Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ ЦЕРКОВНО-ПЕВЧЕСКИЕ РУКОПИСИ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ'

ЦИФРОВЫЕ ЦЕРКОВНО-ПЕВЧЕСКИЕ РУКОПИСИ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
38
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ / ЦИФРОВАЯ НОТАЦИЯ / РУКОПИСЬ / СВЯЩЕННИК М. Н. СЕРГЕЕВ / ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бобкова У.А.

В статье впервые рассматриваются записанные цифровой нотацией церковно-певческие партитуры, найденные в Нижегородской области в 2019-2021 годах в ходе этнографических экспедиций Нижегородской консерватории. Одним из создателей данных рукописей являлся репрессированный в 1937 году священник Михаил Николаевич Сергеев, служивший с 1918 года в храме села Ломовка Кулебакского района. Написанная им хоровая партитура, содержащая 228 страниц, представляет богатейший репертуар клироса 1930-х годов. В статье дается общая характеристика данного сборника, рассматриваются особенности редакций церковных песнопений, сделанных о. Михаилом. Высказывается предположение о том, что о. Михаил Сергеев являлся основоположником традиции пения по цифровой нотации в Нижегородской области, которая продолжалась в Кулебакском районе до 2010 года. Основанием этого предположения служит ряд анонимных цифровых рукописей, обнаруженных в селе Ломовка и городе Кулебаки: данные партитуры содержат общие со сборником о. Михаила песнопения и частично совпадающие их редакции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL CHURCH SINGING MANUSCRIPTS IN THE NIZHNY NOVGOROD REGION

For the fist time, the article examines church-singing scores recorded in digital notation, found in the Nizhny Novgorod region in 2019-2021 during the ethnographic expeditions of the Nizhny Novgorod Conservatory. One of the creators of these manuscripts was the priest Mikhail Nikolaevich Sergeev, repressed in 1937, who served since 1918 in the church of the village of Lomovka, Kulebaksky district. The choral score, written by him, containing 228 pages, represents the richest repertoire of the choir of the 1930s. The article provides a general description of this collection, features of the editions of church hymns made by Fr. Michael. It is suggested that Fr. Mikhail Sergeev was the founder of the tradition of singing using digital notation in the Nizhny Novgorod region, which continued in the Kulebaksky district until 2010. This assumption is based on a number of anonymous digital manuscripts found in the village of Lomovka and the city of Kulebaki: these scores contain common with the collection of Fr. Michael's chants and their overlapping editions.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ ЦЕРКОВНО-ПЕВЧЕСКИЕ РУКОПИСИ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ»

DOI: 10.26086/NK.2021.60.2.009 УДК 78.01

© Бобкова Ульяна Александровна, 2021

Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки (Нижний Новгород, Россия),

студентка композиторско-музыковедческого факультета

E-mail: ulyana-32@yandex.ru

ЦИФРОВЫЕ ЦЕРКОВНО-ПЕВЧЕСКИЕ РУКОПИСИ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

В статье впервые рассматриваются записанные цифровой нотацией церковно-певческие партитуры, найденные в Нижегородской области в 2019-2021 годах в ходе этнографических экспедиций Нижегородской консерватории. Одним из создателей данных рукописей являлся репрессированный в 1937 году священник Михаил Николаевич Сергеев, служивший с 1918 года в храме села Ломовка Кулебакского района. Написанная им хоровая партитура, содержащая 228 страниц, представляет богатейший репертуар клироса 1930-х годов. В статье дается общая характеристика данного сборника, рассматриваются особенности редакций церковных песнопений, сделанных о. Михаилом.

Высказывается предположение о том, что о. Михаил Сергеев являлся основоположником традиции пения по цифровой нотации в Нижегородской области, которая продолжалась в Кулебакском районе до 2010 года. Основанием этого предположения служит ряд анонимных цифровых рукописей, обнаруженных в селе Ломовка и городе Кулебаки: данные партитуры содержат общие со сборником о. Михаила песнопения и частично совпадающие их редакции.

