Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ЖИЗНИ СМОЛЕНСКОЙ И ДОРОГОБУЖСКОЙ ЕПАРХИИ ПРИ ЕПИСКОПЕ ИННОКЕНТИИ (СОКАЛЕ) (1959–1964 ГГ.)'

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ЖИЗНИ СМОЛЕНСКОЙ И ДОРОГОБУЖСКОЙ ЕПАРХИИ ПРИ ЕПИСКОПЕ ИННОКЕНТИИ (СОКАЛЕ) (1959–1964 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«хрущевская» антирелигиозная кампания / Смоленская и Дорогобужская епархия / епископ Иннокентий (Сокаль) / Совет по делам Русской православной церкви / духовенство / приходские храмы / “Khrushchev’s” antireligious campaign / Diocese of Smolensk and Dorogobuzh / Bishop Innokenty (Sokal) / Board for the Affairs ofthe Russian Orthodox Church / clergy cutback / closure of parish churches

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Тупикин Роман Владимирович

Статья посвящена личности епископа Смоленского и Дорогобужского Иннокентия (Сокаля) и особенностям организационной жизни епархии в 1959–1964 гг. — период проведения антирелигиозной кампании, получившей характер политической войны с религией и верующими. В служении епископа Иннокентия существенную роль играл факт его реэмиграции. Связь иерарха с зарубежными церковными кругами Югославии, в которой он нес служение на протяжении 30 лет в сане священника, вынуждала уполномоченного Совета по делам Русской православной церкви при Совете министров СССР по Смоленской области быть предупредительным и во многом идти на уступки новому управляющему Смоленской епархией. Ко времени назначения епископа Иннокентия епархиальным архиереем во всех действующих храмах Смоленской епархии состояло на регистрации 59 клириков и числилось 54 действующих храма. Организационная жизнь епархии в этот период находилась на пике своего расцвета, что объяснялось высоким административным статусом предшественника епископа Иннокентия — епископа Михаила (Чуба), а также его активной позицией. В 1959 г. ситуация начала неуклонно ухудшаться, что объясняется усилением давления государства на Русскую Православную Церковь и меньшей активностью епископа Иннокентия. В 1964 г., который был последним годом пребывания епископа Иннокентия во главе Смоленской епархии, в ее клире оставалось 39 священников и пять диаконов, действовало 38 православных храмов. За 1959–1964 гг. в Смоленской области число клириков Смоленской и Дорогобужской епархии сократилось на 29%, а число церквей — на 30%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Тупикин Роман Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE ORGANISATIONAL LIFE OF SMOLENSK AND DOROGOBUZH DIOCESE UNDER BISHOP INNOKENTY (SOKAL) (1959–1964)

This article describes the personality of Bishop Innokenty (Sokal) of Smolensk and Dorogobuzh; it studies the organisational specifics of life at the Diocese in 1959-1964, which was the period of an antireligious campaign characterised as a war against the religion and the believers. Bishop Innokenty’s return migration played a substantial role in his service. The hierarch’s relations with the foreign church circles of Yugoslavia, where he had served as a priest for 30 years, forced the authorised agent of Smolensk Oblast Board for the Affairs of the Russian Orthodox Church at the USSR Council of Ministers to be courteous and make considerable concessions to the new head of the Diocese of Smolensk. At the time when Bishop Innokenty was appointed diocesan archbishop, the Diocese of Smolensk had 54 functioning churches and 59 registered clerks. The organisational life of the Diocese of that period was at the peak of its prosperity, which was accounted for by the high administrative status of Bishop Innokenty’s predecessor, Bishop Mikhail (Tchub), as well as the active position of the latter. Things started to get steadily worse in 1959, which is explained by the growing pressure on the Russian Orthodox Church from the state and Bishop Innokenty’s becoming less active. In 1964, which was the last year of Bishop Innokenty’s being head of the Diocese of Smolensk, the diocesan clergy consisted of 39 priests and 5 deacons and had 38 registered communities of the Russian Orthodox Church. In 1959-1964, the number of clerks at the Diocese of Smolensk and Dorogobuzh decreased by 29%, and the number of churches reduced by 30%.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ЖИЗНИ СМОЛЕНСКОЙ И ДОРОГОБУЖСКОЙ ЕПАРХИИ ПРИ ЕПИСКОПЕ ИННОКЕНТИИ (СОКАЛЕ) (1959–1964 ГГ.)»

Вестник ПСТГУ

Серия II: История. История Русской Православной Церкви.

Митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор (Тупикин Роман Владимирович), канд. юрид. наук, канд. богословия, ректор Смоленской Православной Духовной семинарии seminary@e4u.ru https://orcid.org/0001-0003-2978-5895

2023. Вып. 113. С. 114-126

Б01: 10.15382Миг112023113.114-126

Особенности организационной жизни Смоленской и Дорогобужской епархии при епископе Иннокентии (Сокале) (1959-1964 гг.)

