Научная статья на тему 'РУКОПИСНАЯ ТЕТРАДЬ ДУХОВНЫХ ПЕСНОПЕНИЙ КАК РЕДКИЙ ВАРИАНТ АВТОРСКОГО НОТИРОВАННОГО ТЕКСТА (ЭКСПЕДИЦИОННЫЕ НАХОДКИ ННГК ИМ. М. И. ГЛИНКИ)'

РУКОПИСНАЯ ТЕТРАДЬ ДУХОВНЫХ ПЕСНОПЕНИЙ КАК РЕДКИЙ ВАРИАНТ АВТОРСКОГО НОТИРОВАННОГО ТЕКСТА (ЭКСПЕДИЦИОННЫЕ НАХОДКИ ННГК ИМ. М. И. ГЛИНКИ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
47
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНЫЕ ПЕСНОПЕНИЯ / РУКОПИСНАЯ ТЕТРАДЬ / НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ / КАНОНИЧЕСКИЕ ПЕРВОИСТОЧНИКИ / ФОЛЬКЛОРНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Харлов А.В.

В центре внимания автора статьи находится редкая экспедиционная находка, обнаруженная в 2006 году в селе Теплово Кулебакского района Нижегородской области, - рукописная тетрадь духовных песнопений с нотировкой двадцати пяти образцов. На основании архивных документов и опроса респондентов предлагается гипотеза, устанавливающая авторство данного исторического артефакта. Проводится анализ содержащихся в нем нелитургических песнопений с позиции близости каноническим первоисточникам. Все песнопения были систематизированы в соответствии с содержанием словесного текста и степенью удаленности от канонического первоисточника и объединены в следующие группы: песни близкие каноническим текстам; песни покаянные; песни благодарственные; песни назидательные; неканонические молитвословия; песни-сказания и народные песни о смерти. В работе также обозначены принципы взаимовлияния церковного пения и содержащихся в рукописи образцов. Выявлена связь мелодического строения духовных песнопений с попевками «нового осмогласия». Отдельное внимание уделено принципам церковной нотации, применяемым автором рукописи, разнообразию музыкального языка духовных песнопений, связанному с влиянием песенной традиции. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о положительной динамике развития жанра духовных песнопений и создают почву для дальнейшего изучения этого пласта музыкального искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A HANDWRITTEN NOTEBOOK OF SPIRITUAL CHANTS AS A RARE VARIANT OF THE AUTHOR'S NOTATED TEXT (EXPEDITION FINDINGS OF GLINKA NIZHNY NOVGOROD STATE CONSERVATOIRE)

The author of the article focuses on a rare expedition find discovered in 2006 in the village of Teplovo, Kulebaksky district of the Nizhny Novgorod region - a handwritten notebook of spiritual chants with a notation of twenty-five samples. On the basis of archival documents and a survey of respondents, a hypothesis is proposed that establishes the authorship of this hist orical artifact. The analysis of the non-liturgical chants contained in it is carried out from the position of closeness to the canonical primary sources. All chants were systematized in accordance with the content of the verbal text and the degree of remoteness from the canonical source and were combined into the following groups: songs close to canonical texts; songs of repentance; thanksgiving songs; edifying songs; non-canonical prayers; songs-legends and folk songs about death. The work also outlines the principles of mutual influence of church singing and the samples contained in the manuscript. The connection between the melodic structure of spiritual chants and the «new osmoglasia» chants is revealed. Special attention is paid to the principles of church notation used by the author of the manuscript, the diversity of the musical language of spiritual chants associated with the influence of the song tradition. The results of the study indicate the positive dynamics of the development of the genre of sacred chants and create the basis for further study of this layer of musical art.

Текст научной работы на тему «РУКОПИСНАЯ ТЕТРАДЬ ДУХОВНЫХ ПЕСНОПЕНИЙ КАК РЕДКИЙ ВАРИАНТ АВТОРСКОГО НОТИРОВАННОГО ТЕКСТА (ЭКСПЕДИЦИОННЫЕ НАХОДКИ ННГК ИМ. М. И. ГЛИНКИ)»

Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2021. № 3 (61). С. 37-46. Actual problems of higher music education. 2021. No 3 (61). P. 37-46.

