Научная статья на тему 'Цикличность интеграционных процессов (на транспорте и в промышленности)'

Цикличность интеграционных процессов (на транспорте и в промышленности) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
89
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Елисеев Борис Петрович, Комков Николай Иванович, Шатраков Артем Юрьевич, Юрченко Евгений Валерьевич

В работе оцениваются характеристики интеграционных процессов и причины вызывающие их.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Елисеев Борис Петрович, Комков Николай Иванович, Шатраков Артем Юрьевич, Юрченко Евгений Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Цикличность интеграционных процессов (на транспорте и в промышленности)»

2008 НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА № 135

серия Эксплуатация воздушного транспорта и ремонт авиационной техники. Безопасность полетов

КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ

УДК 629.735

ЦИКЛИЧНОСТЬ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ (НА ТРАНСПОРТЕ И В ПРОМЫШЛЕННОСТИ)

Б.П. ЕЛИСЕЕВ, Н И. КОМКОВ, А.Ю. ШАТРАКОВ, Е В. ЮРЧЕНКО

В работе оцениваются характеристики интеграционных процессов и причины вызывающие их.

Комплексные технологии являются объединяющим понятием больших систем и организации управления в промышленности и на транспорте [1]. С этим понятием специалисты связывают и организационно согласованный способ перемещения вектора продукта из исходного состояния в последующее для превращения первичного продукта в полезный товар. С этих же позиций формируются закономерности развития рыночной экономики в том числе циклический характер объема производства, стоимости предприятий, потребности в специалистах, уровень безработицы и др. [2, 3]. Очень важным при данном анализе является взаимосвязь технологии, квалификации специалистов и производимого на предприятии продукта. Интересным является тот факт, когда при освоенных и выпускаемых продуктах отсутствие 70% квалифицированных специалистов, требующихся по технологическим картам, приводит к остановке производства и срыву заключенных договоров с заказчиками [4]. Разработанная последовательность технологий, созданных на одних базовых научно-технологических предпосылках и закономерностях позволяет создавать определенный ансамбль продуктов. Переход на основе инноваций к реализации более сложных научно-технических предпосылок позволяет создавать технологии нового поколения. Как известно, технологии последовательно создавались вначале на основе законов механики, затем на основе основных законов физики, а в настоящее время - на основе законов молекулярных и атомарных процессов (явлений). Таким образом, для технологий разных поколений характерно отношение явного превосходства как и для товаров разного поколения. Иногда в случае, когда сравниваемые технологии и товары имеют преимущества по одним показателям, но уступают по другим, то их оценка на практике происходит по принципу оптимальности по Парето [3].

Упорядоченная совокупность технологий от добычи ресурсов до утилизации конечных продуктов (неиспользуемых товаров) образует последовательные стадии, которые свойственны определённым отраслям народного хозяйства. Для разных стран и отраслей дифференцировано распределены и технологии. В настоящее время уже невозможно владеть всеми видами технологий, поэтому упорядочилась конкретная специализация на уровне государств. Развитые страны концентрируют производственные мощности на завершающих стадиях технологического цикла. Развивающиеся страны наоборот сосредотачивают промышленный потенциал на начальных стадиях технологического цикла. Анализ экономики США показывает, что в обрабатывающих отраслях промышленности этой страны, которая составляет основную часть технологической структуры, обеспечивается создание 75% всей валово-добавочной стоимости [3].

Развитие технологий и положение на рынках, особенно зарубежных, диктует изменение структуры хозяйствующих субъектов. Для возможности противостоять крупным зарубежным компаниям создаются государственные корпорации, а многие акционерные компании во всех отраслях промышленности и на транспорте изменяют свою структуру. Эти изменения предусматривают слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования, происходящие по решению как участников событий, так органов, уполномоченных на это действующим законодательствам стран и нормативными документами [5]. На практике, как правило, происходит чаще всего слияние хозяйствующих субъектов или их поглощение [2]. Под первым событием понимается сделка, в результате которой происходит объединение двух или нескольких юридических лиц в один хозяйствующий субъект. Второе - это сделка, в результате которой происходит переход прав собственности с сопровождающейся заменой менеджмента купленного субъекта, а также с изменением его финансовой и производственной политики. Понятие слияние и по-

глощение адекватно термину интеграция [2]. Сделки по поглощениям разделяются на добровольные и враждебные. Последние широкое распространение получили в экономически развитых странах в конце ХХ века, это коснулось также России. Слияние и поглощение подразделяются на два вида: внутренние и международные. Классификация этих процессов возможна и по способу оплаты, источникам финансирования участников сделок. Интеграционные процессы также классифицируются и по видам структур, которые создаются в результате сделок: вертикальные, горизонтальные и конгломератные [6]. Первые образуются при взаимодействии хозяйствующих субъектов, относящихся к разным стадиям одного производственного процесса. Вторая структура создается при взаимодействии хозяйствующих субъектов, которые производят одинаковые товары и услуги. Третьи структуры создаются при взаимодействии хозяйствующих субъектов из разных отраслей или регионов.

Анализ основных интеграционных процессов позволяет считать, что они могут происходить и по соображениям менеджеров, инвесторов и собственников хозяйствующих субъектов. Цель - это синергетический эффект за счёт:

- снижения операционных издержек;

- экономии на объеме производства;

- экономии на ресурсах и развитии общей системы качества;

- экономии от привлечения к руководству структурами наиболее подготовленных специалистов;

- экономии при развитии диверсификации производства;

- экономии при движении к монопольным принципам и т.д.

