Научная статья на тему 'Новая контрольно-кассовая техника как инструмент налогового и финансового контроля'

Новая контрольно-кассовая техника как инструмент налогового и финансового контроля Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1519
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОНЛАЙН-КАССА / НАЛОГ / КОНТРОЛЬ / ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЯ / ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ / ONLINE CASH / TAX / CONTROL / CONSUMER RIGHTS / SHADOW ECONOMY / MONETARY CIRCULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Силина Татьяна Александровна, Карпенко Светлана Викторовна, Хатков Мурат Азаматович

В статье рассматриваются проблемы и перспективы реализации новой редакции федерального закона №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа», предусматривающей внедрение в деятельность организаций и предпринимателей, осуществляющих наличные и электронные расчеты с клиентами, так называемых онлайн-касс. Дана оценка возможностей достижения задач совершенствования налогового контроля доходов и расходов налогоплательщиков, а также финансового контроля в сфере денежного обращения; выявлены основные направления, нуждающиеся в дополнительном регулировании, с целью повышения эффективности как финансового и налогового контроля в целом, так и контроля с помощью новых технологий в ККТ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New cash registers as instrument of tax and financial control

The paper examines the problems and prospects for the implementation of the new version of the federal law № 54-FZ «On the use of cash registers in the implementation of cash payments and (or) payments using electronic means of payment». It provides for the introduction into the activities of organizations and entrepreneurs carrying cash and electronic settlements with customers, so-called online cash registers. The authors present their assessment of the possibilities of achieving the tasks of improving the tax control of the incomes and expenses of taxpayers, as well as financial control in the sphere of monetary circulation. They identify the main areas that need additional regulation, in order to improve the effectiveness of both financial and tax control in general, and control with the help of new technologies in the CCP.

Текст научной работы на тему «Новая контрольно-кассовая техника как инструмент налогового и финансового контроля»

УДК 330.4 ББК 65 с 51 С 36

Т. А. Силина

Кандидат экономических наук, доцент кафедры учета и финансирования Адыгейского государственного университета, г. Майкоп. Тел. (928) 261-74-58, e-mail: agu_ekonom@mail.ru. С.В. Карпенко

Кандидат экономических наук, доцент кафедры учета и финансирования Адыгейского государственного университета, г. Майкоп. Тел. (918) 438-87-83, e-mail: skarpenko@maykop.ru. М.А. Хатков

Студент экономического факультета Адыгейского государственного университета, г. Майкоп. Тел.: (961) 970-46-94, e-mail: murat9696@mail.ru.

НОВАЯ КОНТРОЛЬНО-КАССОВАЯ ТЕХНИКА КАК ИНСТРУМЕНТ НАЛОГОВОГО И ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

( Рецензирована )

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы и перспективы реализации новой редакции федерального закона №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа», предусматривающей внедрение в деятельность организаций и предпринимателей, осуществляющих наличные и электронные расчеты с клиентами, так называемых онлайн-касс. Дана оценка возможностей достижения задач совершенствования налогового контроля доходов и расходов налогоплательщиков, а также финансового контроля в сфере денежного обращения; выявлены основные направления, нуждающиеся в дополнительном регулировании, с целью повышения эффективности как финансового и налогового контроля в целом, так и контроля с помощью новых технологий в ККТ.

Ключевые слова: онлайн-касса, налог, контроль, права потребителя, теневая экономика, денежное обращение.

Т.А. Silina

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Accounting and Finance Department, Adyghe State University, Maikop. Ph.: (928) 261-74-58, e-mail: agu_ ekonom@mail.ru. S.V. Karpenko

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Accounting and Finance Department,Adyghe State University, Maikop. Ph.: (918) 438-87-83, e-mail: skarpenko@ maykop.ru. M.A. Khatkov

Student of Economics Faculty, Adyghe State University, Maikop. Ph.: (961) 970-46-94, e-mail: murat9696@mail.ru.

NEW CASH REGISTERS AS INSTRUMENT OF TAX AND FINANCIAL CONTROL

Abstract. The paper examines the problems and prospects for the implementation of the new version of the federal law № 54-FZ «On the use of cash registers in the implementation

of cash payments and (or) payments using electronic means of payment». It provides for the introduction into the activities of organizations and entrepreneurs carrying cash and electronic settlements with customers, so-called online cash registers. The authors present their assessment of the possibilities of achieving the tasks of improving the tax control of the incomes and expenses of taxpayers, as well as financial control in the sphere of monetary circulation. They identify the main areas that need additional regulation, in order to improve the effectiveness of both financial and tax control in general, and control with the help of new technologies in the CCP.

