Научная статья на тему 'Проектирование цикла учебных занятий по дисциплине с позиций деятельностно-компетентностного подхода'

Проектирование цикла учебных занятий по дисциплине с позиций деятельностно-компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
317
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБРАЗОВАНИЮ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦИКЛ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / LEARNING ACTIVITY CYCLE / COMPETENCE / COMPETENCY / COMPETENCY APPROACH / COMPETENCE DEVELOPMENT CYCLE / DEVELOPING EDUCATION / BLENDED EDUCATION / LEARNING OUTCOME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Похомчикова Елена Олеговна

Настоящая работа представляет собой проект цикла очно-дистанционных занятий по дисциплине, базирующийся на деятельностно-компетентностном подходе к образованию, лежащем в основе федеральных государственных образовательных стандартов. В статье приведены основополагающие принципы данного подхода, а именно: признание обучения как совместной/разделённой деятельности (педагогической и учебной), в которой ведущая роль отводится учебной деятельности активной самостоятельной деятельности обучающихся по развитию собственной компетентности; практикоориентированность; выражение результатов обучения в способности успешно действовать в различных ситуациях, в том числе и в профессиональной сфере. В проекте приведено обоснование выбора темы, отражающей ключевую компетенцию, на развитие которой направлен образовательной процесс. Описаны входные, промежуточные и итоговые учебные цели по уровням развития компетентности. Представлен и подробно описан цикл учебной деятельности по достижению поставленных целей-результатов. Подобран комплекс организационных форм взаимодействия между преподавателем и обучающимися, а также приведены перечень и обоснование учебных заданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Похомчикова Елена Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Project Design of Learning Activity Cycle from the Perspective of Activity and Competence Approach

The article presents a project of attendance-based and distance learning activity cycle within a discipline. This cycle is based on the activity and competence approach, which lies at the heart of the Federal state educational standards of the third generation. The article adduces the basic principles of this approach, namely: the recognition of learning as a pedagogical and educational activity, where the leading role is assigned to learning activity active self-directed students' activity aimed at the development of their own competence; practical orientation; the expression of learning outcomes in the ability to successfully operate in various situations, including the professional sphere. The project provides a rationale for choosing a topic that reflects the core competence towards which the educational process is directed. The chosen topic is module involving the complete cycle of competence development including stages "Know", "Able to", "Master" and "Be". While studying of the topic the model of blended (attendance-based and distance) learning can be implemented. Input, intermediate and final educational objectives are described in terms of competence development stages. The article presents and describes in detail the cycle of educational activities for achieving the set goals-results. This cycle, which can be viewed as a scale illustrating the competence development, includes four levels: 1) informational (acquisition of data and knowledge), 2) activities (development of special skills), 3) creativity (development of general abilities and skills), and 4) value and sense (development of personal value system). The conception of developing education implies implementation of a complex of organizational forms of interaction between a teacher and trainees such as lections, seminars (webinars), practical training, self-directed work, presentations, online and offline forums, conferences (videoconferences), tutorials, master classes, consultations, project sessions, trainings, and Sunday schools. The training assignments correspond to the four levels of competence development and include such types as current, interim, key, and the final. The achievement of the learning outcome professional competence is accomplished by the progression movement along the built target framework.

Текст научной работы на тему «Проектирование цикла учебных занятий по дисциплине с позиций деятельностно-компетентностного подхода»

Проектирование цикла учебных занятий по дисциплине с позиций деятельностно-компетентностного подхода

Похомчикова Елена Олеговна - канд. экон. наук, доцент. E-mail: [email protected] Иркутский национальный исследовательский технический университет, Иркутск, Россия Адрес: 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83

Аннотация. Настоящая работа представляет собой проект цикла очно-дистанционных занятий по дисциплине, базирующийся на деятельностно-компетентностном подходе к образованию, лежащем в основе федеральных государственных образовательных стандартов. В статье приведены основополагающие принципы данного подхода, а именно: признание обучения как совместной/разделённой деятельности (педагогической и учебной), в которой ведущая роль отводится учебной деятельности - активной самостоятельной деятельности обучающихся по развитию собственной компетентности; практикоори-ентированность; выражение результатов обучения в способности успешно действовать в различных ситуациях, в том числе и в профессиональной сфере. В проекте приведено обоснование выбора темы, отражающей ключевую компетенцию, на развитие которой направлен образовательной процесс. Описаны входн-ые, промежуточные и итоговые учебные цели по уровням развития компетентности. Представлен и подробно описан цикл учебной деятельности по достижению поставленных целей-результатов. Подобран комплекс организационных форм взаимодействия между преподавателем и обучающимися, а также приведены перечень и обоснование учебных заданий.

