Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННЫХ МОДЕЛЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ И НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ'

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННЫХ МОДЕЛЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ И НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
34
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АСК "НДС-2" / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ / НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ / ОНЛАЙН-КАССЫ / МАРКИРОВКА ТОВАРОВ / ACS VAT-2 / DIGITAL TECHNOLOGIES / TAXPAYERS / TAX AUTHORITIES / ONLINE CASH REGISTERS / PRODUCT LABELING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Деева Т. В.

Статья посвящена особенностям применения цифровых технологий в сфере взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов.Цель. Исследование возможностей внедрения новейших цифровых технологий (автоматизированной системы контроля (АСК) «НДС-2», маркировки товаров и внедрения онлайн-касс) в систему современных моделей взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов.Задачи. Анализ специфики внедрения в деловую практику АСК «НДС-2», маркировки товаров, онлайн-касс; разработка рекомендаций по повышению эффективности использования указанных инструментов.Методология исследования включает в себя общенаучные методы: правовой и статистический анализ, синтез, индукцию, дедукцию.Результаты. Рассмотрены особенности работы АСК «НДС-2», показана схема выявления налоговыми органами организаций-выгодоприобретателей по налоговому вычету НДС, охарактеризованы санкции, применяемые к данным лицам. Проанализированы механизм работы онлайн-касс, основные этапы его внедрения, санкции, применяемые к предпринимателям, использующим устаревшую контрольно-кассовую технику. В рамках исследования системы обязательной маркировки товаров изучены алгоритмы подготовки предпринимателей к переходу на электронную маркировку и представлены сроки перехода для отдельных товарных групп.Выводы. Внедрение цифровых технологий АСК «НДС-2», онлайн-касс и электронной маркировки товаров способствует повышению эффективности контроля движения товара по всей логистической цепочке и направлено на пресечение ухода от уплаты налогов, в частности НДС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Деева Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE SYSTEM OF MODERN MODELS OF INTERACTION BETWEEN TAXPAYERS AND TAX AUTHORITIES

The presented study addresses the peculiarities of using digital technologies in the field of interaction between taxpayers and tax authorities.Aim. The study aims to explore the possibilities of introducing advanced digital technologies (Automated Control System (ACS) VAT-2, product labelling, and introduction of online cash registers) into the system of modern models of interaction between taxpayers and tax authorities.Tasks. The authors analyze the specific aspects of implementing ACS VAT-2, product labeling, and online cash registers in business practice and develop recommendations for improving the efficiency of these tools.Methods. This study uses general scientific methods: legal and statistical analysis, synthesis, induction, and deduction.Results. The operating features of ACS VAT-2 are considered, the scheme used by tax authorities to identify organizations benefiting from VAT deduction is shown, and sanctions applied to these entities are described. The study analyzes the operating principle of online cash registers, the major stages of their implementation, and the sanctions applied to entrepreneurs using outdated cash register equipment. In the context of consideration of the mandatory product labeling system, the algorithms for preparing entrepreneurs to the transition towards electronic labeling are examined and the transition periods for specific product groups are estimated.Conclusions. The implementation of ACS VAT-2 digital technologies, online cash registers, and electronic product labeling increases the efficiency of control over product movement along the entire logistics chain and is aimed at preventing tax evasion, particularly with regard to VAT.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННЫХ МОДЕЛЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ И НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ»

ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА

УДК 004.9:336.22 http://d0i.0rg/l 0.35854/1998-1627-2020-8-840-850

Цифровые технологии в системе современных моделей взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов

Деева Т. В.1

1 Институт проблем рынка Российской академии наук, Москва, Россия

Статья посвящена особенностям применения цифровых технологий в сфере взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов.

Цель. Исследование возможностей внедрения новейших цифровых технологий (автоматизированной системы контроля (АСК) «НДС-2», маркировки товаров и внедрения онлайн-касс) в систему современных моделей взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов.

Задачи. Анализ специфики внедрения в деловую практику АСК «НДС-2», маркировки товаров, онлайн-касс; разработка рекомендаций по повышению эффективности использования указанных инструментов.

Методология исследования включает в себя общенаучные методы: правовой и статистический анализ, синтез, индукцию, дедукцию.

Результаты. Рассмотрены особенности работы АСК «НДС-2», показана схема выявления налоговыми органами организаций-выгодоприобретателей по налоговому вычету НДС, охарактеризованы санкции, применяемые к данным лицам. Проанализированы механизм работы онлайн-касс, основные этапы его внедрения, санкции, применяемые к предпринимателям, использующим устаревшую контрольно-кассовую технику. В рамках исследования системы обязательной маркировки товаров изучены алгоритмы подготовки предпринимателей к переходу на электронную маркировку и представлены сроки перехода для отдельных товарных групп.

Выводы. Внедрение цифровых технологий АСК «НДС-2», онлайн-касс и электронной маркировки товаров способствует повышению эффективности контроля движения товара по всей логистической цепочке и направлено на пресечение ухода от уплаты налогов, в частности НДС.

Ключевые слова: АСК «НДС-2», цифровые технологии, налогоплательщики, налоговые органы, онлайн-кассы, маркировка товаров.

Для цитирования: Деева Т. В. Цифровые технологии в системе современных моделей взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов // Экономика и управление. 2020. Т. 26. № 8. С. 840-850. http://doi. org/10.35854/1998-1627-2020-8-840-850

Digital Technologies in the System of Modern Models of Interaction between Taxpayers and Tax Authorities

Deeva T. V.1

1 Market Economy Institute Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia

The presented study addresses the peculiarities of using digital technologies in the field of interaction between taxpayers and tax authorities.

Aim. The study aims to explore the possibilities of introducing advanced digital technologies (Automated Control System (ACS) VAT-2, product labelling, and introduction of online cash registers) into the system of modern models of interaction between taxpayers and tax authorities.

