Научная статья на тему 'Архипастырское служение Преосвященного Феодосия (Погорского) на Калининской кафедре: штрихи к портрету епархиального архиерея периода «хрущевских» гонений (по документальным материалам Калининской области)'

Архипастырское служение Преосвященного Феодосия (Погорского) на Калининской кафедре: штрихи к портрету епархиального архиерея периода «хрущевских» гонений (по документальным материалам Калининской области) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Русская Православная Церковь / архиерейское служение / Феодосий (Погорский) / «хрущевская» антирелигиозная кампания / государственно-конфессиональные отношения / уполномоченный Совета по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР по Калининской области. / Russian Orthodox Church / hierarchal / service / Theodosius (Pogorsky) / "Khrushchev" anti-religious campaign / state-confessional relations / authorized representative of the Council for the Russian Orthodox Church under the Council of Ministers of the USSR for the Kalinin region

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Тупикин Роман Владимирович

Представленная статья посвящена характеристике деятельности епископа Феодосия (Погорского) на Калининской кафедре в период с 1958 по 1960 гг. Статья написана на материалах делопроизводственной и отчетной документации Калининского епархиального управления, среди которых особое место занимают циркулярные письма Преосвященного Феодосия. Также немаловажный интерес представляет информация, содержащаяся в годовых отчетах в Московскую Патриархию Калининского епархиального управления за 1958 – 1960 гг. Указанные епархиальные материалы вкупе с делопроизводственной и отчетной документацией аппарата уполномоченного Совета по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР по Калининской области дают максимально полное представление о церковно-государственных отношениях в Калининской области в указанный период, а также раскрывают особенности архипастырского служения и церковно-административной деятельности Преосвященного Феодосия (Погорского) на Калининской кафедре. Статья включает в себя публикацию двух циркулярных писем Преосвященного Феодосия (Погорского), обращенных к благочинным и клирикам епархии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Тупикин Роман Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Archpastoral service of his grace Theodosius (Pogorsky) at the Kalinin See: strokes to the portrait of the diocesan Bishop of the period of “Khrushchev’s” persecutions (based on documentary materials of the Kalinin region)

The presented article is devoted to the characteristics of the activities of Bishop Theodosius (Pogorsky) at the Kalinin cathedra for the period from 1958 to 1960. This work is based on the analysis of office and reporting documentation of the Kalinin diocesan administration. A special place is occupied by the circular letters of His Grace Theodosius, which help a correct church-historical analysis. Also of no small interest is the information contained in the annual reports to the Moscow Patriarchate on the Kalinin diocesan administration for 1958-1960. The specified diocesan materials, together with the record keeping and reporting documentation of the office of the authorized Council for the Affairs of the Russian Orthodox Church under the Council of Ministers of the USSR for the Kalinin Region, give the most complete picture of church-state relations in the region of interest to us for the specified period. Also, archival evidence provides an opportunity to characterize more extensively the pastoral ministry and church-administrative activity of His Grace Theodosius (Pogorsky) at the Kalinin cathedra. The article includes the publication of two circular letters of His Eminence Theodosius (Pogorsky), addressed to the deans and clerics of the diocese. The presented documentary materials are introduced into scientific circulation for the first time.

Текст научной работы на тему «Архипастырское служение Преосвященного Феодосия (Погорского) на Калининской кафедре: штрихи к портрету епархиального архиерея периода «хрущевских» гонений (по документальным материалам Калининской области)»

Исторические исследования

Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. 2024. №2. С. 8-25

УДК 271.2-9:930(47+57) "1958/1964" Тупикин Роман Владимирович (Митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор), кандидат юридических наук, кандидат богословия, ректор Смоленской православной духовной семинарии

Архипастырское служение Преосвященного Феодосия (Погорского) на Калининской кафедре: штрихи к портрету епархиального архиерея периода «хрущевских» гонений (по документальным материалам Калининской области)

Аннотация. Представленная статья посвящена характеристике деятельности епископа Феодосия (Погорского) на Калининской кафедре в период с 1958 по 1960 гг. Статья написана на материалах делопроизводственной и отчетной документации Калининского епархиального управления, среди которых особое место занимают циркулярные письма Преосвященного Феодосия. Также немаловажный интерес представляет информация, содержащаяся в годовых отчетах в Московскую Патриархию Калининского епархиального управления за 1958 - 1960 гг. Указанные епархиальные материалы вкупе с делопроизводственной и отчетной документацией аппарата уполномоченного Совета по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР по Калининской области дают максимально полное представление о церковно-государственных отношениях в Калининской области в указанный период, а также раскрывают особенности архипастырского служения и церковно-административной деятельности Преосвященного Феодосия (Погорского) на Калининской кафедре. Статья включает в себя публикацию двух циркулярных писем Преосвященного Феодосия (Погорского), обращенных к благочинным и клирикам епархии.

Ключевые слова: Русская Православная Церковь, архиерейское служение, Феодосий (Погорский), «хрущевская» антирелигиозная кампания, государственно-конфессиональные отношения, уполномоченный Совета по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР по Калининской области.

Преосвященный Феодосий (Погорский) начал свое архипастырское служение в период «хрущевских» гонений на Русскую Православную Церковь на Калининской кафедре (1958 - 1960), считавшаяся одной из крупнейших в центральной части РСФСР. Исследование его архипастырского служения в этот период невозможно без опоры на имеющуюся богатую литературу, посвященную проблеме епископского служения в годы «хрущевских» гонений.

Необходимо отметить, что монографические исследования и научные статьи, посвященные описанию деятельности епископата Русской Православной Церкви в период «хрущевской» антирелигиозной кампании 1958 - 1964 гг. широко и разнообразно представлены в отечественной историографии. Начиная с фундаментального диссертационного труда М. В. Шкаровского в сер. 1990-х гг. [Шкаровский, 1995], посвящённого церковно-государственным отношениям при Сталине и Хрущеве и опирающегося на феноменальное число архивных материалов, ежегодно появляются различного научно-исследовательского труды, отражающие жизнь и особенности служения православных иерархов в период антирелигиозной кампании. В объемном массиве отечественной историографии можно даже маркировать такой условный поджанр, как «церковно-исторический портрет православного архиерея «хрущевской» эпохи». Среди российских исследователей можно выделить статью протоиерея Дмитрия Сазонова [Сазонов, 2018], посвященную сравнительному анализу костромских преосвященных в означенный период. Далее А.Г. Подмарицын посвятил несколько научных работ отражению деятельности таких иерархов РПЦ «хрущевского» периода, как Палладий (Шерстенников) [Подмарицын, 2014], Мануил (Лемешевский) [Подмарицын, 2018]. Исследователь И.И. Лаушкин также опубликовал научную статью, посвященную Преосвященному Палладию (Шерстенникова) [Лаушкин, 2021]. Также стоит обратить внимание на работы одного из ведущих отечественных специалистов в области истории Русской Православной Церкви в эпоху «хрущевских» гонений, как протоиерей Алексий Марченко. Среди его многочисленных научных трудов исторические портреты архиепископа Пермского и Соликамского Леонида (Полякова) [Марченко, 2011] и архиепископа Львовского и Тернопольского Палладия (Каминского) [Марченко, 2018].

