Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ'

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ТЕХНОЛОГИИ / ОБУЧАЮЩИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бычкова Мария Алексеевна

[Круглый стол Института ЛПО: Актуальные вопросы современной лингвистики] В статье рассматриваются возможности использования цифровых технологий на уроках иностранного языка для обучения старшеклассников письменной речи. На примере компьютерной программы Learning Apps описывается подход на основе текста-образца, выявляются этапы и их задачи. Предлагаются упражнения, разработанные на компьютерной платформе Learning Apps и направленные на развитие иноязычной письменной речи старшеклассников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бычкова Мария Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TECHNOLOGIES IN TEACHING FOREIGN LANGUAGE WRITING SKILLS TO HIGH SCHOOL STUDENTS

[Round table of the LPO Institute: Actual questions of modern linguistics] The paper presents a discussion of opportunities that various digital computer technologies open up for improving writing skills and strategies of senior school students. On the basis of the LearningApps platform the paper extensively dwells upon the ‘sample text’-based approach, the stages and their tasks are identi ed. The paper proposes different types of exercises that were created on the basis of the LearningApps platform used to teach writing skills at EFL classes.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ»

Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2022. № 2 (34). С. 195—197.

Economic and Social Research. 2022. No. 2 (34). P. 195—197.

УДК 37.013.32

doi: 10.24151/2409-1073-2022-2-195-197

Цифровые технологии при обучении иноязычной письменной речи

учащихся старших классов

Мария Алексеевна Бычкова

Национальный исследовательский университет «МИЭТ», Москва, Россия kengu-ru@live.ru

Аннотация. В статье рассматриваются возможности использования цифровых технологий на уроках иностранного языка для обучения старшеклассников письменной речи. На примере компьютерной программы Learning Apps описывается подход на основе текста-образца, выявляются этапы и их задачи. Предлагаются упражнения, разработанные на компьютерной платформе Learning Apps и направленные на развитие иноязычной письменной речи старшеклассников.

Ключевые слова: инновации, технологии, обучающие приложения, информационно-коммуникационные технологии.

Для цитирования: Бычкова М. А. Цифровые технологии при обучении иноязычной письменной речи учащихся старших классов // Экономические и социально-гуманитарные исследования. [Круглый стол Института ЛПО: Актуальные вопросы современной лингвистики]. 2022. № 2 (34). С. 195-197. https://doi.org/10.24151/2409-1073-2022-2-195-197

Digital technologies in teaching foreign language writing skills to high school students

Maria Alexeyevna Bychkova

National Research University of Electronic Technology, Moscow, Russia kengu-ru@live.ru

Abstract: The paper presents a discussion of opportunities that various digital computer technologies open up for improving writing skills and strategies of senior school students. On the basis of the LearningApps platform the paper extensively dwells upon the 'sample text'-based approach, the stages and their tasks are identified. The paper proposes different types of exercises that were created on the basis of the LearningApps platform used to teach writing skills at EFL classes.

Keywords: innovations, technologies, educational applications, information and communication technologies.

For citation: Bychkova M. A. Digital technologies in teaching foreign language writing skills to high school students. Economic and Social Research [Round table of the LPO Institute: Actual questions of modern linguistics]. 2022, no. 2 (34), pp. 195—197. (In Russian). https://doi.org/10.24151/2409-1073-2022-2-195-197

В современном мире цифровые технологии завоевывают всё большую популярность в обучении различным дисциплинам, в том числе иностранному языку. Как утверждают исследователи, их применение на уроках иностранного языка делает процесс обучения более продуктивным [1, с. 50]. Компьютерные программы применяются для формирования и развития иноязычных языковых навыков, а также умений всех видов речевой деятельности, включая письменную речь.

Цель работы — показать преимущества использования цифровых технологий при обучении иноязычной письменной речи учащихся старших классов на примере компьютерной программы Learning Apps.

Обучать письменной речи можно двумя путями: «Сверху» и «Снизу» [2, с. 130]. Путь «Сверху» — путь от анализа текста-образца к выполнению определенного комплекса упражнений, постепенно приводящего учащегося к продуцированию своего собственного текста. Путь «Снизу» —путь, где учащийся создает отдельные предложения без текстовых опор, чтобы в конце прийти к написанию готового связного текста.

В своей работе мы будем использовать технологию обучения письменной речи путем «Сверху», в которой выделяются три этапа — рецептивный, репродуктивный и продуктивный [2; 3; 4]. В таблице представлены этапы обучения письму путем «Сверху» и их содержание.

На рецептивном этапе учащиеся читают англоязычный текст-образец. На репродуктивном этапе они выполняют упражнения по использованию лексико-грамматических структур из текста. На продуктивном этапе

учащиеся составляют свое письменное высказывание с опорой на текст-образец.

Для повышения эффективности обучения иноязычной письменной речи учащихся старших классов мы покажем возможности использования цифровых технологий на примере платформы Learning Apps. Преимуществами Learning Apps являются: доступ к платформе независимо от места нахождения учащегося, асинхронное взаимодействие учителя и обучающихся, интерактивные модули с разноти-повыми упражнениями, возможность их группировки и скачивания, общедоступность упражнений, создание аккаунтов для учеников, размещение готовых упражнений, применение ссылок полноэкранного представления.

