Научная статья на тему 'Особенности координации текста и напева в религиозных песнопениях духоборов Ростовской области'

Особенности координации текста и напева в религиозных песнопениях духоборов Ростовской области Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
209
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОБОРЫ / ДУХОВНЫЕ ПЕСНОПЕНИЯ / ПСАЛМЫ / СТРУКТУРА ТЕКСТА / СТРУКТУРА НАПЕВА / DOUKHOBORS / SPIRITUAL CHANTS / PSALMS / STRUCTURE OF THE TEXT / STRUCTURE OF A TUNE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Зернина Анастасия Владимировна

Рассматриваются особенности музыкально-поэтической композиции малоизученных жанров певческой традиции духоборов. Объектом изучения являются проблемы соотношения в духовных песнопениях духоборов текста и напева, а его предметом принципы координации этих компонентов в одном из жанров религиозного круга «псалме». Цель выявление закономерностей распевания духоборами поэтического текста, для достижения которой была рассмотрена структура поэтического текста и мелострофы напева, установлен характер их соотношения и степень взаимообусловленности. Научная и практическая значимость, а также актуальность определяются новаторским характером, связанным с применением структурного анализа в изучении певческих жанров духоборской традиции. В результате предпринятого анализа установлено, что членение стиха «псалма» вариативно, благодаря чему можно сделать вывод о подчиненности структуры поэтического текста напеву: нормативным для структуры мелострофы во всех псалмах является деление на три построения, опорными в донесении текста являются начальное и заключительное построения, в срединном его членение и распевание свободно варьируется. Можно также полагать, что графическое оформление текста в рукописных тетрадях отражает синтаксическую автономию напева и словесного текста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TEXT AND TUNE COORDINATION IN RELIGIOUS CHANTS OF THE DOUKHOBORS FROM THE ROSTOV REGION

The paper deals with the features of musical poetic composition of the poor-studied genres of the Doukhobors’ singing tradition. The object of study is correlation of the text and tune in the Doukhoborsspiritual chants, and its subject includes the principles of coordination of these components in a «psalm», one of the genres of a religious circle. The goal of this study is to detect laws in the Doukhobors’ singing the poetic text. To reach this goal, the structure of the poetic text and melo-stanzas of a tune are explored, and the character of their correlation and degree of interconditionality are established. The scientific and practical importance and relevance are defined by the innovative character connected with application of the structural analysis in studying singing genres of the Doukhobors’ tradition. As a result of the undertaken analysis it is established that partitioning of a verse of the «psalm» is variable. Thanks to this we have come to a conclusion that the structure of the poetic text is subjected to the tune: division into three constructions is standard for structure of a melo-stanza in all psalms, basic are initial and final constructions in bringing the text; in median construction its partitioning and singing varies freely. We believe that graphic shaping of the text in hand-written notebooks reflects a syntactic autonomy of a tune and the verbal text.

Текст научной работы на тему «Особенности координации текста и напева в религиозных песнопениях духоборов Ростовской области»

УДК 783.6

ББК 85.313

3 58

Зернина А. В.

Аспирант Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова, методист лаборатории народной музыки, e-mail: [email protected]

Особенности координации текста и напева в религиозных песнопениях духоборов Ростовской области

(Рецензирована)

Аннотация:

Рассматриваются особенности музыкально-поэтической композиции малоизученных жанров певческой традиции духоборов. Объектом изучения являются проблемы соотношения в духовных песнопениях духоборов текста и напева, а его предметом - принципы координации этих компонентов в одном из жанров религиозного круга - «псалме». Цель - выявление закономерностей распевания духоборами поэтического текста, для достижения которой была рассмотрена структура поэтического текста и мелостро-фы напева, установлен характер их соотношения и степень взаимообусловленности. Научная и практическая значимость, а также актуальность определяются новаторским характером, связанным с применением структурного анализа в изучении певческих жанров духоборской традиции. В результате предпринятого анализа установлено, что членение стиха «псалма» вариативно, благодаря чему можно сделать вывод о подчиненности структуры поэтического текста напеву: нормативным для структуры мелострофы во всех псалмах является деление на три построения, опорными в донесении текста являются начальное и заключительное построения, в срединном - его членение и распевание свободно варьируется. Можно также полагать, что графическое оформление текста в рукописных тетрадях отражает синтаксическую автономию напева и словесного текста.

