Научная статья на тему 'Уполномоченный Совета по делам Русской православной церкви по Калининской области в период «церковного возрождения»: гонитель или помощник?'

Уполномоченный Совета по делам Русской православной церкви по Калининской области в период «церковного возрождения»: гонитель или помощник? Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
88
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
уполномоченный совета по делам РПЦ / Совет по делам РПЦ / «церковное возрождение» / государственно-церковные отношения / Калининская епархия / духовенство / верующие / управляющие епархией. / commissioner of the Council for the Affairs of the ROC / Council for the Affairs of the ROC / "church revival" / state-church relations / Kalinin diocese / clergy / believers / managers of the diocese.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дмитриев Николай Александрович

В статье рассматривается деятельность Совета по делам Русской Православной Церкви и его уполномоченных в период «церковного возрождения» с 1943 по 1958 гг. В историографии нет единого мнения о роли данной организации во взаимодействии с управляющими епархиями, духовенством, верующими в период «церковного возрождения». На основании материалов Государственного архива Тверской области, архивного отдела Тверской епархиальной научной библиотеки, воспоминаний современников анализируется деятельность уполномоченного Совета по делам РПЦ по Калининской области по вопросам открытия церквей, регистрации духовенства, взаимоотношений с верующими. Исследование выполнено в рамках реализации проекта «Церковная жизнь в советском обществе в 1940–1950-е гг.: религиозные практики населения Калининской области в воспоминаниях “детей войны”». Делается вывод о противоречивой роли уполномоченного – с одной стороны защита, с другой – нарушение прав верующих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Дмитриев Николай Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Commissioner of the Council for the affairs of the Russian Orthodox Church in the Kalinin region during the period of “church revival”: persecutor or helper?

The article examines the activities of the Council for the Affairs of the Russian Orthodox Church and its commissioners during the period of ";church revival" from 1943 to 1958. There is no consensus in historiography on the role of this organization in the interaction with the governing dioceses, clergy, believers during the period of ";church revival". On the basis of the materials of the State Archive of the Tver Region, the archival department of the Tver Diocesan Scientific Library, memoirs of contemporaries the article analyzes the activities of the authorized Council for the Affairs of the Russian Orthodox Church in the Kalinin region aimed at opening of churches, registration of clergy, relationships with believers. The research is carried out within the framework of implementing the project "Church life in the Soviet society in the 1940s-1950s: religious practices of the population of the Kalinin region in the memoirs of "children of war"". The conclusion is made about the contradictory role of the commissioner on the one hand, protection, on the other, violation of the rights of believers .

Текст научной работы на тему «Уполномоченный Совета по делам Русской православной церкви по Калининской области в период «церковного возрождения»: гонитель или помощник?»

Теологический вестник Смоленской Православной Духовной Семинарии. 2021. №3. С. 70-79

УДК 930.1

Дмитриев Николай Александрович Тверской государственный университет, аспирант1

Уполномоченный Совета по делам Русской православной церкви по Калининской области в период «церковного

Аннотация: В статье рассматривается деятельность Совета по делам Русской Православной Церкви и его уполномоченных в период «церковного возрождения» с 1943 по 1958 гг. В историографии нет единого мнения о роли данной организации во взаимодействии с управляющими епархиями, духовенством, верующими в период «церковного возрождения». На основании материалов Государственного архива Тверской области, архивного отдела Тверской епархиальной научной библиотеки, воспоминаний современников анализируется деятельность уполномоченного Совета по делам РПЦ по Калининской области по вопросам открытия церквей, регистрации духовенства, взаимоотношений с верующими. Исследование выполнено в рамках реализации проекта «Церковная жизнь в советском обществе в 1940-1950-е гг.: религиозные практики населения Калининской области в воспоминаниях "детей войны"». Делается вывод о противоречивой роли уполномоченного - с одной стороны защита, с другой - нарушение прав верующих.

Ключевые слова: уполномоченный совета по делам РПЦ; Совет по делам РПЦ, «церковное возрождение»; государственно-церковные отношения; Калининская епархия; духовенство; верующие; управляющие епархией.

