Научная статья на тему 'Педагогические технологии в современной педагогике'

Педагогические технологии в современной педагогике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
387
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / LEARNING TECHNOLOGY / ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ / TECHNOLOGY OF GENERAL CULTURAL COMPETENCE / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / TECHNOLOGICAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никоноров Е.А., Вохонцева Н.С.

Рассматриваются технологии формирования общекультурных компетенций обучающихся в образовательных организациях МВД России; исследуется сущность технологического процесса формирования общекультурных компетенций в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никоноров Е.А., Вохонцева Н.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational technology in modern pedagogy

The article discusses еxplores the techniques of formation of common cultural competence in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia, investigate the nature of the process of formation of common cultural competence in the process of studying the humanities cycle.

Текст научной работы на тему «Педагогические технологии в современной педагогике»

УДК 37 ББК 74.00

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Е.А. НИКОНОРОВ,

доктор педагогических наук, заместитель начальника ФПНП и НК Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя;

Н.С. ВОХОНЦЕВА,

адъюнкт кафедры педагогики УНК ПСД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Научная специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования

E-mail: nikonorovy82@mail.ru

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются технологии формирования общекультурных компетенций обучающихся в образовательных организациях МВД России; исследуется сущность технологического процесса формирования общекультурных компетенций в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла.

Ключевые слова: технология обучения, технология формирования общекультурных компетенций, технологический процесс.

Annotation. The article discusses еxplores the techniques of formation of common cultural competence in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia, investigate the nature of the process of formation of common cultural competence in the process of studying the humanities cycle.

Keywords: learning technology, technology of general cultural competence, technological process.

Анализ определения «технология формирования», приведенный в различных научных и учебно-методических источниках, в частности, работах В.В. Бес-палько [1, с. 98], Н.В. Кузьмина, С.А. Смирнова [2, с. 326], М.Я. Веленского, П.И. Образцова, Л.Н. Макарова [3, с. 78], И.А. Шаршова [4, с. 124], В.А. Сласте-нина и др., показывают, что большинство исследователей сходятся в том, что это понятие, как и понятие «технология образования», относится к более широкому понятию «социальная технология». С.А. Смирнов в своих исследованиях социальной называет технологию, в которой исходным и конечным результатом выступает человек, основным параметром, подвергающимся изменению. С.А. Смирнов указывает, что социальные технологии приспосабливаются к любым условиям: они способны скорректировать недостатки отдельных процессов и операций, из которых состоит технологический процесс. Особенностью социальных технологий также является и то, что обратная связь позволяет еще на этапах коррекции организовать повторение отдельных элементов технологического процесса [5, с. 55—62].

Технология (как процесс) характеризуется тремя основными признаками [6]:

♦ разделение процесса на взаимосвязанные этапы;

♦ координированное и поэтапное выполнение действий, направленных на достижение искомого результата (поставленной цели);

♦ однозначность выполнения включенных в технологию процедур и операций, что является непременным и решающим условием достижения результатов, адекватных поставленной цели.

Попытки раскрыть понятие «технология обучения», обосновать его педагогическое содержание были предприняты в США, где данное понятие и появилось в педагогическом лексиконе. В известном американском докладе «To Learning», опубликованном в 1970 г. в Нью-Йорке и в Лондоне, даются два определения этого понятия: в первом — технологии обучения характеризуются как совокупность способов и средств связи (общения) между людьми, возникших в результате информационной революции, используемых в дидактике; во втором — технологии обучения рассматриваются как нечто более значительное, чем

совокупность методов и средств обучения. Дж. Бру-нер технологию обучения определяет как область знания, связанную с определением системы предписаний, обеспечивающих оптимизацию обучения. Он рассматривает ее в качестве своеобразного инструмента дидактической работы. Как показывает анализ публикаций ведущих специалистов, проведенный П.И. Пид-касистым, технологии обучения лежат в основе определения образовательной политики США, развитых стран Европы и Азии, рассматриваются в качестве главного средства ликвидации отстаивания в области образования развивающихся стран. Понятие «технология обучения» впервые прозвучало на конференции ЮНЕСКО в 1970 г. В опубликованном докладе «Учиться, чтобы быть» названный термин определяется как движущая сила модернизации образовательного процесса, а в докладе «Как учиться» впервые приводится определение, в котором технология обучения определяется как совокупность способов и средств связи (общения) между людьми, возникающих в результате информационной революции и использующихся в дидактике [8, с. 21].

В отечественной педагогике наибольший вклад в разработку проблемы технологии обучения внесли

B.П. Беспалько, В.И. Загвязинский, М.В. Кузьмина, М.М. Левина, О.П. Околелов, В.А. Сластенин,

C.А. Смирнов, Н.Ф. Талызина, Ю.Г. Татур. Из зарубежных исследователей следует отметить Л. Андерсона, Дж. Блока, Б. Блума, Т. Гилберта, Р. Мейджера. Так как в современной педагогике общие подходы к единой трактовке понятия технологии обучения не сформулированы, невозможно говорить и об однозначно признанной их классификации.