Ключевые слова: церковное пение, цифровая нотация, рукопись, священник М. Н. Сергеев, этнографическая экспедиция Нижегородской консерватории

© Bobkova Uliana A., 2021

Glinka Nizhny Novgorod State Conservatoire (Nizhny Novgorod, Russia),

Student of the Faculty of Composition and Musicology

DIGITAL CHURCH SINGING MANUSCRIPTS IN THE NIZHNY NOVGOROD REGION

For the first time, the article examines church-singing scores recorded in digital notation, found in the Nizhny Novgorod region in 2019-2021 during the ethnographic expeditions of the Nizhny Novgorod Conservatory. One of the creators of these manuscripts was the priest Mikhail Nikolaevich Sergeev, repressed in 1937, who served since 1918 in the church of the village of Lomovka, Kulebaksky district. The choral score, written by him, containing 228 pages, represents the richest repertoire of the choir of the 1930s. The article provides a general description of this collection, features of the editions of church hymns made by Fr. Michael.

It is suggested that Fr. Mikhail Sergeev was the founder of the tradition of singing using digital notation in the Nizhny Novgorod region, which continued in the Kulebaksky district until 2010. This assumption is based on a number of anonymous digital manuscripts found in the village of Lomovka and the city of Kulebaki: these scores contain common with the collection of Fr. Michael's chants and their overlapping editions.

Key words: church singing, digital notation, manuscript, priest M. N. Sergeev, ethnographic expedition of the Nizhny Novgorod Conservatory

В музыковедении активно ведется изучение церковных певческих книг. Большинство работ посвящено древним рукописям, особенно знаменным, а также нотным сборникам дореволюционного периода. Однако до революции создавались книги, ориентированные на певчих, не владеющих нотной грамотой, в них ступени октавы обозначались арабскими цифрами. Такая система записи поддерживалась выдающимся русским ученым-медиевистом С. В. Смоленским [4].

Метод «цифирной» нотации в России стал популярным во второй половине XIX века и «дал блестящие результаты в практике работы многих хоровых коллективов того времени» — отмечает М. П. Сорокина [5, с. 159]. Однако исследования цифровых певческих книг нам обнаружить не удалось.

Не изучается и судьба подобных рукописей, созданных в ХХ веке, а ведь после Революции 1917 года цифровая система оказалась особо востребо-

ванной: в условиях гонений, изъятия церковных книг цифровая нотация позволяла новым составам клиросов (приходящим на смену репрессированным певчим) быстро осваивать репертуар. Исследований о бытовании в Нижегородской области цифровой нотации нет, но о существовании таких рукописей было давно известно от старых клирошан. Увидеть же такую рукопись удалось только летом 2019 года во время фольклорной экспедиции, организованной старшим преподавателем Нижегородской государственной консерватории А. В. Харловым. Андрей Владимирович сообщил о том, что впервые в нижегородском краеведении в 2005 году им в селе Теплово была обнаружена рукописная цифровая партитура, до сих пор никем не исследованная [6, с. 82].

Ради нее мы с А. В. Харловым специально приехали в Кулебакский район Нижегородской области, но найти эту рукопись нам не удалось. Однако в селе Теплово была найдена другая цифровая рукописная партитура. В ходе экспедиции удалось пообщаться с носителями уникальной традиции церковного пения по цифровым нотам и узнать, что она сохранялась в храмах сел Теплово и Гремячево до 2010 года. Не была забыта она и в 2019 году: с автором данной статьи (владеющим цифровой нотацией) клирошане спели по найденной рукописной партитуре концерт С. А. Дегтярева «Бог Богов» (видеозапись исполнения включена в восьмой том электронной Энциклопедии Нижегородского фольклора).

В рамках новой совместной экспедиции А. В. Харлова, доцента кафедры этномузыко-логии Санкт-Петербургской консерватории И. С. Поповой и автора данной статьи в феврале 2021 года данная цифровая рукопись была сканирована. Благодаря работе краеведов села Ломовка Т. И. Зотовой и М. А. Копейкиной нам удалось установить, что автором рукописи был расстрелянный в 1937 году священник Михаил Николаевич Сергеев: его подпись, поставленная в партитуре, совпала с подписью о. Михаила, ранее обнаруженной краеведами [2, с. 21-34].

Удалось также выяснить, что на рубеже Х1Х-ХХ веков в селах Нижегородской епархии певчих нередко обучали сами священники: согласно указу епископа Модеста, с 1886 года это входило в их обязанности [3, с. 9-10]. К концу XIX века во многих приходах были хоры, состоявшие из крестьян, любителей-прихожан, учеников сельских училищ и дьяконов. Руководством епархии поощрялось введение такого общенародного пения. Одним из первых подобную практику ввел приход Казанской церкви села Гремячева, где с 1915 года начал церковное служение в ка-

честве псаломщика М. Н. Сергеев, получив возможность работать с крупным хором [2, с. 22]. В его обязанности входило также обучение пению местных прихожан. Став священником, с 1918 по 1937 год о. Михаил являлся настоятелем Знаменского храма села Ломовка Ардатовского уезда.

