ВЕСТНИК Екатеринбургской духовной семинарии. 2024. № 45. 179-190
УДК 224.6
Б01: 10.24412/2224-5391-2024-45-179-190
митрополит Исидор (Р. В. Тупикин)
РЕСТАВРАЦИЯ СМОЛЕНСКОГО УСПЕНСКОГО КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА В ПЕРИОД УПРАВЛЕНИЯ ЕПИСКОПА СМОЛЕНСКОГО И ДОРОГОБУЖСКОГО ИННОКЕНТИЯ (СОКАЛЯ) (1959-1964 гг.)
Аннотация. Статья посвящена истории реставрации выдающего храма-памятника отечественной истории и культуры — Успенского кафедрального собора в Смоленске, совпавшей с периодом «хрущевских» гонений на Русскую Православную Церковь 1958-1964 гг.
В фокусе внимания автора оказалась архипастырская деятельность епископа Смоленского и Дорогобужского Иннокентия (Сокаля), возглавлявшего Смоленскую епархию в 1959-1964 гг. Вступив в управление епархией, преосвященный Иннокентий продолжил дело реставрации Успенского кафедрального собора, начатое его предшественником по кафедре епископом Михаилом (Чубом). Ремонтно-реставрационные работы в соборе проходили под контролем Хозяйственного управления Московской Патриархии, Совета по делам Русской православной церкви при СМ СССР и местных властей. Однако финансирование осуществлялось исключительно из средств Смоленской епархии и смоленского кафедрального собора.
Автор подробно описывает итоги масштабной ремонтно-реставрационной деятельности, которая позволила воссоздать исторический облик величественного храма-памятника вопреки противодействию со стороны местных партийно-государственных органов и уполномоченного Совета по делам Русской православной церкви.
В статье дан анализ причин неудавшихся попыток властей закрыть смоленский Успенский кафедральный собор, ставший после завершения реставрации местом посещения иностранных туристов и крупнейшим приходом Смоленской епархии Русской Православной Церкви.
Ключевые слова: Русская Православная Церковь, Московская Патриархия, уполномоченный Совета по делам Русской православной церкви, патриарх, епископ, Успенский кафедральный собор, реставрация
Для цитирования: Тупикин Р. В. Реставрация смоленского Успенского кафедрального собора в период управления епископа Смоленского и Дорогобужского
© Р. В. Тупикин, 2024
179
Иннокентия (Сокаля) (1959-1964 гг.) // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2024. № 45. С. 179-190. DOI: 10.24412/2224-5391-2024-45-179-190
Сведения об авторе: Исидор (Тупикин Роман Владимирович), митрополит Смоленский и Дорогобужский — кандидат юридических наук, кандидат богословия, докторант Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. свв. Кирилла и Мефодия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7377-9815 (Россия, г. Смоленск). E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 01.08.2023 Принята к публикации 27.11.2023
История смоленского Успенского кафедрального собора — выдающего храма-памятника отечественной истории и культуры XVII-XVIII вв. еще до конца не написана. Ее дореволюционный период в значительной степени освещен современными исследователями русского зодчества и церковного искусства — В. В. Косточкиным1, епископа Михаилом (Чубом)2, В. М. Аникеевым3, Л. А. Щен-никовой4. Однако трагический для Русской Православной Церкви ХХ в. в жизни главного храма Смоленской епархии остался за пределами научных изысканий: специальных исследований, посвященных этой теме, нет.
В статье раскрывается жизнь прихода Успенского кафедрального собора и Смоленской епархии в трудные годы хрущевской оттепели. В известной мере наше исследование базируется на трудах ведущих исследователей, светских и церковных историков: М. В. Шкаровского5, Т. А. Чумаченко6, О. Ю. Васильевой7, прот. В. Цыпина8,
1 Косточкин В. В. Старым смоленским трактом. М., 1972. С. 151-156.
2 Михаил (Чуб), еп. Успенский кафедральный собор в Смоленске // ЖМП. 1956. № 7. C. 28-33; Его же. Плащаница Смоленского Успенского собора // ЖМП. 1958. № 4. С. 44-50.
