Научная статья на тему 'Особенности открытия и ликвидации приходов Тульской епархии в 1943-1964 гг'

Особенности открытия и ликвидации приходов Тульской епархии в 1943-1964 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
252
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В XX ВЕКЕ / ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ОТКРЫТИЕ ЦЕРКВЕЙ / ХРУЩЕВСКАЯ АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ КАМПАНИЯ / ГОНЕНИЯ НА ЦЕРКОВЬ / ЗАКРЫТИЕ ЦЕРКВЕЙ / ПРАВОСЛАВНЫЙ ПРИХОД / TULA DIOCESE / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH IN 20TH CENTURY / CHURCH-STATE RELATIONS / OPENING OF CHURCHES / KRUSHCHEV'S ANTIRELIGIOUS CAMPAIGN / ANTI-CHURCH REPRESSIONS / CLOSURE OF CHURCHES / ORTHODOX PARISH

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ефимушкин Павел Алексеевич

В отечественной историографии на данный момент имеется немало работ, освещающих историю Русской Православной Церкви в том или ином регионе СССР после Великой Отечественной войны. На их основании отчетливо видно, что динамика открытия и закрытия православных храмов в различных епархиях в указанный период в некоторой степени отличалась друг от друга. В данной статье исследуется динамика открытия и закрытия церквей в Тульской епархии в период с 1943 по 1964 г. Автор отмечает существенные отличия в количестве открытых в 1940-х гг. и ликвидированных позже приходов Тульской области от других регионов СССР. Так, число открытых храмов Тульской епархии было в среднем больше, чем в соседних и схожих регионах. И, наоборот, в период закрытия церквей в первой половине 1950-х гг. приходы Тульской епархии оставались нетронутыми. Во второй половине 1950-х гг., когда закрытия храмов в стране на время прекратились, Тульская епархия лишилась ряда приходов, преимущественно в сельской местности. Однако все закрытые приходы объединяло бедственное материальное положение: из-за труднодоступности храма и малочисленности окрестного населения количество прихожан было небольшим, в результате чего храм не мог обеспечить себя всем необходимым для совершения служб, обеспечить пополнение приходского бюджета, а также прокормить клир. Священнослужители, назначаемые на указанные приходы до их закрытия, как правило, отказывались ехать туда и просили о переводе на другое место служения. Как видно из архивных источников, инициатором закрытия таких храмов в Тульском регионе всегда выступала епархиальная власть, без свидетельств какого-либо давления на нее извне, что было весьма нетипично. Такая ситуация может послужить основанием для выявления исключительных случаев проведения церковной политики Советского Союза в регионах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Ефимушкин Павел Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME FEATURES OF OPENING AND CLOSURE OF PARISHES OF TULA DIOCESE IN 1943-1964

In the current Russian historiography, there are quite a number of studies dealing with the history of the Russian Orthodox Church in a certain region of the Soviet Union after World War II. They clearly demonstrate that the process of opening and closure of Orthodox churches in various dioceses was to a certain extent different in the period in question. This article studies the process of opening and closure of churches in Tula diocese during the period of 1943-1964. It highlights signifi cant diff erences between Tula diocese and other regions of the USSR as to the number of parishes opened in the 1940s and later closed. Thus, the number of the opened churches in Tula diocese was on average higher than in adjacent or similar regions. And, conversely, during the period of the closure of churches in the first half of the 1950s, the parishes of Tula diocese remained intact. In the second half of the 1950s, when the closure of churches in the country temporarily ceased, Tula diocese lost a number of parishes, mostly in rural areas. However, all the closed parishes were united by a bad fi nancial situation: due to the remoteness of the church and small population of its environs, the number of churchgoers was low, because of which the church was not able to provide what was necessary for services, to maintain the budget of the parish, and to feed the clergy. The clergymen who were appointed to such parishes prior to their closure typically denied to go there and asked for a transfer to a different place. As can be seen from archival sources, the initiator of the closure of such churches in Tula region was always the diocese authorities, with no attested pressure from the outside, which was rather unusual. This situation can make up a foundation for identifying non-typical cases of implementing church policy of the Soviet Union in the provinces.

Текст научной работы на тему «Особенности открытия и ликвидации приходов Тульской епархии в 1943-1964 гг»

Вестник ПСТГУ.

