Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА: РЕАЛИЗАЦИЯ ИММЕРСИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ЦИФРОВАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА: РЕАЛИЗАЦИЯ ИММЕРСИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИММЕРСИВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВИРТУАЛЬНЫЙ ТРЕНАЖЕРНЫЙ КОМПЛЕКС / ПОДГОТОВКА ПОЖАРНЫХ И СПАСАТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малый Игорь Александрович, Булгаков Владислав Васильевич, Шарабанова Ирина Юрьевна, Орлов Олег Иванович

Результаты и перспективы внедрения цифровых образовательных технологий в систему российского образования широко обсуждаются в среде педагогического и экспертного сообщества, рассматриваются различные взгляды на проблемы и возможные пути их решения, но в целом оцениваются положительно. Наиболее перспективным направлением развития учебного процесса вышей школы в условиях цифровой модернизации образовательного пространства, по мнению отечественных и зарубежных исследователей, являются иммерсивные педагогические технологии, реализуемые посредством виртуальной реальности. На примере подготовки пожарных и спасателей приведены доводы и обоснования актуальности применения иммерсивных образовательных технологий, представлены подходы к организации в виртуальной реальности, воссоздающей профессиональную среду, подготовки курсантов образовательных учреждений Государственной противопожарной службы МЧС России. Представлен проект виртуального тренажерного комплекса подготовки пожарных и спасателей, который, в соответствии с выполняемой с 2020 года опытно-конструкторской работой совместно с ЗАО «Институт телекоммуникаций» (Санкт-Петербург, Россия), планируется создать впервые в системе МЧС и внедрить в образовательный процесс Ивановской пожарно-спасательной академии Государственной противопожарной службы МЧС России в 2022 году. На наш взгляд, реализация этого проекта даст возможность модернизировать цифровую образовательную среду вуза и значительно повысить уровень подготовки выпускников в области пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ, сформировать у них широкий профессиональный кругозор и тактическое мышление, позволяющее на высоком профессиональном уровне выполнять должностные обязанности при ликвидации пожаров и иных чрезвычайных ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малый Игорь Александрович, Булгаков Владислав Васильевич, Шарабанова Ирина Юрьевна, Орлов Олег Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL MODERNIZATION OF THE EDUCATIONAL SPACE THROUGH THE IMPLEMENTATION OF IMMERSIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

The results and prospects of the introduction of digital educational technologies into the Russian education system are widely discussed among the pedagogical and expert community. Though characterized by a breadth of views on problems and possible ways to solve them, they are generally evaluated positively. According to Russian and foreign researchers, immersive pedagogical technologies implemented through virtual reality are the most promising direction for the development of the higher school educational process in the conditions of digital modernization of the educational space. On the example of the training of firefighters and rescuers, the arguments and justifications of the relevance of the use of immersive educational technologies are given, approaches to the organization in virtual reality, recreating the professional environment, of the training of cadets of educational institutions of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia are presented. The project of a virtual training complex for firefighters and rescuers is presented, which, in accordance with the experimental design work carried out since 2020 in cooperation with CJSC Institute of Telecommunications (Moscow St. Petersburg, Russia) is planned to be created for the first time in the EMERCOM system and introduced into the educational process of the Ivanovo Fire and Rescue Academy of the State Fire Service of the EMERCOM of Russia in 2022. In our opinion, the implementation of this project will modernize the digital educational environment of the university and significantly increase the level of training of graduates in the field of firefighting and emergency rescue operations, to form a broad professional outlook and tactical thinking that allows them to perform their duties at a high professional level in the elimination of fires and other emergencies.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА: РЕАЛИЗАЦИЯ ИММЕРСИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Инновационные проекты и программы в образовании. 2022. № 4 (82). С. 69-75. Innovative Projects and Programs in Education. 2022:4(82):69-75.