3 Аникеев В. М. Святыни и подвижники смоленские. Смоленск, 2006; Его же. «В настоящем величественный». По материалам архивных исследований. Смоленск, 2018; Его же. «У строения города Смоленска». К 250-летию завершения строительства и второго освящения Смоленского Свято-Успенского кафедрального собора. Смоленск, 2021.
4 Щенникова Л. А. Научные поиски и краеведческие заметки о Смоленских святынях. Рец.: Аникеев В. М. Святыни и подвижники Смоленские // Вестник ПСТГУ Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 2 (18). С. 159-164; Ее же: Успенский собор в Смоленске XVII-XVIII веков: от основания до освящения. Рец. на: Аникеев В. М. «В настоящем величественный». По материалам архивных исследований. Смоленск, 2018 // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 33. С. 147-155.
5 Шкаровский М. В. Русская православная церковь при Сталине и Хрущеве. Государственно-церковные отношения в СССР в 1939-1964 годах. М., 1999.
6 Чумаченко Т. А. Государство, православная церковь, верующие. 1941-1961 гг. М., 1999.
7 Цыпин В., прот. История Русской Церкви. 1917-1997. М., 1997.
8 Васильева О. Ю. Русская Православная Церковь и Второй Ватиканский Собор. М., 2004.
прот. А. Марченко9, внесших вклад в разработку проблематики хрущевских гонений на Русскую Православную Церковь.
Активная реставрация смоленского Успенского кафедрального собора началась при епископе Смоленском и Дорогобужском Михаиле (Чубе), управлявшим Смоленской епархией с 1955 по 1959 гг.10
5 марта 1959 г. решением патриарха Алексия I и Священного Синода епископ Михаил был перемещен на Ижевскую кафедру с освобождением его от должности заместителя председателя Отдела внешних церковных сношений. Епископ Михаил также был лишен титула Берлинский и Германский11. До назначения постоянного епископа в Смоленск управление Смоленской епархии было временно поручено викарному епископу Дмитровскому Пимену (Извекову)12.
На Смоленскую кафедру Московской Патриархии нужен был архиерей, который бы неотлучно находился в Смоленске и своими действиями стабилизировал церковно-государственные отношения в Смоленской области, накалившиеся при епископе Михаиле. Выбор патриарха Алексия I и руководства Совета по делам Русской православной церкви при СМ СССР пал на 76-летнего настоятеля смоленского Успенского кафедрального собора иеромонаха Иннокентия (Сокаля), который был хорошо знаком со всеми делами епархии. Иеромонах Иннокентий, долгое время находившийся в эмиграции, знал иностранные языки и успешно проводил экскурсионную работу с посещавшими Смоленск иностранцами.
Священный Синод на своем заседании от 24 апреля 1959 г. определил иеромонаху Иннокентию, по возведении в сан архимандрита, быть епископом Смоленским и Дорогобужским. Его епископская хиротония состоялась 10 мая 1959 г. в Троице-Сергиевой лавре. Чин хиротонии совершили патриарх Алексий, архиепископ Можайский Макарий (Даев) и епископ Дмитровский Пимен (Извеков)13.
Преосвященный Иннокентий (Сокаль) вступил в управление Смоленской и Дорогобужской епархией в момент, когда ремонтные и реставрационные работы, начатые епископом Михаилом, были в самом разгаре. Опираясь на по-
9 Марченко А. Н., прот. Личные дела высшего духовенства Русской Православной Церкви для изучения государственно-церковных отношений 1943-1985 гг. // Отечественные архивы. М., 2007. № 4. С. 96-104; Его же. Религиозная политика советского государства в годы правления Хрущева и ее влияние на церковную жизнь в СССР. М., 2010.
10 См. об этом нашу ранее опубликованную статью: Тупикин Р. В. Реставрация смоленского Успенского кафедрального собора в период управления епископа Смоленского и Дорогобужского Михаила (Чуба) (1955-1959 гг.) // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2023. № 44. С. 193-206.
11 Шкаровский М. В. Михаил (Чуб) // Православная энциклопедия. Т. ХЬУ. М., 2017. С. 665.
12 Доверенность епископу Пимену (Извекову), управляющему Смоленской епархией для предоставления в Госбанк // Архив Московской Патриархии (АМП). Ф. 1. Оп. 4. Д. 2138 (Переписка Московской Патриархии со Смоленской епархией за 1959 год). Л. 95.