Что касается биографии Преосвященного Феодосия (Погорского), то она еще в значительной степени не изучена. Наибольшей разработке подвергся пензенский период его архиерейского служения, в который ярко раскрылся талант Преосвященного как архипастыря и церковного администратора.

Небольшой по времени, с июня 1958 по март 1960 г., период управления Преосвященным Феодосием Калининской епархией еще не до конца изучен и содержит множество лакун.

Ранее автор настоящий публикации попытался подойти к калининскому периоду архиерейского служения Феодосия (Погорского) детально, раскрыв вероятные причины внезапного перевода епископа Феодосия в Пензенскую

епархию [Исидор, 2022], усматривая в этом кадровом решении влияние конфликта Калининского Преосвященного Варсонофия (Гриневича) с уполномоченным Совета по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР по Калининской области В.И. Хевроновым.

В действительности калининский период служения не просто был началом святительского служения епископа Феодосия. Он рельефно отразил те трудности, с которыми приходилось сталкиваться всем правящим архиереям провинциальных епархий. С течением времени, через знакомство со все новыми архивными документами, и эта лакуна калининского периода в биографии Преосвященного Феодосия начинает заполнятся. Автор на основе документальных свидетельств из архивного отдела научной библиотеки Тверского епархиального управления (ТЕБ АО. Д. 2.240; 2.236) и фонда Р-2723 «Уполномоченный Совета по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР по Калининской области» Государственного архива Тверской области (ГАТО. Ф. Р-2723. Оп. 1. Д. 35.) сумел прояснить многие невыясненные обстоятельства в краткосрочном архипастырском служении Преосвященного Феодосия, проникнуть в логику и мотивацию его действий и выстроить ясную картину того времени.

5 июня 1958 года Постановлением Святейшего Патриарха Алексия и Священного Синода Русской Православной Церкви на Калининскую кафедру был назначен ректор Саратовской Духовной Семинарии архимандрит Феодосий (Погорский). 22 июня в Преображенском храме г. Москвы была совершена его архиерейская хиротония, после который новопоставленный епископ отправился в г. Саратов для сдачи дел по Духовной Семинарии, а уже 3 июля прибыл в г. Калинин и, по совершении молебного пения в древнем кафедральном соборе «Белая Троица», приступил к управлению Епархией (ТЕБ АО. Д. 2.240. Л. 5.).

Свое служение на Калининской земле архипастырь начал с совершения заупокойной панихиды на могиле предшественника по Калининской кафедре почившего архиепископа Варсонофия (Гриневича). Покойный архиепископ в период с 1954 по 1958 гг., несмотря на свой преклонный возраст, весьма преуспел в деле нормализации и упорядочивания епархиальной жизни. В частности, именно самоотверженными стараниями Высокопреосвященного Варсонофия общее количество приходов Калининской епархии увеличилось. Вступив на кафедру, епископ Варсонофий застал в Калининской епархии только 60 действующих приходов. В конце же его энергичной архипастырской деятельности число приходов, в которых совершалось богослужение, достигло 89 (ТЕБ АО. Д. 2.240. Л. 4.). При этом им было приложено много усилий, чтобы эти приходы были замещены достойными пастырями.

Много было сделано Высокопреосвященным Варсонофием также для упорядочения хозяйственно-финансовой деятельности церквей, что было на тот период первостепенной задачей, в результате чего Калининская епархия в экономическом отношении заметно окрепла. Наличие средств в епархиальном управлении дало возможность Высокопреосвященному делать большие пожертвования на Московскую Духовную Академию, на Троице-Сергееву

Лавру и на другие общецерковные нужды. Калининская епархия ежегодно перечисляла около 1 миллиона рублей помимо утвержденных взносов на содержание Московской Патриархии и Духовно-учебных заведений. Многие отмечали, что архиепископ Варсонофий в столь тяжелый период времени, в условиях враждебной государственной пропаганды, «кадрового голода» духовенства, низкого нравственно и образовательного уровня клириков, пытался лично на месте устранять все замеченные недостатки в приходской жизни (ТЕБ АО. Д. 2.240. Л. 6.).

По примеру своего предшественника по кафедре Преосвященный Феодосий активно взялся за исправление существующих недостатков епархиальной и приходской жизни. В начале своей административной работы управляющий епархией решил наладить контакт с уполномоченного Совета по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР по Калининской области В.И. Хевроновым. Как известно из последующих событий, к сожалению, план нормализации взаимоотношений Калининской епархии и местных органов власти не был выполнен, а, отношения Преосвященного Феодосия и В.И. Хевронова вошли в состояние острого конфликта [Исидор, 2022, 234 - 246].

Возвращаясь к первым дням архипастырского служения епископа Феодосия, надо отметить, что он начал довольно активно совершать архиерейские богослужения на приходах, что было не привычным явлением для того времени. С первого полугодия 1958 г., из-за болезни и смерти архиепископа Варсонофия, архиерейские служения на приходах полностью прекратились. Уже в первые месяцы своего пребывания на Калининской кафедре новый епархиальный архиерей посетил несколько благочиннических центров и крупных городов Калининской области: Кашин, Вышний Волочек, Бежецк, Кимры, Торопец (ТЕБ АО. Д. 2.240. Л. 6.).

Преосвященный Феодосий стремился быть усердным проповедником. «При архиерейском богослужении им произносились проповеди на темы евангельских и апостольских чтений, разъясняющие основные истины православной веры и нравственности, а также призывающие верующих к любви к Отечеству, к добросовестному исполнению гражданских обязанностей, к честному и самоотверженному труду на пользу его и мирным братским взаимоотношениям между людьми и к неустанной борьбе за мир во всем мире» (ТЕБ АО. Д. 2.240. Л. 7.). Проповеди архипастыря подвергались жестким цензурным ограничениям, неформально вводимыми через инструкции Совета по делам Русской православной церкви.