Ключевые слова:

Духоборы, духовные песнопения, псалмы, структура текста, структура напева.

Zernina А. V.

Post-graduate student of S. V. Rachmaninov Rostov State Conservatoire, methodologist of Folk Music Laboratory, e-mail: [email protected]

Features of text and tune coordination in religious chants of the Doukhobors from the Rostov region

Abstract:

The paper deals with the features of musical poetic composition of the poor-studied genres of the Doukhobors' singing tradition. The object of study is correlation of the text and tune in the Doukhobors' spiritual chants, and its subject includes the principles of coordination of these components in a «psalm», one of the genres of a religious circle. The goal of this study is to detect laws in the Doukhobors' singing the poetic text. To reach this goal, the structure of the poetic text and melo-stanzas of a tune are explored, and the character of their correlation and degree of interconditionality are established. The scientific and practical importance and

relevance are defined by the innovative character connected with application of the structural analysis in studying singing genres of the Doukhobors' tradition. As a result of the undertaken analysis it is established that partitioning of a verse of the «psalm» is variable. Thanks to this we have come to a conclusion that the structure of the poetic text is subjected to the tune: division into three constructions is standard for structure of a melo-stanza in all psalms, basic are initial and final constructions in bringing the text; in median construction its partitioning and singing varies freely. We believe that graphic shaping of the text in hand-written notebooks reflects a syntactic autonomy of a tune and the verbal text.

Keywords:

Doukhobors, spiritual chants, psalms, structure of the text, structure of a tune.

Певческое наследие духоборов (одна из групп русских духовных христиан, сложившаяся в XVIII веке) Целинского района Ростовской области представляет специфический пласт религиозной культуры. Духовные песнопения представлены молитвами, псалмами, стихами и духовными песнями («стишками»). Особое значение в устной традиции приобрел жанр «псалма», занимающий до настоящего времени центральное место в религиозном обряде «поклонения» [1]. Такое положение религиозных песнопений характерно и для других этноконфессиональ-ных групп [2] Объектом исследования стали проблемы соотношения в духовных песнопениях духоборов текста и напева, а его предметом - принципы координации текста и напева в псалмах [3]. Цель - выявление закономерностей распевания духоборами поэтического текста. Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть структуру поэтического текста и мелострофы напева, установить характер их соотношения и степень взаимообусловленности. Материалом исследования послужили аудио- и видеозаписи из архива Лаборатории народной музыки (экспедиции 2012-2014 гг. в Целинский район Ростовской обл. в составе Т. С. Ру-диченко и А. В. Зерниной) и личного архива В. В. Кучина (1970-1980 гг. XX в.).

К псалмам, помимо собственно псалмов Давида (пс. 26, 63, 90 и др.), духоборы относят и другие тексты Ветхого Завета и Нового Завета (Пророка Иеремии, гл. 29; Исход, гл. 20; Второй кни-

ги Паралипоменона, гл. 36; Евангелия: от Луки, гл. 2; от Матфея гл. 2, 5, 23, 25, 28; Посланий апостолов: Послания Иакова, гл. 2; Первого послания Иоанна, гл. 4) [4].

Тексты из Псалтыри и некоторых других канонических книг изложены свободным стихом, определяемым термином «молитвословный». К. Ф. Тарановский дает следующее его определение: «Молитвословный стих - это свободный несиллабический стих целого ряда церковных молитв и славословий, обнаруживающий четкую ритмическую структуру в акафистах» [5]. Именно такую форму организации наблюдаем в текстах духобор-ских псалмов, что заметно при ознакомлении с их изложением в «певческих тетрадях» [6], где тексты некоторых псалмов членятся носителями традиции свободно, как, например, в псалме о десяти заповедях «Аз есмь Господь Бог твой» в записи Л. Г. Воробьевой (Воробьева (Рыбина) Лукерья Григорьевна 1939 г. р., хут. Петровка Целинского р-на Ростовской обл.):

9-я заповедь: Не поноси на брата и ближнего твоего свидетельства ложного.

