Научная статья на тему 'Нотные рукописи нижнетагильского Скорбященского монастыря'

Нотные рукописи нижнетагильского Скорбященского монастыря Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
67
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
описание рукописных книг / музыкальные рукописи / нижнетагильский Скорбященский женский монастырь / епископ Лев (Черепанов) / регент Александра Егорова / description of handwritten books / musical liturgical manuscripts of the 20th century / Nizhny Tagil Skorbyashchensky Convent / Bishop Lev (Cherepanov) / convent choirmaster Alexandra Egorova

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Полетаева Елена Альбертовна

Статья продолжает ряд публикаций научных описаний рукописных книг библиотеки Екатеринбургской духовной семинарии и посвящена изучению 3 музыкальных сборников начала XX в. Согласно штампам, имеющимся на рукописных партитурах, ноты в разное время принадлежали женскому монастырю в честь иконы «Всех скорбящих Радосте» и Казанскому собору Нижнего Тагила. В публикации представлено полное научное описание рукописных партитур, составленных в период с 1903 по 1920 гг. регентом нижнетагильского Скорбященского монастыря, рясофорной послушницей Александрой Егоровой и др. После закрытия монастырских церквей в 1923 г. музыкальные сборники оказались в библиотеке еп. Льва (Черепанова). Эти рукописи были собственноручно дополнены владыкой Львом партитурами богослужебных песнопений, написанными им в Нижнем Тагиле (1919, 1923, 1932 гг.) и Алма-Ате (1928 г.). Изучение состава рукописных партитур дает представление о репертуаре обиходного церковного пения Скорбященского монастыря, церквей Нижнего Тагила, Алма-Аты, исполнительских возможностях хоров и предпочтениях в выборе музыкального материала в первой трети XX в. Большую ценность в рукописях представляют краткие заметки, сделанные составителями партитур после переписанного ими нотного песнопения. Кроме имени переписчика, они, как правило, содержат указания места и даты составления партитуры, иногда в них можно обнаружить интересные наблюдения за состоянием природы, фиксацию событий церковного календаря, отражение настроения писавшего. Все записи уникальны, придают рукописям дневниковый характер, оказываются дополнительным источником к биографиям составителей нот, раскрывают историю повседневности, культуру провинциального быта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Musical Manuscripts of the Nizhny Tagil Convent in Honor of the Icon of the Mother of God «All the Sorrowful Joy»

The article continues a series of publications of the scientific descriptions of handwritten books from the library of the Ekaterinburg Theological Seminary and is devoted to the study of 3 music collections of the early 20th century. According to the stamps available on the handwritten scores, the notes at different times belonged to the Skorbyashchensky Convent in honor of the icon of «All the Sorrowful Joy» and to the Cathedral of Kazan Icon of Our Lady in Nizhny Tagil. The publication presents a complete scientific description of the handwritten scores composed in the period from 1903 to 1920 by Regent of the Nizhny Tagil convent, the ryasophore novice Alexandra Egorova, and others. After the closure of the Convent churches in 1923, the music collections ended up in the library of Bishop Lev (Cherepanov). Vladyka Lev complemented the manuscripts with his own scores of liturgical hymns, when staying in Nizhny Tagil (1919, 1923, 1932) and Alma-Ata (1928).The study of the composition of handwritten scores gives an idea of the repertoire of everyday church singing in the Skorbyashchensky convent, in churches of Nizhny Tagil and Alma-Ata, as well as of the performing capabilities of choirs and preferences in the choice of musical material in the first third of the 20th century. Of great value are the brief notes in the manuscripts made by the compilers of the scores after they transcribed the musical chants. In addition to the name of the scribe, the notes usually contain indications of the place and date of the score, and sometimes — interesting observations of the state of nature, and fixing the events of the church calendar, as well as reflecting the mood of the writer. All the entries are absolutely unique, that gives the manuscripts a diary character, and provides an additional source to the biographies of the compilers of the notes, revealing the history of everyday life and the provincial culture.

Текст научной работы на тему «Нотные рукописи нижнетагильского Скорбященского монастыря»

ВЕСТНИК Екатеринбургской духовной семинарии. 2021. № 36. 131-152

УДК 091.5:783.2

Б01: 10.24412/2224-5391-2021-36-131-152

Е. А. Полетаева

нотные рукописи нижнетагильского скорбященского монастыря

Аннотация. Статья продолжает ряд публикаций научных описаний рукописных книг библиотеки Екатеринбургской духовной семинарии и посвящена изучению 3 музыкальных сборников начала XX в. Согласно штампам, имеющимся на рукописных партитурах, ноты в разное время принадлежали женскому монастырю в честь иконы «Всех скорбящих Радосте» и Казанскому собору Нижнего Тагила. В публикации представлено полное научное описание рукописных партитур, составленных в период с 1903 по 1920 гг. регентом нижнетагильского Скорбященского монастыря, рясофорной послушницей Александрой Егоровой и др. После закрытия монастырских церквей в 1923 г. музыкальные сборники оказались в библиотеке еп. Льва (Черепанова). Эти рукописи были собственноручно дополнены владыкой Львом партитурами богослужебных песнопений, написанными им в Нижнем Тагиле (1919, 1923, 1932 гг.) и Алма-Ате (1928 г.). Изучение состава рукописных партитур дает представление о репертуаре обиходного церковного пения Скорбященского монастыря, церквей Нижнего Тагила, Алма-Аты, исполнительских возможностях хоров и предпочтениях в выборе музыкального материала в первой трети XX в. Большую ценность в рукописях представляют краткие заметки, сделанные составителями партитур после переписанного ими нотного песнопения. Кроме имени переписчика, они, как правило, содержат указания места и даты составления партитуры, иногда в них можно обнаружить интересные наблюдения за состоянием природы, фиксацию событий церковного календаря, отражение настроения писавшего. Все записи уникальны, придают рукописям дневниковый характер, оказываются дополнительным источником к биографиям составителей нот, раскрывают историю повседневности, культуру провинциального быта.

Ключевые слова: описание рукописных книг, музыкальные рукописи, нижнетагильский Скорбященский женский монастырь, епископ Лев (Черепанов), регент Александра Егорова.

© Е. А. Полетаева, 2021

131

Цитирование. Полетаева Е. А. Нотные рукописи нижнетагильского Скорбя-щенского монастыря // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2021. № 36. С. 131-152. DOI: 10.24412/2224-5391-2021-36-131-152

Сведения об авторе. Полетаева Елена Альбертовна — кандидат филологических наук, научный сотрудник отдела научно-исследовательской работы Центральной научной библиотеки УрО РАН (Россия, г. Екатеринбург). E-mail: helenpolet@mail.ru

Поступила в редакцию 17.08.2021 Принята к публикации 11.11.2021

Начало изучения музыкальных рукописей в составе собрания редких книг библиотеки Екатеринбургской православной духовной семинарии (далее — ЕДС) было положено обзорной статьей прот. Петра Мангилёва и С. Ю. Акишина1. Настоящая работа продолжает ряд публикаций с научным описанием рукописных книг библиотеки ЕДС2 и посвящена изучению 3 музыкальных сборников первой трети XX в. 2 партитуры имеют ярлыки с надписанными самоназваниями: «Всенощная служба Н.-Т. Скорбя[щенского] мон[астыря]»3 (ЕДС, рукопись (далее — РК) № 43200; ил. 1) и «Партитура. Милость мира. Архиер [ейская]»4 (ЕДС РК № 43215). 3-я рукопись (ЕДС РК № 43216), не имеющая самоназвания, на внутренней верхней крышке переплета подписана простым карандашом почерком 2-й половины XX в.: «Христос раждается — Аллема[нова]; в конце [Христос раждается] — Веделя; Отверзу уста — Курскаго; ирмосы Крещения; «Царю Небесный» Соломина, Лирина; Канон Пасхи Старорусс[кого]». На основании имеющихся в нотных рукописях штампов, можно полагать, книги до революции принадлежали женскому монастырю в честь иконы «Всех скорбящих Радосте», а в советское время Казанскому собору Нижнего Тагила. Согласно записям, партитуры были составлены в период с 1903 по 1920 гг. регентом Скор-бященского монастыря Александрой Егоровой и дополнены в 1919, 1923, 1928

1 Акишин С. Ю., Мангилёв П. И., прот. Музыкальные рукописи в собрании редких книг библиотеки Екатеринбургской духовной семинарии // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2012. № 1. С. 185-206. К тому же имеет место дипломная работа студента ЕДС К. П. Папушева (выпускник 2009 г.) — «Источники по истории изучения традиций церковного многоголосного пения Екатеринбургской епархии конца XIX — середины XX века» (ЕДС № 46916), в которой музыкальные сборники были привлечены в целях исследования репертуара многоголосного духовного пения в церковных хорах Екатеринбургской епархии.