Ключевые слова: деятельностно-компетентностный подход к образованию, компетентность, компетенция, развивающее образование, цикл учебной деятельности

Для цитирования: ПохомчиковаЕ.О. Проектирование цикла учебных занятий по дисциплине с позиций деятельностно-компетентностного подхода // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 4. С. 115-126.

В сфере отечественного высшего образования произошли заметные изменения. В значительной степени это связано с переходом к парадигме развивающего деятельностного и практико-ориентированного образования. Требования, предъявляемые к преподавателю, отражены в новой редакции профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», вступившего в силу 1 января 2017 г. Условно их можно разделить на три блока. Преподаватель, во-первых, обязан обладать соответствующими профессиональными компетенциями по закреплённым за ним дисциплинам, подтверждённые дипломом, во-вторых, владеть практическим опытом де-

ятельности в преподаваемой области (в качестве подтверждающих документов могут быть свидетельства о прохождении стажировки) и, в-третьих, иметь педагогическое образование. Очевидно, что эти нововведения направлены на повышение уровня образования и ориентированы главным образом на формирование у обучающихся компетенций разного уровня («знать», «уметь», «владеть»), обозначенных в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС). Если стандарты предыдущих поколений (ГОС) являлись в большей степени стандартами содержания образования, то ФГОС представляет собой совокупность требований к структуре основной образовательной программы, к условиям и результатам её освоения.

Таблица 1

Сравнение традиционного обучения и развивающего образования

Критерий сравнения Классическая парадигма (традиционное обучение) Новая, неоклассическая парадигма (развивающее образование)

Основная миссия образования Подготовка подрастающего поколения к жизни и труду Обеспечение условий для самоопределения, саморазвития и самореализации личности

Понимание человека Человек - простая система Человек - сложная система

Знания Знания из прошлого («школа памяти») Знания из будущего («школа мышления и развития личности»)

Образование Передача ученику известных образцов знаний, умений, навыков Созидание человеком образа мира в себе самом посредством активного освоения культурно-исторического опыта

Ученик Объект педагогического опыта, обучаемый Субъект познавательной деятельности, обучающийся

Способ взаимодействия педагога с обучающимся Монологические отношения между педагогом и обучаемым Диалогические отношения между педагогом и обучающимся

Характер деятельности ученика «Ответная», репродуктивная деятельность обучаемого Активная, творческая деятельность обучающегося

В основе сменяющихся образовательных парадигм лежат разные методологии. В таблице 1 представлены основные различия между традиционным обучением и новым, основывающимся на деятельностно-компе-тентностном подходе, развивающем образовании [1, с. 45].

Как видим, концепция развивающего образования значительно отличается от традиционной. Изменяется вектор оценки результатов обучения: от оценки результатов, выраженных в приобретённых знаниях, умениях, навыках, к оценке уровня развития компетентности. В исследовании особенностей деятельностно-компетентностного подхода в образовании следует выделить работу В.С. Сережнниковой, в которой отмечается ряд характерных признаков данного подхода. Во-первых, это идея так называемой «горизонтальной модели взаимодействия студента с преподавателем», состоящей в выстраивании равноправных, «субъект-субъектных» партнёрских отношений, где обучающийся выступает в качестве актора образовательного процесса. Во-вторых, креативно-развивающее взаимодействие обучающихся с преподавателем, базирующееся на применении современных организационных образовательных форм, таких как вебинар,

тьюториал, видеоконференция и т.д. [2]. Несомненно, что в силу этих особенностей требуется переосмысление как содержания, так и методики преподавания дисциплин.

Деятельностно-компетентностный подход к образованию основывается на исследованиях представителей психологической и педагогической науки: Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Г.П. Щедро-вицкого, А.Н. Леонтьева. Согласно Г.П. Ще-дровицкому, образование можно рассматривать как обучение деятельности, причём деятельности самостоятельной, в которой именно обучающийся является главным активным действующим лицом, т.е. деятелем, ставящим и реализующим цель - развитие собственных способностей [3]. В основе компетентностного подхода лежит трактовка приобретённых компетенций, реализованных в способности обучающегося успешно действовать в профессиональной среде в качестве главного результата обучения (в отличие от традиционного подхода, где в качестве результата обучения выступают приобретенные знания) [4, с. 19]. Довольно интересный взгляд на предмет соотношения непосредственно компетенций с результатами обучения представлен в работе «Компетенции и результаты обучения: логика пред-

ставления в образовательных программах» [5], в которой авторы выделяют три подхода к соотнесению уровней компетенции с отдельными частями и периодами образовательного процесса. Не лишним, на наш взгляд, является разъяснение базовых понятий компетентностного подхода - «компетенция» и «компетентность». Так, А.Е. Бахмутский приводит следующее определение: «Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов, а компетентность соотносится с владением, с обладанием человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и к предмету деятельности» [6, с. 80].