В условиях начавшихся гонений на Русскую Православную Церковь, целью о. Михаила стало сохранение традиции богослужебного пения: он начал писать для своего хора цифровые партитуры, поскольку данная нотация способствует быстрому освоению музыкального материала певчими, впервые пришедшими на клирос и не имеющими музыкального образования.

Сборник, найденный нами в 2019 году, содержит 228 страниц, представляет собой сшитые тетради, включающие 69 песнопений. На обложке крупной прописью указано: «Партитура № 2-й»: надпись говорит о том, что подобных партитур было несколько.

Состав рукописи необычайно разнообразен, свидетельствуя о богатстве репертуара клироса. В сборник вошли песнопения известных авторов: епископа Никанора, протоиерея Димитрия Аллеманова, А. А. Алябьева, А. А. Архангельского, Н. И. Бахметьева, А. Т. Гречанинова, Г. Я. Ломакина, Г. Ф. Львовского, Дж. Сарти, священника Василия Старорусского, протоиерея Петра Турчанинова, В. А. Фатеева, П. Г. Чесно-кова, Д. М. Яичкова. Наибольшее количество произведений принадлежит С. А. Дегтяреву, А. Л. Веделю и Д. С. Бортнянскому. Включены также песнопения малоизвестных и неизвестных современным клирошанам авторов. Среди них (обозначенные без инициалов): Феофан, Аниси-мов, Багрецов, Григорьев, Есаулов, Захаров, Кусков, Сажин, Скворцов, Стариков, Оленников. Особую большую группу составляют песнопения без указания авторства и источников («Господь воцарися», «Кто Бог велий», «Заступнице усердная», «Плотию уснув» и др.), а также с указанием вида напева (киевские «После Евангелия» и «Да исправится молитва моя», шатиловское «Господи помилуй»).

Для сборника характерно жанровое разнообразие: представлены песнопения Литургии, Всенощного бдения, Постной и Цветной Триоди, Требника. Большинство произведений — духовные концерты. При этом некоторые из них записаны не полностью. Так, есть лишь первые части концертов «Вси языцы» и «Приидите воспоим людие» Бортнянского, «Господи, услыши» Архангельского. В Пасхальном концерте Дегтярева «Днесь всяка тварь» отсутствует вторая часть. Два концерта представлены с ошибкой авторства:

«Бог Богов» Дегтярева имеет указание «Бортнян-ского», «Радуйтеся людие» Сарти — «Дегтярева».

Песнопения в сборнике о. Михаила представляют собой редакцию, поскольку содержат

небольшие гармонические и ритмические изменения. Значительные преобразования касаются хоровой фактуры. Покажем это на примере «Благослови душе моя Господа» Аллеманова.

Пример 1. Цифровая партитура «Благослови душе моя Господа», музыка Д. Аллеманова

Пример 2. Нотная партитура «Благослови душе моя Господа», музыка Д. Аллеманова

Партия 1 и 2 дискантов записана Аллемано-вым в терцию, дублируясь в октаву тенорами. Отец Михаил, убрав удвоение, оставил партию 1-го дисканта и 2-го тенора, поющих теперь основную мелодию в дециму. Становится ясно, что он исходил из возможностей певческого состава клироса: произведение Аллеманова включает 7 голосов, а в редакции о. Михаила их может быть 4 или 5 (при октавном divisi баса). Подобная бережная традиция адаптации многоголосия сохраняется в церковной певческой практике и в наши дни.

В ходе февральской экспедиции, помимо данной рукописи, были сканированы впервые обнаруженные у краеведов села Ломовка отдельные страницы партитур с фрагментами песнопения «Покаяние отверзи ми двери». Подпись о. Михаила на данных страницах совпадает с его

подписями в рукописном сборнике, найденном в 2019 году.

Пример 3. Подпись в рукописях, найденных в ходе экспедиции 2021 года

Пример 4. Подпись в партитуре, найденной в 2019 году

Подвижническая деятельность о. Михаила по записи церковных песнопений получила продолжение: появились соратники, сохранившие цифровую нотацию на клиросе храма с. Ломовка, а затем и с. Теплово.

