УДК 224.6
001: 10.24412/2224-5391-2022-40-234-246
Митрополит Исидор (Р. В. Тупикин)
ПРОТИВОСТОЯНИЕ ЕПИСКОПА КАЛИНИНСКОГО И КАШИНСКОГО ФЕОДОСИЯ (ПОГОРСКОГО) И УПОЛНОМОЧЕННОГО СОВЕТА ПО ДЕЛАМ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР В. И. ХЕВРОНОВА
(1958-1960 гг.)
Аннотация: Статья посвящена церковно-государственным отношениям и внутрицерковной жизни в СССР в период хрущевской антирелигиозной кампании 1958-1964 гг. На основе документов Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ) автором рассмотрен вопрос о взаимоотношениях епископата Русской Православной Церкви с уполномоченными Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете министров СССР. Анализируется состояние церковно-государственных отношений и внутри-церковной жизни в Калининской области в начальной стадии хрущевских гонений, в период управления Калининской и Кашинской епархией Русской Православной Церкви преосвященного Феодосия (Погорского; 1958-1960 гг.). В центре внимания автора, с одной стороны, — активная деятельность епископа Феодосия, направленная на укрепление церковной жизни в регионе: сохранение действующих и открытие новых храмов, поддержка слабых деревенских церковных общин. С другой — деструктивная деятельность уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви при СМ СССР по Калининской области В. И. Хевронова, преследовавшего цель ослабить влияние Русской Православной Церкви в Калининской области, дискредитировать духовенство Калининской епархии и ограничить его деятельность. Исследование выявило, что епископ Калининский и Кашинский Феодосий (Погорский) и уполномоченный Совета по делам Русской православной церкви по Калининской области В. И. Хевронов оказались в ситуации непримиримого противостояния, перешедшего в открытый конфликт. Злоупотребление В. И. Хевронова своими правами и нарушение им государственного законодательства стали показательным примером присвоения уполномоченными Совета канонической епископской власти, что было типичным явлением в большинстве регионов Советского Союза периода хрущевской «оттепели».
234
(се)]
© Р. В. Тупикин, 2022
Ключевые слова: Русская Православная Церковь, патриарх, Священный Синод, епископ, священник, Совет по делам Русской православной церкви при СМ СССР, уполномоченный
Цитирование: Исидор (Тупикин Р. В.), митр. Противостояние епископа Калининского и Кашинского Феодосия (Погорского) и уполномоченного Совета по делам Русской православной церкви при Совете министров СССР В. И. Хевронова (1958-1960 гг.) // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2022. № 40. С. 234-246. DOI: 10.24412/2224-5391-2022-40-234-246
Сведения об авторе: Исидор (Тупикин Роман Владимирович), митрополит Смоленский и Дорогобужский — кандидат юридических наук, кандидат богословия, докторант Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. свв. Кирилла и Мефодия, ORCID: 0000-0002-7377-9815 (Россия, г. Смоленск). E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 17.07.2022 Принята к публикации 31.08.2022
Деятельность епископата Русской Православной Церкви в годы хрущевских гонений 1958-1964 гг. представляет весьма актуальную и мало разработанную церковно-историческую проблему. Методологически она может быть решена путем установления соответствия деятельности епископата в целом или конкретного архиерея высоким идеалам апостольского служения. Именно в периоды тяжких испытаний обнаруживается готовность архипастыря, вопреки гонителям, жертвовать собой и отстаивать интересы Церкви или, действуя в собственных интересах, становиться на путь конформизма. В современной историографии ряд работ на эту сложную тему опубликован О. Ю. Васильевой1, М. В. Шкаровским2, протоиереем Алексием Марченко3.
Одним из примеров мужественного противостояния антицерковным мероприятиям советской власти стала архипастырская деятельность епископа Феодосия (Погорского), возглавлявшего в 1958-1960 гг. Калининскую и Кашинскую, а затем — в 1960-1968 гг. Пензенскую и Саранскую епархии.
Архипастырское служение епископа Феодосия (Погорского) в Пензенской и Саранской епархии в 1960-1968 гг. получило широкое освещение в исследова-
1 Васильева О. Ю. Митрополит Николай (Ярушевич) в истории Русской Православной Церкви ХХ века. Ч. 3. 1959-1961 годы // Сайт «Православие.ги». URL: https://pravoslavie.ru/58101.html (дата обращения: 20.06.2022).
