Публикации
Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. 2024. №2. С. 280-295
УДК 271.2-9:930(47+57) "1958/1964" Тупикин Роман Владимирович (митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор), кандидат юридических наук, кандидат богословия, ректор Смоленской православной духовной семинарии
Циркулярные письма Преосвященного Феодосия (Погорского) на Калининской кафедре в 1958 — 1960 гг. (по делопроизводственным материалам уполномоченного Совета по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР по Калининской области)
Аннотация. Публикация содержит ряд циркулярных писем Преосвященного Феодосия (Погорского), епископа Калининского и Кашинского, характеризующих его деятельность на Калининской кафедре за период с 1958 по 1960 гг. Содержание архиерейских воззваний епископа Феодосия (Погорского) отражает беспокойный дух «хрущевской» эпохи, когда церковно-государственный конфликт дошел до своего апогея в момент проведения беспрецедентной антирелигиозной кампании 1958 - 1964 гг. Указанные документы были обнаружены автором в делопроизводственных материалах аппарата уполномоченного Совета по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР по Калининской области (Государственный архив Тверской области (ГАТО. Ф. Р-2723. Оп. 1. Д. 35. «Регистрационное дело Калининского епархиального управления. Том 1».). В деле имеются архиерейские циркуляры, адресованные благочинным и настоятелям церквей, по различным поводам в 1958 - 1960 гг. Обращения правящего архиерея различны по назначению и характеру, они объемно отражают конфликтную ситуацию в церковно-государственных отношениях того времени. Данные документы свидетельствуют о тотальном контроле со стороны государства за деятельностью правящего архиерея одной из крупнейших епархий Русской Православной Церкви. Представленные документы впервые вводятся в научный оборот.
Ключевые слова: Русская Православная Церковь, архиерейское, служение, Феодосий (Погорский), «хрущевская» антирелигиозная кампания, государственно-конфессиональные
отношения, уполномоченный Совета по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР по Калининской области
В ходе изучения церковно-государственных отношений в Калининской области периода «хрущевской» антирелигиозной кампании 1958 - 1964 гг. автор постоянно обращался к делопроизводственной документации уполномоченного Совета по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР по Калининской области, раскрывающим содержание вероисповедной политики советского государства, методы ее реализации на местах, а также различные аспекты церковной жизни Калининской епархии.
Указанный массив документов отложился в Государственном архиве Тверской области (ГАТО). Ф. Р-2723 - «Уполномоченный Совета по делам религий при Совете Министров СССР по Тверской области (1943 -1990 гг.)».
Фонд Р-2723 включает в себя три описи, состоящих из 534 дел, характеризующих работу двух органов местной власти. В первой описи «Уполномоченный Совета по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР по Калининской области (07.10.1943 - 08.12.1965 гг.)» содержатся 136 дел. Дела 1 - 21 включают указания, инструктивные письма, доклады председателя Совета по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР, направленные в Калининскую область. Дела 22 -35 отражают детализированную обзорно-отчетную документацию уполномоченных Совета по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР по Калининской области за продолжительный период времени (8 ноября 1958 - 20 декабря 1972 гг.).
Указанные документы содержат важные материалы, характеризующие событийную динамику «хрущевской» антирелигиозной кампании в кон. 1950-х - 1960-х гг. на региональном уровне. Документация Дела №35 «Регистрационное дело Калининского епархиального управления. Том 1» (ГАТО. Ф. Р-2723. Оп. 1. Д. 35.) содержит богатый материал, состоящий из архиерейских и епархиальных циркуляров, адресованных к благочинным и приходским церквям. Именно в «Регистрационном деле Калининского епархиального управления. Том 1» были выявлены циркулярные письма Преосвященного Калининского и Кашинского Феодосия (Погорского) к епархиальному духовенству.
Циркулярные письма Преосвященного Феодосия (Погорского) к епархиальному духовенству отражают внутрицерковную ситуацию в Калининской епархии и проливают свет на ее административную, духовно-нравственную, богослужебную жизнь в сложный период «хрущевской» антирелигиозной кампании 1958 - 1964 гг.
Представленные циркулярные письма Преосвященного Феодосия можно условно разделить на две группы: обращения, основанные на циркулярных распоряжениях вышестоящих инстанций Русской Православной Церкви, и циркулярах, рассылаемых по собственной инициативе. Как отмечал в ежегодном отчете Калининского епархиального управления за 1959 г. сам
Преосвященный Феодосий, его «архипастырская административная деятельность заключалась в исполнении предписаний Святейшего Патриарха Алексия и Священного Синода в издании циркулярных распоряжений по разным вопросам церковно-приходской жизни, в замещении вакантных приходов, в ежедневном приеме благочинных, духовенства и мирян, в переписке с ними, и в расследовании жалоб» (ТЕБ АО. Д. 2.236. Л. 14.).
