Научная статья на тему 'ДУХОВНЫЕ СТИХИ НИЖЕГОРОДСКОГО КРАЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ ЭКСПЕДИЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ НИЖЕГОРОДСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНСЕРВАТОРИИ ИМ. М. И. ГЛИНКИ)'

ДУХОВНЫЕ СТИХИ НИЖЕГОРОДСКОГО КРАЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ ЭКСПЕДИЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ НИЖЕГОРОДСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНСЕРВАТОРИИ ИМ. М. И. ГЛИНКИ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
69
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОЛЬКЛОР / ДУХОВНЫЕ СТИХИ / КАНТА / РУКОПИСНАЯ ТЕТРАДЬ / ЦЕРКОВНЫЕ ПЕСНОПЕНИЯ / FOLKLORE / SPIRITUAL POEMS / KANTA / HANDWRITTEN NOTEBOOK / CHURCH HYMNS 35

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Харлов А.В.

В статье рассмотрен жанр духовных стихов актуальный в современных реалиях, затронуты причины его востребованности на территории Нижегородской области. Приводится сравнительный анализ ранее не публиковавшихся вариантов стихов, зафиксированных исследователями в конце XX начале XXI вв. Названы способы репрезентации песнопений, рассмотрен принцип фиксации текстов и напевов самими исполнителями как способ сохранения и передачи традиционного знания последующим поколениям. Вводится в научный обиход созданная на рубеже XIXXX веков рукописная тетрадь духовных стихов, обнаруженная в ходе фольклорноэтнографических экспедиционных исследований 2018 2019 гг. Автором предложен новый вариант классификации духовных песнопений по сюжетным признакам, проведена идентификация авторских словесных текстов (Н. В. Гоголя, Ф. Б. Миллера), бытующих в нижегородских рукописных фольклорных сборниках как анонимные. Приводится анализ жанровостилистических особенностей духовных стихов, рассматриваются принципы взаимовлияния канонических правил церковного пения и ладогармонической системы академического музицирования. Выявлены мелодические попевкиформулы нового осмогласия и древнего знаменного распева, встречающиеся в песнопениях рукописной тетради. Проанализирован духовный стих, созданный в начале XX века в Нижегородской области на реальноисторический сюжет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL POEMS OF NIZHNY NOVGOROD REGION (BASED ON THE MATERIALS OF THE EXPEDITION RESEARCH OF THE GLINKA NIZHNY NOVGOROD STATE CONSERVATOIRE)

The article considers the genre of spiritual verses as relevant in modern realities, touches on the reasons for its demand on the territory of the Nizhny Novgorod region. It gives a comparative analysis of previously unpublished versions of verses recorded at the turn of the 20th21st centuries. Along with naming the ways of representing chants, the principle of fiing texts and tunes by the performers themselves is considered as a way of preserving and transmitting traditional knowledge to subsequent generations. A manuscript copybook of spiritual verses created at the turn of the 19th20th centuries is introduced into the scientifi use. It was discovered during folkloreethnographic expeditionary studies of 2018 2019. The author has proposed a new version of the classifiation of spiritual songs according to plot features, and identifid the authorial verbal texts (N. V. Gogol, F. B. Miller), existing in Nizhny Novgorod manuscript folklore collections as anonymous ones. The article also provides the analysis of the genrestylistic features of spiritual verses and considers the principles of the mutual inflence of the canonical rules of church singing and the harmonic system of academic music making. It reveals the melodic singingformulas of the new osmoglasie and the ancient znamenny chant found in the chants of a manuscript, and analyses the spiritual verse created at the beginning of the 20th century in the Nizhny Novgorod region on a realhistorical plot.