2 См. последнюю публикацию описаний рукописного собрания ЕДС: Мангилёв П. И., прот., Полетаева Е. А. Описание рукописных книг библиотеки Екатеринбургской духовной семинарии (Часть 6-я) // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2020. № 4 (32). С. 263-286.

3 Самоназвание рукописи, подписанное на ярлыке, приклеенном в центре обложки рукописи.

4 Самоназвание рукописи на ярлыке, приклеенном на обложку партитуры.

и 1932 гг. владыкой Львом (Черепановым) — епископом Нижнетагильским (1923 г.), Алма-Атинским и Туркестанским (1927-1929 гг.). Небольшая часть музыкальных произведений подписаны в 1908 г. Лазаренко и Башкировым5.

Известно, что женский монастырь в честь иконы «Всех скорбящих Радос-те» был учрежден в 1904 г. на основе уже существовавшей с 1883 г. богадельни (а с 1902 г. — женской общины)6. С начала 1897 г. при богадельне была открыта женская церковная школа грамоты, где в числе других школьных предметов крестьянских девочек обучали церковному пению по нотам. После окончания школы выпускницы могли свободно переписывать партитуры и петь по ним на богослужениях в 3-4 голоса. Монастырский хор был одним из лучших в Нижнетагильском заводе и принимал участие в важных событиях, в т. ч. и в архиерейских богослужениях. В «Послужном списке сестер Скорбященскаго женскаго монастыря за 1908 и 1913 гг.» указаны фамилии 32 певчих, и многие из них прошли курс обучения музыке при монастыре. «Во все воскресенья, праздничные и царские дни совершаются Всенощное бдение и Литургия, на каковых богослужениях присутствуют все сестры. Пение исполняется самими сестрами; хор общин-ский пользуется известностию в Тагиле, и его приглашают часто при погребении умерших и при отправлении богослужения в храмах. Напевы употребляются по преимуществу Турчанинова, Архангельскаго и знаменнаго распева.. .»7.

Рукописи Скорбященского монастыря представляют собой переплетенные нотные тетради, с переписанными с 1903 по 1932 гг. партитурами для четырех- и трехголосного церковного пения. Самый ранний автограф датируется 1903 г.: «1903 года 29 нояб[ря]. Писала греш[ная] Шура Егорова»8.

В партитуре ЕДС РК № 43216, состоящей главным образом из ирмосов на двунадесятые праздники, пасхальных и обиходных песнопений, музыкальные произведения «Отче нашъ Моцарта» (так!), «Христосъ раждается» А. Л. Веделя и «Святый Боже» А. Васильева составлены, согласно записи, неким Лазаренко «в Екатеринбурге 16 декабря 1908 г.»9. После «Пасхальных часов», в которых, по

5 В подписях музыкантов отсутствуют инициалы. Возможно, составителями партитур были Иван Федорович Башкиров (Нижний Тагил) и Роман Владимирович Лазаренко (Екатеринбург),

06 этом см. далее.

6 Павловский С. Г. Нижнетагильский Скорбященский женский монастырь // Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1905. № 10. Отд. неоф. С. 305-320; Нечаева М. Ю. Первые тагильские монахини Мария Навзорова, Феозва Крузе, Татьяна Деева // Нижний Тагил в лицах. Общественные делатели Тагила XIX — начала XX веков. Пособие по историческому краеведению. Нижний Тагил, 1998. С. 67.

7 Павловский С. Г. Нижнетагильский Скорбященский женский монастырь. № 11. С. 355.

8 ЕДС РК № 43215. Л. 3.

9 По всей видимости, им был Роман Владимирович Лазаренко — учитель церковного пения, регент и руководитель хора архиерейских певчих (1904-1910 гг.), проживавший в начале XX в. в Екатеринбурге. См.: Беляев С. Е. Имена в истории музыкальной культуры старого Урала:

всей вероятности, отразилась местная певческая традиция, писцовым почерком подписано: «1909 года 23 числа (без указания месяца). Писала в день своего Ангела»10 (ил. 2). Эта запись была сделана, на наш взгляд, А. Егоровой. На это указывает не только оригинальный почерк с заостренными линиями, идентичный подписям А. Егоровой на других партитурах. Так, согласно церковному календарю, на 23 апреля выпадает память римской царицы мц. Александры, имя которой носила регент монастырского хора, рясофорная послушница А. Егорова. В этой рукописи ею же составлены партитуры «Канон Пасхи [В. Ф.] Старорусского», «Ангел вопияше» Ф. Ф. Макарова в разных тональностях к 2 катавасиям: «Све-тися» того же автора и «О, Божественного и любезного...» свящ. В. Ф. Старорусского, тропарь Пасхи — «Христосъ воскресе», в самоназвании обозначенный как «Мазурка»11, концерт «Радуйтеся людие». По архивным документам известно, что А. Егорова, 1889 года рождения, происходила из крестьян Верхне-Салдинского завода Верхотурского уезда Пермской губернии. 25 марта 1896 г. в возрасте 7 лет она поступила в Нижнетагильскую богадельню, где обучалась в церковно-при-ходской школе. После окончания школы Александра несла регентское послушание в монастыре. В архиве нижнетагильского Скорбященского женского мона-стыря12 находятся 2 фотографии регента А. Егоровой. На одной из них размером 4,5x10,5 см изображена рясофорная послушница в светлом апостольнике с четками в руках (ил. 4). На обороте фотографии имеется дарственная запись: «На добрую память дорогой Поле отъ недостойной Александры Егоровой. Снималась 14-го февраля 1905-го. Я была 17 летъ». На другом снимке13 Александра Егорова сфотографирована с двумя дамами; на обороте снимка ее же рукою сделана надпись: «На молитвенную память моей сотруднице, сестре Верусе. Старайся, пой Богу разумно!». Самая поздняя запись Александры Егоровой в исследуемых нами музыкальных рукописях датируется 1920 г.

В сборник ЕДС РК № 43215 вошли следующие партитуры, составленные регентом А. Егоровой:

• «Единородный Сыне» П. И. Чайковского (1910 г.), М. М. Ипполитова-Иванова и П. Г. Григорьева;

Библиографический словарь. Екатеринбург, 2016. С. 54-55.

10 ЕДС РК № 43216. Л. 32 об.

11 В современных названиях — «Елочка».

12 Благодарю заведующую архивом Скорбященского монастыря В. А. Чемезову за предоставленные для данной публикации фотографии еп. Льва (Черепанова) и А. Егоровой, а также за некоторые биографические данные о рясофорной послушнице и регенте А. Егоровой, опубликованные в издании: Чемезова В. А. Плоды шиповника (документальное исследование). Нижний Тагил, 2016. С. 268.

13 Фото выполнено в формате кабинет-портрета в салоне Павла Георгиевича Никулина в Нижнем Тагиле.

• «Иже Херувимы» А. А. Алябьева (29.11.1903)14, Д. С. Бортнянского № 3, еп. Гавриила (1910)15;

• «Отца и Сына» без указания автора;

• «Тебе поем» А. И. Рожнова и Ф. Степанова;

• «Милость мира» № 1 А. А. Архангельского (1908), С. А. Дегтярева16, Бурцева, Лазарева17 (28.09.1909), [В. Т.] Соколова (18.12.1910) и «Архиерейская» без указания автора;

• концерты «Преславная днесь» на Пятидесятницу С. А. Дегтярева (12.12.1908) и Стихира на Троицу (Нач.: «Во пророцех возвестил еси...»), 14 псалом на муз. Д. С. Бортнянского (Нач.: «Господи, кто обитаетъ въ жи[лище] Твоемъ?») (18.11.1908), «Кондак Акафиста Казанской Божией Матери» В. Фатеева, «Отче наш» № 5 А. Кастальского, А. А. Алябьева (1910), В. Г. Завадского18;

• из песнопений Всенощного бдения — «Блажен муж» и «Свете тихий» без указания автора, «Ныне отпущаеши» П. Г. Григорьева (1908), «Малое Славословие» и «Хвалите Имя Господне» М. М Ипполитова-Иванова, Маучинского и [Л. Д.] Малашкина19;

• из праздничных песнопений — «С нами Бог» (из Великого повечерия), «Душе моя» прот. Михаила Виноградова (из Триодного цикла);

• 3 произведения «Плотию уснув» [А.] Лебедева, «Христос воскресе по-гречески» и концерт Д. С. Бортнянского «Кто обитает в жилище Твоем», переписанный А. Егоровой не до конца, а со слов «творяй сия не подвижится во вЪкъ» дописан владыкой Львом (Черепановым).

Три произведения сборника ЕДС РК № 43215 (одноголосный «Предначи-нательный» псалом, «Достойно есть» и «Отче наш» П. И. Чайковского), согласно записи, переписаны 15 октября 1908 г. Башкировым20.