Р. Р. Тупикин

Аннотация: Статья посвящена личности епископа Смоленского и Дорогобужского Иннокентия (Сокаля) и особенностям организационной жизни епархии в 1959-1964 гг. — период проведения антирелигиозной кампании, получившей характер политической войны с религией и верующими. В служении епископа Иннокентия существенную роль играл факт его реэмиграции. Связь иерарха с зарубежными церковными кругами Югославии, в которой он нес служение на протяжении 30 лет в сане священника, вынуждала уполномоченного Совета по делам Русской православной церкви при Совете министров СССР по Смоленской области быть предупредительным и во многом идти на уступки новому управляющему Смоленской епархией. Ко времени назначения епископа Иннокентия епархиальным архиереем во всех действующих храмах Смоленской епархии состояло на регистрации 59 клириков и числилось 54 действующих храма. Организационная жизнь епархии в этот период находилась на пике своего расцвета, что объяснялось высоким административным статусом предшественника епископа Иннокентия — епископа Михаила (Чуба), а также его активной позицией. В 1959 г. ситуация начала неуклонно ухудшаться, что объясняется усилением давления государства на Русскую Православную Церковь и меньшей активностью епископа Иннокентия. В 1964 г., который был последним годом пребывания епископа Иннокентия во главе Смоленской епархии, в ее клире оставалось 39 священников и пять диаконов, действовало 38 православных храмов. За 1959-1964 гг. в Смоленской области число клириков Смоленской и Дорогобужской епархии сократилось на 29%, а число церквей — на 30%.

Ключевые слова: «хрущевская» антирелигиозная кампания, Смоленская и Дорогобужская епархия, епископ Иннокентий (Сокаль), Совет по делам Русской православной церкви, духовенство, приходские храмы.

Один из трагичных этапов истории Русской Православной Церкви — период «хрущевской оттепели» — сегодня изучен в достаточной степени. Однако особенности проводимых государством акций, направленных на уничтожение религии в целом и Русской Православной Церкви в частности, в регионах исследованы

© Тупикин Р. Р., 2023.

недостаточно, что позволяет говорить о неполной картине происходивших событий. Поскольку церковная жизнь Смоленской епархии в период управления ею епископа Иннокентия (Сокаля) (1959—1964) ранее не выступала в качестве предмета исследования, поставленная проблема представляется актуальной.

Историография избранной темы не может быть признана обширной — в опубликованных статьях были лишь затронуты ее отдельные аспекты. Так, вопросам епископского служения в Русской Православной Церкви накануне и в период «хрущевской» антирелигиозной кампании посвящены исследования протоиерея А. Марченко1. В работе М. В. Шкаровского о религиозной жизни российских эмигрантов в Югославии рассмотрен вопрос о преподавательской деятельности в духовных семинариях Югославии будущего архипастыря — протоиерея Иоанна Сокаля2. Взаимоотношения государственных органов и Смоленской епархии в 1945—1964 гг. исследованы в статье священника Л. Гарина3. Священнослужителям Смоленской епархии периода «хрущевской оттепели» и особенностям их отношения к событиям данного периода посвящены работы клирика Смоленской епархии священника И. Бурдукова4.

Настоящее исследование преимущественно основано на анализе комплекса архивных документов, хранящихся в Государственном архиве Российской Федерации (ГА РФ). Отдельные ценные сведения о епископе Иннокентии (Сокале) получены из Архива Московской Патриархии.

В настоящей статье под термином «организационная жизнь» понимается деятельность лиц и учреждений, составлявших организационно-управленческую структуру Смоленской епархии: епархиального архиерея, епархиального управления, благочинных, приходского духовенства, приходов. Поскольку хронологические рамки определяются периодом «хрущевской оттепели» (1958—1964), важной составляющей организационной жизни Смоленской епархии является

1 Марченко А. Н. Состояние епископата Русской Православной Церкви накануне «хрущевской» антирелигиозной кампании 1958—1964 годов // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 6 (361). История. Вып. 63. С. 112—116; Он же. Сопротивление епископата Русской Православной Церкви «хрущевским» гонениям 1958—1964 годов по материалам Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР // Там же. С. 117—123; Он же. Личные дела высшего духовенства Русской Православной Церкви для изучения церковно-государственных отношений 1943—1985 гг. // Отечественные архивы. 2007. № 4. С. 96-104.

2 Шкаровский М. В. Возникновение Русской Православной Церкви Заграницей и религиозная жизнь российских эмигрантов в Югославии // Христианское чтение. 2012. № 4. С. 106-193.

3 Гарин Л. Взаимоотношения государства и Смоленской епархии в 1945-1964 гг. // Российское православие от модерна к сегодняшнему дню (конец XIX — конец XX в.): проекции Великой русской революции в истории и историографии: сб. материалов международной научной конференции. Министерство науки и высшего образования РФ, Смоленский государственный университет. 2018. С. 227-235.

4 Бурдуков И. В. Личные дела священнослужителей епархиального делопроизводства как источник по истории Русской Православной Церкви середины — второй половины XX в. (на материалах Смоленского епархиального управления) // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2022. № 104. С. 122-131; Бурдуков И., свящ. Коллективный портрет провинциального священнослужителя в период «хрущевской оттепели» (по материалам Смоленской области) // Христианское чтение. 2021. № 4. С. 305-314.

взаимодействие ее архипастыря с уполномоченным Совета по делам Русской православной церкви при Совете министров СССР по Смоленской области.

