агрессии: «Почему это случилось с нами, а не с кем-то другим? И кто в этом виноват?» Виноватый нужен обязательно - врач, система здравоохранения, друзья, знакомые и т.д. Мы жаждем доказать себе, что смерть - это случайность, нелепость, это неестественный процесс.
Наш образ жизни, огромный темп смены событий исключают думы о смерти, о спокойствии и неизменчивости. Раздражают неповоротливые медлительные старики, нервируют даже намеки на собственное недомогание. Обществу, где главной ценностью является успешность, не нужна старость и болезни. Отсюда и появление домов престарелых, интернатов для ветеранов, хосписов. Старые больные люди должны быть изолированы, за ними нужен уход, пусть его осуществляют специально обученные люди, и подальше ото всех. И ведь не скажешь, что общество бросило стариков - у них есть все, кроме человеческого отношения самых близких, кроме возможности в последние дни, часы, минуты быть рядом со своими, держать их за руку и не бояться умирать.
Адекватное отношение к смерти требует глубоких размышлений. Традиционно такие размышления уходят корнями в религиозное мировоззрение. Однако выводы о сущности смерти и существовании после смерти в разных религиях неоднозначны.
Для буддизма смерть - это побег от бесконечных перерождений. Родившегося ждут страдания - болезни, мучения, старость. Рождение - условие немощи и смерти. В письме Реннё (1459-1499), мыслителя, принадлежащего к традиции Шин, читаем: «Глубоко размышляя о бренности людской, мы обычно заключаем, что недолговечна... сама наша жизнь в мире сем... Кто уйдет раньше - не ведаем, когда, сегодня или завтра, -я или другой?.. Утром наши лица лучатся жизнью, а вечером мы обращаемся в прах. Бренно человеческое существование в мире сем! И старость, и юность проходят. Поэтому, следует положить на сердце, что всего важнее жизнь грядущая - в неизменном мире.» [1, 16]. Смерть неизбежна, но этим поучительна, она взывает к мудрости и жалости, а через них возможно просветление - освобождение от смерти.
Согласно исламу, жизнь хороша тогда, когда всякая тварь, включая людей, покорна воле Божьей. Бог будет судить всех по земным делам и судить справедливо, после чего одни попадут в рай, другие в ад. Грехи обрекают человека на мучения и в этом мире, и в будущем, а за праведную жизнь человек получит награду. Отсюда умирание - важный этап подготовки к суду, это возможность подумать о совершенных делах, исправить ошибки. Смерть - итог совершенного, вершина, к которой мусульманин идет всю жизнь. Невозможно, живя во зле, «обелиться» на смертном одре. В Коране читаем: «Нет обращения к тем, которые совершают дурное, а когда предстанет перед кем-нибудь из них смерть, он говорит: "Я обращаюсь теперь".» (4:22). В исламе лучшая смерть - смерть за веру. Бог знает, кто истинно верующий и судить будет по этому критерию.
В христианстве смерть - это возможность, это перемена к другому, к лучшему. Смерть - всего лишь граница между нынешней реальностью, включающей наши «человеческие» отношения, и миром иным, с другими отношениями. Потерять жизнь - значит ее спасти: «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк 8:35). В Послании Павла в Филиппийцам читаем: «.Ибо для меня жизнь - Христос, и смерть -приобретение. Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и
другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас.» (Флп 1:21-24)
Осознание собственной смертности напрямую выводит человека на мысль о смысле существования и далее - на необходимость нравственных законов. К какой бы потусторонней жизни он себя ни готовил, но память о себе на этом свете хочется оставить добрую. Жить в постоянной готовности к смерти или наоборот стараться не помнить о ней - это крайности. Золотая середина - спокойно и адекватно относиться к уходу из этого мира, помня о духовной составляющей своей жизни и своей ценностной иерархии.
Смерть близкого человека - испытание, делящее жизнь на «до» и «после». С этим «после» нужно не просто смириться, нужно научиться жить по-другому. Это тоже своего рода новая возможность.
Список литературы
1 Смерть и жизнь после смерти в мировых религиях / сост. Д. Ньюзнер. - М.: Изд-во Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2007.
УДК 379.8
Е.И. Тишкина, М.М. Назарова Курганский государственный университет
есть ли жизнь после выхода
на пенсию: к вопросу О проблемах и возможностях организации досуга пожилых людей
Аннотация. В статье дается анализ социокультурной ситуации в сфере досуга пожилых людей, ее проблем и их возможных решений на примере города Кургана.