Действительно, именно на основании полученных предписаний от Святейшего Патриарха Алексия I епископ Феодосий (Погорский) совершал рассылку по приходам своих циркулярных писем.
По получении письма Святейшего Патриарха Алексия в январе 1959 г. «О самочинных требоисправителях и незаконном почитании вымышленных "святых мест" и "святых источников"», 15 февраля того же года было разослано циркулярное письмо № 117 епископа Калининского и Кашинского Феодосия отцам благочинным и настоятелям церквей Калининской епархии (см. Приложение, №1: ГАТО. Ф. Р-2723. Оп. 1. Д. 35. Л. 7 - 8). Данное письмо можно считать значительно расширенным комментарием патриаршего циркуляра, где всем настоятелям предписывалось приложить максимальные усилия, с целью прекращения незаконного почитания мнимых и вымышленных "святынь". Кроме того, схожее по содержанию письмо № 137 епископа Калининского и Кашинского Феодосия уполномоченному Совета по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР по Калининской области от 20 февраля 1959 года, является ответом на «Запрос в отношении чудотворных икон, святых мест и водных источников, почитаемых верующими и о паломничествах к этим местам» (см. Приложение, №2: ГАТО. Ф. Р-2723. Оп. 1. Д. 35. Л. 12 - 13).
Некоторые циркуляры и распоряжения Преосвященного Феодосия имели периодический характер и были связаны с организацией праздничных богослужений. Например, по получении телеграфного распоряжения Управления делами Московской Патриархии в марте 1960 года «О мерах предосторожности в храмах в дни страстной и пасхальной седмицы» Калининским епархиальным управлением 25 марта 1960 года было разослано циркулярное письмо № 179 епископа Калининского и Кашинского Феодосия отцам благочинным Калининской епархии (см. Приложение, №7: ГАТО. Ф. Р-2723. Оп. 1. Д. 35. Л. 19) с разъяснением о мерах сохранения порядка и безопасности.
Начиная с 1959 г., стало очевидным ужесточение со стороны органов государственной власти и церковного управления контроля за соблюдением советского законодательства приходами и духовенством. В конце 1959 г. Московской Патриархией в епархии были разосланы две разъясняющие директивы по этому поводу. Письмом Управления делами Московской Патриархии от 26 октября 1959 года «О отрогом выполнении церквями и духовенством советской законности», а также разъяснением Управления делами Московской Патриархии от 21 декабря 1959 года по поводу вышеназванной директивы всем благочинным и настоятелям предписывалось
исключить из повседневной практики все действия, квалифицируемые как нарушение советской законности.
На основе полученных директив Московской Патриархии Калининское епархиальное управление 19 ноября 1959 года разослало циркулярное письмо № 936 епископа Калининского и Кашинского Феодосия всем отцам благочинным и настоятелям церквей Калининской епархии (см. Приложение, №5: ГАТО. Ф. Р-2723. Оп. 1. Д. 35. Л. 17). Как отмечает сам Преосвященный Феодосий (Погорский), по некоторым пунктам разъяснений Управления делами Московской Патриархии между духовенством и представителями государственной власти возникали разногласия на почве неодинакового понимания их (ТЕБ АО. Д. 2.236. Л. 15.). Так, в частности, уполномоченный Совета по делам Русской православной церкви по Калининской области В.И. Хевронов категорически возражал против совершения панихид на кладбищах в родительские субботы и в праздники, когда на кладбищах собиралось некоторое количество верующих, желающих помолиться на могилах своих усопших родственников (ТЕБ АО. Д. 2.236. Л. 16.).
Уполномоченный Совета по делам Русской православной церкви по Калининской области В.И. Хевронов расширенно толковал запрещение церквям развивать благотворительную деятельность и оказывать материальную помощь прихожанам, относя к благотворительности и материальной помощи выплату наградных денег служащим церкви к праздникам Пасхи, Рождеству и др., выдачу служащим церкви и духовенству премий, ссуд, единовременных пособий, лечебных, представление квартир и имущества, подарки и т.п. (ТЕБ АО. Д. 2.236. Л. 16.).
Через свои циркулярные письма епископ Феодосий регулировал проповедническую деятельность духовенства. К примеру, в циркулярном письме № 695 епископа Калининского и Кашинского Феодосия отцам настоятелям церквей Калининской епархии от 8 августа 1959 года (см. Приложение, №4: ГАТО. Ф. Р-2723. Оп. 1. Д. 35. Л. 14 - 15), написанном на основании благословения Святейшего Патриарха Алексия, епархиальный архиерей призывал во всех храмах огласить содержание документов, принятых на сессии Всемирного Совета Мира в Стокгольме 13 мая.