Годы управления Смоленской епархией епископа Иннокентия (Сокаля) совпали с обострением церковно-государственных отношений в СССР и проведением антирелигиозной кампании, получившей характер политической войны с религией и верующими5. Начиная с октября 1958 г. руководством советского государства при посредстве областных, городских и местных органов исполнительной власти последовательно проводились антицерковные акции, направленные на ослабление материальной базы Церкви; сокращение числа действующих монастырей; закрытие действующих церквей; уменьшение числа священнослужителей; уменьшение количества духовных учебных заведений; усиление контроля за деятельностью религиозных организаций6. Все это в той или иной степени затронуло Смоленскую епархию, возглавляемую епископом Смоленским и Дорогобужским Иннокентием.

Епископ Иннокентий (в миру Иван Иванович Сокаль) родился в 1883 г. в Холмской губернии. В 1912 г. он был хиротонисан в сан иерея и служил в г. Рыльске Курской епархии7. В 1919 г. Священным Синодом священник Иоанн Сокаль был командирован в Иерусалим «для приема от англичан имущества Русской духовной миссии»8. Вспыхнувшая в Палестине война между арабами и англичанами вынудила священника Иоанна отправиться в Стамбул, откуда он эмигрировал в Югославию, где преподавал в Карловацкой духовной семинарии имени святого Саввы9. В 1921-1931 гг. он служил инспектором Битольской духовной семинарии (Македония), преподавал в Призренской духовной семинарии10. В 1931-1945 гг. служил в русской Свято-Троицкой церкви в Белграде. В 1945 г. указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Си-манского) был назначен благочинным всех русских приходов в Югославии, которые были присоединены к Московской Патриархии.

В 1950 г. священник Иоанн Сокаль возвратился в СССР. Реэмиграция была обусловлена церковными нестроениями в Югославии11. Разрешения на въезд в СССР он добивался на протяжении двух лет12. После возвращения, в 1950— 1957 гг. священник Иоанн Сокаль был ректором Саратовской, Минской и Одесской семинарий13. За научное сочинение Советом профессоров Ленинградской Духовной академии 9 февраля 1951 г. он был удостоен ученой степени магистра богословия, а в марте 1952 г. удостоен благодарности Святейшего Патриарха

5 См.: Чумаченко Т. А. Государство и Русская Православная Церковь в 1958-1964 годах: новая политическая война с религией, церковью и верующими // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 19 (348). Право. Вып. 39. С. 82.

6 См.: Сосковец Л. И. Положение Русской Православной Церкви в период «хрущевской оттепели» // Вестник Томского государственного университета. История. 2011. № 4 (16). С. 30.

7 ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 7. Д. 149. Л. 3.

8 Там же. Л. 27.

9 См.: Шкаровский М. В. Указ. соч. С. 124.

10 См.: Там же. С. 125.

11 См.: Там же. С. 106-193.

12 ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 7. Д. 149. Л. 22.

13 Там же. Л. 3 об.

Алексия за хорошую постановку учебно-воспитательного и хозяйственного дела в Саратовской Духовной семинарии. С 20 июля 1957 г. началось его служение в должности настоятеля Успенского кафедрального собора г. Смоленска. После смерти супруги в 1958 г., в апреле 1959 г. протоиерей Иоанн Сокаль принял монашество с именем Иннокентий.

В это время Смоленской епархией управлял епископ Михаил (Чуб), который только в период с 1955 по 1957 г. непосредственно находился в Смоленске, а с 1957 по 1959 г. совмещал управление Смоленской епархией со служением в Германии, в Берлинской епархии14. Острая необходимость в архиерее, который бы неотлучно находился в Смоленске, повлияла на дальнейшую судьбу иеромонаха Иннокентия (Сокаля), который был не просто знаком со всеми делами епархии, а давно стал родным для всех человеком15.

Священный Синод на своем заседании от 24 апреля 1959 г. определил иеромонаху Иннокентию по возведению в сан архимандрита быть епископом Смоленским и Дорогобужским. Его епископская хиротония состоялась 10 мая 1959 г. в Троице-Сергиевой лавре. Чин хиротонии совершали патриарх Алексий, архиепископ Можайский Макарий (Даев) и епископ Дмитровский Пимен (Извеков)16.

В жизни и служении епископа Иннокентия на Смоленской кафедре существенную роль играл факт его реэмиграции. Оставшиеся у архиерея-репатрианта большие заграничные связи заставляли представителей местной советской власти проявлять осторожность в своих действиях, чтобы не скомпрометировать советское правительство в глазах заграничной общественности. Связь епископа Иннокентия с зарубежными церковными кругами Югославии вынуждала уполномоченного быть предупредительным и во многом идти на уступки новому управляющему Смоленской епархией17.

Ближайшим помощником 76-летнего епископа Иннокентия по управлению епархией стал его сын — Анатолий Иванович Сокаль, окончивший медицинский факультет Белградского университета. Этот молодой и крепкий 40-летний образованный человек, исполнявший обязанности секретаря епархии, фактически руководил работой всего епархиального управления18.

Важнейшими составляющими церковной организации Смоленской и Дорогобужской епархии являются приходское духовенство и храмы, число которых свидетельствовало о динамике реализации антицерковной политики властей.

Ко времени епископской хиротонии Иннокентия (Сокаля), по данным на 1 июля 1958 г., во всех действующих храмах Смоленской епархии состояло на регистрации 59 клириков19. По свидетельству уполномоченного Совета по Смоленской области Г. Н. Галинского, духовенство епархии было весьма образован-

14 ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 1478. Л. 5.