Tasks. The authors analyze the specific aspects of implementing ACS VAT-2, product labeling, and online cash registers in business practice and develop recommendations for improving the efficiency of these tools.

Methods. This study uses general scientific methods: legal and statistical analysis, synthesis, induction, and deduction.

Results. The operating features of ACS VAT-2 are considered, the scheme used by tax authorities to identify organizations benefiting from VAT deduction is shown, and sanctions applied to these entities are described. The study analyzes the operating principle of online cash registers, the major stages

of their implementation, and the sanctions applied to entrepreneurs using outdated cash register equipment. In the context of consideration of the mandatory product labeling system, the algorithms for preparing entrepreneurs to the transition towards electronic labeling are examined and the transition periods for specific product groups are estimated.

Conclusions. The implementation of ACS VAT-2 digital technologies, online cash registers, and electronic product labeling increases the efficiency of control over product movement along the entire logistics chain and is aimed at preventing tax evasion, particularly with regard to VAT.

Keywords: ACS VAT-2, digital technologies, taxpayers, tax authorities, online cash registers, product labeling.

For citation: Deeva T.V. Digital Technologies in the System of Modern Models of Interaction between Taxpayers and Tax Authorities. Ekonomika i upravlenie = Economics and Management. 2020;26(8):840-850 (In Russ.). http:// doi.org/10.35854/1998-1627-2020-8-840-850

Введение

В условиях становления цифрового общества эффективность государственного управления в значительной степени зависит от внедрения технологий диджитализации. Развитие цифрового общества существенно влияет на государственное управление, взаимодействие органов государственной власти между собой, с общественными институтами, бизнесом, гражданами. Формирование этих отношений происходит на основе достижений ИТ-отрасли, развития сети Интернет и отражает суть электронного правительства, под которым предлагается понимать форму организации государственного управления, что обеспечивает электронный формат взаимодействия между участниками информационного общества: государства, бизнеса и граждан, способствует повышению эффективности, открытости и прозрачности деятельности органов публичного управления.

Формирование современных коммуникационных связей в сфере налогообложения в процессе модернизации государственного управления налогообложением происходит на платформе ИТ-технологий. Именно при таких условиях развивается цифровое налогообложение. Очевидно, что развитие такой формы налогообложения положительно влияет на имидж фискальных органов путем повышения прозрачности деятельности и трансформирования контролирующей службы в сервисную. Для определения перспективных направлений развития цифрового налогообложения, при совершенствовании механизмов государственного управления налогообложением необходимо учесть последние достижения относительно электронного формата взаимодействия в сфере государственного управления.

Государственное управление в сфере электронного налогообложения тесно связано с цифровизацией процессов налогообложения, налаживанием электронного информационного взаимодействия фискальных органов и налогоплательщиков, внедрением и организационно-технологической поддержкой электронного

документооборота и цифровой подписи, онлайновыми коммуникациями, а также обменом информацией по вопросам налогообложения между государственными ведомствами и организациями.

С 1 января 2015 г. в России произошло изменение порядка подачи деклараций по НДС, внедрена инновационная система автоматизированного контроля исчисления НДС (АСК НДС-2), позволяющая сокращать процентное отношение величины начисленного НДС и налоговых разрывов [1]. В последние годы произошло внедрение онлайн-касс (с 1 января 2017 г.), а с 2019 г. происходит внедрение электронной маркировки товаров.

По данным Федеральной налоговой службы (ФНС), сборы НДС с 2015 г. по 2019 г. выросли на 58,02 % (до 223,9 млрд руб.) [2]. Разница между начисленным и поступившим НДС в 2019 г. составила 0,21 % [2]. Таким образом, внедрение новейших цифровых технологий (АСК «НДС-2» и онлайн-касс) в систему современных моделей взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов является актуальным, так как позволяет повысить собираемость налогов.

Обзор литературы

Вопросам внедрения новейших цифровых технологий в деятельность ФНС посвящены труды различных отечественных исследователей. Так, в статье Е. А. Кобяковой рассматривается механизм работы АСК «НДС» и АИС-2, цели их внедрения и основные результаты работы данных систем в 2013-2015 гг. [3]. Статья В. А. Тимошенко посвящена изучению проведения «перекрестных» проверок счетов-фактур и анализу вопросов, связанных с автоматическим распределением системой всех плательщиков налога на добавленную стоимость по трем группам налогового риска (низкого, среднего и высокого). Автором освещены вопросы сопоставления НДС, начисленного продавцом, с НДС, принятым к вычету либо возмещению покупателем.

2 В рамках указанного выше исследования

1 доказана эффективность внедрения АСК ° «НДС- 2» в части выявления и пресечения

2 уклонения от уплаты НДС [4].

В статье М. Г. Цыкура отражены результа-^ ты внедрения программы АСК «НДС-2» на ° примере некоторых регионов (Липецкой, Там-I бовской, Свердловской областей), доказано ее ^ положительное влияние на управление общественными финансами [5]. В статье О. А. За-дёра также проведено исследование эффективности работы комплекса АСК «НДС-2» на региональном уровне на примере Волгоградской области [6]. Д. Н. Шалина и А. М. Гринкевич анализируют статистические данные о динамике выявленных нарушений по уплате НДС за 2015-2016 гг. и делают вывод об эффективности рассмотренной системы, определяют перспективы ее дальнейшего развития [7].

В статьях П. В. Седаева, О. В. Чаадаевой [8], Е. А. Лопуховой [9], А. Р. Агранат, А. В. Шевченко, Ю. Н. Солнышковой [10] рассматриваются не только эффективность внедрения программного комплекса для налоговых органов, но и определяются последствия его внедрения для налогоплательщиков. С. С. Амелин в своей статье проанализировал данные о налоговых поступлениях и данные судебной статистики. Автор представил динамику изменений, в том числе изменений эффективности системы налогового администрирования в связи с введением в практику АСК «НДС-2» [10].

