Научная статья на тему 'Циклы исторических песен «Кострюк» и «Гнев Ивана Грозного на сына» как этапы эволюции жанра'

Циклы исторических песен «Кострюк» и «Гнев Ивана Грозного на сына» как этапы эволюции жанра Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1906
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Циклы исторических песен «Кострюк» и «Гнев Ивана Грозного на сына» как этапы эволюции жанра»

ФОЛЬКЛОР И ФОЛЬКЛОРИЗМ

м. С. РОДИОНОВ

ЦИКЛЫ ИСТОРИЧЕСКИХ ПЕСЕН «КОСТРЮК»

И «ГНЕВ ИВАНА ГРОЗНОГО НА СЫНА»

КАК ЭТАПЫ ЭВОЛЮЦИИ ЖАНРА

Эволюция жанра исторической песни представляет интерес как в литературоведческом, так и в историческом плане, ибо'она определяется не только всем ходом развития устного народного- творчества, отечественной истории, но и процессом историзации народного сознания, оказывающим большое влияние на отбор фактов, тем, сюжетов, интерпретацию изображаемых событий, их оценку.

Как форма отражения действительности историческая песня воплощает в себе определенный тип историзма, который не является чем-то константным, данным раз и навсегда. Он характеризуется тенденцией к непрерывному развитию, усложнению, наполняемости новым содержанием. И здесь мы находим прямую связь с процессом историзации народного сознания. По мере его углубления усиливается и объективность изображения действительности. Изображение событий становится все более верным, их понимание усложняется, а на более поздних этапах (с конца XVII века) оценки переломных моментов русской истории поляризуются.

В общем виде механизм взаимодействия процессов эволюции жанра русской исторической песни и историзации народного сознания может быть представлен следующим образом. С одной стороны, художественный опыт, накопленный исторической песней за многовековую историю ее существования, избирательность в выборе материала объективно приводили к необходимости осмысления действительности, выявлению событйй, исторически значимых для русского государства, Это обеспечивало активизацию процесса формирования исторического сознания народа, так как закрепляло в народной памяти ключевые события. С. другой стороны, историзация народного сознания, происходившая не только на основе развития устного народного творчества, но и на основе всего исторического опыта народа, в свою очередь оказывала влияние на выбор тем, их реализацию в конкретных произведениях, -интерпретацию, сохранение песен в народной памяти.

Очень иллюстративны в этом отношении песенные циклы «Кострюк» и «Гнев Ивана Грозного на сына». Песенный цикп «Кострюк» - один из популярнейших циклов XVI века. Он, отразил события 1561 года, связанные с женитьбой Ивана Грозного на дочери кабардинского князя Темрюка. Уже сам по себе факт женитьбы русского царя на «басурманке» был, по народным представлениям, событием из ряда вон выходящим, невиданным на Святой Руси. С новой царицей в' Москву приехали два ее брата - Мамстрюк и Михаил. Последний остался при дворе Грозного, был у него в большой немилости, постоянно подвергался насмешкам и издевательствам и, в конечном итоге, был казнен в 1571 году. Как предполагается, Михаил и был прототипом песенного Кострюка. Песни данного цикпа наглядно демонстрируют скорость процесса историзации народного сознания в особых исторических условиях укрепления централизованного государства.

Прежде всего песни о Кострюке отражают изменившееся соотношение сил на евроазиатской арене. В этом цикле впервые в русской исторической песне появляется смеховое начало, что является несомненным шагом

вперед, очередным открытием жанра. Победы над Казанским и Астраханским ханствами укрепили в народе веру в свои силы, активизировали рост национального самосознания. Превосходство русского оружия было явным. Поэтому стало возможным показать врагов (татар) в юмористическом виде. Характерно, что в песнях о взятии Казани о подобном и речи быть не могло, так как враги были еще опасны и изображение их в смешном виде снизило бы мобилизующий пафос песен. Новые исторические условия неизбежно наложили отпечаток на процесс историзации народного сознания, что немедленно отразилось в песенном фольклоре.

На основе факта появления смехового начала возможно и еще одно предположение;'вероятно, большую роль здесь сыграло лицедейство самого Грозного'^ Современники пишут, что рассказы об образе жизни московского царя довольно широко бытовали в Русском государстве1, и нет ничего удивительного в том, что их фон присутствует в исторических песнях того времени.

В ряде вариантов, помещенных в сборниках Кирши Данилова, Миллера2, оценка происходящих событий дается устами самого Ивана Грозного, что является первой в истории жанра попыткой проникнуть в цсихологию героя, понять мотивацию его поступков.

