Научная статья на тему 'Развивающие технологии обучения иностранному языку'

Развивающие технологии обучения иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1185
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баринова О. Ю.

В статье рассматривается определение развивающих технологий обучения и их роль в процессе обучения иностранному языку. Также анализируются современные методы обуче-ния иностранному языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развивающие технологии обучения иностранному языку»

О.Ю. Баринова,

кандидат педагогических наук

(Казанский юридический институт МВД России)

РАЗВИВАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

В статье рассматривается определение развивающих технологий обучения и их роль в процессе обучения иностранному языку. Также анализируются современные методы обучения иностранному языку.

Ключевые слова: профессиональное образование; технологии обучения; методы обучения; логическое мышление.

The definition of the developing education technologies and their roles in the process of teaching are studied in the article. Besides modern methods of teaching are analyzed here.

Key words: professional education, education technologies, methods of teaching, logical thinking.

Новые условия профессиональной деятельности выдвигают требования пересмотра как общей методологии, так и конкретных методов и приемов обучения иностранным языкам. Знания и квалификация становятся приоритетными ценностями в жизни человека в условиях информационного общества. Для специалиста уже недостаточно владеть информацией на родном языке. Необходимо быть в курсе развития своей области в мировой практике. В последнее время все большее распространение получает ориентация на такой тип обучения, который стимулирует интеллектуальное и нравственное развитие личности студента, активизирует его потенциальные умственные способности, формирует логическое мышление. Такому типу обучения соответствуют личностно-деятельностный и коммуникативный подходы в обучении иностранному языку.

Однако традиционно в неязыковых вузах преподаванию иностранных языков отводилось второстепенное место. Например, О.Б. Тарнопольский [6] указывает, что в неязыковых вузах на два года обучения

иностранному языку отводится не более 216-240 часов. При этом традиционно в преподавании основное внимание уделяется чтению, причем на материалах сложных текстов по специальности. Особенностью преподавания иностранных языков в неязыковых вузах является большой разброс уровней знаний студентов по данному предмету. Основным критерием приема абитуриентов в неязыковой вуз является уровень знаний по естественнонаучным и общественным дисциплинам, а не критерий языковых способностей.

Цели обучения иностранному языку при подготовке специалистов вузов определяются тем, какую роль владение иностранным языком играет в осуществлении профессиональной деятельности. Цели обучения должны определяться таким образом, чтобы в результате образовательного процесса выпускник не только обладал специальными знаниями, но также был подготовлен к осуществлению профессиональной деятельности в более широком смысле.

Развитие коммуникативных способностей, формирование логической культуры

личности студента являются перспективными направлениями обучения в системе высшего профессионального образования. Для их решения необходимо, с одной стороны, освоить новые методы обучения по развитию логического мышления студентов, а также формированию лингвистической, социолингвистической и прагматической компетенций. С другой - разработать принципиально новые учебные материалы, с помощью которых можно научить студентов эффективно общаться и мыслить.

Выделяя развивающие технологии формирования логической культуры студентов в процессе обучения, необходимо отметить, что понятия «педагогическая технология», «технология обучения» появились в отечественной педагогике с начала 80-х годов. Вопросами технологии обучения занимались В.П. Беспалько, В.И. Боголюбов, В.И. Загвя-зинский, В.К. Оконь, О.П. Околелов, ПИ. Пидкасистый, А.А. Радугин, Н.Ф. Талызина и др. Анализ литературы показывает, что существуют различные подходы трактовки термина «технология обучения» [3].

В основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости учебным процессом, проектирования и воспроизводимости обучающего цикла. Другими словами, современная технология обучения представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение педагогического воздействия на обучаемого.

Существенной составной технологий обучения являются методы обучения (способы совместной деятельности педагога и обучаемого, направленные на достижение ими образовательных целей). Методы обучения не используются в чистом виде, они обычно сопровождаются приемами и средствами. Прием обучения - элемент, составная часть метода. Средства обучения - это все те средства, с помощью которых преподаватель учит, а обучаемые учатся (слово, книга, схема, модель, средства производства, технические средства и т. д.).