Множество научных работ посвящено внедрению онлайн-касс. Так, А. С. Бубакина, А. И. Шмелева [11], В. С. Матвеева [12] показывают влияние цифровизации экономики на развитие бухгалтерского учета с точки зрения внедрения онлайн-касс в деятельность хозяйствующих субъектов. Указанные авторы приводят в статье проблемы законодательного регулирования, действующей практики использования онлайн-касс организациями и индивидуальными предпринимателями [11; 12].

В статье Ю. О. Лариной и Е. С. Николаевой онлайн-кассы позиционируются как эффективное средство борьбы с фальсификацией товара на примере маркировки лекарственных средств [13]. В статьях Е. А. Сачевской [14], Г. И. Мансуровой, П. М. Мансурова, И. М. Тулуповой [15], О. В. Евсюковой, М. С. Буряк [16] определены преимущества внедрения онлайн-касс как для государства в лице налоговых органов, так и для покупателей. В статье Е. В. Бусло-вой, В. С. Матвеевой обобщен не только российский, но и зарубежный опыт внедрения онлайн-касс в таких странах, как Австрия, Германия, Греция, Сербия, Грузия, Казахстан и ряде других [17].

Вопросам маркировки товаров посвящены научные статьи многих современных иссле-

дователей. Так, в статье С. И. Самоделкина цифровая маркировка товаров показана как основа системы прослеживаемости товаров в целях роста эффективности таможенного контроля при обороте товаров отдельных категорий, ввезенных на территорию Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Автор указывает, что электронная маркировка товаров применяется для сокращения объемов их нелегального импорта в Российской Федерации (РФ) [18]. В этой же статье определен перечень товаров, подлежащих маркировке, выявлены причины внедрения маркировки товаров, охарактеризована нормативная база по обеспечению маркировки.

В статье А. П. Пушило рассмотрена законодательная база по созданию эффективной системы противодействия нелегальному обороту товаров и внедрению в практику единой национальной информационной системы маркировки товаров и контроля их оборота [19]. С. В. Кораблев в своей статье анализирует последствия введения обязательной маркировки товаров для функционирования малого бизнеса [20], а в статье К. И. Ярышкина маркировка товаров дана как путь к тотальному финансовому контролю [21].

Несмотря на широкий круг научных разработок относительно государственного управления в различных сферах и информационного общества, теоретико-методологические основы государственного управления налогообложением, механизмов его осуществления в условиях развития цифровых технологий только начинают формироваться [22]. И хотя существует множество актуальных трудов по рассматриваемой теме, возникает необходимость проведения дальнейших исследований.

Результаты исследования

ФНС не скрывает возможности внедрения инновационных цифровых систем автоматического контроля. Так, в 2015 г. Федеральная налоговая служба России ввела в практику своей деятельности новую систему АСК «НДС-2», что минимизировало влияние человеческого фактора при проведении налоговых проверок. Данная система позволяет изменять архитектуру налогового контроля. Благодаря ей, ручная работа была заменена автоматизированными бизнес-процессами [23].

В этой программе данные загружаются в базу налоговых органов, где обрабатываются для выявления налоговых разрывов, т. е. неуплаты НДС. Программа АСК «НДС-2» настроена таким образом, что у всех контрагентов цепи должен «сходиться» НДС, а если существуют расхождения, инспектор налогового органа способен мгновенно их выявить. Данная программа позволяет работникам налоговых органов

Рис . 1. Схема добровольного принуждения к самостоятельному уточнению налоговых обязательств

по уплате НДС

Источник: составлено автором на основе [24].

Рис . 2 . Схема купли-продажи при внедрении онлайн-касс

Источник: составлено автором на основе [28].

строить взаимосвязи между компаниями, выявлять фирмы-однодневки, осуществлять мониторинг движения денег по цепочкам, находить конечного выгодоприобретателя по налоговым вычетам налога на добавленную стоимость. Далее руководителя такой организации вызывают на комиссию по финансово-хозяйственной деятельности для дачи пояснений. Руководителю компании-выгодоприобретателя по налоговым вычетам НДС демонстрируется схема, из которой видно, что он организовал схему уклонения от уплаты налога и предлагается на выбор три варианта действий, как видно на рисунке 1.

Вызовы ФНС с требованиями личной явки будут направляться руководителю компании-выгодоприобретателя еженедельно. В дополнение к этому инспектор налоговой инспекции будет совершать ежедневные телефонные звонки и уточнять о выбранном им решении. Речь идет о так называемом методе добровольного принуждения к самостоятельному уточнению налоговых обязательств.

АСК «НДС-2» позволяет выявлять и предотвращает практически все существующие схемы уклонения от уплаты НДС. Деятельность по

выявлению налоговых разрывов осуществляется по экстерриториальному признаку как сверху вниз (от выгодоприобретателя до однодневки), так и снизу вверх. Налоговые органы при проведении контрольных мероприятий выявляют потенциальных выгодоприобретателей и отправляют друг другу все результаты проверок по всей цепочке исчисления НДС.

Согласно действующему законодательству РФ [25; 26; 27] все ИП и организации, которые осуществляют наличные и безналичные расчеты с покупателями, обязаны с 1 января 2017 г. перейти к использованию контрольно-кассовой техники (ККТ). С этой даты субъекты предпринимательской деятельности должны передавать в налоговые органы данные о совершенных расчетах. Данные должны передаваться через оператора фискальных данных (ОФД). Для индивидуальных предпринимателей и организаций, которые после 1 января 2017 г. продолжат работать с устаревшей контрольно-кассовой техникой, предусмотрены штрафные санкции. В рамках внедрения онлайн-касс процесс купли-продажи осуществляется по схеме, приведенной на рисунке 2.