Чтобы не обострять отношения с местной гражданской властью, Преосвященный Феодосий вел себя настолько тактично, что даже отказывался от торжественных архиерейских встреч при служении на приходах (напр., с. Городня, с. Сутоки, с. Сукромны, с. Марьино). Архипастырь старался не отвлекать народ от полевых работ, но «лишь проводил осмотр храмов и ознакомление с делами церкви, путем беседы с причтом и некоторыми церковными работниками» (ТЕБ АО. Д. 2.240. Л. 8.).

В первые же месяцы святительского служения Преосвященный Феодосий озаботился замещением свободных приходов священнослужителями. С этой целью было совершено несколько хиротоний - 4 диаконских и 3 пресвитерских (ТЕБ АО. Д. 2.240. Л. 8.).

Преосвященный Феодосий столкнулся с серьезной проблемой замещения духовенства в пустующих зарегистрированных храмах. Долговременное пребывание без богослужений грозило закрытием храма и снятием с регистрации религиозной общины. Епископом был найден выход из этой ситуации путем назначения священников на службу в пустующих храмах «по совместительству» со статусом временно исполняющих обязанности настоятелей. Таким образом, удалось возобновить богослужения (несколько раз в месяц) в церквях целого ряда населённых пунктов: с. Дулово, с. Георгиевское, с. Петропавловское, с. Спас-Ульстимо, с. Раевское (ТЕБ АО. Д. 2.240. Л. 8.). Исполняющие обязанности настоятеля священники контролировали финансово-хозяйственную деятельность приходов, осуществляли должное наблюдение за сохранностью церковных зданий, имущества и денежных средств. С административной точки зрения, в обстоятельствах кадрового дефицита, управленческий ход епископа Феодосия являлся продуманным и рациональным. Процедура «совместительства», была согласована с уполномоченным Совета по делам Русской православной церкви по Калининской области В.И. Хевроновым. Однако, несмотря на эти мероприятия, к концу 1958 года богослужения из-за отсутствия священника не совершались только в 4-х храмах епархии. В дальнейшем, когда начнутся массовые снятия с регистрации клириков, «кадровый голод» станет основным фактором для гражданской власти в ходе кампании по закрытию церквей.

Статистика зарегистрированных (действующие/недействующие)

Год Общее количество Количество

зарегистрированных действующих

церквей церквей

1958 91 88

1959 89 74

1960 89 67

Представленная таблица красноречиво свидетельствует о том, что вопрос совершения богослужений в храмах епархии и назначения настоятелей в приходы являлся для Калининской епархии и ее управляющего епископа Феодосия чрезвычайно болезненным и проблемным. Если в 1958 г. без богослужений оставались только 3 церкви, то в 1959 г. - 15, в 1960 г. - 22.

Во втором полугодии 1958 г. на приеме у епархиального архиерея побывали практически все священнослужители Калининской епархии, что позволило епископу Феодосию ознакомиться с религиозно-нравственным состоянием приходов, условиями пастырской деятельности, а также вникнуть в неотложные нужды приходов. Особое внимание епископ Феодосий обращал на религиозно-нравственное состояние духовенства. С целью исправления

замеченных недостатков в поведении некоторых священнослужителей Преосвященный издавал специальные распоряжения духовенству Калининской епархии. Первое циркулярное послание Преосвященного Феодосия к клирикам вверенной ему епархии - «Письмо №332 отцам благочинным, настоятелям церквей и всем членам клира и церковных советов Калининской епархии», призывавшее духовенство воздерживаться от употребления спиртных напитков (см. Приложение №1, ГАТО. Ф. Р-2723. Оп. 1. Д. №35. Л. 3 - 6.). Преосвященный Феодосий призывал клириков и мирян бороться с таким отрицательным явлением, напоминая, что «когда церковные праздники и обряды сопровождаются языческими пьянственными пиршествами, искажающими христианскую сущность их, они бросают тень на Православие» (ТЕБ АО. Д. 2.240. Л. 9.). Этим же распоряжением было запрещено духовенству употреблять всякие алкогольные напитки в общественных местах (ресторанах, столовых, буфетах, вокзалах и цроч.). Также запрещалось покупать спиртное в магазинах и других торговых заведениях. Клирикам вменялось в обязанность путем проповеди и отеческих наставлений «разъяснять своим прихожанам вред и греховность «пьянственного невоздержания» и все множество проистекающих от него бедствий, нарушающих нормальную семейную жизнь и трудовую общественную деятельность» (ТЕБ АО. Д. 2.240. Л. 10.). В этом же распоряжении было сделано напоминание духовенству соблюдать вое установленные Православной Церкви, в том числе посты, дабы не подавать недоброго примера и соблазна добрым православным христианам.

Такое рвение о нравственно-духовном состоянии вверенного епископу духовенства не было реализацией инструкций уполномоченного Совета по делам Русской православной церкви, а являлось собственной инициативой Преосвященного.

Скрупулезность и принципиальность, с которой Преосвященный разбирал жалобы на неблаговидное поведение священнослужителей, свидетельствует об истинном пастырском духе епископа. Спектр жалоб был самый разнообразный; от разбора внутриприходского конфликта между двумя «группировками» верующих, возглавляемыми двумя священниками (Михаило-Архангельская церковь, г. Торжок (ТЕБ АО. Д. 2.240. Л. 10 - 11.), до расследования незаконного блудного сожительства (клирик Богоявленской церкви с. Мицино, Краснохолмского района (ТЕБ АО. Д. 2.240. Л. 10).

Преосвященный Феодосий прекрасно понимал, что все жалобы подлежат тщательному расследованию и большая их часть в действительности являлась клеветой и намеренной дискредитацией священства. Однако, в том случае, если вина в недостойном поведении клирика была доказана, следовали церковные прещения в адрес недостойных священнослужителей (см. (Приложение №2, ГАТО. Ф. Р-2723. Оп. 1. Д. 35. Л. 16.). В представленном документе, а именно «Циркулярном письме № 705 епископа Калининского и Кашинского Феодосия отцам настоятелям церквей Калининской епархии от 18 августа 1959 г.», представлен список клириков, запрещенных в священнослужении на разные сроки и по различным причинам (незаконное сожительство, пьянство,

конфликт с местными властями, массовое совершение треб на дому у верующих и пр. ).