Ключевые слова: досуг, досуговая деятельность, пожилые люди, активная жизнь, виртуальный туризм, рекреация, релаксация.
E.I. Tishkina, M.M. Nazarova Kurgan State University
WHETHER THERE IS LIFE ON RETIREMENT: TO A QUESTION OF PROBLEMS AND OPPORTUNITIES OF THE ELDERLY PEOPLE'S LEISURE ARRANGEMENT
Annotation. The article provides an analysis of the socio-cultural situation in the sphere of leisure of elderly people, its problems and their possible decisions on the example of the city of Kurgan.
Keywords: leisure, leisure activity, elderly people, active life, virtual tourism, recreation, relaxation.
Старение общества стало одной из главных проблем XXI века. Осознав ee, европейские страны подошли к решению комплексно. Помимо программ, стимулирующих демографический рост населения и обеспечивающих поддержку здоровья пожилых людей, были разработаны стратегии, позволяющие людям третьего возраста долго быть социально и культурно активными, чувствовать себя полноценными членами общества.
И дело здесь не только в человеколюбии. Пожилые граждане могут стать важным источником доходов для своего государства: у них есть деньги, много свободного времени и желание провести это время как можно более интересно. В Европе любой туроператор знает специфику подбора и организации отдыха для пожилых пар или одиноких отдыхающих. Существуют курорты, рассчитанные на лиц преклонного возраста или отдыхающих семьями. Организация досуга пожилых людей внутри страны дает рабочие места тем, кому до выхода на пенсию еще далеко.
К сожалению, в нашей стране дела обстоят несколько иначе, и наши пенсионеры становятся самым незащищенным слоем населения. Из советской культуры в российскую перешел негативный стереотип поведения «нам уже ничего не надо, мы свое отжили». Как показывают наблюдения, данная жизненная позиция формируется, как правило, у людей после выхода на пенсию, и наличие семьи на ее формирование влияния не оказывает. Скорее наоборот, пожилой человек готов все отдать своим детям и внукам и жить только для них, довольствуясь «малым». Таким образом, он сам добровольно вычеркивает из своей активной жизни 15-20 полноценных лет, зацикливая свой досуг на домашних и семейных делах.
Существуют проблемы с определением границы, когда человек становится пожилым. Она зависит от того, какие представления сформированы в социуме о жизни старшего поколения и старении. В российском обществе принято уделять внимание негативным аспектам этих процессов, таким как болезнь, бедность, немощность. Именно такое стереотипное представление часто приводит к нечуткому обращению к людям третьего возраста, дискриминации и социальному неравенству. Само российское общество не готово воспринимать людей преклонного возраста как свою важную часть, фактически низводя их до уровня социокультурных маргиналов. В слишком быстрый темп современной культуры плохо вписывается их естественная неспешность и дотошность. Мы жестко и конкретно определяем цель пенсии: пусть сидит с внуками, водит их по школам и секциям, - отказывая таким образом в самозначимости досугу пожилых людей.
В том случае, когда человек в возрасте имеет активную жизненную позицию, он предпочитает продолжать работать и после наступления пенсионного возраста. Тяжелая экономическая ситуация и страх одиночества также провоцируют это стремление. Время на саморазвитие и самостоятельный досуг сокращается.
Рост численности пожилых людей как в настоящее время, так и в перспективе делает актуальным вопрос о стратегии работы культурно-досуговых учреждений с этой категорией населения.
Организация досуга в широком смысле - политика государства по обеспечению конституционных прав и минимальных гарантий человеку независимо от его места жительства национальности, пола, возраста и вероисповедания. А значит, жизнь человека нельзя считать полноценной, если не реализуется его право на отдых, на предпочитаемые формы проведения свободного времени, поскольку таким образом мы ограничиваем набор социальных ролей и культурных форм активности личности.
Для лиц пожилого возраста это особенно актуально, ибо после выхода на пенсию человек вынужден адаптироваться к новым условиям жизни вне привычного коллектива и форм активности, а значит, полноценная жизнедеятельность многих пожилых людей невозможна без предоставления культурно-досуговыми учреждениями различных видов помощи и услуг.
Необходимо учитывать, что возрастные и физические особенности пожилых людей меняют приоритет функций организации досуга. Объективное сокращение круга общения, ухудшение самочувствия, снижение социальной активности выдвигают на первый план функции адаптации, релаксации коммуникации и социализации.