13 Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. Р-6991. Оп. 7. Д. 149. Л. 4-4 об.
мощь инженера В. А. Любимова, он продолжил дело своего предшественника по кафедре. Хозяйственное управление Московской Патриархии решило поддержать епископа Иннокентия и выделило средства на дальнейшую реставрацию собора в размере 400 000 руб.
28 сентября 1959 г. епископ Иннокентий направил в Хозяйственное управление при Священном Синоде отчет о восстановлении и реставрации смоленского кафедрального собора, в котором значилось, что за период с 1 января по 1 октября 1959 г. было произведено работ на сумму 603 400 руб. Из них 400 000 руб. поступили от Хозяйственного управления, а 203 400 руб. выделены собором из своего бюджета14.
За период с 1 января по 1 октября 1959 г. при епископе Михаиле и епископе Иннокентии был выполнен огромный фронт работ. Проведены наружные работы: полное восстановление глав собора с позолотой и восстановлением мемориальной доски на сумму 118 000 руб., капитальный ремонт сферических покрытий глав с окраской их под серебро, ремонт барабанов центральной главы с заменой утраченных конструкций, ремонт окон с остеклением, капитальное восстановление наружного главного тамбура, восстановление белокаменной лестницы, ведущей в собор, переоборудовано наружное электроосвещение, восстановлены западная и северная части каменной ограды соборного двора и башенные часы на колокольне с устройством курантов, каждые четверть часа играющих знаменитую музыку М. И. Глинки «Славься, славься ты, Русь моя», восстановлены конструкция колокольни, штукатурка с покраской на фасаде Богоявленского собора.
Проделанные внутренние работы, в особенности в притворе Успенского собора, тоже были впечатляющими: восстановлен лепной декор в притворе, выполнены отделочные работы по окраске стен, сводов, арок и дверей, восстановлены 4 резные киота и сделана скрытая электропроводка, восстановлены паникадило, живопись на сводах и киотах, капитально отремонтированы внутренние тамбуры, окна и двери. Кроме того, в соборе был укреплен резной иконостас и возведены леса в двух нефах собора. Реставрационная мастерская наконец сделала обмерочные чертежи.
По некоторым данным, с 1957 г. по октябрь 1959 г. на реставрацию Успенского кафедрального собора было затрачено около 1,5 млн руб.15
Свой вклад в дело возрождения собора внесли городские власти. По договоренности с Горисполкомом с соборного двора были выселены 11 человек, не имевших отношения к собору, осталось выселить еще 3 семьи. Городской со-
14 Отчет о выполнении задания по восстановлении и реставрации Смоленского кафедрального собора за период с 1 января по 1 октября 1959 года // Архив Смоленского епархиального управления (АСЕУ). Папка «Переписка с Московской Патриархией 1950-е-1960-е годы» № 33.
15 ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 1683. Л. 7.
вет депутатов трудящихся принял решение о выделении средств из городского бюджета для благоустройства территории на сумму 1 017 руб. и значительно украсил подступы к собору.
В период с 1 октября 1959 г. по 1 апреля 1960 г. епископ Иннокентий и В. А. Любимов предлагали осуществить новый фронт работ по ремонту и реставрации собора: восстановить живопись, лепной декор и выполнить малярные работы на сводах у иконостаса в правом и центральном нефах, восстановить центральную часть резного иконостаса с позолотными работами и приобретением сусального золота, заменить старую аварийную электропроводку в правом и центральном нефах с восстановлением 4 из 7 паникадил, укрепить находящиеся в аварийном состоянии детали резных иконостаса и декора, выполнить отделочные работы в помещениях над алтарями (за иконостасом), укрепить балкон с заменой сгнивших деталей конструкции, восстановить живопись в центральной части иконостаса, 2 наружных тамбура и архиерейское (царское) место с позолотой. Епископ Иннокентий просил Хозяйственное управление Московской Патриархии продолжить финансирование реставрации собора, согласно плану, на период с 1 октября 1959 по 1 апреля 1960 г., в размере еще 400 000 руб.16
Однако из-за трудного финансового положения Московская Патриархия больше не имела возможности финансировать реставрацию. Теперь епископ Иннокентий мог рассчитывать только на помощь храмов Смоленской епархии и собственные средства собора.
