УДК 008(4):165.72Ницше
Тарасов Алексей Николаевич кандидат философских наук,
доцент кафедры философии, социологии и теологии Липецкого государственного педагогического университета имени П.П. Семенова-Тян-Шанского
НИЦШЕАНСКИЙ НИГИЛИЗМ КАК ХАРАКТЕРИСТИКА III СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ В КОНТИНУУМЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ: КУЛЬТУРФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ
Tarasov Alexey Nikolayevich
PhD in Philosophy, Assistant Professor, Philosophy, Social Science and Theology Department, Lipetsk State Pedagogical University
NIETZSCHEAN NIHILISM AS A FEATURE OF THE III SOCIOCULTURAL TRANSFORMATION IN THE CONTINUUM OF THE EUROPEAN CULTURE: CULTURAL AND PHILOSOPHICAL
ANALYSIS
Аннотация:
В статье предпринимается попытка анализа идеи нигилизма Ф. Ницше в аспекте ее соотношения с тенденциями развития культуры авангарда рубежа XIX-XX вв. Показано, что данная стадия выступает как социокультурная трансформация, отражающая переход от новоевропейской к современной культур-системе. Делается вывод, что нигилизм, с позиции Ф. Ницше, - это единственное условие выздоровления европейского общества, средство выхода к новой культурности антропогенной направленности, что объясняется радикальностью и качественностью происходящих изменений в системе европейской культуры.
Ключевые слова:
социокультурная трансформация, динамика культуры, нигилизм, Ф. Ницше, культура авангарда, европейская культура, культур-система, куль-турфилософский анализ.
Summary:
The paper analyses the ideas of Friedrich Nietzsche's nihilism in the aspect of its correlation with the trends of avant-garde culture development at the turn of the XX century. It is shown that this stage acts as a soci-ocultural transformation reflecting a shift from the modern European to the contemporary culture system. It is concluded that nihilism, from the perspective of Nietzsche, is the only condition for the recovery of the European society, the means of access the new human-oriented culture, which explains radicalism and qualitative changes taking place in the system of European culture.
Keywords:
sociocultural transformation, cultural dynamics, nihilism, Friedrich Nietzsche, avant-garde culture, European culture, culture system, cultural and philosophical analysis.
В широком смысле понятие «нигилизм» означает умонастроение, связанное с установкой на отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм и культуры вообще [1, с. 84]. В отечественной гуманитарной традиции сложилось мнение, что появление данного понятия относится к XVIII в. Однако работы зарубежных исследователей показывают, что этот термин встречается уже в средневековой теологической литературе XII в. К XVIII в. «нигилизм» как наличествующий концепт закрепился в европейских языках, перекочевав в философскую литературу ко второй половине XIX в. и став предметом многочисленных размышлений.
Поворотным моментом в использовании этого термина как культурфилософской категории стали работы Ф. Ницше, который, по общему мнению, разделил весь континуум европейской культуры на классический и неклассический [2]. Такая оценка культурфилософского наследия философа связана, по нашему мнению, еще и с историческим моментом, в котором он творил. Ф. Ницше буквально предвидел надвигающийся переход культуры к новым качественным характеристикам. Понимал он и сущность своей эпохи как переходной, в которую рушатся прежние парадигмальные ориентиры и мировоззренческие установки.
Последняя треть XIX - начало XX в. все чаще определяются как социокультурная трансформация, отраженная авангардом. Это было время, когда все сферы культуры, будь то искусство, наука, религия или философия, переживали качественные изменения, тем самым обозначалось установление современной культур-системы. Подобные переходные стадии социокультурных трансформаций европейская культура переживала и прежде. Так, при переходе от Античности к Средневековью это был поздний эллинизм, от Средневековья к Новому времени - эпоха Возрождения. Таким образом, культура авангарда рубежа XIX-XX вв. представляет собой III социокультурную трансформацию в континууме европейской культуры.
Для рассмотрения проблемы ницшеанского нигилизма в аспекте аналитики социокультурных трансформаций проанализируем работы «Так говорил Заратустра» и «Воля к власти». Сочиняя первую работу, мыслитель поставил цель создать новое пятое Евангелие. Однако если
прежние Евангелия были вестью о том, что «Христос воскрес», то пророк Заратустра пришел с вестью, что «Бог мертв», а потому его место должен занять новый человек - сверхчеловек.
Многие исследователи культурфилософского наследия Ф. Ницше отмечают, что подобные высказывания ставят философа на позицию нигилизма, в том смысле что предусматривается признание идеи конца, исчерпанности и невозможности дальнейшего существования всего сверхчувственного мира [3, с. 175].