Эта партитура примечательна и записью А. Егоровой, где регент сообщает о своей поездке в г. Верхотурье: «Пис[ала] Ал[ександра] Егорова 18 д[ня] XI. 1908 года

14 Здесь и далее в скобках указана дата составления партитуры, если таковая имелась.

15 Писала А. Егорова «изъ Верхотур[ских] нот», см.: ЕДС РК № 43215. Л. 58 об.

16 Возможно, переписано с издания: Дегтярев С. А. Милость мира: для смеш. хора. СПб., 1900.

17 [?]Бурцев и [?] Лазарев - авторы «Милости мира» в сборнике ЕДС № 43215, инициалы музыкантов в ркп не указаны.

18 Завадский Василий Григорьевич — дирижер, регент церковного хора в Одессе, преподаватель пения, композитор (60-е гг. XIX в. — 30-е гг. XX в.).

19 Малашкин Леонид Дмитриевич (1842-1902), композитор.

20 В ркп ЕДС № 43215 на л. 53 об. имеется запись: «Башкировъ. 15^ 1908». Мы предполагаем, что эти ноты были составлены музыкантом-любителем Иваном Федоровичем Башкировым, чертежником Нижнетагильского завода, участником заводского духового оркестра (ГАСО. Ф. 643. Оп. 2. Д. 2335. Л. 2, 3), см.: Манджора Б. Г. Страницы из музыкального прошлого Нижнего Тагила // Из музыкального прошлого: сб. очерков / ред.-сост. Б. С. Штейнпресс. М., 1965. Т. 2. С. 133.

накануне отъезда въ г. Верхотурье»21. По сохранившимся документам известно, что А. Егорова, «качеств очень хороших, к послушанию способна и усердна», была облачена в рясофор в 1908 г.22 Возможно, что ее постриг был совершен в Верхотурском Покровском женском монастыре, где Александра, предположительно, находилась около двух лет. Согласно записям, в Верхотурье ею были составлены некоторые партитуры, в частности в 1910 г. «из Верхотурских нот» была переписана «Херувимская» еп. Гавриила23. Не исключено, что составленные ее рукой «Милость мира» (поздним почерком подписанная карандашом «Архиерейская») и «Верую Преосвященного», также могли принадлежать к сочинениям архипастыря Гавриила.

В Скорбященском монастыре был построен24 и освящен 6 августа 1913 г. Вознесенский храм. Одна из рукописей «Всенощная служба. Партитура Н. Т. Скорбя[щенскаго] мон[астыря]» (ЕДС РК № 43200), согласно записи, «переплетена 1 февраля 1913 г.» — в год освящения собора25. Известно также, что в этом году сын прот. Всеволода Черепанова о. Леонид (1888-1937) подает прошение в Пермскую духовную консисторию о переводе его в Скорбященскую обитель, где 10 лет прослужил его отец. В сентябре 1914 г. свящ. Леонид переводится из Никольской церкви (г. Пермь) в монастырь «Всех скорбящих Радосте» на место служения своего отца прот. Всеволода, назначенного к тому времени настоятелем Введенской церкви Тагильского завода. В 1918 г. умирает жена отца Леонида — Александра Ивановна. Во время церковных нестроений и наступления обновленчества на Урале на епископском совете Нижнего Тагила, состоявшемся 19 декабря 1922 г., соборным решением иерей Леонид был выбран епископом Нижнетагильским. 7 февраля (25 января по ст. стилю) 1923 г. в Уфе священник Леонид Черепанов принимает постриг с именем Лев, а на следующий день был хиротонисан в епископа Нижнетагильского26.

21 РК ЕДС № 43215. Л. 58 об.

22 См.: ГАСО. Ф. 603. Оп. 1. Д. 681. Л. 202 об. - 203 (1907 г.); Д. 688. Л. 215 об. - 216 (1908 г.); Д. 719. Л. 327 об. - 327 (1912 г.); Д. 731. Л. 337 об. - 338 (1913 г.). Выражаю признательность М. Ю. Нечаевой за указание архивных источников, в которых сохранились сведения о рясофорной послушнице и регенте Скорбященского монастыря А. Егоровой.

23 По-видимому, Гавриил (Чепур; 1874-1933), архиепископ Русской Православной Церкви Заграницей, кандидат богословия, знаток церковного Устава, автор ряда церковных песнопений. С 1910 г. Гавриил — епископ Измаильский, 2-й викарий Кишиневской епархии, в 1918 г. Патриархом Тихоном назначен на Челябинскую и Троицкую кафедру, куда в условиях гражданской войны он так и не смог добраться.

24 «26 мая 1905 г., в праздник Вознесения Господня состоялось официальное открытие монастыря <...> После богослужения владыкой Владимиром ((Соколовским), еп. Екатеринбургским (1903-1910). — Е. П.) была совершена закладка нового монастырского храма в честь Вознесения Господня». См.: Время подвига: исторические портреты: архиепископ Макарий (Звездов), епископ Лев (Черепанов), прот. Всеволод Черепанов. Екатеринбург, 2017. С. 12.

25 Запись на задней крышке переплета рукописи ЕДС РК № 43200.

26 Лавринов В., прот. Екатеринбургская епархия. События. Люди. Храмы. Екатеринбург. 2001.

Музыкальный сборник (ЕДС РК № 43200), составленный А. Егоровой27, был дополнен партитурами, написанными еп. Львом (Черепановым). Самая ранняя запись в этом сборнике, относящаяся к священническому периоду о. Леонида Черепанова, датируется 13 сентября 1919 г. «Священникъ Л. В. Че-репановъ <...> послЪ всенощной»28 (ил. 3), иереем Леонидом переписываются ирмосы канона на Воздвижение на 3 голоса, им также составляется упрощенный вариант ирмосов «Христос раждается» (в отличие от уже имевшихся в сборнике рождественских ирмосов А. Л. Веделя и Д. В. Аллеманова) без указания имени автора на 3 голоса — сопрано, альт и баритон, партия которого подписана карандашом (кроме 8 и 9 песни29). Не исключено, что здесь отразилась тагильская певческая традиция исполнения рождественских ирмосов. Другой этап пополнения сборника нотными партитурами епископом происходил с 28 апреля по 26 мая 1923 г., в период начавшихся тяжелых испытаний для владыки Льва и сестер Скорбященской обители, связанных с закрытием монастырских церквей и прекращением богослужений. После закрытия монастыря в 1920 г. (помещения его были использованы под концентрационный лагерь) богослужения и требы продолжали совершаться в церквах Скорбя-щенской обители. После ликвидации концлагеря и открытия на территории бывшего монастыря детского городка президиумом уездного исполкома от 31 марта 1923 г. было решено закрыть церкви и выселить монахинь, а также продать находящееся в церкви имущество и утварь для нужд детского городка30. Именно в этот период рукописи оказываются на руках у владыки Льва (ил. 5). С апреля по май 1923 г. на свободных станах начальных листов рукописи (ЕДС РК № 43216) владыка Лев переписывает: «Во Царствии Твоем» М. А. Лагунова «в пятницу перед баней»; «Буди имя Господне» А. А. Архангельского; «С нами Бог», «Хвали, душе моя, Господа» «в субботу»; 22 мая 1923 г. — «Христос раждается» Д. В. Аллеманова, а 23 мая — ирмосы Богородичного канона Курского распева. А уже через 3 недели — 15 июня 1923 г. еп. Льва арестовывают по обвинению «в организации под видом [Уфимской] автокефалии контрреволюционного нелегального сообщества с задачами борьбы против Советской власти»31. Рассмотрение дела продолжалось вплоть

С. 39; Чемезова В. А. Плоды шиповника (документальное исследование). С. 56.

27 Записи в партитурах, сделанные почерком А. Егоровой в этом сборнике, датируются 1917 и 1920 гг. Большая часть ранних партитур не датирована.

28 ЕДС РК № 43200. Л. 21.

29 Где баритон отсутствует.

30 НТГИА. Ф. 99. Оп. 1. Д. 130. Л. 39-40. Машинопись, опубл.: № 2. Доклад по делу о закрытии церквей Скорбященского женского монастыря. г. Нижний Тагил // Время подвига: исторические портреты. С. 103.

31 Время подвига: исторические портреты. С. 26.

до 14 декабря 1923 г., в результате было принято решение о высылке владыки Льва в г. Хиву (Ташкент) сроком на 3 года.