Серия II: История. История Русской Православной Церкви.

2018. Вып. 85. С. 111-120 Э01: 10.15382/8ШГ11201885.111-120

Ефимушкин Павел Алексеевич, аспирант кафедры истории России, специалист научного отдела ПСТГУ, Российская Федерация, 115184, г. Москва, ул. Новокузнецкая, д. 23б [email protected]

ОЯСГО: 0000-0002-5638-3755

Особенности открытия и ликвидации приходов Тульской епархии в 1943—1964 гг.

П. А. Ефимушкин

Аннотация: В отечественной историографии на данный момент имеется немало работ, освещающих историю Русской Православной Церкви в том или ином регионе СССР после Великой Отечественной войны. На их основании отчетливо видно, что динамика открытия и закрытия православных храмов в различных епархиях в указанный период в некоторой степени отличалась друг от друга. В данной статье исследуется динамика открытия и закрытия церквей в Тульской епархии в период с 1943 по 1964 г. Автор отмечает существенные отличия в количестве открытых в 1940-х гг. и ликвидированных позже приходов Тульской области от других регионов СССР. Так, число открытых храмов Тульской епархии было в среднем больше, чем в соседних и схожих регионах. И, наоборот, в период закрытия церквей в первой половине 1950-х гг. приходы Тульской епархии оставались нетронутыми. Во второй половине 1950-х гг., когда закрытия храмов в стране на время прекратились, Тульская епархия лишилась ряда приходов, преимущественно в сельской местности. Однако все закрытые приходы объединяло бедственное материальное положение: из-за труднодоступности храма и малочисленности окрестного населения количество прихожан было небольшим, в результате чего храм не мог обеспечить себя всем необходимым для совершения служб, обеспечить пополнение приходского бюджета, а также прокормить клир. Священнослужители, назначаемые на указанные приходы до их закрытия, как правило, отказывались ехать туда и просили о переводе на другое место служения. Как видно из архивных источников, инициатором закрытия таких храмов в Тульском регионе всегда выступала епархиальная власть, без свидетельств какого-либо давления на нее извне, что было весьма нетипично. Такая ситуация может послужить основанием для выявления исключительных случаев проведения церковной политики Советского Союза в регионах.

В середине Великой Отечественной войны в СССР начался период открытия церквей. Это было напрямую связано с изменением политики советского государства в отношении Русской Православной Церкви, произошедшем в 1943 г.1 Созданный в сентябре 1943 г. Совет по делам Русской Православной Церкви должен был срочно взять под свой контроль процесс открытия приходов, что и было сделано; в феврале 1944 г. впервые были официально открыты 18 церквей. Как отмечает протоиерей Владислав Цыпин, только с января по ноябрь 1944 г. в

1 Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. М., 1999. С. 199.

стране было открыто более 200 храмов2 (не считая церквей на территориях, оккупированных Германией и ее союзниками). Всего за 1944—1947 гг. Патриархии было передано 1270 храмов (сюда не входят бывшие униатские церкви). Всего на 1 января 1948 г. Русская Православная Церковь имела 14 327 действующих церквей по всей территории СССР, а на 1 января 1949 г. — 14 477. Однако большую часть из последнего числа составляли храмы, находившиеся на территориях, присоединенных к СССР в 1939—1940 гг., открытые на оккупированных территориях во время Великой Отечественной войны (преимущественно на Украине и в Белоруссии), а также присоединенные из униатства во второй половине 1940-х гг.

В то же время динамика открытия церквей в разных регионах РСФСР могла существенно отличаться. Так, например, в Смоленской области за 1946—1947 гг. было открыто шесть храмов, в Калужской, Костромской и Калининской — четыре, пять и восемь соответственно3. На фоне этих регионов значительно выделяется Тульская область, где за эти годы было открыто 22 храма4. Такие показатели могут быть связаны с очень небольшим количеством действующих церквей в этом регионе в середине 1940-х гг. И действительно, по состоянию на 1 апреля 1945 г. в Тульской епархии насчитывалось шесть действующих церквей (две в г. Туле и по одной в четырех районах области)5 и 16 человек духовенства (14 священников и два диакона)6. Как отмечал уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви в Тульской области А. С. Гришин, только за второй квартал 1945 г. Советом было одобрено три заявления об открытии церквей. Таким образом, на 1 июля 1945 г. их стало девять. Далее количество действующих храмов ежегодно увеличивалось и на 1 января 1948 г. составило 387, а на 1 января 1949 г. — 438. После 1948 г., в связи с охлаждением политики государства в отношении Церкви, открытие храмов было остановлено, и церкви в регионе больше не открывались. Тем не менее такое количество открытых церквей за столь малый промежуток времени делало Тульскую епархию в данном вопросе одной из исключительных.

