_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_
Научная статья
https://doi.org/10.24412/2220-2404-2024-8-28 УДК 130.2
ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И СУЩНОСТНЫЕ СМЫСЛЫ
Абдулкадыров Ю.Н.
Дагестанский государственный технический университет;
Дагестанский федеральный исследовательский центр РАН
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы формирования российской цивилиза-ционной идентичности. Раскрывается доминирующую значимость цивилизационной идентичности в формировании нового концепта стратегического самоопределения и глобальной самоидентификации России. Показано, что именно идентификационные факторы только и могут, в современных геополитических реалиях, не только обеспечить России свой суверенитет, свою субъективную устойчивость, государственную и цивилизационную уникальность, но и существенно расширить глубину и широту своего экономического, политического, культурного и информационного влияния на весь ход глобального процесса мирового развития. В сложившихся геополитических реалиях Россия убедительно демонстрирует новый вектор своего стратегического развития, которое базируется на фундаментальных духовно-нравственных и культурно-исторических ценностях российской цивилизации. Именно вокруг этих определяющих ценностей, общего взгляда на значимые вехи истории складывается сегодня в России национальное солидарное согласие и формируется цивилизационная идентичность.
Ключевые слова: глобализация, национальная идентичность, цивилизационная идентичность, этническая идентичность, патриотизм, гражданская нация, национальная идея, многополярный мир, суверенитет, духовные ценности.
THE CIVILIZATIONAL IDENTITY OF MODERN RUSSIA: PROBLEMS AND ESSENTIAL MEANINGS
Yusup N. Abdulkadyrov
Dagestan State Technical University; Dagestan Federal Research Center
Abstract. The article examines the problems of the formation of the Russian civilizational identity. The dominant importance of civilizational identity in the formation of a new concept of strategic self-determination and global self-identification of Russia is revealed. It is shown that it is identification factors that, in modern geopolitical realities, can not only ensure Russia's sovereignty, its subjective stability, state and civilizational uniqueness, but also significantly expand the depth and breadth of its economic, political, cultural and informational influence on the entire course of the global process of world development. In the prevailing geopolitical realities, Russia convincingly demonstrates a new vector of its strategic development, which is based on the fundamental spiritual, moral, cultural and historical values of the Russian civilization. It is around these defining values, a common view of significant historical milestones, that national solidarity and civilizational identity are being formed in Russia today.
Keywords: globalization, national identity, civilizational identity, ethnic identity, patriotism, civil nation, national idea, multipolar world, sovereignty, spiritual values.
Введение.
Современный мир - это мир мощных глобальных цивилизационных изменений. И эти изменения объективно несут в себе много различных позитивных возможностей, в том числе и в контексте формирования новых цивилизационных общностей с едиными парадигмами развития и едиными общечеловеческими культурными ценностями.
Одновременно глобализация ведет к разрушению многих устоявшихся духовных основ жизни, что значимо обостряет противостояние новых универсальных цивилизационных стандартов и ценностей этнокультурной идентичности. Для России, которая в течение многих столетий развивалась как многоэтническое государство, где полиэтничность являлась и продолжает являться ее «родовым качеством» - это серьезный вызов как в плане сохранения своей целостно-
_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_
сти, суверенитета, цивилизационной уникальности, так и в плане обеспечения экзистенциальной безопасности через притяжения каждого россиянина к своему этносу, которая гарантировала ему в течение многих столетий прочность всей социальной связки в быстроменяющемся мире.
Обсуждение.
Основным источником деструктивных явлений, направленных на размывание ценностных основ российского общества, по мнению многих исследователей, явилась неолиберальная идеология, которая начала активно разрушать всю самобытную культуру российского общества, его духовно-нравственную составляющую, на основе которой веками формировался образ и смысл бытия россиян, их самосознание, идентификационную определенность и обеспечивала преемственность социокультурных связей между поколениями.
На этом историческом этапе своего развития Россия вновь оказалась перед необходимостью выбора пути своего цивилизационного развития.
Россия, осознавая свое Я, свое геополитическое положение в мире, свой исторический опыт плюрализма идентичности (многоэтничность, поли-конфессиональность, самобытное культурное многообразие) вновь оказалась перед выбором пути своего развития, перед необходимостью самоопределения и самоидентификации. Для реализации обозначенных целей государство принимает все возможные меры, среди которых важное место занимает формирование цивили-зационной идентичности, которая может обеспечить необходимый уровень солидарного единства всего российского народа.