Научная статья УДК 78.01

DOI: 10.26086/NK.2021.61.3.008

Рукописная тетрадь духовных песнопений как редкий вариант авторского нотированного текста (экспедиционные находки ННГК им. М. И. Глинки)

Андрей Владимирович Харлов

Нижегородская государственная консерватория имени М. И. Глинки, Нижний Новгород, Россия, artandy79@yandex.ru

Аннотация. В центре внимания автора статьи находится редкая экспедиционная находка, обнаруженная в 2006 году в селе Теплово Кулебакского района Нижегородской области, — рукописная тетрадь духовных песнопений с нотировкой двадцати пяти образцов. На основании архивных документов и опроса респондентов предлагается гипотеза, устанавливающая авторство данного исторического артефакта. Проводится анализ содержащихся в нем нелитургических песнопений с позиции близости каноническим первоисточникам. Все песнопения были систематизированы в соответствии с содержанием словесного текста и степенью удаленности от канонического первоисточника и объединены в следующие группы: песни близкие каноническим текстам; песни покаянные; песни благодарственные; песни назидательные; неканонические молитвословия; песни-сказания и народные песни о смерти. В работе также обозначены принципы взаимовлияния церковного пения и содержащихся в рукописи образцов. Выявлена связь мелодического строения духовных песнопений с попевками «нового осмогласия». Отдельное внимание уделено принципам церковной нотации, применяемым автором рукописи, разнообразию музыкального языка духовных песнопений, связанному с влиянием песенной традиции. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о положительной динамике развития жанра духовных песнопений и создают почву для дальнейшего изучения этого пласта музыкального искусства.

Ключевые слова: духовные песнопения, рукописная тетрадь, Нижегородская область, канонические первоисточники, фольклорная экспедиция

Для цитирования: Харлов А. В. Рукописная тетрадь духовных песнопений как редкий вариант авторского нотированного текста (экспедиционные находки ННГК им. М. И. Глинки) // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2021. № 3 (61). С. 37-46. http://doi.oig/10.26086/NK.2021.6L3.008.

Original article

A handwritten notebook of spiritual chants as a rare variant of the author's notated text (expedition findings of Glinka Nizhny Novgorod State Conservatoire)

Andrej V. Kharlov

Glinka Nizhny Novgorod State Conservatoire, Nizhny Novgorod, Russia, artandy79@yandex.ru

Abstract. The author of the article focuses on a rare expedition find discovered in 2006 in the village of Teplovo, Kulebaksky district of the Nizhny Novgorod region — a handwritten notebook of spiritual chants with a notation of twenty-five samples. On the basis of archival documents and a survey of respondents, a hypothesis is proposed that establishes the authorship of this hist orical artifact. The analysis of the non-liturgical chants contained in it is carried out from the position of closeness to the canonical primary sources. All chants were systematized in accordance with the content of the verbal text and the degree of remoteness from the canonical source and were combined into the following groups: songs close to canonical texts; songs of repentance; thanksgiving songs; edifying songs; non-canonical prayers; songs-legends and folk songs about death. The work also outlines the principles of mutual influence of church singing and the samples contained in the manuscript. The connection between the melodic structure of spiritual chants and the «new osmoglasia» chants is revealed. Special attention is paid to the principles of church notation used by the author of the manuscript, the diversity of the musical language of spiritual chants associated with the influence of the song tradition. The

© Харлов А. В., 2021

results of the study indicate the positive dynamics of the development of the genre of sacred chants and create the basis for further study of this layer of musical art.

Keywords: spiritual chants, handwritten notebook, Nizhny Novgorod region, canonical primary sources, folklore expedition

For citation: Kharlov A. V. A handwritten notebook of spiritual chants as a rare variant of the author's notated text (expedition findings of Glinka Nizhny Novgorod State Conservatoire). Aktualnyeproblemy vysshego muzykalnogo obrazova-niya = Actual problems of higher music education. 2021;3(61);37-46 (In Russ.). http://doi.org/10.26086/NK.2021.6L3.008.

В эпоху общественных потрясений и нестабильности жизненного уклада одним из доминирующих жанров традиционной культуры становится духовный стих. Потребность в духовных песнопениях особенно наблюдается у старшего поколения. Автор данной статьи ранее уже обращался к теме духовных песнопений [1], но в связи с появлением новых фактов бытования этого жанра на локальных территориях Нижегородской области, решил вернуться к данной теме вновь.

