даже тем, кто по каким-либо причинам ограничен в физических возможностях. Не случайно участниками проекта стали более 1000 человек старшего возраста.
Уже несколько лет курганские социальные службы развивают такое популярное в нашей стране направление, как «Университет третьего возраста». Теперь 1 сентября в городе начинают учиться не только школьники и студенты, но и их бабушки и дедушки. Пять факультетов, среди которых такие как «Историко-краеведческий», «Россия и Зауралье», «Здоровье», «Психология», «Информационные технологии», работают полноценный учебный год. Систематические занятия, интересная и актуальная информация, общение с новыми людьми, сама форма организации досуга - все это позволяет пожилым людям чувствовать себя активными участниками жизни общества. Да и жизнь самих взрослых студентов теперь не ограничена рамками семьи и квартиры. А занятия и домашние задания психологически снимают давление возраста.
Таким образом, система досуга пожилых людей в нашем городе в настоящее время находится в стадии модернизации. В этой системе есть как минусы, так и плюсы. Можно строить идеальные проекты, говоря о необходимости госвложений. Бесспорно, помощь государства необходима, но у пожилых людей нет времени ее ждать, именно поэтому так ценны те новые проекты, которые разрабатываются сегодня.
Список литературы
1 Сухова Л.С. Организация досуга и свободного времени пожилых людей // Проблемы старости: духовные, медицинские и социальные аспекты : сб. трудов /под ред. А. В. Флинта. - М. : Свято-Дмитриевское училище сестер милосердия, 2003. - С.107-121.
УДК 172
С.С. Федулов
Курганский государственный университет
цинизм в русской философии XIX-XX вв.
Аннотация. В статье дается анализ феномена цинизма в русской философии Х1Х-ХХ вв. в направлениях эстетики, социальных теорий, русской религиозной философии, идеологии революционного народничества.
Ключевые слова: цинизм, нигилизм, радикализм, анархизм, атеизм, аскетизм, утопизм.
S.S. Fedulov Kurgan State University
CYNICISM IN RUSSIAN PHILOSOPHY OF THE XIX-XX CENTURIES
Annotation. The article gives the analysis of a phenomenon of cynicism in Russian philosophy of the XIX-XX centuries in directions of aesthetics, social theories, in Russian religious philosophy, ideology of revolutionary populism.
Keywords: cynicism, nihilism, radicalisme anarchism, atheism, asceticism, utopianism.
Слово «цинизм» происходит от позднелатинско-го cynismus и от древнегреческого kynismos - учение киников, которое восходит к слову kynos («собака») и буквально означает «собачий образ жизни человека». В большинстве словарей приводятся два значения слова «цинизм»: 1) учение киников, 2) нигилистическое отношение к достоянию общечеловеческой культуры, особенно к общепринятым правилам морали и нравственности, благопристойности, идее достоинства человека, иногда к официальной идеологии, выраженное в форме издевательского глумления; вызывающе-пренебрежительное, презрительное до наглости и бесстыдства отношение к чему-либо, пользующемуся всеобщим уважением и признанием. Выделяют цинизм силы (например, тоталитарные режимы) и бунтарские настроения и действия (например, вандализм). Слово «цинизм» имеется в различных языках, например, английском (cynicism) и немецком (zynismus). Упоминается, что цинизм присутствует в некоторых философских учениях (Ф. Вольтер, Д. Дидро) и произведениях художественной литературы (Ф. Рабле, М. Сервантес, В. Шекспир). Из данных значений видно, что феномен цинизма в философских учениях почти не исследовался. Исключением являются работы И.М. Нахова [1] и П. Слотердайка [2], но первый ограничился анализом только учений киников, а второй кроме учений некоторых киников рассмотрел работу И. Гёте «Фауст» и учение М. Хайдеггера о Man.