Keywords: online cash, tax, control, consumer rights, shadow economy, monetary circulation.

Проблема поиска и внедрения эффективных методов контроля доходов налогоплательщиков существует с начала истории налогообложения и особенно остро встает в кризисные периоды. Если рассматривать новейшую историю России, то можно увидеть, какую огромную работу проделали налоговые органы в этом направлении. Параллельно государством проводились мероприятия по упрощению механизмов контроля и взаимодействия налогоплательщика и налоговых органов. Развитие компьютерной техники и современных информационных технологий дает новые все более широкие возможности, в том числе и в области финансового и налогового контроля.

Очередным шагом в этом направлении стало принятие в 2015 г. поправок к закону №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» [1], которые ввели в деловой оборот понятие онлайн-кассы.

Законодательные нововведения касаются всех хозяйствующих субъектов, принимающих наличную выручку и электронные платежи от покупателей, иными словами — огромный пласт бизнеса от индивидуальных предпринимателей и микро-предприятий до крупнейших торговых сетей. В связи с этим важным является качество проработки Закона с учетом интересов как государства, так и бизнеса.

В первую очередь, рассмотрим позитивные изменения, которые несет в себе новая редакция закона.

Самым главным ожидаемым эффектом от реализации новых положений Закона является усиление налогового контроля над доходами хозяйствующих субъектов, получаемых в наличном виде. При этом предполагается решение следующих

проблем, сложившихся в российской экономике:

— сокращение серого оборота наличных денег в экономике, особенно в розничном секторе;

— минимизация возможностей сокрытия доходов хозяйствующих субъектов от налогообложения;

— увеличение поступлений в бюджет;

— предотвращение направления неучтенной наличности в криминальную сферу, в том числе на финансирование терроризма;

— снижение количества проверок бизнеса;

— надежная защита прав потребителей.

Насколько же достижимы эти цели?

Поступления в бюджет за счет повышения собираемости налогов, несомненно, будут поступательно расти, а при использовании онлайн-касс возможностей укрывать выручку станет гораздо меньше, особенно у малых предприятий.

Сегодня довольно большое количество продавцов, относящихся к категории предприятий малого бизнеса, используют такие упрощенные системы налогообложения, как единый налог на вмененный доход и патентную систему налогообложения. При этих системах налогообложения применение контрольно-кассовой техники является добровольным, поэтому продавцы на законном основании не применяют совершенно никаких средств учета наличной выручки. Учет если и ведется, то с целью контроля владельцем наемных работников-продавцов, а также для иных внутренних управленческих нужд. Таким образом, на сегодняшний день плательщики ЕНВД или ПСН не являются недобросовестными продавцами, скрывающими выручку от налоговых органов, и, скорее всего, большинство из них приобретут не-

обходимую технику и начнут применять ее в соответствии с Законом.

Однако есть опасения, что немалое количество этих хозяйствующих субъектов попытаются уклониться от новой довольно обременительной обязанности и пополнят ряды недобросовестных продавцов или же прекратят свою деятельность.

Насколько введение новых онлайн-технологий поможет налоговым органам установить контроль над недобросовестными продавцами?

Есть несколько возможностей налоговых органов проконтролировать хотя бы факт установки и подключения онлайн-касс продавцами:

— сверка реестра организаций и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных на подведомственной территории, и реестра действующих онлайн-касс. Такая сверка может способствовать выявлению организаций, которые или еще не начали применять онлайн-кассы, или полностью приостановили свою деятельность и поэтому на этом этапе не обязаны применять контрольно-кассовую технику. Недостатком такого механизма является огромный объем сведений, подлежащих сопоставлению и анализу, а также частые изменения данных в связи с открытием новых организаций и закрытием существующих, что делает результаты сверок устаревшими в довольно короткий промежуток времени. Кроме того, в реестр зарегистрированных организаций и предпринимателей включены хозяйствующие субъекты, которые освобождаются от обязанности применять онлайн-кассы в соответствии со спецификой своей деятельности. Таким образом, подобный контроль возможен только в условиях обеспечения автоматизированной обработки и сопоставления информации из нескольких баз данных;

— возложить на владельцев торговых площадей, сдаваемых в аренду, обязанность требовать от арендаторов подтверждения наличия зарегистрированной онлайн-кассы. Данный механизм имеет сомнительное действие, так как арендодатели не имеют права исполнять какие-либо надзорные функции за хозяйственной деятельностью арендаторов, а также без соответствующих изменений в гражданском законодательстве не могут отказать арен-

датору в предоставлении помещения на основаниях, не имеющих непосредственного отношения к договору аренды;

— как разновидность предыдущего механизма можно рассмотреть вменение в обязанность арендодателям сообщать на периодической основе о заключенных договорах аренды площадей.

