Научная статья на тему 'Цикличность как базовая характеристика организации обучения иностранному языку'

Цикличность как базовая характеристика организации обучения иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
577
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ / TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN PROFESSIONAL EDUCATION / ЦИКЛ / CYCLE / ЦИКЛ ОБУЧЕНИЯ / LEARNING CYCLE / ЭТАПЫ ЦИКЛА ОБУЧЕНИЯ / STAGES OF A LEARNING CYCLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеева Анастасия Михайловна

В данной статье даётся определение понятию «цикл», анализируются циклы обучения разных уровней (этапов организации обучения, учебно-познавательной деятельности, формирования компетенции, уровней усвоения учебной информации). Автор описывает процессуальные особенности учебного процесса как целостной системы с позиций цикличного анализа. Статья подводит некоторые итоги изучения соотношения циклов обучения разных уровней, содержания этапов циклических процессов в обучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CYCLICAL ORGANIZATION AS THE BASIC CHARACTERISTIC OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE

The following article defines the concept «cycle», as well as analyses the learning cycles of various levels (the stages of learning organization, learning activity, competence formation, learning material acquisition). The author considers the specific features of the learning process as an integral system from the perspective of the learning cycles analysis. The article draws some conclusions of studying the relation of learning cycles of different levels and the stages of cyclic learning processes.

Текст научной работы на тему «Цикличность как базовая характеристика организации обучения иностранному языку»

ББК 74.268.1 YAK 378.02:37.016

A.M. АЛЕКСЕЕВА

A.M. ALEKSEEVA

УИКЛИЧНОСТЬ КАК БАЗОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАУИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

CYCLICAL ORGANIZATION AS THE BASIC CHARACTERISTIC OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE

В данной статье даётся определение понятию «цикл», анализируются циклы обучения разных уровней (этапов организации обучения, учебно-познавательной деятельности, формирования компетенции, уровней усвоения учебной информации). Автор описывает процессуальные особенности учебного процесса как целостной системы с позиций цикличного анализа. Статья подводит некоторые итоги изучения соотношения циклов обучения разных уровней, содержания этапов циклических процессов в обучении.

The following article defines the concept «cycle», as well as analyses the learning cycles of various levels (the stages of learning organization, learning activity, competence formation, learning material acquisition). The author considers the specific features of the learning process as an integral system from the perspective of the learning cycles analysis. The article draws some conclusions of studying the relation of learning cycles of different levels and the stages of cyclic learning processes.

Ключевые слова: обучение иностранному языку в профессиональном образовании, цикл, цикл обучения, этапы цикла обучения.

Key words: teaching a foreign language in professional education, a cycle, a learning cycle, stages of a learning cycle.

Изучение предмета «иностранный язык» (далее - «ИЯ») традиционно является частью подготовки специалиста в профессиональном образовании. Нормативные документы (уставы, положения, квалификационные характеристики, примерные образовательные программы) указывают [5, с. 9] на то, что данный учебный предмет призван сыграть значимую роль в расширении образовательного кругозора обучаемых, в процессе социализации личности будущих специалистов, готовности к жизни в условиях многонационального и поликультурного мира. Первостепенное значение приобретают практические навыки и умения, предполагающие владение иностранным языком делового общения в устной и письменной речи, способность использовать его в своей будущей профессиональной деятельности.

Оптимальная организация обучения ИЯ как средство достижения высоких результатов подразумевает учёт специфических особенностей данной дисциплины. По нашему мнению, наряду с дидактическими и методическими принципами организации обучения, важными являются вопросы структурирования учебного содержания и конструирования этапов его усвоения. Циклический подход к организации учебного содержания позволяет решать вышеназванные вопросы и обладает высоким потенциалом оптимизации процесса обучения ИЯ в профессиональном образовании.

Выделение циклов занятий в структуре учебного содержания дисциплины «Иностранный язык» отражает логику учения, присвоения и становления опыта в определённой предметной области. Кроме того, циклический подход к проектированию содержания позволяет определить пути достижения конечной комплексной цели обучения - формирования профессиональ-

ной иноязычной коммуникативной компетенции через последовательность этапов. Данные этапы выражают задачи обучения и находят воплощение в системе упражнений, составляющей содержание цикла занятий.

Циклический подход, обеспечивающий включение нового материала в структуру уже изученного, создавая возможность совершенствовать свою деятельность и выполнять задания на более высоком уровне, по нашему мнению, наиболее полно соответствует особенностям овладения предметом «Иностранный язык». Так, цикличная организация учебного содержания предполагает такую организацию образовательного процесса, которая:

- определяет последовательность действий преподавателя и студентов;

- характеризуется преемственностью, повторением изученного на более высоком качественном уровне, с включением элементов нового материала;

- гарантированно обеспечивает запланированные приращения в опыте обучающихся;

- обеспечивает поэтапность процесса обучения.