УДК 378

И. А. Малый, В. В. Булгаков, И. Ю. Шарабанова, О. И. Орлов

Цифровая модернизация образовательного пространства: реализация иммерсивных образовательных технологий

Аннотация

Результаты и перспективы внедрения цифровых образовательных технологий в систему российского образования широко обсуждаются в среде педагогического и экспертного сообщества, рассматриваются различные взгляды на проблемы и возможные пути их решения, но в целом оцениваются положительно. Наиболее перспективным направлением развития учебного процесса вышей школы в условиях цифровой модернизации образовательного пространства, по мнению отечественных и зарубежных исследователей, являются иммерсивные педагогические технологии, реализуемые посредством виртуальной реальности. На примере подготовки пожарных и спасателей приведены доводы и обоснования актуальности применения иммерсивных образовательных технологий, представлены подходы к организации в виртуальной реальности, воссоздающей профессиональную среду, подготовки курсантов образовательных учреждений Государственной противопожарной службы МЧС России. Представлен проект виртуального тренажерного комплекса подготовки пожарных и спасателей, который, в соответствии с выполняемой с 2020 года опытно-конструкторской работой совместно с ЗАО «Институт телекоммуникаций» (Санкт-Петербург, Россия), планируется создать впервые в системе МЧС и внедрить в образовательный процесс Ивановской пожар-но-спасательной академии Государственной противопожарной службы МЧС России в 2022 году. На наш взгляд, реализация этого проекта даст возможность модернизировать цифровую образовательную среду вуза и значительно повысить уровень подготовки выпускников в области пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ, сформировать у них широкий профессиональный кругозор и тактическое мышление, позволяющее на высоком профессиональном уровне выполнять должностные обязанности при ликвидации пожаров и иных чрезвычайных ситуаций.

Ключевые слова: цифровая модернизация, образовательное пространство, иммерсивные образовательные технологии, виртуальный тренажерный комплекс, подготовка пожарных и спасателей

Для цитирования: Малый И. А, Булгаков В. В., Шарабанова И. Ю., Орлов О. И. Цифровая модернизация образовательного пространства: реализация иммерсивных образовательных технологий // Инновационные проекты и программы в образовании. 2022. № 4 (82). С. 69-75.

I. A. Malyj, V. V. Bulgakov, I. Yu. Sharabanova, 0. I. Orlov

Digital modernization of the educational space through the implementation of immersive educational technologies

Abstract

The results and prospects of the introduction of digital educational technologies into the Russian education system are widely discussed among the pedagogical and expert community. Though characterized by a breadth of views

on problems and possible ways to solve them, they are generally evaluated positively. According to Russian and foreign researchers, immersive pedagogical technologies implemented through virtual reality are the most promising direction for the development of the higher school educational process in the conditions of digital modernization of the educational space. On the example of the training of firefighters and rescuers, the arguments and justifications of the relevance of the use of immersive educational technologies are given, approaches to the organization in virtual reality, recreating the professional environment, of the training of cadets of educational institutions of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia are presented. The project of a virtual training complex for firefighters and rescuers is presented, which, in accordance with the experimental design work carried out since 2020 in cooperation with CJSC Institute of Telecommunications (Moscow St. Petersburg, Russia) is planned to be created for the first time in the EMERCOM system and introduced into the educational process of the Ivanovo Fire and Rescue Academy of the State Fire Service of the EMERCOM of Russia in 2022. In our opinion, the implementation of this project will modernize the digital educational environment of the university and significantly increase the level of training of graduates in the field of firefighting and emergency rescue operations, to form a broad professional outlook and tactical thinking that allows them to perform their duties at a high professional level in the elimination of fires and other emergencies.

I Keywords: digital modernization of educational space, immersive educational technologies, virtual gym complex, training of firefighters and rescuers

For Citation: Malyj, I. A., Bulgakov, V. V., Sharabanova, I. Yu., Orlov O. I. (2022). Digital modernization of the educational space through the implementation of immersive educational technologies. Innovative Projects and Programs in Education, 4, 69-75 (In Russian)

Введение

Цифровые образовательные технологии, реализуемые в дистанционной форме, исключают живое взаимодействие людей, что снижает эффективность передачи знаний и, соответственно, уровень подготовки выпускников в высшей школе. Но развитие цифровых информационно-коммуникационных технологий приводит к появлению инструментов, способствующих использованию широкого спектра вербальных и невербальных средств коммуникации человека, применение которых в образовании, не требуя живого общения, может значительно повысить уровень усвоения информации и формирования практических умений и навыков. К таким инструментам относятся иммерсивные технологии, реализуемые посредством создания виртуальной реальности, имитирующей в том числе профессиональную среду, в которой окажутся выпускники после окончания вуза. Понятие иммерсивности существует достаточно давно и подразумевает процесс погружения в определенные, искусственно сформированные условия. К наиболее востребованным областям жизнедеятельности человека, в которых впервые нашли применение иммерсивные формы, относится культура, в частности театр и кино [1; 8]. Сущность иммерсивного подхода в образовании заключается в формировании новой стратегии познания, реализуемой посредством комплекса приемов и способов интерактивного взаимодействия субъектов учебного процесса с целью развития и саморазвития личности обучающегося в искусственно созданном виртуальном окружении, способном эффективно воздействовать на ее разум и чувства [1, с. 38].

