Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ ЦЕРКОВНОГО ПЕНИЯ В КАЛИНИНСКОЙ ЕПАРХИИ В 1940 – 1950-Е ГГ.'

ИСТОРИЯ ЦЕРКОВНОГО ПЕНИЯ В КАЛИНИНСКОЙ ЕПАРХИИ В 1940 – 1950-Е ГГ. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
церковное пение / регенты / традиция / Калининская епархия / управляющие епархией / духовенство / приход / верующие / church singing / regents / tradition / Kalinin diocese / diocese administrators / clergy / parish / believers

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дмитриев Николай Александрович

Обращение к теме обосновано повышением интереса к истории богослужебного пения в Русской православной церкви в советские годы, неизученностью данного вопроса в историографии по Калининской области. На основании отчетной документации уполномоченного Совета по делам Русской православной церкви по Калининской области, епархиального управления, воспоминаний современников рассматривается состояние церковного пения в 1940 – 1950-е гг. в Калининской епархии. Впервые в научный оборот вводятся материалы интервью с В.М. Фетисовым, где отражены подробности организации работы архиерейского хора. С использованием сравнительно-сопоставительного анализа охарактеризован половозрастной состав, профессиональный уровень, репертуар хоров кафедрального собора «Белая Троица» в г. Калинине, Вознесенской церкви районного центра г. Осташкова, сельских приходов. Особое внимание уделено пению на молитвенных собраниях верующих в отсутствии действующих церквей и духовенства. Делается вывод о влиянии следующих факторов на состояние церковного пения: дореволюционной традиции, местоположения приходов и активности настоятелей, самоорганизации верующих. Результаты могут использоваться для дальнейшего изучения возрождения церковной жизни Калининской епархии в 1940 – 1950-е гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORY OF THE STATE OF CHURCH SINGING IN KALININ DIOCESES IN THE 1940s – 1950s

The appeal to the topic is justified by the increased interest in the history of liturgical singing in the Russian Orthodox Church in the Soviet years, the insufficient study of this issue in the historiography of the Kalinin region. Based on the reporting documentation of the authorized Council for the Affairs of the Russian Orthodox Church in the Kalinin region, the diocesan administration, and the memoirs of contemporaries, the state of church singing in the 1940s – 1950s in the Kalinin diocese is considered. For the first time, the materials of an interview with V.M. Fetisov are introduced into scientific circulation, which reflects the details of the organization of the work of the bishop's choir. Using comparative analysis, the gender and age composition, professional level, repertoire of choirs of the cathedral “White Trinity” in Kalinin, the Ascension Church of the district center of Ostashkov, rural parishes are characterized. Special attention is paid to singing at prayer meetings of believers in the absence of active churches and clergy. The conclusion is made about the influence of the following factors on the state of church singing: the pre-revolutionary tradition, the location of parishes and the activity of rectors, the self-organization of believers. The results can be used for further study of the revival of the church life of the Kalinin diocese in the 1940s – 1950s.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ ЦЕРКОВНОГО ПЕНИЯ В КАЛИНИНСКОЙ ЕПАРХИИ В 1940 – 1950-Е ГГ.»

СЛОВО МОЛОДЫМ УЧЕНЫМ

DOI 10.24412/2541-9056-2024-130-94-103 УДК. 930.1

ИСТОРИЯ ЦЕРКОВНОГО ПЕНИЯ В КАЛИНИНСКОЙ ЕПАРХИИ В 1940 - 1950-Е ГГ.

Н.А. Дмитриев

Статья поступила в редакцию 10 января 2024 г.

Обращение к теме обосновано повышением интереса к истории богослужебного пения в Русской православной церкви в советские годы, неизученностью данного вопроса в историографии по Калининской области. На основании отчетной документации уполномоченного Совета по делам Русской православной церкви по Калининской области, епархиального управления, воспоминаний современников рассматривается состояние церковного пения в 1940 - 1950-е гг. в Калининской епархии. Впервые в научный оборот вводятся материалы интервью с В.М. Фетисовым, где отражены подробности организации работы архиерейского хора. С использованием сравнительно-сопоставительного анализа охарактеризован половозрастной состав, профессиональный уровень, репертуар хоров кафедрального собора «Белая Троица» в г. Калинине, Вознесенской церкви районного центра г. Осташкова, сельских приходов. Особое внимание уделено пению на молитвенных собраниях верующих в отсутствии действующих церквей и духовенства. Делается вывод о влиянии следующих факторов на состояние церковного пения: дореволюционной традиции, местоположения приходов и активности настоятелей, самоорганизации верующих. Результаты могут использоваться для дальнейшего изучения возрождения церковной жизни Калининской епархии в 1940 - 1950-е гг.

Ключевые слова: церковное пение, регенты, традиция, Калининская епархия, управляющие епархией, духовенство, приход, верующие.

THE HISTORY OF THE STATE OF CHURCH SINGING IN KALININ DIOCESES IN THE 1940s - 1950s.