Можно предположить, что особенности членения обусловлены копированием переписчиком текста без учета его музыкального воплощения, или отсутствием стремления к соответствующей музыкально-поэтической форме его графической передачи. Однако прием переноса - анжамбемана [7] - характерен не только для читаемого текста, но и для поющегося. Напевы псалмов представляют со-

бой распевы так называемой сукцессивной формы (от лат. 5,иссе5,5,г'уш' - последующий, последовательный, постепенный, следующий шаг за шагом) [8]. Распев строфоида именуется у духоборов «взводом» [9], соотносимым нами с мелострофой. Каждый «взвод» отделяется сольным пропевани-ем начального слова или словосочетания. Структурное выделение запева не является обязательным (псалмы «Воскреснет Бог», «Помолитеся ко мне, я послушаю Вас»).

Композиция «взвода» зависит от уровня распетости текста. Особенностью изучаемого жанра является гипертрофированное продление слогов, вокализация, поддерживаемая цепочкой гласных (шоссолалиями), что как бы переводит поющего в другое временное измерение (из реального в вечное).

«Хоровой подхват» складывается из двух-трех построений, которые, в свою очередь, состоят из попевок, образующихся на основе ладовых ячеек ангеми-тонного строения (£-Ъ-с-с1; g-c-d-e). Как пишет Т. С. Рудиченко, «...каждый слог широко распет особой попевкой, складывающейся из более мелких орнаментальных фигур» [10]. Несмотря на повторяющиеся от одного к другому псалму схожие мелодические обороты, распеваются они по-разному. Таким образом, каждый пса-

почки попевок, следующих друг за другом, в различной последовательности, как в простом, так и более развернутом варианте. В срединном построении амбитус напева расширяется, благодаря скачкам с Ъ шgesJ\ и аз], что не обусловлено произносимым текстом, а, по-видимому, является

лом имеет собственное мелодическое воплощение и индивидуальный распев.

Нами выявлены три вида мело-строфы: 1. А(авс)А1(авс); 2. аА(ав)А(ав); 3. аА(авс)А1(авс) В каждой структуре достаточно ясно выражено членение на три построения (сравнимые с разделами и имеющие каждый свою функцию): начальное, срединное (наиболее развитое и варьируемое в масштабных по распеву псалмах или равное заключительному) и заключительное. При этом соотношение текста и напева в представленных образцах неодинаково. В двух - «Аз есмь Господь Бог твой», «Услышь, Боже наш глас» - раздел хорового подхвата повторяется с продолжением текста. В псалме «Воскреснет Бог, вознесется рука его до небес», где нет структурно выделенного запева, напев, состоящий из трех построений, включающих от двух до четырех попевок - А(авс)А1(авс) - повторяется от начала. Его мелострофа наиболее распетая.

Функции мелодических построений не совпадают с делением текста на смысловые отрезки (колоны). Таким образом, при исполнении двух взводов было спето шесть колонов (по три в каждом), в то время как колоны со строением напева соотнесены непропорционально:

В псалме «Услышь Боже наш глас» мелострофа состоит из аА(ав)А(ав), в которой вторая попевка начального построения сходна с попевками срединного и заключительного. Слова, по большей части, произносятся в начальном и заключительном разделах:

Начальное построение Срединное построение Заключительное построение

1. Воскреснет Бог, вознесется рука Его

[Д]о небес; судья [к судьям] грядут;

2. Как солнушка праведная, с васточно[й] сто... стороны

Идут души праведнаи, идут спаса... [спасающие];

Каждое построение состоит из це- особенностью мелодики попевки.

На две достаточно широко распетые более плавная, первые две попевки в раз-мелострофы псалма приходится неполный деле а(А) образуют секвенцию,

текст одного стиха псалма 63. Как и в нале- Другой вид структуры строфы

ве «Воскреснет Бог», здесь есть широкие в псалме «Аз есмь Господь Бог твой»

скачки на мб'Г, однако мелодическая линия (аАА^:

Начальное построение Срединное построение Заключительное построение

1. И-(е), услы... е-е-е, ...ышъ, Боже, наш гла...