Тем не менее епархии все же удалось продолжить масштабные работы. Во второй половине 1959 г. внутри храма-памятника были отреставрированы орнамент центральных колонн, резьба иконостаса с золочением отдельными местами, выполнено золочение центрального портала иконостаса, произведена художественная реставрация скульптур на портале иконостаса. Удалось восстановить монументальную живопись на своде правого нефа у иконостаса с расчисткой от записей, монументальную живопись под фреску на своде центрального нефа, орнаментованную живопись подпружных арок.
Также были произведены полное восстановление южного тамбура собора, ремонт парапета кровли, реставрация живописи в престольных киотах столпов у центрального выхода с изображениями «Св. вмч. Димитрий Солунский», «Св. вмч. Екатерина», «Св. первомуч. Фекла» и т. д.
Снаружи были отреставрированы и подготовлены к золочению главы собора, выполнены деревянное перекрытие над алтарями, золочение резного обрамления запрестольной горки у алтаря, утеплены чердачные перекрытия в восточных куполах, отреставрирован большой крест восточной главы собо-
16 Отчет о выполнении задания. с 1 января по 1 октября 1959 года.
ра, заменены подкрестные шары восточных куполов. Произведено золочение большого креста и подкрестного шара восточной главы17.
В 1960 г. на средства Смоленской епархии вновь удалось выполнить огромный фронт работ внутри храма: реставрацию штукатурки, окраску окон, внутренних стен и печей, очистку и покраску деревянных полов, установку новых металлических креплений по всей поверхности иконостаса, укрепление карту-шей, реставрацию центральной части иконостаса (воссоздание резьбы и ее золочение с окраской фона), реставрацию живописи центральной части иконостаса, живописи пристенных и пристолпных киотов южной стороны (13 композиций).
Был проведен полный комплекс реставрационных работ на правой части иконостаса: реставрация резьбы и ее золочение, реставрация живописи (35 композиций) с покраской фона иконостаса в зеленый цвет.
В трапезной храма была произведена реставрация четырех киотов с шестью фигурами ангелов на центральных колоннах: «Одигитрия», «Св. вмч. Георгий Неокессарийский», «Св. Архистратиг Михаил», «Проповедница» с сенью над ней, лестницей и всеми фигурами ангелов. Произведены: очистка всех киотов от загрязнений, воссоздание и реставрация резьбы, левкаса и золочение, реставрация живописи пристолпных киотов центральных столпов, реставрация киотов икон «Св. вмч. Пантелеймон» и «Св. первомуч. Фекла», реставрация отделки сводов, подпружных арок и колонн с окраской фонов; перестилка пола солеи, реставрация всех дверей собора18.
В 1961 г. на средства Смоленской епархии продолжились внутренние работы. Была возобновлена первоначальная окраска собора в два цвета (зеленый и белый), восстановлены утраченные места лепного орнамента свода левого переднего нефа собора, утраченные лепные детали капителей на северной колонне, лепные детали окна на северной стене; произведена реставрация штукатурки на своде левого нефа собора; установлены гипсовые маяки трещин на своде, подпружных арках и стенах; воссозданы утраченные карнизные тяги.
Произведена реставрация живописи левой части иконостаса (35 композиций), с реставрацией надписей и покраской фона иконостаса в зеленый цвет. Реставрированы и позолочены: деревянные резные детали южных пристенных киотов, резьба левой части иконостаса. В трапезной храма произведена реставрация монументальной живописи свода левого нефа и орнаментальной живописи подпружных арок, живописи северной стороны пристенных и при-столпных киотов (18 композиций).
Снаружи произведена очистка стен, колонн, шеек куполов, стаканов, карнизов от набела; выполнены: реставрация штукатурки, ремонт водо-
17 ГАСО. Ф. Р-3237. Оп. 1. Д. 121. Л. 24-26.
18 Там же. Л. 33-37.
сточных труб и свесов, смена битых стекол оконных рам, ремонт наружных оконных блоков19.
Реставрация Успенского кафедрального собора — жемчужины Смоленска близилась к своему завершению. Однако хрущевские гонения на Русскую Православную Церковь стремительно набирали свои обороты. Одно за одним выходили антирелигиозные постановления партии и правительства, повсеместно в епархиях шло закрытие храмов. Власти Смоленской области более не желали помогать восстановлению выдающегося памятника русской истории и культуры и всеми силами стремились его остановить.