Здесь нельзя не отметить, что предмет «иностранный язык», несомненно, обладает огромным развивающим потенциалом для личностного и профессионального становления будущего специалиста. В этих

условиях преподаватели иностранного языка должны сделать всё возможное для того, чтобы не только дать студентам знания по своему предмету, но и по мере возможности способствовать их творческому развитию и самореализации.

Иностранный язык - предмет особого рода. Он резко отличается от большинства других предметов, изучаемых в высшей школе, по нескольким параметрам.

По мнению Г.В. Роговой, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахаровой, содержание обучения иностранным языкам, «должно включать: 1) лингвистический компонент, объединяющий языковой и речевой материал; 2) психологический компонент, включающий формируемые навыки и умения, обеспечивающие студентам пользование изучаемым языком при общении; 3) методический компонент, связанный с овладением студентами приемами учения, познанием нового для них предмета, развитием у них самодеятельного труда» [5].

Поэтому в условиях модернизации высшего профессионального образования приоритетными являются технологии обучения, направленные на:

1) развитие личности, ее мышления и познавательных способностей;

2) обновление содержания обучения, предполагающее:

• интеграцию знаний, приобретаемых в ходе изучения смежных дисциплин и создающих предпосылку для проблемного обучения;

• овладение способами и приемами мыслительной деятельности;

• усиление научного характера учебного материала;

• ориентацию на развитие способности к инновационной деятельности;

• обновление учебных планов и программ с более полным раскрытием целей, задач, методов обучения.

3) оптимизацию процесса обучения, направленного на достижение не только качества знаний, умений и навыков, но и развитие опыта профессионально-творческой деятельности;

4) перемещение акцента с процесса преподавания на процесс учения [2].

В качестве технологий развития логического мышления студентов средствами иностранного языка были выделены: метод проектов, дискуссионный метод, метод ролевых игр, портфолио.

В основе обучения иностранным языкам должен лежать деятельностный подход, означающий, что процесс обучения должен быть максимально приближен к будущей профессиональной деятельности обучаемого.

Если говорить о методе проектов, то следует отметить, что мы придерживаемся определения и интерпретации данного метода, предложенного Е.С. Полат: "Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов и действий обучаемых, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных познавательных действий и предполагающих презентацию этих результатов в виде конкретного продукта деятельности. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути" [4].

Обращение к этому методу обусловлено тем, что он дает возможность сосредоточить внимание обучаемого не на самом языке, а на проблеме, переместить акцент с лингвистического аспекта на содержательный, исследовать и размышлять над решением проблем на иностранном языке, что, в конечном счете, способствует формированию мыслительных операций студентов.

Дискуссионный метод позволяет также формировать сознательное отношение к рассмотрению выдвигаемых проблем, активность в ее обсуждении, речевую культуру, направленность на выявление причин возникающих проблем и установку на их решение в дальнейшем. Здесь реализуется принцип формирования критического мышления у обучаемых. Язык, таким образом, является одновременно и целью, и средством обучения. Дискуссионный метод помогает обучающимся не только овладевать всеми четырьмя видами речевой деятельности, но посредством языковой ситуации на фоне проблемы в социокультурной сфере обнаруживать причины возник-

ших ситуаций и предпринимать попытки их решения. При этом интерес к самостоятельному решению проблемы является стимулом, движущей силой процесса познания, формирования логического мышления. Таким образом, применение метода дискуссии позволяет активизировать познавательную деятельность студентов, их самостоятельность, формирует культуру творческого, логического мышления.

Не менее интересной методикой активизации познавательной деятельности обучаемых является методика ролевой игры, которая также может при определенной ее организации отражать принцип проблемности и позволяет решать проблемные ситуации различной степени сложности. Она может использоваться как самостоятельно, так и в контексте метода проектов, особенно в качестве специфичной формы защиты проекта. Обучаемые применяют свой опыт, накопленные знания, результаты исследования в процессе работы над проектом в реализации социально значимых ролей, возрастающих по значимости с прохождением цикла занятий. Такое моделирование ситуаций профессионально-делового межкультурного общения помогает обучаемому вжиться в различные ситуации будущей деятельности, с которыми он может столкнуться в реальной жизни.