2 Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939-1964 гг.). М., 1999.
3 Марченко А., прот. Религиозная политика советского государства в годы правления Н. С. Хрущева и ее влияние на церковную жизнь в СССР. М., 2010; Его же. Епископы Пермской епархии эпохи «хрущевских» гонений на Русскую Православную Церковь в СССР. Пермь, 2011.
ниях историков Пензенского региона. В трудах А. И. Дворжанского, Л. В. Клю-шиной, А. Н. Молькина, Л. А. Королевой, А. А. Королева дается исчерпывающая информация о многогранной деятельности преосвященного Феодосия по укреплению церковной жизни Среднего Поволжья в период хрущевских гонений и начала брежневской эпохи. Именно в этот период во всей полноте раскрылся его талант управляющего сложной в этническом отношении Пензенской епархией, способного противостоять антирелигиозному натиску властей4.
Однако непродолжительный период управления епископа Феодосия Калининской и Кашинской епархией (1958-1960 гг.) во многих важных аспектах остался за пределами их внимания. В то же время именно этот временной отрезок архипастырской биографии епископа Феодосия представляется принципиально важным, поскольку он стал началом его святительского пути и приходится на раннюю стадию гонений, когда возможности сопротивления епископата и духовенства антирелигиозным акциям властей были достаточно широки.
Архиепископ Феодосий (в миру Дмитрий Михайлович Погорский) родился 19 октября 1909 г. в местечке Брусилов, Киевской губернии (Житомирской области). Украинец, сын протоиерея. В 1926 г. окончил профессиональную механико-техническую школу г. Ильинцы, Винницкой области. Служил псаломщиком и регентом в церквях Киева и окрестностей. С 1927 по 1929 гг. нерегулярно учился в Киевской Высшей богословской школе как вольнослушатель 1-го курса. Занимался репетиторством. В 1930 г. в Киеве поступил на государственную службу, где получил опыт работы референта по снабжению, секретаря, зам. начальника планового отдела. В 1935 г. женился на Анне Михайловне Ходорович. В 1940 г. окончил Московский институт Госплана СССР.
В первые дни Великой Отечественной войны был призван в ряды Красной армии, служил в звании рядового. Попав в окружение в Уманском котле, был ранен в бою. 8 августа 1941 г. взят в плен, откуда 16 августа смог сбежать. Остался на оккупированной немцами территории. Семья смогла эвакуироваться в г. Харьков, а затем в Грузию.
10 марта 1942 г. временно управляющим Киевской епархией Автономной Украинской Церкви епископом Пантелеимоном (Рудык) рукоположен в сан священника к соборной церкви г. Умани, Киевской области. Настоятель ряда храмов Киева и Киевской области: 1942-1945 гг. — Иоанно-Богословской церкви с. Текуча; 1945-1949 гг. — настоятель Александро-Невской церкви Киева. С 1948 по 1949 гг. — классный наставник Киевской духовной семинарии.
4 Дворжанский А. И. История Пензенской епархии. Исторический очерк. Кн. 1. Пенза, 1999. С. 418439; Клюшина Л. В. Деятельность религиозных организаций Пензенской области во второй половине 1940 — первой половине 1960-х гг.: дисс. .. .к. и. н. Пенза, 2004; Молькин А. Н., Королева Л. А., Королев А. А. Пензенская епархия в 1960-1980-е гг. // Политика, государство и право. 2014. № 11. URL: https://politika.snauka.ru/2014/11/2058 (дата обращения: 25.01.2022).
С 1949 по 1954 гг. — настоятель Свято-Троицкого храма Черниговского женского монастыря, одновременно исполнял обязанности заведующего пенсионным столом канцелярии епископа Черниговского. С 1954 г. — штатный священник Свято-Троицкой церкви «Кулич и Пасха» г. Ленинграда. С 1954 по 1957 гг. — настоятель Князь-Владимирской церкви п. Лисий Нос г. Ленинграда. После окончания заочного сектора Ленинградской духовной академии в 1956 г. защитил диссертационное сочинение по кафедре догматического богословия «Православное учение о религиозно-нравственном опыте как источнике бого-познания» с присуждением ученой степени «кандидат богословия».