Желая навредить успешному процессу реставрации Успенского кафедрального собора, уполномоченный Совета по делам Русской православной церкви Г. Н. Галинский предпринял все усилия, чтобы рассорить епископа Иннокентия с главным руководителем работ — инженером В. А. Любимовым. Ему это удалось. Владыка сначала доверял Любимову, но потом под влиянием уполномоченного и настоятеля собора протоиерея Евстафия Баслыка изменил к нему свое отношение. Престарелого и больного архипастыря удалось убедить, что Любимов допускает вопиющие злоупотребления. Организовав слежку за деятельностью В. А. Любимова, уполномоченный Г. Н. Галинский докладывал в Совет: «Например: Любимов подобрал группу рабочих не столь уж и высокой квалификации (маляры, столяры и др.) и выплачивал им ежемесячно по 8 и более тыс. руб., которые потом 50 % этой суммы отдавали Любимову, выписывал фальшивые ведомости на большие суммы денег на несуществующие бригады рабочих, и эти деньги присваивать себе. Любимов покупал в Москве для позолоты алтаря и иконостаса поталь по 30 руб. за книжечку, а брал с собора по 90 рублей. Большие суммы наживал и на книжках сусального золота. Любимов занялся сбором через специальных сборщиков цветного лома и стал отправлять его в Москву на переработку. В Москве в какой-то нелегальной мастерской им было изготовлено несколько десятков дорогостоящих (2,5-3 тыс. руб. каждый) подсвечников и доставлено в Смоленск для продажи церквям»20.
Собранного уполномоченным Г. Н. Галинским компромата вполне могло хватить для возбуждения уголовного дела против В. А. Любимова и покровительствовавшего ему в Хозяйственном управлении Московской Патриархии Д. А. Остапова. Под ударом могла оказаться репутация самого патриарха Алексия. Однако этого не произошло. Под давлением Совета по делам Русской православной церкви инженер В. А. Любимов был отозван Хозяйственным управлением Московской Патриархии из Смоленска. В 1962-1964 гг. ремонт-но-реставрационные работы в Успенском соборе более не проводились.
19 ГАСО. Ф. Р-3237. Оп. 1. Д. 121. Л. 48-51.
20 ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 1781. Л. 13.
В значительной степени отреставрированный и приведенный в благолепный вид храм-памятник по-прежнему являлся первым по посещаемости верующими в Смоленской епархии. В дни празднования Пасхи, Рождества, Богоявления, Троицы, Духова дня и др. в соборе молилось до 5 000 прихожан. Доход собора в 1962 г. составлял 149 843 руб., в 1963 г. — 138 758 руб., что составляло 30 % общего дохода епархии, состоявшей из 38 храмов. В 1963 г. в соборе было крещено 3 363 ребенка21.
В разгар охватившей всю страну антирелигиозной истерии местные власти не могли спокойно смотреть, как успешно развивалась церковная жизнь этого духовного центра православного Смоленска.
В 1964 г. Промышленным исполкомом Смоленской области был поставлен закономерный для того времени вопрос о закрытии Успенского кафедрального собора. Однако уполномоченный Совета по делам Русской православной церкви по Смоленской области А. Анищенко отказался выполнять волю местных органов власти, утверждая, что «при современном состоянии, т.е. активности верующих этого собора Совет на закрытие не пойдет»22. Подключились партийные органы. Председатель обкома КПСС Н. Ф. Ребрик стал настаивать, чтобы уполномоченный, собрав необходимые документы, лично поехал в Москву, в Совет, чтобы высказать мотивы закрытия собора. В своей докладной записке в Совет уполномоченный А. Анищенко писал, что единственным основанием для закрытия собора является наличие у общины двух храмов — Успенского и Богоявленского, так как в инструкции Совета сказано: «Каждое религиозное общество имеет право пользоваться только одним храмом»23. Однако эти планы так и не удалось осуществить. Вскоре, после отстранения Н. С. Хрущева от власти 14 октября 1964 г., антирелигиозные гонения в СССР прекратились. Вопрос о закрытии Успенского собора в Смоленске был снят и более не поднимался.