В конце 1930-х - начале 1940-х гг. церковными вопросами занимался 4 отдел III управления НКВД по борьбе с церковно-сектантской контрреволюцией. Великая Отечественная война изменила взаимоотношения государства и Церкви. В результате патриотической, благотворительной деятельности Церкви, а также по внешнеполитическим причинам руководство СССР пошло на контакт с высшими церковными иерархами. С 1943 г. И. В. Сталин предложил «новый курс» в отношениях с РПЦ - он согласовал восстановление церковной структуры, открытие храмов, организацию высших духовных учебных заведений для подготовки кадров священнослужителей, обещал «всестороннюю поддержку для церкви со стороны Правительства во всех вопросах, связанных с её организационным укреплением и развитием внутри СССР»3. Под «церковным возрождением» понимается процесс восстановления РПЦ с 1943 по 1958 гг. после разгрома в 1930-е гг. К числу

1 Научный руководитель - д.и.н., проф. Т. Г. Леонтьева.

2 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 21-09-43126; Funding: The research was funded by RFBR, project number 21-09-43126.

3 Отчёт Председателя Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР Г.Г. Карпова о приёме Председателем СНК СССР И.В. Сталиным иерархов Русской Православной Церкви // Русская православная церковь в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг. Сборник документов. М., 2009. С. 197-198, 200.

возрождения»: гонитель или помощник?2

признаков церковного возрождения обычно относится восстановление церковной структуры, открытие храмов, возобновление приходской жизни, возвращение духовенства из ссылок.

Существенным аспектом «церковного возрождения» и «нового курса» стало создание Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Народных Комиссаров СССР, которое подчёркивало особую значимость православной церкви в жизни советского общества. Для всех других вероисповеданий был создан Совет по делам религиозных культов. Положение о Совете по делам Русской Православной Церкви при Совнаркоме СССР принято 7 октября 1943 г. Главная задача Совета заключалась в «осуществлении связи между Правительством СССР и Патриархом Московским и всея Руси по вопросам РПЦ, требующим решения Правительства СССР»4. Совет по делам РПЦ был обязан предоставлять Правительству СССР статистические данные по учёту церквей и духовенства, наблюдать за правильным исполнением законодательства о религиозных культах духовенством и местными властями, информировать о положении и деятельности РПЦ на местах и выполнять другие функции5.

Совет возглавил бывший сотрудник НКВД Г. Г. Карпов. Роль Карпова и Совета по делам РПЦ в налаживании конструктивного диалога государства и Русской церкви, возрождении русского православия в СССР положительно оценивает М. И. Одинцов. По его мнению, председатель Совета по делам РПЦ протестовал против массового закрытия церквей и притеснения духовенства и верующих, чтобы предотвратить «нелегальную деятельность» последних -совершение богослужений в закрытых храмах, часовнях, на святых источниках, в домах без священника6. По Калининской области в послевоенные годы было такие примеры встречаются довольно часто. По воспоминаниям современников, до открытия Вознесенского храма в г. Осташкове в 1947 г. в доме напротив современного Торгового центра собирались для молитв монахини бывшего Знаменского монастыря, в деревне Ясенское Осташковского района в закрытой Успенской церкви молились верующие с многих окрестных деревень, на кладбище «баба Катя махала кадилом, отпевала

7

покойников» .

В подтверждение мнения М. И. Одинцова можно сказать, что Совет по делам РПЦ постоянно предупреждал своих уполномоченных в инструктивных письмах о недопустимости администрирования церкви: в 1946 г. указано, чтобы

о

уполномоченные прямо не вмешивались в дела церкви , однако, если управляющий епархией «обратится за советом» по поводу назначения

4 ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 1. Л. 11.

5 ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 1. Л. 11-12.

6 Одинцов М.И. Вероисповедная политика советского государства в 1943-1953 гг. // Советское государство и общество в период позднего сталинизма. 1943-1953 гг.: Материалы VII международной научной конференции. Тверь, 4-6 декабря 2014 г. М., 2015. С. 493.

7 Воспоминания М.В. Совковой, А.В. Князевой // Из архива участников проекта.

8 ГАТО. Ф. Р-2723. Оп. 1. Д. 7. Л. 45.