Несмотря на внушительную динамику открытия храмов в Тульской области, итоговое количество действующих церквей епархии осталось небольшим. Так, например, во Владимирской и Рязанской областях, по площади и населению сопоставимых с Тульской областью, максимальное количество действующих в 1940-х гг. храмов достигло 75 и 85 соответственно9.

2 Цыпин В., прот. История Русской Церкви 1917-1997. М., 1997. С. 317.

3 Федотов А. А. Особенности развития Русской Православной Церкви в Центральной России в 1943-1958 гг. URL: http://www.bogoslov.ru/text/3541536.html (дата обращения 29.05.2018).

4 ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 209. Л. 57.

5 Государственный архив Тульской области (ГАТО). Ф. Р-3354. Оп. 1. Д. 4. Л. 12-13.

6 Там же. Л. 14.

7 ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 209. Л. 57.

8 Там же. Д. 512. Л. 12.

9 Федотов А. А. Особенности развития Русской Православной Церкви в Центральной России в 1943-1958 гг. URL: http://www.bogoslov.ru/text/3541536.html (дата обращения 29.05.2018).

Стоит упомянуть об архиереях, управлявших Тульской епархией в рассматриваемый период, а также об уполномоченных Совета по делам РПЦ, работавших в Тульской области с 1945 по 1964 г., так как их деятельность напрямую влияла на положение Церкви в регионе. В 1944 г. на Тульскую кафедру сразу же после покаяния был назначен бывший обновленец, епископ (в расколе «митрополит») Виталий (Введенский) (1870-1950). Возведенный после присоединения к Церкви в сан архиепископа, он возглавлял епархию до 1946 г., после чего был назначен архиепископом Дмитровским, викарием Московской епархии10. На Тульской кафедре его сменил архиепископ Антоний (Марценко) (1887-1954), занимавший ее до 1951 г. До присоединения территорий Западной Украины и Западной Белоруссии к СССР в 1939 г. будущий архиепископ Антоний в разное время был настоятелем кафедрального собора Александра Невского в Варшаве, ректором Виленской и Волынской духовных семинарий, а также управлял различными епархиями Польской Православной Церкви. В 1951 г. он был арестован органами МГБ11. Сведения о дальнейшей его судьбе до сих пор засекречены. В 1951-1954 гг. епископом Тульским и Белевским стал Сергий (Ларин) (1908— 1967), находившийся в обновленческом расколе в 1920-1940-х гг. В 1954 г. он был переведен в Астраханскую епархию. После епископа Сергия Тульскую епархию с 1954 до 1961 г. возглавлял архиепископ Антоний (Кротевич) (1889-1973), прошедший лагеря исповедник. В 1961 г. он был переведен с Тульской кафедры в Ростов-на-Дону12. Его на короткий срок, с марта по ноябрь 1961 г., сменил архиепископ Пимен (Извеков) (1910-1990), вскоре переведенный в северную столицу. В 1961-1966 гг. епархию возглавлял архиепископ Алексий (Коноплёв) (1910-1988), бывший фронтовик, окончивший Московскую духовную семинарию после войны13.

Итого на протяжении всего рассматриваемого периода на Тульской кафедре друг друга сменили шесть архиереев, трое из которых возглавляли епархию более пяти лет, двое — от двух до трех лет и один (архиепископ Пимен) — менее года. Чем была вызвана необходимость так часто менять архиереев — неизвестно, но текучесть кадров в управлении Тульской епархией была налицо. Кроме архиепископа Антония (Марценко), арестованного органами МГБ, все остальные архиереи оставляли Тульскую кафедру по решению Московской Патриархии.