На протяжении своего архипастырского служения на Калининской кафедре Преосвященный Феодосий (Погорский) обращался с рядом собственных воззваний и циркулярных писем к духовенству вверенной ему епархии. Из циркулярных писем благочинным и настоятелям церквей следует выделить циркулярное письмо № 150 епископа Калининского и Кашинского Феодосия отцам благочинным и настоятелям церквей Калининской епархии от 25 февраля 1959 года (см. Приложение, №3: ГАТО. Ф. Р-2723. Оп. 1. Д. 35. Л. 9 - 11). В нем ведется речь о недопустимости самовольного произведения строительных и ремонтных работ в церквях. На всякое новое строительство и капитальный ремонт епископ требовал испрашивать разрешение управляющего епархией, уполномоченного и райисполкома (либо горисполкома). Покраска, побелка стен и реставрация живописи должна была производится с разрешения
управляющего епархией. Мелкие ремонты разрешалось производить без разрешения. (ТЕБ АО. Д. 2.236. Л. 17.)
На протяжении неполных двух лет - с 1958 по 1960 гг. управления Калининской кафедрой Преосвященный Феодосий (Погорский) опубликовал свыше десяти воззваний и циркулярных писем к духовенству епархии, однако лишь некоторые из них сегодня доступны исследователям.
Все нижеприведенные циркулярные письма Преосвященного Феодосия к клирикам, публикуются впервые и находятся в Государственном архиве Тверской области (Ф. Р-2723. Оп. 1. Д. 35 - «Регистрационное дело Калининского епархиального управления. Том 1»).
№1
15 февраля 1959 года. - Циркулярное письмо № 117 епископа Калининского и Кашинского Феодосия отцам благочинным и настоятелям
церквей Калининской епархии
О.О БЛАГОЧИННЫМ И НАСТОЯТЕЛЯМ ЦЕРКВЕЙ КАЛИНИНСКОЙ
ЕПАРХИИ
По имеющимся у меня сведениям, в некоторых местах, по селам и деревням ходят подозрительные, никому неизвестные лица, именующие себя священниками, монахами и монахинями, и по внешнему виду похожие на духовных лиц, и, пользуясь отдаленностью церкви от этой местности, кощунственно совершают церковные таинства и обряды в домах легковерных православных людей.
Все эти лица, большей частью миряне, не имеющие никакого духовного сана, или же запрещенные в священнослужении, а часто даже лишенные сана за церковные преступления, священники, самовольно и незаконно совершают разные "священнодействия", преследуя исключительно корыстные цели, и этим причиняют большое зло и непоправимый вред душам верующих людей, обманутых в своем законном стремлении получить религиозное удовлетворение и утешение в благодатных церковных таинствах и обрядах.
Кроме того, те же темные личности часто пытаются поднять свой «авторитет» среди легковерных людей путем объявления и обнародования "чудотворными", "святыми", и "целебными" некоторых водных источников, колодцев, икон и других мест и предметов, организовывая богослужения и паломничества к этим местам, собирая при этом деньги в свою пользу, только ради своей личной наживы.
К сожалению, в некоторых местах, духовенство, если не прямо, то косвенно способствует темной деятельности этих людей тем, что не разъясняют верующим незаконность и духовную бесплодность совершения мнимых таинств и обрядов самозванными требоисправителями, а также вредность почитания ложных "святынь", не признанных Православной Церковью.
Иные же священники прямо способствуют распространению слухов о мнимой "святости" таких мест и предметов тем, что сами принимают участие в
богослужении у таких сомнительных и неизвестных Православной Церкви "святынь" или же посыпают туда церковных служащих для продажи свечей с целью увеличения церковных доходов.
Все эти явления незаконны и вредны как в церковном, так и в гражданском отношении, и с целью устранения и духовенство должно провести следующие мероприятия:
1. В проповедях и в частных беседах необходимо разъяснять верующим, что все таинства и обряды, совершенные неизвестными, и ли же известными, но самочинными требоисправителями, выдающими себя за священников, но не имеющих об этом официальных документов от меня, как Управляющего Епархией, являются недействительными и безблагодатными, так как они совершаются самозванцами и проходимцами, не подчиняющимися Церкви и Епископу, и только ради личной наживы.
2. Необходимо разъяснять прихожанам духовный вред и гибельность измышления ложных "святынь" и чудес, не признаваемых Православной Церковью, а также почитания их и распространения слухов о мнимых чудесах, происходящих якобы от них, что приводит к унижению нашей истинной веры и подлинных наших древних почитаемых святынь, производит соблазн и смущение в народе, вместо истинной веры насаждает суеверие, приносящее большой вред Православной Церкви.
3. Если на территории приходов, обслуживаемых данной церковью и священником, имеются подобные самовольно измышленные "святые места" и другие "святыни", то следует принять все возможные и зависящие меры от священника для того, чтобы прекратить их незаконное почитание: иконы и другие священные предметы перенести в храм, водные источники и колодцы закрыть, ни в коем случае не принимать участия в каких либо молениях, крестных ходах и паломничествах, связанных с этими местами и предметами, не продавать свечей в этих местах и всячески разъяснять верующим бесплодность посещения и почитания подобных мест и предметов.