После ссылки в 1927 г. владыка Лев назначается епископом Алма-Атинским и Туркестанским и переводится в г. Верный (Алма-Ату), где, согласно записям, служит в Троицкой церкви. В июле 1929 г. его вновь арестовывают за «антисоветскую агитацию». Особым совещанием коллегии ОГПУ по Казахской АССР от 3 ноября 1929 г. еп. Лев приговаривается к заключению на 3 года в исправительно-трудовых лагерях и отбывает наказание, сначала в Архангельских (Котласе, Сольвычегодске), потом в Марийских, Нижегородских и Беломоро-Бал-тийских лагерях. В результате больших физических нагрузок и лишений он заболевает тяжелой формой сыпного тифа. В 1932 г. владыка едет на лечение и отдых к своему отцу в Нижний Тагил. Этот период большей частью отражен в ЕДС РК № 43200, где собраны главным образом песнопения всенощного бдения. Еп. Лев составляет новые партитуры, в его записях, кроме дат, начинают появляться краткие описания состояния природы с указанием на церковные праздники и подготовку к службам: «2 мая 1928 г. Сегодня предполагается спЬвка. Вторник недели о СамарянынЬ. Гремит гром»; «13/У 1928 г. Суббота в недели по ПасхЬ. Служеше в Троицкой. Идет дождь»; «Среда 17/Х1/32 г. Пред Литургией написал в три дни, начиная с 15/Х1, предполагаю служить»; «5/УП 1932 года. Понедельник. Память преп. Сергия Радонеж[ского] чудот[ворца]»; «Воскресенье. 11 июля 1932 [г.] в Н-Тагиле на отдыхе. Пели в храме сербским напевом»; «Понедельник.12/УП 1932 года. Снова в Нижнем Тагиле. Дни пасмурные, но тепло и тихо» (ил. 6); «13 июля 1932 г. Целый день идет дождь. Скверно! Е[пископ] Л[ев]»; «25/1Х. 1932 г. Глас 7-й Еванг. [неделя] 5-я. У Всенощной не был»; «Понедельник 27 1Х.1932 г. Г[ород] Н-Тагил. Ур[альская] обл. Весь день падает снежок. На улице бело! Конец». Это последняя по дате запись на партитурах еп. Льва (Черепанова).

После выздоровления владыку Льва по его просьбе 1 октября 1933 г. назначают на Ставропольскую кафедру, но уже в 1934 г. его вновь арестовывают по обвинению в контрреволюционной и антисоветской деятельности и отправляют отбывать наказание на Соловки. 10 ноября 1937 г. постановлением особой тройки УНКВД Ленинградской области еп. Лев был приговорен к высшей мере наказания. Между 8 и 10 декабря 1937 г. приговор был приведен в исполнение.

Дошедшие до нас музыкальные сборники представляют лишь небольшую часть всего репертуара клиросного пения Скорбященского монастыря. 2 сборника ЕДС РК № 43215 и ЕДС РК № 43216 на обложке имеют приклеенный на лицевой стороне у корешка сверху одинаковый ярлык «№ 17». Возможно, что подобных переплетенных партитур существовало около двух десятков или более. В рукописной музыкальной традиции клиросного пения Скорбященского монастыря, как было замечено предшествующими исследователями, «среди хорошо извест-

ных церковных композиторов встречаются и имена малоизвестных: преподавателей Тамбовской духовной семинарии свящ. Михаила Ерхана, автора «Да возрадуется душа моя» (ЕДС РК № 43200) и свящ. В. Тыняного, сочинившего «Днесь благовернии людие» и «Небесных воинств архистратизи» (ЕДС РК № 43216)»32. Партитуры, составленные А. Егоровой, [Р. В.] Лазаренко, [И. Ф.] Башкировым, еп. Львом (Черепановым), представляют уникальный источник по музыкальной культуре Урала, в котором отразился репертуар церковных песнопений хора Скорбященского монастыря. Музыкальные сборники содержат малоизвестные биографические сведения о составителях рукописей, передают календарно-днев-никовые подробности повседневной провинциальной жизни людей, чья жизнь была тесно связана с церковным хоровым пением в России 1 -й трети XX века. Ниже дается научное описание трех музыкальных рукописных сборников с использованием методики описания рукописей, разработанных и применяемых в ведущих археографических центрах России.

Описание рукописных партитур

ЕДС РК № 43200. «ВСЕНОЩНАЯ СЛУЖБА. ПАРТИТУРА. Н[ИЖНИЙ] Т[АГИЛ]. СКОРБЯ[ЩЕНСКИЙ] МОН[АСТЫРЬ]». 2°(17,5х25,3). 1913-1928 г. 70 л.

Бумага: нотные тетради нач. XX в. На л. 65 об. имеются печатные литеры «И. Н. Х. и К°» производителя бумаги (л. 61-70). Нотация: пятилинейная, круглая.

Почерк. Ноты, гражданская скоропись нач. XX в. Л. 1-17 об., 43 об., 46 об. - 60, 6164, 69-70 — почерк регента нижнетагильского Скорбященского монастыря А. Егоровой, перо, синие и коричневые чернила (1917 г., 1918 г. и 1920 г.); л. 17 об. - 43, 44 об. - 46, 6060 об., 64 об. - 68 об. — почерк еп. Льва (Черепанова), перо, голубые чернила (1928 г. и 1932 г.).

Содержание: № 133. «НынЪ отпущаеши. Муз. Веделя», л. 1-1 об.; № 2. «Юевское. Благослови душе моя Господа», л. 2-5; № 3. «От юности моея34 Архангельскаго», л. 5-6; № 4. «Воскресеше Христово. Архангельскаго» (прим.: «Довольно скоро»), л. 6-7 об.; концовка «НынЪ отпущаеши. Строкина» (см.: № 33) с баритональным соло со слов: «...ихъ Израиля», л. 7 об., начало на л. 45 об. - 46; № 5. «С нами Богъ. Анисимова», л. 8; № 6. «[Блажен муж]. Чайковскаго»35, л. 8 об. - 9; № 7. «Хвалите Имя Господне36 Анисимова», л. 9 об. - 11; № 8. «СвЪте тихш. Муз. Арх. Феофана», л. 11 об. - 12; № 9. «Благослови душе. Греческое», л. 12 об. - 13 об.; № 10. «Хвалите имя.37 Архангельскаго», л. 14-16 об.; № 11. «СвЪте

32 См.: Акишин С. Ю., Мангилёв П. И., прот. Музыкальные рукописи. С. 199.

33 Порядковые номера песнопений проставлены голубыми чернилами еп. Львом в Алма-Ате в 1928 г.

34 Порядковый номер и название песнопения дописаны голубыми чернилами еп. Львом 1923-1932 гг.

35 На правом поле уточняющая запись: «В концЪ переписано.».

36 Порядковый номер и название песнопения дописаны голубыми чернилами еп. Львом в 1923-1932 гг.

37 Название и номер подписаны пером и голубыми чернилами еп. Львом в 1923-1932 гг.

тихи[й]. Кастальскаго, № 1-й», л. 17-17 об.; № 12. «Благословенъ еси, Господи. Архангель-скаго» (прим.: «Оживленно»), л. 17 об. - 21 об.; № 13. «ПослВ Евангел1я», л. 21 об. - 22 об.; № 14. «СвВте тихш. Ломакина» (прим.; «Умеренно»), л. 23-23 об.; № 15. «Хвалите имя Господне38. Иванова, № 1», л. 24-25; № 16. «Хвалите имя Господне. Томское», (прим.: «Andante»; л. 25-26); № 17. «Ныне отпущаеши. Кастальского, № 1», (прим.: «покойно»), л. 26-28; № 18. «Ныне отпущаеши. Демеством. А. Кастальскш» (прим.: «Покойно»), л. 27-28; № 19. «Благослови, душе. А. Кастальскш», л. 28-29; № 20. «Малое славослов1е. Васильев», л. 29 об. - 30 об.; № 21. «Великое славослов1е. Свящ. М. Лисицин» (прим.; «Величественно»), л. 31-34; № 22. «Отъ юности моея. В. Ребиков» (прим.; «Медленно, один голос»), л. 34-34 об.; № 23. «Малое славослов1е. В. Самсоненко», л. 34 об. - 35; № 24. «Хвалите имя Господне. Беневскаго», л. 35-36; № 25. «Да возрадуется. Свящ. М. Ерхана (прим.; «Не торопясь»),л. 36-36 об.; № 26. «Благослови (предн[ачинательный] псал[ом]) Гречанинова» (прим.; «Moderato с maestoso»), л. 37-39; № 27. «Благослови. Яичкова» (прим.; «Не скоро»), л. 39-40; № 28. «Свете тихий. Д. Яичкова», л. 40 об. - 41; № 29. «Свете тихий. Знам[енного] расп[ева]. Яичкова», л. 41-42; № 30. «Свете тихий»39, л. 42 об. - 43; № 31. «Богородице Дево. [Г.]40 Лирина», л. 43; № 32. «Блажени испытающш...». Статьи 1-я и 2-я, л. 43 об. - 45; № 33. «НынВ отпущаеши. Строкина» (прим.: «Соло бари-тонъ»), л. 45 об. - 46; № 34. «Ирмосы Успенш Божьей] Матер[и]. Древняго напВва», л. 46 об. - 50 об.; № 35. «Блаженъ мужъ. Чайковскаго», л. 51-53; № 36. «Воскресше Христово. Архангельскаго», л. 53 об. - 55; № 37. «Покаяшя отвер[зи двери]. Григорьева» (прим.: «Тенора solo, Баритонъ solo), л. 55 об. - 60; № 38. «Христос Воскресе. Лирина» (прим.: «Maestoso»), л. 60; № 39. «Кресту Твоему. Копылова», л. 60 об.; № 40. «[Благослови, душе моя, Господа]. Архангельскаго», л. 61-61 об.; № 41. «На Великой ектенш», л. 62; № 42. «Благослови, душе. Мясникова», л. 62-64; № 43. «Свете тихий. Лаврское. Гольти-сон» (прим.: «Умеренно»), л. 64 об. - 65; № 44. «Ныне отпущаеши. Архангельск[аго] № 2» (прим.: «Не скоро»), л. 65-65 об.; № 45. «Хвалите. Аллеманова» (прим.: «Торжественно»), л. 65 об. - 66 об.; № 46. «[Хвалите]41 Лирина», л. 65 об. - 66 об.; № 47. «[От юности]. Д. Ме-тенкова» (прим.: «Умеренно»), л. 67 об. - 68); № 48. «[От юности]. Покровского» (прим.: «Медленно»), л. 68 об.; № 49. «Хвалите Имя Господне. Муз. Гольтисона», л. 69-69 об.; № 50. «Отче наш. Дегтярова» (прим.: «Спокойно»), л. 70-70 об.; № 51. «Кресту Твоему» (прим.: «Trio»), л. 70 об.