Таким образом, назначенный в апреле 1959 г. епископом Смоленским и Дорогобужским преосвященный Иннокентий (Сокаль) продолжил ремонтные и реставрационные работы, начатые епископом Михаилом. На дальнейшую реставрацию Успенского собора от Московской Патриархии ему удалось получить ассигнование в размере 400 000 руб., 200 000 руб. были взяты из бюджета смоленского собора. За период с 1 января по 1 октября 1959 г. при епископе Михаиле и епископе Иннокентии был выполнен огромный фронт ремонтно-реставрационных работ на сумму около 1,5 млн руб.
По имеющимся официальным данным, сумма денежных средств, поступивших из разных источников и потраченных на ремонт и реставрацию Успен-
21 Личный архив автора. Д. 1. Л. 14-16.
22 Там же. Л. 12.
23 Там же. Л. 13.
ского кафедрального и Богоявленского соборов в 1957-1961 гг., приближалась к 2 млн 300 тыс. руб. Однако в действительности она могла быть значительно больше. По данным Совета по делам Русской православной церкви, она превышала 5 млн рублей (в старом исчислении)24.
Реставрационные работы в смоленском Успенском кафедральном соборе прекратились в 1962 г. Уже в 1964 г. власти Смоленской области предприняли попытку закрыть приход собора и изъять храм у верующих. Однако осуществить эти планы не удалось. Обновленный и отреставрированный трудами архипастырей Смоленской и Дорогобужской епархии великолепный храм по-прежнему посещали иностранные туристы и тысячи верующих людей. Спасло собор от закрытия скорое отстранение от власти Н. С. Хрущева и последовавшее за этим прекращение антирелигиозного натиска.
Источники
1. Архив Московской Патриархии (АМП). Ф. 1. Оп. 4. Д. 2138.
2. Архив Смоленского епархиального управления (АСЕУ). Папка «Переписка с Московской Патриархией 1950-е-1960-е годы» № 33.
3. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 1683, 1781; Оп. 7. Д. 149.
4. Государственный архив Смоленской области (ГАСО). Ф. Р-3237. Оп. 1. Д. 121.
5. Личный архив автора. Д. 1.
Литература
1. Аникеев В. М. «В настоящем величественный». По материалам архивных исследований. Смоленск, 2018.
2. Аникеев В. М. «У строения города Смоленска». К 250-летию завершения строительства и второго освящения Смоленского Свято-Успенского кафедрального собора. Смоленск, 2021.
3. Аникеев В. М. Святыни и подвижники смоленские. Смоленск, 2006.
4. Васильева О. Ю. Русская Православная Церковь и Второй Ватиканский Собор. М., 2004.
5. Косточкин В. В. Старым смоленским трактом. М., 1972.
6. Марченко А. Н., прот. Личные дела высшего духовенства Русской Православной Церкви для изучения государственно-церковных отношений 1943-1985 гг. // Отечественные архивы. 2007. № 4. С. 96-104.
7. Марченко А. Н., прот. Религиозная политика советского государства в годы правления Хрущева и ее влияние на церковную жизнь в СССР. М., 2010.
24 Личный архив автора. Д. 1. Л. 16.
8. Михаил (Чуб), еп. Плащаница Смоленского Успенского собора // Журнал Московской Патриархии. 1958. № 4. С. 44-50.
9. Михаил (Чуб), еп. Успенский кафедральный собор в Смоленске // Журнал Московской Патриархии. 1956. № 7. С. 28-33.
10. Тупикин Р. В. Реставрация смоленского Успенского кафедрального собора в период управления епископа Смоленского и Дорогобужского Михаила (Чуба) (19551959 гг.) // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2023. № 44. С. 193-206. DOI: 10.24412/2224-5391-2023-44-193-206
11. Цыпин В., прот. История Русской Церкви. 1917-1997. М., 1997.
12. Чумаченко Т. А. Государство, православная церковь, верующие. 1941-1961 гг. М., 1999.
13. Шкаровский М. В. Михаил (Чуб) // Православная энциклопедия. Т. XLV. М., 2017. С. 663-666.
14. Шкаровский М. В. Русская православная церковь при Сталине и Хрущеве. Государственно-церковные отношения в СССР в 1939-1964 годах. М., 1999.