священников на приходы, «можно назвать тех лиц, о которых сообщено в Совет по делам РПЦ»9. В 1950 г. было напоминание о запрете вмешиваться в кадровую политику архиерея, требовать закрытия храмов, интересоваться о количестве совершённых церковных таинств и треб у архиерея, препятствовать духовенству посещать верующих для совершения церковных треб и таинств10. Уполномоченные Совета по делам РПЦ должны были только на основе личных наблюдений составлять отчёты о религиозной ситуации на местах. В 1958 г. отмечены случаи превышения полномочий калининским уполномоченным: «Не нужно допускать администрирования церкви! Имеются случаи, когда отдельные уполномоченные в результате непонимания своей роли встают на путь прямого администрирования. Так, уполномоченный по Калининской области т. Хевронов запретил Архиепископу назначать на приходы священников из других областей и регистрировать их»11.

Связь между местными властями и епархиальным руководством на региональном уровне осуществляли уполномоченные Совета по делам РПЦ. На уполномоченных был возложен широкий круг обязанностей, несмотря на небольшой штат (уполномоченный, секретарь, машинистка) и неопределённый статус должности в местной партийной вертикали власти. Что же входило в обязанность уполномоченных? Согласно инструкции Совета по делам РПЦ, уполномоченные устанавливали связи с епархиальными архиереями и

благочинными, регистрировали духовенство, церковнослужителей и другой

12

обслуживающий персонал . Они рассматривали заявления верующих об открытии (закрытии) храмов, принимали духовенство и верующих лично по вопросам открытия храмов, выезжали в командировки в районы для проверки заявлений верующих. Без регистрации ведомством уполномоченного священник не мог приступить к служению в храме.

В историографии представлены попытки конструирования портрета уполномоченного. По мнению Ю. В. Гераськина, это выходцы из рабоче-крестьянской среды, большинство со средним образованием, члены ВКП (б) -КПСС. С момента создания в 1943 г. до 1970-х гг. Совет по делам РПЦ находился под контролем госбезопасности, поэтому кадры уполномоченных

13

подбирались, в том числе и из бывших сотрудников НКВД-НКГБ , но встречались и другие лица. Например, уполномоченный Совета по делам РПЦ по Рязанской области с 1952 по 1963 гг. до этого был директором Ряжского

9 ГАТО. Ф. Р-2723. Оп. 1. Д. 9. Л. 92.

10 ГАТО. Ф. Р-2723. Оп. 1. Д. 11. Л. 19.

11 ГАТО. Ф. Р-2723. Оп. 1. Д. 14. Л. 64.

12 Одинцов М.И. Русская православная церковь накануне и в эпоху сталинского социализма. 1917-1953 гг. М., 2014. С. 307.

13 Гераськин Ю.В. Уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви: исторический портрет // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «История и политические науки». 2008. № 3. С. 50.

педагогического техникума, инструктором отдела пропаганды и агитации Рязанского обкома ВКП (б)14.

В Калининской области с 1943 по 1962 гг. на должности уполномоченного Совета по делам РПЦ по Калининской области находился В. И. Хевронов, его биографические данные крайне скудны. Как показывают архивные документы, в начале деятельности на данном посту В. И. Хевронов стремился сдержать религиозную активность населения подведомственной территории, это будет подтверждено конкретными примерами.

Аспекты деятельности уполномоченного по Калининской области подробно раскрывают документы, отложившиеся в ГАТО. Каждый квартал (а с 1954 г.) - полугодие, уполномоченный обязан был предоставлять «Информационный доклад» о положении и деятельности РПЦ в качестве отчёта о работе Совету по делам РПЦ и в обком, документация содержалась в секретности от представителей церкви. Стоит отметить, что в докладах уполномоченного по сравнению с годовыми отчётами управляющих Калининской епархией в Московскую Патриархию содержалось значительно больше сведений о религиозной ситуации в Калининской области. Доклады уполномоченного включала информация о ходатайствах верующих об открытии церквей, деятельности епископа, духовенства, приходов. К ним прилагались статистические сведения о количестве приходов, духовенства, с 1956 г. по рекомендации Совета добавлены сведения о размере доходов приходов и духовенства, число крещений, отпеваний, венчаний среди населения от общего числа родившихся, зарегистрировавших браки, умерших по данным ЗАГС15.