Переплет: картон, обклеенный полосатой красно-зеленой мраморной бумагой. В центре прямоугольный бумажный ярлык. Корешок из светлой холстины.

Сохранность: на л. 26 об. - 29, 34 об. - 35; 45 об. - 46; 60 об. - 61, 65 об. - 68 — водяные пятна (ноты и тексты песнопений местами размыты).

Записи и штампы: на внутренней стороне нижней крышки переплета гражданской скорописью: «1917 года 13-го Августа 12 часовъ ночи», ниже тем же почерком: «Положи, Господи, хранешя устомъ моимъ и дверь ограждешя о устнахъ моихъ», в центре листа крупной гражданской скорописью: «Книга переплетена 1913 г. фев-

38 Еп. Львом к заголовку на полях приписано: «Из рукописных нот ВЪрненской Троицкой церкви.». Верный — название города Алма-Ата до 1925 г.

39 Помечено галочкой карандашом.

40 Дописано карандашом.

41 Партитура размыта водой.

раля 1 дня»; на внутренней стороне верхней крышки переплета синим карандашом гражданской скорописью: «Свете тихий № 30, стр. 84» и простым карандашом: «Ли-рина. Богородице Дево» № 31, стр. 85»; на фл. об. перед нижней крышкой переплета простым карандашом гражданской скорописью: «Хвалите. Беневское. Непорочны. Архангельскаго»; на л. 1 об. коричневыми чернилами гражданской скорописью: «Это писалъ Козьма, твой любимецъ»; там же, голубыми чернилами гражданской скорописью (почерк еп. Льва): «Алма-Ата. 1928 г. 1юнь мЪсяцъ, 16-го»; на л. 5 тем же поч. и чернилами дописано название: «Отъ юности моея»; на л. 7 об. тем же поч. и чернилами дописаны 4 такта концовки «Ныне отпущаеши» и дата: «13/VI-28 г. Вторник. Е. Л»; там же, помета карандашом гражданской скорописью: «Строкина». Почерком регента Скорбященского монастыря, А. Егоровой сделаны подписи с датами и пометы: «Егорова» (л. 8); «въ концЪ переписано»42 (л. 8 об.); «5/7. 1920 (Шура)» (л. 21 об.); «21/11/1918» (л. 50 об.); «Писала А. Егорова 25. 11. 1918 г.» (л. 53). Почерком другого составителя партитур, еп. Льва (Черепанова) сделаны записи и пометы голубыми чернилами, пером: «Из рукописных нот ВЪрненской Троицкой церкви» (л. 24), «18 апреля 1928 г. Г. Алма-Ата» (л. 25), «1 мая 1928 г. 12 У часов ночи. Спать пора» (л. 26); «13/V 1928 г. Суббота в недели по ПасхЪ. Служеше в Троицкой. Идет дождь» (л. 26 об.); «Суббота. 13 мая 1928 г.» (л. 28); «24 мая 1928 г. Среда. Сплошная седм[ица], г[ород] Верный. Троицу и Духов день служ[ил]» (л. 34); «31/V.1928 г.» (л. 34 об.); «Среда 31. V. 1928 г. Г. Алма-Ата. Л[ев] Е[пископ] С[емиреченский]» (л. 35); «1928 г. окт[ября] 19» (л. 36 об.); «Среда 17/XI/32 г. Пред Литургией написал в три дни, начиная с 15/XI, предполагаю служить» (л. 39); «Пятница 19/XI/32 г. Оттепель. Каплет с крыш» (л. 40); «Четверг 25 ноября 1932. 1 час ночи. Пересидел !!!» (л. 42); и фиолетовыми чернилами, пером: «26/XI/32 года. Пятница. Утро, до чая» (л. 43); «То же, после чая» (л. 43); «конецъ на 14-й стран[ице]»43 (л. 46); голубыми чернилами, пером: «2 мая 1928 . Сегодня предполагается отВвка. Вторник недели о СамарянынЪ. Гремит гром» (л. 60); «сентябрь 6 дня 1932. Е[пископ] Л[ев]» (л. 60 об.); «26/XI/32 года» (л. 65). В рукописи епископом Львом в Алма-Ате (1928 г.) голубыми чернилами, пером проставлена нумерация листов и произведений (с № 1 по № 51). На бумажном ярлыке, приклеенном на верхнюю крышку переплета и на л. 5, 58 имеется круглый штамп с гербовым двуглавым орлом Российской империи и текстом по окружности: «печ. Екате-ринб. епар. Н-Тагил. Скорб. жен. монастыр.»; на л. 6, 63 — круглый штамп с текстом: «Казанский собор / Московской патриархии / г. Нижний Тагил», на нижнем поле л. 1, 9 прямоугольная печать «Фундаментальной библиотеки Екатеринбургской духовной семинарии» с инвентарным номером.

ЕДС РК № 43215. СБОРНИК ЦЕРКОВНЫХ ПЕСНОПЕНИЙ. «ПАРТИТУРА»44

2°(17,2х23,3), 1-я треть XX в. (1903-1928 гг.). 61 л.

Бумага: нотные тетради нач. XX в.

Почерк: ноты, гражданская скоропись нач. XX в. 3 писцов: на л. 1, 2-49 об., 5458 об., 60 об. почерком регента А. Егоровой коричневыми чернилами составлены пар-

42 Запись, указывающая на то, что произведение «Блажен муж» П. И. Чайковского в конце рукописи еще раз переписано.

43 Приписка относится к недописанной партитуре «Ныне отпущаеши» М. П. Строкина.

44 Напечатано на ярлыке с помощью машинки, карандашом приписано: «Милость мира. Архиерейская».

титуры с 1903 по 1908 гг.; на л. 50-53 об., 61-61 об. коричневыми чернилами почерком [И. Ф.] Башкирова написаны партитуры в 1908 г.; на л. 1 об., 59-60 еп. Львом (Черепановым) голубыми чернилами написаны партитуры в 1928 г. Нотация: пятилинейная, круглая.