Среди экспедиционных находок попадаются необычные. В 2006 году в селе Теплово Кулебак-ского района Нижегородской области была обнаружена рукописная тетрадь нелитургических духовных песнопений1. Подобный способ фиксации духовных стихов (кантов) в Нижегородской области встречается часто и не является оригинальным. Необычно то, что кроме словесных текстов, изложенных аккуратным каллиграфическим почерком, в тетради присутствуют 25 расшифровок с использованием привычных «итальянских» нот (так этот способ фиксации называют здешние клирошане).

Рассмотрим рукопись подробнее. Тетрадь можно разделить на две условные части. В каждой из них находятся одни и те же 25 песнопений, но в первой части тексты приведены с записанной преимущественно в терцию мелодией, а во второй — с басовым голосом [2, с. 36] Вторая часть написана на такой же бумаге, почерк и характер чернил отличаются незначительно. Вторая часть, вероятно, была написана позднее, когда к составу хора потребовалось добавить третий — басовый голос.

По содержанию словесные тексты достаточно разнообразны, что позволяет разделить их на шесть групп (по степени удаленности от канонического первоисточника):

1. Песни, близкие каноническим текстам: сюжетам Ветхого и Нового Заветов, текстам церковных богослужений — № 1, 2, 5, 8, 10, 13, 15, 17, 22.

2. Песни покаянные — № 6, 23, 28.

3. Песни благодарственные — № 7, 14.

4. Песни назидательные, духовно поучительные — № 16, 24.

5. Неканонические молитвословия — № 18, 19, 20, 30.

6. Песня-сказание о царевиче — № 21, сказание о святой горе Афон — № 29, и народные

песни о смерти — № 25, 26, 27, 29, «Где ты, мать моя родная».

Рассмотрим подробнее ряд песнопений, которые представлены в нотном варианте.

Первая группа наиболее многочисленна.

№ 10. «Песнь из псалма СXXXVI» содержит поэтический пересказ всех девяти стихов 136 псалма, который поется в храме в Неделю блудного сына [3, л. 5 об. - 6]. Поэтический текст рукописи последовательно пересказывает содержание псалма, а также включает комментарии к событиям седьмого и восьмого стихов, выражающие уверенность в том, что грядущий Спаситель Своею властью исправит свершившуюся несправедливость. Аналогичная мысль — о разрушении Богом царства тьмы — содержится и в заключительном четверостишии песнопения.

В рукописи четырем строкам поэтического текста соответствуют две строки напева, каждая из которых дважды повторяется. Таким образом, стиховым строкам соответствует классический восьмитакт, подобный квадратному периоду:

Пример 1

Другие песни из рукописи, относящиеся к первой группе, не содержат столь же подробного поэтического пересказа канонических текстов.

№ 13. «Песнь ко Пресвятой Богородице». «Радуйся, Царице» — эти начальные слова сразу же создают атмосферу прославления Богоматери, характерную для посвященного Ей акафиста, для величания, стихир, кондака и девятой песни канона Благовещения [4, л. 75, 77 об., 80, 81 об.]. Во время этого праздника поются и обращенные к Марии слова Ангела: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою» [Лк., 1:28].

Напев состоит из двух строк, первая из которых варьированно повторяется на секунду ниже, вторая — повторяется точно, образуя форму строфы — «аа1ЬЬ»:

Пример 2

Строки словесного текста состоят из шести слогов, но напев «растятивает» последние два слога и образует «квадрат», позволяя возникнуть ясному ощущению четырехдольности.

№17. «Спит Сион и дремлет злоба» представляет собой поэтический пересказ событий раннего утра Воскресения, когда жены-мироносицы пришли ко гробу распятого Христа [Мф., 28: 1-3; Мк., 16: 1-7; Лк. 24: 1-11; Ин.,

20:1]. Текст данного стиха приведен в интернете [5], почти точно совпадая с вариантом стиха в рукописи (в которой отсутствует только второе четверостишие, частично дублирующее смысл первого).

Напев состоит из трех мелодических оборотов, начальный из которых повторяется во второй строке с изменением лишь одного последнего звука. Возникает форма напева «аа1вс»:

Пример 3

В первой строке «а» воспроизведены очертания знаменной попевки Ромца:

Пример 4

Эта песня оказывается в сборнике единственным вариантом, в котором к двухголосию подписан третий голос — бас. Учитывая, что он нотирован в скрипичном ключе, не исключена возможность того, что басовую партию пела женщина. В гармоническом строении песнопе-

ния отмечается преобладание мажора и гармонического минора, господство автентических оборотов.