Интеграционные процессы на транспорте и в промышленности развиваются также с учётом возможности роста прибыли, снижения рисков рынков и для создания дополнительных рабочих мест с учётом требований регионов. В то же время анализ показывает, что в основе интеграционных процессов могут быть положены и личностные мотивы лиц, принимающих решение по развитию предприятий. В науке эти мотивы определяются как «теория агентских решений» и «теория гордыни» [7]. Согласно первой теории менеджеры компаний, имеющих значительные денежные потоки, при отсутствии привлекательных инновационно-инвестиционных проектов, способных увеличить капитализацию фирм, для сокращения выплат дивидендов акционерам финансируют часто неэффективные слияния. Другими словами здесь интересы менеджеров приходят в противоречия с интересами акционеров. Согласно второй теории слияния хозяйствующих субъектов по мнению инициаторов этих процессов позволит обеспечить повышение рыночной стоимости хозяйствующих субъектов с тем, чтобы иметь возможность получать дополнительные кредиты для развития производства.

Наличие многих причин, которые влияют на интеграционные процессы на транспорте и в промышленности позволили проанализировать их закономерность. Можно отметить пять основных волн сделок по слияниям и поглощениям в экономически развитых странах. Интервалы этих сделок находятся в пределах 15 - 20 лет, начиная с конца XIX столетия и на протяжении ХХ столетия: 1897 - 1904 гг.; 1916 -1926гг.; 1965 - 1970гг.; 80 - е годы ХХ столетия [2]. Эти периоды были связаны в основном с совершенствованием технологий и переделом рынков сбыта продукции.

С конца 90-х годов российский рынок по интеграционным процессам выходит на одно из первых мест. В 2005 году абсолютным лидером в этом процессе является сделка по приобретению ОАО «Газпром» 72,663% акций ОАО «Сибнефть» за 13 млрд. долл. США. В последние два года интеграционные процессы очень затронули ОПК страны. Так, только Концерн ПВО «Алмаз-Антей» приобрёл акции более чем 60 оборонных предприятий на сумму более 10 млрд. рублей [8].

Производимые мониторинги кадрового обеспечения промышленных и транспортных предприятий позволяют также зафиксировать, что синхронно с развитием интеграционных процессов изменяется потребность в специалистах, их квалификации и необходимости освоения новых специальностей и профессий [9] .

Заключение

1. Интеграционные процессы на транспорте и в промышленности имеют циклический характер, который определяется многими факторами, но основной из них - смена технологий.

2. Процесс сделок по слияниям и поглощениям вызывает необходимость пересматривать интенсивность развития инновационных технологий и служит катализатором этих процессов.

3. Одновременно с циклическим развитием интеграционных процессов такой же характер имеет и потребность в специалистах и рабочих для предприятий транспорта и промышленных предприятий. С учётом развития технологий и автоматизации производства появляется потребность в специалистах и рабочих по новым профессиям и уровню квалификации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Комков Н.И., Лутфуллин М.Ф., Шатраков А.Ю. Перспективные направления инновационно-инвестиционной деятельности организаций в рыночных условиях. - М.: ГОУ «МАРТИТ», 2002.

2. Шатраков А.Ю., Комков Н.И., Мерсиянов А.А., Шамин М.А. Стоимость предприятий при интеграционном процессе. - М.: Экономика, 2008.

3. Инновационно-технологическое развитие экономики России; под ред. В.В. Ивантера. - М.: Макс Пресс, 2005.

4. Комков Н.И., Шатраков Ю.Г. Технологические инновации - основа будущей экономики России // Экономические стратегии. - М., 2003. № 5.

5. Гражданский кодекс РФ. Ч. I ст. 57. - М., 1994.

6. Витебский В.А., Шатраков Ю.Г. Пути интеграции российской экономики // Экономические стратегии. - М., 2004.

№2.

7. Савчук С. Анализ результатов слияний и поглощений зарубежных компаний // Менеджмент в России и за рубежом . -М., 2003. №1.

8. Концерн ПВО «Алмаз-Антей» Годовой отчёт 2007 г. - М., 2008.

9. Отчёт по НИР. Мониторинг кадрового обеспечения в промышленности Москвы. - М.: ГОУ «МАРТИТ», 2007.

CYCLES INTEGRATION OF PROCESSES ( ON TRANSPORT AND IN AN INDUSTRY)

Eliseev B.P., Komkov N.I., Shatrakov A.J., Jurchenko E.V.

In work the characteristics integration of processes and reason causing them are estimated.

Сведения об авторах

Елисеев Борис Петрович, 1957 г.р., окончил Дальневосточный государственный университет (1980), доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист РФ, Отличник Аэрофлота, председатель Российской ассоциации транспортного права, ректор МГТУ ГА, автор около 100 научных работ, область научных интересов - конституционное, административное и транспортное право.

Комков Николай Иванович, 1939 г.р., окончил Московский институт нефтехимической и газовой промышленности (1964), доктор экономических наук, кандидат технических наук, профессор, руководитель лаборатории ИНХП РАНЮ, автор более 140 научных работ, область научных интересов -экономика народного хозяйства

Шатраков Артем Юрьевич 1972 г. р., окончил Академию ФСБ России (1994), доктор экономических наук, кандидат технических наук, профессор, зав. кафедры антикризисного управления ГОУ "МАРТИТ", автор более 140 научных работ, область научных интересов - экономика народного хозяйства

Юрченко Евгений Валерьевич, 1968 г. р., окончил Воронежский госуниверситет (1992), кандидат экономических наук, доцент кафедры антикризисного управления ГОУ "МАРТИТ", автор 30 научных работ, область научных интересов - экономика народного хозяйства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.