Содержание: [№ 1]45. [Свете Тихий]. Без начала, со слов: «...[От]ца, Сына и Свята-го Духа Бога.», л. 1; начало на л. 57-57 об.; [№ 2]. «Плотию уснувъ. Лебедева» (прим.: «Величественно. Медленно»), л. 1 об.; [№ 3]. «Христос воскресе по-гречески46» (прим.: «Moderato»), л. 1 об.; [№ 4]. «Иже Херувимы. Алябьева», л. 2-3; [№ 5]. «ТебЪ поемъ» (автор не указан), л. 3 об.; [№ 6]. «Милость мира» (прим.: «Архиерейская»47), л. 4-5 об.; [№ 7]. «Тебе поемъ. Рожнова», л. 6; [№ 8]. «Виноградова» (нач.: «Душе моя, душе моя, востани...», не до конца, продолжение на л. 8), л. 6 об.; [№ 9]. «Стихира на Св. Троицу» (нач.: «Во пророцехъ возвестилъ еси намъ путь спесешя...»), л. 7-7об.; «Виноградова» (продолжение «Душе моя.» со слов: «Воспряни убо...»; начало на л. 6 об.), л. 8; [№ 10]. «Преславная днесь48. Дегтярева (изложение)»49, л. 8-13; [№ 11]. «Милость мира. № 1. Арха[нгельского]», л. 13-15; [№ 12]. «С нами Богъ», л. 15 об.; [№ 13]. «Отче нашъ № 5», л. 16-17; [№ 14]. «Милость мира. Дехтерева (sic!)», л. 17 об. - 19 об.; [№ 15]. «Отца и Сына», л. 20; [№ 16]. «Вкусите и видите», л. 20 об. - 21; [№ 17]. «[Тебе поемъ]50 Степанова», л. 20 об. - 22); [№ 18]. «НынЪ отпущаеши. Григорьева» (прим.: «Умеренно»), л. 22-22 об.; [№ 19]. «Милость Мира. Лазарева», л. 23-25 об.; [№ 20]. «ВЪрую. Пре-освященнаго», л. 25 об. - 27; [№ 21]. «Бурцева. [Милость Мира]»51, л. 27 об. - 28 об.); [№ 22]. «Кастальскаго [Отче нашъ]»52, л. 28 об. - 29; [№ 23]. «Единородный. Чайков-скаго», [Малая ектения], л. 29 об. - 30 об.); [№ 24]. «Иванова. Хвалите Имя Господне», л. 30 об. - 31); [№ 25]. «Хвалите Имя Господне. Маучинскаго» (концовка песнопения написана на обороте листа на нижней строке53 после «Отче наш»), л. 31 об. - 32 об.; [№ 26]. «Отче нашъ. Муз. Алябьева», л. 32 об. - 33 об.; [№ 27]. «Иже Херувимы. Еп. Гавршла», л. 33 об. - 34 об.; [№ 28]. «Малое славословие]. Иванова», л. 34 об. - 35); [№ 29]. «Псаломъ [1-й]. Блаженъ мужъ» (автор не указан), л. 35 об. - 37; [№ 30]. «Милость мира. Соколова», л. 37-39; [№ 31]. «Единородный СынЪ. Ипполитова», л. 3940; [№ 32]. «Соч. ФотЪева. Кондакъ акафиста Казанской Божьей] Матери», л. 40-42; [№ 33]. «Отче нашъ. В. Г. Завадскаго», л. 42-43; [№ 34]. «Иже Херувимы. № 3. Бортнян-скаго» (прим.: «Медленно»), л. 43 об. - 45 об.; [№ 35]. «Хвалите Имя Господне»54 (без начала, со слов: «ИсповЪдайтеся Господеви...»), л. 46-46 об.; [№ 36]. «Муз. Бортнянска(го).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

45 Нумерация в квадратных скобках — наша, в рукописи она отсутствует.

46 На церковнославянском языке.

47 Подписано карандашом.

48 Подписано дважды.

49 Название и автор приписаны голубыми чернилами почерком владыки Льва (Черепанова), видимо, в алма-атинской ссылке в 1928 г.

50 Название отсутствует в заглавии.

51 Нет в заглавии.

52 Нет в заглавии.

53 На л. 32 внизу листа приписка составителя партитуры другими чернилами: «См. оборот последняя строка», в конце крест в кружочке.

54 Нет в заглавии.

Концертъ. «Господи55, кто обитаетъ въ в жи[лище]56 Твоемъ?» (прим.: «Медлен(н)о»), л. 46 об. - 49 об.; [№ 37]. «Достойно есть» (без начала, со слов: «...[наше]го, Честнейшую Херувим и Славнейшую.»57), л. 50-51 об.; [№ 38]. «Отче нашъ. Муз. Чайковска-го», л. 51 об. - 53 об.); [№ 39]. «[Хвалите Имя Господне]58Малашкина», л. 54-55; [№ 40]. «Григорьева [Единородный Сыне»»]»59, л. 55 об. - 57; Без названия и без указания автора [Свете тихий] (см.: № 160; л. 57 об.); Продолжение концерта «Господи, кто обитаетъ въ в жи(лище)61 Твоемъ?» со слов: «.я своя, кленыйся искре(н)нему своему и не отъ-метаяся...» (начало см.: № 36), л. 58-58 об.; [№ 41]. Без названия: «Творяй сия не под-вижется во век.» (прим.: «Довольно живо»), л. 59-60; [№ 42]. «Благослови, душе моя Господа» (соло сопрано), л. 60 об.; [№ 37]. «Достойно есть» (начало62), л. 61-61 об.

В верхнем углу переплета ярлык «№ 17», в центре верхней крышки переплета ярлык с машинописной записью: «Партитура», на ярлыке имеется запись простым карандашом «Милость мира. Архиерейск[ая]» и круглая печать 2-й половины XX в.: «Казанский собор г. Нижний Тагил (по краям) / Московской патриархии (в центре печати)», на нижнем поле л. 1, 9 прямоугольная печать «Фундаментальной библиотеки Екатеринбургской духовной семинарии» с инвентарным номером.

Переплет: картон, обклеенный зеленой мраморной бумагой. В левом верхнем углу обложки — бумажный ярлык «№ 17». На верхней крышке — бумажный ярлык с машинописной надписью: «ПАРТИТУРА». Внутренние крышки переплета обклеены выцветшей миллиметровой бумагой светло-зеленого цвета. Корешок из крашенной в темно-зеленой цвет холстины.

Сохранность: на л. 1-2, 10 об. - 13 об.; 46-58; 60 об. - 61 водяные разводы на бумаге у корешка.

Записи и штампы: Почерком еп. Льва (Черепанова) дважды подписано: «2/V.1928 года» (л. 1 об.). Почерком регента А. Егоровой коричневыми чернилами сделаны записи: «1903 года 29-го нояб[ря]. Писала Греш[ная] Шура Егорова» (л. 3); «Писа[ла] Шура Егорова» (л. 3 об.), фиолетовыми чернилами, возможно, другим почерком (?): «Писала Шурочка Егорова. Писала Шура!»; «Алекс[андра] Егорова» (л. 7 об.); «1908 года 12-го декаб[ря]. Алек[сандра] Егоро[ва]» (л. 13); «А. Егорова» (л. 19 об.); «Шура Егорова, регентша Скор[бященскаго] мона[стыря] съ 1907 года 12-го 1[юня]» (л. 20), там же под ней повторная запись: «1907 года, 12 шня»; «Рег[ентша] Алек[сандра] Егоро[ва]» (л. 21); «1908 года 18 дека[бря]. Писала г[р^шная] А[лександра]» (л. 22 об.); «Трудная жизнь на св'Вт'В. 1909 года 28-го сентября. Писала г[решная] А. Егорова» (л. 25 об.); «Пр'Вшная] Ег[орова]» (л. 27); «Пис[ала] г[р^шная] А. Егоро[ва] 1910 года ноя[бря] 25-го» (л. 30 об.); «Писала грешная] Алек. Егоро[ва] изъ Верхот[урских] нотъ 1910 года

55 В ркп «Господди».

56 В ркп не дописано.

57 На л. 61-61 об. помещено начало партитуры «Достойно есть». Об этом сообщает запись, сделанная карандашом на л. 50 об.: «.оно написано в концЪ».

58 Нет в заглавии.

59 Нет в заглавии.

60 Начало на л. 1.

61 В рукописи не дописано.

62 Окончание на л. 50-50 об.

1(?)-го дек[абря]» (л. 34 об.); «Лудше написать время не позв[олило] 18 XII. 1910 год[а]. Пис[ала] А. Егоров[а]» (л. 39); «Писала Алек[сандра] Егор[ова] 1908 год» (л. 55); «Пис[а-ла] Ал[ександра] Егорова 18 д[ня] XI. 1908 года наканунЬ отъезда въ г. Верхотурье» (л. 58 об.). Третьим почерком подписано: «Башкировъ 15 Х.1908»63 (л. 53 об.). Более поздним почерком (тем же, что и на ярлыке на крышке переплета) к названию «Милость мира» приписано карандашом: «Архиерейская» (л. 4).

На бумажном ярлыке, приклеенном на верхнюю крышку переплета, и на л. 1, 6, имеется круглый штамп с 4-конечным крестом и текстом: «Казанский собор / Московской патриархии / г. Нижний Тагил». На л. 2, 11, 38, 55, 61 круглая печать с 8-конечным крестом в центре и текстом: «Свердлов. область, гор. Нижний Тагил / Казанская церковь Московской патриархии», на нижнем поле л. 1, 9 прямоугольная печать «Фундаментальной библиотеки Екатеринбургской духовной семинарии» с инвентарным номером.

ЕДС РК № 43216. ПАРТИТУРА. 1908, 1919, 1923-1932 гг. 2°(25,5х17,8). 62 л.

Бумага: нотные тетради нач. ХХ в.