N.A. Dmitriev

The appeal to the topic is justified by the increased interest in the history of liturgical singing in the Russian Orthodox Church in the Soviet years, the insufficient study of this issue in the historiography of the Kalinin region. Based on the reporting documentation of the authorized Council for the Affairs of the Russian Orthodox Church in the Kalinin region, the diocesan administration, and the memoirs of contemporaries, the state of church singing in the 1940s - 1950s in the Kalinin diocese is considered. For the first time, the materials of an interview with V.M. Fetisov are introduced into scientific circulation, which reflects the details of the organization of the work of the bishop's choir. Using comparative analysis, the gender and age composition, professional level, repertoire of choirs of the cathedral "White Trinity" in Kalinin, the Ascension Church of the district center of Ostashkov, rural parishes are characterized. Special attention is paid to singing at prayer meetings of believers in the absence of active churches and clergy. The conclusion is made about the influence of the following factors on the state of church singing: the pre-revolutionary tradition, the location of parishes and the activity of rectors, the self-organization of believers. The results can be used for further study of the revival of the church life of the Kalinin diocese in the 1940s - 1950s.

Key words: church singing, regents, tradition, Kalinin diocese, diocese administrators, clergy, parish, believers.

В настоящее время продолжается про- Московском и всея Руси создан Церковно-

цесс религиозного образования и духов- общественный совет по развитию русско-

но-нравственного просвещения, суще- го церковного пения для «практического

ственное внимание уделяется богослу- использования всего богатства нацио-

жебному пению [12, с. 47]. При Патриархе нальной богослужебной музыки, повы-

шения уровня церковного пения» [15]. Подобные задачи ставились ценителем и знатоком церковного пения Святейшим Патриархом Алексеем I (Симанским) в речи 18 апреля 1948 г. в Московской духовной академии: «Мы должны обратить самое тщательное внимание на дело церковного пения в наших храмах; что мы не имеем права игнорировать требования церковных людей, чтобы пение церковное соответствовало своей цели; что мы должны сделать все возможное для того, чтобы изгнать мирской дух из нашего церковного пения, обратиться к древним его прекрасным образцам, столь любезным сердцу верующего и молящегося православного христианина» [18, с. 8 - 9].

В историографии тема церковного пения в 1940 - 1950-е гг. только начинает разрабатываться. М.П. Рахмановой на основании анализа церковной периодики, высказываний духовенства сделан важный вывод о зависимости состояния богослужебного пения от наличия дореволюционной традиции, вкусов архиерея и настоятелей, местоположения приходов [17, с. 462]. Это приводило к эклектичности богослужебного пения - каждый регент выбирал репертуар на свое усмотрение [16, с. 210]. А.А. Туманов подчеркнул уменьшение количественного состава хоров, преобладание женщин, увеличение продолжительности богослужений, распространение общенародного пения [32, с. 126 - 130]. Особое внимание уделено процессу обучения церковному пению в Московской духовной академии (вечерние и утренние молитвы, посещение богослужений, регенты и певчие из числа студентов) [2; 13; 33]. В работе Т.А. Старостиной приведены воспоминания регентов московских храмов послевоенных лет - Елоховского собора, Скорбященского храма на Большой Ордынке, Илии Обы-

денного [21]. В Калининской епархии церковное пение в данный период не рассматривалось.

В качестве источников были использованы материалы Государственного архива Тверской области - отчеты уполномоченного Совета по делам Русской православной церкви по Калининской области В.И. Хевронова, где наряду с общей характеристикой церковной ситуации упомянуто и богослужебное пение [7, л. 74 об., 75]. В отчетах управляющих Калининской епархии и послужных списках духовенства, отложившихся в архиве Тверского епархиального управления, оценивалось влияние церковного пения на религиозную жизнь [23, л. 4; 28, л. 4; 29, л. 3]. Затрагивался этот вопрос и в воспоминаниях современников, собранных в рамках проекта «Церковная жизнь в советском обществе в 1940 - 1950 гг.: религиозные практики населения в Калининской обла-

// " V // Г л

сти в воспоминаниях детей войны » [1, далее в ссылке указан № респондента в базе данных].

Кроме того, использованы материалы интервью автора со старейшими певчими: Владимиром Михайловичем Фетисовым (член архиерейского хора собора «Белая Троица» в г. Калинине с 1970-х гг.) [9], Владимиром Владимировичем Фокиным (регент Вознесенского храма в г. Осташкове с 1995 г., мать которого пела на клиросе со времени открытия храма в 1947 г.) [11], протоиереем Алексеем Злобиным (настоятель с 1955 по 1974 г. храма Михаила Архангела в с. Красное Торжокского района, ныне почетный настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в с. Городня на Волге, Конаковский район) [10], протодиаконом Николаем Радцеви-чем (клирик собора Александра Невского на Привокзальной площади г. Твери, до

поступления в семинарию жил в г. Иваново и Вичуге Ивановской области) [8].