4. Сообщать мне через благочинных обо всех случаях самочинных требоисправлений, фамилии, имена и адреса их, а также о всех случаях появления ложно почитаемых "святых" мест, водных источников, колодцев, икон и других предметов.
5. О.о. благочинные должны иметь постоянное и тщательное наблюдение за исполнением на местах настоящего моего распоряжения по затронутым вопросам, а также доложить мне о том, что будет сделано настоятелями церквей для устранения и недопущения подобных незаконных и самочинных явлений, вредных для нашей Православной Церкви.
ЕПИСКОП КАЛИНИНСКИЙ И КАЛИНСКИЙ ФЕОДОСИЙ
15 февраля 1959 г.
№ 117.
Государственный архив Тверской области (ГАТО).
Фонд Р-2723. Опись 1. Дело №35. «Регистрационное дело Калининского
епархиального управления. Том 1». Л. 7 - 8.
Копия, машинопись.
№2
20 февраля 1959 года. - Письмо № 137 епископа Калининского и Кашинского Феодосия уполномоченному Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Калининской
области
УПОЛНОМОЧЕННОМУ СОВЕТА ПО ДЕЛАМ РУССКОЙ
ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР ПО КАЛИНИНСКОЙ ОБЛАСТИ В. И. ХЕВРОНОВУ
На Ваш запрос в отношении чудотворных икон, святых мест и водных источников, почитаемых верующими и о паломничествах к этим местам долг имею сообщить, что, по полученным сведениям, от благочинных в настоящее время в Епархии имеются следующие почитаемые места:
1. В с. Завидово, Завидовского района, имеется часовня и в ней крест, почитаемый верующими, которые собираются в ней в праздник Воздвижения Креста Господня, 27 сентября, без участия духовенства.
2. В с. Тешилово, Завидовского района, на месте б. часовни находится водный источник и верующие собираются там в день памяти муч. Параскевы, 10 ноября, без участия духовенства.
3. В с. Федоровском, Конаковского района, в закрытой церкви имеется Смоленская икона Божией Матери, слывущая в народе "чудотворной".
4. В дер. Ручьи, Конаковского района, имеется чтимая народом, находящаяся в частном доме, Казанская икона Божией Матери.
5. В дер. Ватутино, Удомельского района, /приход с. Перхово/ имеется часовня с водным источником и иконой муч. Флора и Лавра, почитаемых верующими. Последнее богослужение здесь совершалось в 1957 году.
6. В с. Щелково, Кимрского района, имеется Иерусалимская икона Божией Матери, находившаяся ранее в церкви с. Белый Городок /теперь закрытой/. Раньше икона была почитаема верующими и обносилась по району с крестным ходом. В настоящее время икона находится в храме села Щелково и почитание ее выражается в совершении богослужения в день ее ежегодного праздника.
7. В дер. Орлово, Каменского р-на, имеется часовня с водным источником, почитаемым верующими, но паломничества к нему нет и служб духовенство не совершает.
8. В с. Новое, Каменского р-на, около церкви имеется часовня с водным источником и водоем. Вода в народе слывет "целебной" и народ приходил окупаться в этой воде. В настоящее время количество паломников стало незначительным, а случаи купанья в воде очень редки. Ввиду того, что водоем находится вне ограды церкви, священнику трудно контролировать действия прихожан, но ему дано указание, как и всему духовенству Епархии, принять все
возможные и зависящие меры, да бы почитание всяких ложно измышленных "святынь" было прекращено, и чтобы духовенство не принимало в этом никакого участия.
Помимо вышеперечисленных "святынь", почитание которых никогда не санкционировалось Духовной Властью, в Епархии имеются общероссийские святыни - мощи преподоб. Нила Столобенского в Знаменской церкви г. Осташкова и мощи препод. Анны Кашинской в Вознесенском соборе г. Кашина, - издревле почитаемых православными людьми, который и теперь совершаются традиционные церковные службы в установленные дни, посещаемые верующими этих городов и окрестностей их.
УПРАВЛЯЮЩИЙ КАЛИНИНСКОЙ ЕПАРХИЕЙ ЕПИСКОП КАЛИНИНСКИЙ И КАШИНСКИЙ ФЕДОСИЙ
20 февраля 1959 № 137
Государственный архив Тверской области (ГАТО).
Фонд Р-2723. Опись 1. Дело №35. «Регистрационное дело Калининского
епархиального управления. Том 1». Л. 12 -13. Подлинник, епархиальный бланк, машинопись.
№3
25 февраля 1959 года. - Циркулярное письмо № 150 епископа Калининского и Кашинского Феодосия отцам благочинным и настоятелям
церквей Калининской епархии
О.О. БЛАГОЧИННЫМ И НАСТОЯТЕЛЯМ ЦЕРКВЕЙ. КАЛИНИНСКОЙ
ЕПАРХИИ
По имеющимся сведениям, в некоторых церквах производятся самовольные ж совершенно бесконтрольно строительные ремонтные и художественно-реставрационные работы, необходимость, качество и стоимость которых подвергается сомнению.