Цивилизационная идентичность - это та базовая основа, которая позволит формировать новые ориентиры в многообразных взаимоотношениях между народами и странами, в условиях многополярного мира. Кроме того, в нынешних геополитических реалиях проблема национальной самоидентификации России должна приобрести общецивилизационный характер. Это связано, в том числе и с тем, что российская цивилизация в своей основе содержит в себя огромный потенциал многообразных форм своего тяготения к другим цивилизациям и культурам.
Политика идентичности для России в новых складывающихся реалиях мирового порядка приобретает исключительную важность, как в контексте преодоления многих внутренних проблем, так и в контексте решения проблем глобального развития. Поэтому формирование ци-вилизационной идентичностей для России становится важной и актуальной проблемой.
Современное понимание идентичности, прежде всего, связано с работами Э. Эриксона и М. Ка-стельса [1].
Э. Эриксон выделяет три основных аспекта идентичности:
1) чувство идентичности;
2) процесс формирования идентичности;
3) идентичность как результат.
Осмысление национальной цивилизационной идентичности связано с глубинным осознанием культурно-исторической общности народов России. В таком контексте цивилизационная идентичность, на наш взгляд, может быть понята как «совокупность стержневых, системообразующих элементов, структурирующих целое и задающих самотождественность цивилизации» [2, с. 85].
Следует также подчеркнуть, что проблемы формирования идентичностей всегда были и есть в центре всей интеллектуальной истории России. Споры между «западниками» и «славянофилами», сторонниками евразийства и их оппонентами, «модернизаторами» и «традиционалистами» не утихают и по сей день. Подходы к решению этих проблем весьма многообразны. Трудности связаны и с тем, что сама российская цивилизация включает в себя целый ряд подсистем, которые также могут претендовать на свою цивили-зационную общность: кавказская, угро-финская, сибирская, алтайская. Проблема состоит в том, что все они не ограничены территорией современной России и имеют существенное продолжение за ее границами.
Кроме того, целый ряд секторов российского общества являются одновременно частями других цивилизационных общностей, таких как европейская, христианская, исламская, иудейская, буддийская, духовные центры которых находятся вне России.
К этому необходимо добавить и то обстоятельство, что к началу XXI века этнические и духовные ценности для индивида не только не девальвируются, а, наоборот, стали объектами пристального внимания со стороны членов общности, что значимо начало оказывать влияние, в том числе и на ход социально-экономических, политико-правовых и духовно-культурных процессов в обществе.
Усиление процесса этнизации связано также и в сложившемся в стране в начальный период постсоветской истории ситуации, когда экономические процессы не обретали традиционно-нравственные смыслы. В силу этих причин, для россиянина его этническая идентичность стала более значимой, чем принадлежность к политическим партиям и другим социальным группам. Хотя, как говорил Э. Хобсбаум, природа этнич-ности конструируется по заказу и национальная идентичность сочетается с другими идентично-стями и не может быть описана в терминах превосходства [3].
_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_
Процессы цивилизационной унификации резко активизировали не только процессы, повышающие роль и значимость этнического фактора в развитии социальных процессов, но и к взрыву этнонационализма, пагубные последствия которой по разному ярко проявились в республиках Северного Кавказа, что спровоцировал, в том числе и всплеск русского этнонационализма, что ставил под угрозу сам феномен российской монолитности.
Пагубность этнонационализма в любом варианте как первичной основы нациестроительства в России начала постепенно осознаваться. Начало преодолению такого подхода в обустройстве России важную роль сыграли работы академика В.А.Тишкова, который опираясь, в том числе и на опыт других стран, предложил для России новый фактически альтернативный вариант решения проблем нациестроительства, а, именно, формирование гражданской нации, нации-нации на основе формулы «единство в многообразии» [4].
Идея строительства гражданской нации, которая подверглась массированной критике со стороны защитников этнического национализма, получила свою поддержку не только в научной среде, но и на уровне государственной власти.
Следует отметить, что Президент РФ В.В. Путин в статье «Россия: национальный вопрос» проблема нациестроительства в России поднял на совершенно новый уровень государственного осмысления. Во всех принятых в последующем документах эта идея рассматривается как фундаментальная составляющая всей политической деятельности России. При этом сам процесс формирования единой нации «нация-нации» в России определен не как процесс ликвидация этносов, этнической идентичности, а как процесс создания новой «национальной индивидуальности» (Р. Саква), новой российской цивилизаци-онной идентичности.