Стоит отметить, что до Революции 1917 г. в Тверской епархии действовали 14 мужских и 15 женский монастырей, 1073 приходские церкви, служили 1287 священников [20]. В кафедральном Спасо-Преображенском соборе в г. Твери регентом с 1906 по 1918 г. был автор музыки гимна СССР А.В. Александров, существовал хор Тверской духовной семинарии, в Казанском Вышневолоцком женском монастыре в Андрониковском соборе звучал монастырский хор численностью более 100 человек [19]. В Тверской епархии остается интересная дореволюционная традиция, переданная старейшими прихожанами Никольского храма с. Никольское Калининского района - не только на Пасху, но и во все воскресные дни на литургии перед причастием всегда поется народом молитва «Воскресение Христово видевше».

К началу 1940-х гг. Калининская епархия как административная единица Русской православной церкви была практически уничтожена - по данным уполномоченного Совета по делам РПЦ по Калининской области осталось только 25 функционирующих церквей и ни одного монастыря [3, л. 125]. В связи с оживлением религиозной жизни, изменением государственно-церковных отношений во время войны в 1940-1950-е гг. по настоятельным ходатайствам верующих в Калининской области были открыты 10 городских: собор «Белая Троица», Успенский храм в Калинине, Успенский в Зубцове, Богоявленский в Вышнем Волочке, Знаменский в Осташкове, Михайло-Архангельский в Торжке, Троицкий в Бологое, Преображенский в Кимры, Николо-Кладбищенский в Красном Холме, Всех святых в Торопце; Иоанно-Предтеченский в поселке Весьегонск и 62 сельских церк-

вей [6, л. 15 - 22]. Неотъемлемой частью возобновления приходской жизни являлась организация церковного пения с опорой на дореволюционную традицию.

В условиях запрета на религиозное образование и миссионерскую деятельность верующим старались привить сознательность при участии в богослужении. По мнению известного в то время богослова и инспектора Ленинградской духовной академии Л.Н. Парийского, «в церкви петь должен каждый верующий, пение должно быть общим» [14, с. 54 - 55]. В 1950-х гг. Патриарх Алексий I в распоряжении рекомендовал к общему пению Символ Веры и Молитвы Господней (что и сейчас соблюдается) [17, с. 473]. Рекомендации Московской Патриархии о внедрении общенародного пения старались исполнять на епархиальном уровне. Из года в год в отчетах по Калининской епархии за 1950-е гг. упоминалось об этом [23, л. 4; 28, л. 4; 29, л. 3]. К примеру: «Большое воспитательное значение имеет общенародное пение известных произведений, на которое обращено серьезное внимание. На литургии и акафистах, во множестве посещаемых, народ в общем пении выливает свои скорби, находит утешение. Таковая практика заслуживает подражания и всячески поощряется как единственное средство сохранения в памяти верующих основных церковно-православных мелодий» [23, л. 4; 28, л. 4]. По свидетельству архиепископа Калининского Варсонофия (Гриневи-ча), во всех церквях имелись певческие хоры разного качества: лучшие, платные, в Калинине, В. Волочке, Кимрах, Осташкове и других районных центрах, любительские - в сельских местностях. Певцами были в основном женщины солидных возрастов [28, л. 4].

По воспоминаниям В.М. Фетисова, в послевоенные годы существовал «колос-

сальный запрет на церковь» - до 27 лет (время комсомольского возраста) на клирос вход был закрыт, в случае нарушения «вызывали на ковер и отчитывали», однако в кафедральном соборе Калининской епархии «Белая Троица» в г. Калинине желающих петь было достаточно. Во время торжественных, праздничных, воскресных богослужений всегда звучали попеременно левый и правый хоры с численностью 10 - 17 человек каждый. В правом профессиональном хоре 15 - 18 певчих, из них мужчин 10 - 11, 6 - 7 женщин [9]. В г. Иваново, по воспоминаниям протодиакона Николая Радцевича, также существовал профессиональный архиерейский хор, однако многие певчие были нерелигиозными [8].

Репертуар хоров, по заявлению епископа Калининского Феодосия (Погорского), был слабым: «Выбор песнопений, исполняемых хорами, большей частью очень ограниченный, так как нет возможности разучивать новые вещи. Культура пения очень низкая. Только в нескольких храмах ведется работа по внедрению классических, строго церковных древних напевов (Кафедральный собор «Белая Троица», Вышневолоцкий собор)» [27, л. 8].

Репертуар архиерейского хора в г. Калинине, по словам В.М. Фетисова, был разнообразным - звучали произведения дореволюционных композиторов Д.С. Бортнянско-го, А.А. Архангельского, В.Н. Зиновьева, М.С. Березовского. Клиросное пение было антифонным (попеременно). Стояли певчие лицом к регенту, у каждой партии был свой пульт (аналой), на который раскладывались необходимые ноты, соответствующие цели и характеру богослужения. Например, на Пасху был определенный подбор авторских нот и песнопений - великий прокимен «Кто Бог велий» Д.С. Бортнянского, великая ектенья В.Ф. Дикина и т.д. Богослужебные

песнопения, в частности ирмосы, исполнялись хорами по очереди [9].

