Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования общекультурных компетенций будущих учителей в процессе интерактивного обучения'

Педагогические условия формирования общекультурных компетенций будущих учителей в процессе интерактивного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
366
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / МОНИТОРИНГ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ / INTERACTIVE LEARNING / GENERAL CULTURAL COMPETENCES / TECHNOLOGIES OF INTERACTIVE LEARNING / INFORMATIONAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT / MONITORING OF CULTURAL COMPETENCE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бирюкова Наталья Алексеевна, Кондратенко Илья Борисович

Авторами статьи теоретически обоснован и экспериментально подтвержден комплекс педагогических условий, определяющих эффективность формирования общекультурных компетенций будущих учителей в процессе интерактивного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бирюкова Наталья Алексеевна, Кондратенко Илья Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL CONDITIONS FOR FORMATION OF GENERAL CULTURAL COMPETENCES OF FUTURE TEACHERS IN THE PROCESS OF INTERACTIVE LEARNING

The authors substantiate in theory and confirm experimentally the complex of educational conditions determining the efficiency of cultural competences development of the future teachers in the process of interactive learning.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования общекультурных компетенций будущих учителей в процессе интерактивного обучения»

УДК 378

Бирюкова Наталья Алексеевна

кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики Марийского государственного университета

Кондратенко Илья Борисович

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ

ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

Biryukova Natalia Alekseevna

PhD in Education Science, Professor, Education Science Department, Mari State University

Kondratenko Ilya Borisovich

EDUCATIONAL CONDITIONS FOR FORMATION OF GENERAL CULTURAL COMPETENCES OF FUTURE TEACHERS IN THE PROCESS OF INTERACTIVE LEARNING

Аннотация:

Авторами статьи теоретически обоснован и экспериментально подтвержден комплекс педагогических условий, определяющих эффективность формирования общекультурных компетенций будущих учителей в процессе интерактивного обучения.

Ключевые слова:

интерактивное обучение, общекультурные компетенции, технологии интерактивного обучения, информационная образовательная среда, мониторинг формирования общекультурных компетенций.

Summary:

The authors substantiate in theory and confirm experimentally the complex of educational conditions determining the efficiency of cultural competences development of the future teachers in the process of interactive learning.

Keywords:

interactive learning, general cultural competences, technologies of interactive learning, informational educational environment, monitoring of cultural competence development.

Анализ исследований по проблемам модернизации содержания высшего профессионального педагогического образования (Э.В. Балакирева, О.Л. Жук, Е.С. Заир-Бек, В.Г. Максимов, О.Г. Максимова, С.А. Писарева, Л.С. Подымова, В.А. Сластенин, А.П. Тряпицына) показывает, что в структуре компетентности будущего педагога можно выделить базовые компетенции как комплекс универсальных знаний, отличающихся широким уровнем обобщения. В состав базовых компетенций входят и общекультурные компетенции, которые, по мнению современных исследователей, «выступают некой первообразной и фундаментальной составляющей для таких образований, как профессиональная готовность и компетентность, профессионализм, мастерство, индивидуальное творчество и др.» [1, с. 24]. Формирование перечисленных способностей будущего педагога невозможно без включения его в активную познавательную деятельность, создания разнообразных ситуаций педагогического взаимодействия в процессе профессиональной подготовки, превращения его в подлинного субъекта данного процесса. В связи с этим особое значение в процессе формирования общекультурных компетенций будущего учителя приобретает интерактивное обучение, осуществляемое в различных формах совместной деятельности обучающихся, в рамках которых все субъекты образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают учебные проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других участников и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем. Как отмечает Е.В. Ко-ротаева, интерактивное обучение позволяет одновременно решить учебно-познавательные, коммуникационно-развивающие и социально-ориентационные задачи [2], что и определяет его значимость для формирования таких групп общекультурных компетенций будущих учителей, как ценностно-ориентировочные, когнитивные, информационные, коммуникативно-деятельностные.