Компетентностный подход в образовании представляется в настоящее время своеобразным феноменом. До сих пор о нём не сложилось однозначного мнения. Одни исследователи отождествляют понятия «умения» и «компетентность», в то время как другие проводят их чёткое разграничение: «Компетенция является объединяющей характеристикой знаний, умений, навыков и личностных качеств. В противоположность навыку компетенция предполагает осознанность, в отличие от умения она мобильна, развивается не в сторону автоматизации и превращения в навык, а по пути интеграции с другими компетенциями» [7]. Интересен подход О.Р. Каюмова. В работе «О границах применимости компетентностного подхода в высшем образовании» он обосновывает мысль о целесообразности использования «компетенций» как оценки результатов образовательного процесса лишь в преддипломной практике. По его мнению, ком-петентностный подход, ориентированный в большей степени на удовлетворение спроса на рынке трудовых ресурсов, несовместим с традициями российского образования, в котором научное содержание образовательных программ является основой для формирования образовательных результатов (знаний, умений и навыков) [8].

Очевидно, что деятельностно-компетент-ностный подход требует более глубокого изучения с целью эффективного применения в профессиональной педагогической деятельности. В связи с этим автором было пройдено обучение в Международном институте менеджмента «ЛИНК» по программе «Основы деятельности преподавателя высшей школы в условиях реализации ФГОС 3+». Представленная работа является результатом подготовки по данному курсу и содержит рефлексивные выводы автора, полученные в ходе выполнения контрольных заданий и взаимодействия с тьюторами.

Тема проекта и её обоснование

Для проектирования цикла очно-дистанционных учебных занятий выбрана тема «Этапы научно-исследовательской работы» из дисциплины «Организация научных исследований». В качестве информационного источника использовались ФГОС ВО 3+, а также рабочая программа дисциплины. Дисциплина приведена из учебного плана обучающихся по направлению 09.04.02 «Информационные системы и технологии», программа магистратуры «Информационные технологии в торговле и сфере обслуживания». Дисциплина относится к обязательной части, проводится в первом семестре. На освоение отводится 144 часа / 4 ЗЕТ (12 ч. -лекции, 24 ч. - практические занятия, 72 ч. -СРС, 36 ч. - контроль). Распределение часов с преобладанием практических занятий над лекционными, а также значительный удельный вес самостоятельной работы студентов в общей трудоёмкости дисциплины соответствует принципам деятельностно-компе-тентностного подхода к образованию.

В ходе работы была сформулирована следующая тема проекта: «Развитие компетенции "организация исследовательских работ для подготовки и составления обзоров, отчётов и публикаций с целью размещения в информационных системах" ». Она отражает ключевую компетенцию, на развитие которой направлен образовательной процесс в

рамках данной дисциплины, а выбранная для проектирования тема представляет собой модуль, предполагающий полное прохождение обучающимися цикла развития компетентности: «знать», «уметь», «владеть», «быть» (Табл. 2).

Освоение темы «Этапы научно-исследовательской работы» предполагает возможность реализации модели смешанного (очно-дистанционного) образования: проведение как очных, так и видеолекций, семинаров и вебинаров, онлайн- и офлайн-конференций, очных и виртуальных презентаций, консультаций; проверка контрольных работ посредством отправки работы проверяющему по электронной почте и другими способами связи; предоставление электронного доступа к контенту курса. Помимо этого, обучающиеся могут организовывать совместный онлайн- и офлайн-форумы для обмена опытом и знаниями, а также консультаций.

Перечень и обоснование учебных целей

Как известно, цели обучения должны чётко соотноситься с их результатами. Результатами обучения выступают усвоенные знания, умения, навыки, способности и личностные качества. Для оценки результатов обучения целесообразно использовать шкалу развития компетентности, состоящую из четырёх уровней компетентности (Рис. 1). А именно: 1-й уровень - информационный (освоение знаний как онтологий, представлений о мире); 2-й уровень - деятельностный

(формирование конкретных умений и навыков); 3-й уровень - творческий (развитие универсальных способностей к различным видам деятельности); 4-й уровень - ценностно-смысловой (развитие личностных качеств, установок, ценностей) [4, с. 20-21].

В процессе проектирования целей обучения преподавателю следует учитывать все четыре уровня развития компетенции (знать, уметь, владеть, быть), а также прогнозировать их приращение в процессе образовательной деятельности. В таблице 2 представлены цели обучения (на входе, промежуточные, на выходе) по уровням развития компетентности.