Текст научной работы на тему «ДУХОВНЫЕ СТИХИ НИЖЕГОРОДСКОГО КРАЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ ЭКСПЕДИЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ НИЖЕГОРОДСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНСЕРВАТОРИИ ИМ. М. И. ГЛИНКИ)»

I ОПРОСЫ ЭТНОМУЗЫКОЛОГИИ

DOI: 10.26086/NK.2019.53.3.007 УДК78.045

© Харлов Андрей Владимирович, 2019

Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки (Нижний Новгород, Россия), старший преподаватель кафедры теории музыки E-mail: artandy79@yandex.ru

ДУХОВНЫЕ СТИХИ НИЖЕГОРОДСКОГО КРАЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ ЭКСПЕДИЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ НИЖЕГОРОДСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНСЕРВАТОРИИ

ИМ. М. И. ГЛИНКИ)

В статье рассмотрен жанр духовных стихов актуальный в современных реалнях, затронуты причины его востребованности на территории Нижегородской области. Приводится сравнительный анализ ранее не публиковавшихся вариантов стихов, зафиксированных исследователями в конце XX — начале XXI вв. Названы способы репрезентации песнопений, рассмотрен принцип фиксации текстов и напевов самими исполнителями как способ сохранения и передачи традиционного знания последующим поколениям. Вводится в научный обиход созданная на рубеже XIX—XX веков рукописная тетрадь духовных стихов, обнаруженная в ходе фольклорно-этнографи-ческих экспедиционных исследований 2018-2019 гг. Автором предложен новый вариант классификации духовных песнопений по сюжетным признакам, проведена идентификация авторских словесных текстов (Н. В. Гоголя, Ф. Б. Миллера), бытующих в нижегородских рукописных фольклорных сборниках как анонимные. Приводится анализ жанрово-стилистических особенностей духовных стихов, рассматриваются принципы взаимовлияния канонических правил церковного пения и ладогармонической системы академического музицирования. Выявлены мелодические попевки-формулы «нового осмогласия» и древнего знаменного распева, встречающиеся в песнопениях рукописной тетради. Проанализирован духовный стих, созданный в начале XX века в Нижегородской области на реально-исторический сюжет.

Ключевые слова: фольклор, духовные стихи, канта, рукописная тетрадь, церковные песнопения

© Kharlov V. Andrei, 2019

Senior lecturer of the department ofthe theory ofmusic ofthe Glinka Nizhny Novgorod State conservatoire

E-mail: artandy79@yandex.ru

SPIRITUAL POEMS OF NIZHNY NOVGOROD REGION (BASED ON THE MATERIALS OF THE EXPEDITION RESEARCH OF THE GLINKA NIZHNY NOVGOROD STATE CONSERVATOIRE)

The article considers the genre of spiritual verses as relevant in modern realities, touches on the reasons for its demand on the territory of the Nizhny Novgorod region. It gives a comparative analysis of previously unpublished versions of verses recorded at the turn of the 20th—21st centuries. Along with naming the ways of representing chants, the principle of fixing texts and tunes by the performers themselves is considered as a way of preserving and transmitting traditional knowledge to subsequent generations. A manuscript copybook of spiritual verses created at the turn of the 19th—20th centuries is introduced into the scientific use. It was discovered during folklore-ethnographic expeditionary studies of 2018-2019. The author has proposed a new version of the classification of spiritual songs according to plot features, and identified the authorial verbal texts (N. V. Gogol, F. B. Miller), existing in Nizhny Novgorod manuscript folklore collections as anonymous ones. The article also provides the analysis of the genre-stylistic features of spiritual verses and considers the principles of the mutual influence of the canonical rules of church singing and the harmonic system of academic music making. It reveals the melodic singing-formulas of the "new osmoglasie" and the ancient znamenny chant found in the chants of a manuscript, and analyses the spiritual verse created at the beginning of the 20th century in the Nizhny Novgorod region on a real-historical plot.