По требованию руководства Совета по делам РПЦ по неотложным вопросам, касающимся церковной жизни, помимо плановых отчётов уполномоченные отправляли справки о деятельности религиозных объединений, специальные сообщения в Совет по делам РПЦ. Обязательно фиксировались нарушения законодательства о культах со стороны духовенства и верующих, религиозная активность управляющих епархиями и отдельных приходов, проведение церковных служб на Крещение Господне, Пасху и другие вопросы. Например, несколько специальных сообщений в 1954-1955 г. в Совет по делам РПЦ и местный обком было посвящено «активизации церковной деятельности» архиепископа Калининского и Кашинского Варсонофия (Гриневича)16.

Управляющие Калининской епархией свидетельствуют, что у них складывались «нормальные» отношения с уполномоченным. Например, в отчёте за 1948 г. указано: «обращаясь к вопросу о работе с уполномоченным по делам Русской Православной Церкви, можно признать эту работу при

14 Там же. С. 50-51.

15 ГАТО. Ф. Р-2723. Оп. 1. Д. 17. Л. 78.

16 ГАТО. Ф. Р-2723. Д. 14. Л. 66-67; Д. 15. Л. 73-73об.

существующих условиях вполне удовлетворительной, никаких трений не было

17

и нет» . Однако в отчётах уполномоченных архиереям, как правило, давалась характеристика нелестная. Так охарактеризован архиепископ Калининский и Кашинский Алексий (Сергеев): «По своей инициативе архиепископ Алексий не проводил почти никакой работы, направленной на укрепление и расширение церкви, не придавал особого значения и указаниям патриархии, если они в той или иной степени указывали на укрепление положения церкви. Имело значение и личное поведение Алексия - слабая общительность с духовенством и

верующими, грубость, частое и длительное отсутствие в епархии как бы

18

отталкивающе действовало на духовенство и верующих» . Стоит отметить, что обычно такие архиереи вполне устраивали уполномоченных и руководство Совета по делам РПЦ как управляющие епархиями.

Одним из самых насущных вопросов в период «церковного возрождения» стало открытие храмов. Как замечают исследователи, процедура легализации была «многоступенчатой, длительной, бюрократически сложной»19, но во многом повторяла механизм легализации приходской деятельности 1930-х гг. Верующие подавали заявление с просьбой об открытии церкви местному облисполкому. Уполномоченный на месте должен был проверить, кто подписывал заявление, активность верующих. Принимал окончательное

решение об открытии храмов Совет по делам РПЦ, куда и поступали заявления

20

верующих из облисполкома20. По статистике открытия храмов в Калининской

епархии на 1943 г. было открыто 58 храмов, за 1944-1950 гг. по ходатайству

21

уполномоченного по решению правительства СССР открыто 34 храма21 - по настоятельным ходатайствам верующих был открыт в 1946-1947 гг. собор «Белая Троица» в областном центре г. Калинине, в районных городах в

Осташкове Знаменская церковь, в Торжке Михайло-Архангельская церковь и

22

другие приходы . Передача уже открытых храмов верующим нередко затягивалась местными властями - например, в Осташкове это происходило около двух лет, так как храм был занят под зернохранилище. Помимо открытия церквей важным событием в 1940-е гг. для активизации верующих Калининской епархии стало возвращение при участии уполномоченного мощей преподобной Анны Кашинской из краеведческого музея в Вознесенский храм

2 3

г. Кашина23 и приведение в порядок мощей преподобного Нила Столобенского после открытия храма в г. Осташкове24.

17 Тверская епархиальная научная библиотека. Архивный отдел (далее - ТЕНБ АО). Ф. 2. Д. 165. Л. 6; Д. 322. Л. 5.

18 ГАТО. Ф. Р-2723. Оп. 1. Д. 14. Л. 27.

19 Леонтьева Т.Г. Калининская епархия в послевоенный период // Вестник Тверского государственного университета. Серия: История. 2016. № 4. С. 44.

20 ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 1. Л. 25-26.