Огромное значение местные органы советской власти уделяли дискредитации духовенства, что являлось частью вероисповедной стратегии государства, нацеленной на уничтожение Русской Православной Церкви как социального института. Для этого уполномоченные Совета по делам Русской православной церкви обычно заставляли епископов назначить на служение в большие городские храмы откровенно недостойных священнослужителей. Чтобы не обострять отношения с уполномоченными, архиереи часто были вынуждены подчиняться этим беззаконным требованиям. Иногда КГБ и уполномоченные Совета принуждали духовенство к «сотрудничеству», требуя от священников доносить на друг друга и людей, посещающих храмы. В случае отказа священника могли отправить служить в глухую деревню, но и там не оставляли в покое, предлагая вернуть его на служение в город, если он соглашался принять их условия. К примеру, церковные старосты назначались властями, зачастую будучи атеистами и врагами Церкви. Среди членов приходских советов - казначеев и старост было немало нравственно нечистоплотных личностей, являвшихся ворами, кощунниками, пьяницами, которые способствовали моральному разложению приходов.

Преосвященный Феодосий хорошо осознавал пагубность подобных ситуаций для развития нормальной приходской жизни, поэтому пытался делать все возможное, чтобы не допускать распространения данных порочных явлений.

Важное место в деятельности епископа занимали надзор за финансово-хозяйственной деятельностью настоятелей и церковных советов на приходах. При расследовании обвинений в злоупотреблениях финансового характера, которые, как правило, не подтверждались, особое внимание архиерея обращалось на необходимость усиления контроля со стороны настоятелей и ревизионных комиссий за деятельностью членов церковных советов при продаже свечей; и по расходованию церковных средств (ТЕБ АО. Д. 2.240. Л. 11.).

В 1959 г. Преосвященный Феодосий выступил с рядом предложений к настоятелям церквей по совершенствованию финансовой деятельности на приходах.

В частности, настоятелям было предложено:

«1/ Требовать ведения ежедневных рапортичек о продаже свечей и др. предметов по ассортименту.

2/ Вести поштучный учет свечей при выдаче их продавцу.

3/ Подсчитывать тарелочные сборы в присутствии не менее 3-х человек.

4/ Опечатать кружки и урны с пожертвованием и вскрывать их в присутствии ревизионных комиссий.

5/ Отменить существующую в некоторых храмах соблазнительную практику обмена мелких свечей на крупные.

6/ Завести особую книгу для записи пожертвований на храм /вещей и денег/.

7/ Запретить сборы на общую свечу в открытых тарелках и завести для этой цели специальные кружки.

8/ Завести с 1.1.59 года новые кассовые книги, пронумерованные, прошнурованные и опечатанные печатью Епархиального Управления» (ТЕБ АО. Д. 2.240. Л. 12.).

Все указанные предложения должны были сделать приходские финансы более прозрачными, минимизировать возможность различных злоупотреблений, как настоятелями, так и представителями церковных советов.

Одной из главных проблем, с которой пришлось столкнуться епископу Феодосию в период управления Калининской епархией, были случаи незаконных процедур снятия уполномоченным Совета по делам Русской православной церкви В.И. Хевроновым с регистрации священников. Причины для этого у уполномоченного могли быть самые разнообразные. Однако, Преосвященный выделял основной повод, который декларировался уполномоченным - «чрезмерное совершение треб и молебнов в домах» без разрешения местных органов власти (ТЕБ АО. Д. 2.240. Л. 12.).

По этому поводу Преосвященный Феодосий обратился с «Циркулярным письмом № 936 всем отцам благочинным и настоятелям церквей Калининской епархии» от 19 ноября 1959 года (ГАТО. Ф. Р-2723. Оп. 1. Д. 35. Л. 17.).

«Ввиду того, что вопрос о совершении треб и молебнов в домах верующих стал актуальным для многих священников, было необходимо издать распоряжение по этому вопросу, в котором было предписано духовенству совершать требы на дому в исключительных случаях: крещение и напутствование больных, отпевание умерших и т.д., а на хождение по домам с праздничными молебнами и устройство процессий в населенных пунктах, если они совершаются в организованном порядке, обязательно получать разрешение местных гражданских Властей. Кроме того всегда, когда предоставлялась возможность, благочинным и настоятелям давались указания, чтобы все обряды, в домах верующих совершались строго по приглашению, и чтобы совершение их не нарушало общественного порядка и не отвлекало население от работы» (ТЕБ АО. Д. 2.240. Л. 12 - 13.).

Этот циркуляр в точности совпадает с руководящими указаниями Управления делами Московской патриархии, разосланными по епархиям Русской Православной Церкви 23 октября 1959 г. (ГАТО. Р-2723. Оп. 1 Д. 35. Л. 16 - 17). В документе упоминалось о запрещении «совершать молебны и требы в местах общего пользования» (Там же. Л. 17). Читая циркуляр Преосвященного Феодосия, можно свидетельствовать о четком следовании епископа руководящим инструкциям и рекомендациям Святейшего Патриарха Алексия и Священного Синода.

В первый год своего служения Преосвященный Феодосий наивно полагал, что недоразумения, возникавшие между священнослужителями и местными органами власти, можно уладить. В случае снятия с регистрации клириков, архиерей обращался за помощью для урегулирования конфликтов к уполномоченному по делам Русской православной церкви по Калининской

области В.И. Хевронову. Лишь, спустя некоторое время, епископ Феодосий понял, что инициатива снятия с регистрации священников и последующего закрытия церквей (распада приходских общин) исходила от самого уполномоченного Хевронова, выполнявшего указания и инструкции своего руководства - уменьшить влияние религиозных организаций на вверенной ему территории, путем уменьшения количества религиозных общин и снятия с регистрации священнослужителей.

Уполномоченный В.И. Хевронов целенаправленно ослаблял Калининскую епархию посредством ряда бюрократических манипуляций. В 1959-1960 гг. в Калининской епархии фактически была приостановлена ротация клириков. Вот как характеризует данную ситуацию Преосвященный Феодосий: «Как правило, священнослужители, прибывающие из других епархий, имели большие затруднения с регистрацией у Уполномоченного /требование постоянное прописки для священнослужителя и даже его жены, устрашение бедностью приходов, плохим сообщением и т.д./, и поэтому не все желающие смогли получить приходы. В числе священнослужителей, перешедших в другие епархии и почисленных за штат, имеются лица, которые сделали это не по собственному желанию, а вынужденно, под страхом снятия о регистрации /прот. Д. Тарановский, прот. В. Левитский, священник Б. Анисимов, прот. Н. Грабовешай/» (ТЕБ АО. Д. 2.236. Л. 4.).

