разования: автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.01. Кемерово, 2007. - 23 с.
3. Косолапова Д.И. Ювенильная журналистика в России: исторические и функциональные особенности: автореф. дис.... канд. филол. наук: 10.01.10.
- Екатеринбург, 2015. - 23 с.
4. Кулакова Н.Л. Детские и подростковые периодические издания в структуре медиахолдингов: автореф. дис.... канд. филол. наук: 10.01.10. - Екатеринбург, 2017. 24с.
5. Лебедева C.B. Школьные издания как фактор развития медиаобразования в современной России: дис.... канд. филол.наук: 10.01.10.- Екатеринбург, 2014,-176 с.
6. Макарчук Я.В. Патриотическое воспитание младших школьников средствами музейной педагогики: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01.
- Новокузнецк, 2010. - 24 с.
7. Матвеева C.B. Воспитание патриотизма у старшеклассников в условиях целостного педагогического процесса в современной общеобразовательной школе: автореф.дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Н. Новгород, 2006. - 22 с.
8. Мид М. Культура и мир детства. - М.: Наука, 1983.-134 с.
9. Полищук И.А. Гражданско-патриотическое воспитание школьников в музейно-образователь-ной среде: автореф.дис.... канд. пед. наук: 13.00.01. -М„ 2013.-23 с.
10.Примерное содержание воспитания школьников: Рекомендации по орг. системы воспит. работы общеобразоват. шк. / И.С. Марьенко, С.Е. Хозе, О.С. Богданова и др.; под ред. И.С.Марьенко. - 5-е
и., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1984. -144 с.
П.Руденко В.И. Формирование патриотизма как ценности у студенческой молодежи: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тюмень, 2005. - 24 с.
12.Рыманова Е.Н. Воспитание патриотических качеств школьников в детских объединениях Северного региона: автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.01. - Екатеринбург, 2007. - 23 с.
13.Тимакова Н.Г. Социально-педагогияческие условия патриотического воспитания студенческой молодежи в процессе культурно-досуговой деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05. -Казань, 2012.-24 с.
14.Федеральный государственный образователь-
Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287) U RL: http://www.cons ultant.ru/docurnent/ cons_doc_LAW_389560/154f202810067с03е529 dbb9f2e5f76d5174cd48/ (дата обращения 05.11. 2021).
15.Цымбаленко С.Б. Акмеологические основания развития подрастающего поколения в системе информационно-коммуникативных взаимодействий: автореф.дис. ... докт. педаг. наук: 19.00.1 З.Уфа, 2012.-69 с.
16.Якупов К.А. Педагогические условия патриотического воспитания школьников в условиях современного сельского социума: автореф.дис.... канд. пед. наук: 13.00.01. - Уфа, 2009. - 22 с.
17.Gonnet J. Education aux medias: Les controversies fecondes. Paris: CNDP, Hachette. 2001,144 p.
SOC/O-PEDA GOG/CA L ASPECT OF THE RUSSIAN CIVIUZATiONAL IDENTITY Lukash Sergey Nikolaevich, DSc of Pedagogical sciences, Associate Professor Epoeva Knara Vladimirovna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor
Department of Theory, History of Pedagogy and Educational Practice, Armavir State Pedagogical University, Armavir
The purpose of the study is to analyze various approaches to the processes of formation of the Russian civilizational identity in the context of modern Russian nation-building and modernization of education. The article substantiates the relevance of the growing civilizational paradigm of Russian education in accordance with the value orientations of the updated Constitution of the Russian Federation, the foundation of which is the course of positioning Russia as one of the civilizational poles of multipolar world development. An important condition for the construction of the Russian civilizational identity is the dissemination of ideas about Russia as a state-civilization in the socio-pedagogical space. As a result of the analysis, the authors come to the conclusion that the modern model of national and civilizational identity should be built as a multi-level education, in which the Russian civilizational identity is complemented by the image of Russia as a Eurasian civilization, it is this image that can act as a certain supra-civilizational level, acceptable in other civilizational formations, which logically fits into the modern geopolitical vector of Russia, aimed at the formation of socio-economic, political and military institutions in the Eurasian space.