Помимо певческой практики, предусматривалась работа с хоровым коллективом: «спевки были частые, минимум по часу, а то и больше», проходили они в бывшем епархиальном управлении Калининской епархии (ул. Софьи Перовской, 11), внизу располагался храм (там проходила исповедь духовенства). Процесс репетиционной работы предусматривал рассмотрение нотного материала и богослужебных текстов. Спевки к праздникам были чаще - 3 - 4 раза в неделю, обязательно с инструментом (в епархии стояло старое пианино для хора). Помимо спевок для хора, регент проводил индивидуальные занятия с каждым членом хора отдельно минимум 1 раз в неделю [9].

Ощущалась нехватка богослужебных книг. Гласовые богослужебные песнопения Всенощного бдения (стихиры, ирмоса) сначала исполнялись по тексту, написанному от руки, потом по набранному на печатной машине. Затем по принесенным в храмы раритетным богослужебным книгам - некоторые XVIII и XIX вв. - из закрывшихся храмов, домашних архивов, уцелевшим чудом, как и фрагменты нот. Певчие очень бережно относились к нотному материалу, особенно к книгам. В.М. Фетисову запомнилась одна богослужебная книга 1887 г. издания: «Странички некоторых древних книг пахли музеем. Было боязно держать их в руках, а странички страшно переворачивать, делали это очень аккуратно» [9]. Копии и некоторые оригиналы дореволюционных и советских церковных песнопений, исполнявшихся в послевоенные годы в храмах Калининской епархии, богослужебных книг хранятся в личном архиве регента и исследователя Н.В. Губской-Борисовой.

Но к 1970-м гг., в начале певческого пути В.М. Фетисова, церковное пение деградировало - профессиональный хор распадался, состоял из бабушек и пелось всё «по памяти». Напевались гласы и некоторые песнопения на диктофон, чтобы хоть как-то сохранить и передать традиции церковного пения. Средний возраст певчих составлял 70 - 80 лет. Но несмотря на это, клирос в Белой Троице пополняла молодежь - основной архиерейский состав стал формироваться на базе капеллы при Полиграфическом комбинате. Из известных певцов, пришедших в хор, был Владимир Леонов (знаменитый бас), Владимир Индин. Впоследствии в хор пришли и начинающие солисты филармонии, стал формироваться более молодой состав, а бабушки остались на буднях в левом хоре [9].

Где действовали монастыри, оставались монашествующие, знакомые с певческой традицией (к примеру, г. Осташков, Вышний Волочек, Бежецк), в деревнях преимущественно пели самоучки. В домах г. Осташкова Калининской области, согласно отчету уполномоченного, до открытия Вознесенского храма в 1947 г. систематически собирались группы верующих под руководством бывших монашек Знаменского монастыря или религиозных стариков и устраивали церковные службы, ходатайствовали в разные инстанции об открытии церкви [5, л. 30 об.].

Свидетельство уполномоченного подтверждается воспоминаниями М.В. С. (1934 г. р., хутор Разгуляй, Осташковский район): «До открытия храма в Осташкове (называли все Знаменская церковь) в 1947 г. в переулке напротив временного Торгового центра служили монашки под руководством монахини Рафаилы (позже схимонахиня). Пропитание себе добывали трудом: по заказу стегали одеяла, белили

потолки и прочее. Вот в этот молельный дом, куда приходило помолиться много осташей, привела меня мама примерно в 10-летнем возрасте. И как-то быстро всё произошло: я стала помогать монашкам читать по церковно-славянски, не уча этого языка. Видимо, матушка Рафаила поставила меня рядом, когда читали и пели псалмы, часы, акафисты. Иногда приезжали туда священники, и мы причащались» [1, № 103].

После открытия в Вознесенском храме г. Осташкова, как и в соборе «Белая Троица» в г. Калинине, на службах пели два хора: «Пели и читали на левом клиросе монахини и бабушки. На правом клиросе был профессиональный хор, состоящий из мужчин и женщин, всего человек 12, с отличными голосами (бас, тенор, баритон, альт, дискант)» (М.В. С., 1934 г. р., Хутор Разгуляй, Осташковский район) [1, № 103]. В архиве нынешнего регента В.В. Фокина сохранились ноты от профессионального хора высокой степени сложности, в данный момент, по его словам, их воспроизвести нынешним составом в 3 - 4 человека почти невозможно. К примеру, такие духовные концерты как «Преславная Днесь» (на Троицу), «Высшую небес» (на Покров Пресвятой Богородицы) С.А. Дегтярева, «Да воскреснет Бог» Д.С. Бортнянского (на Пасху), «Помышляю день страшный» А.А. Архангельского, «Покаяние» Веделя-Григорьева (в Великий пост) [11].

В 1970-е гг. профессиональный хор в Осташкове распался - регент из города уехал, его место занял народный хор бывших монахинь и прихожан Знаменского монастыря, которые пели в свободное от работы время под руководством Любови Ефимовны Успенской (Тереховой). На клиросе пели Елизавета Владимировна Фокина, Лилия Николаевна Кузнецова, Анастасия Николаевна Иванова, Нина

Алексеевна Маркова, Любовь Ивановна Пыльникова [11].