Key words: folklore, spiritual poems, Kanta, handwritten notebook, Church hymns

Среди музыкальных жанров традиционной культуры Нижегородского края, не теряющих актуальность в наши дни, можно отметить духовные стихи. «Духовный стих является ценнейшим источником сведений о народной психологии, о мировоззрении и мироощущении его исполнителей, читателей и переписчиков. Именно в духовных стихах воплощается народное эмоциональное и поэтическое восприятие христианской истории и догматики», — пишет Е. В. Воронцова [1, с. 4]. На сегодняшний день ареал распространения этого жанра охватывает многие центры духовной жизни человека, связанные с присутствием монастырей, церковно-храмовых комплексов и т. д. «Высокую адаптивную способность жанра за счет исполнения для себя, во время поста, чтоб не осуждать людей, не грешить» отмечает М. В. Друцкая [2, с. 6]. Существующий механизм репрезентации жанра предполагает наличие как традиционного устного способа передачи знания последующему поколению, так и широко распространенной письменной передачи стихов. Можно говорить о «преобладающем письменном распространении религиозных поэтических произведений в Нижегородском крае в XX веке», — считает Н. Б. Храмова [3,с. 8].

Рукописные тетради духовных стихов могут содержать стихи известных поэтов (без указания авторства), могут даже быть своеобразным дневником, куда владелец записывает важные события. В 2019 году в селе Драничноево, время фольклорной экспедиции, мы обнаружили тексты местных духовных стихов, набранные с рукописной тетради на компьютере. «Я у Шуры брала, у ее в тетрадке списано, — говорила одна из исполнительниц. — И мне напечатала ево невестка, на этом.. .на компьютере ... Все стихи она мне спечатала, так хорошо». [(Шепелева Л. В. (1927 г. р.), с. Староустье, Воскресенского р-на, экспедиция ННГК 2019г.].

На юге Нижегородской области местные жители называют духовные стихи кантами (канта — женский род). Канты могли быть обязательным элементом похоронного обряда (пение «при покой-

нике»). «Мы уж начинали петь, ходили со своими матерями... вот кто-то умрет — они целыми ночами сидели...» [4, Суворово, март 2017, аудио 002]. Но канты могли существовать и вполне самостоятельно в «неприуроченном» контексте, выполняя функции песен лирического жанра: «У нас женщины сходились, заходили в дома и под окном сядут... И на работе пели... Пойдут, бывало жали серпами в поле и там пели. Везде успокаивали душу свою» [Тарасова М. В. 4, Суворово, июль 2006, аудио 010]. «Баушка бывало это... тростила пряжу и пела «Ты слышишь колокол о чем бой, зовет нас Господу», соберутся баушки все вместе-то и это... стихи поют... Когда пели — а просто так» [Савельева А. М., 4, 7.2006. Суворово. исполнители духовных стихов, 010 аудио]. «Вот эти канты монашки в монастыре пели, коли оне свободны» [Щенникова Е. И., 4, Черевато-во, 07.2006, аудио 037]. Старожилы села Дресвищи Сокольского района рассказывали о двух мальчиках, сиротах из села Маракушина, которые просили подаяние и исполняли духовные стихи, зарабатывая себе на хлеб. В селе Драничное Воскресенского района существует традиция исполнения духовных стихов на «крестике» — так называется особое молельное место на окраине села, куда часто приходят пожилые женщины, исполнители духовных стихов. «Так у нас негде, храма нет, так мы вот сюды ... И крестик был давно, так ево мы не убираем...». [(Шепелева Л. В. (192 г. р.), с. Староустье, Воскресенского р-на, экспедиция ННГК 2019 г.].

Среди разнообразных по содержанию духовных стихов одним из наиболее распространенных в Нижегородском крае является стих об «Алексее, Божьем человеке». Напев (представляющий собой куплетную форму) имеет устную форму бытования. Нам удалось записать двадцать его вариантов в различных районах области: в Кулебакском районе (села Гремячево, Теплово, Ломовка, Кутузовка), в Дивеевском (села Суворово, Череватово. Елизарье-во), Первомайском (села Пандас, Лапша), Воскресенском (села Драничное, Староустье). Приведем один из наиболее часто звучащих напевов:

Пример 1. ЛядовН. И., 4, с. Суворово 07.2007, аудио 001

Мелодия куплета состоит из четырех строк, которые можно условно обозначить: abac. Возможно строка a повторяется неслучайно: ее основой является попевка знаменного распева Ромца, что вполне естественно для повествования о подвижнике, любимом русским народом.