Keywords: civilizational identity; modernization of education; Russian civilization; the image of Russia as a Russian-Eurasian civilization; multipolarity.
DON 0.24923/2222-243X.2021 -41.49
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Цель исследования - проанализировать различные подходы к процессам формирования российской цивилизационной идентичности в контексте современного российского нациестроительства и модернизации образования. В статье обосновывается актуальность возрастания цивилизационной парадигмы российского образования в соответствии с ценностными ориентирами
УДК 37.014 ВАК РФ 13.00.01
©ЛукашС.Н., 2021 © Эпоева К.В,, 2021
обновленной Конституции РФ, фундаментом которой выступает курс на позиционирование России как одного из цивилизационных полюсов многополярного мирового развития. Важным условием конструирования российской цивилизационной идентичности является распространение в со-циально-педагогическом пространстве представлений о России как государстве-цивилизации. В результате проведенного анализа, авторы приходят к выводу, что современную модель национально-цивилизационной идентичности следует строить как многоуровневое образование, в котором российская цивилизационная идентичность дополняется образом России как
евразийской цивилизации. Именно данный образ может выступать о пред е- ф
ленным надцивилизационным уровнем, приемлемым и в других цивилизаци- Си
онных образованиях, что логично вписывается в современный геополитический вектор России, нацеленный на формирование социально-экономических, 0_ политических и военных институтовна пространстве Евразии. Ш Ключевые слова: цивилизационная идентичность; модернизация образования; российская цивилизация; образ России как российско-евразийской ци- Ц1 вилизации; многополярность. -
Введение
Одним из приоритетов федеральной целевой программы "Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года" является принцип единства российской нации и этнокультурного многообразия народов на основе общего культурного (цивилизационного) кода. Принятие данной программы, а также перспектива многополярного мира, построенного на основе цивилизационных полюсов, одним из которых выступает Россия, актуализировали в российском научном дискурсе проблему, связанную с формированием в России трансэтнической нации - цивилизации и конструирование, соответственно, национально-цивилизационной идентичности на основе образа России как российской цивилизации [9]. Исторически сложившаяся особенность российской цивилизации связана с тем, что социальная интеграция в ней активно опосредуется государственностью, формируя государственно-организованное общество, в котором такие базовые принципы, как этатизм, державность, социоцентризм и патернализм, выступают культурными маркерами национально-цивилизационной идентичности [10]. В этой связи особая роль в формировании российской национально-цивилизационной идентичности должна принадлежать ценностной политике и гуманитарным педагогическим технологиям, а одним из условий конструирования российской цивилизационной идентичности является распространение в общественном сознании представлений о России как государстве-циви-лизации.
=г 3"
Ё
273
ральные государственные образовательные стандарты, а также "Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России", которые определили национальный воспитательный идеал как высоконравственную личность, "укорененную в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации" [5]. Стандартами и Концепцией определены и содержательные ориентиры духовно - нравственного развития личности и российского общества, коими являются "базовые национальные ценности, хранимые в социально-истори-ческих, культурных, семейных традициях многонационального народа России", выражением которых выступает гражданская идентичность [5].
ЛУКА Ш Сергей Николаевич, доктор педагогических наук, доцент, профессор
ЭПОЕВА Кнара Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент
Армавирский государственный педагогический университет, Армавир
Однако подлинным катализатором процессов нациестроительства и формирования российской идентичности стало принятие поправок в Конституцию РФ в середине 2020 года Обозначенные в этом документе императивы не только законодательно закрепили ценностные основы нашего общества и государства, но и создали условия для активизации в гуманитарной сфере определенных парадигм социального развития. Поправки в Конституцию, отражающие ментально-ценностные основы российского многонационального народа, объединяются в новом варианте Конституции РФ цивилизационной парадигмой: такой смысл заложен в статье 67-1, пункте 2 Конституции. "Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство", -"тысячелетняя история", о которой говорится в документе - это зримые историко-географи-ческие ориентиры российской цивилизации [11]. "Россия - это не просто страна, это действительно отдельная цивилизация: это многонациональная страна с большим количеством традиций, культур, вероисповеданий", - подчеркивает Президент РФ В.В. Путин [13].