В 1995 г. по случаю перенесения мощей преподобного Нила Столобенского из г. Осташкова в Нилову пустынь 9 июля на клирос были приглашены петь члены ансамбля духовной музыки детской музыкальной школы искусств в Осташкове Владимир Владимирович Фокин, Людмила Семеновна Галахова, Светлана Олеговна Цветкова, Екатерина Павловна Болотова, Ольга Владимировна Аверина, Тамара Андреевна Бодрова [11]. В настоящее время постоянный состав певчих составляет 3 - 4 человека.

В сельских храмах в большинстве случаев пели самоучки или бывшие псаломщики, посещаемость была небольшая. По словам протоиерея Алексея Злобина, в храм Михаила Архангела в с. Красное Торжокского района прихожан ходило немного - человек 20, в праздники - 50 из-за больших расстояний, а с транспортом была проблема. И только в Пасху и Рождество могли прийти на службу до 100 человек. В хоре пели 2-3 человека, известные песнопения пели все прихожане [10]. На оплату хора в год примерно тратилось 400 рублей [25, л. 118]. Согласно характеристике благочинного в послужном списке, общенародное пение пытался вводить и настоятель Преображенской церкви с. Польцо Кесовогорского района священник Николай Грабовецкий: «Священник очень хороший. Любит службу и очень заботится о благолепии храма. Вводит в храме общее пение. Жизнь ведет трезвую. В храме образцовый порядок» [24, л. 8]. Настоятель храма с. Михайлова Гора Лихославльского района протоиерей Алексей Зеленов организовал занятия по церковному пению для всех желающих, чем привлекал прихожан в храм на богослужения [30, л. 99 об., 100].

По наблюдениям уполномоченного, пение в платном профессиональном церковном хоре приносило солидный доход. Так, в кафедральном соборе «Белая Троица» в г. Калинине в 1948 г. «случайному певцу» выдавалось 200-300 рублей за 1 службу, регенту - 1000 рублей в месяц, певчему - 1000 и больше в месяц [7, л. 74 об., 75] (при средней зарплате по народному хозяйству СССР в 1950 г. 646 рублей [22]). Это подтверждается и приходскими отчетами. К примеру, за 1955 г. в соборе «Белая Троица» на оплату хора был потрачен 160481 рубль, в Спасской церкви в Бежецке 63115 рублей, в церкви Петра и Павла в Кашине 7620 рублей [26, л. 6, 12, 46]. Вместе с тем в сельских церквях: Никольской с. Турово Кашинского района, Троицкой с. Уницы Кашинского района, Никольской с. Николо-Ям Кимрского района, Казанской с. Марьино Торжокского района и многих других [26, л. 29, 48, 6, 51, 53, 56, 100, 108, 110, 112, 116 и другие], при общих низких годовых доходах расходы на хор были минимальными или вовсе отсутствовали.

Церковным пением сопровождались и народные богослужения в послевоенные десятилетия - из-за недостатка действующих храмов в Калининской области верующие без священства проводили крещения, отпевания, молебны, крестные ходы в дни церковных праздников, с молением об урожае. Чаще всего отмечали Пасху: «Каждую Пасху (и после войны, даже когда не было церкви) собирался народ, и я в том числе, и ходили кругом с крестом и пели "Христос Воскресе"» (Т.Т. Ш., 1932 г. р., д. Ворожино, Талицкий с/с) [1, № 61]; «В нашем доме, вечером перед Пасхой собиралось много народа. Дедушка читал часы, а потом все выходили на улицу и пели "Христос воскресе..."»

(А.Н. И. 1936 г. р., д. Щетинка, Максати-хинский район) [1, № 101].

В домах верующих проходили молитвенные собрания и в других районах: «Моя мать с подругами пели Христа дома, передавали молитвы, написанные от руки» (Анонимно, женщина, 1945 г. р., г. Кувшиново) [1, № 192]; «У тётушки моей подруги, бывшей монахини Могилёвской пустыни, собирались дома верующие на молитву» (В.М. С., 1940 г. р., д. Зубарёво, г. Кувшиново) [1, № 166]; «Разговоры об этом были. Бабушки молились кто в одиночку, некоторые собирались по несколько человек. Иконы прятали в шкаф, боялись, но веру не бросали» (Л.Д. А., 1937 г. р., г. Осташков) [1, № 120]. Молитвенные собрания по домам фиксировали и сотрудники отдела агитации и пропаганды Калининского обкома: «В Волков-ском с/с Кушалинском районе некий старик Григорьев, не имея на то разрешения, отправлял религиозные обряды в крестьянской избе» [31, л. 56].