Описание процесса достижения целей

Процесс обучения по достижению результатов, выраженных в освоении компетенций, можно представить в виде цикла учебной деятельности. В качестве примера интересен цикл учебной деятельности, применяемый в Международном институте менеджмента «ЛИНК» (Рис. 2). Исходя из предложенной схемы, был выстроен цикл учебной деятельности по развитию компетенций в рамках темы проекта. Рассмотрим каждый его элемент более подробно.

1. Актуализация и мотивация. На этом этапе необходимо разъяснить необходимость освоения темы посредством отображения её взаимосвязи с предыдущими и последующими темами дисциплины. Про-

Рис. 1. Шкала развития компетентности

Рис. 2. Цикл учебной деятельности по развитию компетенции [4, с. 91]

Шкала целей в терминах ожидаемых образовательных результатов

Таблица 2

Цель/ Результат На входе Промежуточные цели На выходе

Знать - Логику построения причинно-следственных связей (освоение на др. дисциплинах); - принципы целеполагания, суть декомпозиции целей; - цели и задачи проведения научных исследований (освоение в предыдущих темах); - виды научных исследований (освоение в предыдущих темах); - методы научных исследований: сущность и особенности применения (освоение в предыдущих темах); - методы поиска научной информации: основные источники информации, базы данных, электронные библиотеки, поисковые системы и т.д. (освоение в предыдущих темах); - способы интерпретации данных (освоение в предыдущих дисциплинах и темах); - способы накопления информации: работа с источниками, выписки, картотеки, базы данных и т.д. (освоение в предыдущих темах); - способы обработки и систематизации информации: основные программные продукты, необходимые для составления отчетов, исследований и их функциональные возможности и т.д. (освоение на др. дисциплинах). - Основные источники научной информации (научные статьи, патенты, ноу-хау, свидетельства, диссертации и т.д.); - основные поисковые электронные системы научной информации (elibrary, базы Scopus, ФИПС, Google scholar, РГБ и т.д.); - основные этапы проведения научных исследований; - принципы формирования темы научной работы; - суть проблемы в научном исследовании; - понятие и сущность научной гипотезы, эксперимента; - в чём заключается актуальность научного исследования; - принципы планирования научных исследований; - последовательность реализации этапов научных исследований; - этапы научного исследования. - Как применить имеющиеся знания по поиску, накоплению, систематизации, обработке и интерпретации информации применительно к проведению научных исследований; - каркас научного исследования; - особенности поэтапной реализации научного исследования.

Уметь - Использовать программное обеспечение для осуществления работы над научным исследованием (офисные программы, спец. программы для систематизации и визуализации информации и т.д. (освоение на др. дисциплинах); - Составлять планы работ; - проводить небольшие эксперименты (манипуляции) с имеющейся информацией; - писать отчёты по проделанной работе, соблюдая логику - Составлять отчёты по научно-исследовательской работе в рамках выбранного направления (тематики) по заранее составленному

Цель/ Результат На входе Промежуточные цели На выходе

Уметь - осуществлять целеполагание, декомпозировать цели в задачи (освоение на др. дисциплинах); - распознавать методы научных исследований и уметь приводить примеры их реализации (освоение в предыдущих темах); - писать небольшие эссе на выбранную тему; - находить необходимую информацию, опираясь на знания об имеющихся источниках поиска данных (освоение в предыдущих темах); - интерпретировать представленные данные (например, уметь производить анализ данных из таблицы и правильно их интерпретировать). последовательности этапов и оперируя методами научного исследования; - осуществлять поиск необходимой информации, выделять в ней главное. плану,доказательно обосновывать выбор темы, её актуальность, применять методы исследования.

Владеть - Культурой мышления; - навыками вспомогательной поддержки организации исследований (работа с компьютером, со специальными программными средствами, необходимыми для проведения эксперимента, анализа, систематизации и визуализации данных). - Способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень; - способностью выстраивать логику рассуждений и высказываний, основанных на интерпретации данных, выносить суждения на основе неполных данных (выдвигать гипотезы); - комплексным инструментарием организации научного исследования: навыками планирования научных работ, поиска, отбора, анализа, представления и интерпретации данных. - Способностью проводить собственные научно-исследовательские работы по конкретным этапам, а также оформлять их в виде обзоров, отчётов и публикаций.

Быть - Субъектом учебной деятельности: занимать активную позицию в образовании, осуществляя совместную с преподавателем деятельность по достижению образовательных результатов. - Способным осуществлять поиск и отбор необходимой информации согласно изученным и освоенным методам и средствам; - способным осуществлять планирование научно-исследовательских работ с учётом особенностей научного инструментария; - способным проводить анализ, систематизацию, интерпретацию и визуализацию отобранной информации. - Субъектом профессиональной деятельности; - способным применить сформированные знания, умения и владения, полученные в результате освоения дисциплины, в профессиональной деятельности; - способным организовывать и проводить исследования, а также необходимым образом оформлять их результаты для дальнейшего размещения в информационной системе.