21 ГАТО. Ф. Р-2723. Оп. 1. Д. 11. Л. 13.

22 ГАТО. Ф. Р-2723. Оп. 1. Д. 8. Л. 15-22.

23 ГАТО. Ф. Р-2723. Оп. 1. Д. 9. Л. 10-13 об.

24 Там же. Л. 17.

С другой стороны, следует отметить, что уполномоченный тщательно изучал ситуацию на местах, открывались только самые активные приходы,

25

около 90 процентов ходатайств отклонялись . Например, в деле об открытии храмов в деревнях Николо-Реня, Завидово, Толмачи за 1951 г. можно увидеть множество заявлений верующих в разные инстанции26. В отчаянии добиться правды, верующие не раз пытались подкупить уполномоченного подарками. Жители села Уральское Лихославльского района предложили уполномоченному корзиночку яиц за пересмотр решения об открытии храма.

27

Подарок принят не был27. Из указанных церквей только Успенская в деревне

Завидово была открыта по решению Совета по делам РПЦ в 1955 г. после

28

прошения Святейшего Патриарха Алексия (Симанского)28.

Уполномоченные должны были бороться с нарушением прав верующих местными властями, к примеру, препятствовать закрытию, переоборудованию и использованию храмов под хозяйственные и культурные нужды без согласия верующих. Однако воспоминания очевидцев событий свидетельствуют о множествах таких случаях в послевоенный период. Так, в середине 1950-х гг. в деревне Упирвичи Торжокского района несмотря на протесты верующих представители сельских советов пытались свалить колокольню, храм использовали под склад с зерном29, в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» села Сельцы Максатихинского района сушили и

30

веяли зерно .

Очевидно, что уполномоченные имели больше прав, чем местный благочинный или архиерей. Патриарх Алексий I в беседе с заместителем председателя Совета по делам религий при Совете министров СССР В.Г. Фуровым в 1961 г. отметил, что «архиерей в настоящее время не управляет

31

епархией, а архиерействует, а уполномоченный управляет» . Архиепископ Калининский и Кашинский Арсений (Крылов) в отчёте признаёт, что «назначения на священнические места кандидатов происходят после

32

предварительного по этому вопросу согласования с уполномоченным»32. В отдельных ситуациях верующие в обход архиереев даже жаловались им на нарушение церковной дисциплины духовенством, требовали заменить нерадивых управляющих епархиями, священников или дьяконов. Например, в 1947 г. прихожане собора «Белая Троица» в г. Калинине сообщили уполномоченному об интимной связи епископа Арсения (Крылова) и старосты

25 ГАТО. Ф. Р-2723. Оп. 1. Д. 8. Л. 15-22.

26 ТЕНБ АО. Ф. 2. Д. 238. Л. 2-9.

27 ГАТО. Ф. Р-2723. Оп. 1. Д. 10. Л. 44.

28 ГАТО. Ф. Р-2723. Оп. 1. Д. 15. Л. 54.

29 Воспоминания А.Г. Логиновой // Из личного архива участников проекта.

30 Воспоминания А.Н. Ивановой // Из личного архива участников проекта.

31 Фуров 5..Т.Справка о беседах с патриархом Алексием 9-10 июня 1961 // Электронная библиотека Одинцовского благочиния. URL: http://www.odinblago.ru/rpc_pri_sergii_i_aleks/1 (доступ от 13.09.2021).

32 ТЕНБ АО. Ф. 2. Д. 165. Л. 6

Ковальской, в селе Селихово Конаковского района верующие требовали снять с

33

регистрации священника за расхищение церковных средств33.