В целях упорядочения вышеупомянутых работ и предупреждения возможных злоупотреблений при этом предлагается следующий порядок производства и оформления их:
1. В случае необходимости начать капитальный ремонт храма, церковного дома, сторожки, хозяйственных построек, ограды и проч. объектов церковный совет /желательно вместе с ревкомиссией и опытными в вопросах строительства членами 20-ки /детально обсуждает этот вопрос и выносит соответствующее постановление.
2. После этого настоятель обращается к своему благочинному с просьбой дать письменное заключение о необходимости намеченных работ, которое благочинный дает после выезда на место и осмотра объекта в форме рапорта на имя Управляющего Епархией.
3. Имея на руках заключение благочинного, настоятель подает /лично сам или через церковного старосту/ прошение Управляющему Епархией о
разрешении капремонта с перечислением намеченных работ и обоснованием необходимости их, а также с указанием ориентировочной стоимости их и обеспеченности средствами и материалами.
4. Если Управляющий Епархией, рассмотрев прошение настоятеля, найдет возможным и необходимым, после согласования этого вопроса с Уполномоченным, дать принципиальное согласие на капремонт, то после этого следует пригласить инженера или техника, который должен составить дефектный акт и смету в 3-х экземплярах.
5. Дефектный акт и смета представляются Управляющему Епархией /можно и по почте/, который по рассмотрении их и согласовании с Уполномоченным утверждает их.
6. После утверждения сметы Управляющим Епархией настоятель представляет ее на рассмотрение соответствующих отделов Исполкомов, Горсовета и Райсовета и должен получить официальное разрешение на производстве работ.
7. Под капитальным ремонтом нужно понимать всякий, ремонт, в процессе которого происходит полная или частичная замена основных частей /конструкций/ здания, а именно:
1/ Перекладка и штукатурка фундаментов и стен.
2/ Замена столбов, балок и венцов.
3/ Переколка полов и потолков.
4/ Замена балок и стропил.
5/ Перекрытие крыши и куполов и переделка их.
6/ Устройство новых печей, дымоходов, дверей, окон и перегородок.
7/ Прорубка или заделка окон и дверей.
8/ Постройка новых помещений и навесов.
9/ Прочие работы, изменяющие вид и конструкцию здания.
8. Полная или частичная покраска или побелка стен, полов и крыши, хотя и не является капитальным ремонтом, но также должна производится таким же порядком, как и капремонт, с представлением сметы и по разрешению Управляющего Епархией, но без согласования с Горсоветом или Райсоветам, если здание не является памятником архитектуры.
9. Мелкий текущий ремонт отдельных частей здания, при котором не изменяется внешний вид его и не происходит замена основных частей /конструкций/ здания, можно производить без разрешения церковных и гражданских властей.
10. Новое строительство оформляется и производится таким же порядком, как и капитальный ремонт, но только после получения официального разрешения Уполномоченного, и с обязательным представлением проекта.
11. Устройство новых иконостасов и произведение живописных работ на стенах храма, а также всякие реставрационные живописные работы производятся и оформляются таким же порядком как капремонт, но вместе со сметой необходимо представить также проект новой живописи или
реставрации с подробным указанием и описанием икон, а также с приложением художественных образцов новой живописи /в рисунках или фотографиях/.
Проект и смету на художественные и реставрационные работы должны составлять сведущие в этих вопросах лица, но лишь тогда, когда будет получено на это разрешение Управляющего Епархией.
Разрешение гражданских властей на эти работы не требуется, если здание не является памятником архитектуры.
12. После окончания строительных ремонтных и реставрационных работ настоятель должен создать комиссию из членов церковного совета и ревкомиссии /а по желанию - и из опытных членов 20-ки/ которая должна составить акт приемки работ с указанием качества и стоимости их, а также и всех отклонений от первоначального проекта и сметы.
13. В особо важных случаях, - когда возникают споры в отношении качества произведенных работ, а также когда требуется выяснить вопрос о безопасности построенных или отремонтированных зданий, необходимо приглашать авторитетных специалистов для участия в работе приемочных комиссий, а если нужно, то для составления специального акта.
14. Акт приемочной комиссии утверждается настоятелем, а копия его вместе с рапортом настоятеля по этому вопросу направляется Управляющему Епархией.
15. Является желательным и необходимым представление Управляющему Епархией фотоснимков всех объектов, как до начала строительных, ремонтных и реставрационных работ, так и по их завершении, если имеется техническая возможность сделать снимки.
16. С рабочими по строительству, капремонту и реставрации должны составляться трудовые соглашения.
17. Все материалы должны приобретаться исключительно законным путем по соответствующим документам; покупки у организаций и в магазинах - по счетам и товарным чекам; покупки у частных лиц /если достоверно известно, что эти материалы приобретены ими честным путем/ - по счетам, выданным этими лицами с указанием своего адреса и паспорта, или же по актам, подписанным тремя членами церковного совета /или другими лицами/, но тоже с указанием места и адреса покупки.