«Живой опыт живой истории» подтверждает принципиальную возможность сохранения в России всего этнического многообразия в условиях формировании государства-нации. «Исторический опыт подтверждает, - пишет по этому поводу Р.Г. Абдулатипов, - что этническая идентичность как приверженность к этнокультуре, традициям, укладу жизни вполне совместима с закономерным стремлениям к сохранению личности (социума) на изменение масштабов своей общности, что ведет в социальной практике к симбиозу этнического, гражданского и даже формированию надгражданского глобального» [5, с. 12].
Этносы и их культуры для России - это реалии, в том числе и XXI века. Богатая многообразная история культуры России и дальше должна служить современности и будущему как часть ее комплексной мощи. И поэтому стратегия форми-
рования российской цивилизационной идентичности должна основываться на сочетании приоритета традиционализма, коллективизма, этнического и социокультурного многообразия с особенностями и объективными тенденциями глобального развития.
Как отмечают многие исследователи, логика глобализма однозначно не ведет к необходимости смерти этноса как некоего архаического явления. Этничность сегодня может гармонично выстроится в современную этнологическую и социальную и философскую картину мира. Более того, фактор этничности в современных реалиях, демонстрируя значимость различия, говорит о своей жизненной силе, в том числе и в силу того, что многие универсальные идиомы и значения могут осмысливаться людьми, именно через призму своего этнокультурного различия. Именно такая коммуникативная герменевтическая их трактовка значимо преодолевает представления о них как об особенных дискретных социокультурных единиц.
Результаты.
Таким образом, можно однозначно констатировать, что духовные основы этнокультурной идентичности в принципе не замкнуты в себе, а устремлены к универсальным горизонтам человечества, в пространстве которых каждый индивид может приобрести цивилизационную идентичность.
России сегодня, безусловно, нуждается в новых культуроцентричных идеалах, которые аккумулируют в себе всю «историческое творчество, синтез лучшего национального опыта и идеи, осмысление наших культурных, духовных, политических традиций с разных точек зрения с пониманием, что это не застывшее нечто, данное навсегда, а это живой организм. Только тогда наша идентичность будет основана на прочном фундаменте, будут обращена в будущее, а не в прошлое» [6, с. 3].
В.В. Путин в этом высказывании прямо связывает процесс обретения национальной идентичности с формированием национальной идеи, обозначив глубокую связь проблем обретения национальной идентичности с процессом становления национальной идеи.
В качестве национальной идеи современной России В.В. Путин обозначил патриотизм: «в патриотизме вижу консолидирующую базу нашей политики».
Хотя политический дискурс относительно природы патриотизма весьма противоречив, но сегодня, в условиях гибридной войны с коллективным Западом во главе с США, патриотизм - это четкий политический ориентир стратегического развития России, в том числе и в силу того, что патриотические ценности в новых геополитических реалиях выполняют особую консолидирую© Абдулкадыров Ю.Н.
_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_
щую роль в формировании национальной российской идентичности [7].
Специфика нынешней российской действительности состоит в том, что патриотизм сегодня действительно превращается в иммунную систему всего российского общества [8], формируя глубинный потенциал процесса становления единых общегражданских, культурных, морально-ценностных оснований идентичности всех россиян. Хотя полемика о сущности макрополитической идентичности в России практически не прекращается, но фактор патриотизма в его классическом варианте большинством из них рассматривается, как базовая основа процесса становления национальной идентичности. В нынешних геополитических условиях - это единственно верное и стратегически перспективное начало формирования новейшей истории России.
Путь обретения себя через обращение внутрь себя в принципе не должен и не может закрывать путь во вне себя:
- во-первых, в силу того, что Россия сегодня это ключевой субъект и новый мощный центр силы формирующего многополярного мира;
- во-вторых, Россия, обладая огромным потенциалом, в процессе своей самоидентификации и самоопределения должна активно заниматься и конструированием новой модели глобального миропорядка.