Таким образом, с принятием поправок в Конституцию РФ и внесением изменений в закон РФ "Об образовании" в обществе созданы законодательные предпосылки на построение национальной системы образования с учетом цивилизационных особенностей России, как страны многонациональной, поликонфессиональной, бережно хранящей свой многонациональный состав.
В то же время, следует констатировать, что модернизация отечественного образования, осуществляемая последние четверть века, слабо учитывала цивилизационные особенности России и, в основном, реализовывала вестер-низированные образчики формирования знаний, задаваемые Болонской конвенцией. Данное обстоятельство не преминуло сказаться на качестве образования, обозначив особенно остро проблемы в воспитательной сфере подрастающего поколения россиян [2]. В этой связи, одной из актуальных исследовательских целей в модернизации российского образования выступает определение соответствующих методологических подходов, в которых наиболее плодотворно могут реализоваться идеи воспитания у подрастающих поколений российской цивилизационной идентичности на основе образа России как российской цивилизации.
Цель исследования структурировала следующие задачи'. 1) систематизировать методологические подходы к формированию российской цивилизационной идентичности, 2) обосновать целесообразность воспитания у подрастающих поколений в современных геополитических условиях двухуровневой рос-сийско-евразийской цивилизационной идентичности^) актуализировать образ России как российско-евразийской цивилизации. Для осмысления проблемы формирования российской цивилизационной идентичности, в статье применяются следующие методы исследования. изучение литературы по теме исследования, дедукция и индукция, ретроспективный анализ, элементы теоретико-педагогического моделирования.
Теоретической базой исследования послужили публикации таких отечественных исследователей, как Н.Я. Данилевский, Е.С. Троицкий, Е.В. Бондаревская, A.C. Панарин, В.Б.Виноградов, В.Э. Богдасарян, И.В. Кондаков, A.B. Лубс-кий, А.Г. Дугин, В.А. Тишков и др.
Осуществим анализ различных подходов к процессам формирования российской цивилизационной идентичности в контексте современного российского нациестроительства и модернизации образования.
Основная часть
В научно-популярной литературе существуют цивилизационные образы России как православной, русской, восточнохристианской или восточнославянской цивилизации. Согласно концепции Н.Я. Данилевского о куль-турно-исторических типах, Россия отнесена к русско-славянской или восточнославянской цивилизации, основу которой составляет родовая память, которая пронизывает все сферы жизни славян: религию, экономику, политику, идеологию, культуру, национальные и родственные связи [4]. В исследованиях Е. С. Троицкого восточнославянская цивилизация рассматривается как "гигантский мост между Востоком и Западом" [15]. Видный российский ученый-историк A.C. Панарин цивилизацион-ную специфику России видит, например, в том, что сакральной составляющей ее идентичности является православие [12].
В современных исследованиях рассматривается образ России как евразийской цивилизации, основывающейся на устоявшейся политической философии евразийства [6]. Евразийский образ России в современном понимании основывается на трех базовых принципах: первое - это тезис о многополярном мире,
второе - вытекающий из многополярности императив интеграции постсоветского пространства - добровольная специфическая модель интеграции по типу Евросоюза, третий аспект - социально-политическое устройство России, основанное на едином стратегическом управлении и полифонии культур этносов, входящих в ее состав. Государственность в образе России как евразийской цивилизации осуществляет мобилизационный алгоритм социального развития, основанный на консервативных ценностях: религии, традиции, семьи, нравственности, цельности, соборности [6].
Близким по смыслу к евразийскому образу находится образ России как российской цивилизации, основывающийся на широком понимании цивилизационного подхода. Основные отличия этого образа в том, что российский народ предстает в нем как суперэтнос, образующим стержнем которого выступает русский народ и русская культура, вокруг которых осуществлялась этнокультурная консолидация других народов, входивших в состав России в ее имперском и советском прошлом.