№ 22. «Слава, слава в вышних Богу». Этими словами Ангел и воинство небесное славили Рождество Спасителя [Лк., 2:24]. И это состояние получило очень ясное отражение в тексте данного песнопения. Форма напева «aalbc». Начальные строки «aal» отличаются смещением на терцию вверх двух первых звуков, сохраняя ритмическое строение. На смену исходному a-moll быстро приходит C-dur, который господствует в напеве:

Пример 5

(4 Г г г t t ^^

1м Г......

Сла - ва, ела - ва, въвы - шним Бо - гу.

В № 6 «Песнь покаянная» повествование ведется от лица женщин-монахинь (Пример 6).

Напев состоит из двух строк — «аЬ». Они не разделены в рукописи чертой, но образуют подобие классическому квадратному периоду из восьми тактов в размере 4/4. Подобие усиливает гармонизация, завершая предложение классическими кадансами. В каждом четверостишии строки напева повторяются дважды, образуя форму «аЬаЬ». Отличие от других духовных стихов создает голосоведение: два верхних голоса движутся не строго в терцию, как обычно, а

образуют и другие интервалы (приму, секунду, сексту).

№ 28. «Пора тебе уж пробудиться, о, бедная душа моя». В тексте содержатся призывы к своей беспечной душе обрести состояние христианского трезвения, пока не открылись адские врата и не иссякла благодать Господа, ради нашего спасения принявшего Крестные муки.

Форма напева — «abcd» совпадает с формой стиха. Характерной является нерегулярно-акцентная ритмика, отсутствие повторяющихся ритмических формул, свободное ритмическое движение, не подчиняющееся такту (Пример 7).

Пример 6

Пример 7

Характерный восходящий мелодический ход на сексту вызывает ассоциации с лирическими песнями. Слого-распев второй строки (на словах: «душа моя») также характерен для протяжных песен.

Третью группу в анализируемой рукописи образуют две благодарственные песни.

№ 14. «К Тебе, Царь неба и земли». Эта

песня, как и предыдущая, пронизана искренней любовью и благодарностью к Господу, надеждой

на Его помощь в преодолении грехов и спасении души. С текстом гармонирует напев, включающий четыре строки «аЬсЬ». В напеве ясно ощу-

тима трехдольность, нарушаемая лишь в окончаниях строки «Ь». Мелодия имеет связь со 2 и 3 строками 7 гласа «нового осмогласия»:

Пример 8

Четвертая группа — назидательные песни отражает духовное состояние людей воцерков-ленных. Отличие от третьей группы создает ясная назидательная направленность, поэтому данные песни мы называем также духовно-поучительными.

№ 16. «К чему скорбеть, о чем крушиться, о чем мне слезы проливать?» — задают вопрос начальные строки песни, и сразу же звучит ответ:

«А нужно Богу лишь молиться, Его на помощь призывать». Дальнейший текст песни показывает силу молитвы, ее душеспасительность для человека в условиях окружающих его невзгод (Пример 9).

В ладовом отношении примечательны, кроме господствующих автентических оборотов, плагальные обороты в строке «а» (1-112-1), отклонение в третью ступень в строках «с», «е».

Пример 9

№ 24. «Суетен будешь». Краткий текст песни поучает о необходимости помнить о скоротечности жизни и бренности материальных житейских благ. Из 4-строчного напева «abcd» приведен только бас в тональности а-то11 с характерным отклонением в третью ступень (С-ёиг) в первой строке.

Пятую группу образуют неканонические молитвословия, обращенные к Богородице (№ 18, 19), к Ангелу-хранителю (№ 20), к Господу (№ 29).

№ 18. «К тебе, о Матерь пресвятая».

Текст содержит мольбу к Заступнице рода человеческого не оставить нас в судный день. В рукописи автор стиха не указан, однако он является почти точным воспроизведением стихотворения Н. В. Гоголя «Покров» [6, с. 415]. Отличия возникают только в трех строках (из разных четверостиший). В кратком двухстрочном напеве «аЬаЬ» ощущается влияние церковной стилистики:

Пример 10

Первая строка совпадает по высоте с тре- совпадающей со знаменной попевкой Огиб-тьей строкой второго гласа «нового осмогласия», ка:

Пример 11

№ 20. «Пресветлый Ангел мой Госпо- ла-хранителя о помощи в трудном житейском день». Данная песня звучит от лица женщины, пути и в день, когда придется за грехи держать мечтающей о райской обители, молящей Анге- ответ перед Творцом:

Пример 12

Четырехстрочный напев поднимается тремя волнами к вершине (<^»), и лишь нисходящая строка возвращает мелодию к среднему регистру. Учитывая это, кульминационная строка «е» звучит в В^иг, возникает эффект ладовой переменности.