Особенно почитался в Калининской области преподобный Нил Столобенский. По воспоминаниям жительницы д. Жабны Фировского района, где по преданию жили родители преподобного Нила (К.Ф. С. 1937 г. р., д. Заморино, Фировский район), «брат её дедушки поставил крест и ограду на могиле родителей преподобного Нила, она с детьми красила ограду. Только на Пасху собирались верующие в двухэтажном доме в Жабнах напротив храма. Неверующие смеялись над этим. На Пасху, Рождество, в престольный праздник деревни Тихвинской иконы Божией Матери ходили вокруг деревни с крестным ходом с иконами. Почитали Нила Столобенского. На источнике около речки в селе Рождество Фировского района молились, окунались в источнике. Там было очень много народа, пели молитвы. Милиция дежури-

ла у источника, чтобы разгонять верующих» [1, № 171].

Иногда верующие открывали недействующие храмы и часовни и молились там. На погосте Серемха (место подвигов преподобного Нила Столобенского) собирались в недействующем Троицком храме в 1940-1950-е гг. около 30 монахинь и бабушек для совершения богослужений, уполномоченный в подробном описании даже называл это «своеобразной сектой» [4, л. 3 - 4]. А.Х. С. (1931 г. р., д. Роги, Осташковский район) вспоминала, что в детстве ходила на Пасху в храм в Серемхе. Там бабушки очень хорошо пели на клиросе [1, № 122]. Более многочисленные молитвенные собрания проходили в д. Ясенское Осташковского района: «Успенский храм в Ясенском закрыли до войны. После войны к нам в деревню приезжали на лошадях, прибывали на лодках верующие из соседних деревень в храм, брали ключи и постоянно молились без священников. Бабушка Катя проводила молебны, панихиды и другие службы. Особо торжественные службы были на Пасху с крестным ходом. Ещё после войны какой-то мужчина отпевал усопших, "махал кадилом" на кладбище в нашей деревне» (А.В. К., 1937 г. р., д. Ясенское, Осташковский район) [1, № 116].

Таким образом, церковное пение на приходах Калининской епархии в 1940 -1950-е гг. отличалось неоднородностью -от профессиональных хоров с разнообразным составом и репертуаром в областном и районных центрах до любительских в сельских приходах. Ощущалась преемственность с дореволюционной традицией путем возвращения после войны с прекращением гонений бывших монахинь и регентов. Существенно сказалось на поднятии религиозного духа и привлечении верующих в храмы, введе-

ние некоторыми инициативными настоятелями общенародного пения наиболее известных молитв. Из-за отсутствия действующих храмов культура церковного пения передавалась верующими в ходе

самостоятельных молений. Это сыграло важную роль после массового открытия храмов и возобновлении богослужений в 1990-е гг.

Список литературы

1. Банк данных: Религиозные практики населения Калининской области в воспоминаниях «детей войны». 1940-1950-е гг. / Т.Г. Леонтьева, Д.А. Беговатов, Н.А. Дмитриев, О.Г. Леонтьева. Свидетельство о регистрации № 2023620533 от 9.02.2023 [Электронный ресурс]. - URL: https://history.tversu.ru/pages/301 (дата обращения 08.12.2023).

2. Воспоминания о протоиерее Александре Куликове. Дневники, воспоминания и проповеди / сост. М.В. Зубова. - М., 2021. - С. 382 - 420.

3. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). - Ф. Р-6991. - Оп. 2. - Д. 13.

4. ГАРФ. - Ф. Р-6991. - Оп. 1. - Д. 1134.

5. Государственный архив Тверской области (ГАТО). - Ф. Р-2723. - Оп. 1. - Д. 7.

6. ГАТО. - Ф. Р-2723. - Оп. 1. - Д. 8.

7. ГАТО. - Ф. Р-2723. - Оп. 1. - Д. 9.

8. Интервью с клириком собора Александра Невского на Привокзальной площади в г. Твери протодиаконом Николаем Радцевичем. Записано 3.12.2023 в г. Твери. Разрешение на цитирование получено.

9. Интервью с певчим архиерейского хора собора «Белая Троица» в г. Твери В.М. Фетисовым. Записано 2.12.2023 в г. Твери. Разрешение на цитирование получено.

10. Интервью с почетным настоятелем храма Рождества Пресвятой Богородицы в с. Городня на Волге Конаковского района протоиереем Алексеем Злобиным. Записано 21.01.2022 в с. Городня на Волге, Конаковский район. Разрешение на цитирование получено.

11. Интервью с регентом Вознесенского храма г. Осташкова В.В. Фокиным. Записано 2.01.2024 в г. Осташкове. Разрешение на цитирование получено.

12. Новоторцева А.М., Новикова Ю.Д. Роль Русской православной церкви в сохранении традиций религиозного образования в начале XX в. (в преддверии созыва Всероссийского Поместного Собора 19171918 гг.) // Локус: люди, общество, культуры, смыслы. - 2023. - Т. 14. - №3. - С. 45-56.

13. Пантелеева Т.В. Церковное пение в контексте комплексного подхода к исследованию деятельности Московских духовных школ во второй половине XX века // Музыкальное искусство и образование / Musical Art and Education. - 2021. - Т. 9. - № 2. - С. 100 - 116.