Ограничением применения обоих предложенных вариантов является тот факт, что существует немало организаций, принимающих наличную выручку и электронные платежи на собственных торговых и офисных площадях. Соответственно они ни с кем не заключают договоры аренды, вследствие чего не подпадают под контрольное действие данных механизмов.

Также ужесточено административное наказание за нарушение Закона. Предыдущая редакция КоАП РФ предусматривала штраф на граждан (индивидуальных предпринимателей), не применяющих контрольно-кассовую технику при наличных продажах, в размере 1 500 р. до 2 000 р., на должностных лиц — от 3 000 р. до 4 000 р. и на юридических лиц — от 30 000 р. до 40 000 р. Новая редакция КоАП РФ [2] существенно расширяет спектр нарушений, за которые налагаются штрафы. При этом их величина ставится в зависимость от сокрытого размера суммы расчета, но не менее 10 000 р. на должностных лиц и не менее 30 000 р. на юридических лиц. Кроме того, при повторном нарушении должностное лицо может получить дисквалификацию на срок от одного года до двух лет, а предприниматели и юридические лица — приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Но основная проблема состоит в том, что установка и регистрация онлайн-касс является исключительно техническим действием и не обеспечивает однозначной регистрации наличной выручки, получаемой хозяйствующим субъектом.

Новый закон не способствует выводу из тени так называемого «гаражного бизнеса», в котором деятельность осуществляется безо всякой официальной регистрации. Такие хозяйствующие субъекты полностью выпадают из поля зрения контролирующих органов, проходящая через них наличная выручка не подпадает ни под какой учет, регистрацию и, следовательно, налогообложение.

Кроме того, даже приобретение, регистрация и подключение онлайн-кассы не исключает продаж «мимо кассы», в особенности у тех продавцов, которые, во-первых, не обязаны вести бухгалтерский учет в полном объеме и, во-вторых, ведут «черный» учет приобретаемых для перепродажи товаров, не сопровождаемых документами поставщиков. Сегодня нередко продавец имеет немало возможностей утаить свою выручку, не пробив чек по кассовому аппарату и не выдав этот чек покупателю.

Такие продавцы, даже установив он-лайн-кассы в соответствии с законом, по-прежнему будут проводить свои операции через кассу лишь по требованию покупателя или только в тех размерах, которые они считают выгодным предъявить контролирующим органам.

Таким образом, новый закон ужесточает контроль лишь за наличной выручкой, которую получают исключительно легальные продавцы, оставляя огромный пласт товарно-денежных отношений за пределами какого-либо контроля.

В связи с этим для повышения налогового потенциала бюджетов всех уровней считаем необходимым разработку мероприятий по выведению денежных доходов из теневого сектора экономики.

Тем не менее, поэтапный ввод в действие положений Закона для различных категорий хозяйствующих субъектов дол-Ж6Н способствовать постепенному увеличению поступлений в бюджет за счет добросовестных налогоплательщиков.

Так, в первую очередь на новую систему обязаны перейти налогоплательщики, использующие общий и упрощенный режимы налогообложения. Срок окончательного перехода на онлайн-кассы для них — до 1 июля 2017 г. Впрочем, и сегодня эти категории хозяйствующих субъектов обязаны применять контрольно-кассовую технику, поэтому им не требуется радикальных преобразований, а необходимо лишь видоизменить техническую сторону приема наличных денег, заменив или модернизировав применяемые контрольно-кассовые машины. При переходе на новую технологию также не потребуется специального обучения персонала.

Совсем иная ситуация складывается для плательщиков ЕНВД и ПСН, которые

обязаны установить в своих торговых точках и офисах онлайн-кассы до 1 июля 2018 г. Эти хозяйствующие субъекты сейчас лишь в редких случаях применяют кассовые аппараты, причем в добровольном порядке. Иногда продавцы этой категории используют технику, не оснащенную фискальной памятью (ЭКЛЗ) и не зарегистрированную в налоговых органах. Цель применения такой кассовой техники заключается в выдаче покупателю документа о продаже для защиты прав потребителя и учете своей наличной выручки.