15 См.: Черепица В. Н. Гродненский исторический калейдоскоп. Гл. 7 (заключительная). URL: https://zapadrus.su/bibli/geobib/grodnok/1314-v-n-cherepitsa-grodnensky-istorichesky-kale-jdoskop-glava-7-zaklyuchitelnaya.html (дата обращения: 23.12.2022).

16 ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 7. Д. 149. Л. 4-4 об.

17 Там же. Л. 11.

18 Там же. Л. 8.

19 ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 1578. Л. 29.

ным, в чем усматривалась заслуга епископа Михаила (Чуба). 26 клириков — 44% духовенства Смоленской епархии — имели духовное образование. Кроме того, заочно в духовной академии и семинарии учились еще пять священнослужите-лей20. По возрастному составу клириков Смоленская епархия была достаточно благополучной, в ней наблюдался редкий баланс между опытным и молодым духовенством: в 1958 г. в возрасте до 40 лет было 13 человек, от 41 до 56 лет — 12, старше 55 лет — 35 человек21.

К июлю 1958 г. в составе Смоленской епархии числилось 54 действующих храма, в восьми из них не было священников22. Причины их отсутствия были разными. Как сообщал уполномоченный, в Троицкой церкви с. Герчики «церковная община не многочисленна, доходы церкви небольшие, поэтому священники в этой церкви не задерживаются и стараются под всякого рода предлогами перейти в другой приход»23. Ильинская церковь с. Скверета и Успенская церковь с. Мазыки были удалены от крупных населенных пунктов24. Иной была ситуация в Никольской церкви с. Терешой (районный центр): «...община многочисленная и активная, доходы церковь имеет хорошие. Священник переведен в другой городской приход 4 месяца тому назад. Постоянные посещения ходоков. вероятно побудят епископа в ближайшее время послать туда священника», — писал уполномоченный Совета по Смоленской области Г. Н. Галинский25. Эти храмы, где не было священников и где богослужения подолгу не совершались, стали объектом пристального внимания уполномоченного, который планировал их к постепенному закрытию.

Робкие попытки уполномоченного Г. Н. Галинского предложить епископу Михаилу (Чубу) снять с регистрации удаленные храмы, которые трудно обеспечивать духовенством, встречали со стороны архиерея «категорическое возражение против сокращения любой единицы»26, так как «это ударило бы по его престижу»27. В то же время, в 1958 г., уполномоченному поступило два ходатайства об открытии церквей28.

Как видно, ко времени назначения епархиальным архиереем епископа Иннокентия (Сокаля) ситуация в Смоленской епархии была не просто стабильной. Ее организационная жизнь находилась на пике своего расцвета, что объяснялось высоким административным статусом епископа Михаила (Чуба), являвшегося заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, а также активной позицией самого епископа, стремившегося укрепить духовенство.

Начиная с 1959 г. — времени назначения управляющим Смоленской епархией епископа Иннокентия (Сокаля) — ситуация начала неуклонно ухудшать-

20 ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 1578. Л. 12.

21 Там же. Л. 29.

22 Там же. Л. 10.

23 Там же. Л. 1.

24 Там же. Л. 2.

25 Там же. Л. 1.

26 Там же. Л. 2.

27 Там же. Л. 11.

28 Там же. Л. 3, 13.

ся, что объясняется усилением давления государства на Русскую Православную Церковь и меньшей активностью епархиального архиерея. На 1 января 1959 г. в клире Смоленской епархии числилось 53 священника, четыре диакона29, в области были зарегистрированы 54 действующие церкви30. На 1 января 1960 г. в клире Смоленской епархии состояло 50 священников и три диакона31. Как отмечал уполномоченный, «характерно то, что количество духовенства с каждым годом все уменьшается»32. При этом наблюдалась миграция духовенства: в Смоленскую епархию из других епархий прибыло шесть человек33. Вновь были хиротонисаны во священника два человека34.

На 1 января 1960 г. в Смоленской епархии продолжали оставаться действующими 54 церкви. В то же время увеличилось число церквей без священников, к началу 1960 г. их стало 11. Как комментировал этот факт уполномоченный Совета Г. Н. Галинский, «эта цифра является самой крупной за все послевоенные годы... Основной причиной отсутствия священников в церквях является недостаток кадров церковнослужителей»35. Отсутствие в храмах священников стало поводом для снятия церковных общин с регистрации36, в 1960 г. было снято с регистрации восемь сельских церквей37.

На 1 января 1961 г. в Смоленской области действовали 46 церквей38. В клире Смоленской епархии было 47 священников и четыре диакона. Неуклонное уменьшение числа клириков тем не менее сглаживалось хиротонией пяти священнослужителей: четырех в сан иерея, одного — в сан диакона. Уполномоченный так характеризовал уровень их образованности: «происходят из местных крестьян, малограмотные, духовного образования не имеют, по возрасту каждому более 60 лет»39.

В глазах духовенства Смоленской епархии епископ Иннокентий (Сокаль) был авторитетным иерархом. Так, уполномоченный Совета сообщал, что в 1961 г. «был большой наплыв духовенства, особенно из Белорусской ССР с просьбой принять на работу. В основном это были бывшие воспитанники епископа, когда он работал ректором семинарий. Епископ хотел использовать этот прилив и укомплектовать все свободные приходы. Я под всякими предлогами в тактичной форме в большинстве не рекомендовал принимать просителей, с чем епископ соглашался»40.