ектирование конечной цели освоения темы (модуля).

2. Проблемная ситуация и целепола-гание. Проблемность заключается в доказательстве необходимости освоения модуля,

то есть его включения в программу дисциплины. К примеру, можно предложить обучающимся выполнить задания без предварительного ознакомления с темой, по окончании произвести анализ проблемных зон,

возникших при выполнении. Логическим дополнением к разбору проблемных ситуаций будет выступать совместное (преподаватель с обучающимися) целеполагание по освоению модуля дисциплины. В качестве ключевых вопросов в результате совместного целеполагания можно выделить следующие: Какими знаниями и навыками вы должны обладать для того, чтобы научиться выполнять задания данного типа? Каков ожиида-емый результат приращения компетенции после успешного освоения модуля?

3. Поиск способов решения и получение недостающего звена. Для освоения данного модуля необходимо ознакомиться с соответствующими категориями, понятиями, терминами, в частности с основными источниками представления научной информации (статьи, диссертации, обзоры, отчёты, патенты, ноу-хау, свидетельства), с поисковыми системами научной информации, а также с их функциональными возможностями, с принципами выбора темы научно-исследовательской работы, с понятиями «проблема научного исследования», «гипотеза».

Преподаватель предоставляет обучающимся различные варианты получения информации. К примеру, часть теоретического материала преподносится на лекции, оставшаяся часть предлагается обучающимся как предмет для самостоятельного поиска (по рекомендуемым источникам) с последующим заслушиванием и обсуждением результатов. Практикуется также разделение обучающихся на подгруппы, где каждый готовит отдельную часть задания, а затем презентует её остальным, представление познавательных статей, излагающих суть рассматриваемых вопросов с последующим коллективным обсуждением темы. Использование нескольких способов презентации материала позволяет разнообразить занятия, формирует событийность, а также способствует выбору наиболее эффективных методик взаимодействия с конкретной группой.

4. Доказательство и принятие решения в коммуникации. Данный пункт является

логическим продолжением предыдущего. После того как преподаватель обозначил способы получения информации (самостоятельный поиск, работа в подгруппах с последующим обсуждением), обучающиеся презентуют результаты своей работы. Преподаватель совместно с другими обучающимися комментирует выступление.

5. Отделение способов получения информации от предметного содержания. В данном случае имеется в виду применение изученных терминов и понятий не только в научных исследованиях, но и в других работах, в том числе относящихся к профессиональной деятельности. Например, применение навыков выбора темы исследования, определение его актуальности, формулирование гипотезы применительно к обычному отчёту по проделанной работе, к статье публицистического характера, к обзору и т.д.

6. Применение способов получения информации для решения типовых задач. Для успешного освоения модуля необходимо сформировать следующие (промежуточные) умения и навыки:

- составлять планы работ;

- составлять отчёты по проделанной работе, опираясь на знания о последовательности конкретных этапов исследования, а также оперируя методами научных исследований (применяя их в стандартных работах);

- осуществлять фильтрацию имеющейся информации, отбирая только необходимую;

- проводить эксперименты (манипуляции) с имеющейся информацией с использованием методов группировки, обобщения, анализа, индукции, дедукции, абстрагирования и т.д.

7. Применение способов получения информации для решения проблем. Решение типовых задач направлено на отработку умений, проблемных - на формирование навыков. При выполнении проблемного задания обучающийся вначале проводит анализ самой проблемы, а также учитывает дополнительные факторы (конкретные производственные условия), далее начинает пе-

ребирать алгоритмы для её решения, в конце - приводит обоснование оптимальности и эффективности своего выбора.

8. Самооценка и самоконтроль. Со стороны преподавателя: сверка фактического результата с плановым (из учебного плана), ответ на вопрос, насколько понятно удалось преподнести материал. Со стороны обучающегося ответы на вопросы: достиг ли поставленных в начале изучения целей (на сколько процентов достиг)? Как оцениваю приложенные усилия для освоения модуля? Удовлетворён ли результатом? Какова эффективность работы по освоению?

9. Рефлексия целостной деятельности и самоизменений. Со стороны преподавателя: как изменилась личная профессиональная компетенция? Каков прирост компетенции обучающихся? Какова зона собственного ближайшего развития? Каковы дальнейшие действия для коррекции результата? Где могут быть точки роста? Со стороны обучающегося: для чего я освоил этот модуль? Где и как я могу применить освоенное? Как скорректировать свое взаимодействие с преподавателем для достижения наилучших результатов? Что необходимо изменить в собственном подходе к обучению?