2 Как показано на рисунке 2, при соверше-| нии сделки купли-продажи покупатель дол° жен оплатить, а продавец отразить покупку 2 в 1С. Затем продавец должен распечатать на ® кассовом оборудовании чек и передать его по-^ купателю. При возникновении необходимости ° продавец направляет копию чека покупателю | через СМС-сообщение или электронную почту. ^ Подпись на чеке (индивидуальный фискальный признак) ставится фискальным накопителем. Если онлайн-касса подключена к сети Интернет, то подписанный чек в онлайн-режи-ме передается оператору фискальных данных. Получив чек, оператор фискальных данных сообщает о его принятии.

Чеки хранятся у оператора фискальных данных в течение неограниченного времени. Каждый чек в обязательном порядке передается в налоговые органы. Клиент при необходимости может сделать запрос в ФНС России и проверить достоверность чека. Это делается при помощи специального мобильного приложения. Благодаря внедрению в практику онлайн-касс, регистрация ККТ проводится без личного посещения налоговых органов.

Согласно положениям Закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в РФ» [25] при неиспользовании предпринимателем онлайн-касс (контрольно-кассовой техники) нового образца он обязан будет уплатить штраф. Размер штрафа при первичном нарушении составляет 10 000 рублей и более — для индивидуального предпринимателя или должностного лица; 30 000 рублей и более — для юридического лица. При повторном нарушении (если сумма расчетов без чека превысит 1 млн руб.) предусмотрена приостановка деятельности юридического лица или ИП на срок до 90 суток. Организации и предприниматели, применяющие системы налогообложения ЕНДВ и ПСН, обязаны использовать ККТ нового поколения. Предприниматели обязаны заключать договоры с ОФД.

В 2019 г. (с 1 июля) начался третий этап перехода к использованию онлайн-касс. Следующий этап начнется 1 февраля 2021 г. Предпринимателям необходимо будет полностью перейти на использование онлайн-касс. Обязательным требованием станет печать в чеке количества и наименования товара в согласии с утвержденными номенклатурными справочниками для всех категорий предпринимателей и юридических лиц. После 1 июля 2021 г. онлайн-кассы станут обязательными и для индивидуальных предпринимателей, занимающихся продажей услуг и товаров собственного производства, в том числе тех, которые не имеют наемных работников.

В ряде отраслей доля контрафактной продукции достигает 30-40 %. С целью снижения

доли данной продукции вводится система обязательной маркировки товара средствами идентификации. Внедрение данной системы регламентировано Законом «О внесении изменений в ст. 4.7 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в РФ" и ст. 5 и 8 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ"» [29]. До конца 2024 г. будет реализована реформа маркировки всей продукции, производящейся на территории РФ.

Основными ожидаемыми результатами маркировки товаров выступают вытеснение с российского рынка недобросовестных участников товарооборота; потребители получат больше инструментов для защиты своих прав за счет простоты прослеживания легальности товара, а за счет оптимизации взаимодействия с надзорными органами упрощается порядок подачи жалоб на нарушителей правил торговли; гарантии качества легальной продукции будут способствовать росту доверия потребителей, и торговая дисциплина выйдет на качественно иной уровень.

Маркировка представляет собой нанесение уникального идентификационного кода на товар и служит для отслеживания полного пути товара по всей логистической цепочке: от ввоза до момента конечной реализации потребителю. Маркировочные коды бывают нескольких видов:

1. Коды DataMatrix — двумерные штрихкоды (квадратные или прямоугольные черно-белые элементы) [30].

2. Контрольно-идентификационные знаки: ИЕГО-метки и чипы, содержащие серийные глобальные идентификационные номера (ОТШ) [31].

Разными идентификаторами маркируются разные группы товаров. В частности, табачная продукция, обувь, верхняя одежда и медикаменты маркируются кодами DataMatrix, а меховые изделия — ИЕГО-метками. Сроки перехода на новую систему электронной маркировки для разных товарных групп различны, как видно из таблицы 1.

Полный запрет на реализацию немаркированных товарных остатков будет осуществляться с 1 декабря 2020 г. Проект внедрения электронной маркировки товаров также определяет введение марки для молочной продукции, кресел-колясок, велосипедов. Однако данные по срокам обязательного перехода пока не установлены.

В соответствии с Законом № 381-ФЗ от 28 декабря 2009 г. «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» весь процесс, от нанесения маркировки на товар и до вывода его из оборота, подлежит обязательной регистрации [32]. Аналогичное требование

844 Екопотлка i upravlenie = Есопот^ and

МападетеП • 2020 • 26 (8) • 840-850

Таблица 1

Сроки введения электронной маркировки для отдельных видов товаров

Группы товаров Сроки введения электронной маркировки

Лекарственные препараты нозологий с 01.10.2019

Все медикаменты с 01.07.2020

Табачная продукция в розничной торговле с 01.07.2019

Табачная продукция в оптовой торговле с 01.07.2020

Обувь с 01.03.2020

Шины и автопокрышки с 01.11.2020

Парфюмерная продукция с 01.07.2020

Трикотаж, верхняя одежда и белье с 01.07.2020

Фототовары с 01.10.2020

Источник: составлено автором на основе [29].

Рис . 3 . Алгоритм функционирования обязательной маркировки товаров Источник: составлено автором.

закреплено в отдельных локальных правовых актах. Всем участникам оборота товаров, которые подлежат маркировке, нужно зарегистрироваться в системе «Честный знак» [33].

На первом этапе производитель, импортер, оптовый или розничный торговец наносит уникальный идентификатор на продукцию и передает данные по этому шагу мониторинга. На втором этапе все участники цепочки продаж, от предприятия-изготовителя до розничного магазина, передают в систему маркировки информацию о движении товарной единицы по логистической цепи (закупка оптовой партии, движение между магазинами сети и т. д.). После сканирования маркировочных кодов при приемке товары попадают на полки розничных торговых точек. На третьем этапе маркировка считывается при реализации продуктов.