Несмотря на частую смену архиереев, их разное происхождение и историю служения, характер церковно-государственных отношений в Тульской епархии не менялся со сменой епископа. Как видно из архивных источников, иерархи встречались с уполномоченными 3-4 раза за полгода для решения рядовых вопросов, как то: назначение священнослужителей, обсуждение открытия и закрытия церквей, разбирательство некоторых жалоб и т. д. Случаев громких

10 А. А. Б. Виталий (Введенский Владимир Федорович) // Православная энциклопедия. Т. 8. М., 2004. С. 559-560.

11 Кривонос Ф., свящ., Буевский А. С. Антоний (Марценко Александр Францович) // Православная энциклопедия. Т. 2. М., 2001. С. 631.

12 Цыпин В., прот., Зонтиков Н. А. Антоний (Кротевич Борис Николаевич) // Православная энциклопедия. Т. 2. 2001. М., С. 628-629.

13 Митрофан (Шкурин), иером. Алексий (Коноплёв Виктор Александрович) // Православная энциклопедия. Т. 1. М., 2000. С. 666-667.

конфликтов между церковной и светской властями в регионе не зафиксировано. Причина ареста архиепископа Антония (Марценко) в 1951 г. до сих пор не установлена точно. В отчете уполномоченного за 1951 г. сообщается об изъятии в доме архиепископа сотрудниками МГБ денег и драгоценностей14, однако насколько эта информация правдива, еще предстоит выяснить.

Что касается уполномоченных Совета по делам РПЦ, то за рассматриваемый период эту должность в Тульской области занимали четыре человека. В 1943— 1947 гг. должность занимал А. С. Гришин15, в 1947—1948 гг. — Д. Ф. Шабров16, несколько месяцев 1948 г. — Федулов (известна лишь его фамилия)17. С 1948 г. и вплоть до упразднения Совета по делам Русской Православной Церкви в 1965 г. должность уполномоченного по Тульской области занимал Н. Н. Князев18. Как видно из архивных данных, политика уполномоченных была достаточно ровной и не пестрила серьезно выделяющимися конфликтными ситуациями. В большинстве случаев действия уполномоченных в отношении Церкви соответствовали настроениям в правящих верхах СССР, однако в периоды охлаждения государственно-церковных отношений и во время хрущевской антирелигиозной кампании политика уполномоченного не носила агрессивного характера, как это было в некоторых других епархиях.

Начиная с 1947 г., в связи с изменением церковной политики государства, власти стали тормозить открытие приходов, а в некоторых епархиях постепенно закрывать действующие храмы. Как пишет М. В. Шкаровский, незначительный рост количества действующих храмов в стране продолжился и в 1948 г. Таким образом, на 1 января 1949 г. общее число храмов достигло 14 447. В дальнейшем, с 1949 г. и вплоть до смерти И. В. Сталина в 1953 г., новые храмы в стране не открывались. Параллельно с этим получило развитие массовое изъятие церковных зданий19.

А. А. Федотов приводит пример, что в регионах Верхнего Поволжья в 1945— 1947 гг. количество действующих храмов увеличилось на 110, а уже за 1948— 1953 гг. сократилось на 3020.

К середине 1950-х гг. количество закрываемых храмов уменьшилось. М. В. Шкаровский приводит статистику, по которой видно, что в 1952 г. в стране было закрыто 216 церквей, в 1953 г. — 86, а в 1954 г. — 4621. На этом волна закрытий временно стихла. В 1956 г. количество действующих в СССР храмов даже возросло, по сравнению с прошлыми годами, однако большинство из них находилось в западных республиках СССР. Всего на 1 января 1957 г. количество храмов на территории СССР составляло 13 477, из них на территории РСФСР — 379022.

14 ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 917. Л. 7.

15 ГАТО. Ф. Р-3354. Оп. 1. Д. 1. Л. 20.

16 ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 209. Л. 37.

17 ГАТО. Ф. Р-3354. Оп. 1. Д. 9. Л. 32.

18 Там же. Л. 61.

19 Шкаровский. Указ. соч. С. 341-343, 345.

20 Федотов А. А. Русская Православная Церковь в 1943-2000 гг. Иваново, 2005. С. 33.

21 Шкаровский. Указ. соч. С. 341-343, 353.

22 Там же.