В период «церковного возрождения» прослеживается непоследовательная политика уполномоченного по отношению к духовенству. Нерадивых священников, пренебрегающих церковными канонами, В. И. Хевронов считал «положительным явлением», как правило, стремился оставить их на местах для отталкивания верующих от церкви, «избавления их от религиозных предрассудков», однако для истинных пастырей, «расширяющих церковную деятельность за рамки прихода» старался добиться у управляющего Калининской епархией перевода на другой приход или снятия с регистрации. Например, священнику Вознесенской церкви в Осташкове Нилу Рясенскому уполномоченный «ставил в вину» «проведение церковных шествий по городу, сбор меди и серебра на отливку колокола, привлечение подростков к служению в алтаре и пению на клиросе»34, архимандриту Стефану (Светозарову) -проведение праздничной службы в честь обретения мощей преподобного Нила

35

Столобенского, прекращение недоразумений в церковном совете . После обращений В. И. Хевронова первый священник был переведён служить из города Осташкова в деревню Котицы, затем в Казахстан, второй - в г. Калинин в храм «Белая Троица».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Можно выделить и положительные стороны во взаимоотношениях уполномоченного и духовенства Калининской епархии - представитель Совета по делам РПЦ выступал посредником, старался решить проблемы служителей церкви с финансовыми органами, так как переобложение их налогом встречалось нередко. Так в 1946 г. священнику церкви Бологое Харитонову был начислен годовой налог по самому доходному месяцу апрелю36, 78-летнему протоиерею Кладбищенской церкви г. Красный Холм Троицкому пришло платёжное извещение на много превышающее его декларацию о доходах.

37

Вследствие этого у священника Троицкого даже случился паралич37. После жалобы указанных лиц уполномоченному финансовые организации пересчитали и снизили налоги.

Таким образом, учреждение должности уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви в целом положительно отразилось на возрождении церковной жизни на территории Калининской епархии, они являлись посредниками в налаживании конструктивного диалога между церковными и светскими властями для разрешения насущных вопросов. Уполномоченные «дозированно» поддерживали ходатайства об открытии храмов, регистрировали духовенство и исполнительные органы - это позволило расширить сеть церквей, а верующим участвовать в церковных таинствах и

33 ГАТО. Ф. Р-2723. Оп. 1. Д. 8. Л. 89-90.

34 ГАТО. Ф. Р-2723. Оп. 1. Д. 9. Л. 49 об.-50.

35 ГАТО. Ф. Р-2723. Оп. 1. Д. 10. Л. 48.

36 ГАТО. Ф. Р-2723. Оп. 1. Д. 7. Л. 40-41.

37 ТЕНБ АО. Ф. 2. Д. 165. Л. 16.

требах. Однако отражалось в церковной жизни и сдерживание религиозной активности населения со стороны представителя Совета по делам РПЦ. Он стремился ограничить влияние церкви рамками прихода, не допустить появления активных священнослужителей и прихожан, новых очагов православной веры на территории Калининской области.

Источники

1. Воспоминания А.В. Князевой // Из личного архива участников проекта.

2. Воспоминания А.Г. Логиновой // Из личного архива участников проекта.

3. Воспоминания А.Н. Ивановой // Из личного архива участников проекта.

4. Воспоминания М.В. Совковой // Из личного архива участников проекта.

5. Государственный архив Российской федерации (ГАРФ). Ф. 6991. Оп. 2. Д. 1.

6. Государственный архив Тверской области (ГАТО). Ф. Р-2723. Оп. 1. Д. 7.

7. ГАТО. Ф. Р- -2723. Оп. 1. Д. 8.

8. ГАТО. Ф. Р- -2723. Оп. 1. Д. 9.

9. ГАТО. Ф. Р- -2723. Оп. 1. Д. 10

10. ГАТО. Ф. Р- -2723. Оп. 1. Д. 11

11. ГАТО. Ф. Р- -2723. Оп. 1. Д. 14

12. ГАТО. Ф. Р- -2723. Оп. 1. Д. 15

13. ГАТО. Ф. Р-2723. Оп.1. Д. 17.

14. Отчёт Председателя Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР Г.Г. Карпова о приёме Председателем СНК СССР И.В. Сталиным иерархов Русской Православной Церкви // Русская православная церковь в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Сборник документов / Сост. Васильева О.Ю., Кудрявцев И.И., Лыкова Л.А. М.: Издательство Крутицкого подворья; Общество любителей церковной истории, 2009. С. 194203.

15. Тверская епархиальная научная библиотека. Архивный отдел (ТЕНБ АО). Ф. 2. Д. 165.

16. ТЕНБ АО. Ф. 2. Д. 238.