Онлайн-касса учитывает полученные от сканера данные идентификатора и в систему маркировки отправляются данные о выводе конкретного товара из товарооборота. Далее кассовый аппарат стандартно передает сведения о проданном товаре ОФД и параллельно — в систему мониторинга. Существует обязательный круг участников в рамках торговли маркированной продукцией. К ним относятся:

• производители, так как они обязаны маркировать товары непосредственно в процессе их производства или сразу после изготовления;

• импортеры, на которых возложена обязанность нанесения маркировки на товары до их ввоза на территорию РФ, а именно до начала процедуры прохождения таможенного оформления;

• розничные и оптовые торговые предприятия обязаны маркировать товар при возврате, обмене и пересортице; при приемке от организаций и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями; при повреждении кода; при работе с остатком, отгруженным или оплаченным до того, как новые требования вступили в силу. Алгоритм функционирования обязательной

маркировки товаров представлен на рисунке 3.

Алгоритм подготовки к обязательной маркировке товаров включает в себя следующие этапы:

1. На первом этапе определяется необходимость маркировки реализуемого товара. Затем проверяется совпадение реализуемого товара с кодами, перечисленными в распоряжении Правительства РФ № 792-р [34].

2. На втором этапе обновляется программное обеспечение и торговое оборудование,

2 оформляется усиленная квалифицированная цифровая подпись, настраивается про° граммно-аппаратный комплекс, который 2 подключается к электронной системе документооборота. ^ 3. На третьем этапе происходит регистрация ° личного кабинета на портале развития пер-| спективных технологий и в системе марки-^ ровки.

С технической точки зрения предпринимателю нужно приобрести 2Б-сканер штрих-кодов, которые способны идентифицировать коды DataMatrix и перепроверить, подходит ли имеющаяся ККТ для работы с маркировкой. Необходимо обновить и систему товарного учета и настроить работу системы «Честный знак». Производителям следует дополнительно создать аккаунт в системе 081 и установить соответствующее программное обеспечение, настроить регистраторы эмиссии, приобрести устройство для печати кодов маркировки.

Если установленные требования не соблюдаются или соблюдаются с просрочкой, то предприниматель будет нести ответственность (административную или уголовную). Общий порядок и случаи привлечения предпринимателей к ответственности за нарушение требований и правил обязательной маркировки товарной продукции закреплены в ст. 15.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях [35]. Участники рынка, участвующие в обороте немаркированного товара, который подлежит обязательной маркировке, обязаны будут уплатить штраф. В частности, за торговлю немаркированной табачной продукцией в соответствии со указанной статьей 15.12 штраф составляет от 5 до 10 тыс. руб. для индивидуальных предпринимателей и от 50 до 300 тыс. руб. — для организаций. При этом немаркированная табачная продукция подлежит конфискации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Часть 1 ст. 171.1 Уголовного кодекса (УК) РФ [36] гласит, что, если стоимость неразмеченной табачной продукции превышает 1,5 млн руб., нарушителю грозит лишение свободы сроком до трех лет и штраф в размере 80 тыс. руб. За нарушение правил маркировки шуб (ст. 15.12. Кодекса РФ об административных правонарушениях), за импорт или продажу немаркиро-

ванной меховой продукции полагается штраф от двух до четырех тысяч рублей для физических лиц, от пяти до десяти тысяч рублей — для работников и индивидуальных предпринимателей, от 50 до 300 тыс. руб. для организаций. В соответствии со ст. 171.1 УК РФ за продажу немаркированных шуб на сумму свыше шести миллионов рублей нарушителю грозит лишение свободы на срок до шести лет.

Таким образом, предпринимателям следует своевременно трансформировать бизнес под новые требования по введению обязательной маркировки товаров, иначе вся реализуемая продукция будет конфискована, а предприниматель понесет как минимум финансовую ответственность.

Выводы

Итак, внедрение цифровых технологий АСК «НДС-2», онлайн-касс и электронной маркировки товаров способствует повышению эффективности контроля движения товара по всей логистической цепочке и направлено на пресечение ухода от уплаты налогов, в частности НДС. В рамках внедрения онлайн-касс законодательно установлено, что в момент совершения покупки каждый чек должен в он-лайн-режиме отправляться в ФНС РФ. Определена обязанность продавца по отправке чека на электронную почту или СМС-сообщением в дополнение к печатной версии чека (по требованию покупателя). Законодательно разрешено использование только ККТ и фискальных накопителей, которые находятся в реестре ФНС.

В рамках системы обязательной маркировки любая информация о движении товара, помеченного уникальным цифровым кодом (от импортера либо производителя к продавцу), должна обязательно направляться в информационную систему. Информация поступает в информационную систему в режиме онлайн при помощи универсального передаточного документа (УПД) при оптовой реализации. Если товар выбывает из оборота в рамках розничной торговли, то данные о движении товара передаются в информационную систему онлайн-кассой.

Литература

1. ФНС на удаленке. Как развиваются электронные системы проверки [Электронный ресурс] // Практическое налоговое планирование. 2020. № 5. URL: https://e.nalogplan.ru/810471 (дата обращения: 02.08.2020).

2. Отчет о начислении и поступлении налогов, сборов, страховых взносов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации [Электронный ресурс] // Федеральная налоговая служба России: офиц. сайт. URL: https://www.nalog.ru/rn66/related_activities/ statistics_and_analytics/forms/ (дата обращения: 02.08.2020).

3. Кобякова Е. А. Использование автоматизированных информационных технологий при проведении налоговых проверок АСК НДС, АСК НДС-2 // Архитектура финансов: антикризисные финансовые стратегии в условиях глобальных перемен: сб. материалов VII Междунар. науч.-

практ. конф. СПб.: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2016. С.10-14.

4. Тимошенко В. А. Совершенствование контроля за исчислением и уплатой НДС на базе «АСК НДС-2» // Право и экономика. 2017. № 11 (357). С. 61-65.