Иммерсивная форма обучения реализуется на основе технологии виртуальной реальности, ко-

торая является своеобразным цифровым миром, не ограничиваемым красивой и правдоподобной картинкой, а позволяющим за счет применения различных аппаратных устройств обеспечить полное взаимодействие человека с его объектами, включая перемещение в виртуальной среде, воздействие на предметы и получение обратной связи и (или) отклика. Самое интересное свойство виртуальной среды, реализуемое за счет технических средств, заключается в восприятии цифрового мира как настоящего посредством нейронов мозга, которые реагируют на виртуальные объекты и предметы как на реальные [6, с. 89]. Таким образом, иммерсивная технология относится к технологии, которая стирает грань между материальным миром и цифровым или моделируемым, создавая ощущение погружения, т.е. иллюзию пребывания в виртуальном мире [7, с. 821].

Вопросы применения в образовании иммер-сивных технологий, рассматриваемые и в зарубежных источниках [12; 13; 14], и в отечественных исследованиях [1; 2; 3; 4; 5; 9; 10], требуют дальнейшего изучения. В качестве наиболее интересных отечественных исследований, посвященных развитию иммерсивных образовательных технологий, можно, например, отметить работу А. Е. Глазырина с коллективом авторов [2, с. 16], в которой на основе предложенной методики проектирования был разработан тренажер для обучения операторов транспортно-технологических машин. Экспериментальные данные показали прирост производительности в части погрузки сортимента на 11,6%, уменьшение времени выполнения одного технологического цикла на 10,2% и уменьшение количества ошибок на 80%.

В исследовании В. М. Дозорцева [3] рассматривается подход к построению иммерсивных интерфейсов на основе технологии панорамных

виртуальных туров для подготовки операторов технологических процессов, приводится практический пример разработки панорамного интерфейса. В работе Н. Н. Трофимовой [9] приведен обзор применения иммерсивной подготовки в виртуальной среде сотрудников в различных промышленных областях, в том числе в области обучения технике безопасности и эвакуации в нефтяных компаниях British Petroleum и Exxon Mobil. Авторами Н. В. Увариной и А. В. Полковниковым предложен способ совершенствования практической направленности в военном образовании посредством применения иммерсивных технологий [10]. В исследовании Ю. А. Еременко и О. А. Залата предложены психофизиологические методы оценки виртуального образовательного контента для понимания его влияния на когнитивные процессы и эмоциональное состояние обучающегося, которые включают следующие параметры: уровень «присутствия» и когнитивной нагрузки, эмоциональное восприятие контента, социальное взаимодействие и оценка возможности появления симптомов киберболезни [4].

Таким образом, активный интерес исследователей к развитию иммерсивных образовательных технологий, реализуемых в искусственно созданной компьютерной среде, и их внедрению в образовательную среду вузов — это тот тренд, который активно будет развиваться по мере дальнейшего развития технических средств, цифровых технологий и программного обеспечения.

Актуальность и востребованность

иммерсивных образовательных

технологий в подготовке сотрудников

экстренных служб

Рассмотрим применение иммерсивных образовательных технологий на примере подготовки пожарных, деятельность которых связана как с ликвидацией пожаров и иных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, так и с проведением мероприятий по контролю и надзору в области пожарной безопасности, выполнением пожарно-технических экспертиз и расследований пожаров.