На наш взгляд, заслуживает внимания классификация, предложенная А.Я. Савельевым [9], который предлагает классифицировать технологии обучения по таким критериям, как:

1) направленность действия (личностно-развиваю-щие, профессионально-ориентированные, культурно-ориентированные, нравственно-развивающие и т.д.);

2) цель обучения (получение знаний, выработка практических навыков и умений, профессионально-нравственных качеств личности);

3) предметная среда (гуманитарные, естественнонаучные, технические, специальные дисциплины);

4) применяемые технические средства обучения (аудиовизуальные, телекоммуникационные, интерактивные, компьютерные и др.);

5) организация учебного процесса.

Представляет интерес и классификация технологий обучения, предложенная С.А. Смирновым [10, с. 185], который предлагает разделить их на три цикла: технологию учебного занятия; технологию изучаемого предмета, технологию полного курса обучения.

В контексте нашего исследования необходимо рассматривать взгляд на классификацию технологий обучения, предложенную Г.К. Селевко, который выделяет следующие уровни:

♦ уровень применения технологий обучения (общепедагогических, частнометодических — предметных и локальных — модульных);

♦ научной концепции усвоения (ассоциативно-рефлекторные, бихевиористические, гештальттехно-логии, интериоризаторские и развивающие);

♦ уровни ориентации на личностные структуры: информационный (формирование знаний, навыков, умений); эмоционально-нравственный (формирование сферы психических и нравственных качеств личности); операционный (формирование способов, умственных действий); технология саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности); эвристиче-ския (развитие творческих способностей);

♦ организационные формы: лекционно-семинар-ские; индивидуальные и групповые; коллективный способ обучения и дифференцированный способ обучения;

♦ преобладающие (доминирующие) методы: объяснительно-иллюстративные; диалогические; проблемные (поисковые); репродуктивные (догматические); развивающие обучение, саморазвивающее обучение, информационные, творческие;

♦ по направлению модернизации существующей традиционной системы обучения — на основе гуманизации и демократизации отношений, на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся, на основе эффективности и организации управления, на основе методического и дидактического реконструирования материала, альтернативные, при-родосообразные, целостные технологии авторских школ;

♦ по категориям обучающихся: массовые технологии, технологии работы с трудными обучающимися, технологии работы с одаренными обучающимися и т.д.

Определенный интерес представляет классификация технологий обучения Д.В. Чернилевского (техно-

№ 6 / 2015

Вестник Московского университета МВД России

281

логии проблемного, модульного, дифференцированного, развивающего и игрового обучения) и Е.Н. Шия-нова (технологии трансформирования знаний, навыков, умений, проблемного, разноуровнего, адаптивного и модульного обучения).

Таким образом, с учетом приведенных классификаций технологии обучения можно представить как совокупность педагогических приемов, процедур и операций, составляющих целостную дидактическую систему, реализация которой в педагогической практике приводит к достижению гарантированности результата обучения, способствует формированию компетенций, в том числе общекультурных, и целостному развитию личности обучающихся.

Литература

1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.

2. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А. Смирнова. М., 2000.

3. Макарова Л.Н. Преподаватель высшей школы: индивидуальность, стиль, деятельность: Моногр. В 2 ч. Ч. 1. М., 2000.

4. Макарова Л.Н., Шаршов И.А. Профессионализм преподавателя и студента: теории и технологии: Моногр. М., 2005.

5. Смирнов С.А. Технологии в образовании // Высшее образование в России. 1999. № 1.

6. Виленский В.Я., Образцов П.И., Уман А.И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: Учеб. пособие; 2-е изд. / Под ред. В.А. Сластенина. М., 2005.

7. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие / Под ред. В.А. Сластенина М., 2002.

8. Пидкасистый П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов; 2-е изд., доп. и перераб. М., 2005.

9. Савельев А.Я. Новые информационные технологии в обучении // Совр. высш. школа. 1990. № 3—4.

10. Смирнов С.А. Педагогика (педагогические теории, системы, технологии); 4-е изд., испр. М., 2001.

Reference

1. Bespalko V.P. The terms of educational technology. M., 1989.

2. Pedagogy. Pedagogical theories, systems, technology / Ed. S.A. Smirnova. M., 2000.

3. MakarovaL.N. High school teachers: personality, style, activity. At 2 pm: Monograph. Part 1. M., 2000.

4. Makarova L.N., SharshovI.A. The professionalism of teachers and students: theory and technology: Monograph. M., 2005.

5. SmirnovS.A. Technology in Education // Higher education in Russia. 1999. № 1.

6. Vilenskii V.Ya, ObraztsovP.I., Uman A.I. Technology-oriented vocational training in high school: Proc. allowance; 2nd ed. / Ed. V.A. Slastenina. M., 2005.

7. Slastenin V.A. and others. Pedagogy: Textbook. manual / Ed. V.A. Slastenina M., 2002.

8. Pidkasistii P.I. Organization of educational and cognitive activity of students; 2nd ed., ext. and rev. M., 2005.

9. SavelievA.Ya. New information technologies in education // Sovrem. executive. school. 1990. № 3—4.

10. Smirnov S.A. Pedagogy (teaching theories, systems, technology); 4th ed., rev. M., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.