С 15 августа 1957 г. по 5 июня 1958 г. — ректор Саратовской духовной семинарии. В августе 1957 г., после развода с женой, принял монашеский постриг в Успенском монастыре г. Одессы, возведен в сан архимандрита в Одесском Успенском соборе. 5 июня 1958 г. постановлением Патриарха и Священного Синода назначен епископом Калининским и Кашинским. Управлял епархией до 22 марта 1960 г.5
Епископ Феодосий был назначен управляющим Калининской епархии в связи с кончиной 13 марта 1958 г. архиепископа Калининского и Кашинского Вар-сонофия (Гриневича). Временное управление приходами вдовствующей Калининской кафедры было поручено архиепископу Можайскому Макарию (Даеву)6.
20 июня 1958 г. в зале заседания Священного Синода, во время совершения чина наречения во епископа, архимандрит Феодосий произнес речь, в которой так обозначил смысл своего будущего епископского служения: «Я не испытал еще бремени этого служения, но знаю из Слова Божия, что истинный пастырь, а особенно епископ, должен сиять светом "пред человеки", яко да видят его добрые дела "и прославят Отца, иже на небесех" (Мф. 20, 27). Великий подвиг предносится моему духовному взору, подвиг непрестанный и тяжелый, от которого всячески уклонялись даже великие и крепкие духом святители Божии. Мое душевное состояние подобно состоянию путника, намеревающегося взойти на высокую неприступную гору. Поднимаясь по горе служения церковного, я испытываю естественное чувство страха перед трудностями и опасностями, ожидающими меня. Я знаю, что с нового возвышенного места, на которое меня возводит Промысел Божий, предо мной откроются новые горизонты и обширнейшие задачи, исполнение которых принесет мне не только удовлетворение и радость, но и сопутствующие им новые заботы и огорчения.»7.
22 июня 1958 г. в храме Преображения Господня г. Москвы была совершена хиротония архимандрита Феодосия во епископа Калининского и Кашинского.
5 ГАРФ. Ф. 6881. Оп. 7. Д. 183. Л. 1-4, 33-35; Киреев А., протодиак. Епархии и архиереи Русской Православной Церкви в 1943-2002 годах. М., 2002. С. 339-340.
6 Там же. С. 221, 281.
7 Журнал Московской Патриархии. 1958. № 7. С. 20-23.
Рукоположение в епископский сан совершили митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич), архиепископ Можайский Макарий (Даев) и пребывавший на покое епископ Серафим (Шарапов)8.
Калининская епархия считалась одной из самых крупных по численности приходов и духовенства среди епархий, расположенных в центральной части страны. На 1 июля 1958 г. она насчитывала в своем составе 82 действующих храма. В ее клире числилось 112 священников9.
С первых дней пребывания на Калининской кафедре епископ Феодосий развернул активную деятельность, ведя за собой духовенство и верующих. Важнейшим направлением его работы стал ремонт церковных зданий и приведение их убранства в благолепный вид. Ежегодно из церковных доходов на это расходовались крупные суммы денег — от 1,5 до 2 млн рублей. В 1959 г. был осуществлен внешний ремонт храма в г. Вышнем Волочке, истрачено 80 тыс. рублей. Внутренний ремонт храма в г. Торжке обошелся в 75 тыс. рублей. Отремонтированы церкви в селах Свердлово и Завидово. В последней установлено калориферное оборудование. Материалы для ремонта были приобретены «незаконным путем», без разрешения местной власти10.
Особое внимание архипастыря было обращено на слабые приходы, расположенные в сельской местности. Епископ Феодосий стремился укрепить и сохранить от закрытия малочисленные церковные общины в храмах с. Осечная Вышневолоцкого р-на, в с. Прутня Новоторжского р-на. Несмотря на запреты действующего законодательства, Калининское епархиальное управление регулярно оказывало денежную «благотворительную помощь» слабым приходам, выплачивая жалование священникам. В 1958 г. по 10 тыс. руб. епископ Феодосий выделил из бюджета епархии церквям сёл Свердлово и Городня. Денежные дотации слабым приходам бухгалтерия епархиального управления оформляла в виде ссуды11.
В храмах Калининской епархии епископ Феодосий стремился поддерживать высокий уровень богослужебной жизни, особенно заботясь о состоянии хорового пения. Содержание церковных хоров всех храмов Калининской епархии ежегодно обходилось в сумму около 1 млн рублей. В храмах с высокими доходами — в городах Верхний Волочек и Калинин певчие, регенты и церковные работники с разрешения епископа получали к церковным праздникам Рождества, Пасхи и к отпуску надбавку до 50 % к окладу12.