Пример 2. (Ромца)

Нам удалось записать духовный стих на местный исторический сюжет. Так канта «О, мати наша, Евдокия» — это повествование о жительнице села Суворове Евдокии Шейковой (Дунюшке). Она родилась в 1856 году, с детства была благочестивой. В 20 лет после тяжелой болезни оказавшись обездвиженной, Евдокия в своем бедном

доме создала подобие иноческой общины. Строго соблюдая монашеские правила, она приобщала к христианской аскезе своих послушниц. За подвижническую жизнь Евдокия получила дар провидения и целительства. «Дунюшка предвидела будущее (свое и односельчан), предугадывала мысли и поступки людей ... утешала и благословляла», — пишет Ю. М. Шеваренкова [3, с. 11]. Это привлекло внимание новой власти. Евдокия и три ее молодые послушницы были арестованы карательным отрядом чекистов, и после жестоких избиений расстреляны 18 августа 1919 года. В 2000 году Евдокия и ее послушницы были прославлены Русской Православной Церковью в Соборе новомучеников и исповедников. Мощи святой Евдокии до сих пор хранятся в местном храме. В 20-х годах XX века о ней был сложен духовный стих, записанный нами в 2006 году:

Пример 3. ЛядовН. И., 4, с. Суворово 07.2006, аудио 001

Тип стиха можно отнести к двухстрочному с повторением второй строки. Этому соответствует трехстрочное строение куплета аЬЬ1 (в строке Ь1 два верхних голоса меняются напевами, что можно считать неким подобием ветикально-подвижного контрапункта).

В селе Теплово Кулебакского района нами в 2006 году обнаружена йотированная рукописная тетрадь духовных стихов. По словам владельца М. Е. Фадеева, ее могла написать на рубеже XIX— XX веков одна из послушниц Кутузовского скита Серафимо-Дивеевского монастыря, находящегося в 10 км от с. Теплово. Более 100 лет (до 2006 года) по этой тетради пели духовные стихи жители сел Теплово и Ломовки (пример 4).

Рукописная тетрадь включает 138 страниц, содержащих согласно нумерации 30 песнопений. Однако ряд страниц утрачен, поэтому песнопения № 3, 4, 9, 11, 12 отсутствуют. Рукопись состоит из

двух частей. В каждой из них находятся тексты одних и тех же 25 песнопений, но в первой части они приведены с записанной в терцию мелодией, а во второй — с басовым голосом.

По содержанию тексты достаточно разнообразны, что позволяет разделить их на несколько групп. К первой группе относятся стихи, связанные с сюжетами Ветхого и Нового Заветов, с текстами церковных богослужений. Например, «Песнь из псалма СХХХУ1» (№ 10) содержит поэтический пересказ всех девяти стихов 136-го псалма. Не только напев, но и текст является оригинальным: он не совпадает с известными поэтическими переводами псалма, выполненными Симеоном Полоцким, Ф. Н. Глинкой и другими.

Вторую группу образуют песни покаянные, представляющие собой повествование о горьком осознании своей греховности, пребывая в которой мы все равно дерзаем обращаться к Господу с бес-

Пример 4

конечными просьбами. В песне «Боже, зри мое смиренье» (№ 23) рассказ ведется от лица женщин-монахинь; возможно, данный текст возник в Кутузовском Богородицком скиту Серафимо-Дивеевского монастыря, где и была написана эта тетрадь.

К третьей группе можно отнести песни благодарственные, тексты которых пронизаны искренней любовью к Господу, содержат ряд восторженных славлений Его за ниспосланные милости. Четвертая группа песен также отражает духовное состояние людей воцерковленных. Тексты являются поучительными: они показывает силу молитвы, ее душе спасительность для человека в условиях окружающих его невзгод.