Забота о приходах и духовенстве сочеталась со строгостью архипастыря к его нравственному облику. С первых дней служения на Смоленской кафедре

29 ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 1683. Л. 2.

30 Там же. Л. 1.

31 Там же. Д. 1781. Л. 2.

32 Там же.

33 Там же. Л. 3.

34 Там же.

35 Там же. Л. 1.

36 Там же. Л. 2.

37 Там же. Д. 1880. Л. 1.

38 Там же. Л. 2.

39 Там же.

40 Там же. Л. 7.

епископ Иннокентий «все свое внимание обратил на то, чтобы навести порядок среди духовенства и выгнать наиболее разложившуюся часть. За короткий период епископ переместил из прихода в приход 11 священников, 4-х священников. выгнал из епархии, несмотря на то что в кадрах духовенства ощущается острая нуждаемость. В результате принятых мер значительно сократились жалобы на духовенство со стороны верующих», — констатировал уполномоченный Совета Г. Н. Галинский41. На протяжении 1959-1961 гг. в региональных советских периодических изданиях постоянно публиковались фельетоны, в которых в интересах атеистической пропаганды обсуждались пороки приходского духовенства. К удивлению Г. Н. Галинского, в 1961 г. епископ Иннокентий выразил благодарность периодическим изданиям за фельетоны42. Чистка рядов духовенства епископом Иннокентием была продолжена. Иерархом были исключены из числа клириков Смоленской епархии четыре священника «за моральное разложение»43.

В период проведения «хрущевской» антирелигиозной кампании 1961-й год стал для Русской Православной Церкви самым сложным, поскольку по инициативе советского правительства было изменено «Положение об управлении Русской Православной Церкви», в частности раздел IV «Приходы». В соответствии с внесенными изменениями, клирики освобождались от участия в хозяйственно-финансовой деятельности. Она полностью возлагалась на исполнительные органы приходов, которые несли ответственность перед гражданской властью за сохранность здания и имущества храма. Изменения были негативно восприняты иерархами Русской Православной Церкви. В связи с этим представляет интерес позиция епископа Иннокентия. Как фиксировал уполномоченный Совета Г. Н. Галинский, епископ Иннокентий «к происходящим событиям в стране относится с особым интересом и всегда старается подчеркнуть свою патриотичность, но перестройку церковного управления воспринял довольно-таки холодно»44. В первое время он «вообще ее не понял. епископ занял в последующем правильную линию невмешательства в дела исполнительных органов»45.

Изменение «Положения об управлении Русской Православной Церкви» и давление, оказываемое на духовенство советскими органами, повлекло за собой целый комплекс негативных последствий. Одним из них было появление священников-ренегатов. В начале 1961 г. в Смоленской епархии был зафиксирован первый случай отречения от сана. Ренегатом стал священник Благовещенской церкви г. Демидов Курлович. Он через областную газету публично отрекся от сана и Церкви и обратился в местные организации с просьбой предоставить ему работу46.

41 ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 1781. Л. 12.

42 Там же. Д. 1880. Л. 9.

43 Там же. Л. 2.

44 Там же. Д. 1981. Л. 4.

45 Там же. Л. 5.

46 Там же. Д. 1880. Л. 7.

За 1961 г. было снято с регистрации еще пять церковных общин47. На 1 января 1962 г. в Смоленской области числилось 48 священников и четыре диакона48. Из них до 40 лет — 17 человек, от 40 до 55 лет — 9, старше 55 лет — 27 человек49. Также на 1 января 1962 г. в Смоленской области числилась 41 действующая церковь.

В 1963 г. в клире Смоленской епархии было зарегистрировано 43 священника и шесть диаконов50. Уровень образования клириков в 1963 г. был следующим: духовные учебные заведения окончили 15 человек, семинарию — 12, академию — три человека51. 1963 г. был отмечен вторым случаем ренегатства. Священник Комар Василий Иванович публично через печать отрекся от сана. При содействии Смоленского горисполкома КПСС бывшему священнику была предоставлена работа в совнархозе. Кроме того, он «использовался» в качестве лектора атеистической пропаганды52.

На 1 января 1963 г. в Смоленской области было зарегистрировано 40 действующих церквей, из них в городах — 9 и в сельской местности — 31. Как отмечал уполномоченный, за последние два года было закрыто 14 церквей: «Следует подчеркнуть, что закрытие такого количества церквей не являлось плодом административного вмешательства, а характеризуется действительным отходом верующих от церкви. Об этом говорит такой факт, что за этот период от верующих не было ни одной существенной жалобы, протестующей против закрытия церкви»53. Ходатайств об открытии церквей не поступало54.

В 1964 г., последнем году пребывания епископа Иннокентия во главе Смоленской епархии, в ее клире было 39 священников и пять диаконов55. В 1964 г. в епархии несли служение 13 городских священников и семь клириков сельских храмов, окончивших духовную семинарию после 1945 г., а также один городской и один сельский священники, окончившие духовную академию56.