Формат практической работы пожарных в области проведения аварийно-спасательных работ и пожаротушения включает применение в процессе выполнения профессиональных задач прикладных навыков физического труда, навыков организации работы пожарно-спасательного подразделения, управления и взаимодействия. Такие навыки наиболее эффективным образом формируются в процессе обучения на базе иммерсивных образовательных технологий, реализуемых посредством виртуальной реальности [11, с. 71]. Важно отметить, что практическая подготовка пожарных является основополагающим фактором, обеспечивающим готовность пожарно-спасательных подразделений к проведению аварийно-спасательных работ и пожаротушения. Непосредственная системная практи-

ческая работа с пожарно-спасательной техникой и оборудованием, личное взаимодействие с другими пожарными в процессе ликвидации учебных или реальных пожаров — это залог формирования ценного опыта и последующего успешного выполнения профессиональных задач в условиях риска для жизни и самих пожарных, и спасаемых ими людей. Личный и коллективный опыт ликвидации пожаров нельзя получить только с помощью цифровых образовательных технологий, он формируется в условиях непосредственной боевой работы и (или) ее практической имитации в условиях учебного процесса на стыке имеющихся знаний, умений и навыков, которые постепенно трансформируются в «профессиональный инстинкт». В условиях риска для жизни и часто ограниченного количества времени именно «профессиональный инстинкт» приводит к единственно верному решению, способному спасти чью-то жизнь.

Но для получения профессионального опыта необходимы условия, способствующие его эффективному формированию. Одно из таких условий — возможность выполнять профессиональные задачи на объектах различного функционального назначения или создавать проектируемую сложную обстановку на пожаре в условиях воздействия опасных факторов. К особенностям пожара относится непредсказуемый, труднопрогнозируемый, характер его развития, особенно в условиях незнакомого объекта, что требует «проигрывания» различных сценариев и последующего разбора деятельности всех должностных лиц, участвующих в ликвидации учебного пожара для реализации рефлексивного подхода в обучении. На наш взгляд, к первостепенным задачам в подготовке пожарных относится совершенствование навыков управления и взаимодействия всех должностных лиц на пожаре, которые, принимая правильные и обоснованные управленческие решения, способны обеспечить спасение людей и снижение материального ущерба.

В условиях учебно-полигонной базы образовательных учреждений или практических пожарно-спасательных подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России реализовать широкий спектр сценариев развития пожаров на объектах различного функционального назначения и обеспечить их отработку необходимое количество раз достаточно затруднительно, что связано с большими материальными затратами и ограниченным бюджетом учебного времени. Трудности решения данной проблемы обусловлены и большим количеством обучаемых, и необходимостью, поимо специальных дисциплин в области пожаротушения, организовать изучение широкого спектра других дисциплин, формирующих знания, умения и навыки в области обеспечения пожарной безопасности, профилактики пожаров, их расследования и экспертизы. Следует также учитывать, что, кроме базовой инженерной подготовки в вузах МЧС, необходимо у курсантов сформировать

навыки управления пожарно-спасательным подразделением и взаимодействия между должностными лицами на пожаре. Это является главной задачей, так как выпускники в 60% случаев назначаются на должность начальника караула, который непосредственно руководит пожарно-спасатель-ным подразделением и организует его работу на пожаре, в том числе обеспечивает взаимодействие с другими экстренными службами.

Решение этих, казалось бы, непреодолимых проблем подготовки возможно за счет информационных образовательных технологий, позволяющих реализовать иммерсивную форму обучения. Для решения задачи внедрения в образовательный процесс иммерсивного обучения был проведен — совместно с ЗАО «Институт телекоммуникаций» (Санкт-Петербург, Россия) — патентный поиск, подтвердивший уникальность предложенной формы подготовки пожарных. Патентный поиск также выявил технологические решения, которые возможно использовать для создания тренажерного комплекса, воссоздающего виртуальную профессиональную среду.

Наиболее сложный этап в реализации данного научного проекта — разработка и реализация в прикладном программном обеспечении комплекса сценариев профессиональной деятельности пожарных в условиях развития пожара для его последующей локализации и ликвидации. Сценарии, реализующие профессиональную среду, должны включать оценочный аппарат для автоматизированного анализа деятельности пожарных и выставления итоговой оценки. Эта функция в программном обеспечении позволит уйти от формата «дорогостоящей игрушки» и не только задействовать объективный контроль профессиональных действий отдельных пожарных или их совместной работы в составе пожарно-спасательного подразделения, но и применять рефлексивные методы обучения при последующем разборе и анализе действий каждого курсанта.