8 Киреев А., протодиак. Епархии и архиереи Русской Православной Церкви... С. 340.
9 ГАРФ. Ф. 6881. Оп. 1. Д. 1559. Л. 1-2.
10 Там же. Оп. 7. Д. 183. Л. 11-12.
11 Там же. Л. 13.
12 ГАРФ. Ф. 6881. Оп. 7. Д. 183. Л. 14.
Кадровая политика епископа Феодосия строилась с опорой не на местное, а на приезжее духовенство из западных областей Украины. Настоятелями в высокодоходные приходы он назначал близких ему лиц13.
Епископ Калининский и Кашинский Феодосий пользовался доверием и уважением Патриарха Алексия I. 21 мая 1959 г. он был вызван на заседание летней сессии Священного Синода, на котором решался важный вопрос о замещении Минской и Виленской вакантных кафедр14.
16 ноября 1959 г. Патриарх Алексий направил Председателю Совета по делам Русской Православной Церкви при СМ СССР Г. Г. Карпову доклад епископа Калининского Феодосия по делу об открытии храма в с. Страшевичи Луко-винского р-на Калининской области15.
Активность нового правящего архиерея Калининской епархии и его стремление к самостоятельным действиям вызвала недовольство уполномоченного Совета по делам Русской православной церкви по Калининской области В. И. Хевронова.
Майор госбезопасности Василий Иванович Хевронов, служивший в органах НКВД с 1936 г., по праву может быть назван уполномоченным Совета «первого призыва»16. Занимая эту должность при Калининском облисполкоме с конца 1943 г. — с момента образования Совета по делам РПЦ, В. И. Хевронов 15 лет старательно исполнял указания и распоряжения своего руководства. В своих документах он писал, что является выходцем из бедной крестьянской семьи17. Однако его фамилия красноречиво свидетельствовала, что предки Василия Ивановича, очевидно, не были крестьянами, а служили по духовному ведомству.
Хевронов был ревностным коммунистом и противником сталинского курса религиозной политики, предполагавшего ровные отношения советского государства и Русской Православной Церкви. Действия уполномоченного Хевронова были направлены на сдерживание развития религиозной жизни в Калининской области и часто граничили с нарушением советских законов. Председателю совета Г. Г. Карпову и его заместителю С. К. Белышеву не раз приходилось одергивать ретивого калининского уполномоченного и объявлять ему выговоры за «неумение установить правильные отношения с еписко-
13 ГАРФ. Ф. 6881. Оп. 7. Д. 183. Л. 13.
14 Там же. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 176. Л. 46-46 об.; Письма Патриарха Алексия I в Совет по делам Русской православной церкви при Совете Народных Комиссаров — Совете Министров СССР 1945-1970. Т. 1. М., 2010. С. 287.
15 Там же. Д. 262. Л. 72.
16 Хевронов Василий Иванович // Сайт «Кадровый состав органов государственной безопасности 1935-1939». URL: Ьйр8://пку<1.тето.ш/1п<ех.рЬр/Хевронов,_Василий_Иванович (дата обращения: 20.06.2022).
17 Белгузова Т. Ю., Дворжанский А. И. Святитель пламенеющий. Архиепископ Пензенский и Кузнецкий Серафим (Тихонов, 1935-2000). Пенза, 2015. С. 151.
пом», «нежелание использовать духовенство в интересах государства и осуществлять необходимые мероприятия, касающиеся церкви»18. Неудивительно, что в годы хрущевских гонений среди работников Совета Хевронов выступил одним из энтузиастов решительной борьбы с Церковью.
Уполномоченный В. И. Хевронов хорошо понимал, что в своей деятельности епископ Феодосий опирается на молодых, активных пастырей, поэтому стремился внести дезорганизацию в ряды духовенства и отстранить от служения как можно больше активных священников.