С началом хрущевской антирелигиозной кампании 1958-1964 гг. практически во всех епархиях возобновилось активное закрытие и изъятие церквей. В 1958 г. в стране была официально закрыта 91 церковь. М. В. Шкаровский пишет о первых случаях конфликтов между верующими и советской властью: «В Приморском крае Сучанский горисполком пытался насильственным путем, с арестом священника закрыть кладбищенскую церковь, чем вызвал открытую вспышку недовольства населения <...> Ростовский облисполком потребовал запретить колокольный звон в городских церквах, у архиереев снимали телефоны, храмы отключали от водопроводной сети, запрещали в них текущий ремонт»23. Далее количество закрываемых церквей росло: в 1959 г. — 364, в 1962 г. — 1585 храмов24. В Ивановской области в 1960-х гг. было закрыто 12 храмов, в Костромской — четыре храма25, в Кировской области — целых 40 церквей (по большей части насильственным способом)26.

В. М. Шубкин в своих статьях отмечает особо жестокие гонения в Оренбургской (Чкаловской) епархии, где к концу 1940-х гг. действовало 24 храма27, а после хрущевских гонений остались открытыми лишь 13 церквей, в которых было 27 священнослужителей28. Храмы закрывались под разными предлогами, нередко отбирались насильно и даже сравнивались с землей в считаные часы29.

А. А. Федотов пишет о подобных случаях в Ивановской и Владимирской областях. В с. Елховка Тейковского района Ивановской области все церковное имущество было изъято милицией; во Владимире верующие с большим трудом смогли отстоять древний Успенский собор. Были случаи, что власти насильно отбирали храмы как «недействующие»30.

По итогам хрущевской антирелигиозной кампании 1958-1964 гг. к 1965 году в СССР остались действующими 7551 церковь, т. е. почти в 2 раза меньше, чем в 1949 году31. Таким образом, по Русской Православной Церкви был нанесен весьма сильный удар.

На фоне вышеописанных событий особняком стоит история закрытия православных церквей в Тульской области. На 1 января 1949 г. в Тульской епархии, согласно отчету уполномоченного по делам РПЦ, действовало 43 храма32. В отчете за следующий 1950 год уполномоченный Н. Н. Князев указывает, что по области действуют 39 храмов, из которых 10 находились в городах, 24 — в селах

23 Шкаровский. Указ. соч. С. 366.

24 Там же. С. 375-378.

25 Федотов. Указ. соч. С. 49-50.

26 Там же. С. 52.

27 Шубкин В. М. Эволюция государственно-церковных отношений на территории Оренбургской (Чкаловской) епархии в 1943-1958 гг. // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2012. Вып. 2 (45). С. 49.

28 Шубкин В. М. Оренбургская епархия в период хрущевских гонений (1958-1964) // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2013. Вып. 2 (51). С. 84.

29 Там же. С. 78-79.

30 Федотов. Указ. соч. С. 50-51.

31 Шкаровский. Указ. соч. С. 398-399.

32 ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 512. Л. 12.

и пять в сельских районных центрах33. Остается непонятным, что произошло с четырьмя якобы действовавшими церквами за столь короткий промежуток времени, ведь еще на 1 апреля 1948 г. церквей в Тульской епархии, согласно отчетам, действовало 38, то есть на одну меньше, чем спустя два года34. Поскольку в отчетах уполномоченного не содержится информация по этому вопросу, возможны несколько версий произошедшего. Во-первых, церкви действительно могли быть открыты на короткий срок и закрыты властями на фоне охлаждения государственно-церковных отношений в СССР после 1947 г. Во-вторых, церкви могли быть закрыты по причине нехватки священнослужителей, которых епархия не в состоянии была набрать на службу, стремясь успеть за бурной динамикой открытия храмов в области. В-третьих, эти четыре церкви могли оказаться действующими неофициально и были внесены уполномоченным в один из отчетов случайно. В-четвертых, могла иметь место обычная ошибка уполномоченного Н. Н. Князева. Практика работы с документами Совета по делам РПЦ показывает, что на должность уполномоченных зачастую ставились люди не особо грамотные, поэтому цифры, приводимые ими в отчетах, могли не всегда соответствовать действительности. Также могло иметь место и произвольное изменение уполномоченным приводимой статистики с целью преследования своих интересов. Таким образом, точно сказать, что произошло с этими приходами и были ли они вообще, мы не можем, но известно, что это единственный случай номинального уменьшения количества церквей в Тульской области в конце 1940-х гг.