18. Благочинные должны иметь постоянное наблюдение за выполнением этого распоряжения и докладывать мне обо всех случая самовольных строительных, ремонтных и художественно-реставрационных работ для наложения взыскания на виновных.
19. При производстве ремонтных работ не нужно допускать никаких излишеств, ведущих к бесполезной трате церковных средств, но следует во всем соблюдать экономию и производить самые необходимые работы для предохранения зданий от разрушения и обеспечения безопасности людей, пользующихся ими.
УПРАВЛЯЮЩИЙ КАЛИНИНСКОЙ ЕПАРХИЕЙ ЕПИСКОП КАЛИНИНСКИЙ И КАШИНСКИЙ ФЕДОСИЙ
25 февраля 1959 № 150
Государственный архив Тверской области (ГАТО).
Фонд Р-2723. Опись 1. Дело №35. «Регистрационное дело Калининского
епархиального управления. Том 1». Л. 9 - 11.
Копия, машинопись.
№4
8 августа 1959 года. - Циркулярное письмо № 695 епископа Калининского и Кашинского Феодосия отцам настоятелям церквей Калининской
епархии
О.О. НАСТОЯТЕЛЯМ ЦЕРКВЕЙ КАЛИНИНСКОЙ ЕПАРХИИ
По благословению ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА, СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ надлежит во всех храмах огласить содержание документов, принятых на сессии Всемирного Совета Мира в Стокгольме 13 мая с. г.
Эти документы опубликованы в № 6 Журнала Московской Патриархии за текущий год, каковой при сем Вам препровождается.
С получением сего Вам следует в один из ближайших воскресных дней иди праздничных дней, после совершения богослужения, зачитать с амвона по Журналу следующие документы Стокгольмской сессии: Воззвание к народам /стр. 43/, Общую декларацию /стр. 43-45/ и Резолюцию по вопросам о ядерном оружии /стр. 46-47/.
/Прочие документы по германскому вопросу зачитывать не нужно/.
После прочтения этих документов необходимо сейчас же прокомментировать их в специальной проповеди: т.е., объяснить содержание и значение этих важных документов в деле борьбы за мир во всем мире.
В проповеди необходимо в ясной и доступной для понимания прихожан форме отметить следующие положения.
1. Господь наш Иисус Христос принес на землю мир, и своим евангельским учением заповедал всем людям жить в мире и любви. Война есть зло, противоречащее духу христианского учения. Православная Церковь не одобряет захватнических войн с целью порабощения народов, но благословляет оборону и защиту своего отечества от нападения врагов.
2. В некоторых государствах имеются люди, именующие себя христианами, и в то же время раздувающие пожар новой мировой войны. Они лихорадочно вооружаются. Испытывают атомные бомбы и другое ядерное оружие, содержат большие армии с целью нападения на нашу Родину и другие демократические страны.
3. Но в противовес этим поджигателям войны во всех странах миллионы людей, независимо от расы, религиозных убеждений, национальности и политических воззрений выступают против войны, борясь за мир во всем мире.
В этой благородной борьбе за мир, которую ведут в настоящее время широкие народные массы в разных странах, в первом ряду выступает народ и Правительство Советского Союза, последовательно и активно проводящее политику мира, сосуществования и дружбы среди народов.
4. Русская Православная Церковь, пережившая вместе со своим народом грозную бурю войны, с самого начала образования движения сторонников мира, вот уже 10 лет, по мере своих сил и возможностей борется против опасности мировой войны, активно защищая дело мира.
Наш Святейший Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ, а также и его ближайший помощник Высокопреосвященнейший НИКОЛАЙ, Митрополит Крутицкий и Коломенский и другие епископы неоднократно выступали на разных съездах, конгрессах и конференциях в защиту мира. Предстоятели других православных церквей тоже поддерживают дело мира.
5. В настоящее время сторонники мира выдвигают следующие принципы мирной жизни народов, соблюдение которых может предотвратить войну, гибельную для всего человечества:
I/ Мирное сосуществование стран.
2/ Разрешение всех споров между странами путем переговоров, а не путем войны.
3/ Запрещение атомных бомб и других видов оружия массового уничтожения, прекращение гонки вооружений и постепенное разоружение всех стран.
4/ Невмешательство во внутренние дела народов.
5/ Уничтожение существующего неравенства рас и наций. Право всех народов на самостоятельность и независимость.
6/ Установление торговых отношений между странами.
7/ Дружеские и культурные связи и взаимное уважение всех народов.
Эти принципы поддерживает и наше Правительство и прилагает все усилия для того, чтобы провести их в жизнь.