С другой стороны, досуговая деятельность социокультурных учреждений, работающих с данной категорией населения, неизбежно столкнется с такими проблемами, как:
1 Ограничение рамок досуга из-за финансовых, транспортных и других проблем, а не вследствие сниженных возможностей.
2 Степень доступности общественного досуга и отдыха для лиц пожилого возраста.
3 Возрастные ограничения в возможности развивать навыки и способности, необходимые для проведения досуга и отдыха, а также в возможности развивать эти качества с учетом адаптации к новым жизненным условиям после выхода на пенсию.
4 Атмосфера социального окружения, способствующая участию пожилого человека в проведении досуга и отдыха [1,108-109].
В Курганской области с каждым годом растет число пожилых людей. Так, по данным Курганстата, в 2014 году в нашем регионе проживало 233,8 тысячи человек старше трудоспособного возраста, что составляет 26,7% от общей численности населения. Большая часть пенсионеров проживает в городах - 137,4 тысячи человек, в сельской местности пожилых людей насчитывается меньше - 96,4 тысячи. Именно поэтому актуальность организации досуга этой категории населения для нас не вызывает сомнения.
Формула «спрос определяет предложение» имеет немаловажное значение и при организации досуга лиц третьего возраста. Необходимо заинтересовать пожилого человека, сформировать у него готовность оторваться от привычного домашнего времяпрепровождения и иначе оценить свои возможности и перспективы. Активная жизненная позиция формируется не только за счет характера и способностей самой личности, но и за счет готовности общества и социально-культурных учреждений предоставить гражданам возможность полноценного выбора досуговой активности, способствующей развитию личности и желанию активно реализоваться. «Мотивация деятельности пожилых (их интересы, влечения, психологические установки, эмоции и т.д.) видоизменяется в процессе овладения тем или иным видом досуга, конкретным видом художественного, технического или декоративно-прикладного творчества» [1, 110].
Проанализировав опыт работ социальных и социально-культурных учреждений города Кургана, мы пришли к выводу, что спектр предоставляемых пожилым людям услуг в досуговой сфере достаточно широк. Он охватывает занятия спортом и активные виды отдыха, художественное и вокальное творчество, учитывает различные интересы и хобби.
При планировании досуга приоритет принадлежит развивающим технологиям, связанным с вовлечением пожилых людей в различные виды художественного, технического и прикладного творчества. В число клубов по интересам для граждан пожилого возраста входит клуб развития вокальных способностей «Ладушки». Он был создан не только для содействия любительскому художественному творчеству, но и для поддержки самодеятельной творческой инициативы. Члены клуба посещают лекции, беседы и музыкальные занятия, участвуют в культурной жизни города. Клуб «Фея» также ставит своей целью поддержку и развитие творческих способностей пожилых людей, но уже в театральной сфере. Старшее поколение имеет возможность получить здесь уроки актерского мастерства, участвовать в репетициях. Для любителей поэзии подойдет клуб «Слово», где на поэтических вечерах можно не только послушать чужие стихи, но и почитать свои. Эти и им подобные клубы оказывают на пожилых людей социализирующее влияние, расширяют возможности для самоутверждения и самореализации, социальной адаптации.
Нельзя забывать, что далеко не все виды досуга и отдыха приемлемы для пожилых людей. Особенно это касается физической активности. Вместе с тем помочь человеку даже в преклонном возрасте придерживаться здорового образа жизни чрезвычайно важно. В этом случае задача клубов помочь своим членам определиться в выборе формы активного досуга, внимательно изучив интересы и наклонности каждого. Именно для реализации таких целей создаются объединения, подобные курганскому клубу «Тонус». В рамках своей деятельности специалисты проводят занятия по дыхательной и оздоровительной гимнастике, релаксации, аутогенные тренировки.
Как уже отмечалось ранее, одной из серьезных проблем старшего поколения становится невозможность вести активную социальную деятельность, из-за чего человек начинает ощущать чувство своей ненужности, невостребованности. Один из возможных вариантов решения данной проблемы связан с традиционной ролью старшего поколения - хранителя памяти, опыта и наследия в обществе и культуре. Курганский клуб «Истоки» - объединение ветеранов (пенсионеров), своей работой он формирует и поддерживает связь поколений. Жаль только, что акцент в деятельности клубу ставится на праздничные и памятные даты.