Последующие пять лет, с 1950 по 1955 г., количество храмов Тульской епархии не уменьшалось. Это выглядит весьма необычным, учитывая факт изъятия церквей, которое происходило в эти годы по всей стране. Вероятно, это было обусловлено и без того малым количеством приходов в области.

Однако когда общая волна закрытия храмов в СССР стала стихать, ситуация в Тульской области изменилась: во втором полугодии 1955 г. была закрыта Покровская церковь в с. Романово Тульского района. Как написано в отчете за 1955 г. уполномоченного по делам РПЦ в Тульской области Н. Н. Князева, причиной закрытия храма стали его низкая посещаемость и низкий доход, вследствие чего священники, которых назначали служить в данной церкви, отказывались даже приезжать туда, зная, что они не смогут заработком прокормить свою семью. К тому же церковь требовала значительного ремонта, осуществлением которого также должен был заниматься настоятель. Инициатором закрытия храма явилось Тульское епархиальное управление в лице архиепископа Антония (Кротевича) и его секретаря священника Георгия Степанова35. Весьма примечательно, что, несмотря на отказ Тульской епархии содержать Романовскую церковь, она продолжала официально действовать вплоть до 1958 г. и прописывалась в статистике уполномоченного.

На 1 января 1958 г. церквей в Тульской епархии значилось уже 3836, но при этом к отчету прилагалась информация о том, что уже больше года фактически

33 ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 797. Л. 22.

34 Там же. Д. 353. Л. 12.

35 Там же. Д. 1373. Л. 1.

36 Там же. Д. 1581. Л. 1.

не действует Преображенский храм в селе Спас-Конино Алексинского района, а также архиепископом не посылаются священники в церковь Спаса Нерукотворного в селе Аксиньино Мордвесского района37. В 1959 г. были признаны недействующими и эти церкви; таким образом, всего их осталось 3638. Ниже в своем отчете за 1959 г. уполномоченный Н. Н. Князев писал, что из этих 36 храмов в «бездействии» находятся церкви в с. Ровки Лазаревского района, в с. Татарское Заокского района и в с. Алёшня Ленинского района. Касательно данных храмов Н. Н. Князев добавил, что от церкви с. Ровки Тульская епархия отказалась в силу низкой доходности, в церкви с. Татарское поочередно отказывались служить священники, а в с. Алёшня священники даже убедили архиепископа отказаться от содержания бедного прихода39. Вполне вероятно, что и от предыдущих двух храмов епархия отказалась по аналогичным причинам. Таким образом, в 1960 г. действующих церквей в Тульской епархии осталось 32 (к вышеперечисленным добавился Георгиевский храм села Манаенки Арсеньевского района)40. В таком количестве православные храмы в Тульской области сохранились вплоть до отставки Н. С. Хрущёва в 1964 г. и не закрывались в дальнейшем.

Несмотря на разрушительность хрущевских гонений, в Тульской области антирелигиозная кампания 1958-1964 гг. прошла относительно спокойно. Единственный яркий антицерковный инцидент случился в 1961 г.: вследствие стремительного роста популярности у верующих источника около Казанской церкви с. Тюртень Ефремовского района уполномоченный Н. Н. Князев решил срочно принять меры для пресечения многолюдного паломничества. Однако церковь было решено не отобрать, а заменить. Постановлением Ефремовского райисполкома, под предлогом якобы имевшего место загрязнения водоема, источник был запружен, а вместо Казанской церкви в с. Тюртень верующим была передана Покровская церковь в с. Благодать, что на 18 км ближе к г. Ефремову. Ефремовское общество охраны природы известило население Тульской и соседних областей о том, что источник затоплен, а церковь закрыта41. Ни о каком сопротивлении со стороны верующих в отчетах уполномоченного Н. Н. Князева не говорится, что дает повод полагать, что этот «обмен» был проведен без происшествий.

В целом, судя по документам Совета по делам РПЦ за 1950-1964 гг., видно, что власть в Тульской области не оказывала существенного давления на епархиальное управление, духовенство и верующих, как это было в других регионах. Уполномоченный Н. Н. Князев ограничивался лишь советами Тульскому облисполкому усилить научно-атеистическую пропаганду в регионе42, а также советами епархиальному управлению и священнослужителям перестать помогать бедным приходам Тульской епархии43.