Комплекс организационных форм взаимодействия между преподавателем и обучающимися

Концепция развивающего образования предполагает использование в учебном процессе разнообразных организационных форм взаимодействия преподавателя с обучающимися, а также обучающихся между собой, в их числе лекции, семинары (веби-нары), практические занятия, презентации, онлайн- и офлайн-форумы, (видео)конфе-ренции, самостоятельная работа, наставничество, мастер-классы, консультации, про-ектно-аналитические сессии, тьюториалы, тренинги, воскресные школы. Кроме того, большое внимание отводится дистанционным формам взаимодействия.

Перечень и обоснование учебных заданий

Для освоения модуля дисциплины должны быть представлены задания, соответствующие всем четырём уровням развития компетентности студентов: текущие (уровень «знать»), промежуточные (уровень «уметь»), ключевые (уровень «владеть»), итоговые (уровень «быть»).

Примеры текущих заданий. Сложность текущих заданий заключается в понимании информации, её восприятии, формировании причинно-следственных связей между ужее изученным и новым материалом. Выполнение перечисленных заданий позволит создать основу (в виде понятий, теорий) для решения практических задач (сначала типовых, а затем проблемных).

- Перечислите основные этапы проведения научного исследования, кратко опишите их содержание.

- Перечислите основные методы поиска научной информации.

- Поясните взаимосвязь проблематики и актуальности научного исследования. При выполнении задания можете использовать любую научную публикацию по собственному выбору.

- Объясните причинно-следственную связь на примере пары «гипотеза - эксперимент». Приведите примеры возможных способов проведения эксперимента по направлению «Информационные системы и технологии».

- Приведите пример причинно-следственной связи.

- Подготовьте доклад с кратким изложением сущности основных источников научной информации (научные статьи, патенты, ноу-хау, свидетельства, диссертации и т.д.). В чём состоит различие между ними?

- Подготовьте презентации на тему «Основные поисковые электронные системы научной информации и их функциональные возможности» (по выбору: eLibrary, базы Scopus, ФИПС, Google scholar, РГБ). При выполнении задания придерживайтесь следующего плана:

• вводная часть (название, страна-разработчик, основные пользователи, линейки предлагаемых продуктов - при наличии, основные вопросы по регистрации в системе);

• основные функциональные возможности (отдельно по слайдам на каждый пример);

• сравнение системы с подобными в своём классе, достоинства и недостатки;

• вывод по системе (собственное мнение, удобство использования, дополнительные возможности).

- Ознакомьтесь с прилагаемой статьёй, определите блоки «введение», «обоснование актуальности», «цели и задачи» (план работы), «проблематика», «основная часть», «заключение».

- Назовите основные методы систематизации информации, кратко опишите их суть, достоинства и недостатки использования.

- Приведите критерии выбора темы научной работы (научной публикации). Обоснуйте свой ответ, приведя примеры по каждому критерию; преимуществом будут являться примеры в рамках выбранной тематики научно-исследовательской работы (НИР) студента.

Примеры промежуточных заданий. Трудность промежуточных заданий заключается в применении информации в типовых ситуациях. Выполнение перечисленных заданий позволит создать основу (в виде схем, алгоритмов) для решения практических задач (сначала типовых, а затем проблемных).

- Используя полученные знания по принципам целеполагания и планирования, составьте примерный план своей НИР (является обязательной для каждого студента -прописана в учебном плане).

- Ознакомьтесь с предложенной статьёй. Проанализируйте предложенную автором тему, используя критерии оптимальности темы. Приведите собственный вариант темы с учётом корректировок (кейс-стади).

- Используя ресурсы научной электронной библиотеки (еLibrary), осуществите поиск статей по своей тематике НИР. Отберите

для дальнейшего анализа не менее 20 публикаций.

- Ознакомьтесь со статьей В.В. Радаева «Как написать академический текст». Обсудите, какие алгоритмы представлены в статье, какие принципы работы с научными текстами вы можете выделить.

- Из отобранных статей выберите по 10 определений понятия, связанных с темой индивидуальной НИР (например, «база данных», «информационные технологии в торговле» и т.д.). Проанализируйте их, выделите общие черты и различия, достоинства и недостатки трактовок. Проанализировав определения, выделите наиболее существенные параметры, которые, на ваш взгляд, необходимы для «идеального определения». Предложите собственное определение, используя приведённые параметры.

- Напишите отчёт по НИР. Придерживайтесь следующего плана: введение (актуальность, цели, задачи, используемые программные продукты); основная часть (согласно представленному ранее плану, скорректированному совместно с преподавателем); заключение (результаты, выводы во взаимосвязи с целями и задачами, план на будущие исследования в данном направлении, предполагаемое использование результатов); список использованных источников (оформленный согласно ГОСТ).