Приоритетной задачей в реализуемых сценариях должно стать формирование у курсантов навыков управления пожарно-спасательным подразделением и взаимодействия в условиях развития пожаров на объектах различного функционального назначения. Перечень объектов, на которых реализуются сценарии пожаров, должен включать как типовые объекты, например, жилого и социально-бытового назначения, так и уникальные объекты промышленного, транспортного и иного назначения (практические занятия в реальной обстановке на таких объектах провести затруднительно или невозможно).

Использование широкой базы объектов в виртуальной среде обусловлено необходимостью формирования у обучаемых «тактического мышления» для эффективного выполнения профессиональных задач на различных пожарах. Кроме того, многие выпускники после окончания учебного заведения и распределения в субъекты Российской

Федерации для дальнейшей службы в должности начальника караула на практике могут столкнуться с различными объектами, в том числе и с уникальными, при тушении на них пожаров или ликвидации иных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Не последнюю роль в формировании эффективного обучения в виртуальной среде играет интерес со стороны курсантов к данной «игровой» форме подготовки, что повышает их мотивацию к получению профессиональных знаний, умений и навыков. Несомненным преимуществом им-мерсивной формы обучения является безопасный режим подготовки, который при выполнении профессиональных задач на реальном пожаре или в условиях обучения на полигоне может быть не обеспечен на достаточном уровне, что может приводить к травмированию обучаемых. Кроме того, учитывая наличие рисков для здоровья пожарных, сопровождающих их работу, и особых требований к безопасности, в процессе иммерсивной подготовки в виртуальной среде возможно эффективное формирование устойчивых навыков безопасной работы и соблюдения правил охраны труда на пожаре. Виртуальный тренажерный комплекс подготовки пожарных может активно использоваться для самостоятельной работы курсантов в рамках подготовки к занятиям или для закрепления пройденного учебного материала в виртуальном пространстве, имитирующем профессиональную среду. Важно и то, что воссоздаваемая виртуальная профессиональная среда позволяет обучаемым совершать ошибки, которые в условиях реального пожара могли бы привести к трагедии, и исправлять их без причинения реального вреда и негативных последствий.

Создание виртуальной профессиональной среды, в которой предоставляется возможность отработки разнообразных сценариев по ликвидации пожара и оценки работы каждого курсанта, должно сопровождаться внедрением визуальных и звуковых элементов в виде подсказок последовательности выполнения этапов, реализующих установленный нормативными документами алгоритм ведения работ, а также иных учебных инструкций для пользователя или указаний о совершенных ошибках.

Важным перспективным преимуществом им-мерсивного обучения пожарных, планируемого в Ивановской пожарно-спасательной академии Государственной противопожарной службы МЧС (далее — академия), является возможность его последующего масштабирования во все вузы МЧС России, что позволит не только унифицировать методики иммерсивной подготовки, но и повысить их уровень за счет опыта других учебных заведений.

Основные результаты исследования

Основное техническое оснащение виртуального тренажерного комплекса подготовки пожарных и спасателей (рис.) включает:

индивидуальные модули виртуальной реальности (ВР-терминал), предназначенные для погружения обучающегося в виртуальную реальность и взаимодействия с ней (1), выполненные в виде комплекта средств визуализации, специально разрабатываемых динамических платформ виртуальной реальности, блока вычислительных средств и комплекса программного обеспечения; модуль должностных лиц (2), реализуемый в виде автоматизированных рабочих мест с наличием акустических гарнитур, который предназначен для радиообмена с обучающимися, находящимися в виртуальном пространстве, выполнения организационных и управленческих учебных задач в сфере деятельности МЧС России, отработки формализованных документов;

модуль руководителя занятием — модератора (3), предназначенный для решения задач управления (и контроля) процессом подготовки обучающихся, с наличием автоматизированного рабочего места и комплекса специального программного обеспечения;

модуль коллективного пользования (4) с комплектом средств имитации визуальной и акустической обстановки виртуального пространства и работы в нем обучающихся, состоящий из широкоформатного экрана, проектора, акустической системы и специального программного обеспечения;

вычислительный комплекс (5), включающий моделирующий сервер, сервер системы визуализации, сервер хранения данных, комплекс общесистемного и специального программного обеспечения.

Для функционирования виртуального тренажерного комплекса разрабатывается прикладное программное обеспечение, предусматривающее выполнение образовательных задач посредством единого взаимодействия технических средств всех функциональных модулей, вычислительного комплекса и оборудования локальной вычислительной сети.