В 1959 г. «за нарушение советского законодательства» уполномоченный снял с регистрации 6 священников. За совершение молебнов в селах без приглашения верующих и разрешения местных органов власти были сняты с регистрации настоятель церкви в с. Раевском Брусовского р-на священник Беляев и священник храма с. Кострецы Максатихинского р-на Грабовецкий. Священник церкви с. Николо-Ямы Кимрского р-на Полетаев был лишен регистрации «за сопротивление колхозникам во время покоса травы на кладбищах и уговоры граждан снимать в их домах светские портреты и плакаты, оставляя только иконы». По настоянию уполномоченного епископу Феодосию пришлось уволить за штат епархии священника церкви с. Бежецка Левицкого и настоятеля церкви с. Ильинское Лихославского р-на священника Анисимова. Настоящим ударом по авторитету управляющего Калининской епархии стало обвинение Хевронова в адрес настоятеля кафедрального собора г. Калинина протоиерея Тарановского в попытке дать ему взятку в размере 10 тыс. руб., в результате чего Тарановский был почислен за штат.
На грани снятия с регистрации оказались настоятель церкви г. Осташкова священник Шуст — «за самовольное переоборудование церковного здания» и настоятель церкви с. Турны Богологовского р-на Сватеев — «за совершение богослужения в здании недействующего храма в с. Мшенцы»19.
Преследованию со стороны уполномоченного подверглись члены церковных советов, отличавшиеся религиозностью и сочувствием к нуждам духовенства. Так, «за выдачу ссуд священникам» были сняты с регистрации члены церковного совета церкви в г. Красном Холме. «За допуск к службе священника без регистрационной справки» были уволены члены церковного совета в г. Кашине20. Уполномоченный В. И. Хевронов намеренно занимался дискредитацией духовенства и активных мирян в местных газетах, выставляя священнослужителей Калининской епархии злостными нарушителями советского законодательства.
В 1958 г. Совет по делам РПЦ стал настойчиво требовать от уполномоченного В. И. Хевронова решительных действий по сокращению в Калининской
18 Белгузова Т. Ю., Дворжанский А. И. Святитель пламенеющий. С. 151.
19 ГАРФ. Ф. 6881. Оп. 7. Д. 183. Л. 12.
20 Там же. Л. 13.
области численности действующих церквей и религиозных общин. «Уполномоченному Совета необходимо возбудить ходатайство перед Советом о снятии церквей с учета по причине распада общин, запущенности зданий и отсутствия служб», — рекомендовал посетивший с инспекцией Калининскую область сотрудник Совета А. Д. Недведь. К закрытию были рекомендованы храмы в селах Козлово, Петропавловское, Егорьевское, Спасс-Ульстимо, Раевского, Дулово и др.21 Однако, несмотря на старания уполномоченного, епископу Феодосию удалось не допустить массового закрытия церквей своей епархии. К 1 января 1959 г. в Калининской области действовала 91 церковь, к 1 января 1960 г. — 87 храмов22.
Уполномоченный Совета В. И. Хевронов откровенно вмешивался во вну-трицерковную жизнь и фактически присвоил себе определенное церковными канонами право епископа управлять своей епархией: заниматься расстановкой духовенства на приходы, формировать учредительные и исполнительные органы приходов — «двадцаток», ревизионных комиссий и т. д. Уполномоченный В. И. Хевронов не разрешал сбор взносов с приходов епархии на нужды Московской Патриархии, называя это «насилием», запрещал епископу Феодосию совершать поездки по городам епархии23.
Вскоре отношения уполномоченного Совета В. И. Хевронова с епископом Феодосием стали взаимно нетерпимыми. Свою отрицательную реакцию на действия уполномоченного преосвященный выразил в жалобах, направленных в Московскую Патриархию и Совет по делам РПЦ.
На имя Патриарха Алексия епископом Феодосием был подан рапорт, в котором в 18-ти пунктах Первосвятителю были заданы вопросы: «.о хождении с молебнами и требами в дома верующих; об участии священников в похоронных процессиях; о строительстве, покупке домов и автомашин для причта; о порядке ремонта церковных зданий; совершении служб в приходах, где нет постоянного священника» и др.
В рапорте также были приведены примеры нарушения законодательства и злоупотребления со стороны уполномоченного Совета В. И. Хевронова. Этот документ был передан Патриархом руководству Совета. Результатом стало приглашение епископа Феодосия в Совет для беседы с заведующим инспекторским отделом И. И. Сивенковым. Во время беседы епископ продолжал обвинять уполномоченного Хевронова «во вмешательстве во внутрицерковные дела». Однако В. И. Хевронов устраивал свое начальство, и руководство Сове-
21 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 1664. Л. 3.
22 Там же. Л. 19; Д. 1762. Л. 2.