Цикличность является свойством многих естественных процессов и характерна для деятельности человека в целом и процесса обучения, в частности. Понятие «цикл» используется во многих науках и областях знаний (философия, история, информатика, экономика, математика и др.), в которых проистекающие процессы описываются как циклические. Созданием и изучением теории циклов занимались такие ученые, как Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, Л.Н. Гумилёв, А.Л. Чижевский, В.И. Вернадский, Н.Д. Кондратьев и многие другие.

Понятия «цикл», «цикличность» характерны и для педагогики, но необходимо признать, что они не получили пока всестороннего и серьёзного изучения и не рассматриваются подробно в педагогической и методической литературе. Анализ источников показывает, что, давая определение понятию «цикл» и описывая его структуру, исследователи выделяют разные стороны этого явления, рассматривают объекты разных уровней учебного процесса. Более общее определение принадлежит Н.Ф. Талызиной, которая определяет цикл как «деятельность учителя и учащегося, которая приводит ученика к усвоению единицы содержания: понятия, закона, правила и соответствующих умений, в которых они должны функционировать» [8, с. 237]. П.И. Пид-касистый определяет цикл как «совокупность определённых актов учебного процесса, итог последовательных микрорезультатов учения» [7, с. 142]. Переход от одного цикла к другому характеризуется, по его мнению, своеобразным скачком обучения. Качественные изменения, происходящие в ученике как личности при переходе от одного цикла к другому, представляют «макрорезультат» учения. Л.Г. Алексеева называет цикличность среди принципов оптимизации процесса обучения иностранному языку. Цикличность, в её определении, это «регулярное возвращение к известным материалам и навыкам и тренировка их на более высоком качественном уровне с использованием новых знаний» [1, с. 84].

Данные определения позволяют сделать вывод об универсальной природе цикличности, возможности её проявления на различных уровнях учебного процесса. Представление об учебном процессе, имеющем циклический характер, неразрывно связано с идеей движения «по спирали».Само понятие «цикл» восходит к латинского «сус1^» и древнегреческому «КикАо^», что означает «окружность» и указывает на эту связь. Данная идея поддерживается в работах, посвящённых вопросам методики преподавания иностранного языка [4], а также трудах дидактов. Так, П.И. Пидкасистый говорит о том, что «циклы учебного процесса представляют собой спираль, в каждом витке которой отражаются все стороны учебного процесса: цель - деятельность преподавания - средства преподавания и учения - деятельность учения - результат» [7, с. 145].

Комплексная природа цикла, его связь со многими сторонами учебного процесса обуславливает необходимость определения входящих в его состав компонентов и выделения процессуальных особенностей данного явления как системы. Например, в качестве составляющих каждого цикла усвоения учебного материала П.И. Пидкасистый выделяет следующие специфические ближайшие предметные дидактические цели:

1) ознакомление и первичное закрепление учебного материала;

2) актуализация, воспроизведение изучаемого и формирование навыков и умений путём применения изучаемого материала в учебной практике на репродуктивном и продуктивном уровне;

3) систематизация знаний и умений на основе применения их в жизненной практике;

4) контроль и учёт знаний и умений [7, с. 144].

Как мы видим, циклический характер учебного процесса описывается в соответствии с логикой процесса познания, этапами учебной деятельности, выделяемыми на его основе. В практической плоскости данный процесс находит своё выражение в системе уроков традиционной дидактики, а также на уровне этапов урока.

Процессуальные особенности учебного процесса как целостной системы с позиций цикличного анализа включают в себя взаимопроникновение преподавания и учения, динамический характер, а также отсроченность результатов обучения. Действительно, невозможно сразу оценить характер внутренних процессов, происходящих в ходе усвоения учащимися учебного материала, влияние множества внешних и внутренних, случайных и запланированных факторов на обучение, также изменения личности учащихся, являющиеся целью обучения, не могут быть диагностированы с достаточной степенью надёжности по завершении одного цикла обучения. Результаты обучения носят кумулятивный характер: приращения знаний, умений и навыков, совершенствование умений, развитие компетенций осуществляется при постепенном движении от цикла к циклу.

Ещё одной важной особенностью циклов учебного процесса является их многоуровневость. Данное утверждение не противоречит теориям циклов (например, А.Л.Чижевского, Н.Д. Кондратьева и др.). Циклы более высокого уровня включают в себя циклы меньшего порядка, поэтому нам представляется возможным говорить о выделении микроциклов, мезоциклов и макроциклов учебного процесса. Выбор объекта наблюдения, деление процесса его развития на разное количество этапов, по нашему мнению, лежат в основе разных подходов к определению цикличности учебного процесса в педагогической литературе.