Виртуальный тренажерный комплекс позволяет организовать подключение к виртуальному пространству дополнительных ВР-терминалов, находящихся на удалении, через информационно-коммуникационную сеть Интернет, что дает возможность расширять аудиторию обучаемых и дистанционно, в едином виртуальном пространстве, организовывать обучение пожарных и спасателей.

Выполнение данного проекта в академии, который планируется полностью завершить в 2022 году, позволит впервые в системе образования МЧС России реализовать иммерсивную форму обучения пожарных и спасателей, что будет способствовать повышению уровня подготовки выпускников за счет расширения их профессионального кругозора и формирования «тактического мышления».

Выводы

Выполненный обзор применения цифровых образовательных технологий показал их востребованность и необходимость дальнейшего развития, а также внедрения в учебный процесс высшей школы. Актуальность такой задачи подтверждается событиями, связанными с пандемией коронави-русной инфекции и массовым переходом мировой

Общий вид виртуального тренажерного комплекса подготовки пожарных и спасателей

системы образования на дистанционный режим. На основании обзора литературы и личных исследований выявлены недостатки дистанционных форм обучения, к которым относятся прежде всего такие, как исключение живого общения между преподавателем и студентом, недостаточная эффективность в усвоении обучаемыми программы подготовки (особенно это касается формирования практических умений и навыков). Сделан вывод о необходимости применения смешанной формы обучения. Такая форма, при условии грамотно спроектированной траектории и баланса очного и дистанционного обучения, способна повысить уровень формируемых компетенций. В качестве наиболее перспективной цифровой образовательной технологии рассматриваются иммерсив-ные формы обучения, реализуемые посредством виртуальной реальности, которая позволяет на высоком уровне имитировать профессиональную среду. Сделан вывод о том, что такой технологический подход для обучения пожарных и спасателей является перспективным и требует дальнейшего развития. Актуальность применения иммерсив-ных образовательных технологий в подготовке пожарных и спасателей заключается в формате их будущей профессиональной деятельности — выполнение задачи по спасению людей, предотвращению и снижению материального ущерба в условиях воздействия опасных факторов пожара и иных чрезвычайных ситуаций. Учебно-полигонная база образовательных учреждений Государ-

ственной противопожарной службы МЧС России не позволяет организовать отработку практических вопросов на большинстве объектов экономики и социальной сферы, что снижает уровень подготовки курсантов и требует внедрения замещающих форм обучения, которые могут быть реализованы посредством иммерсивных образовательных технологий. В статье представлены подходы к применению иммерсивных образовательных технологий в подготовке пожарных и спасателей, которые будут реализованы при создании виртуального тренажерного комплекса (его ввод запланирован на 2022 год). Последующее масштабирование представленного подхода к подготовке пожарных и спасателей в другие вузы МЧС позволит унифицировать методики иммерсивной подготовки и обогатить их за счет коллективного опыта учебных заведений. Опыт организации и применения иммерсивной формы обучения может быть интересен образовательным учреждениям, осуществляющим подготовку выпускников для вооруженных сил, сил правопорядка, а также для других структур экстренного реагирования. Кроме того, подходы, которые представлены в статье, и опыт непосредственного участия в создании виртуального тренажерного комплекса позволят не только создать методики иммерсивной подготовки пожарных и спасателей, но и получить ценные знания по адаптации технических и цифровых устройств, программного обеспечения к реализуемому в академии образовательному процессу.

Список источников

1. Азевич, А. И. Иммерсивные технологии как средство визуализации учебной информации / А. И. Азевич // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. — 2020. — № 2 (52). — С. 35-43. — DOI: 10.25688/2072-9014.2020.52.2.04

2. Глазырин, А. Е. Методика проектирования иммерсивного тренажера для автоматизации профессиональной подготовки операторов эргатических систем управления / А. Е. Глазырин, Л. А. Стешина, И. В. Петухов // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Технические науки. — 2019. — № 2 (62). — С. 6-19.

3. Дозорцев, В. М. Технологии виртуальной реальности в обучении операторов технологических процессов / В. М. До-зорцев // Автоматизация в промышленности. — 2018. — № 6. — С. 42-50.