37 ГА РФ. Ф. Р-6991. Д. 1581. Оп. 1. Л. 5.

38 Там же. Л. 21.

39 Там же. Д. 1784. Л. 10.

40 Там же. Д. 1883. Л. 9.

41 Там же.

42 Там же. Л. 6.

43 Там же. Д. 1784. Л. 5.

Вполне разумным было бы предположить, что закрытие семи православных храмов в Тульской области в 1950-е гг. могло осуществляться под скрытым давлением Совета по делам РПЦ. Однако если приглядеться к условиям существования этих церквей, становится очевидным, что их дальнейшее содержание действительно могло существенно отягощать Тульскую епархию в материальном плане. Большинство из этих приходов (в сёлах Аксиньино, Манаенки, Романо-во, Спас-Конино и Татарское) находились в труднодоступных местах. Отсюда могло быть их бедственное материальное положение, так как добираться до них верующим было довольно сложно, особенно при отсутствии регулярного транспорта. Остальные две церкви в селах Алёшня и Ровки, хотя и имели удобное географическое положение, находились не так далеко от более крупных приходов, что, по всей видимости, серьезно уменьшало их влияние и популярность. Так, село Алёшня Ленинского района располагается в 25 км от центра Тулы, при этом в самой Туле действовали четыре церкви и одна — в ближнем пригороде, селе Кочаки. Село Ровки аналогично находилось не так далеко от поселка Плавск, где имелась своя большая Сергиевская церковь, способная духовно окормлять всю округу. Поэтому, даже если предположить, что уполномоченный по Тульской области оказывал скрытое давление на Тульскую епархию по вопросу закрытия церквей, его действия не дали особого результата, поскольку все материально обеспеченные церкви Тульской области продолжали беспрепятственно действовать.

Следует отметить, что почти все закрытые в 1950-х гг. приходы Тульской епархии не действуют и поныне, а церковные здания находятся в плачевном состоянии.

Таким образом, становятся вполне очевидными особенности открытия и ликвидации православных приходов в Тульской епархии в 1943-1964 гг. Сложившаяся в Тульской области ситуация служит наглядным примером существенной разницы между положением различных епархий Русской Православной Церкви, находившихся под одним и тем же прессом государственной антирелигиозной политики.

Ключевые слова: Тульская епархия, Русская Православная Церковь в XX веке, церковно-государственные отношения, открытие церквей, хрущевская антирелигиозная кампания, гонения на Церковь, закрытие церквей, православный приход.

Список литературы

А. А. Б. Виталий (Введенский Владимир Федорович) // Православная энциклопедия.

Т. 8. М., 2004. С. 559-560. Кривонос Ф., свящ., Буевский А. С. Антоний (Марценко Александр Францович) // Православная энциклопедия. Т. 2. М., 2001. Федотов А. А. Особенности развития Русской Православной Церкви в Центральной России в 1943-1958 гг. URL: http://www.bogoslov.ru/text/3541536.html (дата обращения: 29.05.2018).

Федотов А. А. Русская Православная Церковь в 1943-2000 гг. Иваново, 2005. Цыпин В., прот. История Русской Церкви 1917-1997. М., 1997.

Цыпин В., прот., Зонтиков Н. А. Антоний (Кротевич Борис Николаевич) // Православная

энциклопедия. Т. 2. М., 2001. С. 628-629. Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. М., 1999. Митрофан (Шкурин), иером. Алексий (Коноплёв Виктор Александрович) // Православная энциклопедия. Т. 1. М., 2000. С. 666-667. Шубкин В. М. Оренбургская епархия в период хрущевских гонений (1958-1964) // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2013. Вып. 2 (51). С. 69-86.

Шубкин В. М. Эволюция государственно-церковных отношений на территории Оренбургской (Чкаловской) епархии в 1943-1958 гг. // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2012. Вып. 2 (45). С. 44-55.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia II: Istoriia. Istoriia Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi.