В результате анализа исследований, посвященных проблеме организации интерактивного обучения (С.С. Кашлев, М.В. Кларин, О.М. Осиянова, М.А. Петренко, Е.Д. Платова, Т.Л. Чепель, И.И. Черкасова, Т.Д. Яковенко, Т.А. Яркова), и обобщения опыта его реализации в экспериментальной группе студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» на историко-филологическом факультете и в институте национальных культур и межкультурной коммуникации ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», нами были выделены следующие педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования общекультурных компетенций будущих учителей в процессе интерактивного обучения: направленность интерактивного обучения на освоение студентами норм и ценностей будущей профессиональной

деятельности, социально и профессионально значимых качеств; дидактически обоснованное сочетание в процессе профессиональной подготовки будущих учителей интерактивных методов, форм и средств обучения, направленных на формирование общекультурных компетенций; создание информационной образовательной среды, обеспечивающей взаимодействие субъектов обучения; мониторинг формирования общекультурных компетенций будущих учителей в процессе организации интерактивного обучения.

Несмотря на то что общекультурные компетенции имеют метапредметный характер, эффективность их формирования в процессе интерактивного обучения существенно возрастает при условии реализации принципа контекстности содержания профессиональной подготовки будущих учителей. В соответствии с этим принципом, сформулированным и обоснованным А.А. Вербицким, интерактивное обучение «должно быть ориентировано на жизненно важные для обучающегося цели, подготовку его к выполнению социальных ролей и совершенствование личности, но при этом строиться с учетом его профессиональной и социальной деятельности, а также пространственных, временных, психологических и профессиональных факторов его становления как профессионала» [3, с. 52]. В связи с этим в содержание авторского курса «Интерактивные технологии в современном образовании», реализуемого в экспериментальной группе, была интегрированы приемы, направленные на самопознание студентов и самопроектирование ими собственной учебной и профессиональной деятельности (составление кластера «Я и интерактивное обучение»), уточнение представлений о себе в сфере будущей профессиональной деятельности (эссе «Учитель как субъект интерактивного обучения»), осознание своих чувств и ценностей в процессе учения, возможностей творческого самовыражения в учебной деятельности (учебные проекты). Кроме того, при изучении экспериментального курса учитывалась специфика профиля подготовки будущих учителей, предлагались задания, требующие интеграции знаний, умений и навыков по психологии, педагогике, методике преподавания предметов их профильной подготовки. Например, студенты, обучающиеся по профилю подготовки «Родной язык и литература», при изучении темы «Технологии интерактивного обучения», выполняли групповые учебные проекты, связанные с использованием интерактивного обучения в процессе преподавания марийского языка «Технология ролевой игры на уроках марийского языка», «Интерактивный этномузей марийской культуры как сетевой учебный проект».

Технологическое обеспечение интерактивного обучения, направленного на формирование общекультурных компетенций будущих учителей включало дидактически обоснованное сочетание в процессе профессиональной подготовки будущих учителей интерактивных методов, форм и средств обучения, направленных на формирование общекультурных компетенций. Анализ многообразия определений педагогических технологий, представленных в работах В.С. Безруковой, В.П. Беспалько, С.С. Кашлева, М.В. Кларина, Г.К. Селевко, В.А. Сластенина и др., позволяет рассматривать технологию интерактивного обучения как непротиворечивую систему форм, методов, приемов и средств педагогического взаимодействия, направленную на решение конкретных педагогических задач. В ходе реализации экспериментального курса были использованы все виды педагогического взаимодействия, составляющие основу интерактивного обучения: «студент -преподаватель», «группа студентов - преподаватель», «группа студентов - студент», «студент -электронный образовательный ресурс». Технологический компонент курса был представлен нетрадиционными лекциями (лекция-визуализация, проблемная лекция, лекция-провокация, лекция-пресс-конференция), технологиями саэе-э^у, решения профессиональных задач, организации проектной и игровой деятельности, информационно-коммуникационными технологиями.

Совершенствование информационной образовательной среды интерактивного обучения осуществлялось с учетом особенностей организации профессиональной деятельности будущих учителей и требований к их информационным компетенциям и включало поиск оптимальных путей интеграции традиционных и информационных технологий обучения, направленных на формирование общекультурных компетенций будущих учителей. Для решения этих задач в содержание курса была включена тема «Интерактивные средства обучения», при изучении которой студенты познакомились с интерактивными средствами обучения, различными подходами к их классификации, оценили дидактические возможности различных групп интерактивных средств обучения, конкретизировали условия их применения в процессе преподавания учебных предметов их профильной подготовки. При решении профессиональных задач будущими учителями были использованы различные интерактивные средства обучения (электронные учебники, обучающие системы, интерактивная доска, системы контроля знаний, задачники, практикумы, тренажеры, энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры); реализованы информационная, интерактивная и управленческая функции данной группы средств обучения.