17. ТЕНБ АО. Ф. 2. Д. 322.

18. Фуров В.Г. Справка о беседах с патриархом Алексием 9-10 июня 1961 // Электронная библиотека Одинцовского благочиния. URL: http://www.odinblago.ru/rpc_pri_sergii_i_aleks/1 (доступ от 13.09.2021).

Литература

19. Гераськин Ю.В. Уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви: исторический портрет // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2008. № 3. С. 48-53.

20. Леонтьева Т.Г. Калининская епархия в послевоенный период (1945-1953 гг.) // Вестник Тверского государственного университета. Серия: История. 2016. № 4. С. 39-58.

21. Одинцов М.И. Вероисповедная политика советского государства в 1943- 1953 гг. // Советское государство и общество в период позднего сталинизма. 1943-1953 гг.: Материалы VII международной научной конференции. Тверь, 4-6 декабря 2014 г. М.: Полит. энциклопедия; Президентский центр Б.Н. Ельцина, 2015. С. 488-501.

22. Одинцов М.И. Русская православная церковь накануне и в эпоху сталинского социализма. 1917-1953 гг. М.: Политическая энциклопедия, 2014.

Dmitriev Nikolai Aleksandrovich Tver State University, postgraduate student

Commissioner of the Council for the affairs of the Russian Orthodox Church in the Kalinin region during the period of "church revival": persecutor or helper?

Abstract: The article examines the activities of the Council for the Affairs of the Russian Orthodox Church and its commissioners during the period of "church revival" from 1943 to 1958. There is no consensus in historiography on the role of this organization in the interaction with the governing dioceses, clergy, believers during the period of "church revival". On the basis of the materials of the State Archive of the Tver Region, the archival department of the Tver Diocesan Scientific Library, memoirs of contemporaries the article analyzes the activities of the authorized Council for the Affairs of the Russian Orthodox Church in the Kalinin region aimed at opening of churches, registration of clergy, relationships with believers. The research is carried out within the framework of implementing the project "Church life in the Soviet society in the 1940s-1950s: religious practices of the population of the Kalinin region in the memoirs of "children of war"". The conclusion is made about the contradictory role of the commissioner - on the one hand, protection, on the other, violation of the rights of believers .

Keywords: commissioner of the Council for the Affairs of the ROC; Council for the Affairs of the ROC, "church revival"; state-church relations; Kalinin diocese; clergy; believers; managers of the diocese.

References

Geras'kin Iu.V. Upolnomochennyi Soveta po delam Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi: istoricheskii portret [Commissioner of the Council for the Affairs of the Russian Orthodox Church: historical portrait]. VestnikMoskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriia: Istoriia i politicheskie nauki - Bulletin of the Moscow State Regional University. Series: History and Political Sciences, 2008, no. 3, pp. 48-53.

Leontieva T.G. Kalininskaia eparkhiia v poslevoennyi period (1945-1953 gg.) [Kalinin diocese in the post-war period (1945-1953 biennium)]. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Istoriia - Bulletin of Tver State University. Series: History, 2016, no. 4, pp. 3958.

Odintsov M.I. 2015. Veroispovednaia politika sovetskogo gosudarstva v 1943-1953 gg. [Religious policy of the Soviet state in 1943-1953]. Sovetskoe gosudarstvo i obshchestvo vperiod pozdnego stalinizma. 1943-1953 gg.: Materialy VII mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii. Tver', 4-6 dekabria 2014 g. [The Soviet state and society in the period of late stalinism. 1943-1953: Proceedings of the VII International Scientific Conference. Tver, December 4-6, 2014]. Moscow, 2015, pp. 488-501.

Odintsov M.I. Russkaia pravoslavnaia tserkov' nakanune i v epokhu stalinskogo sotsializma [The Russian Orthodox Church on the eve and in the era of Stalinist socialism. 1917-1953]. Moscow, 2014.

Furov V.G. Spravka o besedakh s patriarkhom Aleksiem 9-10 iiunia 1961 [Information about conversations with Patriarch Alexy on June 9-10, 1961]. Available at: http://www.odinblago.ru/rpc_pri_sergii_i_aleks/1 (accessed: 13.09.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.