Таким образом, уполномоченный намеренно не регистрировал приезжих клириков по надуманным причинам и «выдавливал» авторитетных и активных священнослужителей из епархии (в списке три протоиерея, один из которых бывший секретарь Калининского епархиального управления), угрожая снятием с регистрации и прочими санкциями (напр., перевод на бедных приход).

Епископ Феодосий по этому поводу писал: «Ходатайства о неприменении к вышеупомянутым священникам такой строгой и крайней меры наказания, как снятие с регистрации, не увенчались успехом. В результате вышеуказанных причин и обстоятельств количество, выбывшее из епархии священнослужителей /23/, превысило количество прибывших /19/ и общее число духовенства уменьшилось на 10 человек» (ТЕБ АО. Д. 2.236. Л. 5.).

Епархиальный архиерей с горечью замечал, что подобная тактика уполномоченного в отношении священнослужителей привела к уменьшению действующих храмов: «Сокращение числа священнослужителей повело к уменьшению числа действующих храпов. Так, если на начало года только в 4-х храмах не было службы, то на конец года число бездействующих храмов возросло до 13» (ТЕБ АО. Д. 2.236. Л. 5).

Число храмов, в которых прекратилась служба, увеличилось также и по той причине, что уполномоченный В.И. Хевронов снял с регистрации ряд священников, которые временно, «по совместительству», исполняли обязанности настоятелей в церквях, не имевших постоянных священников.

Епископ Феодосий писал: «Были отобраны регистрации у священников по 5-ти храмам /с. Дулово, с. Георгиевское, с. Петропавловское, с. Спас-Ульстимо и с. Раевское/, несмотря на мои ходатайства и просьбы верующих

сохранить прежний порядок и разрешить обслуживать их соседним священникам по совместительству» (ТЕБ АО. Д. 2.236. Л. 5.).

Систематическая подрывная деятельность уполномоченного Совета В.И. Хевронова по ослаблению Калининской епархии делала неизбежным его острый конфликт Преосвященным Феодосием.

В целом 1959 год можно считать временем начала массированного наступления на локальные церковные институты со стороны местных органов власти. Давление осуществлялось на всех уровнях и доходило до патологических мелочей. В частности, в 1959 году по распоряжению уполномоченного Совета некоторые члены приходских советов и ревизионных комиссий в 9-ти приходах были сняты с регистрации. Причины оказались самые разнообразные: незаконная выдача настоятелю ссуды на покупку дома; покупка избы для церкви без разрешения уполномоченного; участие второго священника, не имевшего регистрации, в приходском богослужении; написание благоприятного акта для уволенного настоятеля, ранее подозревавшегося в злоупотреблениях (ТЕБ АО. Д. 2.236. Л. 9.).

Кашинский Горсовет официально запретил колокольный звон в двух храмах г. Кашина на том основании, что он мешает отдыху рабочих (ТЕБ АО. Д. 2.236. Л. 10.).

Новоторжский Горсовет потребовал у духовенства церкви гор. Торжка, «чтобы при крещении детей присутствовали родители /оба/ и на крещение без согласия родителей угрожал снятием с регистрации. Он же запретил крестные ходы вокруг храма без разрешения органов власти, кроме одного раза в году /в Великую Пятницу/, хотя храм находится в таком месте, где нет движения транспорта и крестные ходы созерцаются в ограде» (ТЕБ АО. Д. 2.236. Л. 10.).

В некоторых местах колхозы отказывались продавать дрова для отопления церквей, хотя раньше это делалось беспрепятственно. Во многих местах возникли трудности с предоставлением транспорта для совершения церковных обрядов. Поступили сообщения от некоторых священников о хулиганских выпадах против них со стороны отдельных личностей (ТЕБ АО. Д. 2.236. Л. 10.).

Таким образом, давление на церковно-приходские общины осуществлялось планомерно и на всех уровнях (районом, муниципальном, сельском), затрагивая разные стороны епархиальной и приходской жизни.

В действительности, главным инициатором конфликта между государственными и церковными инстанциями на территории Калининской области был уполномоченный Совета по делам Русской православной церкви В.И. Хевронов, который грубо вмешивался в епархиальную и приходскую жизнь, нарушая внутренние церковные порядки. Уполномоченный В.И. Хевронов фактически контролировал кадровую политику епархии. Именно он определял состав учредительных и исполнительных органов приходского управления («двадцатки», ревизионной комиссии), устраняя активных и неугодных прихожан. Давление оказывалось и на самого архиерея,

которому уполномоченный ограничивал возможность посещения городских приходов епархии [Одинцов, 1994, 51 - 53].

Таким образом, уполномоченным В.И. Хевроновым лично были созданы неблагоприятные условия для жизнедеятельности церковных общин Калининской епархии, что переросло за довольно короткий промежуток времени в его открытый конфликт с епископом Феодосием, ставшим причиной перевода Преосвященного в Пензу [Исидор, 2022, 234 - 246].

В результате проведенного исследования очевидно, что Преосвященный Феодосий (Погорский) не был инициатором конфликта со светскими властями. Напротив, он строго придерживался всех предписаний советского законодательства и был сосредоточен на укреплении церковной жизни Калининской епархии, сохранении и развитии приходской жизни.

Преосвященный Феодосий был озабочен низким духовно-нравственным состоянием и образовательным уровнем духовенства вверенной ему епархии, что нашло отражение в его циркулярных письмах, адресованных благочинным и клирикам Калининской епархии. Обличая нравственные пороки отдельных представителей приходского духовенства - регулярное пьянство, незаконное сожительство вне брака, нецелевые растраты приходских средств, Преосвященный делал это в исключительно корректной и отеческой форме. Епископ Феодосий призывал священнослужителей сторониться тех неприемлемых поступков, которые вели к личностному нравственному разложению клириков и дискредитации священнического служения в области.

Преосвященный Феодосий (Погорский) считал, что неподобающее нравственное поведение клириков часто приводило к распаду религиозных общин и ослаблению христианских традиций среди сельского населения. Именно этот ригористический нравственный задел присутствовал на протяжении всего времени служения епископа Феодосия.

Досконально изучая все жалобы в отношении священнослужителей, Преосвященный Феодосий справедливо считал, что многие «доносы» были результатом действий местных властей по дискредитации духовенства в глазах общественности.

В период управления Калининской и Кашинской епархией (1958 - 1960) епископ Феодосий проявил себя как принципиальный и добросовестный архипастырь, способный отстаивать интересы Русской Православной Церкви перед лицом богоборческой советской власти в трудные годы «хрущевских» антицерковных гонений 1958 - 1964 гг.