23 Там же. Д. 1649. Л. 44, 46, 63-64; Одинцов М. И. Письма и диалоги времен «хрущевской оттепели». Десять лет из жизни Патриарха Алексия. 1955-1964 гг. // Отечественные архивы. 1994. № 5. С. 51-53.
та встало на сторону уполномоченного, сделав вывод, что «Феодосий пытался скомпрометировать т. Хевронова, а его жалоба несостоятельна»24.
Во время очередного приема в Совете по делам РПЦ, состоявшегося в начале 1960 г., Патриарх Алексий говорил о многочисленных донесениях епископов, «из которых некоторые считают для себя невозможным работать в контакте с уполномоченными»25. Он особо отметил, что некоторые уполномоченные пугают епископов своими высказываниями, которые «не могут не волновать и не вызывать ненужных предположений и заключений». В качестве примера Патриарх назвал уполномоченного Совета по Калининской области В. И. Хевронова, который проводимые им в Калининской области мероприятия по ограничению деятельности Церкви объяснил тем, что «известное "Положение об управлении Русской Православной Церкви", принятое в январе 1945 г. по согласованию с Советом по делам РПЦ, является нарушением закона 1929 г. о религиозных организациях»26. В. И. Хевронов говорил епископу Феодосию (Погорскому), что «дело Церкви бесперспективное»27. По словам митрополита Крутицкого Николая (Ярушевича), в результате таких высказываний уполномоченных среди епископата и духовенства «идут упорные слухи о том, что сверху даны указания в течение 7 лет прижать Церковь так, как это было сделано перед войной»28.
Председатель Совета по делам РПЦ Г. Г. Карпов обещал разобраться с заявлениями Московской Патриархии в этом вопросе. Но эти «разбирательства» вновь закончились оправданием уполномоченного В. И. Хевронова. Теперь тучи собирались уже над епископом Феодосием. В кулуарах Совета по делам РПЦ было принято решение о необходимости перемещения архипастыря на другую кафедру.
21 марта 1960 г. в письме председателю Совета по делам РПЦ В. А. Куро-едову Патриарх Алексий сообщил, что на предстоящей сессии Священного Синода собирается решить вопрос о перемещении епископа Калининского и Кашинского Феодосия (Погорского) в Пензу и назначении в Калинин находящегося на покое и просящего о назначении на епархию епископа Феодосия (Ковернинского). Однако Совет отказал в назначении последнего29.
22 марта патриарх и Священный Синод приняли указанное решение. Перевод епископа Феодосия в Пензу состоялся. Временно управляющим Калининской епархией был назначен епископ Лужский Алексий (Коноплёв; март — ноябрь 1960)30.
24 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 7. Д. 183. Л. 14.
25 Там же. Оп. 1. Д. 1649. Л. 65.
26 Там же.
27 Одинцов М. И. Письма и диалоги времен «хрущевской оттепели». С. 53-54.
28 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 1648. Л. 49.
29 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 309. Л. 47-47 об.
30 Киреев А., протодиак. Епархии и архиереи Русской Православной Церкви. С. 340.
Таким образом, активная деятельность епископа Калининского и Кашинского Феодосия (Погорского) по укреплению церковной жизни Калининской епархии столкнулась с непримиримым отношением и грубым нарушением советского законодательства со стороны уполномоченного Совета по делам РПЦ по Калининской области В. И. Хевронова, ревностно исполнявшего указания руководства Совета — ограничить деятельность Русской Православной Церкви в Калининской области. Действия Хевронова привели церковно-государ-ственные отношения в регионе в состояние острого конфликта, кульминацией которого стали поддержанные авторитетом Святейшего Патриарха Алексия I жалобы епископа Феодосия в Московскую Патриархию и в центральный аппарат Совета. Однако руководство Совета во главе с его председателем В. А. Ку-роедовым одобрительно отнеслось к действиям уполномоченного и решило проблему его конфликта с епископом Феодосием путем перевода последнего в Пензенскую епархию.
Источники
1. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 6991. Оп. 1. Д. 1559, 1649, 1664; Оп. 2. Д. 176, 262, 309; Оп. 7. Д. 183.
2. Журнал Московской Патриархии. 1958. № 7.
3. Письма Патриарха Алексия I в Совет по делам Русской православной церкви при Совете Народных Комиссаров — Совете Министров СССР 1945-1970. Т. 1. М., 2010.
Литература
1. Белгузова Т. Ю., Дворжанский А. И. Святитель пламенеющий. Архиепископ Пензенский и Кузнецкий Серафим (Тихонов, 1935-2000). Пенза, 2015.