Последним духовным песнопением в рукописи под № 30 значится стих «Отец мой, Го -сподь мой, к Тебе я взываю». Автор стиха в рукописи не указан, однако текст представляет собой достаточно точный вариант стихотворения «Молитва русскаго» Федора Богдановича Миллера

(1818-1881) — поэта, переводчика стихотворений Гете, Шиллера, Мицкевича. Основные отличия касаются окончания стихотворения, в том числе — имени царя:

Молю тебя, Господи! —

Нас осеняя Своей благодати щитом, Храни для России Царя Николая И доблестный Царственный Дом. Великий!Твоя да придет Держава,

Молитвы моей не отринь! Твои же и Царство, и Сила, и Слава Пребудут во веки. Аминь.

Молю тебя, Господи! Нас осеняя

Своим благодатным щитом, Храни для России

Царя Александра И весь Августейший их дом. Да царствует долго монарх Православный И многое лето Ему!

Судя по годам жизни Миллера (1818-1881), в его стихе упоминается Николай I (1796-1855). Не ясно, если рукопись создавалась на рубеже Х1Х-ХХ веков, то есть в период царствования Николая II, то почему, нарушая рифму, сохраняется имя Александра? Не ясно и о каком именно царе идет речь: если текст редактировался в 1855-1880 годах, то — об Александре II, если в 1881-1894, то — об Александре III. Как пишет А. Ю. Панфилов, стихотворение Ф. Б. Миллера «Молитва Россиянина» было опубликовано в 1842 году2.

В основе напева — острая и необычная ритмическая формула (Jl.J__.LX остинатно повторяемая:

Пример 13

|<^аиГ г Л у,1ьг Iг

Г^РГ Г'рг грг г- р г,РГ г рг г г т

О-тецъ мой Господь мой тебя я взынза - ю, Бла-дм - ко небес и зем-ли}

'Ч' ГЦ' ''ЛИ"! Г Г,

' Г Г ГРГ ГР'1 Г" Р г" г "г «ГРГ г г^

Я раб твой во прахъ предъ тобой упада - ю, мольбе мо-ей греш-ной внемли.

Шестая группа песнопений включает наиболее удаленные от православного канона песнопения, но сохраняющие с ним связь.

№ 26. «Где цветочек тот прекрасный». Сюжет данного стиха о неотвратимой смерти, видимо, был любим в народе, поскольку в интернете можно

найти несколько текстовых вариантов, но, к сожалению, без указания реального места фиксации и без напевов. Вариант, представленный в рукописи, более краткий, ряд четверостиший отсутствует.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Духовный стих «Где цветочек тот прекрасный» нотирован в g-moll:

Пример 14

\ ш г г- в ш Г ШИ Hj Г j i

Ду- нулъ ве - теръ и не-на - стье, и цвгъ-ток, у - вы за-вялъ

В начале стиха мелодия воспроизводит заключительную строку седьмого гласа «нового осмогласия», аналогичную знаменной попевке Пригласка средняя:

В конце сборника эта же песня приведена без первого четверостишия, но в одноименной тональности — G-dur. Мелодически изменена только вторая строка. За исключением ее, бас подходит к двум вариантам напева.

При явно печальном характере текста, «мажорный» вариант стиха звучит довольно жизнеутверждающе. Возможно, что минорный вариант воспринимался исполнителями как совершенно

другая песнь. В любом случае мы видим уникальный факт изменения ладовой окраски песнопения в одном и том же сборнике.

№ 27. «Что уныло занывает томный глас колоколов». Это — известный духовный стих «Печальный странник», называемый «печер-ским» [2]. Простота напева сочетается с простотой формы, состоящей из двух точно повторяющихся строк «аЬаЬ».

Пример 15

Таким образом, тетрадь представляет собой уникальный образец творческого воплощения поставленного в узкие рамки канона жанра духовных песнопений. Отмечая высокое разнообразие как музыкальной, так и содержательной сторон, мы можем говорить о взаимовлиянии канонических правил церковного пения и ладо-гармонической системы академического музицирования [1, с. 38].