Образ России как российской цивилизации включает в себя концепцию "российскости", предложенную кавказоведческой научно-пе-дагогической школой доктора исторических наук В.Б. Виноградова [3]. Основными идеями концепции "российскости" является обретение народами российского самосознания, их интеграция в общекультурное российское поле, признание России своим Отечеством, выработка общих культурно-цивилизацион-ных парадигм. В концепции российскости государство играет, зачастую, опосредованную роль, на первый план выходят непосредственные контакты народов между собой (прежде всего, с русским народом), обеспечивающие вхождение народов в культурное поле российской цивилизации, обретение общего культур-
коллективизм, патернализм, служение Отечеству [3]. Символично и то, что идея "российскости" оценивается некоторыми учеными как кросснаучная парадигма. Так историк и политолог Л.И. Кузеванов подчеркивает: "Думается, что понятие "российскость".,. может войти в систему понятий ряда наук и, прежде всего, российской педагогики. Воспитание "российскости"- важнейшая задача всех уровней российской школы, всех социальных институтов общества, реализация которой поможет воспитать гражданина XXI века, во многом будет
содействовать укреплению стабильности российской цивилизации" [8,13].
В исследованиях, связанных с проблемой поиска приемлемой формы национальной идентичности для современной России, преобладает довольно широкий спектр. Так доктор исторических наук В.Э. Богдасарян, отмечая развитие глобального кризиса идентичности, выражающегося в появлении явных признаков антицивилизации, "которая пожирает всех", видит преодоление кризисных явлений в восстановление уровня цивилизационной идентичности, позиционирования человечества как "мира миров" [1]. Наиболее приемлемой формой современной российской национальной идентичности, по мнению В.Э. Богдасаря-на, является многоуровневая модель идентичности, превалировавшая в социальной модели Российской империи, включающая в себя как этническую, так и цивилизационную составляющую [1].
Видный российский философ, культуролог, доктор философских наук И.В. Кондаков, анализируя этапы и механизмы сложения российской цивилизационной идентичности, ставит под сомнение саму возможность существования таковой на современном постмодернистском этапе развития российского общества. Причину И.В. Кондаков видит в эклектичном смешивании внутренне противоречивых и взаимоисключающих культурных тенденций и цивилизационных факторов, присущих современному российскому обществу [7].
Обсуждению проблем формирования российской цивилизационной идентичности посвятили свою работу участники международной научной конференции "Цивилизационная идентичность в современном мире. Философия - Культура - Политика". В резолюции участники констатировали, что "российская цивилизационная идентичность сохраняет свое ядро - Россия является цивилизацией, обладающей не только собственной спецификой, но и волей к ее развитию"[16].
Наиболее конструктивную, на наш взгляд, позицию в вопросах формирования российской цивилизационной идентичности занимает доктор философских наук A.B. Лубский, который увязывает национальную идентичность с представлением о России как государстве цивилизации. По мнению данного автора, в современном российском обществе необходимо сформировать такую идентификационную матрицу, которая бы противостояла этническому национализму, подрывающему национально-государственную идентичность росси-
ян. A.B. Лубский констатирует, что наиболее подходящим для этих целей является образ России как российской цивилизации, в котором реализуется национально-цивилизацион-ная идентичность трансэтнического и трансконфессионального характера [9;10].
Соглашаясь с профессором A.B. Лубским в его акцентировании образа России как основы дляформировании цивилизационной идентичности, в то же время, отметим, что, по нашему мнению, форма национальной идентичности в силу российских историко-культурных особенностей не может создаваться по образцу одномерной - монистической модели. Россия в своем имперском и советском периоде всегда выступала как мир - миров, в которой уживались многоуровневые образования, легитимизирующие разные типы идентичности, включающие как этническую, так и цивилиза-ционную составляющую. Данное обстоятельство позволяло говорить ученым о некой, проверенной веками, российской цивилизационной модели, которая может стать в перспективе образцом жизнеустройства различных этносов. В. Шубарт, например,писал по этому поводу: "Россия не сегодняшняя, а грядущая - есть то бодрящее вино, которое способно оживить обессилевшую жизнь современного человечества" [17,34].