В отношении численности приходских церквей отчеты уполномоченного показали следующие цифры: в 1963 г. в Смоленской области были сняты с регистрации два православных храма57. На 1 января 1964 г. в Смоленской области было учтено 38 зарегистрированных обществ Русской Православной Церкви. Из них действующих церквей числилось 37 и один молитвенный дом в городе58. Как констатировал уполномоченный, наиболее активными являлись городские церкви в Смоленске, Вязьме, Рославле и Гжатске59.

47 ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 1981. Л. 1.

48 Там же.

49 Там же. Л. 2.

50 Там же. Д. 2080. Л. 16.

51 Там же. Л. 17.

52 Там же. Л. 11.

53 Там же. Л. 2.

54 Там же. Л. 14.

55 ГА РФ. Ф. Р-6991с. Оп. 1с. Д. 2177. Л. 7.

56 Там же.

57 Там же. Л. 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

58 Там же. Л. 2.

59 Там же.

Таким образом, за период управления Смоленской и Дорогобужской епархией епископом Иннокентием (Сокалем) (1959-1964 гг.) клир уменьшился на 18 человек в следующей динамике: 1958 г. — 62 клирика, 1959 г. — 57, 1960 г. — 53, 1961 г. — 51, 1962 г. — 52, 1963 г. — 49, 1964 г. — 44, что составило 29%. Количество действующих церквей уменьшилось на 16 единиц, что составило 30%: 1958 г. — 54 храма, 1959 г. — 54, 1960 г. — 54, 1961 г. — 46, 1962 г. — 41, 1963 г. — 40, 1964 г. — 38 храмов.

В начале 1962 г. епископ Иннокентий «серьезно заболел и долгое время не принимал никакого участия в церковной жизни»60. Его болезненное состояние негативно отразилось на управлении Смоленской епархии.

Сохранились характеристики уполномоченных Совета деятельности епископа Иннокентия, зафиксированные в отчетно-информационных докладах. Так, уполномоченный Г. Н. Галинский писал: «В своей деятельности (епископ. — авт.) особой активности не проявляет. Разъездов по епархии с целью устройства торжественных архиерейских служб не делает. Совещаний с духовенством и благочинными не проводит. В особо праздничные дни и в день своих именин торжественных обедов не делает. В быту скромен. В беседах всегда, а иногда до приторности старается подчеркнуть свою патриотичность. К моим рекомендациям прислушивается и выполняет. Как руководитель мягкотел, нерешителен и может легко попадать под влияние»61. В 1964 г. уполномоченный Совета А. Анищенко, соглашаясь с мнением своего предшественника Г. Н. Га-линского, сообщал: «В беседах епископ всегда стремится подчеркнуть свою патриотичность и ко всем мероприятиям, проводимым партией и правительством, стремится показать свою лояльность, не останавливаясь перед резким осуждением некоторых неправильных действий духовенства своей епархии»62. Как сообщал в справке инспектор Совета К. Иванов, основная деятельность епископа Иннокентия «заключается в том, что он один-два раза в неделю принимает посетителей, в праздничные дни проводит архиерейские службы»63.

Все вышеприведенные характеристики епископа Иннокентия со стороны работников Совета по делам Русской православной церкви рисуют образ престарелого, больного и малоактивного архиерея, едва способного в свои 80 лет нести бремя архипастырского служения, подчеркнуто лояльного советскому строю и послушного органам государственной власти.

15 октября 1964 г. епископ Иннокентий (Сокаль) ушел на покой64. Указ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия гласил: «определено: освободить епископа Смоленского и Дорогобужского Иннокентия, ввиду его немощи, от занимаемой должности, с увольнением на покой»65. Этот год стал временем завершения «хрущевской» антирелигиозной кампании.

60 ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 7. Д. 149. Л. 8.

61 Там же. Л. 5.

62 Там же. Л. 29.

63 Там же. Л. 6.

64 См.: История иерархии Русской Православной Церкви. Комментированные списки иерархов по епископским кафедрам с 862 г. М.: ПСТГУ, 2006. С. 456.

65 Архив Московской патриархии. Личное дело епископа Иннокентия (Сокаля). Л. 10.

Итак, время управления Смоленской и Дорогобужской епархией епископа Иннокентия (Сокаля) (1959—1964) совпало с периодом «хрущевской» антирелигиозной кампании. Характерно, что, несмотря на массированную антирелигиозную пропаганду и антицерковную деятельность властей, в Смоленской епархии имели место ровные и дипломатичные отношения епископа с уполномоченными Совета по делам Русской православной церкви. Эта особенность была обусловлена, с одной стороны, осторожностью действий местных властей по отношению к епископу-репатрианту, с другой стороны — принципиально послушной и патриотичной позицией самого епископа, в результате которой между ним и уполномоченными не возникало конфликтов. Пережив нестроения в период своего служения в Югославии, епископ Иннокентий здраво оценивал всю сложность и неоднозначность ситуации в СССР во время нового натиска на Церковь. В отличие от некоторых иерархов, вступивших в открытый конфликт с гражданской властью — епископа Львовского и Тернопольского Палладия (Каминского), архиепископов Пензенского и Саранского Феодосия (Погорского), Ивановского и Кинешемского Илариона (Прохорова), Тамбовского и Мичуринского Иннокентия (Зельницкого), епископов Уфимского и Стерлитамакского Никона (Лысенко), Чебоксарского и Чувашского Николая (Федосьева), Ташкентского и Средне-Азиатского Ермогена (Голубева)66, Ростовского и Новочеркасского Николая (Кутепова)67, — епископ Смоленский и Дорогобужский Иннокентий предпочитал избегать конфликтов и максимально выполнять требования, выдвигаемые властями: не совершать «разъездов» по епархии, не устраивать торжественные архиерейские богослужения, не собирать духовенство епархии на общие собрания68, т. е. избегать массовых мероприятий, которые всегда привлекали внимание верующих.