Для всех остальных хозяйствующих субъектов данной категории придется кардинально менять свои бизнес-процессы, для чего потребуется вводить в них дополнительные действия при приеме наличной выручки, заполнять необходимые документы и отчеты, что потребует дополнительных затрат на ведение учета и документооборота, на закупку контрольно-кассовой техники и дополнительное обучение своих сотрудников, работающих с наличной выручкой, обращению с этой техникой.

Представляется, что возникновение дополнительных обязанностей и затрат приведет к попыткам уклониться от их выполнения в расчете на то, что контролирующие органы нескоро обнаружат такого недобросовестного предпринимателя.

В частности, предвидится нежелание вводить в свой бизнес новые онлайн-кассы следующими категориями предпринимателей:

— торгующими на рынках, так как зачастую торговые места не оборудованы стационарным электропитанием;

— водителями такси, в автомобилях которых сложно установить кассовый аппарат, который не мешал бы безопасному движению и быстрому расчету с пассажиром;

— осуществляющими мелкорозничные продажи товаров и услуг, например, при ксерокопировании документов, где сумма расчета может составлять 5—10 р., а подобных действий в течение дня может быть несколько десятков и даже сотен;

— осуществляющими другие виды деятельности, где проводится много мелких сделок на небольшие суммы.

Действительно, таких видов деятельности в существующем малом бизнесе

довольно много. Учесть полный их перечень в исключениях закона практически невозможно, в частности, по причине их большого разнообразия и постоянного видоизменения в связи с появлением новых товаров, работ и услуг. Но можно предположить, что предприниматели, осуществляющие такие виды деятельности, будут всячески уклоняться от использования онлайн-касс не вследствие своей нерадивости или желания уклониться от налогообложения, а по причине сложности или неудобства их применения.

Впрочем, именно для таких видов деятельности и были предусмотрены специальные системы налогообложения, в рамках которых размер выручки не влияет на налогообложения бизнеса — ЕНВД и ПСН. Введение в деловой оборот указанных хозяйствующих субъектов онлайн-касс никак не повлияет ни на сумму налога, подлежащего уплате в бюджет, ни на порядок ведения их учета, поэтому в данном случае, на первый взгляд, цель установки он-лайн-касс не соответствует тем материальным затратам, которые вынуждены будут понести хозяйствующие субъекты.

Однако необходимо вспомнить о том, что неоднократно поднимался вопрос об отмене ЕНВД. Этот режим остается действующим в том числе и из-за сложности контроля реальных доходов при осуществлении подпадающих под него видов деятельности. Таким образом, внедрение он-лайн-касс может стать в том числе шагом на пути к отказу от ЕНВД в пользу налогов с реальных доходов или же пересмотру и объективному определению величины вмененных (потенциальных) доходов.

Кроме того, указанные специальные режимы являются одним из способов легализации незаконно полученных денежных средств, поэтому усиление контроля над денежным оборотом несет в себе еще и декриминализационный эффект.

Следующей целью, которая ставится перед Законом, является упрощение контроля и уменьшение проверок бизнеса.

Сегодня процедура контроля кассовой дисциплины закреплена «Административным регламентом исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у ин-

дивидуальных предпринимателей» [3], утвержденным Приказом Минфина РФ от 17.10.2011г. №133н.

Данный Регламент устанавливает порядок и сроки проверки кассовой дисциплины хозяйствующих субъектов, права и обязанности сторон.

Инициирование проверки возможно по следующим поводам:

— в плановом порядке. Частота плановых проверок ограничена законодательством, охват хозяйствующих субъектов при этом небольшой, а организация имеет возможность заранее подготовиться к проверке. Следовательно, с помощью плановых проверок редко выявляются нарушения кассовой дисциплины;

— при наличии у контролирующих органов подозрений о том, что в хозяйствующем субъекте совершаются правонарушения в области кассовой дисциплины. Такие подозрения возникают на основании анализа финансовой и налоговой отчетности, который выявляет уже совершенные серьезные правонарушения;

— при поступлении жалоб покупателей о нарушении прав потребителей в виде невыдачи кассового чека и невозможности возврата некачественного товара. Подобные жалобы возникают не так уж часто, так как нередко продавцы самостоятельно улаживают споры с потребителями или потребители в связи с незначительностью утраченной суммы не обращаются с жалобами в контролирующие органы;

— при контрольных закупках сотрудников контролирующих органов. Данный метод выявления нарушений кассовой дисциплины, с одной стороны, является самым эффективным, но, с другой стороны, — трудоемким и затратным для контролирующих органов, а также не дающим достаточный охват проверяемых объектов бизнеса.