При этом, как отмечает Н. Л. Байдикова, «технические устройства и используемые ими носители информации являются всего лишь средствами, а не самоцелью. Их использование должно подчиняться дидактической цели и быть методически оправданным» [5, с. 91], поэтому задания, выполняемые учащимися на платформе Learning Apps, были согласованы с методикой обучения письму путем «Сверху».

Программа Learning Apps позволяет реализовать все три этапа при обучении письменной речи путем «Сверху». В соответствии с задачами каждого этапа были разработаны упражнения и загружены в Learning Apps.

Первый этап — рецептивный — предполагает восприятие текста-образца, загруженного из учебника на платформу Learning Apps. Чтение текста также может осуществляться и непосредственно из учебника, однако его

Этапы обучения письменной речи с опорой на текст-образец

№ Этапы Задачи этапов

1 рецептивный — чтение и понимание текста; — выявление логики, структуры и особенностей оформления текста

2 репродуктивный — воспроизведение лексико-грамматических структур из текста-образца

3 продуктивный — продуцирование своего письменного высказывания на основе текстовой опоры

Бычкова М. А.

наличие в электронном формате более удобно для автономной работы учащегося и выполнения упражнений к тексту онлайн.

Упражнения на проверку понимания содержания текста, определение его структуры и логики построения также относятся к первому этапу методики обучения письму путем «Сверху». Для этой цели могут использоваться упражнения на определение верных и неверных высказываний по содержанию текста (True/ False Statements), формулирование ответов на вопросы, расположение частей текста в верном порядке. Такое упражнение, как заполнение пропусков фразами из текста, способствует усвоению лек-сико-грамматического материала текста-образца. Каждое новое упражнение располагается на отдельной интернет-странице, куда учащийся переходит по ссылке после выполнения предыдущего упражнения. Все выполненные упражнения проверяются автоматически, что позволяет учителю сэкономить время на проверку и больше времени уделить работе с учащимися над ошибками.

По последней ссылке учащийся переходит к упражнению продуктивного этапа обучения, где пишет письмо-ответ к письму-стимулу, используя текст, прочитанный им на первом этапе, тем самым продуцируя собственное высказывание на основе текста-образца.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что в работе была использована технология обучения письменной речи путем «Сверху», в которой были три этапа — рецептивный, репродуктивный и продуктивный. Для повышения эффективности обучения иноязычной письменной речи были продемонстрированы возможности и перечислены преимущества использования цифровых технологий на примере платформы Learning Apps. В результате было доказано, что программа Learning Apps позволяет реализовать все три этапа при обучении письменной речи путем «Сверху». Также в соответствии с задачами каждого этапа были разработаны упражнения и загружены в Learning Apps. Итак, действительно, использование цифровых технологий для обучения письму учащихся старших классов имеет большие преимущества перед традиционным обучением.

Список источников

1. Бредихина И. А. Методика преподавания иностранных языков. Обучение основным видам речевой деятельности. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2018. 104 с.

2. Скалкин В. Л. Обучение диалогической речи: пособие для учителей. К.: Кнорус, 1989. 158 с.

3. Полякова Е. Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей. М.: ИРИС Дидактика, 2004. 230 с.

4. Худяков Н. Л. Технологии и методы преподавания иностранных языков: учебное пособие для студентов направления подготовки «Филологическое образование». Уфа: БГПУ, 2009. 196 с.

5. Байдикова Н. Л. Классификация технических средств обучения: лингводидактический аспект // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020. № 2 (145). С. 86-91.

References

1. Bredihina I. A. Metodika prepodavanija inostran-nyh jazykov. Obuchenie osnovnym vidam rechevoj deja-tel'nosti. Ekaterinburg: Izd-vo Ural. un-ta, 2018. 104 s.

2. Skalkin V. L. Obuchenie dialogicheskoj rechi: Posobie dlja uchitelej. K.: Knorus, 1989. 158 s.

3. Poljakova E. N. Metodika formirovanija sa-mostojatel'noj pis'mennoj rechi u detej. M.: IRIS Di-daktika, 2004. 230 s.

4. Hudjakov N. L. Tehnologii i metody prepodavanija inostrannyh jazykov: Uchebnoe posobie dlja studentov napravlenija podgotovki «Filologicheskoe obrazovanie». Ufa: BGPU, 2009. 196 s.

5. Bajdikova N. L. Klassifikacija tehnicheskih sredstv obuchenija: lingvodidakticheskij aspekt // Iz-vestija Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogi-cheskogo universiteta. 2020. № 2 (145). S. 86-91.

Информация об участнике

Бычкова Мария Алексеевна — магистрант, Институт ЛПО, 2 курс, группа Л-22М, профиль «Инновационная лингводидактика», Национальный исследовательский университет «МИЭТ» (Россия, 124498, г. Москва, пл. Шокина, 1).

Information about participant

Maria Alexeyevna Bychkova — master's student, LPO Institute, 2nd year, group L-22M, profile Innovative Linguodidactics, National Research University of Electronic Technology (Russia, 124498, Moscow, Shokinsq., 1).

Статья поступила в редакцию 25.03.2022.

The article was submitted 25.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.