В ряде образцов можно заметить влияние интонационности осмогласного пения. В песне «К Тебе, Царь неба и земли» (№ 14) напев имеет связь со 2 и 3 строками 7 гласа «нового осмогласия». Появляются и формулы, аналогичные по-певкам знаменного распева, однако только тем, которые звучат в «новом осмогласии». Так, в песнях «Спит Сион» (№ 17), «К тебе, о Матерь пресвятая» (№ 18) присутствует попевка Ромца, являющаяся 1 строкой 3 гласа «нового осмогласия». В песне «К тебе, о Матерь пресвятая» (№ 18) звучит также попевка Огибка, являющаяся 3 строкой 2 гласа. В песне «Где цветочек тот прекрасный» (№ 26) присутствует попевка Пригласка средняя, являющаяся заключительной строкой 7 гласа. Появление в духовных песнопениях мелодических оборотов «нового осмогласия» не случайно: именно эти гласы регулярно звучат во всех церквях, они выразительны, просты для исполнения, хорошо запоминаемы.

Все песнопения записаны согласно церковной традиции без тактовых черт: разделение

ведется только на певческие строки. Однако в большинстве образцов тактовый размер ясно ощутим. Появление регулярно-акцентного ритма и, соответственно, четырех- и даже трехдольности, не характерной для церковного пения, может являться результатом влияния силлабо-тонической ритмики духовных песнопений, сформировавшейся в результате взаимодействия с народно-песенным стихосложением. Логическое акцентирование определенных слогов (а вместе с тем и соответствующих им определенных долей в ритмических формулах) может свидетельствовать о влиянии на рассматриваемые образцы песенной лирики, которое также может выражаться и в расширении амбитуса, использовании широких интервалов (восходящей сексты), движения параллельными секстами (№ 30 «Отец мой, Господь мой»). Редко, но все же встречается «ладовая перекраска» напева — наличие двух мелодических вариантов (мажорного и минорного) на один и тот же текст (№ 26 «Где цветочек тот прекрасный»). Все это является свидетельством положительной динамики развития жанра.

Местные жители не могут сказать однозначно, кто является автором рукописи. Мы позволим себе выдвинуть следующую гипотезу.

Поскольку тетрадь была обнаружена в селе Теплово, можно предположить, что рукопись была связана с монахинями Кутузовского Богородицкого скита Серафимо-Дивеевского монастыря, расположенного в муромских лесах в

12 километрах от Теплова. Основание скита приходится на конец XIX века. В 1886 году началось строительство храма, а в 1902 Кутузовская община была преобразована в женский монастырь3.

Почерк в тетради явно женский, песнопения писались аккуратно, неторопливо:

Пример 16

Мы предполагаем, что автор был знаком с каллиграфическим письмом, изучая его по одному из многочисленных руководств того времени. Одним из популярных пособий были «Народные прописи для народных и городских приходских школ А. Брайковскаго»4:

Пример 17

Почерк в тетради, видимо, принадлежит молодой монахине, получившей неплохое образование, разбирающейся в современной для того времени книжной поэзии. Об этом свидетельствуют некоторые рукописные тексты, являющиеся вариантом известных стихотворений, опубликованных во второй половине XIX века. Духовные песнопения нотированы согласно церковной традиции «итальянской» нотописью, что говорит о знакомстве автора с элементарной музыкальной теорией.

В 1930 году Кутузовский монастырь был закрыт, и часть монахинь перебралась в села Ломовка, Теплово и Гремячево. Как указывает М. Копейкина, старожил села Ломовки, находящегося в непосредственной близости от Теплова, «в 30-е годы после разгона Кутузовского монастыря, сюда пришли монахини. Среди них была Молькова Елена Михайловна. Она была регентом. Был дом молитвенный, монашки собирались там. Она вела местный хор, руководила службой на паперти закрытой церкви»5. Местные жи-