Таким образом, существующие методы выявления правонарушений в области кассовой дисциплины не являются достаточно эффективными.

Предыдущие попытки усилить контроль над наличной выручкой были реализованы в виде:

— обязательного ведения бумажной кассовой книги;

— введения в оборот ежедневного итогового сменного чека с гашением;

— обязательных записей в книге кассира-операциониста с учетом полученных сумм нарастающим итогом;

— введением обязательного блока ЭКЛЗ (электронная контрольная лента защищенная), подделать записи которого теоретически считается невозможным, что не подтверждается фактами.

В соответствии со сложившейся практикой, в документы недобросовестный продавец записывает лишь те суммы, которые считает нужным записать, а услуги подделки сведений блока ЭКЛЗ на нелегальном рынке стоят относительно недорого.

Расчет на то, что введение онлайн-касс в деловой оборот приведет к увеличению выявлений нарушений кассовой дисциплины, вряд ли оправдается в полной мере по тем же самым причинам. Однако моментальная передача данных в налоговые органы сделает невозможным или, по крайней мере, затруднительным изменение показаний ККТ. Кроме того, онлайн-кассы могут стать лишь первым шагом в длинной цепочке технологических нововведений.

В частности, есть положительный опыт введения в России системы контроля над объемом производства и оборота этилового спирта (ЕГАИС). Система отслеживает судьбу каждой бутылки алкогольной продукции, начиная от производства и заканчивая реализацией конечному потребителю, и любой продавец в этой цепочке не может утаить продажу единицы алкогольной продукции, не объяснив контролирующим органам судьбу этой единицы. Но система ЕГАИС является довольно сложной и громоздкой, требующей от участников существенных затрат на составление необходимых отчетов, и на сегодняшний день в системе оборота других товаров, работ и услуг применяться не может.

Другой путь отслеживания наличной и безналичной выручки при продаже материальных ценностей — это так называемое «чипирование», или маркировка товаров. Такая маркировка позволяет однозначно идентифицировать изделие, а также отследить его путь от производства исходных материалов до конечного потребителя. Несомненно, что все продавцы, участвующие в этом процессе, не смогут укрыть выручку при реализации таких изделий.

Сегодня обязательной является маркировка только меховых изделий. Но рынок этой услуги постепенно расширяется, что дает возможность ввести в электронные базы все сведения о создании и реализации товаров с отслеживанием при этом поступлений наличной и безналичной выручки, контролем качества изделий и защиты прав потребителей.

Но такие методы сегодня применимы только к сегменту дорогих изделий и не охватывают другие сферы деятельности малого и среднего бизнеса.

Одним из ожидаемых результатов нововведений предполагается улучшение качества обслуживания потребителей и защита их прав.

По существующему законодательству покупатель имеет право предъявить претензии продавцу, имея или не имея на руках документы, подтверждающие покупку у этого продавца. Но на практике лишь наличие у покупателя документа об оплате товара, работы или услуги позволяет предъявить претензии к качеству покупки и отстоять свои права.

Сегодня к таким документам относятся кассовый чек, бланк строгой отчетности и выписка банка при безналичных расчетах. Добросовестные продавцы и сегодня выдают покупателю кассовый чек независимо от того, требует ли этого покупатель или нет. Также такие продавцы тщательно следят за качеством продаваемого товара и в безусловном порядке осуществляют замену ненадлежащего товара или денег покупателю. Для них ввод онлайн-касс ничего не меняет с этой точки зрения.

Но, учитывая сложившуюся практику, недобросовестные продавцы иногда не проводят продажу через контрольно-кассовую технику и, соответственно, не выдают кассовый чек покупателю.

Законодатели надеются, что введение в обязательном порядке для каждого продавца онлайн-касс приведет к тому, что каждый покупатель будет наверняка получать кассовый чек и тем самым получит гарантированную защиту своих прав в качестве потребителя.