Однако если обратиться к анализу работ Ф. Ницше, то, как представляется, сам факт «появления нигилизма» может быть истолкован как главное событие европейской истории, прокладывающее путь к гибели христианства. Причина этой гибели - в христианской морали, превратившей жизнь Христа в учение и поучение. На протяжении долгого времени эта мораль доказывала совершенство созданного Богом мира, «охраняла человека от презрения к себе» [4, с. 37], несмотря на наличие страдания и зла, поэтому теперь христианская мораль сама стала рассадником нигилизма.
В данном случае нигилизм понимается как обязательное условие выздоровления европейской цивилизации, позволяющее ей избавиться от ложных ценностей, переосмыслить и тем самым вывести культуру к новым рубежам антропогенной направленности. Данный тезис, несомненно, роднит ницшеанское понимание роли нигилизма с исследуемой нами позицией социокультурных трансформаций в континууме европейской культуры. Мыслитель понимает, что прежняя парадигма себя изжила, на смену ей должна прийти новая, отвечающая изменившимся условиям. Эта новая мировоззренческая установка будет отвечать требованиям новой нарождающейся культур-системы, каковой и выступила современная культура XX - начала XXI в.
Заявляя о переоценке христианской морали, Ф. Ницше явился создателем метода генеалогии, суть которого - выявление условий и обстоятельств происхождения христианской морали. В человеке, считает Ф. Ницше, таится обида на все, что его превосходит в жизни, на силу, которой он вынужден подчиняться. Эта сила может быть сосредоточена и в руках отдельного человека, которого мыслитель определяет как «господина». Сама жизнь делит всех на господ и рабов по причине не их происхождения и социального положения, а их разного отношения к жизни. И если господа живут полноценной жизнью, то рабы придумали для себя мораль, которая выступает их своеобразной защитой, уравнивающей всех в отрицании жизни. При этом Ф. Ницше отвергает исключительно христианскую мораль, определяемую им как плебейская, поскольку она заставляет человека жить воображаемой жизнью, в которой нет места реальным делам, а имеет место только стремление вознаградить себя за униженное положение.
В этих условиях после смерти Бога человеку не остается ничего иного, как полагаться на собственные силы, демонстрируя «волю к власти». Такой человек опирается на самого себя, ему больше не на кого надеяться, что заставляет его преодолеть в себе все человеческое, стать сверхчеловеком. Сверхчеловек - это и есть человек эпохи нигилизма, оставшийся наедине с собой. Вместе с тем эта новая, наступающая эпоха есть возвращение к изначальным дионисийским формам жизни, в чем философ и видит путь к спасению европейской цивилизации.
Учение Ф. Ницше заключало в себе глубоко трагическое восприятие жизни, во многом порожденное окружающей действительностью, в которой не осталось больше места для существования свободной личности. Декадентские настроения, царившие в это время как в европейском, так и в отечественном сознании, безусловно, отражали растерянность человека перед новой надвигающейся реальностью. Существо ее определялось тем, что прежние идеалы с верой в прогресс общества стремительно себя девальвировали, таяли надежды на гуманное переустройство общества. Нужны были новые идеи, мировоззренческие установки, отвечающие требованиям современной культур-системы. Их и попытался отразить Ф. Ницше.
Таким образом, культурфилософское наследие Ф. Ницше выступило своеобразной границей, разделяющей европейскую культуру на классический и неклассический этапы. Неслучайно его философская система многими исследователями интерпретируется как предтеча нонклас-сики [5]. Ницшеанский нигилизм отразил усталость европейской цивилизации идеалами и устремлениями новоевропейской культур-системы. Свое мировоззренческое оформление эти устремления получили в эпоху Просвещения. В дальнейшем эта усталость переросла в разочарованность на этапе современной культур-системы, выразившуюся в социальном настроении европейского общества после окончания Первой мировой войны.
Ф. Ницше, с одной стороны, открыл новую эпоху в европейской культуре, с другой - мастерски показал последствия, к которым приведет усталость от идеалов Нового времени. В результате рубеж XIX-XX вв., отраженный культурой авангарда, стал переходной эпохой в континууме европейской культуры - III социокультурной трансформации, в ходе которой осуществился переход от новоевропейской к современной культур-системе. Полагаем, что ницшеанский нигилизм стал своеобразной характеристикой этого этапа, равным образом как решительный разрыв
с предшествующей культурной традицией стал особенностью современной, IV социокультурной трансформации в континууме европейской культуры, которой выступает постмодерн, знаменующий переход от современной к постсовременной культур-системе.
Ссылки:
1. Нигилизм // Новая философская энциклопедия. М., 2001. Т. III.
2. Ромах О.В. Научная школа «Аналитика культурологии» // Аналитика культурологии. 2008. № 12. С. 79-87.
3. Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М., 1993.
4. Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. М., 1994.
5. Беляев Д.А. Идея сверхчеловека в гуманизме обретения смысла А. де Сент-Экзюпери // Гуманитаристика в условиях современной социокультурной трансформации : материалы V Всерос. науч.-практ. конф. (13-14 нояб. 2015 г.). Липецк, 2015. С. 62-70.