Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ МЧС РОССИИ'

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ МЧС РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
цифровые технологии / профессиональная подготовка / чрезвычайная ситуация / виртуальные тренажеры / симуляторы / облачные технологии / дрон / робот / онлайн-платформа / digital technologies / professional training / emergency / virtual simulators / simulators / cloud technologies / drone / robot / online platform

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кмета К.Г.

В настоящее время в современном обществе повсеместно происходит процесс цифровизации, который представляет собой проникновение цифровых технологий в различные сферы общества, экономики и культуры. Современное общество все больше ориентируется на использование цифровых технологий в различных аспектах жизни. Цифровые технологии играют важную роль в профессиональной подготовке специалистов МЧС России. Они позволяют улучшить эффективность обучения, повысить уровень подготовки к чрезвычайным ситуациям и улучшить оперативность реагирования на чрезвычайные ситуации. Внедрение цифровых технологий в профессиональную подготовку специалистов МЧС России помогает повысить их квалификацию, улучшить оперативность реагирования на чрезвычайные ситуации и обеспечить безопасность как для самих спасателей, так и для населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кмета К.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TECHNOLOGIES IN PROFESSIONAL TRAINING OF SPECIALISTS OF THE EMERCOM OF RUSSIA

Currently, in modern society, the process of digitalization is taking place everywhere, which is the penetration of digital technologies into various spheres of society, economy and culture. Modern society is increasingly focused on the use of digital technologies in various aspects of life. Digital technologies play an important role in the professional training of specialists from the Russian Ministry of Emergency Situations. They can improve training effectiveness, improve emergency preparedness, and improve emergency response. The introduction of digital technologies into the professional training of specialists from the Russian Ministry of Emergency Situations helps to improve their skills, improve the speed of response to emergency situations and ensure safety for both the rescuers themselves and the population.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ МЧС РОССИИ»

УДК 614.84

Кмета К.Г.

Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

имени героя Российской Федерации генерала армии Е.Н. Зиничева

(г. Санкт-Петербург, Россия)

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ МЧС РОССИИ

Аннотация: в настоящее время в современном обществе повсеместно происходит процесс цифровизации, который представляет собой проникновение цифровых технологий в различные сферы общества, экономики и культуры. Современное общество все больше ориентируется на использование цифровых технологий в различных аспектах жизни.

Цифровые технологии играют важную роль в профессиональной подготовке специалистов МЧС России. Они позволяют улучшить эффективность обучения, повысить уровень подготовки к чрезвычайным ситуациям и улучшить оперативность реагирования на чрезвычайные ситуации. Внедрение цифровых технологий в профессиональную подготовку специалистов МЧС России помогает повысить их квалификацию, улучшить оперативность реагирования на чрезвычайные ситуации и обеспечить безопасность как для самих спасателей, так и для населения.

Ключевые слова: цифровые технологии, профессиональная подготовка, чрезвычайная ситуация, виртуальные тренажеры, симуляторы, облачные технологии, дрон, робот, онлайн-платформа.

В настоящее время в современном обществе повсеместно происходит процесс цифровизации, который представляет собой проникновение цифровых технологий в различные сферы общества, экономики и культуры. Современное общество все больше ориентируется на использование цифровых технологий в различных аспектах жизни.

Особую актуальность получила цифровизация образования. Из нормативно-определяющих документов следует, что целью цифровизации

профессионального образования является обеспечение широкой доступности к информационно-цифровым ресурсам и использование цифровых технологий в образовательном процессе [1].

Система подготовки будущих специалистов требует применения инновационных методов обучения. Сегодня цифровая платформа образования строится на таких принципах, как:

- унификация и технологизация цифровых образовательных продуктов,

- применение микросервисной архитектуры,

- открытая платформа и построение экосистемы разработчиков,

- унификация каналов взаимодействия с получателями цифровых образовательных продуктов,

- партнерство для совместного развития платформы,

- мобильное и безбумажное взаимодействие,

- применение искусственного интеллекта и фабрик данных,

- цифровая лаборатория для быстрой разработки и модернизации цифровых образовательных продуктов [2].

При этом возрастает роль активных и интерактивных форм и методов обучения. Значительно снижается значимость длительных и однородных форм учебной деятельности, таких как лекции. При этом значимость педагогических технологий, которые основываются на самостоятельной деятельности обучающихся и групповой работе, значительно повысилась. Данные технологии позволяют развивать у обучающегося набор социальных компетенций, которые требуются в цифровом обществе [4].

Цифровые технологии в образовании - это способ организации современной образовательной среды, основанный на цифровых технологиях [3].

Приоритетным направлением МЧС России является переход от системы реагирования на чрезвычайные ситуации к их предупреждению. Для решения этой сложной задачи необходимо привлечение дополнительных возможностей, основанных на современных цифровых технологиях - ресурсом обеспечения безопасности населения.