Приложение

Публикуемые документы отложились в Государственном архиве Тверской области (Фонд Р-2723. Опись 1. Дело №35. «Регистрационное дело Калининского епархиального управления. Том 1»).

№1

8 сентября 1958 года. - Циркулярное письмо № 332 епископа Калининского и Кашинского Феодосия отцам благочинным, настоятелям церквей и всем членам клира и церковных советов Калининской епархии

ОТЦАМ БЛАГОЧИННЫМ, НАСТОЯТЕЛЯМ ЦЕРКВЕЙ И ВСЕМ ЧЛЕНАМ

КЛИРА И ЦЕРКОВНЫХ СОВЕТОВ КАЛИНИНСКОЙ ЕПАРХИИ

При ознакомлении с делами и личным составом духовенства вверенной мне Епархии выяснилось, что наряду с большинством клириков, "достойно звания ходящих", есть отдельные, к счастью, немногие личности, бросающие тень на носимое ими духовное звание своим недостойным и соблазнительным поведением, проистекающим от неумеренного употребления алкогольных напитков.

Хотя в большинстве случаев поведение духовенства производит положительное впечатление, тем не менее долг архипастырской совести понуждает меня обратить внимание и на тех, кто ведет себя недостойно, хотя таковых и немного, потому что по учению Пастыреначальника нашего Господа Иисуса Христа истинный пастырь радуется возвращению одной заблудшей овцы больше, нежели благополучному состоянию девяносто девяти овец не заблудших.

Из поступающих ко мне жалоб видно, что в некоторых местах укоренился вредный и совершенно нецерковный обычай отмечать церковные праздники и обряды неумеренным употреблением алкогольных напитков, переходящих в пьянство.

Устраивая трапезы по случаю церковных праздников и других событий церковного и личного характера, а также участвуя в них, духовенство и миряне должны помнить, что сущность церковных праздников и обрядов заключается не в яствах и питиях, а в благодатном утешении и духовной радости, как об этом и св. апостол Павел, поучая говорит: "Царство Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе" /Рим. 14,17/.

Если же и существует обычай церковные праздники и обряды отмечать трапезами, то таковые должны носить трезвый и скромный характер, помня слова того же апостола, что "все мне позволительно, но не все полезно" /1 Кор. 10,23/, а также совет его: "Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте во славу Божию" /1 Кор. 10,31/.

К сожалению, иногда наши трапезы устраиваются не по заповеди св. апостола, а превращаются в языческие пьянственные пиршества и тризны, на которых иногда и так бывает, что служители Единого Истинного Бога служат "богу иному", ибо о таких сказано, что "их бог - чрево", а "конец гибель" /Фил. 3,19/.

Будучи призваны проповедовать Слово Божие и устраивать церковную жизнь по правилам св. церкви, священнослужители должны особенно хорошо знать и помнить, как учит священное писание и церковные правила о невоздержании и пьянстве,

Так, св. апостол Павел прямо заповедует "не упивайтесь вином, в нем же есть блуд" /Еф. 5,18/.

Далее, перечисляя качества добрых священнослужителей св. апостол ясно учит, что таковые должны быть людьми трезвыми, целомудренными, не пьяницами "не пристрастными к вину" /1 Тим. 3,3-8/.

В Апостольских правилах читаем: "Епископ, или пресвитер, или диакон, игре и пьянству преданный, или да престанет или да будет извержен" /пр. 42/.

Так же: "иподиакон, или чтец, или певец, подобные творящий /т.е. преданный азартным играм и пьянству/, или да престанет, или да будет отлучен. Такожде и миряне "/пр. 43/.

Из-за предосторожности произвести соблазн священнослужителям не разрешалось даже принимать пищу и входить без нужды в такие места, где одно присутствие их могло повести к подозрению в пьянстве.

В 54 Апостольском правиле читаем: "Аще кто из клира в корчемнице идущий усмотрен будет: да отлучится, кроме случая, когда на пути по нужде в гостинице отдыхает".

О том же говорит правило 24 Лаодикийского собора: "Не подобает освященному лицу, от пресвитера до диакона и потом кому-либо из церковного чина, даже до иподиаконов, или чтецов, или певцов, или заклинателей, или дверников, или из монашеского чина, в корчемницу входити".

"Невоздержания злой обычай" проявляется еще часто и в том, что священнослужители и прочие церковные служащие дерзают оскорблять святыню постных дней, вкушая в эти дни недозволенную скоромную пищу и благословляют вкушать ее и другим, подавая недобрый пример и соблазн добрым христианам.

К таким нарушителям поста применимо древнее Апостольское правило, которое гласит так: "Аще кто, епископ или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую Четыредесятницу перед Пасхою или в среду или пяток, кроме препятствия от немощи телесный: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен /пр. 69/.

В заключение всего вышеизложенного, именем Господа, и Спасителя нашего Иисуса Христа, заповедавшего нам "блюсти сердца свои от отягощения объедением и пьянством", призываю всех священнослужителей и прочих церковных служащих к исполнению следующих правил поведения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Все лица духовного звания: священники, диаконы и прочие члены клира, а также члены церковных советов и церковные служащие - обязываются вести жизнь трезвую, воздержанную от неумеренного и безвременного употребления алкогольных напитков, а также - соблюдать все установленные Православной Церковью посты.

2. Готовясь к церковным службам, а также совершая требы в домах прихожан, священнослужители должны соблюдать воздержание от крепких напитков, чтобы и богослужение совершать и с треб возвращаться в совершенно трезвом и бодрственном состоянии.

3. О. о. благочинные, настоятели церквей и, вообще все священники должны всемерно и неуклонно выводить обычай подавать на праздничных и поминальных трапезах /особенно устраиваемых при храмах и в домах лиц духовного звания/ крепкие напитки /водку и проч./, разрешая лишь предлагать легкие вина, и то в умеренном количестве.

4. Участвуя в трапезах, имеющих общественный характер /погребения, поминовения, именины, крестины, свадьбы и проч./, а также у себя дома,

священнослужители и церковные служащие должны всемерно воздерживаться от крепких алкогольных напитков и подавать добрый пример трезвости и умеренности своими прихожанам.

5. Абсолютно воспрещается духовным лицам самолично покупать всякие алкогольные напитки в магазинах и других торговых заведениях.

6. Также решительно воспрещается духовным лицам употреблять всякие алкогольные напитки при необходимости принимать пищу в общественных местах - ресторанах, столовых вокзалах, буфетах и проч.