14. Парийский Л. О Церковном пении // Журнал Московской Патриархии. - 1949. - № 11. - С. 52 - 64.

15. Положение о Церковно-общественном совете при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения от 9 марта 2017 г. [Электронный ресурс]. - URL: https://pravpenie.ru/site/article?id=3 (дата обращения 08.12.2023).

16. Рахманова М.П. Архиерей советской эпохи: певческие репертуары владыки Сергия (Ларина) // Искусство музыки: теория и история. - 2016. - № 14. - С. 184 - 214.

17. Рахманова М.П. Православное церковное пение в послевоенные десятилетия (1940 - 1970-е) // Художественная культура. - 2020. - № 4. - С. 458 - 492.

18. Речь Патриарха Алексия в Московской духовной академии на чтении о церковном пении 18 апреля 1948 г. // Журнал Московской Патриархии. - 1948. - № 5. - С. 7 - 9.

19. Соловьёва Ф.Б. Вышневолоцкий Казанский монастырь [Электронный ресурс] // Вышневолоцкий ис-торико-краеведческий альманах. - Вышний Волочек, 2001. - № 4. - URL: http://vischny-volochok.ru/wika/wika4/wika4-3.php (дата обращения 10.12.2023)

20. Справочная книга по Тверской епархии на 1915 г. Тверь, 1914.

21. Старостина Т.А. К истории возрождения московской певческой традиции Русской православной церкви во второй половине XX века // Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship. - 2021. - № 4. -С. 140 - 153.

22. Статистическая таблица ЦСУ СССР «Среднемесячная денежная заработная плата рабочих и служащих по отраслям народного хозяйства СССР в 1940, 1945, 1950-1955 гг.» // Исторические материалы [Электронный ресурс]. - URL: https://istmat.org/node/18454 (дата обращения 11.12.2023).

23. Тверская епархиальная научная библиотека. Архивный отдел (ТЕНБ АО). - Ф. 2. - Д. 39.

24. ТЕНБ АО. - Ф. 2. - Д. 11.

25. ТЕНБ АО. - Ф. 2. - Д. 135.

26. ТЕНБ АО. - Ф. 2. - Д. 153. 2?. ТЕНБ АО. - Ф. 2. - Д. 240. 2S. ТЕНБ АО. - Ф. 2. - Д. 321. 2B. ТЕНБ АО. - Ф. 2. - Д. 322.

30. ТЕНБ АО. - Ф. 2. - Д. 9.

31. Тверской центр документации новейшей истории (ТЦДНИ). - Ф. 147. - Оп. 4. - Д. 212.

32. Туманов А.А. О некоторых изменениях в клиросной и богослужебной практике Русской Православной Церкви в XX веке // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. -2G17. - Вып. 27. - С. 122 - 134.

33. Туманов А.А. Архимандрит Матфей (Мормыль) - музыкант и духовник - в своих воспоминаниях и воспоминаниях современников // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. - 2G13. - Вып. 2 (11). - С. 205 - 221.

References

1. Bank danny'x: Religioznye praktiki naseleniya Kalininskoj oblasti v vospominaniyax «detej vojny ». 194G-195G-e gg. | T.G. Leonteva, D.A. Begovatov, N.A. Dmitriev, O.G. Leonteva. Svidetelstvo o registracii № 2G2362G533 ot 9.G2.2G23 [Elektronnyj resurs]. - URL: https:||history.tversu.ru|pages|3G1 (data obrashheniya G8.12.2G23).

2. Vospominaniya o protoieree Aleksandre Kulikove. Dnevniki, vospomi-naniya i propovedi | sost. M.V. Zubova. - M., 2G21. - S. 382 - 42G.

3. Gosudarstvenny'j arxiv Rossijskoj Federacii (GARF). - F. R-6991. - Op. 2. - D. 13.

4. GARF. - F. R-6991. - Op. 1. - D. 1134.

Б. Gosudarstvenny'j arxiv Tverskoj oblasti (GATO). - F. R-2723. - Op. 1. - D. 7. 6. GATO. - F. R-2723. - Op. 1. - D. 8. ?. GATO. - F. R-2723. - Op. 1. - D. 9.

5. Interv'yu s klirikom sobora Aleksandra Nevskogo na Privokzal'noj ploshhadi v g. Tveri protodiakonom Niko-laem Radcevichem. Zapisano 3.12.2G23 v g. Tveri. Razreshenie na citirovanie polucheno.

9. Interv'yu s pevchim arxierejskogo xora sobora «Belaya Troicza» v g. Tveri V.M. Fetisovym. Zapisano 2.12.2G23 v g. Tveri. Razreshenie na citirovanie polucheno.

10. Interv'yu s pochetny'm nastoyatelem xrama Rozhdestva Presvyatoj Bogorodicy v s. Gorodnya na Volge Konakovskogo rajona protoiereem Alekseem Zlobinym. Zapisano 21.G1.2G22 v s. Gorodnya na Volge, Konakov-skij rajon. Razreshenie na citirovanie polucheno.