Условия нашей жизни таковы, что социально-психологическое состояние пожилых людей после ухода на пенсию может оказаться неустойчивым. Такие люди нуждаются в помощи специалистов-психологов, чьи советы и консультации могли бы помочь пенсионерам более гибко адаптироваться к новой для них социальной роли. Для подобных случаев в Кургане работают такие клубы по интересам, как клуб «Вита-стиль», чьи специалисты оказывают психологическую помощь гражданам пожилого возраста, вводя их в психологически положительное взаимодействие со специально организованной средой. Клубы «Вечно молоды душой», «В кругу друзей» созданы специально для организации досуга пожилых людей, повышения их жизненной активности и психологической поддержки.
В случае клуба «В кругу друзей» эта поддержка не профессиональная, а дружеская, но оттого не менее комфортная и эффективная. Объединение работает при библиотеке №8 имени Н.В. Гоголя. Тридцать постоянных участников - люди преклонного возраста - приходят в клуб, чтобы пообщаться, поделиться друг с другом воспоминаниями, прочитать свои стихи. Библиотекари организуют для них различные праздники и мероприятия, встречи с социальными работниками и депутатами.
В то же время подобный подход к проблеме нельзя назвать идеальным. Во-первых, численность участников подобных клубов редко превышает 30 человек, что в сумме несопоставимо с общим числом пожилых людей, проживающих в Кургане.
Во-вторых, график работ подобных досуговых учреждений в нашем городе рассчитан на «широкий шаг»: раз в квартал, раз в месяц, не реже, чем раз в месяц. А пожилой возраст - это время, когда ценен каждый день.
В-третьих, подобные организации в основном работают, что называется, «по факту», ориентируясь на пассивный способ набора участников: реклама отсутствует, и большая часть населения города о такой работе даже не догадывается.
Деятельность структур организации досуга в идеале должна быть ориентирована на выявление лиц пожилого возраста, находящихся в кризисной ситуации и (или) нуждающихся в той или иной функциональной сущности досуга, а также в проведении специальных мероприятий, обеспечивающих их социально-психологическую адаптацию и рекреацию. В идеале органы досуга совместно с органами власти должны вести просветительскую и рекламную деятельность как в среде представителей старшего поколения, так и в среде близких к ней возрастных групп с целью пропаганды разнообразных форм досуга для данной категории населения и профилактики психологического и эмоционального кризиса у людей старших возрастных групп.
Помимо традиционных форм курганские работники социокультурной сферы осваивают и современные методы организации досуга граждан преклонного возраста. С одной стороны, среди пожилой части нашего населения немало людей энергичных и любознательных, стремящихся к ярким впечатления и новым открытиям, с другой стороны, понимание того, что общество заботится о досуге своего старшего поколения, помогает снять чувство ненужности и одиночества у людей старшего возраста.
Перспективным направлением, повышающим качество жизни и досуга пожилых граждан, является социальный туризм. Этот проект с 2012 года реализуется «Центром социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» и включает в себя два направления: «Выездные туристические поездки» и «Виртуальный туризм». Участники проекта посещают природные, культурные и исторические достопримечательности нашей области: Долматовский Свято-Успенский мужской монастырь, Шадринский краеведческий музей им. В.П. Бирюкова, Просветский дендрарий, парк дальневосточных культур.
Для тех, кто не имеет возможности отправиться в реальное путешествие, Центром организован «Виртуальный туризм». Возможности такого туризма не ограничены. Благодаря современным компьютерным технологиям пожилые люди получают возможность познакомиться с жизнью, обычаями и традициями народов России и мира. Этот вид туризма не знает возрастных и временных рамок, он экономичен и подходит
даже тем, кто по каким-либо причинам ограничен в физических возможностях. Не случайно участниками проекта стали более 1000 человек старшего возраста.
Уже несколько лет курганские социальные службы развивают такое популярное в нашей стране направление, как «Университет третьего возраста». Теперь 1 сентября в городе начинают учиться не только школьники и студенты, но и их бабушки и дедушки. Пять факультетов, среди которых такие как «Историко-краеведческий», «Россия и Зауралье», «Здоровье», «Психология», «Информационные технологии», работают полноценный учебный год. Систематические занятия, интересная и актуальная информация, общение с новыми людьми, сама форма организации досуга - все это позволяет пожилым людям чувствовать себя активными участниками жизни общества. Да и жизнь самих взрослых студентов теперь не ограничена рамками семьи и квартиры. А занятия и домашние задания психологически снимают давление возраста.