7. Вменяется в обязанность священникам путем проповеди и отеческих наставлений разъяснять своим прихожанам вред и греховность пьянственного невоздержания и все множество проистекающих от него зол и бедствий как для души, так и для телесного здоровья человека, нарушающих нормальную семенную жизнь и трудовую общественную деятельность.

Уличенные в злостном нарушении этого распоряжения и упорствующие в греховном пороке пьянства будут подвергаться церковным наказаниям -переводиться на худшие приходы, почисляться за штат, лишаться пенсии, запрещаться в священном лужении, а при полной невозможности исправления их - лишаться сана. Низшие причетники и церковные служащие будут устраняться от занимаемых должностей.

Впрочем, желаю твердо надеяться, что вышеперечисленных мер взыскания применять не придется, а все те, кто жил доселе невоздержанно, не по злой - как хочется думать воле, а единственно по. немощи примут это распоряжение не как начальственное приказание, а как отеческое напоминание и вразумление и "положат начало благое" своему исправлению, дабы Началоположник всего благого Господь наш Иисус Христос даровал им и всем нам "конец благий".

п/п ФЕОДОСИЙ ЕПИСКОП КАЛИНИНСКИЙ И КАЛИНСКИЙ

8 сентября 1958 года № 332

Государственный архив Тверской области (ГАТО).

Фонд Р-2723. Опись 1. Дело №35. «Регистрационное дело Калининского

епархиального управления. Том 1 ». Л. 3 - 6.

Копия, машинопись.

№2

18 августа 1959 года. - Циркулярное письмо № 705 епископа Калининского и Кашинского Феодосия отцам настоятелям церквей Калининской

епархии

О.О. НАСТОЯТЕЛЯМ ЦЕРКВЕЙ КАЛИНИНСКОЙ ЕПАРХИИ

Настоящим дается Вам знать для сведения и для соответствующих выводов нижеследующее:

I. Моим определением, заштатный протоиерей ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ ВАСЕВ за систематическое пьянство, за оставление своей законной жены и блудное сожительство с разными женщинами, за самочинное исполнение

таинств и обрядов, за неоднократное нарушение письменных и клятвенных обещаний, данных епископам и за другие недостойные и соблазнительные деяния, свидетельствующие о его полном и окончательном религиозно-нравственном разложении как священника и христианина - лишен священного сана и низведен в мирское состояние в разряд кающихся.

2. Настоятель Преображенской церкви села Польцо, Кашинского благочиния священник ПЕТР АЛЕКСЕЕВИЧ СОЛОВЬЕВ, за систематическое пьянство, дезорганизацию церковно-приходской жизни и самовольное оставление прихода увольняется из клира Калининской Епархии с запрещением ему священнослужения сроком на один год.

3. Настоятель Никольской церкви с. Николо-Ям, Кимрского благочиния ИЕРОМОНАХ РАФАИЛ /ПОЛЕТАЕВ/ снят с регистрации Уполномоченным Совета по делам РПЦ по Калининской области В. И. Хевроновым без права получения прихода в Калининской области за недоразумения с местной гражданской властью, происшедшее из-за того, что он и некоторые прихожане не разрешали косить траву возле храма на кладбище.

4. Настоятель Успенской церкви с. Кострецы Бежецкого благочиния протоиерей НИКОЛАЙ ГРАБОВЕЦКИЙ снят с регистрации Уполномоченным Совета по делам РПЦ по Калининской области Хевроновым по церкви с. Кострецы с правом быть зарегистрированным на другой приход Калининской области, за совершение молебнов в домах верующих без разрешения сельсовета и даже не взирая на запрещение.

5. Настоятель Успенской церкви с. Добрыни, Бежецкого благочиния священник АЛЕКСАНДР ПАНКОВ за систематическое пьянство и нарушение своего обещания не употреблять спиртных напитков - запрещен в священнослужении сроком на один месяц с несением алтарного и клиросного послушания при кафедральном соборе.

УПРАВЛЯЮЩИЙ КАЛИНИНСКОЙ ЕПАРХИЕЙ ЕПИСКОП КАЛИНИНСКИЙ И КАШИНСКИЙ ФЕДОСИЙ

18 августа 1959 № 705

Государственный архив Тверской области (ГАТО).

Фонд Р-2723. Опись 1. Дело №35. «Регистрационное дело Калининского

епархиального управления. Том 1». Л. 16.

Копия, машинопись.

Источники и литература Источники

1. ГАТО. - Регистрационное дело Калининского епархиального управления. Том 1. // Государственный архив Тверской области. Фонд Р-2723. Опись 1. Д. 35.

2. Законодательство (1971) - Законодательство о религиозных культах: Сб. материалов и документов / под общ. ред. Куроедова В.А., Панкратова А.С. М.: Юридическая литература, 1971. 210 с.

3. ТЕБ АО - Годовой отчет по Калининскому епархиальному управлению за 1958 год // ТЕБ АО (Тверская епархиальная научная библиотека. Архивный отдел). Д. 2.240.

4. ТЕБ АО - Годовой отчет по Калининскому епархиальному управлению за 1959 год // ТЕБ АО (Тверская епархиальная научная библиотека. Архивный отдел). Д. 2.236.

5. Феодосий (Погорский), еп. Речь при наречении его во епископа // Журнал Московской Патриархии 1958. — № 7. — С. 20-24.

Литература

1. Исидор (2022) - Исидор (Тупикин Р. В.), митр. Противостояние епископа Калининского и Кашинского Феодосия (Погорского) и уполномоченного Совета по делам Русской православной церкви при Совете министров СССР В. И. Хевронова (1958-1960 гг.) // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2022. № 40. С. 234-246.

2. Киреев (2005) - Киреев А, протодиак. Епархии и архиереи Русской Православной Церкви в 1943-2005 годах / протодиак. Александр Киреев. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва, 2005 (ОАО Можайский полигр. комб.). 544 с.

3. Лаушкин (2021) - Лаушкин А. А. Служение архиепископа Палладия (Шерстенникова) в Саратовской и Вольской епархии (1958-1963) // Ипатьевский вестник. — 2021. — № 1. — С. 110-116.

4. Марченко (2018) - Марченко А., прот., Алексий (Годлевский), иером. Сопротивление архиепископа Львовского и Тернопольского Палладия (Каминского) закрытию монастырей на Западной Украине в начале хрущевских гонений (1958 - 1960 гг.). // Христианское чтение, N. 6 /Ноябрь-Декабрь 2018. С. 172-180.

5. Марченко (2011) - Марченко А. Н., прот. Архиепископ Пермский и Соликамский Леонид (Поляков) участник движения за отмену «Приходской реформы» // Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. 2011. Вып. 2 (39). С. 48-62.