11. Interv'yu s regentom Voznesenskogo xrama g. Ostashkova V.V. Fokinym. Zapisano 2.G1.2G24 v g. Ostash-kove. Razreshenie na citirovanie polucheno.

12. Novotorceva A.M., Novikova Yu.D. Rol" Russkoj pravoslavnoj cerkvi v soxranenii tradicij religioznogo obra-zovaniya v nachale XX v. (v preddverii sozy va Vserossijskogo Pomestnogo Sobora 1917-1918 gg.) || Lokus: lyudi, obshhestvo, kultury", smy sly". - 2G23. - T. 14. - №3. - S. 45-56.

13. Panteleeva T.V. Cerkovnoe penie v kontekste kompleksnogo podxoda k issledovaniyu deyatelnosti Mos-kovskix duxovnyx shkol vo vtoroj polovine XX veka || Muzykalnoe iskusstvo i obrazovanie | Musical Art and Education. - 2G21. - T. 9. - № 2. - S. ^ - 116.

14. Parijskij L. O Cerkovnom penii || Zhurnal Moskovskoj Patriarxii. - 1949. - № 11. - S. 52 - 64.

15. Polozhenie o Cerkovno-obshhestvennom sovete pri Patriarxe Moskovskom i vseya Rusi po razvitiyu russ-kogo cerkovnogo peniya ot 9 marta 2G17 g. [Elektronnyj resurs]. - URL: https:||pravpenie.ru|site|article?id=3 (data obrashheniya G8.12.2G23).

16. Raxmanova M.P. Arxierej sovetskoj epoxi: pevcheskie repertuary" vladyki Sergiya (Larina) || Iskusstvo muzyki: teoriya i istoriya. - 2G16. - № 14. - S. 184 - 214.

17. Raxmanova M.P. Pravoslavnoe cerkovnoe penie v poslevoennye desyatiletiya (194G - 197G-e) || Xudozhestvennaya kultura. - 2G2G. - № 4. - S. 458 - 492.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

lS. Rech' Patriarxa Aleksiya v Moskovskoj duxovnoj akademii na chtenii o cerkovnom penii 18 aprelya 1948 g. II Zhurnal Moskovskoj Patriarxii. - 1948. - № S. - S. 7 - 9.

lB. Solov'yova F.B. Vyshnevoloczkij Kazanskij monastyr" [Elektronnyj resurs] || Vyshnevoloczkij istoriko-kraevedcheskij almanax. - Vyshnij Volochek, 2GG1. - № 4. - URL: http:||vischny-volochok.ru|wika|wika4|wika4-3.php (data obrashheniya 1G.12.2G23)

20. Spravochnaya kniga po Tverskoj eparxii na 1915 g. Tver", 1914.

21. Starostina T.A. K istorii vozrozhdeniya moskovskoj pevcheskoj tradicii Russkoj pravoslavnoj cerkvi vo vtoroj polovine XX veka || Problemy" muzykalnoj nauki | Music Scholarship. - 2G21. - № 4. - S. 14G - 153.

22. Statisticheskaya tablicza CzSU SSSR «Srednemesyachnaya denezhnaya zarabotnaya plata rabochix i slu-zhashhix po otraslyam narodnogo xozyajstva SSSR v 1940, 1945, 1950-1955 gg.» // Istoricheskie material [Elektronnyj resurs]. - URL: https://istmat.org/node/18454 (data obrashheniya 11.12.2023).

23. Tverskaya eparxial naya nauchnaya biblioteka. Arxivny j otdel (TENB AO). - F. 2. - D. 39.

24. TENB AO. - F. 2. - D. 11.

25. TENB AO. - F. 2. - D. 135.

26. TENB AO. - F. 2. - D. 153.

27. TENB AO. - F. 2. - D. 240.

28. TENB AO. - F. 2. - D. 321.

29. TENB AO. - F. 2. - D. 322.

30. TENB AO. - F. 2. - D. 9.

31. Tverskoj centr dokumentacii novejshej istorii (TCzDNI). - F. 147. - Op. 4. - D. 212.

32. Tumanov A.A. O nekotoryx izmeneniyax v klirosnoj i bogosluzhebnoj praktike Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi v XX veke // Vestnik PSTGU. Seriya V: Voprosy' istorii i teorii xristianskogo iskusstva. - 2017. - Vyp. 27. - S. 122 -134.

33. Tumanov A.A. Arximandrit Matfej (MormyT) - muzykant i duxovnik - v svoix vospominaniyax i vospo-minaniyax sovremennikov // Vestnik PSTGU. Seriya V: Voprosy' istorii i teorii xristianskogo iskusstva. - 2013. -Vyp. 2 (11). - S. 205 - 221.

Для ссылки: Дмитриев Н.А. История церковного пения в Калининской епархии в 1940 - 1950-е гг. // Гуманитарные исследования Центральной России. - 2024. - №1 (30). - С. 94-103.

DOI 10.24412/2541-9056-2024-130-94-103

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.