Ключевые задания. Трудность выполнения ключевых заданий заключается в применении готовых алгоритмов для решения проблемных задач, не имеющих однозначного решения (трудность переноса способов действия алгоритмов в новые условия). Выполнение перечисленных заданий предполагает формирование базовой составляющей компетенции, то есть применение навыков не только в типовых, но и в изменяющихся условиях.

Используйте возможности нескольких программных продуктов для работы над объектом исследования НИР. Например, по теме НИР «Базы данных» постройте базы данных в MS Access, MS Visual FoxPro,

Oracle и т.д. Опишите преимущества и ограничения при работе в разных системах. Доказательно обоснуйте выбор тех или иных систем для разрешения определённых задач. Приведите рекомендации, какие из систем лучше использовать в зависимости от заранее заявленных условий.

Итоговое задание. Сложность выполнения задания состоит в необходимости разрешения профессиональной ситуации в зависимости от производственных условий.

Используя в качестве основы проверенные отчёты по НИР, подготовьте к публикации статью в сборник конференции по секции «Информационные системы и технологии». Примечание: используя «широкое» направление НИР, попытайтесь «сузить» его, акцентировав внимание на конкретной проблеме. С учётом этой проблемы сформулируйте тему статьи (при выборе темы не забудьте проверить её по критериям оптимальности). Содержание статьи постройте согласно этапам научного исследования: обоснование актуальности, описание цели, задач, методов исследования, формулировка проблемы, гипотезы, эксперимент (аналитика, анализ), выводы, рекомендации. Работая над статьёй, изучите подходы разных авторов к решению заявленной проблемы, проанализировав их, предложите собственный вывод. Уделите отдельное внимание используемым программным продуктам, обоснованно предложите применение конкретного (конкретных).

Результаты

Настоящая работа представляет собой проект цикла очно-дистанционных учебных занятий по теме «Этапы научно-исследовательской работы» в рамках дисциплины «Организация научных исследований». Целью освоения данного модуля является развитие у обучающихся ключевой компетенции «организация исследовательских работ для подготовки и составления обзоров, отчётов и публикаций с целью их размещения в информационных системах» при реализации программы «Информационные технологии

в торговле и сфере обслуживания», коррелирующей с ключевыми видами деятельности согласно профессиональному стандарту.

Достижение итоговой цели - профессиональной компетентности - происходит постепенно посредством «продвижения» по чётко выстроенному каркасу целей, спроектированному как «вширь» (от уровня актуального развития студентов через промежуточные цели до целей на «выходе»), так и «вглубь» (от уровня «знать», через уровни «уметь» и «владеть» к уровню «быть»).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итак, развитие профессиональной компетентности возможно посредством специально организованной деятельности - спроектированного цикла учебной деятельности, состоящего из отдельных взаимосвязанных фаз, на реализацию которых направлены конкретные учебные очно-дистанционные занятия, дифференцированные по уровням развития компетентности обучающихся. Учебные занятия реализуются посредством оргформ, то есть вариантов совместной/разделённой деятельности преподавателя и студентов с использованием учебно-методического обеспечения («учебного портфеля» курса).

Литература

1. Чернявская А.Г. Деятельностный подход в обучении взрослых: Инструментарий успешного тьютора: учеб. пособие. Жуковский: МИМ ЛИНК, 2013. 201 с.

2. СережниковаР.К. Компетентностно-деятель-ностный подход в профессионально-педагогическом образовании // Высшее образование в России. 2015. № 3. C. 127-133.

3. Щедровицкий Г.П. Система педагогических исследований: Методологический анализ // Педагогика и логика. М.: Касталь, 1993. С. 12-200.

4. Комраков Е.С., Чернявская А.Г. Культурный ресурс педагога: парадигмы, подходы, образовательные модели и системы. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. 109 с.

5. Елина Е.Г., Ковтун Е.Н., Родионова С.Е. Компетенции и результаты обучения: логика представления в образовательных программах // Высшее образование в России. 2015. № 1. С. 10-20.

6. Бахмутский А.Е. Содержание результатов общего образования и деятельность учителя // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2012. № 148. C. 77-86.

7. Башкиров С.П, Волкова О.А. Компетент-ностный подход к организации воспитательной работы в вузе // Высшее образование в России. 2016. № 6. C. 142-147.

8. Каюмов О.Р. О границах применимости ком-петентностного подхода в высшем образовании // Высшее образование в России. 2016. № 4. С. 150-155.