На наш взгляд, современную модель нацио-нально-цивилизационной идентичности также следует строить как многоуровневое образование, в котором российская цивилизацион-ная идентичность дополняется образом России как евразийской цивилизации. В такой модели этнический уровень (русский, татарин, чеченец, калмык и др.) понимается в единстве общегражданского и российского, ацивилизационный образ России как евразийской цивилизации, выступает объединяющим идентификатором, высшим уровнем социальной общности, реализующей идею опережающего развития.
В образе России как евразийской цивилизации наиболее плодотворно реализуется национал ьно-цивилизационная идентичность трансэтнического и трансконфессионального характера. Действительно, евразийство и ее современный вариант в форме неоевразийства, последовательно выступают за этническую полифонию, которая выражаетсяв развитии самобытных культур народов, населяющих пространство России, при наличии четко выраженного единого стратегического государственного управления [б]. Цивилизационная идентичность в образе России как евразийс-
кой цивилизации не противоречит российской идентичности, а дополняя ее, формирует, обусловленные ее национально-цивилизаци-онной спецификой, ответы на вызовы современности.
Примечательно, что образ России как рос-сийско-евразийской цивилизации может выступать определенным надцивилизационным уровнем, приемлемым и в других цивилиза-ционных образованиях. Данный уровень логично вписывается в современный геополитический вектор России, нацеленный на многополярность, формирование социально-экономических, политических и военных институтов на пространстве Евразии. Эффективное функционирование таких образований, как Евразийский союз, СНГ, ОДКБ, ШОС, а в более далекой перспективе-единого Большого Евразийского партнерства- социально-экономического пространства от "Лиссабонадо Владивостока", имманентно тяготеет к своему общему знаменателю -евразийской идентичности. Не случайно В.В. Путин в своей речи на заседании Валдайского клуба 4 октября 2019 года отмечал: "Нужна система, при которой различные ценности, идеи, традиции сосуществуют, взаимодействуют и обогащают друг друга и при этом сохраняют и подчеркивают свои особенности и различия" [14]. Двухуровневая российско-евразийская цивилизационная идентичность логично вписывается в контуры складывающегося глобального российского мегап-роекта, основанного на многополярности, формировании большого евразийского социально-экономического партнерства.
В современной российской педагогике определенную целевую основу для конструирования национально-цивилизационной идентичности создают сегодня федеральные государственные образовательные стандарты среднего общего образования, направленные на обеспечение, в том числе, "формирования российской гражданской идентичности обучающихся". Усиление воспитательной функции стандартов определяется изменениями, внесенными в 2020 годув закон РФ "Об образовании", а также, дополняющей их, "Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России". Концепция определяет национальную идентичность как "разделяемое всеми гражданами представление о своей стране, ее народе, чувство принадлежности к своей стране и народу" [5]. Согласно концепции "основу национальной идентичности составляют базовые национальные ценности и общая историческая судь-
ба" народа России [5]. Следует отметить, что в Стандартах и Концепции напрямую не используется термин "цивилизационная идентичность". Однако обострение геополитической ситуации, тенденция развития страны в сторону векторов многополярности, глобализации -глокализации, нового евразийского проекта России, объективно требует от государства и социума заботиться о сохранении и укреплении своей цивилизационной идентичности [18].
Заклвчение
Осуществленный анализ современного состояния исследований по проблеме цивилизационной идентичности в ее социально-педаго-гическом аспекте позволяет констатировать возрастание значимости цивилизационного фактора в российской социокультурной парадигме. С учетом изменившихся социально-политических условий необходимо дополнить существующую парадигму отечественного образования новымвектором, в котором Россия рассматривается как евразийская цивилизация. Необходимо определиться с содержатель-ным наполнением образования идеей российской цивилизации как соцветия этносоциальных и культурно-религиозных традиций, в которых реализуется менталеобразующая функция культурологического образования, нацеленная нацивилизационное единство российского общества.