5 апреля 2021 года краевед Мария Алексеевна Копейкина сообщила мне о том, что в храмовую сторожку с. Ломовка принесен сверток с книгами о. Михаила. В их числе обнаружен учебник церковного пения С. В. Смоленского [4] и новая цифровая рукописная тетрадь. Она содержит 75 страниц, включающих 23 песнопения, среди которых преобладают относящиеся к Литургии (пять «Херувимских» и шесть версий «Милости мира»). Записаны также песнопения Всенощного бдения и концерты, в числе которых «Блажен муж» и «Помилуй мя, Боже» Дегтярева, «От юности моея» Старорусского, «Радуются вси Ангели» Строкина.

На данной партитуре нет ни подписей, ни датировок, но, судя по почерку, ее составителем является не о. Михаил. Учитывая, что с его сборником достаточно близко совпадают редакции «Милости Мира» Старорусского и «Слава. Единородный» Турчанинова, можно предположить, что составителем новой рукописи был кто-то из певчих хора о. Михаила. Это подтверждает и наличие общего для двух рукописей концерта Оленникова «Боже, приидоша», который, вероятно, переписан из сборника о. Михаила.

Пример 5. Фрагмент концерта Оленникова «Боже приидоша» в тетради, найденной 5 апреля 2021 года

Пример 6. Фрагмент концерта Оленникова «Боже приидоша» в сборнике о. Михаила Сергеева

В данной тетради особый интерес представляют напевы, не совпадающие с известными. К таким относятся: «Херувимская», «Свете тихий», Кондак свт. Николаю, «Утоли болезни», «Слава в вышних Богу» (перед шестопсалмием). Аналоги этих напевов нам неизвестны, редакции их носят самобытный характер, создавая параллель специфике пения в Нижегородской области, о которой нам приходилось писать ранее [1].

Еще одна линия связи, продолжающая деятельность о. Михаила, выявлена нами в г. Кулеба-ки. У родственников певчей хора заводского храма обнаружены несшитые цифровые рукописные страницы, содержащие концерт Сарти «Радуйтеся, людие» (партию тенора), а также четырехголосные партитуры Старикова «Господи, Спаси благоче-стивыя» и «Трисвятое», концерт Дегтярева «Хвалите Бога». При этом напевы Старикова достаточно точно совпадают с записанными о. Михаилом, но нотированы на тон ниже (см. Пример 7, 8).

К кулебакской рукописи был приложен отдельный лист, с выписанным содержанием цифровой «Партитуры № 1», продолжением которой, возможно, является сборник о. Михаила, названный «Партитура № 2-й».

Можно высказать предположение о том, что о. Михаил Сергеев участвовал в деятельности хора при заводской церкви города Кулебаки. Краеведом Андреем Маскаевым обнаружена фотография хора кулебакской церкви 1928 года, на которой, как нам кажется, запечатлен и о. Михаил (во втором ряду второй слева) (см. Пример 9).

Почерк подписи на фотографии очень похож на почерк о. Михаила. Эта фотография хранилась у регента г. Кулебаки М. Ф. Ерёминой, которая управляла хором с 1947 года.

Продолжателями деятельности о. Михаила можно считать регентскую династию Васянкиных, начавшую служение в селе Гремячево в 1920-е годы. В 1937 году храм в Ломовке был закрыт, и верующие люди ходили на службы в Казанский храм Гремячева, который был открыт в 1944 году. Именно в нем и продолжила свое бытование традиция пения по цифровой нотации вплоть до 2010 года.

В рукописи о. Михаила особое значение имеет пасхальная тематика. К ней относятся 10 песнопений, четыре из которых («Христос вос-кресе» Дегтярева, «Христос воскресе» № 1 и № 2, «Плотию уснув») написаны накануне Пасхи 1937 года. Для о. Михаила она стала последней: его арестовали 30 июля 1937 года, а утром 29 августа он был расстрелян. Захоронен батюшка в общей могиле на Бугровском кладбище Нижнего Новгорода. Сейчас там создана стена памяти, на которой увековечены имена всех пострадавших в период

репрессий. Но лучшей памятью для о. Михаила являются оставленные им рукописи. Они представляют несомненную научную ценность. Исследуя данные партитуры, мы можем точно описать богатейший репертуар и хоровой состав клиросов XX века, выявить специфику нижегородской церковно-певческой традиции. В тетрадях находятся также песнопения некогда знаменитых цер-

ковных авторов, ныне забытых (таких, например, как включенные в Музыкальную энциклопедию А. П. Есаулов и Ф. Ф. Багрецов). Рукописи о. Михаила и его последователей позволяют вернуть к жизни их замечательные произведения. Представленный в партитурах ряд анонимных песнопений, до сих пор не изученных, также может расширить современный репертуар.