Анализ литературы по данному вопросу [2, 3, 6, 10] позволяет нам выделить четыре базовых плана проявления циклических процессов в обучении: 1) этапы формальной организации обучения, 2) этапы учебно-познавательной деятельности, 3) этапы формирования компетенции и 4) уровни усвоения учебной информации. На рис. 1 представлен наш взгляд на содержание этапов циклических процессов обучения.

Выделенные аспекты отражают циклические процессы, характерные для внешней формы организации обучения, этапов учебно-познавательной деятельности, этапов формирования компетенции и уровней усвоения учебной информации. Тем не менее, анализ литературы по данному вопросу показывает, что возможны разные точки зрения на описание этих процессов в зависимости от рассматриваемого объекта, степени детализации этапов циклических процессов. Сложность представляет и однозначное соотнесение циклических процессов, так как многие из них характерны для различных уровней. Каждое упражнение или звено упражнений, направленное на достижение определённой задачи обучения, включает в себя прохождение этапов учебно-познавательной деятельности, развитие умений, навыков, компетенций, переход на более высокие уровни усвоения учебной информации.

Таким образом, по нашему мнению, более целесообразно говорить об общей динамике циклических процессов, которая может быть описана как:

- постепенный переход от репродуктивных к продуктивным действиям;

- увеличение степени свободы в применении изученных языковых средств и способов деятельности;

- возрастающая способность к созданию нового.

Цикл занятий

Этапы Этапы Этапы формирования Уровни усвоения

организации обучения учебно-познавательной деятельности компетенции учебной информации

Модель цикла занятий Интериоризация Компетенция Творчество

1 1 т 1

Модель занятия Применение Умение Применение

1 1 ! Т

Этап занятия Осмысление Навык Воспроизведение

Получение первичного опыта

Мотивация

Рис. 1

Высшими уровнями этих процессов являются понятия интериориза-ция, под которой мы понимаем «присвоение», включение нового знания в структуру своего опыта; творчество - создание новых правил, алгоритмов действий, новой информации и текстов в известной сфере деятельности и в непредвиденных ситуациях (согласно определению В.П. Беспалько); компетенция - способность осуществлять деятельность, решать реальные жизненные проблемы.

Динамичный характер, ориентация на постоянное развитие, прохождение новых «витков спирали» процесса обучения составляют основное отличие циклического подхода от системной организации материала, для которой характерно в первую очередь установление взаимосвязей между компонентами системы. Другими словами, системная организация и циклический подход к структурированию учебного содержания являются родственными понятиями и не исключают друг друга. Применение циклического подхода делает акцент на развитии системы, задаёт этапы этого развития.

Таким образом, структурирование содержания на основе циклического подхода позволяет обеспечить взаимосвязанность всех элементов учебного процесса и обеспечивает постоянное повторение освоенного с выходом на новые качественные уровни. Повторяемость циклов обеспечивает поступательное прохождение различных циклов обучения, параллельное и взаимосвязанное совершенствование элементов разных уровней (например, «навык - умение - компетенция»), достижение основной цели изучения предмета «Иностранный язык» в профессиональном образовании - формирование профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции.

Литература

1. Алексеева, Л.Е. Методика обучения профессионально ориентированному иностранному языку [Текст] / Л.Е. Алексеева. - СПб : Филологический факультет СПбГУ, 2007. - 136 с.

2. Берман, И.М. Очерки методики обучения чтению на иностранном языке [Текст] / И.М. Берман, В.А. Бухбиндер. - Киев : Вища школа, 1977. - 174 с.

3. Беспалько, В.П. Теория учебника: дидактический аспект [Текст] / В.П. Бес-палько. - М. : Педагогика, 1988. - 160 с.

4. Борзова, Е.В. Урок иностранного языка в старших классах средней школы [Текст] : учеб. пособие / Е.В. Борзова. - Петрозаводск : КГПУ, 2001. - 100 с.

5. Иностранный язык для неязыковых вузов и факультетов : примерная программа [Электронный ресурс]. - Режим доступа : umd.udsu.ru/Urovni_ podgotovki/Primern_RP/m_yaz.doc.

6. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению [Текст] / Е.И. Пассов. - М. : Просвещение, 1991. - 223 с.

7. Педагогика : учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей [Текст] / под ред. П.И. Пидкасистого. - М. : Педагогическое общество России, 1998. -640 с.

8. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Н.Ф. Талызина. - М. : Академия, 1998. - 288 с.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (квалификация бакалавр) [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http://window.edu.ru/resource/595/73595.

10. Шехтер, И.Ю. Эмоционально-смысловой подход к обучению чужому языку [Текст] / И.Ю. Шехтер. - М. : НГУ Н. Нестеровой, 1993. - 154 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.