Таким образом, система досуга пожилых людей в нашем городе в настоящее время находится в стадии модернизации. В этой системе есть как минусы, так и плюсы. Можно строить идеальные проекты, говоря о необходимости госвложений. Бесспорно, помощь государства необходима, но у пожилых людей нет времени ее ждать, именно поэтому так ценны те новые проекты, которые разрабатываются сегодня.
Список литературы
1 Сухова Л.С. Организация досуга и свободного времени пожилых людей // Проблемы старости: духовные, медицинские и социальные аспекты : сб. трудов / под ред. А. В. Флинта. - М. : Свято-Дмитриевское училище сестер милосердия, 2003. - С.107-121.
УДК 172
С.С. Федулов
Курганский государственный университет
цинизм в русской философии XIX-XX вв.
Аннотация. В статье дается анализ феномена цинизма в русской философии Х1Х-ХХ вв. в направлениях эстетики, социальных теорий, русской религиозной философии, идеологии революционного народничества.
Ключевые слова: цинизм, нигилизм, радикализм, анархизм, атеизм, аскетизм, утопизм.
S.S. Fedulov Kurgan State University
CYNICISM IN RUSSIAN PHILOSOPHY OF THE XIX-XX CENTURIES
Annotation. The article gives the analysis of a phenomenon of cynicism in Russian philosophy of the XIX-XX centuries in directions of aesthetics, social theories, in Russian religious philosophy, ideology of revolutionary populism.
Keywords: cynicism, nihilism, radicalisme anarchism, atheism, asceticism, utopianism.
Слово «цинизм» происходит от позднелатинско-го cynismus и от древнегреческого kynismos - учение киников, которое восходит к слову kynos («собака») и буквально означает «собачий образ жизни человека». В большинстве словарей приводятся два значения слова «цинизм»: 1) учение киников, 2) нигилистическое отношение к достоянию общечеловеческой культуры, особенно к общепринятым правилам морали и нравственности, благопристойности, идее достоинства человека, иногда к официальной идеологии, выраженное в форме издевательского глумления; вызывающе-пренебрежительное, презрительное до наглости и бесстыдства отношение к чему-либо, пользующемуся всеобщим уважением и признанием. Выделяют цинизм силы (например, тоталитарные режимы) и бунтарские настроения и действия (например, вандализм). Слово «цинизм» имеется в различных языках, например, английском (cynicism) и немецком (zynismus). Упоминается, что цинизм присутствует в некоторых философских учениях (Ф. Вольтер, Д. Дидро) и произведениях художественной литературы (Ф. Рабле, М. Сервантес, В. Шекспир). Из данных значений видно, что феномен цинизма в философских учениях почти не исследовался. Исключением являются работы И.М. Нахова [1] и П. Слотердайка [2], но первый ограничился анализом только учений киников, а второй кроме учений некоторых киников рассмотрел работу И. Гёте «Фауст» и учение М. Хайдеггера о Man.
Вместе с тем цинизм присутствует в различных направлениях русской философии: в эстетике (особенно у Д.И. Писарева), социальных теориях (особенно у М.А. Бакунина), в русской религиозной философии (Н.А. Бердяев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, С.Л. Франк), идеологии революционного народничества. Причем одни мыслители его защищают, другие подвергают критике. Во всех этих направлениях выражаются одни и те же признаки цинизма, присутствующие в той или иной мере и сочетании и в западной философии (Н. Макиавелли, Ф. Ницше, де Сад, М. Штирнер): деструктивность, нигилизм, радикализм, анархизм, атеизм, аскетизм, утопизм.
Писарев был сторонником реалистического искусства, эстетику которого разработал Н.Я. Чернышевский. Он объявил себя врагом искусства для искусства и в качестве объекта критики такого искусства выбрал произведения А.С. Пушкина, в частности, его роман «Евгений Онегин», в котором обнаружил лишь «описание бессмысленной дворянской жизни и мелких обычаев». Рассматривая произведения Пушкина, Писарев цинично именовал его «величайшим представителем филистерского взгляда на жизнь» и «искусным версификатором». Бердяев оценил этот погром эстетики как вульгарный материализм, утилитаризм и цинизм: «Писаревский нигилизм объявил, что "сапоги в ы ше Шексп и ра" . Идея социального за каза в искус-