15. Щенникова Л. А. Научные поиски и краеведческие заметки о Смоленских святынях. Рец.: Аникеев В. М. Святыни и подвижники Смоленские // Вестник ПСТГУ Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 2 (18). С. 159-164.
16. Щенникова Л. А. Успенский собор в Смоленске XVII-XVIII веков: от основания до освящения. Рец. на: Аникеев В. М. «В настоящем величественный». По материалам архивных исследований. Смоленск, 2018 // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 33. С. 147-155.
Metropolitan Isidor (Tupikin)
THE RESTORATION OF SMOLENSK DORMITION OF THE THEOTOKOS CATHEDRAL DURING THE TENURE OF BISHOP INNOKENTY (SOKAL) OF SMOLENSK AND DOROGOBUZH
(1959-1964)
Abstract. The article relates the history of restoration of Smolensk Dormition Cathedral, which is an outstanding monument of Russian history and culture. The restoration process coincided with the period of Khrushchev's persecution of the Russian Orthodox Church (1959-1964). The author focuses on the archpastoral activities of Bishop of Smolensk and Dorogobuzh Inno-kenty (Sokal), who governed Smolensk diocese in 1959-1964. He continued the restoration of Smolensk Dormition Cathedral which was initiated by his predecessor Bishop Mikhail (Chub). Repair and restoration work in the cathedral took place under the control of the economic department of the Moscow Patriarchate, Governmental Council for the Russian Orthodox Church Affairs under the USSR Council of Ministers and local authorities. However, the work was financed exclusively by the Smolensk diocese and Smolensk Dormition Cathedral.
The author describes in details the results of large-scale repair and restoration work. These efforts made it possible to restore the historical appearance of the majestic church monument despite the opposition from the authorized official of the Governmental Council for the Russian Orthodox Church affairs and local authorities.
The articles also analyzes the reasons behind the failed attempts of the authorities to close Smolensk Dormition Cathedral, which after the restoration was completed has become a destination for foreign tourists and the largest parish of the Smolensk Diocese of the Russian Orthodox Church.
Keywords: Russian Orthodox Church, Moscow Patriarchate, authorized official of the Governmental Council for Russian Orthodox Church Affairs, Patriarch, Bishop, Dormition Cathedral, restoration
For citation: Isidor (Tupikin R. V.), mitr. Restavratsiia Smolenskogo Uspenskogo kafedral'no-go sobora v period upravleniia episkopa Smolenskogo i Dorogobuzhskogo Innokentiia (Soka-lia) (1959-1964 gg.) [The Restoration of Smolensk Dormition of the Theotokos Cathedral during the Tenure of Bishop Innokenty (Sokal) of Smolensk and Dorogobuzh (1959-1964)]. Vestnik Ekaterinburgskoi dukhovnoi seminarii — Bulletin of the Ekaterinburg Theological Seminary, 2024, no. 45, pp. 179-190. DOI: 10.24412/2224-5391-2024-45-179-190
About the author: Isidor (Tupikin Roman Vladimirovich), Metropolitan of Smolensk and Dorogobuzh — PhD (Law; Theology), doctoral student of Ss. Cyril and Methodius Institute of Postgraduate and Doctoral Studies of Russian Orthodox Church, ORCHID: https://orcid. org/0000-0002-7377-9815 (Russia, Smolensk). E-mail: [email protected]
Submitted on 01 August, 2023 Accepted on 27 November, 2023
References
1. Anikeev V. M. «U stroeniia goroda Smolenska». K250-letiiu zaversheniia stroitel'stva i vtorogo osviashcheniia Smolenskogo Sviato-Uspenskogo kafedral'nogo sobora [«At the Building of Smolensk». To the 250th Anniversary of the Completion and Second Consecration of the Smolensk Holy Dormition Cathedral]. Smolensk, 2021.
2. Anikeev V. M. «V nastoiashchem velichestvennyi». Po materialam arkhivnykh issledovanii [«Glorious at Present». Based on the Archival Research]. Smolensk, 2018.
3. Anikeev V. M. Sviatyni i podvizhniki smolenskie [Shrines and Ascetics of Smolensk]. Smolensk, 2006.
4. Chumachenko T. A. Gosudarstvo, pravoslavnaia tserkov', veruiushchie. 1941-1961 gg. [State, Orthodox Church, Believers. 1941-1961]. Moscow, 1999.