Глубокая старость и болезненность епископа Иннокентия объясняют его низкую богослужебную и церковно-политическую активность. В результате уполномоченными Г. Н. Галинским и А. Анищенко была реализована поставленная перед ними Советом задача — за 1959—1964 гг. в Смоленской области число клириков Смоленской и Дорогобужской епархии было сокращено на 29%, а число церквей — на 30%, что имело значимые последствия для атеизации населения, поскольку в послевоенный период в Смоленской области было открыто небольшое число храмов.

Епископ Иннокентий (Сокаль) был скромным в быту архипастырем, проявлявшим заботу о духовенстве и строго следившим за его служением и нравственным состоянием. Священнослужителям и своей пастве Преосвященный Иннокентий стремился привить собственные патриотические воззрения, которые были следствием как периода эмиграции, так и пережитой им Великой Отечественной войны. Однако проявления его патриотизма воспринимались властями и духовенством с большой долей скептицизма. Избегая конфликтов

66 См.: Марченко А. Н. Сопротивление епископата Русской Православной Церкви «хрущевским» гонениям 1958—1964 годов. С. 121.

67 См.: Дьяконов А. В. Митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) и его время. К 95-летию со дня рождения. Н. Новгород: Кварц, 2019. 198 с.

68 ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 7. Д. 149. Л. 5.

с духовенством и представителями гражданской власти, епископ Иннокентий не был «пособником властей» и достиг определенных успехов в сохранении своей епархии. Потери церковной организационной структуры на Смоленщине не были фатальными и в целом соответствовали показателям других регионов РСФСР. Несомненным общим успехом церковного народа Смоленской епархии во главе со своим архипастырем стало сохранение в годы «хрущевских» гонений Успенского кафедрального собора, который не был закрыт или разрушен.

Список литературы

Бурдуков И., свящ. Коллективный портрет провинциального священнослужителя в период «хрущевской оттепели» (по материалам Смоленской области) // Христианское чтение. 2021. № 4. С. 305-314. Бурдуков И. В. Личные дела священнослужителей епархиального делопроизводства как источник по истории Русской Православной Церкви середины — второй половины XX в. (на материалах Смоленского епархиального управления) // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2022. № 104. С. 122-131. Гарин Л. Взаимоотношения государства и Смоленской епархии в 1945-1964 гг. // Российское православие от модерна к сегодняшнему дню (конец XIX — конец XX в.): проекции Великой русской революции в истории и историографии: сб. материалов международной научной конференции. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Смоленский государственный университет, 2018. С. 227-235. Дьяконов А. В. Митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) и его

время. К 95-летию со дня рождения. Н. Новгород, 2019. История иерархии Русской Православной Церкви. Комментированные списки иерархов

по епископским кафедрам с 862 г. М., 2006. Марченко А. Н. Сопротивление епископата Русской Православной Церкви «хрущевским» гонениям 1958-1964 годов по материалам Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 6 (361). С. 117-123. Марченко А. Н. Состояние епископата Русской Православной Церкви накануне «хрущевской» антирелигиозной кампании 1958-1964 годов // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 6 (361). История. Вып. 63. С. 112-116. Марченко А. Н., прот. Личные дела высшего духовенства Русской Православной Церкви для изучения церковно-государственных отношений 1943-1985 гг. // Отечественные архивы. 2007. № 4. С. 96-104. Сосковец Л. И. Положение Русской Православной Церкви в период «хрущевской оттепели» // Вестник Томского государственного университета. История. 2011. № 4 (16). С. 29-35.

Чумаченко Т. А. Государство и Русская Православная Церковь в 1958-1964 годах: новая политическая война с религией, церковью и верующими // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 19 (348). Право. Вып. 39. С. 82-90. Шкаровский М. В. Возникновение Русской Православной Церкви Заграницей и религиозная жизнь российских эмигрантов в Югославии // Христианское чтение. 2012. № 4. С. 106-193.

Черепица В. Н. Гродненский исторический калейдоскоп. Гл. 7 (заключительная). URL: https://zapadrus.su/bibli/geobib/grodnok/1314-v-n-cherepitsa-grodnensHj-istoricheskij-kalejdoskop-glava-7-zaklyuchitelnaya.html (дата обращения: 23.12.2022).