Статья поступила в редакцию 28.02.18 Принята к публикации 14.03.18

Project Design of Learning Activity Cycle from the Perspective of Activity and Competence Approach

Elena O. Pokhomchikova - Cand. Sci. (Economics), Assoc. Prof., e-mail: [email protected] Irkutsk National Research Technical University, Irkutsk, Russia Address: 83, Lermontov str., Irkutsk, 664074, Russian Federation

Abstract. The article presents a project of attendance-based and distance learning activity cycle within a discipline. This cycle is based on the activity and competence approach, which lies at the heart of the Federal state educational standards of the third generation. The article adduces the basic principles of this approach, namely: the recognition of learning as a pedagogical and educational activity, where the leading role is assigned to learning activity - active self-directed students' activity aimed at the development of their own competence; practical orientation; the expression of learning outcomes in the ability to successfully operate in various situations, including the professional sphere. The project provides a rationale for choosing a topic that reflects the core competence towards which the educational process is directed. The chosen topic is module involving the complete cycle of competence development including stages "Know", "Able to", "Master" and "Be". While studying of the topic the model of blended (attendance-based and distance) learning can be implemented. Input, intermediate and final educational objectives are described in terms of competence development stages. The article presents and describes in detail the cycle of educational activities for achieving the set goals-results. This cycle, which can be viewed as a scale illustrating the competence development, includes four levels: 1) informational (acquisition of data and knowledge), 2) activities (development of special skills), 3) creativity (development of general abilities and skills), and 4) value and sense (development of personal value system). The conception of developing education implies implementation of a complex of organizational forms of interaction between a teacher and trainees such as lections, seminars (webinars), practical training, self-directed work, presentations, online and offline forums, conferences (videoconferences), tutorials, master classes, consultations, project sessions, trainings, and Sunday schools. The training assignments correspond to the four levels of competence development and include such types as current, interim, key, and the final. The achievement of the learning outcome - professional competence is accomplished by the progression movement along the built target framework.

Keywords: learning activity cycle, competence, competency, competency approach, competence development cycle, developing education, blended education, learning outcome

Cite as: Pokhomchikova, E.O. (2018). [Project Design of Learning Activity Cycle from the Perspective of Activity and Competence Approach]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 27, no. 4, pp. 115-126. (In Russ., abstract in Eng.)

References

1. Chernyavskaya, A.G. (2013). Deyatel'nostnyy podkhod v obuchenii vzroslykh: instrumentariy uspeshno-go t'yutora [The Activity Approach in Adult Learning: A Tool for a Successful Tutor]. Zhukovskiy: MIM LINK Publ. 201 p. (In Russ.)

2. Serezhnikova, R.K. (2015). [Competence-Activity Approach to Professional Pedagogical Education]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 3, pp. 127-133. (In Russ., abstract in Eng.)

3. Shchedrovitskiy, G.P. (1993). [System of Pedagogical Research: Methodological Analysis]. In: Pedagogika i logika [Pedagogy and Logic]. Moscow: Kastal Publ., pp. 12-200. (In Russ.)

4. Komrakov, E.S., Chernyavskaya, A.G. (2016). Kul'turnyy resurs pedagoga: paradigmy, p>odkhody, obra-zovatel'nyye modeli i sistemy [Cultural Resource of a Teacher: Paradigms, Approaches, Educational Models and Systems]. Moscow: SIC INFRA-M Publ. 109 p. (In Russ.)

5. Yelina, E.G., Kovtun, E.N., Rodionova, S.E. (2015). [Competencies and Learning Outcomes: The Logic of Presentation in Educational Programs]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 1, pp. 10-20. (In Russ., abstract in Eng.)

6. Bakhmutskiy, A.E. (2012). [The Content of the Results of General Education and the Activities of a Teacher]. Izvestiya RGPU im. A.I. Gertsena [Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Science]. No. 148, pp. 77-86. (In Russ.)

7. Bashkirov, S.P., Volkova, O.A. (2016). [Competence Approach to Organization of Extracurricular Activities at the University]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 6, pp. 142-147. (In Russ., abstract in Eng.)

8. Kayumov, O.R. (2016). [Scope of Applicability of the Competence Approach in Education]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 4, pp. 150-155. (In Russ., abstract in Eng.)

The paper was submitted 28.02.18.

Accepted for publication 14.03.18

e

НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

Пятилетний импакт-фактор LIBRARY* RU РИНЦ-2016, без самоцитирования

психологическая наука и образование Вопросы образования социологические исследования Высшее образование в России 2,015 1,449 1,412 1,001

Вопросы философии педагогика образование и наука университетское управление: практика и анализ 0,938 0,726 0,642 0,630

Вестник международных организаций инженерное образование Экономика образования Alma mater Интеграция образования Высшее образование сегодня Эпистемология и философия науки философские науки 0,562 0,552 0,525 0,400 0,383 0,367 0,284 0,202

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.