4. Еременко, Ю. А. Психофизиологические подходы к проектированию образовательного контента в иммерсивной среде / Ю. А. Еременко, О. А. Залата // Вопросы образования. — 2020. — № 4. — С. 207-231. — DOI: 10.17323/18149545-2020-4-207-231

5. Заславская, О. Ю. Анализ подходов к трансформации образования в условиях развития иммерсивных и других цифровых технологий / О. Ю. Заславская // Вестник МГПУ. Серия: Информатика и информатизация образования. — 2020. — № 3 (53). — С. 16-20. — DOI: 10.25688/2072-9014.2020.53.3.02.

6. Иванова, А. В. Технологии виртуальной и дополненной реальности: возможности и препятствия применения / А. В. Иванова // Стратегические решения и риск-менеджмент. — 2018. — № 3 (106). — С. 88-107.

7. Малий, Д. В. К вопросу об использовании иммерсивных технологий в образовательном процессе / Д. В. Малий, П. Н. Медведев, М. Г. Маркова // Преемственность в образовании. — 2019. — № 22 (06). — С. 818-826.

8. Селеменева, М. В. Иммерсивный театр как феномен современной городской культуры / М. В. Селеменева // Вестник Университета Правительства Москвы. — 2019. — № 3 (45). — С. 36-40.

9. Трофимова, Н. Н. Инновационные способы иммерсивного обучения работников предприятий с использованием технологий виртуальной реальности: зарубежный опыт / Н. Н. Трофимова // Актуальные проблемы экономики и управления. — 2020. — № 4 (28). — С. 143-147.

10. Уварина, Н. В. Анализ и перспективы применения иммерсивных технологий в системе подготовки офицеров Российской армии / Н. В. Уварина, А. В. Полковников // Современная высшая школа: инновационный аспект. — 2020. — Т. 12, № 4 (50). — С. 10-19. — DOI: 10.7442/2071-9620-2020-12-4-10-19

11. Шимченко, А. В. Технология виртуальной реальности как возможный электронный образовательный инструмент формирования практических навыков при переходе вузов к дистанционной модели образования / А. В. Шимченко, Е. О. Касяненко // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2020. — № 10. — С. 71-85. — DOI: 10.20339/AM.10-20.071

12. Chen X., Chen Z., Li Y. et al. ImmerTai: Immersive Motion Learning in VR Environments // Journal of Visual Communication and Image Representation. 2019. Vol. 58. P. 416-427. — DOI: 10.1016/j.jvcir.2018.11.039

13. Huang C., Luo Y., Yang S. et al. Influence of Students' Learning Style, Sense of Presence, and Cognitive Load on Learning Outcomes in an Immersive Virtual Reality Learning Environment // Journal of Educational Computing Research. 2020. Vol. 58. No. 3. P. 596-615. - DOI: 10.1177/0735633119867422

14. Webster R. Declarative knowledge acquisition in immersive virtual learning environments // Interactive Learning Environments. 2016. Vol. 24. No. 6. P. 1319-1333. - DOI: 10.1080/10494820.2014.994533

References

1. Azevich, A. I. (2020). Immersive technologies as a means ofvisualizing of learning information. VestnikMoskovskogo Gorodsk-ogo Pedagogicheskogo Universiteta. Seriya: Informatika i Informatizatsiya Obrazovaniya, 2, 35-43, doi: 10.25688/20729014.2020.52.2.04. (In Russian)

2. Glazyrin, A. E., Steshina, L. A. & Petukhov, I. V. (2019). Technique of designing immersive simulator for automation of professional training for operators. Vestnik Samarskogo Gosudarstvennogo Tekhnicheskogo Universiteta. Seriya: Tekhnicheskie Nauki, 2, 6-19. (In Russian)

3. Dozortsev, V. M. (2018). Tekhnologii virtualnoi realnosti v obuchenii operatorov tekhnologicheskikh protsessov [Technologies of virtual reality in the training of operators of technological processes]. Avtomatizatsiya vPromyshlennosti, 6, 42-50.