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia II: Istoriia. Istoriia Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi. 2023. Vol. 113. P. 114-126 DOI: 10.15382/sturII2023113.114-126

Metropolitan of Smolensk and Dorogobuzh Isidor (Tupikin Roman Vladimirovich), Candidate of Sciences in Law, Candidate of Theology, Rector of Smolensk Orthodox Theological Seminary

Smolensk, Russia seminary@e4u.ru https://orcid.org/0001-0003-2978-5895

Features of the Organisational Life of Smolensk and Dorogobuzh Diocese under Bishop Innokenty (Sokal) (1959—1964)

Abstract: This article describes the personality of Bishop Innokenty (Sokal) of Smolensk and Dorogobuzh; it studies the organisational specifics of life at the Diocese in 1959-1964, which was the period of an antireligious campaign characterised as a war against the religion and the believers. Bishop Innokenty's return migration played a substantial role in his service. The hierarch's relations with the foreign church circles of Yugoslavia, where he had served as a priest for 30 years, forced the authorised agent of Smolensk Oblast Board for the Affairs of the Russian Orthodox Church at the USSR Council of Ministers to be courteous and make considerable concessions to the new head of the Diocese of Smolensk. At the time when Bishop Innokenty was appointed diocesan archbishop, the Diocese of Smolensk had 54 functioning churches and 59 registered clerks. The organisational life of the Diocese of that period was at the peak of its prosperity, which was accounted for by the high administrative status of Bishop Innokenty's predecessor, Bishop Mikhail (Tchub), as well as the active position of the latter. Things started to get steadily worse in 1959, which is explained by the growing pressure on the Russian Orthodox Church from the state and Bishop Innokenty's becoming less active. In 1964, which was the last year of Bishop Innokenty's being head of the Diocese of Smolensk, the diocesan clergy consisted of 39 priests and 5 deacons and had 38 registered communities of the Russian Orthodox Church. In 1959-1964, the number of clerks at the Diocese of Smolensk and Dorogobuzh decreased by 29%, and the number of churches reduced by 30%.

Keywords: "Khrushchev's" antireligious campaign, Diocese of Smolensk and Dorogobuzh, Bishop Innokenty (Sokal), Board for the Affairs ofthe Russian Orthodox Church, clergy cutback, closure of parish churches.

R. Tupikin

References

Burdukov I. (2021) "Kollektivnyi portret provintsial'nogo sviashchennosluzhitelia v period 'khrushchevskoi ottepeli' (po materialam Smolenskoy oblasti)". Khristianskoie chtenie, 2021, vol. 4, pp. 305-314 (in Russian).

Burdukov I. (2022) "Lichnye dela sviashchennosluzhitelei eparkhial'nogo deloproizvodstva kak istochnik po istorii Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi serediny — vtoroy poloviny XX v. (na ma-terialakh Smolenskogo yeparkhial'nogo upravleniya)". Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhon-ovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia II: Istoriia. Istoriia Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi, 2022, vol. 104, pp. 122-131 (in Russian).

Cherepitsa V. Grodnenskii istoricheskii kaleidoskop. Glava 7, available at https://zapadrus.su/ bibli/geobib/grodnok/1314-v-n-cherepitsa-grodnensHj-istoricheskij-kalejdoskop-glava-7-zaklyuchitelnaya.html (accessed 23.12.2022, in Russian).

Chumachenko T. (2014) "Gosudarstvo i Russkaia Pravoslavnaia Tserkov' v 1958-1964 godakh: novaia politicheskaia voina s religiiei, tserkov'iu i veruiushchimi". Vestnik Cheliabinskogo gosudarstvennogo universiteta, 2014, vol. 19 (348), pp. 82-90 (in Russian).

Diakonov A. (2019) Mitropolit Nizhegorodskii i Arzamasskii Nikolai (Kutepov) i ego vremia. K 95-letiiu so dnya rozhdeniya. Nizhny Novgorod (in Russian).

Gajda F. (ed.) (2006) Istoriya iyerarkhii Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi. Kommentirovannyye spiski iyerarkhovpo yepiskopskim kafedram s 862g. Moscow (in Russian).

Garin L. (2018) "Vzaimootnosheniia gosudarstva i Smolenskoi eparkhii v 1945-1964 gg.", in Rossiiskoepravoslavie ot moderna k segodniashnemu dniu (konetsXIX — konetsXXvv.):proektsii Velikoi russkoi revoliutsii v istorii i istoriografii, Moscow, pp. 227-235 (in Russian).

Marchenko A. (2015) "Soprotivlenie episkopata Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi 'khrushchevskim' goneniiam 1958-1964 godov po materialam Soveta po delam Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi pri Sovete Ministrov SSSR". Vestnik Cheliabinskogo gosudarstvennogo universiteta, 2015, vol. 6 (361), pp. 117-123 (in Russian).

Marchenko A. (2015) "Sostoianie episkopata Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi nakanune "khrushchevskoi" antireligioznoi kampanii 1958-1964 godov". Vestnik Cheliabinskogo gosudarstvennogo universiteta, 2015, vol. 6 (361), pp. 112-116 (in Russian).

Marchenko A. (2007) "Lichnye dela vysshego dukhovenstva Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi dlia izucheniia tserkovno-gosudarstvennykh otnoshenii 1943-1985 gg.". Otechestvennye arkhivy, 2017, vol. 4, pp. 96-104 (in Russian).

Shkarovskiy M. (2012) "Vozniknovenie Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi Zagranitsei i religioznaia zhizn' rossiiskikh emigrantov v Yugoslavii". Khristianskoe chtenie, 2012, vol. 4, pp. 106-193 (in Russian).

Soskovets L. (2011) "Polozhenie Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi v period 'khrushchevskoi ottepeli'". Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriia, 2011, vol. 4 (16), pp. 29-35 (in Russian).

Статья поступила в pедакцию 22.01.2023

The article was submitted 22.01.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.