а-а-а, ...ас мои,

2. Е-ой, когда о-о-о, молимся к тебе:

am стаху вра... [вра]жьева

Начальное построение Срединное построение Заключительное построение

1. Аз(ы) е... есь Господь Бог твой, Бог твой, Бог твой.

2. Да не бу[дет] Кроме тебе и других [их] Богов, кроме меня.

Одной мелострофе здесь соответствует один стих текста Псалтыри. Для расширения стиха используется повторение ключевого семантически нагруженного словосочетания Бог твой. Текст равномерно распределен по разделам структуры, а раздел А, состоящий из двух по-певок, полностью повторяется.

Необходимо подчеркнуть также, что на структуру псалма, произнесение слов и мелодику влияет фактура. Основную партию ведут в октаву мужские и женские голоса, а одна из исполнительниц верхнего голоса (часто, она же и запевала) орнаментирует напев, опевая его остов, добавляя ритмические дробления, а также по-

вторяя слоги уже пропетых слов.

В результате предпринятого анализа установлено, что членение стиха «псалма» вариативно, благодаря чему можно сделать вывод о подчиненности структуры поэтического текста напеву. Нормативным для структуры мелострофы во всех псалмах является деление на три построения. Опорными в донесении текста являются начальное и заключительное построения; в срединном - его членение и распевание свободно варьируется. Можно также полагать, что графическое оформление текста в рукописных тетрадях отражает своеобразную синтаксическую автономию напева и словесного текста.

Примечания:

1. Об обряде «поклонения» в Целинском районе Ростовской обл. См.: Зернина A.B. Современное состояние традиционной культуры духоборов (по материалам экспедиций в Целинский район Ростовской области) // Южно-Российский музыкальный альманах. 2013л 1 (12). С. 7-12.

2. Шишкина Е.М. Содержание и роль духовных песнопений / Geistliche Lieder в современной музыкальной культуре волжских немцев // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. 2009. Вып. 4 (52). С. 260-268.

3. Духовные песнопения рассматриваются также в работах Т.С. Рудиченко и К. Пи-кока (Рудиченко Т.С. «Псалмы» как жанр духоборской традиции // Отечественная

культура XX века и духовная музыка: тез. докл. Всесоюз. науч.-практ. конф. Ростов н/Д: РГМПИ, 1990. С. 100-102; Peacock Kenneth. Songs of the Doukhobors: An Introductory Outline. Ottawa: National Museum of Man, 1970. 167 p.).

4. На это в свое время обратили внимание многие исследователи духоборческой традиции: Новицкий О.М. Духоборцы. Их история и вероучение. 2-е изд., передел, и доп. Киев: в унив. тип. (И. Завадского), 1882. 282 е.; Животная книга духоборцев. Записал и собрал Владимир Бонч-Бруевич // Материалы к истории и изучению русского сектантства и раскола. СПб.: Типография Б.М. Вольфа, 1909. Вып. 2. 327 е.; Черткова А.К Что поют русские сектанты. Б м.: М.П. Юргенсон, 1910. Вып. 1. С. 3-26; Рудиченко Т.С. Указ. соч.; Абрамова Т.Н. «Животная книга духоборцев» и проблемы народного христианства // Христианство и христианская культура в степном Предкавказье и на Северном Кавказе: сб. науч. ст. Ростов н/Д: Изд-во РГК им. С.В. Рахманинова, 2000. С. 145-153; Никитина С.Е. Библейские сюжеты у духоборцев // Живая старина. 2002. № 3. С. 12-14.

5. Тарановский К.Ф. О поэзии и поэтике. М.: Яз. рус. культуры, 2000. С. 257.

6. Зернина А.В. Динамика репертуара духовных песнопений целинских духоборов // Проблемы музыкальной науки. 2013. № 2 (13). С. 74-78.

7. Епишкин Н.И. Исторический словарь галлицизмов русского языка. М.: Словарное издательство ЭТС, 2010. 5140 с. URL: http://www.ets.ru/pg/img/gall_dict_inro.pdf

8. Сукцессия // Словарь иностранных слов. М.: Эксмо-Пресс, 2006. 669 с.