В мировых реалиях объективная цивилизацион-ная многовекторность новых внешних связей России приобретает особую значимость. Жизнь российского человека уже сегодня не может быть уложена только в привычных границах их традиционной самоиндентификации - этнической, религиозной, национально-государственной и др. Хотя границы России есть и они незыблемы, но интеллектуальный, культурный потенциал россиянина уже не укладывается в эти рамки. Его миссия выходит за пределы России, он должен быть активным созидателем нового глобального мира. В этих условиях очень важно преодолеть возникающие проблемы относительно формирования центрального идентификационного ядра цивилизационной идентичности россиян в силу того, что - это не только основа обеспечения национальной безопасности, сохранения суверенитета, но и важнейший мобилизующий фактор [9] и ресурс технологической конкурентноспособности России в новых геополитических реалиях мирового развития. «Большинство граждан считают, что Россия должна сохранить роль великой державы с великим народом» [10, с. 69]. Но на пути к мировому лидерству цивилизационную идентичность в своей основе составляя государственное самосознание граждан [11], должна вмещать в себя
такое внешнеполитическое измерение, которое позволит России доминировать в форматировании основных концептов новой мировой модели глобальной современности. Более того, понимание специфики цивилизационной идентичности России позволит россиянам более глубоко осознавать причины многих социокультурных явлений и процессов глобального развития.
Заключение.
Россия сегодня подошла к той черте, когда ей необходимо понять особенность и специфику всей своей цивилизационной идентичности. Ориентиры или только на Восток или только на Запад в попытках своей самоидентификации -это уже вчерашний день. Происходящие в мире и в нашей стране изменения, однозначно ведут к необходимости пересмотра многих устоявшихся представлений о своей цивилизационной идентичности [12]. Новое содержательное переосмысление своей идентичности обусловлено не только новой назревшей необходимостью в решении многих конкретных задач национально-государственного устройства самой России и формированием нового образа России как самостоятельной цивилизационной общности, но и необходимостью брать на себя роль доминирующего фактора в процессе становления нового мирового порядка. «Проблема цивилизационно-го выбора, которая стоит перед Россией - по мнению В.С. Степина, - соединяется с более широким и более сложным полем проблем, которые связаны с возможными путями развития человеческой цивилизации. Вопрос «куда идет Россия? Становится особой частью вопроса «куда идет человечество» [13, с. 5].
Потенциал российской цивилизации огромен, и он должен быть задействован в полном объеме по продвижению российского видения гуманитарного, государственного и мирового развития. Уже «налицо, что мир исчерпал потенциал реактивного» способа существования, крайней формой выражения которого является индивидуализм, возведенный в степень эгоцентризма.
В сложившихся геополитических реалиях Россия убедительно демонстрирует новый вектор своего стратегического развития, которое базируется на фундаментальных духовно-нравственных и культурно-исторических ценностях российской цивилизации. Именно вокруг этих определяющих ценностей, общего взгляда на значимые вехи истории складывается сегодня в России национальное солидарное согласие и формируется цивилизационная идентичность. И это фактор успешного развития России как нового центра многополярного мира, фактор активизации межкультурной коммуникации, диалога культур, социально-политического, экономического и культурного партнерства цивилизаций в глобализирующем мире.
_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_
Конфликт интересов
Не указан Рецензия
Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.
Conflict of Interest None declared
Review
All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.
Литература:
1. Эриксон Э. Детство и общество. Изд. 2-е / Э. Эриксон; Пер. с англ. - СПб. : Ленато АСТ, Фонд «Университетская книга», 1996. 592 с.
2. Жаде З.А. Цивилизационная идентичность России в глобализирующем мире / З.А. Жаде // Человек. Сообщество. Управление . 2007. № 1. С. 78-88.
3. Hobsbawm E.I. Nations and Nationalism since 1780: Programme, Myth, Reality 2ng eg. Cambridge : Cambridge University Press, 1992. 212 p.
4. Тимков В.А. Российский народ: история и смысл национального самосознания. М. : Наука, 2013. 649 с.
5. Абдулатипов Р.Г. О перспективах человека, этноса, нации / Р.Г. Абдулатипов; Под ред. М.И. Билалова // Материалы Всероссийской научной конференции «Философия и практика этнического многообразия и единства России». Махачкала : ООО РАЭ «Маг». С. 11-17.
6. Путин В.В. Заседание международного дискуссионного клуба «Валдай» от 19 сентября 2013 г. URL : http:nens/kremlin/ru/transcripts/192443/ print (дата обращения 03.07.2024).
7. Абдулкадыров Ю.Н. Патриотизм как идейная основа формирования российской гражданской науки / Ю.Н. Абдулкадыров // Манускрипт. 2021. Т. 14. Вып. 8. С. 1632-1636.
8. Чубайс И. Разгаданная Россия. Что же будет с родиной и с нами (опыт философской публицистики. М. : АИФ-Принт, 2005. 399 с.