5. Цыкура М. Г. Результаты внедрения программы «АСК НДС-2» и ее влияние на эффективное управление общественными финансами // Инновационное развитие экономики. 2017. № 5 (41). С. 113-116.

6. Задёра О. А. Влияние АСК НДС-2 на статистику налоговых проверок УФНС России по Волгоградской области // Современные научные исследования и разработки. 2017. № 9 (17). С. 575-576.

7. Шалина Д. Н., Гринкевич А. М. АСК НДС-2: масштабный «комплекс слежения» за бизнесом // Сибирская финансовая школа. 2017. № 6 (125). С. 55-57.

8. Седаев П. В., Чаадаева О. В. Введение СУР АСК НДС-2: последствия для налогоплательщиков и налогового органа // Экономика и предпринимательство. 2018. № 6 (95). С. 1035-1037.

9. Лопухова Е. А. ПК АСК НДС, последствия от его внедрения для налогоплательщиков // Наука. Образование. Культура. Актуальные проблемы и практика решения (федеральный и региональный аспекты): сб. ст. по материалам X Всерос. науч.-практ. конф. Прокопьевск: Филиал Кузбасского государственного технического университета имени Т. Ф. Горбачева, 2017. С. 113116.

10. Агранат А. Р., Шевченко А. В., Солнышкова Ю. Н. АСК НДС: механизм контроля налога на добавленную стоимость // Вестник современных исследований. 2018. № 11.4 (26). С. 9294.

11. Бубакина А. С., Шмелева А. И. Бухгалтерский учет в условиях цифровой экономики: применение онлайн-касс (онлайн-ККТ) // Шаг в будущее: искусственный интеллект и цифровая экономика: Smart Nations: экономика цифрового равенства: сб. материалов III Междунар. науч. форума. М.: Государственный университет управления, 2020. С. 160-167.

12. Матвеева В. С. Особенности применения контрольно-кассовой техники в современной экономике с внедрением онлайн-касс // Проблемы устойчивого развития: отраслевой и региональный аспект: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. О. В. Ямова. Тюмень: Тюменский индустриальный университет, 2019. С. 79-82.

13. Ларина Ю. О., Николаева Е. С. Цифровизация как эффективное средство борьбы с фальсификацией товара: роль онлайн-касс // ScienceJuice2019: сб. статей и тезисов студенческой открытой конференции. М.: Парадигма, 2020. С. 386-388.

14. Сачевская Е. А. Цифровой контроль предпринимательской деятельности: роль онлайн-касс // ScienceJuice2019: сб. статей и тезисов студенческой открытой конференции. М.: Парадигма, 2020. С. 399-401.

15. Мансурова Г. И., Мансуров П. М., Тулупова И. М. Плюсы и минусы онлайн-касс в малом бизнесе // Вестник Ульяновского государственного технического университета. 2019. № 4 (88). С. 68-71.

16. Евсюкова О. В., Буряк М. С. Преимущества и недостатки для бизнеса онлайн-касс // Научное сообщество студентов. Междисциплинарные исследования: электр. сб. ст. по материалам XVIII студенческой Междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск: АНС «Сибирская академическая книга», 2017. С. 271-276.

17. Буслова Е. В., Матвеева В. С. Современный взгляд на использование онлайн-касс в России и за рубежом // Бухгалтерский учет, анализ и аудит: современное состояние и перспективы развития: сб. материалов Х Междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург: Уральский государственный экономический университет, 2019. С. 24-27.

18. Самоделкин С. И. Маркировка товаров как эффективный инструмент стратегии прослеживае-мости товаров: первый опыт, текущее состояние и перспективы // Актуальные вопросы современной науки и образования: сб. науч. ст. по материалам XVIII Междунар. науч.-практ. конф. Киров: Московский финансово-юридический университет, 2019. С. 878-891.

19. Пушило А. П. Маркировка товаров и контрольно-кассовая техника // Право и современная экономика: новые вызовы и перспективы: сб. материалов II науч.-практ. конф. с междунар. участием юридического факультета СПбГЭУ / под науч. ред. Н. А. Крайновой. СПб.: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2019. С. 338-340.

20. Кораблев С. В. Маркировка товаров и судьба малого бизнеса // Информация как двигатель научного прогресса: сб. ст. по итогам Всерос. науч.-практ. конф. Стерлитамак: ООО «Агентство международных исследований», 2019. С. 190-193.

21. Ярышкин К. И. Маркировка товаров как путь к тотальному финансовому контролю // Актуальные проблемы современной финансовой науки. М.: КноРус, 2019. С. 142-144.

22. Цветков В. А., Дудин М. Н., Лясников Н. В., Зоидов К. Х. Система налогового контроля в Российской Федерации и пути повышения ее эффективности // Экономика и управление. 2019. № 1 (159). С. 4-15.

23. Итоги деятельности ФНС России за 2019 год [Электронный ресурс] // Федеральная налоговая служба России: офиц. сайт. URL: https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_ analytics/effectiveness/ (дата обращения: 06.08.2020).

24. Тихонова А. В. О роли информационно-коммуникационных технологий в налоговых правоотношениях: российский и зарубежный опыт // Налоги и налогообложение. 2019. № 7. С. 51-63. DOI: 10.7256/2454-065X.2019.7.30591

g 25. О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Фе-

дерации: федер. закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ // Справ.-правовая система «Консуль-о тантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42359/ (дата обращения:

g 06.08.2020).

^ 26. О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации: федер. закон

к от 27 ноября 2017 г. № 349-Ф3 // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://

^ www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_283506/ (дата обращения: 06.08.2020).

27. Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов и форматов фискальных © документов, обязательных к использованию: приказ ФНС России от 21 марта 2017 г. № ММВ-^ 7-20/229@ (в ред. от 29 августа 2019 г.) // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_214339/ (дата обращения: 06.08.2020).