9. Строфоид // Российский гуманитарный энциклопедический словарь: в 3 т. М.: ВЛАДОС: Филол. фак. СПбГУ, 2002. Т. 3. П-Я. 704 с. URL: https://slovari.yandex.ru/ Тайга/Гуманитарный%20словарь/Строфоид/; «взвод» - мелодическая строфа, которой соответствует, как правило, один стих поэтического текста.

10. Рудиченко Т.С. «Псалмы» как жанр духоборской традиции // Отечественная культура XX века и духовная музыка: тез. докл. Всесоюз. науч.-практ. конф. Ростов н/Д: РГМПИ, 1990. С. 100-102.

References:

1. On the ceremony of «worshipping» in Tselinsky district of Rostov region. See: Zernina A. V. The current state of the traditional culture of the Doukhobors (based on expeditions to Tselinsky district of Rostov region) // The South-Russian musical almanac. 2013. No. 1 (12). P. 7-12.

2. Shishkina E.M. The content and the role of spiritual chants / Geistliche Lieder in modern musical culture of the Volga Germans // Bulletin of Adyghe State University. Ser. Philology and the Arts. 2009. Issue 4 (52). P. 260-268.

3. The spiritual chants are also considered in the works of T.S. Rudichenko and K. Peacock (Rudichenko T.S. «Psalms» as a genre of Dukhobor tradition // Russian culture of the XX century and religious music: theses of reports of all-Russia scient. and pract. conf. Rostov-on-Don: RGMPI, 1990. P. 100-102; Peacock Kenneth. Songs of the Doukhobors: An Introductory Outline. Ottawa: National Museum of Man, 1970. 167 pp.).

4. Many researchers of the Dukhobor tradition drew attention to it at their time: Novitsky O.M. The Doukhobors. Their history and doctrine. The 2nd ed., revised and enlarged. Kiev: Univ. typography of I. Zavadsky, 1882. 282 pp.; The Doukhobors' book of life. Recorded and collected by Vladimir Bonch-Bruevich // Materials on the history and study of the Russian sectarianism and division. SPb.: B.M. Typography of B.M. Wolf, 1909. Issue 2. 327 pp.; Chertkova A.K. What the Russian sectarians sing. В т.: М.Р.

Jurgenson, 1910. Issue 1. P. 3-26; Rudichenko T.S. The mentioned works; Abramova T.N. «The Doukhobors' book of life» and problems of national Christianity // Christianity and Christian culture in the steppe Ciscaucasia and the North Caucasus: coll. of scientific art. Rostov-on-Don. Publishing house of RGK of S.V. Rakhmaninov, 2000, P. 145-153; Nikitina S.E. Biblical stories of the Doukhobors // Living antiquity. 2002. No. 3. P. 12-14.

5. Taranovsky K.F. On poetry and poetics. M.: Yaz. Rus. kultury, 2000. 257 pp.

6. Zernina A.V. The Dynamics of the Repertoire of Sacred Chants of the Dukhobors from the Tselinsky District // Problems of musical science. 2013. No. 2 (13). P. 74-78.

7. Epishkin N.I. Historical Dictionary of Gallicisms of the Russian language. M.: ETS publishing house, 2010. 5140 pp. URL: http://www.ets.ru/pg/img/gall_dict_inro.pdf

8. Succession // Dictionary of foreign words. M.: Eksmo-Press, 2006. 669 pp.

9. Strophoid // Russian Humanitarian encyclopedia: in 3 v. M.: VLADOS: filol. factor. St. Petersburg State University, 2002. V. 3. P-I. 704. URL: https://slovari.yandex.ru/ TaHra/ryMaHHTapHMH%20cnoBapb/CTpo4>OH,zj/; «Platoon» - a melodic stanza, which corresponds, as a rule, one verse of the poetic text.

10. Rudichenko T.S. «Psalms» as a genre of Dukhobors' traditions // Russian culture of the XX century and religious music: theses of reports of All-Union scient. and pract. conf. Rostov-on-Don: RGMPI, 1990, P. 100-102.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.