В пятую группу входят поэтические мо-литвословия, обращенные к Богородице, к Ангелу-хранителю, к Господу. Текст песнопения «К тебе, о Матерь Пресвятая» (№ 18) является почти точным воспроизведением стихотворения Н. В. Гоголя «Покров», хотя его авторство в рукописи не указано. Песня «Отец мой, Господь мой, к Тебе я взываю» (№ 30) помещена в последней. Подобно завершению русских дореволюционных церковно-певческих книг, она является молитвой за Россию — содержит прошения о защите ее от бед, о даровании ей мира и спокойствия. Автор стиха в рукописи не указан, однако текст представляет собой достаточно точный вариант стихотворения «Молитва русского» Ф. Б. Миллера (1818-1881) — поэта и переводчика.

Шестая группа включает песнопения, наиболее удаленные от православного канона, но сохраняющие с ним связь. В текстах проводится мысль о скоротечности жизни, бренности земных радостей, о неотвратимости смерти. Песня «Где цветочек тот прекрасный» (№ 26) записана дважды: сначала в миноре, а затем в мажоре. Такое изменение ладовой окраски напева в границах одного сборника — явление уникальное.

Нотная запись в рукописи выполнена подобно каноническим церковным песнопениям — без указания размера и деления на такты. Есть лишь разделение куплетов на две строки, которые могут быть условно обозначены аЪ. Однако эти две части напева содержат различное количество мелодических оборотов — два, три или четыре, которые по-разному соотносятся друг с другом, образуя весьма разнообразные и причудливые формы куплетов.

Мелодическое строение отличается разнообразием. В ряде песнопений можно заметить влияние интонационности церковного пения: звучат не только формулы «нового осмогласия» (ежедневно поющиеся в церквях), но даже попевки древнего знаменного распева. Так, в песне «Где цветочек мой прекрасный» звучит попевка Ромца, характерная также для песни «Об Алексее, Божьем человеке» (см. пример 1). В песне «К тебе, о Матерь пресвятая» встречается попевка Огибка:

Ряд знаменных попевок звучит и в других песнопениях. Наряду с ними в рукописи представлены мелодические обороты, характерные для жанра лирической песни, для песен эпических. Рукописная тетрадь духовных песнопений представляет собой уникальный образец творческого воплощения сложного и подчас поставленного в рамки канона жанра традиционной культуры — духовного стиха. Отмечая высокое разнообразие как музыкальной, так и содержательной сторон, мы можем говорить о взаимовлиянии канонических правил церковного пения и современной ладо-гармонической системы академического музицирования. Отметим, что это пока единственный случай в практике нижегородских фольклористов, связанный с обнаружением йотированного сборника духовных стихов.

В ряде фольклорных экспедиций нам удалось выяснить, что жанр духовного стиха может отражать чаяния не только человека, следующего привычному православному деревенскому укладу, но и человека «знающего», который мог насылать на людей порчу, красть у коров молоко и т. д. Такие люди иногда заходили в церковь, но вели себя там странно: стояли спиной к алтарю, необычным образом крестились. В деревне таких людей если и не считали колдунами, то все равно старались избегать общения с ними.

В Воскресенском районе Нижегородской области нами записана достаточно редкая покаянная духовная песня «Душенька», сохраняющая жанрово-стилистические особенности духовного стиха, но исполняющаяся от лица человека, обладающего «особым» знанием:

Пример 6

По но - чам Бо - гу -(у) мо - ли

[Шепелева Л. В. (1927 г.р.) и Хохлова 3. А. (1928 г. р.), с. Староустье, Воскресенского р-на, экспедиция ННГК 2019г.]

Необычно интонационное строение мелодики данной песни: «мерцающий» верхний тон — С) создает ладовую двойственность, напряженность, неустойчивость мелодических оборотов, заключенных в архаичные терцовые тесси-турные рамки.