Мы, православные христиане, как последователи евангельского учения о мире и братской единении людей, а также как искренние патриоты своего отечества, должны всемерно поддерживать наше правительство, а также и всех борцов за мир во всех мероприятиях, направленных против войны. Мы должны трудиться, каждый по своим силам, возможностям и способностям, чтобы дело мира восторжествовало, дабы война не уничтожила и не разрулила все то, что люди создали для своего блага и счастья.
Будем молиться, чтобы Господь сохранил нашу страну и нашу жизнь в
мире.
Для того, чтобы объяснение прочитанных документов Стокгольмской сессии было ясным и понятным для народа, рекомендую для проповеди использовать высказывания выдающегося борца за мир Высокопреосвященнейшего Митрополита НИКОЛАЯ, которые опубликованы были в разных номерах Журнала Московской Патриархии, в разделе "в защиту мира".
Также полезно использовать книгу митрополита НИКОЛАЯ "Речи о мире", выпуск 3-й, имеющуюся у всех благочинных и его же статью "Десятилетие борьбы за мир и новые задачи". помещенную в № 5 Журнала Московской Патриархии за текущий год /стр.30-33/.
После прочтения документов Стокгольмской сессии в храме и объяснения их в проповеди о.о. настоятели должны письменно уведомить благочинных об этом, указав дату чтения и количество присутствовавших в храме прихожан /приблизительно/.
Благочинные же в свою очередь должны представить мне рапорт об исполнении этого распоряжения СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА.
УПРАВЛЯЮЩИЙ КАЛИНИНСКОЙ ЕПАРХИЕЙ ЕПИСКОП КАЛИНИНСКИЙ И КАШИНСКИЙ ФЕДОСИЙ
8 августа 1959 № 695
Государственный архив Тверской области (ГАТО).
Фонд Р-2723. Опись 1. Дело №35. «Регистрационное дело Калининского
епархиального управления. Том 1». Л. 14 -15.
Копия, машинопись.
№5
19 ноября 1959 года. - Циркулярное письмо № 936 епископа Калининского и Кашинского Феодосия всем отцам благочинным и настоятелям церквей
Калининской епархии
ВСЕМ О.О. БЛАГОЧИННЫМ И НАСТОЯТЕЛЯМ ЦЕРКВЕЙ КАЛИНИНСКОЙ ЕПАРХИИ
В соответствии с разъяснением Управления делами Московской Патриархии, считаю своим долгом обратить внимание на строгое выполнение церквами и духовенством советской законности и прошу не допускать никаких действий, нарушающих советское законодательство и вызывающих жалобы на духовенство в Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР.
1. Не разрешается совершать молебны и требы в общественных местах /на улицах, площадях, в учреждениях, предприятиях и т.д./
2. При совершении молебнов и других треб на дому, по приглашению верующих, требуется согласие всей семьи, и только тогда может идти туда священник.
3. Не следует в дни праздников совершать подворные обходы верующих с молебнами, а только по особому приглашению верующих и с разрешения местных властей.
4. Нельзя снимать частные квартиры и дома для совершения крещений и других треб в деревнях, где нет церквей, дабы эти дома не превращались в неофициальные, незарегистрированные молитвенные дома.
5. Приходские церкви, согласно законам, не имеют права развивать благотворительную деятельность среди верующих, т.е. выдавать пособия, пенсии, открывать столовые и производить сборы /в храме и вне храма/ «на бедных» и вообще - оказывать материальную помощь.
6. В храмах не должно быть особых "завхозов", не состоящих в церковном совете. Хозяйственными делами церкви должны заниматься члены церковного совета, в первую очередь - староста и его помощник.
УПРАВЛЯЮЩИЙ КАЛИНИНСКОЙ ЕПАРХИЕЙ ЕПИСКОП КАЛИНИНСКИЙ И КАШИНСКИЙ ФЕДОСИЙ
19 ноября 1959 № 936.
Государственный архив Тверской области (ГАТО).
Фонд Р-2723. Опись 1. Дело №35. «Регистрационное дело Калининского
епархиального управления. Том 1». Л. 17.
Копия, машинопись.
№6
17 февраля 1960 года. - Циркулярное письмо № 106 епископа Калининского и Кашинского Феодосия отцам благочинным Калининской
епархии
О.О. БЛАГОЧИННЫМ КАЛИНИНСКОЙ ЕПАРХИИ
С получением сего Вам надлежит напомнить настоятелям церквей о том, что распоряжение СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА от 4-го апреля 1958 года о запрещении продажи в храмах гарного масла прихожанам не отменено и должно безоговорочно выполняться во избежание неприятных последствий.
УПРАВЛЯЮЩИЙ КАЛИНИНСКОЙ ЕПАРХИЕЙ ЕПИСКОП КАЛИНИНСКИЙ И КАШИНСКИЙ ФЕДОСИЙ
17 февраля 1960 № 705
Государственный архив Тверской области (ГАТО).
Фонд Р-2723. Опись 1. Дело №35. «Регистрационное дело Калининского
епархиального управления. Том 1». Л. 18.