Таким образом, мы считаем целесообразным организацию учебного процесса на этапе овладения студентами гипотетико-дедуктивной логикой мышления на основе активного использования совокупности представленных методов обучения. Метод дискуссий и ролевых игр, разумеется, должен предшествовать методу проектов. Но когда студенты овладели умениями критического мышления, выбор того или иного метода диктуется особенностями содержания изучаемой темы, выдвигаемых проблем исследования и обсуждения. Главное в отборе этих методов - сосредоточить внимание обучаемых на логике обсуждения предмета, а не на языковой форме. В связи с этим было бы целесообразным при формировании у обучаемых логического мышления как важнейшей общекультурной компетенции специалиста

выстраивать его учебные циклы в соответствии с возрастающими требованиями к уровню подготовки поэтапно, для начала формируя базовые умения рассуждения, аргументации с помощью метода дискуссии, затем продолжая на их базе развивать активную мыслительную деятельность.

В «Общеевропейской компетенции» рассматривается вопрос о возможности введения особого документа, отражающего опыт студента в изучении и использовании иностранных языков и указывающего на достигнутый уровень обученности. Такой документ получил название «Европейский языковой «Портфолио» ("European Language Portfolio").

Характеризуя портфолио в целом, можно отметить, что в них оценка проводится экспертным путем по стандартизированным критериям и включает определение уровня владения базовыми и ключевыми знаниями, умениями, уровня мотивации обучения и отношения к учёбе. В портфолио могут входить также оценочные характеристики, данные студенту его сокурсниками и преподавателем. Всесторонний и объективный мониторинг качества обучения, обеспечиваемый с помощью портфолио, открывает новые возможности для процесса аттестации и связанного с ним определения уровня достижения требований государственных стандартов в образовании.

Портфолио обеспечивает: непрерывный процесс отслеживания и оценивания качества учебных достижений, осуществляя тем самым их мониторинг; многомерные представления о различных учебных достижениях и учебной деятельности, связанные с широким спектром задач учебного процесса; оценки мыслительной деятель-

ности студента, его междисциплинарных умений, умений постановки проблем, решения нестандартных задач.

Вектором современного подхода к обучению с помощью портфолио можно считать его практическую направленность, ориентацию не столько на усвоение знания, сколько на способность его применять на практике; новые формы оценивания «настраиваются» не на репродуцированную студентами информацию, а на созданный ими самостоятельный продукт, в идеале имеющий прикладную ценность. Привычные примеры такого продукта — различные учебные проекты: исследовательские, художественные, социальные и т. п. Современные образовательные инновации делают акцент собственно на учении (learning, а не teaching), делая студента субъектом и центром образовательного процесса, предоставляя ему максимум свободы и ответственности в организации собственной учебной деятельности, например, в поиске источников информации, выборе экспертов и руководителей в учебных исследованиях, разработке индивидуальных учебных программ и т.д. Поэтому в оценивании всё больший вес придаётся самооцениванию, без которого невозможны самостоятельная организация и ответственность.

Итак, комплексное использование вышеперечисленных технологий в процессе обучения иностранному языку способствует формированию логической культуры студентов [1]. Указанные методы и технологии, их совокупность отражают уровень освоения обучаемыми знаний о законах и методах формальной и диалектической логики, коммуникативной компетентности и межкультурного общения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баринова О.Ю. Формирование логической культуры студентов средствами иностранного языка: автореферат дис. ...канд.пед.н. Казань: ТГГПУ, 2009. 22 с.

2. Новик И. Моделирование сложных систем. М.: Мысль, 1965. С.132.

3. Пидкасистый П.И., Фридман Л.М. Психолого-дидактический справочник преподавателей высшей школы. М., 1999. С. 97.

4. Полат Е.С. Портфель ученика // Иностранные языки в школе. 2002.- №1. С. 22.

5. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М., 1995. С. 237.

6. Тарнопольский О.Б. Основы оптимизации обучения иностранному языку в неязыковом вузе: автореф. дис....докт. пед. наук. М., 1992. С. 56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.