Вместе с тем цинизм присутствует в различных направлениях русской философии: в эстетике (особенно у Д.И. Писарева), социальных теориях (особенно у М.А. Бакунина), в русской религиозной философии (Н.А. Бердяев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, С.Л. Франк), идеологии революционного народничества. Причем одни мыслители его защищают, другие подвергают критике. Во всех этих направлениях выражаются одни и те же признаки цинизма, присутствующие в той или иной мере и сочетании и в западной философии (Н. Макиавелли, Ф. Ницше, де Сад, М. Штирнер): деструктивность, нигилизм, радикализм, анархизм, атеизм, аскетизм, утопизм.
Писарев был сторонником реалистического искусства, эстетику которого разработал Н.Я. Чернышевский. Он объявил себя врагом искусства для искусства и в качестве объекта критики такого искусства выбрал произведения А.С. Пушкина, в частности, его роман «Евгений Онегин», в котором обнаружил лишь «описание бессмысленной дворянской жизни и мелких обычаев». Рассматривая произведения Пушкина, Писарев цинично именовал его «величайшим представителем филистерского взгляда на жизнь» и «искусным версификатором». Бердяев оценил этот погром эстетики как вульгарный материализм, утилитаризм и цинизм: «Писаревский нигилизм объявил, что "сапоги в ы ше Шексп и ра" . Идея социального за каза в искус-
стве и литературе в писаревщине утверждалась даже в более крайней форме, чем в коммунизме» [3, 46]. Описание действительности у нигилистов-шестидесятников сопровождалось созданием утопических проектов будущего социального устройства («Что делать?» Н.Я. Чернышевского).
М.А. Бакунин создал анархический проект замены государства федерацией самостоятельных общин, критикуя не только буржуазное государство, но и проект марксистского народного государства. В Программе славянской секции в Цюрихе [4, 524-526], написанной Бакуниным, отрицалось существование государства, юридического права, частной собственности, семьи и признавались материализм, атеизм, равенство прав и обязанностей мужчин и женщин. Он предлагал покрыть всю Россию тайными революционными организациями, которые подготовят восстание против существующей монархии. Характеризуя идеи Бакунина как анархо-коммунизм, Бердяев писал, что «у Бакунина он окрашен в зловещий цвет разрушения и бунта против всего, прежде всего против Бога» [3, 56].
Феномен цинизма рассматривался в художественно-философских произведениях Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского. Ф. Ницше в своих конспектах работ Толстого «В чем моя вина?» и Достоевского «Бесы» относил их произведения к периоду трех великих аффектов в истории европейского нигилизма: аффектам презрения, сострадания и разрушения, характеризуя эти аффекты как симптомы «совершенного нигилизма» [5, 163]. Н.А. Бердяев писал о Толстом: «В сознании же именно Толстой был революционером, обличителем неправды мировой жизни, он анархист и нигилист, он восстает против мировой истории и против цивилизации с неслыханным радикализмом» [3, 71].
Отношение Толстого к религии имело форму этического нигилизма: он признавал христианские ценности без христианской церкви, отвергая ее догматы. В отношении к государству и юридическому праву он был нигилистом и анархистом, в отношении к искусству -нигилистом. Право он отвергал на том основании, что суд противен заповедям Христа, государство - за то, что его основой является телесное насилие, а его деятельность - преступлением против народа, и предлагал заменить его различными союзами и общественными предприятиями.
Как и другой русский анархист П.А. Кропоткин, Толстой проповедовал уничтожение границ государства, армии, судов, смертной казни, но он обращался к доброте и ненасилию, а Кропоткин - к революции. Нигилизм и анархизм сопровождались у Толстого утопическими идеями уничтожения городской цивилизации и возвращения к патриархальной жизни в деревне. Л. Шестов иронически замечает, что Толстой нашел «в проповеди отречения от цивилизованной жизни архимедов рычаг исцелить человечество от всех общественных недугов - заставить всех пахать землю и иметь руки с мозолями» [6, 72, 74-75]. В этом идеале содержится знакомая идея киников о лишенности потребностей и опрощенном образе жизни в природе. Нигилистом Толстой был и во взглядах на искусство. Он отвергал элитарное искусство и отождествлял искусство с исполнением социального заказа для народа, что привело его к выводам о большей ценности фольклора, чем профессионального искусства в виде романа, симфонии, живописных картин. Шестов в связи с этим заявляет, что Толстой исполняет «миссию... нового Писарева» [6].