Необычен и словесный текст: в нем перечисляются «классические» действия «знающих» людей, причем повествование ведется от имени человека их совершавшего:

«Молилася перед Богом, чем она согрешила,

Первая душенька грешная младенца

вутробе задушила,

Вторая душенька грешная молочка

у коровушки подсушила,

А третья душенька соржи колосья осушила.

Этой душеньке царства не видать».

Эта «духовная песня» (таково ее местное название) исполнялась, видимо, в последние часы перед смертью. «А вот когда эту песню пели?... Прощалися, кто грешнай-та, прощалися перед Господом», — говорила нам об этом песенница Ше-

пелева Л. В. [с.Староустье, Воскресенского р-на, записано автором в2019г.].

Итак, один из уникальных жанров традиционной культуры — духовные стихи, продолжает оставаться востребованным на территории нижегородчины и далеко за ее пределами. Безусловно важную роль в этом процессе играет усиление влияния православных храмовых комплексов, монастырей, являющихся центром духовной жизни современного сельского жителя. Такова ситуация в Дивеевском, Кулебакском, Воскресенском и др. районах области. Жизненная история реально существовавших людей, духовный подвиг и подвижническая жизнь которых оставила неизгладимый след в памяти народа, послужила основой для сохранения целой системы жанров («канта», «легенда», «устный рассказ»), оказавшейся востребованной в современных жизненных реалиях. В наши дни традиция исполнения духовных стихов продолжает существовать. Об этом свидетельствуют образцы, зафиксированные в 2018-2019 годах в результате фольклорной экспедиции Нижегородской консерватории. Специфика жанра духовного стиха требует от исполнителя обладания определенным житейским опытом, поэтому эта

традиция близка людям в возрасте. Есть потребность в исполнении «душеполезных» песнопений не только во время поминально-обрядового действа, но и в повседневной жизни. Можно с уверенностью говорить о том, что жанр духовных песнопений продолжает существовать в наше время и занимает определенную нишу в таком многоаспектном явлении как современная традиционная культура.

Литература

1. Воронцова, Е. В. Современное бытование духовных стихов в среде старообрядцев ( по материалам полевых исследований на Вятке). — М.: МГУ, 2015. — 184 с.

2. Друцкая, М. В. Народные духовные стихи Тамбовской области конца XX — начала XXI века; учебно-методическое пособие / М. В. Друцкая. — Казань: Бук, 2018. — 102 с.

3. Храмова, Н. Б. Религиозная поэзия в народных рукописных сборниках конца XX — начала XXI в.: Книжные истоки (по материалам фольклорного архива ННГУ им. Н. И. Лобачевского) II Живая старина. 2012. № 1. С. 8-11.

4. Электронная энциклопедия Нижегородского фольклора.Т. 4: Дивеевский район / сост. А. В. Харлов. — Электрон, текстовые, звуковые, изобразит, дан. — Н. Новгород: ННГК

им. М. И. Глинки, 2018. — Ресурс доступен в библиотеке ННГК им. М. И. Глинки. Электронный ресурс.

References

1. Voroncova, Е. V. (2015), Sovremennoe bytovanie duhovnyh stihov v srede staroobryadcev (po materialam polevyh issledovanij na Vyatke) [Modern existence of spiritual poems among the old believers (based on field research in Vyatka)], MGU, Moscow, Russia.

2. Druckaya, M. V. (2018), Narodnye duhovnye stihi Tambovskoj oblasti konca XX— nachala XXI veka [Folk spiritual poems of the Tambov region of the late XX-early XXI century]: uchebno-metodicheskoe posobie, Book, Kazan, Russia.

3. Hramova, N. B. (2012), "Religious poetry in folk manuscript collections of the late XX—early XXI century: book sources (based on the materials of the folklore archive of the Lobachevsky Nizhny Novgorod State University)", ZHivaya starina, no. 1, pp. 8-11.

4. Harlov, A. V. (ed.) (2018), Electronic encyclopedia of Nizhny Novgorod folklor, T. 4: Diveevskij rajon, Glinka Nizhny Novgorod State Conservatoire edition, Nizhny Novgorod, Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.