2018. Vol. 85. P. 111-120

DOI: 10.15382/sturII201885.111-120

Pavel Efimushkin, Graduate Student, Department of Russian History, Staff Member of the Division for Academic Affairs, 23B Novokuznetskaya Str., Moscow, 115184, Russian Federation [email protected]

ORCID: 0000-0002-5638-3755

Some Features of Opening and Closure of Parishes of Tula Diocese in 1943—1964

P. Efimushkin

Abstract: In the current Russian historiography, there are quite a number of studies dealing with the history ofthe Russian Orthodox Church in a certain region of the Soviet Union after World War II. They clearly demonstrate that the process of opening and closure of Orthodox churches in various dioceses was to a certain extent different in the period in question. This article studies the process of opening and closure of churches in Tula diocese during the period of 1943—1964. It highlights significant differences between Tula diocese and other regions of the USSR as to the number of parishes opened in the 1940s and later closed. Thus, the number of the opened churches in Tula diocese was on average higher than in adjacent or similar regions. And, conversely, during the period of the closure of churches in the first half of the 1950s, the parishes of Tula diocese remained intact. In the second half of the 1950s, when the closure of churches in the country temporarily ceased, Tula diocese lost a number of parishes, mostly in rural areas. However, all the closed parishes were united by a bad financial situation: due to the remoteness of the church and small population of its environs, the number of churchgoers was low, because of which the church was not able to provide what was necessary for services, to maintain the budget of the parish, and to feed the clergy. The clergymen who were appointed to such parishes prior to their closure typically denied to go there and asked for a transfer to a different place. As can be seen from archival sources, the initiator of the closure of such churches in Tula region was

always the diocese authorities, with no attested pressure from the outside, which was rather unusual. This situation can make up a foundation for identifying non-typical cases of implementing church policy of the Soviet Union in the provinces.

Keywords: Tula diocese, Russian Orthodox Church in 20th century, church-state relations,

opening of churches, Krushchev's antireligious campaign, anti-church repressions, closure of

churches, Orthodox parish.

References

A. A. B. (2004) "Vitalii (Vvedenskii Vladimir Fedorovich)", in Pravoslavnaia entsiklopediia [Orthodox Encyclopaedia], vol. 8. Pp. 559-560 (in Russian).

Fedotov A. "Osobennosti razvitiia Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi v Tsentral'noi Rossii v 19431958 gg." [Features of Development of the Russian Orthodox Church in Central Russia in 1943-1958], available at: http://www.bogoslov.ru/text/3541536.html (29.05.2018) (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Fedotov A. (2005) Russkaia Pravoslavnaia Tserkov' v 1943—2000gg. [Russian Orthodox Church in 1943-2000]. Ivanovo (in Russian).

Krivonos F., priest., Buevskii A. (2001) "Antonii (Martsenko Aleksandr Frantsovich)", in Pravoslavnaia entsiklopediia [Orthodox Encyclopaedia], vol. 2 (in Russian).

Mitrofan (Shkurin), hieromonk (2000). "Aleksii (Konoplev Viktor Aleksandrovich)", in Pravoslavnaia entsiklopediia [Orthodox Encyclopaedia], vol. 1, pp. 666-667 (in Russian).

Shkarovskii M. (1999) Russkaia Pravoslavnaia Tserkov' pri Staline i Khrushcheve [Russian Orthodox Church in Stalin's and Khrushchev's Periods]. Moscow (in Russian).

Shubkin V. (2012) "Evoliutsiia gosudarstvenno-tserkovnykh otnoshenii na territorii Orenburgskoi (Chkalovskoi) eparkhii v 1943-1958 gg." [Evolution of State-Church Relations in the Territory of Orenburg (Chkalov) Diocese in 1943-1958]. VestnikPSTGU. Ser. II:Istoriia. IstoriiaRusskoi Pravoslavnoi Tserkvi, 2012, vol. 2 (45), pp. 44-55 (in Russian).

Shubkin V. (2013) "Orenburgskaia eparkhiia v period khrushchevskikh gonenii (1958-1964)" [Orenburg Diocese during Khrushchev's Repressions (1958-1954)]. Vestnik PSTGU. Ser. II: Istoriia. Istoriia Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi, 2013, vol. 2 (51), pp. 69-86 (in Russian).

Tsypin V., archpriest (1997) Istoriia Russkoi Tserkvi 1917—1997 [History of the Russian Orthodox Church, 1917-1997]. Moscow (in Russian).

Tsypin V., archpriest, Zontikov N. (2001) "Antonii (Krotevich Boris Nikolaevich)", in Pravoslavnaia entsiklopediia [Orthodox Encyclopaedia], vol. 2, pp. 628-629 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.