Но русский нигилизм отличался от западного ниги-
лизма, основанием которого был атеизм. Бердяев писал: «Мы все нигилисты, говорит Достоевский. Русский нигилизм отрицал Бога, духа, душу, нормы и высшие ценности. И, тем не менее, нигилизм нужно признать религиозным феноменом. Возник он на духовной почве православия, он мог возникнуть лишь в душе, получившей православную формацию. Это есть вывернутая наизнанку православная аскеза, безблагодатная аскеза. ...Русские писатели... не верили в прочность цивилизации, в прочность тех устоев, на которых покоится мир, так называемый буржуазный мир их времени. . Катастрофическое мироощущение стало характерным для наиболее замечательных и творческих русских людей» [3, 37-38, 64,70].
Наиболее глубоко это мироощущение выразил Достоевский в своих романах. Он обличал русскую революционную интеллигенцию за ее атеистический нигилизм, считая его предвестником революции. Ю.Н. Давыдов обнаружил, что тематика письма Н. Ставрогина (главного героя «Бесов») к Даше «поразительным образом совпадает с тематикой "Дневника нигилиста"» [5, 168], в котором Ницше изобразил психологию нигилиста. В письме Ставрогина есть ужас перед «лживостью» действительности, тотальное отрицание, презрение ко всему, отсутствие нравственных воззрений, идея нейтральности добра и зла, душевная пустота, атеизм и даже садизм.
Ставрогин олицетворял для Ницше явление нигилизма, так как он соответствовал главному его критерию - это освобождение от всех абсолютов, идеалов и ценностей, стремление к ничто, презрение к жизни, иначе говоря, он олицетворял циническое сознание. Ницше считал, что цинический «проект нигилизма» возможен, ибо существует одна реальность - воля к власти. Достоевский показал, что отсутствие ценностных абсолютов приводит человека к нигилизму и самообожествлению, а они - к разрушению личности и мира. Комментируя содержание «Бесов», Бердяев утверждал: «Достоевский предвосхитил Ницше и многое, раскрывшееся лишь теперь» [7, 7].
Как М. Штирнер и Ф. Ницше, Достоевский считал свободу бытием и главной ценностью человека, но в отличие от них показал, что путь свободы является опасным и страдальческим, так как она может переродиться в своеволие. У Достоевского нигилист Шигалев утверждает: «Выходя из безграничной свободы, я заканчиваю безграничным деспотизмом», обществом, где одна десятая получит свободу личности, а остальные превратятся в стадо. Нигилист П. Верховенский превращает идею Шигалева в социальный эксперимент, где губернский веселый карнавал заканчивается убийством, пожаром, пьяным разгулом масс. Нигилист Иван Карамазов становится духовным виновником отцеубийства, нигилист Ставрогин - причиной гибели своей жены Хромоножки, а нигилист Раскольников совершает двойное убийство, чтобы доказать, что он не тварь дрожащая, а право имеет.
Бердяев усматривал связь между нигилизмом и социализмом: «Нигилистическая закваска, враждебная ценностям культуры и историческим святыням, лежит в основе русского социализма» [8, 467-468]. Нигилизм родился как отрицание Бога, поэтому социализм принимает те искушения, которые были отвергнуты Христом в пустыне: искушение «земными хлебами», чудом, властью. П. Верховенский переводит идеи шигалевщины на язык властных императивов: «Все к одному знаменателю, полное равенство. У рабов должны быть правители. Полное послушание, полная безличность»
90
Вестник КГУ, 2015. № 5
[8, 467-468]. Великий Инквизитор изображает будущее общество сходным образом: «Мы дадим им счастье слабосильных существ, какими они и созданы. ...Мы убедим их, что они тогда только и станут свободными, когда откажутся от свободы своей» [8, 467-468]. Как и нигилизм, социализм ведет к отрицанию достоинства личности, имморализму и цинизму.