2. Васильева О. Ю. Митрополит Николай (Ярушевич) в истории Русской Православной Церкви ХХ века. Ч. 3. 1959-1961 годы // Сайт «Православие.ги». URL: https:// pravoslavie.ru/58101.html (дата обращения: 20.06.2022).
3. Дворжанский А. И. История Пензенской епархии. Исторический очерк. Кн. 1. Пенза, 1999.
4. Киреев А., протодиак. Епархии и архиереи Русской Православной Церкви в 19432002 годах. М., 2002.
5. Клюшина Л. В. Деятельность религиозных организаций Пензенской области во второй половине 1940 — первой половине 1960-х гг.: дисс. ... к. и. н. Пенза, 2004.
6. Марченко А., прот. Епископы Пермской епархии эпохи «хрущевских» гонений на Русскую Православную Церковь в СССР. Пермь, 2011.
7. Марченко А., прот. Религиозная политика советского государства в годы правления Н. С. Хрущева и ее влияние на церковную жизнь в СССР. М., 2010.
8. Молькин А. Н., Королева Л. А., Королев А. А. Пензенская епархия в 1960-1980-е гг. // Политика, государство и право. 2014. № 11. URL: https://politika.snauka.ru/2014/11/2058 (дата обращения: 25.01.2022).
9. Одинцов М. И. Письма и диалоги времен «хрущевской оттепели». Десять лет из жизни Патриарха Алексия. 1955-1964 гг. // Отечественные архивы. 1994. № 5. С. 25-83.
10. Хевронов Василий Иванович // Сайт «Кадровый состав органов государственной безопасности 1935-1939». URL: https://nkvd.memo.ru/index.php/Хевронов,_Василий_ Иванович (дата обращения: 20.06.2022).
11. Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939-1964 гг.). М., 1999.
Metropolitan Isidor (Tupikin)
CONFRONTATION BETWEEN THE BISHOP OF KALININ AND KASHIN THEODOSIUS (POGORSKY) AND V. I. KHEVRONOV, AUTHORIZED OFFICIAL OF THE GOVERNMENTAL COUNCIL FOR THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH AFFAIRS UNDER THE USSR COUNCIL OF MINISTERS (1958-1960)
Abstract: This article describes church-state relations and church life in the USSR during the Khrushchev's antireligious campaign of 1958-1964. Based on the documents from the State Archive of the Russian Federation the author studies relations between the religious leadership of the Russian Orthodox Church and regional representatives of the governmental Council for the Affairs of Russian Orthodox Church under the USSR Council of Ministers. The study analyzes church-state relations and church life in the Kalinin region at the initial phase of the Khrushchev's persecution, when in 1958-1960 the Kalinin and Kashin diocese of the Russian Orthodox Church was governed by Bishop Theodosius (Pogorsky). The author focuses on both the bishop's active work to strengthen church life in the region (such as preserving the existing and opening new churches, supporting weak village church communities) and V. I. Khevronov's destructive policy to weaken the influence of the Russian Orthodox Church in Kalinin region. The target of Khevronov as a Regional Chair of Governmental Council for the Russian Orthodox Church Affairs under USSR Council of Ministers was to compromise and limit the activity of local clergy.
The study reveals that Bishop Theodosius (Pogorsky) of Kalinin and Kashin and Representative of the Council of the ROC Affairs had been in a situation of impasse which escalated into an open conflict. V. I. Khevronov abused his rights and violated the state legislation. It was a typical example of that period regarding how canonical episcopal authority was discredited by regional representatives of the Council for the Affairs of the ROC in many regions of the Soviet Union during the "Khrushchev Thaw".