Пример 7. «Господи, Спаси благочестивыя» Старикова (рукопись о. Михаила)

Пример 8. «Господи, Спаси благочестивыя» Старикова (рукопись из г. Кулебаки)

* е

* «

. Г 1 * а

£ I ^

А I* Г

в

«шшш; /

Пример 9. Хор певчих Кулебакской церкви (1 октября 1928 года)

Названные в данной статье партитуры не единственные, поскольку еще не найдена тетрадь, выявленная А. В. Харловым в экспедиции 2005 года. Более того, пока удалось установить только влияние священника Михаила Сергеева на певческую деятельность хоров сел Ломовка,

Гремячево, Теплово, города Кулебаки. Возможно, подвижническая деятельность о. Михаила имела более широкую географию. Для выяснения этого планируется проведение совместной экспедиции Нижегородской и Санкт-Петербургской консерваторий в июле 2021 года, когда, возможно, будут

найдены новые цифровые рукописи и появится возможность восстановления более полной картины бытования церковного пения на Нижегородской земле.

Литература

1. Бобкова У. А. Церковное пение в Нижнем Новгороде на рубеже XIX-XX веков // Актуальные вопросы науки и практики: сб. научных трудов по материалам XXV Международной научно-практической конференции. Анапа: НИЦ ЭСП, 2020. С.43-47.

2. Зотова Т. И., Копейкина М. А. Православные воины Христовы. Н.Новгород: [б.и.], 2019. 50 с.

3. Обозрение церквей Нижегородской епархии епископом Нижегородским и Арзамасским Модестом в 1886 году // Нижегородские епархиальные ведомости. 1887. № 4. С. 9-14.

4. Смоленский С. В. Курс хорового пения: рукопись 1879 г. 206 с.

5. Сорокина М. П. К. К. Альбрехт и музыкальная культура России: Страницы и итоги // История, теория и методика музыкального образования. М.: МПУ, 2016. С. 153-165.

6. Харлов А. В. Традиционная музыкальная культура Нижегородской области на рубеже ХХ-ХХ1 веков: дис. ... канд. искусствовед. Н. Новгород, 2020. 229 с.

7. Аллеманов Д. «Благослови душе моя Господа». URL: https://www.orthodoxchoral.ru/ru/ sources/3882# (дата обращения: 01.05.2021).

References

1. Bobkova, U., (2020). "Church singing in Nizhny Novgorod at the turn of the XIX-XX

centuries", Aktualnye voprosy nauki i praktiki: sbornik nauchnyh trudov po materialam XXV Mezhdunarodnoj nauchno - prakticheskoj konferencii [Topical issues of science and practice: collection of articles. scientific papers based on the materials of the XXV International Scientific and Practical Conference], SIC ESP, Anapa, Russia, pp. 43-47.

2. Zotova, T., and Kopeikina, M. (2019), Pravoslavnye voiny Khristovy [Orthodox soldiers of Christ], without publishing house, Nizhny Novgorod, Russia.

3. Bishop Modest (1887), "Review of the churches of the Nizhny Novgorod Diocese by Bishop Modest of Nizhny Novgorod and Arzamas in 1886", Nizhegorodskie eparkhial'nye vedomosti [Nizhny Novgorod Diocesan Gazette], vol. 4, pp.9-14.

4. Smolenskii, S. (1879), Kurs khorovogo peniia [Choral singing course], manuscript, Nizhny Novgorod, Russia.

5. Sorokina, M. P. (2016), "K. K. Albrecht and the Musical Culture of Russia: Pages and Results", Istoriya, teoriya i metodika muzykalnogo obrazovaniya [History, theory and methodology of music education], MPU, Moscow, Russia, pp.153-165.

6. Kharlov, A. (2020), "Traditional musical culture of the Nizhny Novgorod region at the turn of the XX-XXI centuries", Ph. D. dissertation, musical art, Glinka Nizhny Novgorod State Conservatoire, Nizhny Novgorod, Russia.

7. Orthodoxchoral (2020), "Allemanov D. Bless my soul the Lord", available at: https://www. orthodoxchoral.ru/ru/sources/3882# (accessed 08 June 2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.