Почерк: ноты, гражданская скоропись нач. ХХ в.; на л. 47-49, 51-62 об. писцовым почерком подписано: «Лазаренко» (л. 61), партитуры составлены, предположительно, Романом Владимировичем Лазаренко — учителем церковного пения, согласно записи, в Екатеринбурге 16 декабря 1908 г.; л. 18-21 почерком свящ. Л. В. Черепанова партитуры написаны в Н. Тагиле 13.1Х.1919 г.; л. 1-9 — коричневыми чернилами почерком еп. Нижнетагильского Льва (Черепанова) партитура писалась в Н. Тагиле с 28 апреля по 26 мая 1923 г.; л. 9-17 об., 21-21 об., 26 об., 49 об. - 50 об. почерком еп. Льва (Черепанова) голубыми чернилами написаны партитуры с 5 июля по 27 сентября 1932 г.; л. 24-45 об., 47-49, 61 об. - 62 об. — почерком регента А. Егоровой коричневыми чернилами составлены партитуры около 1909 г.

Нотация: пятилинейная, круглая.

Содержание: [№ 1]. «Во царствш Твоемъ. Лагунова», л. 1-2; [№ 2]. «Буди Имя Господне». Архангельскаго64, л. 2; [№ 3]. «Съ нами Богъ», л. 2-2 об.; [№ 4]. «Хвали, душе моя, Господа», л. 2 об. - 3 об.; [№ 5]. «Ирмосы 1-го канона Рожд[ества] Христ[ова]. Ал-леманова», л. 3 об. - 5 об.; [№ 6]. «Ирмосы Богородичны. Курскаго. [Отверзу уста моя]», л. 6-8; [№ 7]. «Символъ вЬры. Львовскаго. № 1.», л. 8-9; [№ 8]. «Во царствш Твоемъ. Панченко» (прим.; «Весьма тихо»), л. 9-10; [№ 9]. «Ирмосы на Крещение. Лирина», л. 10 об. - 13 об.; [№ 10]. «Верую. Дубенского», л. 13 об. - 14 об.; [№ 11]. «Верую. Ста-риннаго рос[пева]», л. 15-16; [№ 12]. «Господи, кто обитает, перел[ожение]65», л. 16-17; [№ 13]. «Тебе поем. Филиппова», л. 17; [№ 14]. «Кресту Твоему. Колосова № 1», л. 17об.; [№ 15]. «Ирмосы канона на Воздвижеше» [автор не указан], л. 18-21; [№ 16]. «Достойно есть. Сербского нап[ева] пер[еложение] Григорьева», л. 21-21 об.; [№ 17]. Без названия [Ирмосы 1-го канона Рождества Христова неизвестного автора]66, л. 22-23 об.; [№ 18].

63 Предположительно, Башкиров Иван Федорович — чертежник Нижнетагильского завода, музыкант любитель, участник заводского духового оркестра.

64 Дописано голубыми чернилами в 1928-1932 гг.

65 Далее поставлены 3 звездочки.

66 Партии сопрано и альта написаны чернилами. Басовая партия подписана карандашом до половины 8-й песни, в 9-й песне партии баса нет. Партия тенора отсутствует.

«Радуйтеся люд1е. Веделя», л. 24-26 об.; [№ 19]. «Пасхальныя часы», л. 27-32 об.; [№ 20]. «Старорусскаго. Канонъ [Пасхи]», л. 32 об. - 42; [№ 21]. «Мазурка» [Тропарь Пасхи], л. 42; [№ 22]. «Макарова» [Задостойник Пасхи «Ангелъ вотяше» (в тональности A-dur) и ирмос «Светися...»], л. 42-43; [№ 23]. «Макарова [Ангелъ вотяше...]» (написан повторно на тон ниже в G-dur), ирмос «О, божественнаго и любезнаго...» [Старорусского], л. 43-44; [№ 24]. «Биткевичъ». [Херувимская]67, л. 44 об. - 45 об.; [№ 25]. «О, Всепетая, Мати» (прим.: «из монаст. нот. Г — № 74») Григорьева68, л. 45 об. - 46 об.; [№ 26]. «Кто Бог Велий?» (прим.: «из монаст. нот»), л. 46 об.; [№ 27]. «Концертъ» [Радуйтеся, людие, и веселитеся], л. 47-49; [№ 28]. «Днесь благовернии люди. О[тца] В. Тыняного» (прим.: «Торжественно»), л. 49 об. - 50); [№ 29]. «Небесных воинств архистратизи. Свящ. В. Ты-няный», л. 50-50 об.; [№ 30]. Без названия «[Отче наш] Моцарта» (sic!), л. 51-52 об.; [№ 31]. «[Ирмосы 1-го канона Рождества Христова] Веделя», л. 53-60; [№ 32]. Без названия [Святый Боже]. «Васильева» (л. 60 об. - 61); [№ 32]. Без названия «[НынЕ отпущаеши]. Соколова» (л. 61 об. - 62 об.).

Переплет: картон, обклеенный красно-зеленой мраморной бумагой. В левом верхнем углу на обложку приклеен бумажный ярлык «№ 17». Корешок из серой холстины.

Сохранность: на верхней части л. 52 об. - 62 об. — водные разводы. Верхняя крышка, л.1. отстают от блока.

Записи и штампы: на внутренней стороне верхней крышки переплета гражданской скорописью, простым карандашом: «Христос раждается — Аллема[нова]; в конце [Христос раждается] — Веделя; Отверзу уста — Курскаго; Ирмосы Крещения; Царю Небесный Соломина, Лирина; Канон Пасхи Старорусс[кого]». Епископом Нижнетагильским Львом (Черепановым) коричневыми чернилами, пером выполнены записи в апреле — мае 1923 г.: «Епископ Левъ 28/IV.1923 г. Пятница, пред баней» (л. 2); «6 мая 1923 г. Суббота.» (л. 2 об.); «1923 г. 21/V. Е[пископ] Л[ев]» (л. 3 об.); «22 мая 1923. Монограмма: «Е. Л.» (л. 5 об.); «22 мая 1923 г. Понедельник» (л. 8); «Л[ев], Е[пископ] Н[ижне]тагильск[ий]. 26/V.1923. 2 У утра. Девята[я] пятница» (л. 9); голубыми чернилами, пером, почерком владыки Льва (Черепанова) сделаны записи: «5/VII-1932 года. Понедельник. Память преп. Сергия Радонеж[ского] чудот[ворца]» (л. 13 об.); фиолетовыми чернилами: «Воскресенье 11 июля 1932 в Н-Тагиле на отдыхе. Пели в храме сербским напевом» (л. 14 об.); «Понедельник. 12/VII. 1932 года. Снова в Нижнем Тагиле. Дни пасмурные, но тепло и тихо» (л. 16); «13 июля 1932 г. Целый день идет дождь. Е[пископ] Л[ев]. Скверно!» (л. 16 об.); почерком иерея Леонида (Черепанова) коричневыми чернилами, пером сделана запись в сентябре 1919 г.: «Священникъ Л[еонид] Всеволодович] Черепановъ. Сентября 13 дня 1919 года послЕ Всенощной» (л. 21); голубыми чернилами, пером, почерком владыки Льва (Черепанова) сделаны записи: «25/IX.1932 г. Глас 7-й, Еван. у. 5-е. У Всенощной не был» (л. 50); «Понедельник 27/IX. Е. Л. 1932 г., г. Н-Тагил, Ур[альская] обл. Весь день падает снежок. На улице бело! Конец» (л. 50 об.). Почерком регента Скорбященского монастыря А. Егоровой черными чернилами, пером сделана запись: «1909 года 23 числа. Писала въ день своего Ангела» (л. 32 об.). Почерком писца [Р. В.] Лазаренко коричневыми чернилами, пером: «Лаза-

67 Написана только партия сопрано.

68 Подписано карандашом сверху.

ренко. 1908 г. 16 декабря Екатеринбургъ» (л. 61). В верху л. 27, 32 об., у корешка — круглая печать с изображением гербового двуглавого орла Российской империи, по окружности текст: «печ. Екатеринб. епар. Н-Тагил. Скорб. жен. монастыря»; на л. 1, 2, 9, 17, 27, 38, 58 (ближе к центру) имеется круглая печать середины ХХ в.: «Казанская церковь Свердловской области гор. Нижний Тагил (по краям) / Московской патриархии» (в центре печати под восьмиконечным Крестом); на нижнем поле л. 1, 9 прямоугольная печать «Фундаментальной библиотеки Екатеринбургской духовной семинарии» с инвентарным номером.

Источники

1. Библиотека Екатеринбургской духовной семинарии (ЕДС РК). № 43200, 43215, 43216.

2. Государственный архив Свердловской области (ГАСО). Ф. 643. Оп. 2. Д. 2335; Ф. 603. Оп. 1. Д. 681, 688, 719, 731.

3. Нижнетагильский городской исторический архив (НТГИА). Ф. 99. Оп. 1. Д. 130.