В педагогической науке и практике данная проблема, по нашему мнению, должна решаться не только достижением гражданского согласия по базовым национальным ценностям и национальному воспитательному идеалу, ее необходимо систематизировать из существующей педагогической практики, осмыслить на уровне образовательной концепции. В этом отношении важен поиск соответствующих социокультурных феноменов тысячелетней российской цивилизации, изучение аксиологических основ ивоспитательных потенциалов этих феноменов, воплощающих в себе образ России как евразийской цивилизации.
Литература:
1. Багдасарян В.Э. Русская цивилизационная идентичность против космополитизма и нацизма. -URL: http://rusrand.ru/docconf/russkaya-civiliza don naya-i dentichnost-pr otiv-kosmopolitizma-i-nacizma (дата обращения: 02.09.2021).
2. Бондаревская F..B. Концепция и опережающая стратегия системной модернизации педагогического образования в Федеральном университете. - Ростов-на-Дону : Изд-во Южного федерального университета, 2015. - 216 с.
3. Виноградов В.Б. Процесс осознания "российскости" в исторических судьбах Северного Кавказа (историографический обзор) // Российский Северный Кавказ: факты, события, люди - М.-Ар-мавир, 2006. - С. 14-17.
4. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. - М.: Книга,1991.-576 с.
5. Данилюк А.Я., Кондаков A.M., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2009. - URL: https://rnosmetod.ru/ metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/ orkse/fgos/kontseptsiya-dukhovno-nravstven nogo-razvitiya-i-vospitaniya-lichnosti-grazhdanina-rossii.html (дата обращения: 02.09.2021).
6. Дугин А. Евразийский реванш России. - М.: Алгоритм, 2014. -URL: https://www.labirint.ru/books/ 45 9651 / (дата обра ще н и я: 04.09.2021).
7. Кондаков И. В. Цивилизационная идентичность России: сущность, структура, и механизмы // Вопросы социальной теории. - М., 2010. - Т. IV. - С. 282-304.
8. Кузеванов Л.И. Неклассическая концепция историй//Российский исторический журнал - 1999. -№3-С. 11-13.
9. Лубский A.B. Государство-цивилизация и наци-онально-цивилизационная идентичность в России // Гуманитарий Юга России.- 2015. - № 2. - С. 30-35.
10. Лубский A.B. Цивилизационный дискурс в условиях глокализации//Философия права. - 2016. - № 2. - С. 65-69.
11. Новый текст Конституции РФ с поправками 2020 года. - URL: URL:http://duma.gov.ru/news/ 48953/(дата обращения: 04.09.2021).
12. Панарин А. С. Православная цивилизация в глобальном мире. - М.: ЭКСМО; Алгоритм, 2002. -491 с.
13. Путин назвал Россию отдельной цивилизацией. - URL: https://rg.ru/2020/05/17/putin-nazval-rossiiu-otdelnoj-civiiizaciej.htrnl (дата обращения: 05.09.2021).
14. Путин В.В. Выступление на итоговой пленарной сессии XVI заседания Международного дискуссионного клуба "Валдай". -URL: http:// www.kremlin.ru/events/president/news/61719 (дата обращения: 05.09.2021).
15. Троицкий Е. С. Концепция русскославянской цивилизации // Русско-славянская цивилизация: исторические истоки, современные геополитические проблемы, перспективы славянской взаимности. - М„ 1998. - С. 33-102.
16. Цивилизационная идентичность в современном мире // Философия - Культура - Политика : сборник научных трудов. - М. : Русайнс, 2016. -308 с.
17. Шубарт В. Европа и душа Востока. - М. : ЭКСМО, 2003.-478 с.
18. Lukash, S.,Andrienko, N.,Tersakova, Pluznikova E. Modernization of the Russian Education Under the Geopolitical Realities of Modernity: the Problem of Formation of the Russian Identity // Journal of History Culture and Art Research. - Vol 8, No3. -2019,-P.I 79-188.