28. 1С: Управление небольшой фирмой. Новое в версии 1.6.8 [Электронный ресурс]. URL: https:// its.1c.ru/db/content/updinfo/src/smallbusiness/1.6.8/index.htm (дата обращения: 06.08.2020).

29. О внесении изменений в статью 4.7 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» и статьи 5 и 8 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»: федер. закон от 31 декабря 2017 г. № 487-ФЗ (в ред. от 3 июля 2018 г.) // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_286746/ (дата обращения: 06.08.2020).

30. Код DataMatrix: современный способ маркировки [Электронный ресурс]. URL: https://www. business.ru/article/2896-kod-datamatrix (дата обращения: 06.08.2020).

31. Методические рекомендации для участников эксперимента по маркировке средствами идентификации и мониторингу оборота обувных товаров, соответствующих кодам ТН ВЭД ЕАЭС 6401 -6405, в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_306157/ (дата обращения: 06.08.2020).

32. Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации: федер. закон от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ (в ред. от 25 декабря 2018 г.) // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_95629/ (дата обращения: 06.08.2020).

33. Обязательная маркировка товаров Честный знак [Электронный ресурс] // Офиц. сайт государственной системы маркировки и прослеживания Честный знак. URL: https://честныйзнак.рф/ (дата обращения: 06.08.2020).

34. Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (с изменениями и дополнениями): распоряжение Правительства РФ от 28 апреля 2018 г. № 792-р // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297114/ (дата обращения: 06.08.2020).

35. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федер. закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 31 июля 2020 г.) // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения: 06.08.2020).

36. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 8 июня 2020 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 27 июля 2020 г.) // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 06.08.2020).

References

1. FTS remotely. How electronic audit systems are evolving. Prakticheskoe nalogovoe planirovanie. 2020;(5). URL: https://e.nalogplan.ru/810471 (accessed on 02.08.2020). (In Russ.).

2. Report on the accrual and receipt of taxes, fees, insurance premiums and other mandatory payments to the budgetary system of the Russian Federation. Official website of the Federal Tax Service of Russia. URL: https://www.nalog.ru/rn66/related_activities/statistics_and_analytics/ forms/ (accessed on 02.08.2020). (In Russ.).

3. Kobyakova E.A. Use of automated information technologies during tax audits ASK VAT, ASK VAT-2. In: Finance architecture: Anti-crisis financial strategies in the context of global change. Proc. 7th Int. sci.-pract. conf. St. Petersburg: St. Petersburg State University of Economics; 2016:10-14. (In Russ.).

4. Timoshenko V.A. Improving control over the calculation and payment of VAT on the basis of "ASK VAT-2". Pravo i ekonomika. 2017;(11):61-65. (In Russ.).

5. Tsykura M.G. Results of the implementation of the program "ASK VAT-2" and its impact on the effective management of public finances. Innovatsionnoe razvitie ekonomiki = Innovative Development of Economy. 2017;(5):113-116. (In Russ.).

6. Zadera O.A. Influence of ASK VAT-2 on the statistics of tax audits of the Federal Tax Service of Russia in the Volgograd region. Sovremennye nauchnye issledovaniya i razrabotki. 2017;(9):575-576. (In Russ.).

7. Shalina D.N., Grinkevich A.M. ASK VAT-2: A large-scale "tracking complex" for business. Sibirskaya finansovaya shkola = Siberian Financial School. 2017;(6):55-57. (In Russ.).

8. Sedaev P.V., Chaadaeva O.V. Introduction of the RMS ASK VAT-2: Consequences for taxpayers and the tax authority. Ekonomika i predprinimatel'stvo = Journal of Economy and Entrepreneurship. 2018;(6):1035-1037. (In Russ.).

9. Lopukhova E.A. PK ASK VAT, the consequences of its implementation for taxpayers. In: Science. g

Education. Culture: Actual problems and solution practice (federal and regional aspects). Proc. ^

10th All-Russ. sci.-pract. conf. Prokopyevsk: Branch of the Kuzbass State Technical University a

named after T.F. Gorbachev; 2017:113-116. (In Russ.). °

10. Agranat A.R., Shevchenko A.V., Solnyshkova Yu.N. ASK VAT: A mechanism for controlling ^ value added tax. Vestnik sovremennykh issledovanii. 2018;(11.4):92-94. (In Russ.). 2

11. Bubakina A.S., Shmeleva A.I. Accounting in the digital economy: the use of online cash registers ^ (online CCP). In: Step into the future: Artificial intelligence and the digital economy. Smart na- x tions: The economy of digital equality. Proc. 3rd Int. sci. forum. Moscow: State University of ^ Management; 2020:160-167. (In Russ.).

12. Matveeva V.S. Features of the use of cash registers in the modern economy with the introduction § of online cash registers. In: Sustainable development problems: Sectoral and regional aspects. £ Proc. Int. sci.-pract. conf. Tyumen: Tyumen Industrial University; 2019:79-82. (In Russ.). h

13. Larina Yu.O., Nikolaeva E.S. Digitalization as an effective means of combating product counter- ^ feiting: The role of online cash registers. In: ScienceJuice2019. Proc. student open conf. Moscow: 2 Paradigma; 2020:386-388. (In Russ.). °

14. Sachevskaya E.A. Digital control of entrepreneurship: The role of online cash registers. In: i ScienceJuice2019. Proc. student open conf. Moscow: Paradigma; 2020:399-401. (In Russ.). 1

15. Mansurova G.I., Mansurov P.M., Tulupova I.M. Pros and cons of online cash registers in small ° businesses. Vestnik Ul'yanovskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta = Bulletin of >g the Ulyanovsk State Technical University. 2019;(4):68-71. (In Russ.). g

16. Evsyukova O.V., Buryak M.S. Advantages and disadvantages for online checkout business. In: Scientific community of students: Interdisciplinary research. Proc. 18th student int. sci.-pract. ™ conf. Novosibirsk: Sibirskaya akademicheskaya kniga; 2017:271-276. (In Russ.).