Важное нововведение состоит в том, что Закон предусматривает выдачу не только бумажных чеков, но и электронных документов, которые продавец может направить покупателю через сеть

Интернет. Эта технология освободит покупателя от необходимости обеспечивать сохранность множества бумажных чеков, изготавливаемых с помощью недолговечной термоленты. Более того, все продажи, проведенные через онлайн-кассу, должны будут храниться в базе данных специального оператора фискальных данных в течение пяти лет или более, если больший срок установлен в договоре между продавцом и оператором фискальных данных, и покупатель сможет запросить заверенную копию электронного документа и отстоять свои права.

С одной стороны, реализация такой технологии предоставит новые возможности для покупателей, связанные не только с защитой прав потребителя: учет и контроль своих личных расходов на основании данных, хранящихся в личном кабинете покупателя, предъявление документов в налоговые органы для получения вычета НДФЛ при получении образовательных и медицинских услуг, и многое другое, что сегодня предвидеть невозможно за неимением практического опыта в этой области.

С другой стороны, воплощение в жизнь таких возможностей может ограничиваться нежеланием продавцов предъявлять свои наличные доходы налоговым органам и, тем самым, неполным проведением своих операций через контрольно-кассовую технику.

Таким образом, возникает некоторое противостояние продавцов и покупателей в этом вопросе. Государство и налоговые органы могут использовать соответствующую социальную рекламу для разъяснения покупателям преимуществ фиксации продаж через онлайн-кассы. В результате покупатели могут чаще настаивать на получении платежных документов, тем самым, с одной стороны, обеспечивая себе защиту своих прав потребителя, а с другой стороны, решая вопрос полноты учета наличной выручки продавцами со всеми вытекающими положительными последствиями для государства и бюджета.

Подводя итог, отметим, что само по себе внедрение онлайн-касс может стать мощным инструментом в формировании

базы данных для анализа направлений использования средств населения, контроля за наличным денежным обращением и доходами организаций и ИП, однако для вывода денежного оборота из теневого сектора и защиты интересов участников этих отношений простой смены (модернизации) ККТ недостаточно. Необходима реализация мер, направленных на обеспечение неуклонного использования ККТ при ведении предпринимательской деятельности.

В частности, для проверки факта установки онлайн-касс предложено рассмотреть возможность автоматической сверки реестров организаций и индивидуальных предпринимателей и реестра действующих онлайн-касс на основании сопоставления данных соответствующих электронных информационных баз.

Пока еще дорогостоящий механизм, но имеющий большие перспективы развития, — создание единых баз товаров и услуг по типу ЕГАИС, по которым можно было бы отслеживать как качество производимой продукции для защиты интересов потребителей, так и проводить ужесточение кассовой дисциплины всех хозяйствующих субъектов, участвующих в производственной цепочке.

Самая серьезная проблема — необходимость вовлечения в правовое поле экономических отношений лиц, осуществляющих свою предпринимательскую деятельность без регистрации в налоговых и иных контролирующих органах. Здесь скрыт значительный потенциал увеличения налоговых доходов бюджетов всех уровней. Кроме того, качество товаров, работ и услуг в теневом секторе не подлежит контролю, что создает угрозу жизни и здоровью населения. Таким образом, необходима разработка механизма по выводу этого бизнеса из «тени». Одним из его инструментов может стать проведение разъяснительной кампании среди покупателей о необходимости получения кассовых чеков с целью защиты их прав, а также учета их личных расходов, осуществления налоговых вычетов и других интересов.

Примечания:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа: федер. за-

кон от 22.05.03 г. № 54-ФЗ: [в ред. от 15.07.16 г.] // СПС КонсультантПлюс. М., 2016. Загл. с экрана.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федер. закон от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ: [в ред. от 06.07.16 г.] // СПС КонсультантПлюс. М., 2016. Загл. с экрана.

3. Об утверждении административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей: Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 17.10.11 г. №133н // СПС КонсультантПлюс. М., 2016. Загл. с экрана.

References:

1. On the use of cash registers in cash payments and (or) settlements using electronic means of payment: Feder. Law of 22.05.03 № 54-FZ: [in an edition of 15.07.16] // HLS Consultant-Plus. M., 2016. Title from the screen.

2. The Code of the Russian Federation on Administrative Offenses: Feder. Law of 30.12.01 № 195-FZ: [in an edition of 06.07.16] // HLS ConsultantPlus. M., 2016. Title from the screen.

3. On approval of the administrative procedure for the Federal Tax Service to perform the state function to exercise control and supervision over the completeness of accounting for the proceeds of funds in organizations and for individual entrepreneurs: Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation of October 17.10.11 №133n // HLS Consul tantPlus. M., 2016. Title from the screen.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.