (У технологический уклад стартовал в 1971 г.) [2]. В начале ХХ в. на базе нанотехнологий стартовал У технологический уклад. У и У технологические уклады создали материальную базу для развития постиндустриальной цивилизации.

Новоевропейская идея сверхчеловека на базе постиндустриальной цивилизации приобретает «второе дыхание». Новейшие технологии - питательная почва для проектов преобразования природы человека. Возникает новое противоречие между существенным расширением степеней свободы человеческой деятельности и их социальными нормативными ограничителями, обеспечивающими профилак-

тику глобальных катастроф. Причиной глобальных техногенных, экологических, социальных и антропологических катастроф XXI в. является новое качество человеческой деятельности, проявляющееся в существинном рксширехии преобразующего вмешательства человека в свою и чужую природу. Противоречие будет разрешено при условии социального ограничения опасных для жизни преобразований.

Мировоззренческая альтернатива новоевропейской идее еокорения человеком окружающей иреды появляется в Новейшее время. Это идея совершенного человека как партнёра, способного к диалогу с окружающей социальной средой. Партнёр предпочитает предупреждение конфронтаций и катастроф во взаимоотношениях с окружающей средой путём поиска компромиссов и выстраивания консенсуса.

Динамика отношений конфликтующих субъектов

Позитивный вектор Негативный вектор

Гомогенное единство Гетерогенное единство

I I

Консенсус Компромисс

Гетерогенная вражда Гомогенная вражда

I

Конфронтация Рисунок 2. Четыре способа преодоления конфликта [3, с. 13-14]

I

Катастрофа

Принцип партнёрских диалоговых отношений переносится и на природу. Идея коэволюции человечества и планетарной природы предлагается как способ решения глобальных проблем [4].

Изменения представлений о совершенном человеке - индикатор парадигмальных сдвигов в мировоззрении людей (табл.2).

Таблица 2.

Эволюция представлений о совершенном человеке в западном мировоззрении

Мировоззренческая эпоха Античность Христианство Новое время Новейшее время

Совершенный человек герой святой сверхчеловек партнёр

Каждая последующая ступень в развитии модели совершенного человека сопряжена с увеличением степеней свободы его деятельности и совершенствованием нормативных ограничителей, делающих его деятельность управляемой. С совершенствованием человеческой деятельности совершенствуется система личного и общественного управления этой деятельаостью.

Святой борется со своими страстями и достигает совершенствования своей души и духа за счет христианской аскезы путём самоограничения. Подвиги святого в сфере духа неведомы герою Античности. Гений (модификация «сверхчеловека» Нового времени) достигает предельного уровня совершенствования а своей профессиональной деяеельнос -ти, недоступной святому в его земной жизни. Совершенный партнёр Новейшего времени представляется человеком, живущим в гармонии как со своей природой, так и окружающей средой. Гармония меры человеко и меры универсума в деятельности партнёра поднимает человеческую деятельность на качественно новую ступень эволюсии по сравнению с предыдущими эпохами.

Подобно эвулюции животного мира каждая последующая ступень человеческой деятельности что-то приобретает и что-то теряет. Совершенный человек христианской эпохи наряду с преимуществами имеет и недостатки по сравнению с совершенным человеком эпохи Античности. То же происходит в эпоху Нового и Новейшего времени. В целом же при переходе от одной эпохи к другой в человеческой деятельности происходит скачкообразное увеличение степеней свободы, которое неизбежно создает новые вызовы и угро-

зы существованию личности и общества. Для координации таких деятельностей возникает более совершенная система личного и общественного управления. Так, например, в постиндустриальной цивилизации уже недостаточно одного государственного и межгосударственного управления. Идёт становление более совершенного государственно-общественного управления на всех уровнях бытея че -ловеческой деятельности от локального до глобального.

(Продолжение следует)

Список литературы:

1. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активности / Под редакцией академика О.Г. Газенко. Издание подготовил профессор И.М. Фейгенберг. - М.: Академия наук Союза ССР, 1990. - 496 с. URL: аtеp://elib.gnpbu.m/text/ bernshteyn_fiziologiya-dvizheniy_1990/go,496;fs,0/

2. Глазьев С.Ю. Новый технологический уклад в современной миро-вой экономике // Международная эконямика. 2010, №5 - С. 5-2Ш. URL: http://www.twirpx. com/file/815771/

3. Зеленов, Л.А. Банк артов (методология теорий): монография / Л.А. Зеленов, Р.И. Никифоров. - Н.Новгород: Общероссийская академия человековедения, 2015. - 65 с.

4. Моисеев Н.Н. Коэволюция природы и общества. Пути ноосферогенеза // Экология и жизнь. - 1997, № 2-3. URL: http://www.igrunov.ru/vin/vchk-vin-discipl/ecology/ authors/moiseev/noosferogenez.html

5. Пищик А.М. Научно-исследовательская программа Нижегородской методологической школы: концепция ос-

новных типов мироосвоения //Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). Ежемесячный научный журнал. - 2015. - № 9 (18), Часть 1. - С. 13-17 URL: http://www.euroasia-science.ru/files/ arhiv/28-29.09.2015/p1/5-123.pdf#page=1

6. Платон. Апология Сократа // Диалоги Платона. - Киев: Библиотека Фонда содействия развитию пси-

хологической культуры. URL: http://psylib.org.ua/books/ plato01/01apols.htm

7. Тарнас Р. История западного мышления / Пер. с англ. Т.А. Азаркович. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. - 448 с. URL: http://psylib.org.ua/books/tarna01/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.