17. Buslova E.V., Matveeva V.S. Modern view on the use of online cash registers in Russia and abroad. ® In: Accounting, analysis and audit: Current state and development prospects. Ekaterinburg: Ural ^ State University of Economics; 2019:24-27. (In Russ.).

18. Samodelkin S.I. Product labeling as an effective tool for the product traceability strategy: First x experience, current state and prospects. In: Topical issues of modern science and education. Proc. ^ 18th Int. sci.-pract. conf. Kirov: Moscow University of Finance and Law; 2019:878-891. (In Russ.). |

19. Pushilo A.P. Labeling of goods and cash register equipment. In: Law and modern economics: New ® challenges and prospects. Proc. 2nd sci.-pract. conf. with int. particip. St. Petersburg: St. Petersburg ° State University of Economics; 2019:338-340. (In Russ.).

20. Korablev S.V. Product labeling and the fate of small businesses. In: Information as an engine of s

o

scientific progress. Proc. All-Russ. sci.-pract. conf. Sterlitamak: International Research Agency; g

2019:190-193. (In Russ.). g

21. Yaryshkin K.I. Product labeling as a path to total financial control. In: Actual problems of mod- m ern financial science. Moscow: KnoRus; 2019:142-144. (In Russ.).

22. Tsvetkov V.A., Dudin M.N., Lyasnikov N.V., Zoidov K.Kh. Tax control system in the Russian o Federation and ways to improve its efficiency. Ekonomika i upravlenie = Economics and Management. 2019;(1):4-15. (In Russ.). *

23. Results of activities of the Federal Tax Service of Russia for 2019. Official website of the Federal

Tax Service of Russia. URL: https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analyt- £

ics/effectiveness/ (accessed on 06.08.2020). (In Russ.). °

24. Tikhonova A.V. On the role of information and communication technologies in tax legal relations: Russian and foreign experience. Nalogi i nalogooblozhenie = Taxes and Taxation. 2019;(7):51-63.

(In Russ.). DOI: 10.7256/2454-065X.2019.7.30591 m

25. On the use of cash registers when making settlements in the Russian Federation. Federal Law of i-May 22, 2003 No. 54-FZ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42359/ (ac- 5 cessed on 06.08.2020). (In Russ.). ^

26. On amendments to part two of the Tax Code of the Russian Federation. Federal Law of November ^ 27, 2017 No. 349-FZ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_283506/ (accessed on 06.08.2020). (In Russ.).

27. On approval of additional details of fiscal documents and formats of fiscal documents that are mandatory for use. Order of the Federal Tax Service of Russia dated March 21, 2017 No. MMB-7-20 / 229 @ (as amended on August 29, 2019). URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_214339/ (accessed on 06.08.2020). (In Russ.).

28. 1C: Management of a small company. New in version 1.6.8. URL: https://its.1c.ru/db/content/ updinfo/src/smallbusiness/1.6.8/index.htm (accessed on 06.08.2020). (In Russ.).

29. On amendments to article 4.7 of the Federal Law "On the use of cash registers for settlements in the Russian Federation" and articles 5 and 8 of the Federal Law "On the fundamentals of state regulation of trading activities in the Russian Federation". Federal Law No. 487-FZ of December 31, 2017 (as amended on July 3, 2018). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_286746/ (accessed on 06.08.2020). (In Russ.).

30. DataMatrix Code: The modern way of labeling. URL: https://www.business.ru/article/2896-kod-datamatrix (accessed on 06.08.2020). (In Russ.).

31. Methodological recommendations for participants in the experiment on marking with identification means and monitoring the turnover of footwear corresponding to the EAEU nomenclature of goods subject to foreign trade codes 6401-6405 in the Russian Federation. Ministry of Industry and

g Trade of Russia. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_306157/ (accessed

on 06.08.2020). (In Russ.).

32. On the basics of state regulation of trading activities in the Russian Federation. Federal Law of g December 28, 2009 No. 381-FZ (as amended on December 25, 2018). URL: http://www.consultant.

^ ru/document/cons_doc_LAW_95629/ (accessed on 06.08.2020). (In Russ.).

cc 33. Mandatory labeling of goods Honest mark. Official website of the state system of labeling and

m tracking Honest mark. URL: https://^ecTHLiH3HaK.p$/ (accessed on 06.08.2020). (In Russ.).

° 34. On approval of the list of individual goods subject to mandatory labeling by means of identifica-

© tion (with amendments and additions). Order of the Government of the Russian Federation of

Er April 28, 2018 No. 792-r. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297114/

(accessed on 06.08.2020). (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

35. Code of the Russian Federation on administrative offenses. Federal Law No. 195-FZ of December 30, 2001 (as amended on July 31, 2020). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_34661/ (accessed on 06.08.2020). (In Russ.).

36. The Criminal code of the Russian Federation of June 13, 1996 No. 63-FZ (as amended on June 8, 2020) (with amendments and additions that came into force on July 27, 2020). URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (accessed on 06.08.2020). (In Russ.).

Сведения об авторе

Деева Татьяна Владимировна

кандидат экономических наук, докторант Институт проблем рынка Российской академии наук

117418, Москва, Нахимовский пр., д. 47, Россия (Н) e-mail: tv_k@lenta.ru

Поступила в редакцию 07.08.2020 Подписана в печать 21.08.2020

Information about Author

Tat'yana V. Deeva

Candidate of Sciences (Economics), Doctoral Student

Market Economy Institute Russian Academy of Sciences

Nakhimovskiy Ave 47, Moscow, Russia, 117418 (H) e-mail: tv_k@lenta.ru

Received 07.08.2020 Accepted 21.08.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.