5. Isidor (Tupikin R. V.), mitr. Restavratsiia smolenskogo Uspenskogo kafedral'nogo sobora v period upravleniia episkopa Smolenskogo i Dorogobuzhskogo Mikhaila (Chuba) [Restoration of the Smolensk Cathedral of the Dormition of the Theotokos during the Tenure of Bishop Mikhail (Chub) of Smolensk and Dorogobuzh (1955-1959)]. Vestnik Ekaterinburg-
skoi dukhovnoi seminarii — Bulletin of the Ekaterinburg Theological Seminary, 2023, no. 44, pp. 193-206. DOI: 10.24412/2224-5391-2023-44-193-206
6. Kostochkin V. V. Starym smolenskim traktom [By the Old Smolensk Road]. Moscow, 1972.
7. Marchenko A. N., prot. Lichnye dela vysshego dukhovenstva Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi dlia izucheniia gosudarstvenno-tserkovnykh otnoshenii 1943-1985 gg. [Personal Files of Russian Orthodox Church Higher Clergy for the Study of State-Church Relations of 19431985], Natsional'nye arkhivy [National Archives]. Moscow, 2007, no. 4, pp. 96-104.
8. Marchenko A. N., prot. Religioznaia politika sovetskogo gosudarstva v gody pravleniia Khrushcheva i ee vliianie na tserkovnuiu zhiz' v SSSR [Religious Politics of the Soviet State in the Years of Rule of N. S. Krushchev and Its Influence on the Church Life in the USSR]. Moscow, 2010.
9. Mikhail (Chub), bishop. Plashchanitsa Smolenskogo Uspenskogo sobora [Shroud of Smolensk Dormition Cathedral]. Zhurnal Moskovskoi patriarkhii — Journal of the Moscow Patriarchate, 1958, no. 4, pp. 44-50.
10. Mikhail (Chub), bishop. Uspenskii kafedral'nyi sobor v Smolenske [Smolensk Dormition Cathedral]. Zhurnal Moskovskoi patriarkhii — Journal of the Moscow Patriarchate, 1956, no. 7, pp. 28-33.
11. Shchennikova L. A. Nauchnye poiski i kraevedcheskie zametki o Smolenskikh sviaty-niakh. Rets.: Anikeev V. M. Sviatyni i podvizhniki smolenskie [Research and Local History Notes about Smolensk Shrines. Rev.: Anikeev V. M. Shrines and Ascetics of Smolensk]. Vest-nik PSTGU. Ser. V: Voprosy istorii i teorii khristianskogo iskusstva — St. Tikhons University Review . Series V: Problems of History and Theory of Christian Art, 2015, no. 2 (18), pp. 159-164.
12. Shchennikova L. A. Uspenskii sobor v Smolenske XVII-XVIII vekov: ot osnovaniia do osviashcheniia [Dormition Cathedralin Smolensk of the 17th — 18th Centuries: From Foundation to Consecration. Rev. op: Anikeev V. M. "V nastoiashchem velichestvennyi". Po materi-alam arkhivnykh issledovanii. Smolensk, 2018]. Vestnik PSTGU. Ser. V: Voprosy istorii i teorii khristianskogo iskusstva — St. Tikhons University Review . Series V: Problems of History and Theory of Christian Art, 2019, no. 33, pp. 147-155.
13. Shkarovskii M. V. Mikhail (Chub). Pravoslavnaia entsiklopediia [Orthodox Encyclopedia], Moscow, 2017, V. XLV, pp. 663-666.
14. Shkarovskii M. V. Russkaia Pravoslavnaia Tserkov' pri Staline i Khrushcheve. Gosudarst-venno-tserkovnye otnosheniia v SSSR v 1939-1964 gg.) [Russian Orthodox Church under Stalin and Khrushchev. State-Church Relations in the USSR in 1939-1964]. Moscow, 1999.
15. Tsypin V., prot. Istoriia Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi 1917-1997 [History of the Russian Orthodox Church. 1917-1997]. Moscow, 1997.
16. Vasil'eva O. Yu. Russkaia Pravoslavnaia Tserkov' i Vtoroi Vatikanskii Sobor [Russian Orthodox Church and Second Vatican Council]. Moscow, 2004.