Литература

1. Акишин С. Ю., Мангилёв П. И., прот. Музыкальные рукописи в собрании редких книг библиотеки Екатеринбургской духовной семинарии // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2012. № 1. С. 185-206.

2. Беляев С. Е. Имена в истории музыкальной культуры старого Урала: Библиографический словарь. Екатеринбург, 2016.

3. Время подвига: исторические портреты: архиепископ Макарий (Звездов), епископ Лев (Черепанов), прот. Всеволод Черепанов. Екатеринбург, 2017.

4. Дегтярев С. А. Милость мира: для смеш. хора. СПб., 1900.

5. Лавринов В., прот. Екатеринбургская епархия. События. Люди. Храмы. Екатеринбург. 2001.

6. Мангилёв П. И., прот., Полетаева Е. А. Описание рукописных книг библиотеки Екатеринбургской духовной семинарии (Часть 6-я) // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2020. № 4 (32). С. 263-286.

7. Манджора Б. Г. Страницы из музыкального прошлого Нижнего Тагила // Из музыкального прошлого: сб. очерков / ред.-сост. Б. С. Штейнпресс. М., 1965. Т. 2. С. 115-140.

8. Нечаева М. Ю. Первые тагильские монахини Мария Навзорова, Феозва Крузе, Татьяна Деева // Нижний Тагил в лицах. Общественные делатели Тагила Х1Х — начала ХХ веков: пособие по историческому краеведению. Нижний Тагил, 1998. С. 67-79.

9. Павловский С. Г. Нижнетагильский Скорбященский женский монастырь // Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1905. № 10 (отд. неоф.). С. 305-320; № 11. С. 345-356.

10. Чемезова В. А. Плоды шиповника (документальное исследование). Нижний Тагил, 2016.

Elena A. Poletaeva

musical manuscripts of the nizhny tagil convent in honor of the icon of the mother of god «all the sorrowful joy»

Abstract. The article continues a series of publications of the scientific descriptions of handwritten books from the library of the Ekaterinburg Theological Seminary and is devoted to the study of 3 music collections of the early 20th century. According to the stamps available on the handwritten scores, the notes at different times belonged to the Skorbyashchensky Convent in honor of the icon of «All the Sorrowful Joy» and to the Cathedral of Kazan Icon of Our Lady in Nizhny Tagil. The publication presents a complete scientific description of the handwritten scores composed in the period from 1903 to 1920 by Regent of the Nizhny Tagil convent, the ry-asophore novice Alexandra Egorova, and others. After the closure of the Convent churches in 1923, the music collections ended up in the library of Bishop Lev (Cherepanov). Vladyka Lev complemented the manuscripts with his own scores of liturgical hymns, when staying in Nizhny Tagil (1919, 1923, 1932) and Alma-Ata (1928).The study of the composition of handwritten scores gives an idea of the repertoire of everyday church singing in the Skorbyashchensky convent, in churches of Nizhny Tagil and Alma-Ata, as well as of the performing capabilities of choirs and preferences in the choice of musical material in the first third of the 20th century. Of great value are the brief notes in the manuscripts made by the compilers of the scores after they transcribed the musical chants. In addition to the name of the scribe, the notes usually contain indications of the place and date of the score, and sometimes — interesting observations of the state of nature, and fixing the events of the church calendar, as well as reflecting the mood of the writer. All the entries are absolutely unique, that gives the manuscripts a diary character, and provides an additional source to the biographies of the compilers of the notes, revealing the history of everyday life and the provincial culture.

Keywords: description of handwritten books, musical liturgical manuscripts of the 20th century, Nizhny Tagil Skorbyashchensky Convent, Bishop Lev (Cherepanov), convent choirmaster Alexandra Egorova.

Citation. Poletaeva E. A. Notnye rukopisi nizhnetagil'skogo Skorbiashchenskogo monastyria [Musical Manuscripts of the Nizhny Tagil Convent in Honor of the Icon of the Mother of God «All the Sorrowful Joy»]. Vestnik Ekaterinburgskoi dukhovnoi seminarii — Bulletin of the Ekaterinburg Theological Seminary, 2021, no. 36, pp. 131-152. DOI: 10.24412/2224-53912021-36-131-152

About the author. Poletaeva Elena Albertovna — PhD (Philology), Research Officer at the Central Scientific Library of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences (Russia, Ekaterinburg). E-mail: helenpolet@mail.ru

Submitted on 17 August, 2021 Accepted on 11 November, 2021

References

1. Akishin S. Yu., Mangilev P. I., prot. Muzykal'nye rukopisi v sobranii redkikh knig biblio-teki Ekaterinburgskoi dukhovnoi seminarii [Music Manuscripts in the Collection of Rare Books Belonging to the Library of Ekaterinburg Theological Seminary]. Vestnik Ekaterinburgskoi dukhovnoi seminarii — Bulletin of the Ekaterinburg Theological Seminary, 2012, no. 1 (3), pp. 185-206.

2. Beliaev S. E. Imena v istorii muzykal'noi kultury starogo Urala: Bibliograficheskii slovar' [Names in the History of Musical Culture of the Old Urals: A Bibliographic Dictionary]. Ekaterinburg, 2016.

3. Chemezova V. A. Plody shipovnika (dokumental'noe issledovanie) [Rosehip Fruits (Documentary Research)]. Nizhny Tagil, 2016.

4. Degtiarev S. A. Milost' mira: dlia smesh. khora [Grace of the World: For Mixed Choir]. Saint Petersburg, 1900.

5. Lavrinov V., prot. Ekaterinburgskaia eparkhiia. Sobytiia. Liudi. Khramy [Ekaterinburg Diocese. Events. People. Churches]. Ekaterinburg, 2001.

6. Mandzhora B. G. Stranitsy iz muzykal'nogo proshlogo Nizhnego Tagila [Pages from the Musical Past of Nizhny Tagil]. Iz muzykal'nogo proshlogo: sb. ocherkov [From the Musical Past: Collection of Essays]. Ed. B. S. Steinpress. Moscow, 1965, vol. 2, pp. 115-140.

7. Mangilev P. I., Archpr.; Poletaeva E. A. Opisanie rukopisnykh knig biblioteki Ekaterinburgskoi dukhovnoi seminarii (chast' VI) [Description of Manuscript Books of the Library of the Ekaterinburg Theological Seminary (Part 6)]. Vestnik Ekaterinburgskoi dukhovnoi seminarii — Bulletin of the Ekaterinburg Theological Seminary, 2020, no. 4 (32), pp. 263-286. DOI: 10.24411/2224-5391-2020-10414

8. Nechaeva M. Yu. Pervye tagil'skie monakhini Mariia Navzorova, Feozva Kruze, Tat'iana Deeva [The First Tagil Nuns Maria Navzorova, Feozva Kruse, Tatiana Deeva]. Nizhnii Tagil v litsakh. Obshchestvennye delateli Tagila XIX — nachala XX vekov: posobie po istoricheskomu kraevedeniiu [Nizhny Tagil in Faces. Public Figures of Tagil in the 19th — Early 20th Centuries: A Guide to the Historical Study of Local Lore]. Nizhny Tagil, 1998, pp. 67-79.

9. Pavlovskii S. G. Nizhnetagil'skii Skorbiashchenskii zhenskii monastyr' [Nizhny Tagil Skor-byashensky Convent]. Ekaterinburgskie eparkhial'nye vedomosti — Ekaterinburg Diocesan Gazette, 1905, no. 10, Unofficial section, pp. 305-320; no. 11, pp. 345-356.

10. Vremia podviga: istoricheskie portrety: arkhiepiskop Makarii (Zvezdov), episkop Lev (Cherepanov), prot. Vsevolod Cherepanov [The Time of Feat: Historical Portraits of Archbishop Makarius (Zvezdov), Bishop Lev (Cherepanov), and Archpriest Vsevolod Cherepanov]. Ekaterinburg, 2017.

Ил. 1. Ярлык «Всенощная Служба. Партитура Н.-Т. Скорбя[щенского] мон[астыря]».

ЕДС РК № 43200

Ил. 2. «1909 года 23 числа. Писала въ день своего Ангела». ЕДС РК № 43216. Л. 32 об.

Ил. 3. «Священникъ Л. В. Черепановъ. Сентября 13 дня, 1919 года, послЬ всенощной».

ЕДС РК № 43200. Л. 21

Ил. 4. Рясофорная послушница Александра Егорова — регент Скорбященского монастыря.

На обороте: «На добрую память дорогой Поле отъ недостойной Александры Егоровой. Снималась 14-го февраля 1903 г. Я была 17 летъ»

Ил. 5. Епископ Лев (Черепанов). 1927 г.

Ил. 6. Запись, сделанная еп. Львом: «Понедельник.12/УП. 1932 года. Снова в Нижнем Тагиле. Дни пасмурные, но тепло и тихо»

ЕДС РК № 43216. Л. 16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.