Копия, машинопись.
№7
25 марта 1960 года. - Циркулярное письмо № 179 епископа Калининского и Кашинского Феодосия отцам благочинным Калининской епархии
В соответствии с распоряжением СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА АЛЕКСИЯ предлагаю Вам, ввиду предстоящих служб и скопления народа на страстной седмице и в Пасху, в срочном порядке сообщить всем настоятелям церквей о необходимости произвести проверку электропроводки внутри и снаружи храма, проверку наличия и исправности огнетушителей и других противопожарных средств /вода, песок, ведра, топоры, багры и проч./.
293
Необходимо также проверить прочность и надежность крепления паникадил и других высоко висящих предметов во избежание их падения на головы молящихся.
В дни большого скопления народа в храме должны быть подготовлены запасные выходы.
Вообще о. настоятели должны принять все меры к обеспечению порядка и безопасности в храмах в эти дни.
УПРАВЛЯЮЩИЙ КАЛИНИНСКОЙ ЕПАРХИЕЙ ЕПИСКОП КАЛИНИНСКИЙ И КАШИНСКИЙ ФЕДОСИЙ
25 марта 1960 № 179
Государственный архив Тверской области (ГАТО).
Фонд Р-2723. Опись 1. Дело №35. «Регистрационное дело Калининского
епархиального управления. Том 1». Л. 19.
Копия, машинопись.
Литература и источники Источники
1. ГАТО. - Регистрационное дело Калининского епархиального управления. Том 1. // Государственный архив Тверской области. Фонд Р-2723. Опись 1. Д. 35.
2. ТЕБ АО - Годовой отчет по Калининскому епархиальному управлению за 1959 год // ТЕБ АО (Тверская епархиальная научная библиотека. Архивный отдел). Д. 2.236.
Литература
1. Исидор (2022) - Исидор (Тупикин Р. В.), митр. Противостояние епископа Калининского и Кашинского Феодосия (Погорского) и уполномоченного Совета по делам Русской православной церкви при Совете министров СССР В. И. Хевронова (1958-1960 гг.) // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2022. № 40. С. 234-246.
2. Шкаровский (1995) - Шкаровский М. В. Русская православная церковь и Советское государство в 1943-1964 годах. От «перемирия» к новой войне. СПб.: Изд. объединение ДЕАН+АДИА-М, 1995. 216 с.
Tupikin Roman Vladimirovich (Metropolitan of Smolensk and Dorogobuzh Isidor), candidate of legal sciences, candidate of theology
Circular letters of His Eminence Theodosius (Pogorsky) at the Kalinin Department in 1958-1960. (according to records management materials of the authorized Council for the Russian Orthodox Church under the Council of Ministers of the USSR for the Kalinin region)
Abstract. The publication contains a number of circular letters from the Right Reverend Theodosius (Pogorsky), characterizing the activities of the ruling bishop at the Kalinin cathedra for the period from 1958 to 1960. The content of Bishop Theodosius (Pogorsky)'s episcopal appeals reflects the restless spirit of the "Khrushchev" era, when the church-state conflict reached its climax at the time of the unprecedented anti-religious campaign of 1958-1964. The specified texts were found in the office documentation of the office of the authorized Council for the Affairs of the Russian Orthodox Church under the Council of Ministers of the USSR for the Kalinin Region of the State Archive of the Tver Region (GATO. Fund R-2723. Inventory 1. D. 35. "Registration file of the Kalinin diocesan administration. Volume 1".). The folder includes hierarchical circulars addressed to deans and rectors of churches on various occasions in 1958-1960. The unique nature of the appeals presented by the ruling bishop lies in the fact that they have a completely different purpose and character, thereby reflecting the conflict situation of church-state relations of that time in a more voluminous way. These documents describe extremely unfavorable conditions with a predominance of total state control, in which the ruling bishops had to provide pastoral care for the dioceses of the Russian Orthodox Church. The presented documentary materials are introduced into scientific circulation for the first time.
Keywords: Russian Orthodox Church, hierarchal, service, Theodosius (Pogorsky), "Khrushchev" anti-religious campaign, state-confessional relations, authorized representative of the Council for the Russian Orthodox Church under the Council of Ministers of the USSR for the Kalinin region
References
• Isidore (2022) - Isidore (R. V. Tupikin), mitr. The confrontation between Bishop Feodosiy (Pogorsky) of Kalinin and Kashinsky and the Authorized Council for the Affairs of the Russian Orthodox Church under the Council of Ministers of the USSR V. I. Khevronov (1958-1960) // Bulletin of the Yekaterinburg Theological Seminary. 2022. No. 40. pp. 234-246.
• Shkarovsky (1995) - Shkarovsky M. V. The Russian Orthodox Church and the Soviet State in 1943-1964. From a "truce" to a new war. St. Petersburg: Publishing house of the association of DEAN+ADIA-M, 1995. 216 p.