6. Одинцов (1994) - Одинцов М. И. Письма и диалоги времен «хрущевской оттепели». Десять лет из жизни Патриарха Алексия. 1955-1964 гг. // Отечественные архивы. 1994. № 5. С. 51-53.

7. Подмарицын (2013) - Подмарицын А. Г. О неправильном обложении налогами митрополита Мануила (Лемешевского) по Чебоксарской епархии в 1961 году. // Вестник Чувашского университета. Гуманитарные науки, N. 4 /2013. С. 58 - 63.

8. Подмарицын (2014) - Подмарицын А. Г. Ульяновско-Мелекесская епархия при архиепископе Палладии (Шерстенникове) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — Тамбов: Грамота, 2014. № 3 (41): в 2-х ч. Ч. I. — С 118—121.

9. Сазонов (2018) - Сазонов Д. И., прот. Оценка личности и сравнительный анализ деятельности костромских архиереев в период 1958 - 1988 гг. // Наука. Общество. Оборона (noo-joumal.ru). - 2018. - № 3 (16). С. 223 - 240.

10. Шкаровский (1995) - Шкаровский М. В. Русская православная церковь и Советское государство в 1943-1964 годах. От «перемирия» к новой войне. СПб.: Изд. объединение ДЕАН+АДИА-М, 1995. 216 с.

11. Шкаровский (1999) - Шкаровский М. В. Русская православная церковь при Сталине и Хрущеве. Государственно-церковные отношения в СССР в 1939-1964 годах. М.: Крутицкое патриаршее подворье, 1999. 400 с.

Tupikin Roman Vladimirovich Metropolitan of Smolensk and Dorogobuzh Isidor Сandidate of legal sciences, Сandidate of theology

The Archpastoral service of his grace Theodosius (Pogorsky) at the Kalinin See: strokes to the portrait of the diocesan Bishop of the period of "Khrushchev's" persecutions (based on documentary materials of the Kalinin region)

Abstract. The presented article is devoted to the characteristics of the activities of Bishop Theodosius (Pogorsky) at the Kalinin cathedra for the period from 1958 to 1960. This work is based on the analysis of office and reporting documentation of the Kalinin diocesan administration. A special place is occupied by the circular letters of His Grace Theodosius, which help a correct church-historical analysis. Also of no small interest is the information contained in the annual reports to the Moscow Patriarchate on the Kalinin diocesan administration for 1958-1960. The specified diocesan materials, together with the record keeping and reporting documentation of the office of the authorized Council for the Affairs of the Russian Orthodox Church under the Council of Ministers of the USSR for the Kalinin Region, give the most complete picture of church-state relations in the region of interest to us for the specified period. Also, archival evidence provides an opportunity to characterize more extensively the pastoral ministry and church-administrative activity of His Grace Theodosius (Pogorsky) at the Kalinin cathedra. The article includes the publication of two circular letters of His Eminence Theodosius (Pogorsky), addressed to the deans and clerics of the diocese. The presented documentary materials are introduced into scientific circulation for the first time.

Key words: Russian Orthodox Church, hierarchal, service, Theodosius (Pogorsky), "Khrushchev" anti-religious campaign, state-confessional relations, authorized representative of the Council for the Russian Orthodox Church under the Council of Ministers of the USSR for the Kalinin region

References

• Isidore (2022) - Isidore (R. V. Tupikin), mitr. The confrontation between Bishop Feodosiy (Pogorsky) of Kalinin and Kashinsky and the Authorized Council for the Affairs of the Russian Orthodox Church under the Council of Ministers of the USSR V. I. Khevronov (1958-1960) // Bulletin of the Yekaterinburg Theological Seminary. 2022. No. 40. pp. 234-246.

• Kireev (2005) - Kireev A, protodeak. Dioceses and bishops of the Russian Orthodox Church in 1943-2005 / Protodeak. Alexander Kireev. - 2nd ed., ispr. and add. - Moscow, 2005 (JSC Mozhaisky polygr. comb.). 544 p.

• Laushkin (2021) - Laushkin A. A. The ministry of Archbishop Palladius (Sherstennikov) in the Saratov and Volsky diocese (1958-1963) // Ipatievsky Bulletin. - 2021. — No. 1. — pp. 110-116.

• Marchenko (2018) - Marchenko A., Prot., Alexy (Godlevsky), Jerome. Resistance of Archbishop Palladius (Kaminsky) of Lviv and Ternopil to the closure of monasteries in Western Ukraine at the beginning of the Khrushchev persecution (1958-1960). // Christian Reading, N. 6 /November-December 2018. pp. 172-180.

• Marchenko (2011) - Marchenko A. N., prot. Archbishop Leonid (Polyakov) of Perm and Solikamsk, a participant in the movement for the abolition of the "Parish Reform" // Bulletin of the St. Petersburg State University II: History. The History of the Russian Orthodox Church. 2011. Issue 2 (39). pp. 48-62.

• Odintsovo (1994) - Odintsov M. I. Letters and dialogues from the time of the "Khrushchev thaw". Ten years in the life of Patriarch Alexy. 1955-1964. // Domestic archives. 1994. No. 5. pp. 51-53.

• Podmaritsyn (2013) - Podmaritsyn A. G. On the improper taxation of Metropolitan Manuel (Lemeshevsky) in the Cheboksary diocese in 1961. // Bulletin of the Chuvash University. Humanities, N. 4 / 2013. pp. 58-63.

• 8 . Podmaritsyn (2014) - Podmaritsyn A. G. Ulyanovsk-Melekess diocese under Archbishop Palladia (Sherstennikov) // Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art criticism. Questions of theory and practice. Tambov: Diploma, 2014. No. 3 (41): in 2 hours I. — C. 118-121.

• Sazonov (2018) - Sazonov D. I., prot. Personality assessment and comparative analysis of the activity of Kostroma bishops in the period 1958-1988. // Nauka. Society. Defense (noo-journal.ru). - 2018. - № 3 (16). Pp. 223-240.

• Shkarovsky (1995) - Shkarovsky M. V. The Russian Orthodox Church and the Soviet state in 1943-1964. From a "truce" to a new war. St. Petersburg: Publishing house of the association of DEAN+ADIA-M, 1995. 216 p.

• Shkarovsky (1999) - M. V. Shkarovsky. The Russian Orthodox Church under Stalin and Khrushchev. State-church relations in the USSR in 1939-1964. Moscow: Krutitsky patriarchal compound, 1999. 400 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.