9. Журавлева С.М. Евразийская цивилизационная идентичность как мировоззренческое основание нового объединения Евразии / С.М. Журавлева, А.В. Иванов // Вестник Московского университета. Сер.12. Политические науки. 2016. № 1. С. 7-20.
10. Осянин А.Н. Национальная идентичность российского общества: социологический аспект / А.Н. Осянин // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: социальные науки. 2019. № 1 (53). С. 65-72.
11. Дробижева Л.М. Российская идентичность и согласие в межэтнических отношениях: опыт 20 лет реформ / Л.М. Дробижева // Вестник российской нации. 2012. № 4-5. С. 17-35.
12. Загладин М.В. Национально-цивилизационная идентичность России: история и современность / М.В. Загладин; Отв. ред. В.В. Лапкин, В.И. Пантин // Поиск национально-цивилизационной идентичности и концепт «особого пути» в российском массовом сознании в контексте модернизации. М. : ИМЭМО РАН, 2004. 171 с.
13. Степин В.С. Типы цивилизационного развития / В.С. Степин; Отв. ред. В.С. Степин, А.А. Гусейнов // Диалог культур в глобализирующем мире: мировоззренческие аспекты. М. : Наука, 2005. 425 с.
References:
1. Erickson E. Childhood and Society. 2nd edition / E. Erickson Transl. from English SPb. : Lenato AST, University Book Foundation, 1996. 592 p.
2. Zhade Z.A. The civilizational identity of Russia in the globalizing world // Man. Community. Management. 2007. № 1. P. 78-88.
3. Hobsbawm E.I. Nations and Nationalism since 1780: Programme, Myth, Reality 2ng eg. Cambridge : Cambridge University Press, 1992. 212 p.
4. Timkov V.A. The Russian people: the history and meaning of national identity. M. : Nauka, 2013. 649 p.
5. Abdulatipov R.G. On the prospects of man, ethnos, nation / R.G. Abdulatipov; Ed. by M.I. Bilalov // Materials of the All-Russian scientific conference «Philosophy and practice of ethnic diversity and unity of Russia». Makhachkala : LLC RAE «Mag». P. 11-17.
6. Putin V.V. Meeting of the international discussion club «Valdai» on September 19, 2013. URL : http:nens/ kremlin/ru/transcripts/192443/print (date of application 07/03/2024).
7. Abdulkadyrov Yu.N. Patriotism as an ideological basis for the formation of Russian civil science / R.G. Abdulatipov / Yu.N. Abdulkadyrov // The manuscript. 2021. Vol. 14. Iss. 8. P. 1632-1636.
8. Chubais I. Unraveled Russia. What will happen to the motherland and to us (the experience of philosophical journalism. M. : AIF-Print, 2005. 399 p.
9. Zhuravleva S.M. Eurasian civilizational identity as the ideological foundation of a new Eurasian union / S.M. Zhuravleva, A.V. Ivanov // Bulletin of the Moscow University. Ser.12. Politicheskie nauki. 2016. № 1. P. 7-20.
10. Osyanin A.N. National identity of Russian society: a sociological aspect / A.N. Osyanin // Bulletin of the Nizhny Novgorod University named after N.I. Lobachevsky. Series: Social Sciences. 2019. № 1(53). P. 65-72.
— СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —
11. Drobizheva L.M. Russian identity and harmony in interethnic relations: the experience of 20 years of reforms / L.M. Drobizheva // Bulletin of the Russian Nation. 2012. № 4-5. P. 17-35.
12. Zagladin M.V. National and civilizational identity of Russia: history and modernity / M.V. Zagladin; Ed. V.V. Lapkin, V.I. Pantin // The search for national and civilizational identity and the concept of a «special path» in the Russian mass consciousness in the context of modernization. M. : IMEMO RAS, 2004. 171 p.
13. Stepin V.S. Types of civilizational development / V.S. Stepin; Ed. V.S. Stepin, A.A. Huseynov // The dialogue of cultures in a globalizing world: worldview aspects. M. : Nauka, 2005. 425 p.
Информация об авторе
Абдулкадыров Юсуп Нурмагомедович
доктор философских наук, профессор,
Дагестанский государственный технический университет; ведущий научный сотрудник, Дагестанский федеральный исследовательский центр РАН https://orcid.org/0009-0003-7663-8342 [email protected]
Yusup N. Abdulkadyrov
Doctor of Philosophy, Professor,
Dagestan State Technical University;
Leading Researcher,
Dagestan Federal Research Center
of the Russian Academy of Sciences
https://orcid.org/0009-0003-7663-8342