Keywords: Russian Orthodox Church, Patriarch, Holy Synod, bishop, priest, Governmental Council for Russian Orthodox Church Affairs under USSR Council of Ministers, regional representative
Citation: Isidor (Tupikin), mitr. Protivostoianie episkopa Kalininskogo i Kashinskogo Feo-dosiia (Pogorskogo) i upolnomochennogo Soveta po delam Russkoi pravoslavnoi tserkvi pri Sovete ministrov SSSR V. I. Khevronova [Confrontation Between the Bishop of Kalinin and Kashin Theodosius (Pogorsky) and V. I. Khevronov, Authorized Official of the Governmental Council for the Russian Orthodox Church Affairs under the USSR Council of Ministers (1958-1960)]. Vestnik Ekaterinburgskoi dukhovnoi seminarii — Bulletin of the Ekaterinburg Theological Seminary, 2022, no. 40, pp. 234-246. DOI: 10.24412/2224-5391-2022-40-234-246
About the author: Isidor (Tupikin Roman Vladimirovich), Metropolitan of Smolensk and Dorogobuzh — PhD (Law; Theology), doctoral student of Ss. Cyril and Methodius Institute of Postgraduate and Doctoral Studies of Russian Orthodox Church, ORCID: 0000-00027377-9815 (Russia, Smolensk). E-mail: [email protected]
Submitted on 17 July, 2022 Accepted on 31 August, 2022
References
1. Belguzova T. Yu., Dvorzhanskii A. I. Sviatitel' plameneiushchii. Arkhiepiskop Penzenskii i Kuznetskii Serafim (Tikhonov, 1935-2000) [Holy Hierarch Fervent in Spirit. Seraphim (Ti-khonov, 1935-2000), Archbishop of Penza and Kuznetsk]. Penza, 2015.
2. Dvorzhanskii A. I. Istoriia Penzenskoi eparkhii. Istoricheskii ocherk [The History of Penza Diocese. Historical Review]. Books 1. Penza, 1999.
3. Khevronov Vasilii Ivanovich. Available at: https://nkvd.memo.ru/index.php/XeBp0H0B,_ BacMnMM_MBaHOBMH (accessed: 20.06.2022).
4. Kireev A., protodiak. Eparkhii i arkhierei Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi v 1943-2002 godakh [Dioceses and Archbishops of the Russian Orthodox Church in 1943-2002]. Moscow, 2002.
5. Kliushina L. V. Deiatel'nost' religioznykh organizatsii Penzenskoi oblasti vo vtoroi polovine 1940 — pervoi polovine 1960-kh gg. [Activities of Religious Organizations of Penza Region in the Second Half of 1940s — First Half of 1960s]. PhD-thesis. Penza, 2004.
6. Marchenko A., prot. Episkopy Permskoi eparkhii epokhi «khrushchevskikh» gonenii na Russkuiu Pravoslavnuiu Tserkov' v SSSR [Perm Diocese Episcopate at the Period of Kruschev's Persecution in USSR]. Perm', 2011.
7. Mol'kin A. N., Koroleva L. A., Korolev A. A. Penzenskaia eparkhiia v 1960-1980-e gg. [Penza Diocese in the Period of 1960-1980s]. Politika, gosudarstvo i pravo — Politics, State and Law], 2014, no. 11. Available at: https://politika.snauka.ru/2014/11/2058 (accessed 25.01.2022).
8. Odintsov M. I. Pis'ma i dialogi vremen «khrushchevskoi ottepeli». Desiat' let iz zhizni Patri-arkha Aleksiia. 1955-1964 gg. [Letters and Dialogs of Khrushchev Thaw Period. Ten Years from Patriarch Alexy's Life]. Otechestvennye arkhivy — Domestic Archives, 1994, no. 5, pp. 25-83.
9. Pis'ma Patriarkha Aleksiia I v Sovet po delam Russkoi pravoslavnoi tserkvi pri Sovete Narodnykh Komissarov — Sovete Ministrov SSSR 1945-1970 [Letters of Patriarch Alexy I to
the Council for the Affairs of the Russian Orthodox Church under the Council of People's Commissars — Council of Ministers of the USSR]. Moscow, 2010, vol. 1.
10. Shkarovskii M. V. Russkaia Pravoslavnaia Tserkov' pri Staline i Khrushcheve (Gosudarst-venno-tserkovnye otnosheniia v SSSR v 1939-1964 gg.) [Russian Orthodox Church During Stalin and Krushchev Governance (State-Church Relations in the USSR in 1939-1964]. Moscow, 1999.
11. Vasil'eva O. Yu. Mitropolit Nikolai (Yarushevich) v istorii Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi XX veka. Ch. 3. 1959-1961 gody [Metropolitan Nicholas (Yarushevich) in the History of Russian Orthodox Church of the 20th Century. Part 3. 1959-1961]. Available at: https://pravosla-vie.ru/58101.html (accessed: 20.06.2022).
12. Zhurnal Moskovskoi Patriarkhii — Journal of Moscow Patriarchate, 1958, no. 7.