Впервые в исторических песнях здесь используется прием выделения единичного из целого, который затем получил широчайшее распространение не только в фольклоре, но и в литературе: Пятьсот донских казаков Пьют, едят, потешаются, Зелено вино кушают, Белу лебедь рушают. А един не пьет да не ест Царский гость дорогой, Мамстрюк Темркжович...3

Характерно, что наряду с Иваном Грозным и Кострюком главными героями цикла', выступают посадские люди. В одних вариантах это братья Мишка и Потанька Борисовичи4, в других - братья Ондреевы5, которые побеждают ненавистного татарина. Из этого факта вытекают два вывода. Во-первых, в жанр исторической песни входят герои нового для фольклора социального слоя (посада), во-вторых, само выделение в качестве героя песни посадского человека свидетельствует об усилении роли посада в политической жизни 60-70-х годов XVI века, о его полной поддержке политики Грозного, направленной на укрепление .Русского государства, ликвидацию боярского сепаратизма и произвола.

Песни цикла свидетельствуют также и о том, что народное самосознание все больше приобретало формы общегосударственного мышления. Не случайно посадские люди призывают постоять за русскую честь.

В исторической основе цикла «Гнев Ивана Грозного на сына» лежит действительное событие - убийство Грозным в 1581 году своего старшего сына Ивана. В этом песенном цикле впервые' изображается и осмысливается внутреннее состояние государства, борьба" царя с реакционным боярством. Причем по уровню исторического мышления эти песни стоят уже гораздо выше, чем песни цикла «Кострюк». Это связано прежде всего с тем, что такие события, как Ливонская война и опричнина, способствовали процессу историзации народного сознания. Теперь стало возможным анализировать историческую судьбу России. Из того, что ни в. одном из дошедших до нас вариантов нет и тени осуждения царя и, наоборот, во всех бедах' и несчастьях, постигших Русское государство, прямо обвиняются бояре и опричники, следует

и*

83

вывод о понимании народом объективной необходимости жесткой политики Ивана IV, ее обусловленности необходимостью подавления боярского сепаратизма, объединения страны, зашиты ее от внешних и внутренних врагов.

В аспекте жанровой эволюции можно также выделить ряд принципиально новых моментов.

Песни данного цикла отличаются большой композиционной усложненностью и, как следствие этого, значительным объемом й многоплановостью.

Несмотря на большой объем, все эпизоды песен строго мотивированы, логически'и исторически обусловлены. Песни данного цикла имеют значительно большую детализацию, чем' все возникшие ранее. Их отличает масса подробностей. Теперь-особое значение в исторических песнях приобретает деталь.

По сравнению с более ранними циклами, действующих лиц этого цикла отличает углубление психологических, характеристик. Здесь же впервые появляется элемент публицистичности, связанный с борьбой против боярской измены, центральной для того времени. Эту же тенденцию продолжает и включение политической речи в ткань повествования, где Грозный подводит итог своей деятельности, говорит об основах своей политики: Я, как царь, похвастаю:

Повывел измену из Казани, Рязани и из Астрахани, Повывел измену из Чернигова Да повывел измену из Нова'-города, Как повыведу изменушку из каменной Москвы...6

Такая политическая окраска песен цикла говорит о том, что процесс историзации народного сознания в тот период неразрывно свя-зан с дальнейшим формированием элементов общегосударственного мышления. Именно этим можно объяснить тот' факт, что Грозный изображается как правитель, много сделавший для укрепления" государства и наведения в нем порядка. Народ прощает царю все жестокости, объясняя их великой конечной целыо. Одобряет, народ и цель Грозного - вывести неправду из всей русской земли. Поэтому воцарение Ивана IV сравнивается с восходом солнца, что в устах народа является самой высокой оценкой:

Когда воссияло на небе красное солнышко, Когда становилася на небе звезда подвосточная, Тогда воцарился Грозный царь Иван Васильевич...7

ПРИМЕЧАНИЯ

1. См.: Смирном И. И. Очерки политической исшрин русский! юсу.чарсаш 30 50 -х гг. XVI века. - М.; Л., 1958; Ключевский В. О. Курс русской исюрии. - М., 19X9. -'1.4.

2. Миллер В. Иеюрнческие песни ич Г'иГшри //Йчн. АН. СиГ)., 1904. - 1. IX, - С. (>7.

3. Тим же.

4. Исюрнчеекие пески ХУ1-ХУШ некой. - М.; Л., 1960; Дрешше российские ст^хоиюреини, собранные Киршею Даниловым. - М.; Л„ 1958.

5. Пугилоп Ь. II. Русский иогорико-песенный фольклор ХШ-Х\Т ни. - Л., 1960; Соколова В. К. Русские метрические цесПи XVI-XVIII нп. - М.. 1960.

6. Миллер В. Указ. соч. - Г. П1.

7. Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.