тели отзывались о ней, как о знающем регенте, владеющем системой «итальянской» нотописи. До 1937 года ломовским хором руководил местный священник, отец Михаил (Сергеев Михаил Николаевич). Он был сторонником «цифирной» нотной записи, о чем свидетельствует партитура литургических песнопений, выполненная в данной технике. После ареста батюшки ломовский хор продолжал существовать уже под руководством регента Мольковой Елены. Певчие трех сел — Ломовки, Теплова и Гремячева часто общались между собой. Местные жители упоминали также и регента Гремячевского храма Ивлева Ивана Васильевича, который, как и отец Михаил, был сторонником «цифирной» нотной записи. Клирошане пели по цифровым партитурам даже в начале XXI века. Это говорит о том, что регента, владеющего «итальянской» системой нотописи, кроме монахини Елены Мольковой, в 30-е годы в Ломовке просто не было. А поскольку церковные службы, ввиду фактического закрытия храма были прекращены, то обращение к внелитургиче-ским духовным песнопениям, представленным в рукописи, можно считать естественным порывом верующего человека. Кроме того, на странице 63 рукописи есть указание «Елены», что также может служить доказательством причастности монахини Елены Мольковой к рукописи.

Хочется отметить, что наша находка пока единственный случай в практике нижегородских фольклористов, связанный с обнаружением но-тированного сборника духовных песен начала XX века [1, с. 38].

Примечания

1 В настоящее время ведется работа по созданию цифровой копии данной рукописи, которая будет доступна в 8 томе Электронной библиотеки Нижегородского фольклора, посвященном Кулебак-скому району Нижегородской области. Том будет размещен в библиотеке ННГК им. М. И. Глинки.

2 Московитянин, 1842. Ч. 4. № 7. С. 1-2. URL: samlib.ru/p/panfilow j/miller. shtml.

3 URL: https://russian-church.ru/viewpage.php?cat =nizhniynovgorod&page=79.

4 URL: https://vivaldi.nlr.ru/bx000007979/view/? #page=1. Из фондов Российской Национальной Библиотеки.

5 Копейкина М., с. Ломовка, Кулебакского района, 20.02.2021, из личной беседы.

Спискок источников 1. Харлов А. В. Духовные стихи // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2019. № 3 (53). С. 34-39.

2. Как уныло занывает (Печорский духовный стих). URL: https://cancelledrec.bandcamp. com/track/ (дата обращения: 15.09.2021).

3. Триодь нотного пения постная и цветная. СПб.: Синодальная типография, 1899. 162 л.

4. Праздники нотного пения, сиречь нотныя службы на дни двунадесятых, господских и богородичных праздников (неподвижных). СПб.: Синодальная типография, 1899. 106 л.

5. Спит Сион и дремлет злоба. URL: http://anat-kinari.cerkov.ru/2015/04/26/spit-sion-i-dremlet-zloba/ (дата обращения: 15.09.2021).

6. Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений и писем: в 17-ти томах: Т. 6 / сост., подготовка текстов и комментарии И. А. Виноградова, В. А. Воропаева. М.: Изд. Московской Патриархии, 2009. 415 с.

References

1. Kharlov, A. V. (2019), "Spiritual verses", Aktual'nyye problemy vysshego muzykal'nogo obrazovaniya [Actual problems of higher musical education], no. 3 (53), pp. 34-39.

2. Bandcamp (2021), "How sadly he is busy (Pechora spiritual verse)", available at: https:// cancelledrec.bandcamp.com/track/ (Accessed 15 September 2021).

3. The triode of musical singing is lean and colored (1899), Synodal Printing House, Saint-Petersburg, Russia.

4. Holidays of music singing, that is, music services on the days of the twelve, the Lord's and theotokos holidays (motionless) (1899), Synodal Printing House, Saint-Petersburg, Russia.

5. Khram Vladimirskoy ikony Bozhiyey materi s. Anat-Kinyary (2021), "Zion sleeps and malice sleeps", available at: http://anat-kinari. cerkov.ru/2015/04/26/spit-sion-i-dremlet-zloba/ (Accessed 15 September 2021).

6. Gogol, N. V. (2009), Polnoye sobraniye sochineniy ipisem [Complete works and letters], vol. 6, ed. by I. A. Vinogradov, V. A. Voropaeva, ed. Moscow Patriarchate, Moscow, Russia.

Информация об авторе

А. В. Харлов — кандидат искусствоведения

Information about the author

А. V. Kharlov — Candidate of Art History

Статья поступила в редакцию 18.08.2021; одобрена после рецензирования 28.08.2021; принята к публикации 17.09.2021.

The article was submitted 18.08.2021; approved after reviewing 28.08.2021; accepted for publication 17.09.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.