Использование технологий нового поколения в МЧС России уже показало результаты в области защиты населения и территорий от ЧС, мониторинга обстановки и моделирования происходящих процессов. Их применение позволяет своевременно принимать управленческие решения, влияющие на оперативность и точность предупреждения возможных бедствий.

Цифровые технологии играют важную роль в профессиональной подготовке специалистов МЧС России. Они позволяют улучшить эффективность обучения, повысить уровень подготовки к чрезвычайным ситуациям и улучшить оперативность реагирования на чрезвычайные ситуации [5].

Внедрение цифровых технологий в профессиональную подготовку специалистов МЧС России помогает повысить их квалификацию, улучшить оперативность реагирования на чрезвычайные ситуации и обеспечить безопасность как для самих спасателей, так и для населения.

В настоящее время существуют следующие цифровые технологии, используемые для подготовки специалистов МЧС России [5]:

1. Виртуальные тренажеры: Данный вид цифровых технологий используется для отработки действий в различных сценариях чрезвычайных ситуаций в условиях максимально приближенных к настоящим.

2. Симуляторы: С помощью симуляторов спасатели могут тренироваться в реалистичных условиях, имитирующих чрезвычайные ситуации. Трехмерная виртуальная среда полностью соответствует реальным объектам и помещениям, позволяет имитировать большое количество чрезвычайных ситуаций. Это позволяет им научиться принимать решения быстро и эффективно, а также координировать свои действия в экстренных ситуациях без риска для жизни и здоровья.

Рис. 1. УЯ-тренажер для пожарной охраны

3. Облачные технологии: Облачные технологии позволяют хранить и обмениваться информацией о чрезвычайных ситуациях, планировать операции спасения и координировать работу спасателей. Это улучшает коммуникацию и синхронизацию действий различных служб МЧС.

4. Использование технологий искусственного интеллекта. В настоящее время искусственный интеллект активно используется в различных сферах деятельности, в службах МЧС России он применяется для анализа обстановки и принятия решений в экстренных ситуациях.

5. Использование дронов и роботов: Дроны и роботы могут использоваться для разведки места чрезвычайной ситуации, поиска и спасения людей, а также для передачи видеоинформации в реальном времени. Это позволяет спасателям быстро оценить ситуацию и принять необходимые меры.

Рис. 2. Дрон

Рис. 3. Пожарный робот «Ель-4»

6. Обучающие онлайн-платформы: Специалисты МЧС могут использовать онлайн-платформы для самостоятельного обучения, изучения новых техник и методик работы, а также для повышения своей квалификации. Это помогает им быть в курсе последних тенденций и технологий в области чрезвычайных ситуаций.

В целом, применение цифровых технологий в профессиональной подготовке специалистов МЧС России позволяет улучшить качество обучения, повысить эффективность действий в чрезвычайных ситуациях и обеспечить безопасность как для спасателей, так и для населения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Агеев А.И., Аверьянов М.А., Евтушенко С.Н., Кочетова Е.Ю. Цифровое общество: архитектура, принципы, видение навыков // Экономические стратегии. № 1. 2017. С. 114-125;

2. Акимова О.Б., Щербин М.Д. Цифровая трансформация образования: своевременность учебно-познавательной самостоятельности обучающихся // Инновационные проекты и программы в образовании. М.: Академия социального управления, 2018. № 1. С. 27-34;

3. Козлова Н.Ш. Цифровые технологии в образовании // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019. №2 1/40. С. 85-93. DOI: 10.24411/2078-1024-2019-11008;

4. Никулина Т.В., Стариченко Е.Б. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление // Педагогическое образование в России. 2018. № 8. С. 107-113;

5. Официальный портал МЧС России [Электронный ресурс]. - URL: https://mchs.gov.ru (дата обращения 15.02.2024)

Kmeta K.G.

St. Petersburg University State Fire Service EMERCOM (St. Petersburg, Russia)

DIGITAL TECHNOLOGIES IN PROFESSIONAL TRAINING OF SPECIALISTS OF THE EMERCOM OF RUSSIA

Abstract: currently, in modern society, the process of digitalization is taking place everywhere, which is the penetration of digital technologies into various spheres of society, economy and culture. Modern society is increasingly focused on the use of digital technologies in various aspects of life.

Digital technologies play an important role in the professional training of specialists from the Russian Ministry of Emergency Situations. They can improve training effectiveness, improve emergency preparedness, and improve emergency response. The introduction of digital technologies into the professional training of specialists from the Russian Ministry of Emergency Situations helps to improve their skills, improve the speed of response to emergency situations and ensure safety for both the rescuers themselves and the population.

Keywords: digital technologies, professional training, emergency, virtual simulators, simulators, cloud technologies, drone, robot, online platform.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.