4. Eremenko, Yu. A. & Zalata, O. A. (2020). Psyhophysiological approaches to instructional design for immersive environments. Voprosy Obrazovaniya, 4, 207-231, doi: 10.17323/1814-9545-2020-4-207-231. (In Russian)

5. Zaslavskaya, O. Yu. (2020). Analysis of approaches to the transformation of education in the development of immersive and other digital technologies. Vestnik MGPU. Seriya «Informatika i Informatizatsiya Obrazovaniya, 3, 16-20, doi: 10.25688/2072-9014.2020.53.3.02. (In Russian)

6. Ivanova, A. V. (2018). VR & AR technologies: opportunities and application obstacles. Strategicheskie Resheniya i Risk-Menedzhment, 3, 88-107. (In Russian)

7. Maliy, D. V., Medvedev, P. N., Markova, M. G. (2019). K voprosu ob ispolzovanii immersivnykh tekhnologii v obrazovatel-nom protsesse [On the issue of the use of immersion technologies in the educational process]. Preemstvennost v obrazo-vanii, 22, 818-826.

8. Selemeneva, M. V. (2019). Immersive theatre as a modern city cultural phenomenon. Vestnik Universiteta Pravitel'stva Moskvy, 3, 36-40. (In Russian).

9. Trofimova, N. N. (2020). Innovative ways of immersive training of employees using virtual reality technologies: foreign experience. Aktualnye Problemy Ekonomiki i Upravleniya, 4, 143-147. (In Russian)

10. Uvarina, N. V. & Polkovnikov, A. V. (2020). Analysis and prospects for using immersive technologies in the system of training officers of engineering specialties. Sovremennaya Vysshaya Shkola: Innovatsionnyj Aspect, 12 (4), 10-19, doi: 10.7442/20719620-2020-12-4-10-19. (In Russian)

11. Shimchenko, A. V. & Kasyanenko, E. O. (2020). Virtual reality technology as possible electronic educational tool for development of practical skills in model of formation during transition of universities to distant education. Alma Mater (Vestnik Vysshej Shkoly), 10, 71-85, doi: 10.20339/AM.10-20.071. (In Russian)

12. Chen, X., Chen, Z., Li, Y. et al. (2019). ImmerTai: Immersive motion learning in VR environments. Journal of Visual Communication and Image Representation, 58, 416-427, doi: 10.1016/j.jvcir.2018.11.039.

13. Huang, C., Luo, Y., Yang, S. et al. (2020). Influence of students' learning style, sense of presence, and cognitive load on learning outcomes in an immersive virtual reality learning environment. Journal of Educational Computing Research, 58 (3), 596-615, doi: 10.1177/0735633119867422.

14. Webster, R. (2016). Declarative knowledge acquisition in immersive virtual learning environments. Interactive Learning Environments, 24(6), 1319-1333, doi: 10.1080/10494820.2014.994533.

Информация об авторах

Игорь Александрович Малый1, Владислав Васильевич Булгаков2, Ирина Юрьевна Шарабанова3, Олег Иванович Орлов4

1 2, 3, 4 Ивановская пожарно-спасательная академия Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

1 начальник академии, кандидат технических наук, доцент, г. Иваново, Россия, edufire@mail.ru

2 заместитель начальника академии, начальник Института профессиональной подготовки, кандидат технических наук, доцент, г. Иваново, Россия, vbulgakov@rambler.ru

3 заместитель начальника академии по научной работе, кандидат медицинских наук, доцент, г. Иваново, Россия, sharabanova@bk.ru

4 начальник научно-технического отдела, кандидат технических наук, г. Иваново, Россия, orlov.iigps@gmail.com

About the authors

I. A. Malyj1, V. V. Bulgakov2, I. Yu. Sharabanova3, O. I. Orlov4

1 Head of Ivanovo Fire and Rescue Academy of the State Fire Service of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters, PhD in Technical Sciences, Docent, Russia, Ivanovo, edufire@mail.ru

2 Deputy Head of Ivanovo Fire and Rescue Academy of the State Fire Service of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters, Head of the Institute of Professional Training, PhD in Technical Sciences, Docent, Russia, Ivanovo, vbulgakov@rambler.ru

3 Ivanovo Fire and Rescue Academy of the State Fire Service of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters, Deputy Head for Scientific Work, PhD in Medicine, Docent, sharabanova@bk.ru

4 Ivanovo Fire and Rescue Academy of the State Fire Service of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters, Head of the Scientific and Technical Department, PhD in Technical Sciences, orlov. iigps@gmail.com

P

P

P

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.