Главным носителем этического сознания в России 70-х-80-х гг. была народническая революционная интеллигенция. С.Л. Франк выделяет ряд ее особенных свойств: утилитаризм («морализм», сосредоточенность на нравственных ценностях пользы), отрицание духовных ценностей, фанатизм как «страстную преданность излюбленной идее» с нетерпимостью к иным мнениям, нигилизм, сакрализация ценности «блага народа», нравственный релятивизм, приемлемость любых средств для достижения цели, в том числе террора, религия служения народа. Франк называл мировоззрение этой интеллигенции «нигилистическим морализмом», соединенным с «религией социализма» [9, 112], и истоками его считал руссоизм, механико-рационалистическую теорию счастья, абсолютизацию ценности разрушения, идеологию якобинцев и анархизм Бакунина. «Мы можем определить, - писал он, - классического русского интеллигента как воинствующего монаха нигилистической религии земного благополучия» [9, 136]. Большинство русских философов выразили позицию непринятия цинизма.
Список литературы
1 Нахов И. М. Философия киников. - М.,1982; его же: Киническая литература. - М.,1981 и др.
2 Слотердайк П. Критика цинического разума. - М.,2009.
3 Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. -М, 1990.
4 Бакунин М. А. Программа славянской секции в Цюрихе // М.А. Бакунин. Философия. Социология. Политика. - М.,1989.
5 См. : Давыдов Ю. Н. Этика любви и метафизика своеволия: Проблемы нравственной философии. - М.,1982.
6 Шестов Л. Добро в учении гр. Толстого и Ф. Ницше (философия и проповедь) //Вопросы философии. - 1990.
- №7.
7 Бердяев Н. А. Ставрогин // Н. А. Бердяев. Смысл творчества: Опыт оправдания человека. - М.; Харьков, 2004.
8 Бердяев Н. А. Миросозерцание Достоевского //
Н.А. Бердяев. Смысл творчества: Опыт оправдания человека. - М.; Харьков, 2004.
9 Франк С. Л. Этика нигилизма // С. Л. Франк. Сочинения.
- Минск; М.,2000.
УДК 316.614
К.А. Фомичев
Курганский государственный университет
специфика социализации молодежи в современных российских условиях
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы специфики социализации молодых людей в современных российских условиях. Особое внимание уделяется проблеме соотношения социально-контролируемой социализации (воспитание) и стихийной социализации. Делается вывод, что факты стихийной социализации в настоящее время преобладают и во многом перекрывают усилия государственной молодежной политики и образовательно-воспитательной системы.
Ключевые слова: социализация, воспитание, государственная молодежная политика, молодежные субкультуры.
K.A. Fomichev Kurgan State University
THE SPECIFICITY OF SOCIALIZATION OF YOUTH IN THE MODERN RUSSIAN CONDITIONS
Annotation. In the article the questions of the specificity of socialization of young people in modern Russian conditions. Special attention is paid to the problem of interrelation between socially-controlled socialization (upbringing), and natural socialization. It is concluded that the facts of natural socialization currently is dominated by, and largely overlap the efforts of state youth policy and educational system.
Keywords: socialization, upbringing, national youth policy, the youth subculture.
Для многих людей своеобразным гимном воспитательной работы является стихотворение В.В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».
Крошка-сын к отцу пришел, и спросила кроха:
- Что такое хорошо и что такое плохо?
Папа проводит воспитательную работу и сразу получает итог:
Мальчик радостный пошел, и решила кроха:
« Буду делать хорош о и н е буду - пл охо » .