Особая роль в организации информационно-образовательной среды в ходе педагогического эксперимента была отведена системе электронного обучения LMS Moodle. Студенты познакомились с основными инструментами Moodle, обеспечивающими педагогическое взаимодействие в процессе интерактивного обучения (форум, чат, глоссарий, Wiki). В ходе взаимодействия с информационной образовательной средой у будущих учителей формировались умения использовать универсальные пакеты прикладных компьютерных программ при решении задач профессиональной деятельности, работать с компьютером как средством управления информацией; оценивать программное обеспечение и перспективы его использования с учетом решаемых профессиональных задач.

В структуру мониторинга формирования общекультурных компетенций в процессе интерактивного обучения включены следующие элементы: описание целей, задач, принципов и функций мониторинга; его этапы (стартовая диагностика, экспресс-диагностика, контрольная диагностика); уровни (высокий, средний и низкий) и критерии оценки (ценностно-ориентационный, информационный, когнитивный, коммуникативно-деятельностный) сформированности общекультурных компетенций, методы и методики, обеспечивающие реализацию необходимых функций мониторинга; определение специфических особенностей мониторинга формирования общекультурных компетенций будущих учителей средствами интерактивного обучения. Для выявления уровня сформированности общекультурных компетенций будущих учителей нами на констатирующем этапе эксперимента были проведены методики оценки направленности личности Б. Басса, выявления и оценки коммуникативных и организационных способностей (КОС-1), оценки уровня коммуникативного контроля А. Снайдера, определения индивидуальной меры выраженности свойства рефлексивности А.В. Карпова. Учитывая деятельностный характер общекультурных компетенций, в ходе педагогического эксперимента в процессе интерактивного обучения в экспериментальной группе наряду с традиционными средствами проверки и контроля были использованы такие диагностические средства, как профессиональные задачи по педагогике; наблюдение за обучающимися в процессе деловых и ролевых игр, моделирующих профессиональные ситуации; экспертная оценка учебных проектов по педагогической тематике, анализ продуктов деятельности (эссе, ментальные карты).

Результаты диагностики на завершающем этапе эксперимента позволяют утверждать, что в экспериментальной группе существенно снизилось количество студентов, которые в процессе делового общения демонстрируют направленность на себя (в начале эксперимента их доля составляла 31,6 % от всех обучающихся, а в конце эксперимента составила 21,1 %), значительно (до 50 %) выросла доля студентов с высоким уровнем коммуникативных склонностей и коммуникативного контроля. Аналогичные тенденции были выявлены и при определении динамики организаторских склонностей студентов. Произошли изменения в информационных компетенциях будущих учителей. Если в начале эксперимента в качестве основных умений работы с информацией большинство студентов выделили умение получать информацию из разных источников (81,6 %) и умение выделять главное и второстепенное в информации (57,9 %), то в конце эксперимента в число основных умений, которыми по результатам самооценки обладали обучающиеся, помимо уже указанных умений и навыков, вошли владение навыками работы с информацией в глобальных компьютерных сетях (66,7 %); умение анализировать информацию и определять ее ценность для профессиональной деятельности (60,5 %); умение работать с компьютером как средством управления информацией (52,6 %).

Анализ результатов, полученных в результате финишной диагностики, позволяет сделать вывод, что реализация указанных педагогических условий в процессе интерактивного обучения оказывает положительное влияние на формирование таких групп общекультурных компетенций, как ценностно-ориентационные, когнитивные, коммуникативно-деятельностные, информационные.

Ссылки:

1. Синякова М.Г. Основные подходы к определению общекультурной компетентности бакалавра менеджмента // Международный журнал экспериментального образования. 2010. № 9. С. 23-35.

2. Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. М., 2003. 270 с.

3. Вербицкий А.А. Педагогическая технология с позиций теории контекстного обучения // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. 2010. № 2. С. 51-56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.